О РАЗРАБОТКЕ ПРОЦЕДУРЫ САНАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РФ 16 сентября 1993 г. N АШ-598/6-210 (ВВАС 93-12) В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160 "О плане действий Со- вета Министров - Правительства Российской Федерации по реализации эко- номической реформы в 1993 году" Минэкономики России подготовило и нап- равляет Временные методические рекомендации по оказанию государствен- ной поддержки и санации предприятий (прилагаются). Указанными методическими рекомендациями следует руководствоваться при подготовке комплекса мероприятий, связанных с оказанием государс- твенной поддержки и санацией предприятий, а также перечней предприя- тий, подпадающих под признаки несостоятельности (банкротства), имея в виду определение предприятий, подлежащих государственной поддержке, и предприятий, полностью бесперспективных, к которым возможно применение реорганизационных и ликвидационных процедур, предусмотренных Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Первый заместитель министра экономики Российской Федерации А.Г. Шаповальянц Приложение к письму Минэкономики России от 16.09.93 г. N АШ-598/6-210 Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий предназначены для региональных и от- раслевых органов управления, занимающихся вопросами несостоятельности (банкротства) предприятий. Они могут служить исходной методической ба- зой для проведения комплекса мероприятий, связанных с оказанием госу- дарственной поддержки и санацией предприятий. Данные методические рекомендации могут дополняться, уточняться и конкретизироваться с учетом отраслевых и региональных особенностей. Они также могут дорабатываться по мере принятия новых законодательных и нормативных актов, касающихся несостоятельности предприятий, оказа- ния им государственной поддержки (санации). Концепция и принципы данного документа ("Основные положения мето- дических рекомендаций по поддержке (санации) предприятий") направля- лись в министерства и ведомства Российской Федерации и в целом были одобрены. Временные методические рекомендации по оказанию государственной поддержки и санации предприятий подготовлены коллективом специалистов Министерства экономики Российской Федерации (Копейкиным М.Ю., Глаголе- вым А.В., Свинаренко А.Г., Гореловым С.В., Прокофьевым О.В.), а также НИИУ при Минэкономики России (Зеленским А.Г., Турмачевым Е.С., Седовой В.Б.) и НИЭИ при Минэкономики России (Малыгиным А.А.). При подготовке рекомендации были использованы материалы науч- но-внедренческого предприятия "Информация-Экономика" (ИНЭК). I. Общие положения 1. В настоящих Временных методических рекомендациях определяются основные принципы, условия и порядок оказания государственной поддерж- ки и санации предприятий*. _____________________ * На основе данных Временных методических рекомендаций возможна разработка отраслевых и региональных методических документов. 2. Санация предприятия-должника - реорганизационная процедура, предусмотренная Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", при которой государством в качестве собс- твенника предприятия-должника оказывается финансовая помощь предприя- тию-должнику. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев. 3. Государственная поддержка предприятия-должника - оказание фи- нансовой помощи предприятию-должнику до возбуждения дела о несостоя- тельности предприятия в арбитражном суде. Государственная финансовая поддержка может распространяться на предприятие независимо от формы собственности. 4. Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения, в случае если задолженность составляет сумму не менее 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных Законом Российской Федерации "О несостоя- тельности (банкротстве) предприятий". 5. Критерий несостоятельности (банкротства) - неспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (ра- бот, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств долж- ника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. 6. С целью выявления предприятий, подпадающих под признаки несос- тоятельности (банкротства), используются следующие финансовые показа- тели, рассчитываемые на основании отчетных данных баланса (форма 1) и отчета о финансовых результатах и их использования (форма 2): 1) Отношение заемных и собственных средств отражает финансовую структуру средств предприятия и показывает степень зависимости предп- риятия от кредиторов. Расчет производится как отношение всех заемных средств предприятия к собственным. 2) Общий коэффициент покрытия - показатель платежеспособности, отражающей достаточность оборотных средств у предприятия, которые мо- гут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязатель- ств. Расчет производится как отношение всех оборотных средств к крат- косрочным обязательствам. Возможно применение дополнительных показателей, характеризующих признаки несостоятельных предприятий (приложение 1). 7. решение об оказании государственной поддержки или участии в санации предприятия-должника принимает орган управления, занимающийся вопросами несостоятельности (банкротства) предприятий (отраслевые и региональные комиссии по санации; органы, уполномоченные управлять имуществом предприятий; финансовые органы соответствующего уровня). II. Порядок рассмотрения вопроса об оказании государственной поддержки и санации предприятий 1. Вопрос о проведении санации предприятия-должника рассматрива- ется при возбуждении арбитражным судом производства по делу о несосто- ятельности (банкротстве) предприятия. в 15-дневный срок (статья 14 Закона Российской Федерации "О не- состоятельности (банкротстве) предприятий") со дня получения уведомле- ния о возбуждении делопроизводства в арбитражном суде орган, уполномо- ченный принимать решения по делам о несостоятельности, обязан предста- вить в арбитражный суд свои предложения об участии в санации и обяза- тельство гарантировать удовлетворение имущественных требований всех кредиторов и возмещение арбитражных расходов. 2. Вопрос об оказании государственной поддержки предприятия-долж- ника рассматривается: на основе анализа финансово-экономического состояния государс- твенного предприятия, в результате которого установлено, что предприя- тие не может самостоятельно платить по своим обязательствам; при обращении предприятия-должника негосударственной формы собс- твенности. 