ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 25.12.98 158/1079-II

            ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
                 ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          25 декабря 1998 г.
                            N 158/1079-II

                                (НЦПИ)


     Во исполнение  Постановления  Центральной  избирательной комиссии
Российской Федерации от 27 февраля 1998 г.  N 140/1009-II "О мерах  по
проведению эксперимента по установлению степени защиты и использованию
защищенных избирательных  документов"  при  проведении  дополнительных
выборов   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации по Чукотскому N 223 и Северо - Осетинскому  N  21
одномандатным  избирательным  округам  были  апробированы  в  качестве
защиты избирательных  бюллетеней  и  списков  избирателей  специальная
бумага   с  водяными  знаками  по  всему  полю  бланка  избирательного
бюллетеня и прозрачная клейкая лента  для  заклеивания  графы  списков
избирателей   с   подписями  избирателей  о  получении  избирательного
бюллетеня.
     Избирательные бюллетени с установленной избирательными комиссиями
субъектов Российской Федерации  степенью  защищенности  использовались
также   при   проведении   выборов  в  органы  государственной  власти
Республики  Башкортостан,   Республики   Бурятия,   Республики   Тыва,
Чувашской   Республики,   Алтайского,  Краснодарского,  Красноярского,
Ставропольского и  Хабаровского  краев,  Архангельской,  Астраханской,
Брянской,   Владимирской,   Волгоградской,  Вологодской,  Воронежской,
Липецкой,   Мурманской,    Нижегородской,    Орловской,    Пензенской,
Ростовской,   Саратовской,   Свердловской,  Смоленской  и  Челябинской
областей,  города Санкт-Петербурга,  Агинского Бурятского  автономного
округа,  а также выборов в органы местного самоуправления в Удмуртской
Республике и Ульяновской области.
     Проделанная в  ходе эксперимента и непосредственно при проведении
выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации
и  в  органы  местного  самоуправления  работа по установлению степени
защиты и использованию защищенных избирательных  документов  позволила
определить  круг  основных юридических,  финансовых и организационно -
технических действий,  обеспечивающих решение этих вопросов,  а  также
проверить   эффективность   примененных   способов   защиты  указанных
документов.
     Руководствуясь требованиями  пункта 7 статьи 22 и пункта 2 статьи
51 Федерального закона "Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и
права   на   участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
     1. Установить,   что  перечень  подлежащих  защите  избирательных
документов  и  документов  референдума,  используемых  при  проведении
выборов  в  федеральные  органы  государственной  власти и референдума
Российской Федерации,  и степень их  защиты  определяются  Центральной
избирательной   комиссией   Российской   Федерации   после  назначения
указанных выборов и референдума.
     2. Предложить   избирательным   комиссиям   субъектов  Российской
Федерации до  1  февраля  1999  года  утвердить  порядок  установления
степени   защиты   избирательных   документов   по  выборам  в  органы
государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  и  в  органы
местного  самоуправления,  документов  референдума субъекта Российской
Федерации и местного референдума,  предусматривающий требования по  их
изготовлению  и  использованию.  Определять перечень подлежащих защите
избирательных документов и документов референдумов,  а также  способов
их защиты, исходя из имеющихся технических и финансовых возможностей.
     3. Утвердить Примерный  перечень  степеней  защиты  избирательных
бюллетеней,  бюллетеней для голосования на референдуме (Приложение 1).
Иные  степени  защиты   избирательных   бюллетеней,   бюллетеней   для
голосования  на референдуме используются по согласованию с Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации.
     4. Направить  Записку  о результатах эксперимента по установлению
степени защиты избирательных документов при проведении  дополнительных
выборов   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской  Федерации   и   использованию   защищенных   избирательных
бюллетеней  на  выборах  в  органы  государственной  власти  субъектов
Российской Федерации и в органы местного самоуправления (Приложение 2)
избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации.
   5. Опубликовать  настоящее  Постановление  в  журнале  "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                        А.В. ИВАНЧЕНКО
25 декабря 1998 г.
N 158/1079-II

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                         А.А. ВЕШНЯКОВ
25 декабря 1998 г.
N 158/1079-II


                                                          Приложение 1

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                            Постановлением Центральной
                                                избирательной комиссии
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 декабря 1998 года
                                                         N 158/1079-II

