ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II (НЦПИ) Во исполнение Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 140/1009-II "О мерах по проведению эксперимента по установлению степени защиты и использованию защищенных избирательных документов" при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому N 223 и Северо - Осетинскому N 21 одномандатным избирательным округам были апробированы в качестве защиты избирательных бюллетеней и списков избирателей специальная бумага с водяными знаками по всему полю бланка избирательного бюллетеня и прозрачная клейкая лента для заклеивания графы списков избирателей с подписями избирателей о получении избирательного бюллетеня. Избирательные бюллетени с установленной избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации степенью защищенности использовались также при проведении выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан, Республики Бурятия, Республики Тыва, Чувашской Республики, Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Ставропольского и Хабаровского краев, Архангельской, Астраханской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Смоленской и Челябинской областей, города Санкт-Петербурга, Агинского Бурятского автономного округа, а также выборов в органы местного самоуправления в Удмуртской Республике и Ульяновской области. Проделанная в ходе эксперимента и непосредственно при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления работа по установлению степени защиты и использованию защищенных избирательных документов позволила определить круг основных юридических, финансовых и организационно - технических действий, обеспечивающих решение этих вопросов, а также проверить эффективность примененных способов защиты указанных документов. Руководствуясь требованиями пункта 7 статьи 22 и пункта 2 статьи 51 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что перечень подлежащих защите избирательных документов и документов референдума, используемых при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума Российской Федерации, и степень их защиты определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации после назначения указанных выборов и референдума. 2. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации до 1 февраля 1999 года утвердить порядок установления степени защиты избирательных документов по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления, документов референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума, предусматривающий требования по их изготовлению и использованию. Определять перечень подлежащих защите избирательных документов и документов референдумов, а также способов их защиты, исходя из имеющихся технических и финансовых возможностей. 3. Утвердить Примерный перечень степеней защиты избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме (Приложение 1). Иные степени защиты избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме используются по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 4. Направить Записку о результатах эксперимента по установлению степени защиты избирательных документов при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и использованию защищенных избирательных бюллетеней на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления (Приложение 2) избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации. 5. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.В. ИВАНЧЕНКО 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ 25 декабря 1998 г. N 158/1079-II Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 158/1079-II ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СТЕПЕНЕЙ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ, БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ При изготовлении избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме допускается применение следующих степеней защиты: нанесение типографским способом на лицевую либо оборотную сторону бюллетеня цветного фона либо защитной сетки (без ограничений в выборе конфигурации рисунка защитной сетки, цвета, его интенсивности и контрастности); использование специальной бумаги (бумага определенной плотности, исключающая ее использование офисной множительной техникой; бумага с водяными знаками без ограничений в рисунке; цветная бумага); нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня либо одного или нескольких знаков в текст бюллетеня (кроме текста о баллотирующихся кандидатах или о вопросах референдума) с применением специальных красителей; изменение размера шрифта знака препинания в тексте бюллетеня (кроме текста о баллотирующихся кандидатах или о вопросах референдума); нанесение типографским способом надписи на бланк бюллетеня микрошрифтом; проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня дополнительной печати либо дополнительных печатей участковой избирательной комиссии, комиссии референдума; проставление на лицевой или оборотной стороне бюллетеня подписей членов участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, в том числе различным цветом. Применение степени защиты бюллетеня, а также комбинации нескольких степеней защиты не должно препятствовать однозначному восприятию избирателем, участником референдума текста бюллетеня либо его части, а также сказываться на сохранности бюллетеней, их текстового содержания и нанесенных в квадрате (квадратах) знаков. Приложение 2 к постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 1998 года N 158/1079-II ЗАПИСКА О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАЩИЩЕННЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 февраля 1998 г. N 140/1009-II при проведении 31 мая и 21 июня 1998 года дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Чукотскому одномандатному избирательному округу N 223 и Северо - Осетинскому одномандатному избирательному округу N 21 проводился эксперимент по использованию специальных форм защиты избирательных бюллетеней и списков избирателей. Специальная бумага для печатания избирательных бюллетеней, защищенная по всему полю водяными знаками, была изготовлена на фабрике в городе Санкт-Петербурге по заказу Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и доставлена в соответствующие субъекты Российской Федерации. Для защиты списков избирателей Центральная избирательная комиссия Российской Федерации закупила и доставила в указанные субъекты специальную прозрачную клейкую ленту. Участковые избирательные комиссии заклеивали графу "Подпись избирателей о получении избирательного бюллетеня" указанной лентой немедленно после окончания голосования и до начала подсчета голосов избирателей. В период подготовки и проведения избирательных кампаний члены избирательных комиссий, наблюдатели, кандидаты в депутаты и избиратели положительно отзывались об использовании на выборах бюллетеней, изготовленных на специальной бумаге, и отмечали, что это является достаточной степенью их защиты от подделок. В Республике Северная Осетия - Алания при использовании прозрачной клейкой ленты для защиты списков избирателей никаких проблем не возникало. В Чукотском автономном округе члены отдельных участковых избирательных комиссий испытывали некоторые трудности, связанные с использованием устройств для заклеивания упомянутой графы в списках избирателей. Как правило, два - три члена участковых избирательных комиссий участвовали в проведении этой работы, что увеличило время подведения итогов голосования на избирательных участках. Анализ фактических затрат при проведении эксперимента в Республике Северная Осетия - Алания и Чукотском автономном округе показывает, что в случае изготовления избирательных бюллетеней с определенной экспериментом степенью их защиты при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в 1999 году их общая расчетная стоимость возрастет по сравнению с расчетной стоимостью изготовления бюллетеней на обычной бумаге (в сопоставимых ценах и условиях) в 3,0 раза, а с учетом двойного комплекта защищенной бумаги - в 6,7 раза. Основной рост стоимости изготовления бюллетеней произойдет в связи с доставкой от двух фабрик - изготовителей (г. Санкт-Петербург и г. Краснокамск, Пермская область) до типографий всех субъектов Российской Федерации бумаги с водяными знаками, удельный вес стоимости которой (один комплект) составит 35,6 процента в общей расчетной стоимости изготовления бюллетеней, тогда как предполагаемые транспортные расходы типографий по доставке обычной бумаги были бы меньше в 52,3 раза. В случае изготовления дополнительного комплекта защищенной бумаги общая стоимость доставки увеличится в два раза. Появляются новые виды затрат, такие, как приобретение и доставка в округ клейкой ленты для защиты списков избирателей, а также хранение в округе защищенной бумаги до и после проведения выборов. В ходе проведения эксперимента были изучены вопросы организационно - технического характера, которые необходимо решать при проведении выборов с использованием защищенных избирательных документов. Результаты проведенного эксперимента показывают, что использование специальной бумаги с водяными знаками и прозрачной клейкой ленты является достаточной степенью защиты избирательных документов и документов референдума и данная степень защиты может быть использована избирательными комиссиями при проведении выборов и референдумов. Вместе с тем, учитывая сложное социально - экономическое положение в регионах и в России в целом, окончательное решение вопросов по определению степени защиты избирательных документов и документов референдума при проведении федеральных выборов или федерального референдума следует принимать Центральной избирательной комиссии Российской Федерации непосредственно после их назначения. При проведении в 1997 - 1998 годах выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления избирательными комиссиями 30 субъектов Российской Федерации применялись различные способы защиты избирательных бюллетеней. Так, в Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Красноярском крае в бюллетень вносился дополнительный текст, нанесенный мелким шрифтом, который не печатался при ксерокопировании. В Республике Тыва на избирательный бюллетень наносилась трехцветная защитная сетка. В Республике Бурятия на обратной стороне избирательного бюллетеня по углам были проставлены четыре дополнительные печати участковых избирательных комиссий. В Вологодской и Нижегородской областях применялось нанесение на бумагу мелкой сетки. В Орловской области использовали бумагу с водяными знаками. В Смоленской области применяли цветные печати участковых избирательных комиссий и подписи двух членов избирательных комиссий ставились разноцветными ручками. В отдельных субъектах Российской Федерации при проведении выборов использовалось несколько степеней защиты избирательных бюллетеней. Так, в Краснодарском крае использовалась бумага с водяными знаками, микрошрифт и надписи, светящиеся в ультрафиолетовом свете. В Ростовской области на избирательный бюллетень наносилась цветная сетка и тройная рамка, применялся микрошрифт. В Саратовской области применялся микрошрифт, оригинальная фоновая сетка и бумага, которую невозможно использовать офисной множительной техникой. По мнению избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, примененные способы в достаточной мере обеспечивали защиту избирательных бюллетеней. Территориальное управление Финансово-контрольное управление |