3. Решение об оказании государственной поддержки или санации при- нимается на основании анализа материалов, характеризующих экономичес- кое и финансовое состояние предприятия, и предложений по его оздоров- лению с учетом критериев, определенных в данных методических рекомен- дациях (раздел III). 4. Для принятия решения об оказании государственной финансовой поддержки предприятия должны представить: а) основные реквизиты предприятия; б) показатели финансово-экономического состояния предприятия (приложение 2); в) санационный проект (технико-экономическое обоснование плана мероприятий по оздоровлению предприятия). 5. Оценка предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, осуществляется в следующей последовательности. 5.1. Определение признаков неплатежеспособности и несостоятель- ности предприятий (пп. 4-6 раздела "Общие положения"). 5.2. Проведение анализа финансово-экономического состояния предп- риятия. 5.3. Анализ причин неплатежеспособности (приложение 4). 5.4. Проведение экспертизы санационных проектов и анализа показа- телей работы предприятий в прогнозном периоде (в случае оказания под- держки) с соответствующими показателями в отчетном периоде. 5.5. Формирование перечня предприятий, нуждающихся в государс- твенной поддержке. 5.6. Распределение имеющихся финансовых средств, определение сро- ков и порядка их выделения и возврата в зависимости от: - эффективности санационных проектов; - потребности в финансовых средствах; - срока окупаемости и возврата средств; - определение значимости функционировании предприятия по критери- ям принадлежности к приоритетным направлениям структурной перестройки экономики. 6. При проведении отбора предприятий, нуждающихся в оказании го- сударственной поддержки, могут быть приняты следующие решения: - об оказании государственной поддержки и предоставлении финансо- вых средств; - о принятии решения собственника предприятия-должника о подаче заявления должника в арбитражный суд о возбуждении производства по де- лу о несостоятельности (банкротстве) с целью применения к нему реорга- низационных и ликвидационных процедур (в этом случае одновременно оп- ределяется форма участия государства в указанных процедурах); - о рекомендации предприятию привлечения других источников финан- сирования. 7. Для принятия решения о проведении санации предприятия-должника вместе с уведомлением о возбуждении производства по делу о несостоя- тельности (банкротстве) должны представить: а) основные реквизиты предприятия; б) список его кредиторов и должников с расшифровкой их дебиторс- кой и кредиторской задолженности; в) бухгалтерский баланс либо заменяющие его бухгалтерские доку- менты; г) предложения по его оздоровлению (краткий план мероприятий). 8. На основе анализа материалов, представляемых предприятием для проведения санации, могут быть приняты следующие решения: - ходатайствовать о внесении предложения в арбитражный суд о про- ведении санации самостоятельно; - ходатайствовать о проведении санации с последующим объявлением конкурса желающих принять в ней участие; - отказать в проведении санации. 9. При принятии положительного решения о проведении санации предприятия-должника определяются ответственные лица (санаторы) за ее проведение. 10. В месячный срок после принятия положительного решения о про- ведении санации ответственные за ее проведение лица обязаны предста- вить санационный проект (технико-экономическое обоснование плана меро- приятий по оздоровлению предприятий). 11. Санаторы - юридические или физические лица, ответственные за ее проведение, несут полную имущественную ответственность по средс- твам, выделяемым государством на оказание поддержки санируемого предп- риятия. III. Критерии принятия решений об оказании государственной поддержки и санации предприятий При отборе предприятий, подлежащих государственной поддержке, це- лесообразно использовать критерии по направлениям деятельности и при- надлежности к приоритету, а также ряд финансовых и социальных критери- ев. Исходя из принятых приоритетов целесообразно принять следующие ограничения. 1. Предприятия, продукция которых может быть реализована на пот- ребительском рынке, в первую очередь изготавливающие продовольственные и непродовольственные товары народного потребления и лекарственные средства. 2. Предприятия, обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, особенно предприятия и производства, связан- ные с высокими, в том числе международными, требованиями по технике безопасности и экологии (ядерного вооружения и энергетического атомно- го комплекса, производство радиоактивных материалов и их хранение, производство боеприпасов). 3. Предприятия, деятельность которых регулируется, в том числе лицензируется, государством, работающие по регулируемым ценам. Кроме того, государственная поддержка может оказаться по следую- щим группам предприятий: перспективные предприятия, которые смогут активизировать хозяйс- твенную деятельность в различных отраслях экономики, в первую очередь той части производственной инфраструктуры, которая необходима для ус- корения технологической перестройки производства (создания и развития сетей связи, информационной системы на базе электронизации, современ- ных транспортных систем); предприятия, выпускающие конкурентоспособную, импортозамещающую и экспортную продукцию, в том числе с использованием уникальных "про- рывных" технологий; предприятия, производство которых в значительной степени зависит от закупок сырья, комплектующих изделий и оборудования в странах ближ- него зарубежья и где в настоящее время отсутствует гарантия стабильно- го импорта из-за ограниченности валютных средств и разрыва хозяйствен- ных связей; предприятия, обеспечивающие выпуск энергосберегающей техники и освоение новых прогрессивных технологий, увеличивающих производитель- ность труда, улучшающих социальные условия труда, рассчитанных на при- менение новых материалов, автоматизацию производства и повышающих эко- логичность производства; предприятия, обеспечивающие создание условий для повышения инвес- тиционной активности; предприятия с широким кооперационными межотраслевыми и межрегио- нальными связями. При отборе предприятий для создания государственной поддержки не- обходима оценка социальных последствий остановки отдельных предприятий или производств с позиций формирования рынка труда и регулирования процессов занятости, особенно в районах, характеризующихся; высокой долей отраслей промышленности, в первую очередь тяжелой и оборонной, которые наиболее подвержены спаду производства; узкой специализацией хозяйства, отсутствием