ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 30 декабря 1998 г. N 1586 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве науки и технологий Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 1997 г. N 1158 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и технологий Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 38, ст. 4382). Председатель Правительства Российской Федерации Е. Примаков 30 декабря 1998 г. N 1586 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года N 1586 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве науки и технологий Российской Федерации 1. Министерство науки и технологий Российской Федерации (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. 2. В своей деятельности Министерство науки и технологий Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Министерство науки и технологий Российской Федерации осуществляет свою работу во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, отраслевыми академиями наук, имеющими государственный статус, сотрудничает с научными, инновационными и инвестиционными организациями, общественными объединениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования. 4. Основными задачами Министерства науки и технологий Российской Федерации являются: 1) формирование и обеспечение реализации государственной научно-технической политики; 2) определение приоритетных направлений развития науки и техники и перечня критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское назначение, разработка и осуществление мер по применению этих критических технологий; 3) обеспечение решения важнейших межотраслевых научно-технических проблем; 4) разработка и осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала России, его рациональному размещению на территории страны, адаптации научно-технической сферы к условиям рыночной экономики; 5) формирование механизмов государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности, рынка наукоемкой продукции и услуг, объектов промышленной собственности, содействие привлечению частных инвестиций для коммерческого использования результатов научных исследований и разработок, развитию конкуренции и инновационного предпринимательства в научно-технической сфере; 6) ресурсное обеспечение науки и эффективное использование средств федерального бюджета, выделяемых на развитие фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу; 7) организация работы по формированию и использованию государственных и иных ресурсов научно-технической информации; 8) содействие развитию научно-технического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями и осуществление во взаимодействии с Министерством иностранных дел Российской Федерации регулирования этого сотрудничества; 9) разработка и осуществление мер по социальной защите научных работников, специалистов научных организаций и работников сферы научного обслуживания. 5. Министерство науки и технологий Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами: 1) осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию деятельности по формированию государственной научно-технической политики; подготавливает в установленном порядке проекты докладов Правительства Российской Федерации о направлениях государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды; 2) организует разработку предложений по приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий федерального уровня, имеющих гражданское назначение, федеральным целевым научно-техническим программам и содействует в установленном порядке их реализации; 3) обеспечивает подготовку прогнозов научно-технического развития, принимает участие в разработке предложений по формированию прогнозов и программ социально-экономического развития, государственной структурной и инновационной политики; 4) выступает в установленном порядке государственным заказчиком федеральных целевых и других научно-технических программ и проектов, выдает с согласия организаций независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы заказы на реализацию научно-технологических разработок, проведение экспертиз, заключает с этими организациями контракты (договоры) на выполнение указанных работ; 5) организует экспертизу и подготавливает заключения по проектам федеральных целевых и межотраслевых научно-технических программ, разделов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ федеральных и межгосударственных целевых программ, а также международных (с участием Российской Федерации) научно-технических программ и проектов, контролирует их выполнение; 6) подготавливает предложения по перечню важнейших строек и объектов науки, опытных и промышленных производств, использующих результаты законченных научных исследований и разработок, для включения их в федеральную инвестиционную программу; 7) проводит анализ и осуществляет меры по развитию рынков научной и научно-технической продукции и услуг, подготавливает предложения, направленные на развитие инновационной деятельности в экономике, с целью повышения востребованности результатов научной деятельности, а также на снижение рисков негосударственных инвесторов, участвующих в финансировании инновационных наукоемких проектов; 8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию механизма экономического регулирования научно-технической деятельности и производственному освоению научно-технических достижений; 9) осуществляет меры по проведению конверсии научных организаций, выполняющих оборонные исследования и опытно-конструкторские работы, и расширению гражданского использования технологий двойного назначения; 10) разрабатывает совместно с Министерством экономики Российской Федерации систему показателей, характеризующих