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

              СТЕПЕНЕЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ,
              БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

     При изготовлении   избирательных   бюллетеней,   бюллетеней   для
голосования  на  референдуме допускается применение следующих степеней
защиты:
     нанесение типографским способом на лицевую либо оборотную сторону
бюллетеня цветного фона либо защитной сетки (без ограничений в  выборе
конфигурации  рисунка  защитной  сетки,  цвета,  его  интенсивности  и
контрастности);
     использование специальной  бумаги (бумага определенной плотности,
исключающая ее использование офисной множительной техникой;  бумага  с
водяными знаками без ограничений в рисунке; цветная бумага);
     нанесение типографским способом надписи на бланк  бюллетеня  либо
одного  или  нескольких  знаков  в  текст  бюллетеня  (кроме  текста о
баллотирующихся кандидатах или о вопросах референдума)  с  применением
специальных красителей;
     изменение размера шрифта  знака  препинания  в  тексте  бюллетеня
(кроме   текста   о   баллотирующихся   кандидатах   или   о  вопросах
референдума);
     нанесение типографским   способом   надписи  на  бланк  бюллетеня
микрошрифтом;
     проставление на   лицевой   или   оборотной   стороне   бюллетеня
дополнительной   печати   либо   дополнительных   печатей   участковой
избирательной комиссии, комиссии референдума;
     проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня  подписей
членов участковой избирательной комиссии,  комиссии референдума, в том
числе различным цветом.
     Применение степени   защиты   бюллетеня,   а   также   комбинации
нескольких  степеней  защиты  не  должно  препятствовать  однозначному
восприятию  избирателем,  участником референдума текста бюллетеня либо
его  части,  а  также  сказываться  на  сохранности   бюллетеней,   их
текстового содержания и нанесенных в квадрате (квадратах) знаков.


                                                          Приложение 2

                                          к постановлением Центральной
                                                избирательной комиссии
                                                  Российской Федерации
                                               от 25 декабря 1998 года
                                                         N 158/1079-II