возможности для его диверсификации (удаленность поселений, слабая транспортная и социаль- ная инфраструктура); спецификой демографической ситуации некоторых районов. Особое внимание при отборе предприятий для государственной под- держки должно оказываться тем из них, которые расположены в крупных промышленных узлах с высокой концентрацией взаимосвязанных произ- водств, а также в малых городах и поселках (город-завод), в которых эти предприятия являются единственным источником существования жителей. При отборе сельскохозяйственных предприятий и предприятий горно- добывающей промышленности необходимо учитывать природно-экономические условия производства. Принадлежность к приоритету по направлениям деятельности является для государственной поддержки только при условии, если одновременно выдерживаются финансовые критерии. Оценка имущественно-финансового состояния предприятий, подлежа- щих государственной поддержке, является важнейшим этапом работы по их отбору и базируется на анализе основных характеристик деятельности предприятий, позволяющем оценить их положение на товарных рынках. Государственной поддержке подлежат предприятия, которые: производят или смогут после оказания им поддержки производить продукцию, имеющую в настоящее время или в ближайшие 1-2 года спрос на внутреннем или внешнем рынке, и имеют поэтому возможность реально уве- личить объемы производства и обеспечить соответственно "цепное" увели- чение спроса на продукцию смежников. Для выявления этого условия необ- ходимо установить причины падения объемов производства (отсутствие спроса, сырья и материалов, средств у потребителей и т.д.) и перспек- тивы спроса на продукцию предприятия; способны будут при оказании им временной финансовой поддержки улучшить свои производственные, экономические и социальные показатели, При анализе состояния должны учитываться сальдо дебиторской и креди- торской задолженности, соотношение обязательств и переоцененных акти- вов, степень ликвидности активов, объем и состав оборотных средств, в том числе объем запасов готовой продукции. При этом государственной поддержке подлежат те предприятия, которые не создавали у себя излиш- ние запасы оборотных фондов, не затоварились готовой продукцией из-за завышения цен и не осуществляли других действий, искусственно привед- ших к финансовым затруднениям; производят продукцию по ценам, удовлетворяющим рынок; не завышают излишне заработную плату своим работникам, вызывая тем самым рост затрат и цен на свою продукцию и сужая возможность ее сбыта; не завышают излишне рентабельность и цену на свою продукцию, стремясь получить высокую прибыль даже в условиях спада производства. Для выявления этого условия осуществляется анализ рентабельности в со- поставлении со средней по отрасли или региону и динамики цен на выпус- каемую продукцию. В случае, если государственная поддержка оказывается в виде кредита, необходимо убедиться, что рентабельность данного предприятия позволит вернуть кредит в установленный срок; применяют или смогут применить после поддержки передовые техноло- гии, Необходима оценка по определенным параметрам технического уровня предприятия по сравнению с мировым и внутренним. Важнейшим условием оказания государственной поддержки является наличие у предприятия технико-экономического обоснования плана мероп- риятий по оздоровлению предприятий (санационный проект), содержащего конкретные программные мероприятия его развития или текущей деятель- ности, включающие анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка в те- кущем и перспективном периодах, финансового положения, внутренних и внешних источников финансирования, условий кредитования отдельных ме- роприятий банками (процент риска) и позволяющие в случае временной поддержки выйти из кризисного состояния. IV. Анализ финансово-экономического состояния предприятия Анализ экономического состояния предприятия проводится за отчет- ный период и должен содержать следующую информацию: 1. Форма собственности и распределение уставного капитала 1.1. Структура предприятия, Паспорт, Устав. 1.2. Организационно-правовая форма. 1.3. Доля государства в капитале предприятия. 1.4. Доля иностранного капитала. 2. Финансовое состояние предприятия 2.1. Прибыль (убытки) и ее распределение. Рентабельность. 2.2. Себестоимость товарной продукции. 2.3. Дебиторская и кредиторская задолженность. 2.4. Просроченная задолженность по ссудам банка и по взаимным расчетам хозорганов. 2.5. Непроизводительные расходы. 2.6. Запасы товарно-материальных ценностей. 2.7. Состояние собственных оборотных средств (наличие, прирост, излишек или недостаток). 2.8. Наличие финансовой помощи предприятию со стороны государства (льготные кредиты, субсидии, дотации и др.). 3. Оценка производственного потенциала 3.1. Стоимость основных производственных фондов и степень их из- носа. 3.2. Степень загрузки производственных мощностей. Фондоотдача. 3.3. Обеспеченность материально-сырьевыми и топливно-энергетичес- кими ресурсами. 3.4. Объемы и номенклатура выпускаемой продукции. 3.5. Степень монополизма данного предприятия. 3.6. Площадь земельного участка и наличие площадей для нового строительства или расширения. 3.7. Стоимость незавершенного строительства. 4. Кооперационные связи и сбыт продукции 4.1. Реализация продукции. Цены по основной номенклатуре выпуска- емой продукции. 4.2. Характеристика основных поставщиков сырья. 4.3. Характеристика основных потребителей продукции с выделением потребителей в странах СНГ и за рубежом. 4.4. Остатки готовой продукции на складе в натуральном и стои- мостном выражениях. 4.5. Рынок сбыта. 5. Труд, кадровый состав предприятия, заработная плата 5.1. Динамика численности работников с выделением основного про- изводственного персонала и АУП. 5.2. Динамика уровня заработной платы с выделением основного про- изводственного персонала и АУП. 5.3. Количество работников, получающих минимальную заработную плату. 5.4. Количество работников, занятых неполный рабочий день. 6. Социальная инфраструктура предприятия 6.1. Стоимость основных непроизводственных фондов по видам объек- тов (жилые дома, детские сады, поликлиники и др.). 6.2. Текущие затраты на содержание объектов социальной инфраст- руктуры по видам объектов. 6.3., субсидии, получаемые предприятием на содержание социальной инфраструктуры. 6.4. Объем реализации платных услуг, оказываемых организациями социальной инфраструктуры предприятия. 