О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 28.12.98 383


Страницы: 1  2  



          О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ
               РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          28 декабря 1998 г.
                                N 383

                                (НЦПИ)


     Организация специализированной  помощи больным с нарушениями речи
и других высших психических функций  органического  и  функционального
генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации
- неотложная задача здравоохранения.
     Дети с  выраженными  нарушениями речи и других высших психических
функций  не  могут  успешно  учиться,  усваивать   общеобразовательную
программу,  в  связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в
начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых.
     Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями
инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. По
далеко  неполным  данным  в  России  ежегодно регистрируется около 400
тыс.инсультов,  30 процентов из них умирает.  Из  оставшихся  в  живых
примерно  40  процентов имеют нарушения высших психических функций,  в
том числе  речи,  которые,  как  правило,  сочетаются  с  психическими
расстройствами  и  нарушением  движений  в  правых конечностях,  что в
большинстве случаев приводит к  тяжелой  инвалидизации.  Как  правило,
больные  не  только  теряют трудоспособность,  они не в состоянии себя
обслуживать,  дезорганизуют жизнь всей  семьи,  поскольку  требуют  за
собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода.
     Органами управления      здравоохранением      и     учреждениями
здравоохранения проведена  определенная  работа  по  совершенствованию
специализированной  помощи  лицам,  страдающим  различными нарушениями
речи  и   других   высших   психических   функций,   органического   и
функционального генеза.
     В ряде   поликлиник   для   детского  и  взрослого  населения,  и
скоропомощных неврологических,  нейрохирургических отделениях больниц,
психоневрологических  диспансерах  и  других  лечебно-профилактических
учреждениях организованы  логопедические  кабинеты,  восстановительные
отделения.  В Москве организована специализированная служба во главе с
Центром патологии  речи  и  нейрореабилитации,  в  котором  проводится
комплексное  восстановительное  лечение  наиболее тяжелого контингента
больных с  нарушениями  речи  и  других  высших  психических  функций,
возникших  вследствие перенесенных инсультов,  черепно-мозговых травм,
нейроинфекций,  страдающих логоневрозом (заиканием  и  др.),  детей  с
задержкой психо-речевого развития и др.
     Вместе с тем в целом по стране в  организации  специализированной
помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций,
имеются серьезные недостатки.
     Имеющаяся сеть     логопедических    кабинетов    не    полностью
удовлетворяет потребности населения,  оснащение и оборудование  их  не
соответствует современным требованиям.
     Эпидемиологические исследования    в    регионах,     позволяющие
представить  реальные показатели распространенности речевой патологии,
не проводятся.
     В детских   лечебно-профилактических   учреждениях  не  уделяется
должного внимания профилактике и  выявлению  речевых  расстройств,  не
выделяются   группы  риска.  Дети,  нуждающиеся  в  специализированной
помощи,   через   медико-педагогические   комиссии   направляются    в
образовательные  учреждения,  где  практически отсутствует медицинская
помощь.
     Недостаточно налажена взаимосвязь и преемственность между детской
и  взрослой  логопедической  службой,  а  также   между   учреждениями
здравоохранения и образования.
     До сих пор  не  налажена  четкая  система  подготовки,  повышения
квалификации   и   аттестации   дефектологов,   психологов  и  врачей,
оказывающих  помощь  больным  с  нарушениями  речи  и  других   высших
психических    функций.   Многие   специалисты   имеют   недостаточную
профессиональную подготовку.  Не  решены  на  должном  уровне  вопросы
лицензирования, аттестации и сертификации учреждений и специалистов.
     С целью      дальнейшего     развития     и     совершенствования
специализированной помощи больным с нарушениями речи и  других  высших
психических функций приказываю,
     1. Ввести в действие:
     1.1. Положение о логопеде (Приложение 1).
     1.2. Положение  об  организации  работы  логопедического кабинета
(Приложение 2).
     1.2.1. Примерный  перечень  оборудования логопедического кабинета