эффективность практического использования результатов научных исследований и разработок; 11) подготавливает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по проекту федерального бюджета; в пределах своей компетенции определяет и уточняет состав объектов финансирования по разделу, предусматривающему ассигнования на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, и объемы выделяемых бюджетных средств; вносит предложения по корректировке годовых планов бюджетного финансирования, их разбивке по кварталам, целевым и предметным статьям и видам расходов; распределяет в пределах, определяемых Министерством финансов Российской Федерации, лимиты текущего финансирования федеральных органов исполнительной власти, федеральных целевых программ, целевых бюджетных фондов и других объектов; 12) определяет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти состав исполнителей и объектов финансирования по приоритетным направлениям развития науки и технологий; распределяет в установленном порядке ассигнования на их текущее финансирование из средств федерального бюджета независимо от организационно-правовой формы организаций-исполнителей; 13) организует конкурсы по решению важнейших научно-технических проблем, разработке проектов федеральных целевых научно-технических программ, созданию новых технологий и новой техники; 14) участвует в соответствии с законодательством Российской Федерации в финансировании региональных научно-технических программ и проектов, имеющих важное межрегиональное и федеральное значение; 15) утверждает номенклатуру специальностей научных работников; 16) осуществляет совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, а в отношении государств - участников СНГ также с Министерством Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, координацию деятельности в области международного научно-технического сотрудничества; 17) разрабатывает и вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о заключении международных договоров о научно-техническом сотрудничестве; участвует в согласовании проектов указанных договоров, подготавливаемых другими федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 18) ведет учет договоров о международном научно-техническом сотрудничестве, заключаемых государственными научными организациями и учреждениями; 19) обеспечивает в установленном порядке формирование и координацию деятельности российских частей межправительственных комиссий, межведомственных комиссий, комитетов, рабочих групп и иных смешанных структур по научно-техническому сотрудничеству; 20) осуществляет по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации подбор кандидатур и представление их к назначению на должности сотрудников аппарата атташе и групп по науке и технике дипломатических представительств Российской Федерации, а также оперативную координацию их деятельности; 21) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти информационно-рекламную работу, направленную на пропаганду за рубежом достижений Российской Федерации в области науки и технологий, а также продвижение на зарубежный рынок передовых технологий; осуществляет командирование за границу специалистов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; проводит аккредитацию иностранных фирм и организаций, осуществляющих в Российской Федерации деятельность в области науки и технологий; финансирует проводимые в пределах своей компетенции мероприятия, связанные с выполнением международных обязательств Российской Федерации; 22) принимает участие в разработке и реализации государственной политики в области создания и вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности в научно-технической сфере, передаче и использовании технологий, распространении международных стандартов и сертификатов; участвует в проведении экспортного контроля в Российской Федерации; 23) разрабатывает меры, направленные на формирование единого информационного пространства государств - участников СНГ в области науки и технологий, на развитие, эффективное использование государственных информационных ресурсов и создание информационной инфраструктуры в этой сфере, участвует в реализации этих мер; 24) участвует в организации и проведении, в том числе за рубежом, научно-технических выставок, ярмарок, презентаций инновационно-технологических проектов, а также конференций и семинаров по проблемам научно-технического и инновационного развития; 25) определяет порядок государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов - результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от их организационно-правовой формы; 26) в соответствии с законодательством Российской Федерации дает разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации; 27) разрабатывает методологию и организует проведение статистических обследований в сфере науки и технологий, включая подготовку с учетом международных стандартов и утверждение в установленном порядке форм статистической отчетности, издает информационно-аналитические материалы; 28) вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о присвоении научным организациям статуса государственного научного центра Российской Федерации или о сохранении этого статуса, ведет реестр и утверждает планы фундаментальных, поисковых и прикладных исследований таких центров; рассматривает предложения об отнесении муниципальных образований к наукоградам, проекты программ их развития и мер государственной поддержки, вносит соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации; 29) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники; 30) разрабатывает методологию оценки результатов деятельности научных организаций, проводит в установленном порядке их государственную аккредитацию; 31) разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке осуществляет меры по развитию и использованию сети Интернет в научно-технической сфере, координирует работы, связанные с созданием компьютерной сети для науки и высшей школы; 32) координирует и контролирует в установленном порядке деятельность подведомственных организаций. 