6.5. Удельный вес основных непроизводственных фондов предприятия в общей стоимости непроизводственных фондов региона по видам. 7. Оценка воздействия производственной деятельности предприятия на экологическую ситуацию в регионе 7.1. Сведения о штрафных санкциях. V. Технико-экономическое обоснование санации предприятия 1. Наличие технико-экономического обоснования (ТЭО) мероприятий по оздоровлению предприятия является обязательным условием при расс- мотрении и принятии решения об оказании ему государственной поддержки. 2. ТЭО должно содержать следующие основные разделы: 1) Общие положения. 2) Характеристики предприятия, состав и мощности производств, но- менклатура выпускаемой продукции, ее качество, технический уровень, сырьевая база и др. 3) Потребность в выпускаемой продукции, анализ рынка. 4) Потребности в материальных и энергетических ресурсах, источни- ки их обеспечения. 5) Основные технические решения по перепрофилированию предприятия (реконструкции, техперевооружению). Используемые технологии и оборудо- вание. 6) Численность персонала и производительность труда. 7) Смета на строительство (реконструкцию, техперевооружение). 8) Себестоимость продукции. 9) Эффективность мероприятий по оздоровлению предприятия. 10) Основные технико-экономические показатели. 11) Финансовая и экономическая оценка. 12) Выводы и рекомендации. 3. Возможно предоставление ТЭО мероприятий по оздоровлению предп- риятия, выполненное по международным методикам (например, разработан- ным "ЮНИДО"). 4. Для проведения экспертизы ТЭО (проектов) с целью принятия ре- шения об оказании государственной поддержки или санации предприятия необходимо: - единство системы оценочных показателей ТЭО; - единство единиц измерений этих показателей; - единство методических подходов при формировании этих показате- лей. Состав оценочных показателей рекомендуется сосредоточить в трех группах: призначные, обосновывающие и первичные. Они в свою очередь подразделяются на базисные (фактического состояния) и прогнозные (сос- тояния предприятия в результате санационных мер). В качестве признач- ных оценочных показателей эффективности санационного проекта рекомен- дуется рассматривать: - рентабельность (величину среднегодовой прибыли к годовым из- держкам или балансовой стоимости основных фондов) в базисном и прогно- зируемом периодах (дисконтированные, т.е. приведенные к сопоставимому по времени виду); - срок окупаемости (прогнозируемую величину среднегодовой прибыли к дисконтированной величине санационных затрат); - "точку безубыточности" (соотношение показателя минимальной ве- личины прогнозируемой рентабельности к сроку погашения инвестиций). В качестве обосновывающих показателей рекомендуется рассматривать показатели: среднегодовой стоимости реализованной продукции, издержек производства и обращения, прибыли, стоимости основных фондов и оборот- ных средств в базисном и прогнозируемом периодах (с соответствующим дисконтированием). В качестве первичных оценочных показателей рекомендуется прини- мать: 1) общий размер и виды санационных средств (инвестиций), характер их распределения во времени (единоразовые, распределенные по периоду санирования), направления их использования; 2) среднегодовую стоимость реализованной продукции, начиная с ба- зисного года и до окончания срока возврата санационных инвестиций (дисконтированную по годам); при тех же условиях оценки: 3) среднегодовую величину прибыли предприятия; 4) годовые ставки налогов и арендных платежей, отчислений в фон- ды, проценты за банковский кредит, выплаты дивидендов (в случаях акци- онирования предприятия); 5) годовые издержки производства и обращения, накладные расходы (при тех же условиях); 6) сроки и условия погашения санационных кредитов; 7) среднегодовую численность работников предприятия; 8) степень изношенности основных фондов; 9) степень загруженности производственных мощностей; 10) объемы и направления производственных капитальных вложений в предприятие (за 6 лет, предшествующих базисному, включая последний). При проведении экспертизы особое внимание рекомендуется уделять показателям, характеризующим финансовую устойчивость проекта, инвести- ционные затраты, а также графикам возврата льготных кредитных ресур- сов. Важное место должно отводиться анализу прогнозных показателей рынков сбыта продукции. Экономические показатели санационных проектов должны рассматри- ваться с позиции изменений по следующим основным параметрам: рост прибыли (может быть достигнут за счет роста объемов произ- водства при сохранении действующего уровня цен, снижения издержек про- изводства и внереализованных потерь, соблюдения договоров-поставок); направление распределения прибыли (приоритет должен быть отдан развитию производства); снижение издержек производства (за счет технического перевооруже- ния, модернизации, улучшения использования основных фондов, рациональ- ного использования сырья, сокращения потерь от брака); сокращение сверхнормативных запасов товарно-материальных ценнос- тей (за счет ускорения оборачиваемости, доведения запасов до обосно- ванной величины). В приложении 3 приведены экономические показатели для оценки це- лесообразности оказания государственной поддержки программ развития предприятий. 5. Величина государственной поддержки для оздоровления финансово- го положения неплатежеспособности предприятия (Пg) рассчитывается по следующей формуле: Пg = З - (Р + R), где З - сумма затрат на осуществление мер, обеспечивающих рента- бельную работу неплатежеспособности предприятия, в тыс. руб.; Р - стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предп- риятия, используя для финансового оздоровления, в тыс. руб.; R - стоимость помощи, оказываемой предприятиями, заинтересо- ванными в рентабельной работе неплатежеспособного предп- риятия, в тыс. руб. Величина государственной поддержки, исчисленная по приведенной формуле, является одним из наиболее важных показателей, фиксируемых в санационном проекте. Стоимость внутренних резервов неплатежеспособного предприятия, используемая для его финансового оздоровления, формируется за счет: - реализации, пользующейся ограниченным спросом; - реализация продукции по более низким ценам, чем цены, реализа- ции продукции по которым ограничивает ее сбыт; - сокращения дебиторской задолженности; - продажа лишних товарно-материальных ценностей: оборудования, строительных материалов и т.