(Приложение 3).
     1.3. Положение  об  организации  работы  дневного  стационара для
больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (Приложение 4).
     1.4. Положение  об организации работы стационарного отделения для
лечения нарушений речи и других высших психических функций (Приложение
5).
     1.5. Положение об  организации  работы  стационара  на  дому  для
больных  с  нарушениями  речи  и  других высших психических функций (с
последствиями   перенесенных   церебральных   инсультов   и    тяжелых
черепно-мозговых травм) (Приложение 6).
     1.6. Положение об организации  работы  Центра  патологии  речи  и
нейрореабилитации (Приложение 7).
     1.7. Штатные  нормативы  медицинского,  педагогического  и  иного
персонала  психоневрологических учреждений и подразделений по оказанию
специализированной помощи больным с нарушениями речи и  других  высших
психических функций (Приложение 8).
     1.8. Программу     подготовки     на     курсах     тематического
усовершенствования  специалистов по патологии речи и нейрореабилитации
(Приложение 9).
     1.9. Методические  рекомендации  "Организация  специализированной
службы по оказанию  помощи  больным  с  патологией  речи  (комплексная
система лечения и нейрореабилитации)" (Приложение 10).
     1.10. Нормы   работы   логопедов    учреждений    здравоохранения
Российской Федерации (Приложение 11).
     1.11. Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подразделений
специализированной  помощи  больным с нарушениями речи и других высших
психических функций (Приложение 12).
     2. Руководителям  органов  управления  здравоохранением субъектов
Российской Федерации:
     2.1. Организовать  деятельность  специализированной службы помощи
больным с нарушениями речи  и  других  высших  психических  функций  в
соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом;
     2.2. Организовать     систематическую     учебу     медицинского,
педагогического   и   другого   персонала,   участвующего  в  оказании
специализированной помощи больным с нарушениями речи и  других  высших
психических функций.
     3. Возложить   обязанности    главного    внештатного    логопеда
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  на  руководителя
отделения   патологии   речи   Московского   научно-исследовательского
института психиатрии Минздрава России профессора В.М.Шкловского.
     4. Директору  Московского   научно-исследовательского   института
психиатрии   Минздрава   России  профессору  Краснову  В.Н.,  главному
внештатному логопеду Минздрава России профессору Шкловскому В.М.:
     4.1. Обеспечить     регулярное    обучение    специалистов    для
логопедической службы в соответствии с программой подготовки на курсах
их    тематического    усовершенствования    по   патологии   речи   и
нейрореабилитации.
     4.2. Провести изучение структуры, динамики и распространенности в
регионах страны речевой патологии среди детей,  подростков и взрослых.
Срок - до 2002 года.
     4.3. Подготовить  предложения  по  сертификации,  лицензированию,
аттестации   и   повышению  квалификации  дефектологов  и  медицинских
психологов. Срок - июль 1999 года.
     4.4. Подготовить  предложения  по  проведению совместной коллегии
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации  и   Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации по вопросу
о  состоянии  и  совершенствовании  специализированной  помощи  лицам,
страдающим  нарушениями  речи  и  других  высших  психических функций,
подготовке кадров. Срок - до 01.07.99.
     5. Считать  на  действующими  на  территории Российской Федерации
приказы Министерства здравоохранения СССР от 08.04.85 N 465  "О  мерах
по  дальнейшему  совершенствованию  логопедической  помощи  больным  с
нарушениями речи",  от 24.07.85  N  981  "Об  утверждении  внештатного
главного   специалиста  и  создании  комиссии  по  вопросам  логопедии
Минздрава СССР" и от 19.08.95 N 1097  "Об  утверждении  расчетны  норм
обслуживания  для  логопедов  учреждений  здравоохранения и примерного
перечня оборудования логопедических кабинетов".
     7. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить   на
заместителя Министра А.И. Вялкова.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
                                                       В.И. Стародубов
28 декабря 1998 г.
N 383


                                                          Приложение 1

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                         ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ

