ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 12 ноября 1998 г. N 21-15/23586 (ТВК 98-24) Управление организации таможенной службы ГТК России рассмотрело обращение от 22.10.98 N 01-29/10647 относительно возможности таможенного оформления продукции военного назначения по лицензиям, выдаваемым Министерством торговли Российской Федерации на оказание услуг военного назначения и сообщает следующее. В соответствии с Федеральным законом "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации" от 19.07.98 N 114-ФЗ (далее - Закон) ввоз и вывоз продукции военного назначения подлежит государственному регулированию путем применения механизма лицензирования. Согласно Закону под ввозом/вывозом продукции военного назначения понимается перемещение указанной продукции на территорию Российской Федерации и за пределы Российской Федерации соответственно. В связи с этим производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля продукции военного назначения возможно при условии представления таможенным органам соответствующей лицензии Минторговли России на перемещение указанной продукции через таможенную границу Российской Федерации, независимо от целей ее ввоза/вывоза. К продукции военного назначения, согласно Закону, относится как вооружение и военная техника, так и услуги различного характера в области военно-технического сотрудничества, стандарты безопасности для человека и объектов окружающей среды, ремонт вооружения и военной техники и т.д. Таможенные органы, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации о таможенном деле, осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обеспечивают соблюдение разрешительного порядка их перемещения. Кроме того, согласно пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" (приказы ГТК России от 19.03.96 N N 149, 150)^, на таможенные органы возложен контроль за вывозом с территории Российской Федерации и ввозом на территорию Российской Федерации товаров, являющихся объектами лицензирования. Подобная норма также закреплена пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 879 "О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации" (приказ ГТК России от 23.10.95 N 635). Под товаром, согласно Таможенному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ, понимается любое движимое имущество, а также соответствующие транспортные средства. Товары и транспортные средства при их перемещении (ввозе/вывозе) через таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств фиксируется при их фактическом пересечении таможенной границы, а факт вывоза при совершении действий, непосредственно направленных на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства. К понятию услуг (на которые Минторговли России выдает лицензии), согласно Федеральному закону "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10.95 N 157-ФЗ, относится предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, факт вывоза/ввоза которой фиксируется в момент предоставления или получения услуги соответственно. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации услуги не подлежат таможенному оформлению и таможенными органами не контролируется. Таможенному оформлению и таможенному контролю подлежат не сами услуги, а результаты предоставленных услуг и выполненных работ, выраженных в материально-вещественной форме, то есть товары. В соответствии с инструкцией "О порядке оформления заявлений и выдачи лицензий на экспорт или импорт продукции,т работ и услуг военного назначения#", зарегистрированной в Минюсте России за N 978 от 16.11.95 (указание ГТК России от 26.12.95 N 01-12/1518), лицензии Минторговли России оформляются во всех случаях при вывозе и ввозе продукции, работ и услуг военного назначения. Таким образом, в случаях ввоза/вывоза продукции военного назначения, в отношении которой будут осуществляться услуги и работы, должно выдаваться две лицензии: одна на ввоз/вывоз продукции военного назначения, другая на оказание услуг, с указанием в реквизите "15" лицензии Минторговли России соответствующей категории услуги (например, ;4.4" и др.). Учитывая тот факт, что порядок оформления лицензий, выдаваемых Минторговли России на ввоз продукции военного назначения на территорию Российской Федерации для целей выполнения соответствующих работ и услуг, до настоящего времени не конкретизирован, а также исходя из того, что таможенные органы Российской Федерации, в соответствии с возложенными на них функциями, не осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль в отношении работ и услуг, считаем возможным регистрировать лицензии Минторговли России, выданные на услуги, но предполагающие перемещение продукции военного назначения, а также производить таможенное оформление и проводить таможенный контроль продукции военного назначения, ввозимой для выполнения в ее отношении работ и услуг, при условии наличия в реквизите "15" лицензии категории продукции военного назначения, фактически перемещаемой через таможенную границу. Заместитель начальника Управления организации таможенной службы ГТК России Е. Будаева 12 ноября 1998 г. N 21-15/23586 |