д.; - рационального использования производственных площадей и помеще- ний, включая их сдачу в аренду. Финансовая помощь неплатежеспособному предприятию для его финан- сового оздоровления может оказываться также предприятиями следующих трех групп, которые могут быть заинтересованы в его санации: - предприятия-партнеры по кооперации с неплатежеспособным предп- риятием; - предприятия-компании (холдинги), владеющие контрольным пакетом акций той компании, в которую входит неплатежеспособное предприятие; - предприятия- кредиторы, имеющие уверенность в финансовом оздо- ровлении неплатежеспособного предприятия. Финансовая помощь предприятиями первых двух групп оказывается, как правило, для полной или частичной оплаты просроченной задолженнос- ти кредиторам и оплаты обязательных платежей в бюджет. Последняя груп- па предприятий, т.е. предприятия-кредиторы, оказывает финансовую по- мощь главным образом путем согласия на отсрочку выплаты долгов. Для предприятий-должников негосударственной формы собственности, обратившихся за оказанием государственной поддержки, наличие сторонних инвесторов, предприятий, заинтересованных в его санации, обязательно. Сумма средств, предоставляемых неплатежеспособному предприятию для его финансового оздоровления, подлежащая возврату за счет части прибыли, получаемой после оздоровления, определяется по формуле слож- ных процентов, т.е. с учетом процентов, выплачиваемых за пользование кредитом Q Agt = Ag(t-1) (1 + ---)**t - Abt, 100 где Agt - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия в t-м порядковом году, отсчитываемом от года, в котором наступило финансовое оздоровление, в тыс. руб.; Ag(t-1) - сумма долга бывшего неплатежеспособного предприятия, исчисленная для года, предшествующего t-му порядковому году, в тыс. руб.; для первого года, т.е. года, следую- щего за годом, в котором достигнуто финансовое оздоров- ление предприятия, Ag (t-1) равняется первоначальной величине долга бывшего неплатежеспособного предприятия; Q - ставка платы за пользование предоставляемым кредитом в процентах; Abt - сумма долга, выплаченного бывшим неплатежеспособным предприятием в t-м порядковом году; t - порядковый номер года, для которого определяется сумма невыплаченного долга бывшим неплатежеспособным предпри- ятием; отсчет ведется от года, в котором наступило фи- нансовое оздоровление неплатежеспособного предприятия. ПРИЛОЖЕНИЯ к Временным методическим рекомендациям по оказанию государственной поддержки и санации предприятий ПРИЛОЖЕНИЕ 1 1. Показатели причин неплатежеспособности предприятия 1.1. Платежеспособность (неплатежеспособность) предприятия опре- деляется путем соотнесения суммы текущих активов и внешней задолжен- ности предприятия. К текущим активам относятся: запасы и затраты (раздел II актива баланса); денежные средства, расчеты и прочие активы активы (раздел III актива баланса). К внешней задолженности относятся: долгосрочные пассивы (раздел II пассива баланса); расчеты и прочие пассивы (раздел III пассива баланса). Если соотношение суммы текущих активов и внешней задолженности больше или равно единице (сумма текущих активов больше или равна внеш- ней задолженности, подлежащей погашению в текущем периоде), предприя- тие считается платежеспособным. Если это соотношение меньше единицы, предприятие неплатежеспособно. 1.2. При определении платежеспособности предприятия следует учи- тывать, что наличие запасов на предприятиях не означает реальной пла- тежеспособности, поскольку запасы незавершенного производства, готовой продукции и других товарно-материальных ценностей при банкротстве предприятия могут оказаться труднореализуемыми для погашения долгов. Поэтому необходимо сделать уточняющий расчет платежеспособности, т.е. определить соответствие легкореализуемых активов внешней задолженности. 1.3. Изменение уровня платежеспособности предприятия устанавлива- ется по изменению показателя оборотного капитала (оборотных средств), которой определяется как разница между всеми текущими активами и крат- косрочными долгами. Уменьшение оборотного капитала (оборотных средств) свидетельствует о снижении уровня платежеспособности. Более детальный анализ текущих активов и краткосрочных обязательств должен показать, что конкретно стоит за изменением величины оборотного капитала. 1.4. Способность предприятия выполнять срочные обязательства оп- ределяется показателем, характеризующим отношение оборотного капитала к краткосрочным обязательствам. Если это отношение меньше единицы, предприятие не способно выполнять свои краткосрочные обязательства. При расчете данного показателя следует иметь в виду, что неблагоприят- ным может оказаться не только низкое, но и слишком высокое его значе- ние. Оно свидетельствует о неправильном формировании финансов на предприятии, что снижает в целом эффективность его деятельности. 1.5. Важная характеристика финансового состояния предприятия со- держится в показателе ликвидности, который рассчитывается как отноше- ние всех текущих активов к краткосрочным обязательствам (последние принимаются за единицу). Если отношение текущих активов к краткосроч- ной задолженности меньше единицы, то это означает, что внешние обяза- тельства нечем оплатить. При условии, когда текущие активы равны крат- косрочным обязательствам, т.е. соотношение равно 1 : 1, у предприятия нет свободы в принятии решений, что свидетельствует о "вхождении" его в состояние неплатежеспособности. 1.6. В чрезвычайных обстоятельствах (при резком ухудшении показа- телей финансово-хозяйственной деятельности предприятия) необходим срочный расчет показателя ликвидности, определяющий срочную возмож- ность возвратить краткосрочные долги. Она определяется на основе соот- ношения легкореализуемых активов денежных средств и дебиторской задол- женности и краткосрочных обязательств. Предприятие неликвидно, если краткосрочные обязательства превышают денежные средства и дебиторскую задолженность. 1.7. В расчетах показателей платежеспособности, ликвидности, обо- ротного капитала участвуют дебиторская задолженность и запасы. Зависи- мость платежеспособности от дебиторской задолженности определяется оборачиваемостью счетов дебиторов, которая рассчитывается как отноше- ние выручки от реализации (см. форму N 2 "Отчет о финансовых результа- тах и их использовании") к объему задолженности. Снижение значения этого показателя свидетельствует о замедлении обращения дебиторской задолженности в наличные деньги, что является неблагоприятным факто- ром, снижающим платежеспособность предприятия. Оборачиваемость запасов товарно-материальных ценностей рассчиты- вается как отношение затрат на производство реализованной продукции (см. форму N 2 "Отчет о финансовых результатах и их использовании") к среднегодовым запасам. Чем ниже показатель оборачиваемости, тем мед- леннее запасы превращаются в наличные деньги. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности и запасов необ- ходимо проводить в динамике. 1.8. Способность предприятия выполнять свои обязательства анали- зируется и через структуру финансов - источников средств (см. статьи пассива баланса). Соотношением собственного капитала и привлеченного определяется надежность финансового состояния предприятия. Риск неплатежеспособнос- ти возрастает в случае резкого уменьшения доли собственного капитала предприятия.1.9. Анализ структуры источников средств предприятия поз- воляет судить о расширении или служении деятельности предприятия. Уменьшение краткосрочных кредитов и увеличение собственного капитала может быть свидетельством сокращения деятельности предприятия. Но од- нозначно такого вывода сделать нельзя, так как доля этих средств может находиться и под влиянием других факторов, например процентных ставок за кредит. Ориентиром для заключения о расширении или сужении деятельности предприятия может быть нераспределенная прибыль. Снижение данного по- казателя свидетельствует о сужении деятельности предприятия. 1.10. Перечисленные выше показатели служат индикаторами (внешними признаками), позволяющими оценить состояние предприятия - его плате- жеспособность или неплатежеспособность. Если показатели в сопоставле- нии и динамике свидетельствуют о снижении платежеспособности предприя- тия, тогда анализируются отдельные статьи актива (текущие активы) и пассивы (внешние обязательства) баланса предприятия. Например, по раз- делу II актива баланса "Запасы и затраты" анализ конкретизируется: исследуя состав производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и т.д. 2. Показатели финансовых результатов деятельности предприятия. 2.1. В обобщенном виде формулы финансовых коэффициентов выглядят следующим образом: Прибыль Рентабельность продаж = ----------------------- Выручка от реализации Прибыль Рентабельность средств = ------------------------------------ Средняя за период величина средств или их источников Выручка от реализации Оборачиваемость средств = ------------------------------------ Средняя за период величина средств или их источников Для формулы, определяющей рентабельность средств или их источни- ков, в расчетах могут быть использованы показатели прибыли от реализа- ции, балансовой прибыли, облагаемой налогом прибыли, чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. В качестве показателя средней за период величины средств предпри- ятия могут быть использованы итог баланса - нетто, величины мобильных средств, материальных мобильных средств, готовой продукции, дебиторс- кой задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и дру- гих внеоборотных активов, собственных средств и т.д. 2.2. Финансовые коэффициенты рентабельности: 1) Рентабельность продаж P**p K1R = ------, N где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг); P**p - прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Коэффициент рентабельности продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост K1R является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализо- ванной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию предприятия. 2) Рентабельность всего капитала предприятия Р K2R = -----, Bср где Вср - средний за период итог баланса - нетто, а в качестве Р могут выступать как балансовая прибыль (Р**б), так и прибыль от реали- зации (P**p). Коэффициент рентабельного капитала показывает эффективность ис- пользования всего имущества. Снижение К2R также свидетельствует о па- дающем спросе на продукцию предприятия и о перенакоплении активов. 3) Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов Р K3R = -----, Fср где Fср - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов по балансу - нетто. Коэффициент К3R отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Рост K3R при снижении K2R свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных цен- ностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спро- са, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств. 4) Рентабельность собственного капитала Р K4R = ---------, U**с ср где U**с ср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу - нетто. Коэффициент K4R отражает эффективность использования собственного капитала. 2.3. Финансовые коэффициенты оборачиваемости: 1) Коэффициент общей оборачиваемости капитала N K1A = -----, Bср где N - выручка от реализации продукции (работ, услуг); Вср - средний за период итог баланса - нетто. Коэффициент K1A отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост К1А означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост (в случае сни- жения K2R или K3R). Снижение K1A означает замедление кругооборота средств предприятия. 2) Коэффициент оборачиваемости мобильных средств N K2A = ---------------, Zср + R**a cp где Zср - средняя за период величина запасов и затрат по балансу - нетто; R**a cp - средняя за период величина денежных средств, расче- тов и прочих активов. Коэффициент К2А показывает скорость оборота всех мобильных (как материальных, так и нематериальных) средств предприятия. Рост К2Ф ха- рактеризуется положительно, если сочетается с ростом К3Ф, и отрица- тельно, если К3Ф уменьшается. 3) Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств N K3A = ----- Zср Коэффициент К3А отражает число оборотов запасов и затрат предпри- ятия за анализируемый период. Снижение К3А свидетельствует об относи- тельном увеличении производственных запасов и незавершенного произ- водства или о снижении спроса на готовую продукцию (в случае уменьше- ния К4А). 4) Коэффициент оборачиваемости готовой продукции N K4A = ---------, Z**r ср где Z**r cp - средняя за период величина готовой продукции. Коэффициент К4А показывает скорость оборота готовой продукции. Рост К4А означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение К4А - затоваривание готовой продукцией в связи со снижением спроса. 5) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности N K5A = ---------, R**a cp где R**a ср - средняя за период дебиторская задолженность. Коэффициент К5А показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если коэффициент рассчитывает- ся по выручке от реализации, формируемой по мере оплаты счетов, рост К5А означает сокращение продаж в кредит. Снижение К5А в этом случае свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита. 6) Средний срок оборота дебиторской задолженности 365 K6A = -------. К5А Коэффициент К6А характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается снижение К6А и наоборот. 7) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности N K7A = ---------------, r**p cp где r**p cp - средняя за период кредиторская задолженность. Коэффициент (по аналогии с К5А) показывает расширение или сниже- ние коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост К7Ф оз- начает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение К7А - рост покупок в кредит. 8) Средний срок оборота кредиторской задолженности 365 K8A = -------. К7А Коэффициент К8А отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банком и по прочим займам). 9) Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов N K9A = -----, Fcp где Fср - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов по балансу - нетто. Коэффициент К9А характеризует эффективность использования основ- ных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной про- даж, приходящей на единицу стоимости средств. 10) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала N K10A = ---------, U**c cp где U**c ср - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу - нетто. Коэффициент К10А показывает скорость оборота собственного капита- ла. Резкий рост К10А отражает повышение уровня продаж, которое должно в значительной степени обеспечиваться кредитами и, следовательно, сни- жать долю собственного капитала в общем капитале предприятия. Сущест- венное снижение К10А отражает тенденцию к бездействию части собствен- ных средств. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Показатели финансово-экономического состояния предприятия (млн. рублей) ______________________________________________________________________ | 1991 год | 1992 год | 1 полуго- | отчет | отчет | дие 1993 | | |года отчет ______________________________________________________________________ Объем продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без налога на до- бавленную стоимость и акциза) (Форма 5-з ст. отч.) Темп роста товарной продукции к соот- ветствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах, % Рост цен реализованной продукции к соответствующему периоду предыдущего года Основная номенклатура (в натуральном выражении): Затраты на производство продукции (работ, услуг), В том числе: материальные затраты затраты на оплату труда амортизация основных фондов отчисления на социальные нужды прочие затраты (ф. 5-3 ст. отч.) Себестоимость товарной продукции, % (ф. 5-з ст. отч.) Рентабельность товарной продукции, % (расчетно) Стоимость товарной продукции (работ, услуг) без налога на добавленную сто- имость и акциза (ф. 10-ф ст. отч.) Балансовая прибыль (ф. 2 бух. отч.) Прибыль, не облагаемая налогом (расчетно) Превышение заработной платы по срав- нению с ее нормируемой величиной (ф. 2 бух. отч.) Прибыль, подлежащая налогообложению (расчетно) Налог на прибыль (ф. 2 бух. отч.): по расчету внесено в бюджет Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия: по расчету фактически Износ (амортизация) собственных сред- ств предприятия, в том числе: остаток на начало отчетного периода начислено за отчетный период использовано за отчетный период остаток на конец отчетного периода (письмо Минфина РФ N 15 от 18.02.93) Прочие средства, в т.ч. кредиты банков Денежные средства на валютном счете Использование прибыли (ф. 10-ф ст. отч.): Трудовые и социальные льготы ра- ботникам На социальное развитие На развитие и совершенствование производства Плата за проценты кредитов банка На погашение долгосрочного кредита на инвестиции На погашение целевого государственно- го кредита на пополнение оборотных средств На прочие цели Дебиторская задолженность по состоя- нию на конец отчетного периода (ф. 5 бух. отч.) Кредиторская задолженность по состоя- нию на конец отчетного периода (ф. 5 бух. отч.) Просроченная задолженность по всем видам кредитов Товарно-материальные ценности и запа- сы по состоянию на конец отчетного периода (ф. 10-ф ст. отч.), в том числе: производственные запасы незавершенное производство готовая продукция Среднегодовая стоимость основных про- мышленно-производственных фондов (ф. 11 ст. отч.) Среднесписочная численность работни- ков, чел. в том числе рабочих Среднемесячная плата, руб. Численность высвобождаемых работников в том числе с полностью бесперспективных предприятий Справочно: Льготы, предусмотренные предприятию на 1993 год (кроме налоговых льгот по прибыли) перечислить Примечание: Форма заполняется по предприятиям, предлагаемым для государственной поддержки, и по предприятиям, подпадающим под признаки несостоятельности (банкротства). ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Экономические показатели для оценки целесообразности государственной поддержки программ развития предприятий ______________________________________________________________________ | | Содержание показателя | | | ______________________________________________________________________ 1. Производство и прибыль 1.1. Индекс объема выпуска продукции в натуральном выражении 1.2. Индекс роста цен на продукцию 1.3. Соотношение индексов выручки и производственных издержек 1.4. Соотношение индексов ФЗП и выручки 1.5. Соотношение индекса средней зарплаты и индекса инфляции 1.6. Соотношение объема выпуска продукции в натуральном выражении (или в неизменных ценах) и динамики численности ППП 1.7. Соотношение доли прибыли, направляемой на развитие производс- тва в базовом и расчетном периоде в сопоставимых ценах 2. Импортозамещение Соотношение доли импортозамещающей продукции в общем объеме произ- водства предприятия и среднеотраслевого показателя 3. Конкурентноспособность на внутреннем и внешнем рынках 3.1. Соотношение доли экспортной продукции в общем объеме производс- тва предприятия и среднеотраслевого показателя 3.2. Соотношение индексов объемов производства в стоимостном выра- жении и аналогичного отраслевого показателя Правая сторона таблицы ______________________________________________________________________ Величина критерии или тенденция, при которой программа предприятия: ______________________________________________________________________ может считаться перспективной | должна быть признана в ____________________________________________| этой