                          1. Общие положения

     1.1. Логопед    -    специалист    с    высшим     педагогическим
дефектологическим  образованием по специальности логопедия,  владеющий
методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи
и  других  высших  психических  функций,  индивидуального и группового
восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в
области   дефектологии,   предусмотренными   программой  подготовки  в
соответствии  с   требованиями   квалификационной   характеристики   и
получивший сертификат по логопедии.
     1.2. В своей работе руководствуется действующим законодательством
Российской  Федерации  по  вопросам  образования  и  охраны   здоровья
граждан,  приказами Минздрава России,  Минобразования России,  органов
управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.
     1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
     1.4. Назначается   на  должность  и  увольняется  с  должности  в
соответствии с действующим законодательством.

                            2. Обязанности

     2.1. Проводит диагностическое обследование больных с  нарушениями
речи и других высших психических функций.
     2.2. Совместно  с  врачом  составляет  индивидуальные   программы
медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и
других  высших  психических  функций  (афазии,   дизартрии,   агнозии,
апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и
др.).
     2.3. В    соответствии   с   намеченными   программами   проводит
индивидуальные и групповые занятия с больными.
     2.4. По  мере  необходимости  организует консультации с врачами и
другими специалистами.
     2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных,  в
том числе в части  рекомендаций  относительно  занятий  с  больными  в
домашних условиях.
     2.6. Имеет  график  работы   непосредственно   с   пациентами   в
соответствии  с  действующими штатными нормами педагогической работы в
учреждениях здравоохранения.
     Подготовка пособий,    оформление    документации,    работа    с
родственниками,  консультации   со   специалистами   и   другие   виды
деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
     2.7. Совместно  с  врачом   участвует   в   ведении   медицинской
документации   с   записями   содержания   консультации,   результатов
логопедического (нейропсихологического)  обследования,  индивидуальной
программы  медицинской  и  педагогической  реабилитации,  информации о
проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния
пациента не реже 1 раза в 10-12 дней,  заключительного эпикриза. Ведет
Дневник работы логопеда.
     2.8. В  конце  календарного  года  представляет  годовой  отчет о
работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
     2.9. Повышает   свою   квалификацию  по  дефектологии  на  циклах
усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
     2.10. Внедряет   в  практику  современные  методы  логопедической
помощи.

                               3. Права

     3.1. Принимает   участие   в   совещаниях,    научно-практических
конференциях  врачей  и  педагогических  работников  по  профилю своей
работы.
     3.2. Участвует    в    работе    общественных    профессиональных
организаций.

                     4. Ответственность логопеда

     В случае  нарушений  прав  граждан  в  области  охраны  здоровья,
недобросовестного  выполнения  своих  профессиональных  обязанностей и
нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии  с
действующим законодательством Российской Федерации.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 2

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПОЛОЖЕНИЕ

            об организации работы логопедического кабинета

     1. Логопедический кабинет организуется в составе: территориальной
поликлиники   для   детского,  подросткового  и  взрослого  населения;
психоневрологического        диспансера,        психоневрологического,
неврологического,    нейрохирургического   отделений   многопрофильной
городской,  областной (окружной,  краевой, республиканской) больницы и
других лечебно-профилактических учреждений.
     2. Логопедический   кабинет    обеспечивает    специализированную
консультативно-диагностическую,        коррекционно-восстановительную,
психологическую и социальную  помощь  больным  с  нарушениями  речи  и
других высших психических функций.
     3. Организационно-методическое     руководство      деятельностью
логопедического   кабинета  осуществляется  главным  логопедом  органа
управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.
     4. Штаты   персонала   логопедического  кабинета  утверждаются  в
установленном порядке.
     5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим
педагогическим  дефектологическим  образованием  по  специальности   -
логопедия, имеющий соответствующий сертификат.
     6. В  кабинете  оказывается   логопедическая   помощь   детскому,
подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших
психических функций различного генеза.
     7. Основными задачами логопедического кабинета являются:
     - консультативно-диагностическая  работа  и  отбор  больных   для
лечения в кабинете;
     - проведение  индивидуальных   и   групповых   логопедических   и
психологических занятий;
     - привлечение родственников больного к  участию  в  выполнении  в
доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого
режима и благоприятного психологического климата в семье.
     8. Для  обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов
должны быть предусмотрены:  помещение для приема пациентов,  помещения
для  проведения  индивидуальных  и  групповых  занятий,  помещения для
психолога,  социального  работника  и   другого   персонала.   Кабинет
оборудуется   в   соответствии   с   примерным  перечнем  оборудования
логопедического кабинета.
     9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 3

