О НАЛОГЕ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ 20 ноября 1998 г. N 30-08/34763 (ФГ(Р) 99-1) Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с поступающими запросами сообщает следующее. 1. В соответствии со статьей 4 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту нахождения указанных объектов до момента их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации, т.е. объекты налогообложения подлежат регистрации по месту их фактического нахождения. В случае если у юридического лица, зарегистрированного в одной инспекции, имеются объекты игорного бизнеса, расположенные на территории других инспекций, то они подлежат регистрации по месту нахождения каждого объекта игорного бизнеса (точки) в данной налоговой инспекции. В случае сдачи игорного оборудования в аренду плательщиком налога на игорный бизнес является арендатор. Арендодатель с полученных доходов уплачивает налоги и другие платежи в соответствии с действующим законодательством. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подпунктом "ц" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) по устанавливаемому представительными органами власти местному налогу - "сбору за открытие игорного бизнеса" - плательщиками являются юридические и физические лица - собственники игорного оборудования. Постановление президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации по данному вопросу было доведено письмом Государственной налоговой инспекции по г. Москве от 25.09.97 г. N 13-10/23548. 2. В соответствии со статьями 2 и 5 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игровым столом (в целях применения указанного Закона) понимается специально оборудованное место в игорном заведении, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель. При этом минимальный размер ставок налога в год составляет: за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, - 1200 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наблюдатель, - 100 минимальных размеров оплаты труда; за каждый игровой автомат - 45 минимальных размеров оплаты труда. Исходя из этого азартные игры, разыгрываемые в игорном заведении, подразделяются на следующие категории: - игры с представителями игорного заведения (крупье), в процессе которых участвующий в игре посетитель (игрок) играет против игорного заведения. Соответственно в случае выигрыша посетителя сумму выигрыша ему выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения. А в случае проигрыша посетителя (игрока) сумма его проигрыша поступает в доход игорного заведения. В таком случае игорное заведение будет выступать как сторона (например, игра в рулетку, карточные игры типа "Блэк Джек", покер, игры в кости типа "крепс"); - круговые игры, в процессе которых участвующие в игре посетители игорного заведения играют между собой, а представитель игорного заведения (крупье) только обслуживает игровой стол. Соответственно суммы выигрышей и проигрышей посетителей (игроков) распределяются между ними по итогам каждой сдачи. Игорное заведение получает от этих игр лишь определенный процент от суммы каждого выигрыша. В таком случае игорное заведение будет выступать как организатор и (или) наблюдатель (например, карточная игра типа "стат покер"); - игры на игровом автомате, в процессе которых участвующий в игре посетитель игорного заведения делает ставки в игровом автомате. В случае выигрыша посетителя (игрока) сумму выигрыша ему выплачивает игорное заведение из денежных средств заведения. А в случае проигрыша сумма проигрыша посетителя (игрока) поступает в доход игорного заведения. При этом в игорном заведении в доступном для посетителей месте наряду с другими правилами, регламентирующими работу и посещение игорного заведения, должны находиться правила проведения игр, утверждаемые администрацией игорного заведения. Необходимость установления таких правил игорным заведением предусмотрена статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" при определении понятия "азартная игра". 3. В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" расчет сумм налога представляется плательщиком налога в орган Государственной налоговой службы Российской Федерации ежемесячно по месту регистрации объектов налогообложения, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и порядок представления расчета сумм налога аналогичен порядку регистрации объектов налогообложения. Бухгалтерская отчетность налогоплательщиками представляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 4. В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение, а под игорным заведением - предприятие, в котором на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или) принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). В свою очередь под азартной игрой понимается основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам, установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, на наступление которого стороны имеют возможность оказывать воздействие. Исходя из изложенного если имеют место перечисленные необходимые условия, а также имеется объект налогообложения, то игровой стол для игры в шахматы, находящийся в игорном заведении и на котором проводится игра с любым видом выигрыша, должен подпадать под действие Федерального закона Российской Федерации от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". В то же время Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденным постановлением Госстандарта России от 6.08.93 г. N 17 (с последующими изменениями), производство инвентаря для шашек и шахмат включено в подгруппу 3693 "Производство спортивных товаров". Таким образом, производство инвентаря для шашек и шахмат не подпадает под действие Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес". Одновременно Государственная налоговая инспекция по г. Москве сообщает, что в связи с принятием и вступлением в силу (с 7 августа 1998 г.) Федерального закона от 31.07.98 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" игорные заведения в части осуществления ими игорного бизнеса не являются плательщиками налога на прибыль (доходы) и уплачивают налог на игорный бизнес. В соответствии со статьей 2 вышеназванного Закона под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение. В связи с этим игорные заведения в части осуществления ими игорного бизнеса не являются плательщиками налогов, объектом налогообложения которых является объем реализации продукции (работ, услуг), таких, как налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за право использования местной символики, налог с продаж. При осуществлении игорным заведением наряду с игорным бизнесом других видов предпринимательской деятельности, не относящихся к игорному бизнесу (например, реализация продуктов общественного питания, розничная торговля, реализация концертных услуг и т. п.), указанное заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов предпринимательской деятельности и налогообложение доходов (выручки) от этих видов деятельности производится в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с учетом внесенных изменений и дополнений. 5. Согласно пункту 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15.03.96 г. N 27 "О мероприятиях по реализации Федерального закона от 29.12.95 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" на указанную систему налогообложения не могут быть переведены предприятия игорного и развлекательного бизнеса. Вместе с тем если предприятие сдает бильярдное оборудование населению в аренду, взимая только плату за прокат (не осуществляя прием ставок и не выплачивая денежные или вещевые призы), то это не расценивается как игорный бизнес и на предприятие может быть распространена упрощенная система налогообложения. Основание: письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 9.10.98 г. N 02-4-07/6 и от 11.11.98 г. N 28-3-06/10. Заместитель начальника инспекции - государственный советник налоговой службы III ранга А. Глинкин 20 ноября 1998 г. N 30-08/34763 |