части оптимальный вариант | приемлемый вариант | бесперспективной ______________________________________________________________________ больше или равен меньше единицы, но меньше отраслевого единице больше отраслевого средненеотраслевого) (среднеотраслевого) показателя показателя меньше индекса равен индексу больше индекса инфляции инфляции инфляции больше единицы равно единицы меньше единицы меньше единицы равно единицы больше единицы больше единицы равно единицы меньше единицы больше единицы равно единицы меньше единицы больше единицы равно единицы меньше единицы больше единицы больше нуля равно нулю больше единицы больше нуля равно нулю больше единицы равно единицы меньше единицы ПРИЛОЖЕНИЕ 4 1. Порядок анализа причин неплатежеспособности предприятий. К числу наиболее вероятных причин, обусловливающих неплатежеспо- собность предприятия, относятся следующие: - производство продукции, пользующейся ограниченным спросом вследствие ее морального устаревания или перепроизводства; - производство продукции низкого качества; - высокие цены реализуемой продукции, в связи с чем задерживается ее сбыт; - низкий уровень использования производственных мощностей; - значительная дебиторская задолженность за товары отгруженные, не оплаченные в срок. 1.1. Причины производства продукции, пользующейся ограниченным спросом. Основной причиной продолжения производства указанной продукции является задержка обновления ее выпуска из-за отсутствия у предприя- тия достаточных средств на техническое перевооружение или реконструк- цию. 1.2. Причины производства продукции низкого качества. Установление указанных причин следует начинать с оценки уровня применяемой технологии и установленного оборудования, с помощью кото- рого производится продукция низкого качества. Если причиной низкого качества производимой продукции является применение устаревшего оборудования, то в качестве меры, обеспечиваю- щей повышение качества продукции, следует рекомендовать проведение технического перевооружения неплатежеспособного предприятия или его реконструкцию. В случае же, когда указанные причины производства продукции низ- кого качества отсутствуют, но выпуск такой продукции имеет место, тог- да меры, обеспечивающие повышение качества производимой продукции, ус- танавливаются на основе результатов анализа и оценки соблюдения произ- водственной и технологической дисциплины, организации контроля качест- ва выпускаемой продукции, уровня квалификации рабочих ведущих профес- сий, качества сырья, материалов и комплектующих изделий и т.д. С уче- том этих результатов формируется состав организационно-технических ме- роприятий, обеспечивающих повышение качества производимой продукции. В состав таких мероприятий включаются мероприятия по экономическому сти- мулированию производства продукции высокого качества, совершенствова- ния технологии, совершенствованию материально-технического снабжения, повышению квалификации рабочих и т.д. 1.3. Причины установления высоких цен реализуемой продукции. Причины высоких цен реализуемой продукции выявляются в результате анализа себестоимости производимой продукции, поскольку она является главной составляющей цены. При этом следует использовать показатели себестоимости продукции в разрезе статей затрат других рентабельно ра- ботающих предприятий, выпускающих продукцию, аналогичную продукцию, производимой данным неплатежеспособным предприятием. В процессе анализа прежде всего определяются затраты по эксплуа- тации оборудования. При их нарастании по годам отчетного периода и превышения сходных затрат рентабельно работающих предприятий, выпуска- емых аналогичную продукцию, необходимо оценить технические уровни пар- ков основного технологического оборудования неплатежеспособного предп- риятия и сравнить их с техническими уровнями парков соответствующего технологического оборудования рентабельно работающих предприятий. Если результаты сравнения покажут, что парки оборудования неплатежеспособ- ного предприятия имеют наиболее низкие показатели технического уровня, то в качестве меры, обеспечивающей рентабельную работу последнего, следует рекомендовать его техническое перевооружение или проведение реконструкции, В случае же, когда четкой разницы между техническими уровнями сравниваемых парков не наблюдается, то в качестве меры, обес- печивающей рентабельную работу неплатежеспособного предприятия, реко- мендуется принять меры организационно-технического характера, т.е. ор- ганизационно-технические мероприятия, устанавливаемые в результате анализа себестоимости производимой продукции по статьям затрат. В сос- тав этих мероприятий включаются мероприятия по совершенствованию орга- низации и оплаты труда, по организации рационального использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, по наведению по- рядка хранения товарно-материальных ценностей, сокращению администра- тивно-управленческих расходов, ликвидации непроизводственных расходов и т.д. 1.4. Причины низкого уровня использования производственной мощ- ности. В первую очередь проверяется правильность расчетов производствен- ной мощности с целью оценки соответствия этих расчетов действующей ме- тодике ее определения. В случае несоответствия уровень использования производственной мощности исчисляется по отношению к значению мощнос- ти, рассчитанной на основе действующей методики. После этого устанав- ливается степень сопряженности между производительностью ведущего зве- на (цеха, участка, агрегата, установки, группы оборудования), по кото- рому рассчитывается производственная мощность, и производительностью остальных звеньев, анализируются простои оборудования, оценивается обеспеченность предприятия рабочими кадрами соответствующей квалифика- ции и т.д. В заключение устанавливается состав организационно-техни- ческих мероприятий, обеспечивающих повышение уровня использования про- изводственной мощности. К числу таких мероприятий относятся мероприя- тия по расшивке "узких мест", совершенствованию ремонта и технического обслуживания оборудования с целью сокращения его простоев, повышению квалификации рабочих и т.д. 1.5. Причины дебиторской задолженности. Выявляются наиболее значительные должники неплатежеспособного предприятия, и совместно с ними выясняются их возможности погашения долга. В случаях, когда должники отказываются добровольно уплатить долг в ближайшее время, возможно рассмотрение вопроса о направлении в арбитражный суд иска о возбуждении дела об их банкротстве. |