                               ЗАПИСКА

      О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ
    ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ
         ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЩИЩЕННЫХ
             ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
             ФЕДЕРАЦИИ И В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     В соответствии   с   Постановлением   Центральной   избирательной
комиссии Российской Федерации от 27 февраля 1998 г.  N 140/1009-II при
проведении 31 мая и 21 июня 1998 года дополнительных выборов депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации по
Чукотскому одномандатному избирательному  округу  N  223  и  Северо  -
Осетинскому  одномандатному  избирательному  округу  N  21  проводился
эксперимент по использованию  специальных  форм  защиты  избирательных
бюллетеней и списков избирателей.
     Специальная бумага  для   печатания   избирательных   бюллетеней,
защищенная по всему полю водяными знаками, была изготовлена на фабрике
в городе Санкт-Петербурге по заказу Центральной избирательной комиссии
Российской   Федерации   и   доставлена   в  соответствующие  субъекты
Российской Федерации.
     Для защиты списков избирателей Центральная избирательная комиссия
Российской  Федерации  закупила  и  доставила  в  указанные   субъекты
специальную прозрачную клейкую ленту.
     Участковые избирательные  комиссии  заклеивали   графу   "Подпись
избирателей  о  получении  избирательного  бюллетеня" указанной лентой
немедленно после окончания голосования и до  начала  подсчета  голосов
избирателей.
     В период подготовки и  проведения  избирательных  кампаний  члены
избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты в депутаты и избиратели
положительно  отзывались  об  использовании  на  выборах   бюллетеней,
изготовленных  на  специальной  бумаге,  и отмечали,  что это является
достаточной степенью их защиты от подделок.
     В Республике   Северная   Осетия   -   Алания  при  использовании
прозрачной  клейкой  ленты  для  защиты  списков  избирателей  никаких
проблем не возникало.
     В Чукотском  автономном   округе   члены   отдельных   участковых
избирательных  комиссий  испытывали  некоторые трудности,  связанные с
использованием устройств для заклеивания упомянутой  графы  в  списках
избирателей.  Как  правило,  два  - три члена участковых избирательных
комиссий участвовали в проведении этой  работы,  что  увеличило  время
подведения итогов голосования на избирательных участках.
     Анализ фактических   затрат   при   проведении   эксперимента   в
Республике  Северная  Осетия  -  Алания  и Чукотском автономном округе
показывает,  что в  случае  изготовления  избирательных  бюллетеней  с
определенной  экспериментом  степенью их защиты при проведении выборов
депутатов  Государственной  Думы  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  в  1999  году  их  общая  расчетная  стоимость возрастет по
сравнению с расчетной стоимостью изготовления  бюллетеней  на  обычной
бумаге  (в  сопоставимых  ценах  и  условиях)  в 3,0 раза,  а с учетом
двойного комплекта защищенной бумаги - в 6,7 раза.
     Основной рост  стоимости  изготовления  бюллетеней  произойдет  в
связи с доставкой от двух фабрик - изготовителей (г. Санкт-Петербург и
г.   Краснокамск,  Пермская  область)  до  типографий  всех  субъектов
Российской Федерации бумаги с водяными знаками, удельный вес стоимости
которой  (один  комплект)  составит  35,6  процента  в общей расчетной
стоимости   изготовления   бюллетеней,   тогда   как    предполагаемые
транспортные  расходы  типографий  по  доставке обычной бумаги были бы
меньше в 52,3 раза.
     В случае изготовления дополнительного комплекта защищенной бумаги
общая стоимость доставки увеличится в два раза.
     Появляются новые виды затрат,  такие, как приобретение и доставка
в округ клейкой ленты для защиты списков избирателей, а также хранение
в округе защищенной бумаги до и после проведения выборов.
     В ходе    проведения    эксперимента    были    изучены   вопросы
организационно - технического характера, которые необходимо решать при
проведении   выборов   с   использованием   защищенных   избирательных
документов.  Результаты  проведенного  эксперимента  показывают,   что
использование  специальной  бумаги  с  водяными  знаками  и прозрачной
клейкой  ленты  является  достаточной  степенью  защиты  избирательных
документов и документов референдума и данная степень защиты может быть
использована  избирательными  комиссиями  при  проведении  выборов   и
референдумов.
     Вместе с   тем,   учитывая   сложное  социально  -  экономическое
положение в  регионах  и  в  России  в  целом,  окончательное  решение
вопросов  по  определению  степени  защиты  избирательных документов и
документов  референдума  при  проведении   федеральных   выборов   или
федерального  референдума  следует принимать Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации непосредственно после их назначения.
     При проведении   в   1997   -   1998   годах   выборов  в  органы
государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  и  в  органы
местного   самоуправления   избирательными   комиссиями  30  субъектов
Российской   Федерации   применялись    различные    способы    защиты
избирательных бюллетеней.
     Так, в    Республике    Башкортостан,    Чувашской    Республике,
Красноярском   крае   в   бюллетень   вносился  дополнительный  текст,
нанесенный мелким шрифтом,  который не печатался при ксерокопировании.
В  Республике  Тыва  на избирательный бюллетень наносилась трехцветная
защитная   сетка.   В   Республике   Бурятия   на   обратной   стороне
избирательного    бюллетеня   по   углам   были   проставлены   четыре
дополнительные печати участковых избирательных комиссий. В Вологодской
и Нижегородской областях применялось нанесение на бумагу мелкой сетки.
В Орловской области использовали бумагу с водяными знаками.
     В Смоленской   области   применяли   цветные   печати  участковых
избирательных комиссий и подписи двух  членов  избирательных  комиссий
ставились разноцветными ручками.
     В отдельных субъектах Российской Федерации при проведении выборов
использовалось  несколько  степеней  защиты  избирательных бюллетеней.
Так,  в Краснодарском крае использовалась бумага с  водяными  знаками,
микрошрифт   и   надписи,   светящиеся  в  ультрафиолетовом  свете.  В
Ростовской области на избирательный бюллетень наносилась цветная сетка
и   тройная   рамка,  применялся  микрошрифт.  В  Саратовской  области
применялся микрошрифт,  оригинальная фоновая сетка и  бумага,  которую
невозможно использовать офисной множительной техникой.
     По мнению  избирательных комиссий субъектов Российской Федерации,
примененные   способы   в   достаточной   мере   обеспечивали   защиту
избирательных бюллетеней.

Территориальное управление            Финансово-контрольное управление