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

                оборудования логопедического кабинета

---------------------------------------------------------------------------
|  N  |            Наименование оборудования             | Количество     |
| п/п |                                                  |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |              I. Помещение и дизайн               |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Помещение для    организации   приема    больных |  1             |
|     | площадью 14-20 кв.м                              |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Помещение для    индивидуальных   и    групповых |  1             |
|     | логопедических занятий площадью 30-40 кв.м.      |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Помещение для     социального    работника     и |  1             |
|     | медицинской сестры площадью 15-20 кв.м.          |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Элементы внутреннего  дизайна  (облицовка  стен, | в соответствии |
|     | декоративные   растения,   ковровые    покрытия, | с              |
|     | напольные вазы, картины, эстампы и пр.)          | возможностями  |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |              II. Аппараты и приборы              |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Прибор тонометрический                           |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Секундомер                                       |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Аудио комплекс                                   |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     | Магнитофон кассетный 0-1 класса                  |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     | Звуковой усилитель   мощностью   до  50   Вт   с |                |
|     | эквалайзером                                     |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     | Система стереофоническая мощностью 50-100 Вт     |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     | Наушники стереофонические                        |  10            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Диктофон                                         |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  5. | Магнитофонные кассеты                            |  15            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  6. | Метроном                                         |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  7. | Диапроектор для слайдов                          |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  8. | Экран                                            |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  9. | Наборы слайдов                                   |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  10.| Экспериментально-логопедические методики         |. 10            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  11.| Зеркало ручное                                   |. 10            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  12.| Зеркало настенное                                |. 1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  13.| Видеомагнитофон                                  |. 1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  14.| Кассеты для видеомагнитофонов                    |. 10            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  15.| Набор настольных игр для детей                   |. 2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  16.| Набор игрушек для детей                          |. 2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  17.| Телевизор                                        |. 1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  18.| Персональный компьютер       с       программным |. 1             |
|     | обеспечением марки IBM                           |                |
|- ---|--------------------------------------------------|----------------|
|  19.| Видеокассеты с  программами  по   восстановлению |.               |
|     | речи и других высших психических функций         |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |         III. Медицинский инструментарий          |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Ножницы прямые                                   |  3             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Пинцет анатомический                             |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Фонендоскоп комбинированный                      |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Набор логопедических зондов и шпателей           |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  5. | Набор-укладка для      оказания       неотложной |  1             |
|     | медицинской помощи                               |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |         IV.Предметы ухода за пациентами          |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Банка стеклянная для термометров и шпателей      |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Пипетка глазная                                  |  5             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Стаканчик для приема лекарств                    |  5             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Тазик эмалированный почкообразный                |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  5. | Термометр медицинский максимальный               |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  6. | Ведро педальное                                  |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |       V.Специальная мебель и оборудование        |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Кушетка смотровая                                |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Стол логопеда                                    |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Стол медицинской сестры                          |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Шкаф для медицинских инструментов                |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  5. | Столик для инструментов                          |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  6. | Ящик для картотеки                               |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|     |        VI. Бытовая мебель и оборудование         |                |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  1. | Кресло мягкое                                    |  10            |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  2. | Стул полумягкий                                  |  8             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  3. | Шкаф для одежды                                  |  1             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  4. | Шкаф книжный                                     |  2             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  5. | Полка книжная                                    |  3             |
|-----|--------------------------------------------------|----------------|
|  6. | Столик журнальный                                |  2             |
---------------------------------------------------------------------------

