О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 20.11.98 30-08/34763

                      О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                          20 ноября 1998 г.
                            N 30-08/34763

                             (ФГ(Р) 99-1)


     Государственная налоговая  инспекция  по  г.  Москве  в  связи  с
поступающими запросами сообщает следующее.
     1. В соответствии со статьей  4  Федерального  закона  Российской
Федерации  от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общее
количество объектов налогообложения  каждого  вида  объектов  игорного
бизнеса  подлежит  обязательной  регистрации в органах Государственной
налоговой службы Российской Федерации по  месту  нахождения  указанных
объектов  до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства
о регистрации,  т.е.  объекты налогообложения подлежат регистрации  по
месту их фактического нахождения.
     В случае если у юридического лица,  зарегистрированного  в  одной
инспекции,   имеются   объекты   игорного  бизнеса,  расположенные  на
территории других инспекций,  то они  подлежат  регистрации  по  месту
нахождения каждого объекта игорного бизнеса (точки) в данной налоговой
инспекции.
     В случае сдачи игорного оборудования в аренду плательщиком налога
на  игорный  бизнес  является  арендатор.  Арендодатель  с  полученных
доходов   уплачивает   налоги   и  другие  платежи  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом
"ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от  27.12.91  г.  N
2118-1  "Об  основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации" (с
последующими   изменениями   и   дополнениями)   по   устанавливаемому
представительными органами власти местному налогу - "сбору за открытие
игорного бизнеса" - плательщиками являются  юридические  и  физические
лица - собственники игорного оборудования.
     Постановление президиума  Высшего  арбитражного  Суда  Российской
Федерации  по  данному  вопросу  было доведено письмом Государственной
налоговой инспекции по г. Москве от 25.09.97 г. N 13-10/23548.
     2. В   соответствии   со  статьями  2  и  5  Федерального  закона
Российской Федерации от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ  "О  налоге  на  игорный
бизнес"  под  игровым  столом  (в  целях применения указанного Закона)
понимается  специально  оборудованное  место  в   игорном   заведении,
предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша,  в
которых игорное заведение через  своих  представителей  участвует  как
сторона или как организатор и (или) наблюдатель.
     При этом минимальный размер ставок налога в год составляет:
     за каждый  игровой стол,  предназначенный для проведения азартных
игр,  в которых  игорное  заведение  участвует  как  сторона,  -  1200
минимальных размеров оплаты труда;
     за каждый игровой стол,  предназначенный для проведения  азартных
игр,  в  которых  игорное  заведение участвует как организатор и (или)
наблюдатель, - 100 минимальных размеров оплаты труда;
     за каждый игровой автомат - 45 минимальных размеров оплаты труда.
     Исходя из этого азартные игры, разыгрываемые в игорном заведении,
подразделяются на следующие категории:
     - игры с представителями игорного заведения (крупье),  в процессе
которых  участвующий  в игре посетитель (игрок) играет против игорного
заведения.  Соответственно в случае выигрыша посетителя сумму выигрыша
ему  выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения.  А в
случае проигрыша посетителя (игрока) сумма его проигрыша  поступает  в
доход  игорного  заведения.  В  таком  случае  игорное заведение будет
выступать как сторона (например,  игра в рулетку,  карточные игры типа
"Блэк Джек", покер, игры в кости типа "крепс");
     - круговые игры, в процессе которых участвующие в игре посетители
игорного  заведения  играют  между  собой,  а  представитель  игорного
заведения (крупье) только  обслуживает  игровой  стол.  Соответственно
суммы  выигрышей  и  проигрышей  посетителей  (игроков) распределяются
между ними по итогам каждой сдачи.  Игорное заведение получает от этих
игр  лишь  определенный  процент  от  суммы каждого выигрыша.  В таком
случае игорное заведение  будет  выступать  как  организатор  и  (или)
наблюдатель (например, карточная игра типа "стат покер");
     - игры на игровом автомате, в процессе которых участвующий в игре
посетитель  игорного  заведения  делает  ставки в игровом автомате.  В
случае выигрыша посетителя (игрока)  сумму  выигрыша  ему  выплачивает
игорное заведение из денежных средств заведения.  А в случае проигрыша
сумма  проигрыша  посетителя  (игрока)  поступает  в  доход   игорного
заведения.
     При этом в игорном заведении в доступном  для  посетителей  месте
наряду  с  другими  правилами,  регламентирующими  работу  и посещение
игорного  заведения,  должны  находиться   правила   проведения   игр,
утверждаемые    администрацией   игорного   заведения.   Необходимость
установления таких правил игорным заведением предусмотрена  статьей  2
Федерального  закона  от  31.07.98  г.  N  142-ФЗ "О налоге на игорный
бизнес" при определении понятия "азартная игра".
     3. В  соответствии  с  пунктом  2  статьи  6  Федерального закона
Российской Федерации от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ  "О  налоге  на  игорный