6. Министерство науки и технологий Российской Федерации имеет право: 1) создавать научные и координационные советы, научно-технические комиссии, экспертные и рабочие группы по важнейшим межотраслевым проблемам науки и программам, по которым Министерство науки и технологий Российской Федерации является государственным заказчиком; 2) иметь резерв средств на финансирование фундаментальных и поисковых научно-исследовательских работ, программ важнейших прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проводимых государственными научными центрами Российской Федерации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в составе федеральных целевых программ и других приоритетных исследований, необходимость выполнения которых возникает в течение года; 3) использовать до 0,5 процента ассигнований из федерального бюджета, выделяемых Министерству на финансирование приоритетных направлений научно-технического прогресса, для финансирования мероприятий в области международного научно-технического сотрудничества, связанных с реализацией этих приоритетных направлений, за исключением расходов, связанных с обеспечением деятельности центрального аппарата Министерства; 4) проводить проверки использования организациями средств, выделенных из федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ гражданского назначения, в том числе выполняемых научными организациями оборонных отраслей промышленности; 5) проводить в пределах своей компетенции в установленном порядке переговоры с представителями зарубежных государств, иностранных и международных организаций, подписывать международные договоры межведомственного характера; 6) оказывать иностранным специалистам содействие в оформлении соответствующих документов, обращаться за получением виз при оформлении служебных поездок за границу непосредственно в дипломатические и консульские представительства иностранных государств в России; 7) использовать ассигнования, выделяемые Министерству на финансирование приоритетных направлений научно-технического прогресса, для закупки образцов приборов, оборудования и комплектующих изделий, научно-технической литературы, лицензий, поддержки патентования отечественных изобретений, организации научных конгрессов, конференций, симпозиумов и других мероприятий, обеспечивающих содействие проведению научных исследований и разработок; 8) заключать в установленном порядке соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в области науки и технологий; 9) запрашивать в установленном порядке у государственных органов статистики, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации материалы, необходимые для работы Министерства. 7. Министерство науки и технологий Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. 8. Министр: 1) руководит деятельностью Министерства науки и технологий Российской Федерации на основе единоначалия; 2) распределяет должностные обязанности между заместителями Министра и руководителями структурных подразделений Министерства; 3) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства науки и технологий Российской Федерации в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности его работников, смету расходов на содержание центрального аппарата Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, а также положения о структурных подразделениях; 4) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства; 5) издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения, дает указания, организует и проверяет их исполнение. В необходимых случаях указанные акты издаются совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти; 6) определяет в рамках компетенции Министерства науки и технологий Российской Федерации перечень сведений, относящихся к государственной тайне; 7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве. Министр вправе делегировать подчиненным должностным лицам отдельные предоставленные ему полномочия, кроме полномочий, относящихся к исключительной компетенции Министра. 9. В Министерстве науки и технологий Российской Федерации образуется коллегия, в состав которой входят по должности Министр (председатель коллегии) и его заместители. Другие члены коллегии утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности Министерства науки и технологий Российской Федерации. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство Российской Федерации. 10. Для рассмотрения важнейших вопросов формирования и реализации государственной научно-технической политики в Министерстве науки и технологий Российской Федерации создается научно-технический совет, в состав которого входят ведущие ученые и специалисты. Состав научно-технического совета и положение о нем утверждаются Министром. 11. Финансирование центрального аппарата Министерства науки и технологий Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на государственное управление. 12. Министерство науки и технологий Российской Федерации имеет подведомственные государственные унитарные предприятия, научные учреждения и иные организации. 13. Министерство науки и технологий Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте) в Центральном банке Российской Федерации, других кредитных организациях и в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. 14. Местонахождение Министерства науки и технологий Российской Федерации - г. Москва. |