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 4

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПОЛОЖЕНИЕ

        об организации работы дневного стационара для больных
               с афазиями, дизартриями и логоневрозами

         Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией

     1. Дневной  стационар  на   25-30   мест   является   структурным
подразделением   учреждения   здравоохранения   и   предназначен   для
специализированной помощи лицам с нарушениями  речи  и  других  высших
психологических функций.
     2. Предназначен для лечения больных,  которых по их состоянию  не
противопоказано  самостоятельное передвижение по городу,  но требуются
меры нейрореабилитации,  по объему  и  интенсивности,  приближенные  к
условиям стационара.
     3. Режим посещений и продолжительность курса лечения  назначается
врачом  соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз
в неделю). Курс лечения до 90 дней.
     4. Организуется    в    составе    Центра    патологии   речи   и
нейрореабилитации,   в   территориальных   поликлиниках    и    других
лечебно-профилактических учреждениях.
     5. Основные задачи:
     - комплексное  восстановительное  лечение  больных  с нарушениями
речи  и  других  высших  психических  функций  (афазией,   дизартрией,
нарушением  письма,  чтения,  счета,  праксиса и гнозиса),  вследствие
сосудистых,  травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной
нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге;
     - уточнение диагноза и решение  экспертных  вопросов  в  случаях,
требующих  длительного  наблюдения пациентов врачами,  дефектологами и
психологами;
     - трудовая   и   бытовая   реабилитация  пациентов,  оказание  им
социально-правовой помощи.
     6. Комплексное     лечение    и    нейрореабилитация    пациентов
осуществляется с использованием:  медикаментозного лечения, ежедневной
логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической
диагностики,  лечебной   физкультуры,   массажа   и   других   методов
реабилитации.

            Дневной стационар для больных с логоневрозами

     1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с
логоневрозами (заикание и др.).
     2. Рассчитан  на  одновременное  пребывание  в  течение дня 20-30
пациентов.  Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном
стационаре,  где  занятость  больных  в  лечебном  процессе  6-7 часов
ежедневно,  и 45 дней в амбулаторных группах,  которые функционируют в
свободное   от  работы  и  учебы  вечернее  время  3  раза  в  неделю.
Организуется   в   Центре   патологии   речи   и    нейрореабилитации,
территориальных   поликлиниках   и   других   лечебно-профилактических
учреждениях.
     3. При  дневном  стационаре создаются также группы поддерживающей
терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется
закрепление  навыков,  полученных  в дневном стационаре и амбулаторной
группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в
неделю.
     4. Пациенты формируются в группы,  состав которых в течение курса
лечения не меняется (закрытые группы).
     5. Основные задачи:
     - проведение   комплексных  медицинских,  медико-психологических,
медико-педагогических мероприятий, психотерапии и др.;
     - восстановление    речевой    и   коммуникативной   функции,   и
психологической адаптации пациентов.
     6. Лечебные  мероприятий включают в себя медикаментозную терапию,
индивидуальные  и  групповые  занятия   с   логопедами,   психологами,
психотерапию, рефлексо-, физиотерапию и др.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 5

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПОЛОЖЕНИЕ

      об организации работы стационарного отделения для лечения
          нарушений речи и других высших психических функций

                          1. Общие положения

     1.1. Отделение   является   структурным   подразделением   Центра
патологии  речи  и  нейрореабилитации,  многопрофильной  больницы  или
другого лечебно-профилактического учреждения.
     1.2. Штаты  персонала  отделения  утверждаются  в   установленном
порядке.
     1.3. Организационно-методическое   руководство   отделением   для
лечения   нарушений   речи   и   других   высших  психических  функций
осуществляется главным логопедом  органа  управления  здравоохранением
субъекта Российской Федерации.
     1.4. Работа  персонала  отделения   регламентируется   приказами,
распоряжениями,  перечнем функциональных обязанностей, распорядк дня и
планом     работы     отделения,     утверждаемыми      администрацией
лечебно-профилактического учреждения.
     1.5. Содержание  помещений,  оборудования,   учебных   кабинетов,
обеспечение  лечебными  средствами  и  учебно-методическими пособиями,
исходя из специфики  медико-педагогического  процесса,  обеспечиваются
администрацией лечебного учреждения по заявкам заведующего отделением.