бизнес"  расчет сумм налога представляется плательщиком налога в орган
Государственной налоговой службы Российской  Федерации  ежемесячно  по
месту  регистрации  объектов  налогообложения,  т.е.  не позднее 20-го
числа месяца,  следующего за отчетным, и порядок представления расчета
сумм налога аналогичен порядку регистрации объектов налогообложения.
     Бухгалтерская отчетность   налогоплательщиками  представляется  в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
     4. В  соответствии  со  статьей  2 Федерального закона Российской
Федерации от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ "О налоге на  игорный  бизнес"  под
игорным   бизнесом  понимается  предпринимательская  деятельность,  не
являющаяся реализацией продукции (товаров,  работ, услуг), связанная с
извлечением  игорным  заведением  от  участия  в азартных играх и пари
дохода в виде выигрыша  и  платы  за  их  проведение,  а  под  игорным
заведением   -   предприятие,  в  котором  на  основании  лицензии  на
осуществление  предпринимательской  деятельности  в  области  игорного
бизнеса  проводятся  азартные игры и (или) принимаются ставки на пари:
казино,  тотализатор,  букмекерская контора,  зал игровых автоматов  и
иные   игорные  дома  (места).  В  свою  очередь  под  азартной  игрой
понимается  основанное  на  риске  и  заключенное  между   двумя   или
несколькими лицами,  как физическими, так и юридическими, по правилам,
установленным  игорным  заведением,  соглашение  о   выигрыше,   исход
которого  зависит  от обстоятельства,  на наступление которого стороны
имеют возможность оказывать воздействие.
     Исходя из изложенного если имеют место перечисленные  необходимые
условия,  а также имеется объект налогообложения,  то игровой стол для
игры  в  шахматы,  находящийся  в  игорном  заведении  и  на   котором
проводится игра с любым видом выигрыша,  должен подпадать под действие
Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г.  N  142-ФЗ  "О
налоге на игорный бизнес".
     В то же время Общероссийским классификатором видов  экономической
деятельности,   продукции   и   услуг,   утвержденным   постановлением
Госстандарта России от 6.08.93 г.  N 17 (с последующими  изменениями),
производство  инвентаря  для  шашек и шахмат включено в подгруппу 3693
"Производство спортивных товаров".
     Таким образом,  производство  инвентаря  для  шашек  и  шахмат не
подпадает под действие Федерального закона от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ "О
налоге на игорный бизнес".
     Одновременно Государственная  налоговая  инспекция  по г.  Москве
сообщает,  что в связи с принятием и вступлением в силу (с  7  августа
1998  г.)  Федерального  закона  от 31.07.98 г.  N 142-ФЗ "О налоге на
игорный бизнес" игорные заведения в части осуществления  ими  игорного
бизнеса  не  являются  плательщиками  налога  на  прибыль  (доходы)  и
уплачивают налог на игорный бизнес.
     В соответствии  со  статьей  2  вышеназванного Закона под игорным
бизнесом понимается предпринимательская  деятельность,  не  являющаяся
реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением
игорным заведением от участия в азартных играх и пари  дохода  в  виде
выигрыша и платы за их проведение.
     В связи с  этим  игорные  заведения  в  части  осуществления  ими
игорного   бизнеса   не   являются   плательщиками  налогов,  объектом
налогообложения которых является объем  реализации  продукции  (работ,
услуг),  таких,  как  налог  на  содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной  сферы,  налог  на  пользователей   автомобильных
дорог, сбор за право использования местной символики, налог с продаж.
     При осуществлении  игорным  заведением  наряду с игорным бизнесом
других  видов  предпринимательской  деятельности,  не  относящихся   к
игорному   бизнесу   (например,   реализация  продуктов  общественного
питания,  розничная торговля,  реализация концертных услуг и  т.  п.),
указанное  заведение  обязано  вести  раздельный  учет доходов от этих
видов  предпринимательской  деятельности  и  налогообложение   доходов
(выручки)   от   этих   видов  деятельности  производится  в  порядке,
предусмотренном Законом Российской Федерации от 27.12.91 г.  N  2116-1
"О  налоге  на  прибыль  предприятий и организаций" с учетом внесенных
изменений и дополнений.
     5. Согласно  пункту  3  приказа  Министерства финансов Российской
Федерации  от  15.03.96  г.  N  27  "О  мероприятиях   по   реализации
Федерального  закона  от  29.12.95 г.  N 222-ФЗ "Об упрощенной системе
налогообложения,   учета   и   отчетности   для    субъектов    малого
предпринимательства"  на  указанную  систему  налогообложения не могут
быть  переведены  предприятия  игорного  и  развлекательного  бизнеса.
Вместе  с тем если предприятие сдает бильярдное оборудование населению
в аренду, взимая только плату за прокат (не осуществляя прием ставок и
не выплачивая денежные или вещевые призы), то это не расценивается как
игорный бизнес и на предприятие может быть  распространена  упрощенная
система налогообложения.
     Основание: письма  Государственной  налоговой  службы  Российской
Федерации от 9.10.98 г. N 02-4-07/6 и от 11.11.98 г. N 28-3-06/10.

Заместитель начальника инспекции -
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                            А. Глинкин
20 ноября 1998 г.
N 30-08/34763