                          2. Основные задачи

     2.1. Отделение   предназначено   для   обеспечения   медицинских,
медико-педагогических    и     медико-психологических     мероприятий,
направленных  на восстановительное лечение и нейрореабилитацию больных
с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций.
     2.2. Показаниями  к  комплексному  восстановительному  лечению  в
отделении являются нарушения речи и других высших психических  функций
(афазии,  дизартрии,  агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате
перенесенных   церебральных   инсультов,    черепно-мозговых    травм,
нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания, нарушения
опорно-двигательного  аппарата  (парезы,  параличи),  тяжелые   случаи
логоневрозов (заикание) и др.

          3. Порядок госпитализации и пребывания в отделении

     3.1. Госпитализация    пациента    в   отделение   осуществляется
добровольно (по его просьбе или с его согласия) в плановом порядке  по
направлению отборочной комиссии.
     3.2. После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на
госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний.
     3.3. Пребывание    пациентов    в    отделении   регламентируется
установленными в отделении правилами.
     3.4. Срок пребывания пациента в стационаре  определяется  объемом
медицинских,     медико-педагогических     и    медико-психологических
мероприятий и составляет от 45 до 90 дней.
     3.5. Показания    к   продлению   срока   лечения   и   повторной
госпитализации определяются комиссионно - врачом совместно с логопедом
и нейропсихологом.
     3.6. В комплекс мер по нейрореабилитации включаются ежедневно 2-3
индивидуальные   и   1  групповое  логопедические  занятия  (с  учетом
соматического   состояния   пациента).   Осуществляется   динамическое
наблюдение   за   соматическим   и  психическим  состоянием  больного,
фармако-, физио-, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК и др.

                            4. Отчетность

     4.1. Заведующий   отделением   проводит   анализ    качества    и
эффективности  проводимого в отделении восстановительного лечения и по
его данным отчитывается перед администрацией лечебно-профилактического
учреждения.
     4.2. Ежегодный   статистический   отчет   о   работе    отделения
сопровождается составлением объяснительной записки.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 6

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПОЛОЖЕНИЕ

         об организации работы стационара на дому для больных
        с нарушениями речи и других высших психических функций
         (с последствиями перенесенных церебральных инсультов
                  и тяжелых черепно-мозговых травм)

     1. Стационар  на  дому является структурным подразделением Центра
патологии  речи  и  нейрореабилитации,  многопрофильной  больницы  или
другого лечебно-профилактического учреждения.
     2. Стационар  на   дому   обеспечивает   проведение   комплексных
медицинских,   нейропсихологических   и   педагогических  мероприятий,
направленных на восстановление у больных высших  психических  функций,
опорно-двигательного    аппарата,   навыков   санитарной   гигиены   и
самообслуживания.
     3. Штаты    персонала   стационара   на   дому   утверждаются   в
установленном порядке.
     4. В  задачу  стационара  на  дому  входит  оказание  комплексной
нейрореабилитационной  помощи  больным,  состояние  которых  отягощено
сопутствующими  соматическими заболеваниями,  исключающими возможность
самообслуживания  и  самостоятельного  передвижения,   и   значительно
препятствующими  осуществлению  восстановительного процессе в условиях
суточного стационара.
     5. В   стационар   на   дому  больные  поступают  по  направлению
отборочной комиссии.
     6. На   отборочную   комиссию  пациенты  направляются  врачами  и
логопедами   лечебно-профилактических   учреждений    по    завершении
стационарного лечения по поводу острого периода заболевания.
     7. Курс лечения в стационаре на дому составляет 90 дней.  осмотры
больных на дому проводятся врачами (неврологом и терапевтом) не реже 1
раза в две недели.  Дополнительно по  показаниям  назначаются  осмотры
нейропсихолога,   психиатра.   В  зависимости  от  состояния  больного
логопедические занятия проводятся от 1 до 3 раз в неделю.
     8. Программа  восстановительного  лечения  в  стационаре  на дому
наряду  с  медикаментозной  терапией  предусматривает   индивидуальные
логопедические занятия,  массаж, лечебную физкультуру, психотерапию, в
том числе семейную, и социальную работу.
     9. Врачи   стационара   на  дому  работают  во  взаимодействии  с
участковыми терапевтами и неврологами.

Руководитель Департамента
организации медицинской
помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 7

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                об организации работы Центра патологии
                       речи и нейрореабилитации

     1. Центр  патологии  речи  и  нейрореабилитации   является   либо
лечебно-профилактическим  учреждением,  либо  организуется  в  составе
городской  (областной,   краевой,   республиканской)   многопрофильной
больницы   или   другого   лечебно-профилактического   учреждения   на
функциональной основе.
     2. Штаты Центра утверждаются в установленном порядке. Руководство
Центром,     являющимся     лечебно-профилактическим      учреждением,
осуществляется  директором  (главным  врачом)  и  его заместителями по
лечебной и педагогической работе.
     3. Научно-методическое руководство Центром осуществляется главным
логопедом органа управления  здравоохранением  администрации  субъекта
Российской Федерации.
     4. Основные задачи:
     - диагностика,       оказанием      комплексной      медицинской,
медико-педагогической,  медико-психологической  и  социальной   помощи
больным  (детям,  подросткам  и  взрослым) с нарушениями речи и других
высших  психических  функций,  нарушениями  коммуникации  и   общения,
сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами,  в том
числе двигательными,  возникшими в результате перенесенных  инсультов,
черепно-мозговых  травм,  нейроинфекций  и  других поражений головного
мозга;
     - разработка и внедрение в практику диагностического обследования
нарушенных  функций,  определение  оптимального  объема   медицинских,
психологических  и педагогических мероприятий,  составление адекватных
лечебно-восстановительных  комплексных  программ,  программ  курсового
комплексного    восстановительного    лечения    (фармако-,    физио-,
рефлексотерапия,  индивидуальные и групповые  логопедические  занятия,
психотерапия,  лечебная физкультура и массаж и др.), социально-бытовой
и социально-трудовой реабилитации;
     - обеспечение       организационно-методического      руководства
специализированной логопедической и  нейрореабилитационной  службой  в
регионе  с целью обеспечения преемственности в работе ее подразделений
и поэтапного восстановительного лечения больных;
     - разработка  и  апробация  новых  способов  и  методов  лечения,
коррекции,  нейрореабилитации,  а  также  диагностической  и  лечебной
аппаратуры;
     - разработка и внедрение в практику лечебных  учреждений  методов
диагностики медицинских,  психологических, педагогических и социальных
аспектов  нейрореабилитации,  разработка  методических   рекомендаций,
дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм;
     - проведение  циклов  повышения  квалификации  для  специалистов,
работающих в области патологии речи и нейрореабилитации;
     - организация  культурно-эстетических  программ  для  больных   с
различными  видами  нарушений  общения,  коммуникации,  речи  и других
высших психических функций.
     5. Примерная структура Центра:
     - консультативно-диагностическое отделение;
     - стационарное   отделение   с  профилизацией  коек  по  возрасту
пациентов;
     - стационар на дому для больных с афазиями и дизартриями;
     - дневной стационар для больных с афазиями и дизартриями;
     - дневной стационар для больных логоневрозами;
     - амбулаторное детское отделение с дневным стационаром;
     - фониатрическое отделение;
     - отделение ЛФК и массажа;
     - отделение функциональной диагностики;
     - физиотерапевтическое отделение;
     - организационно-методический отдел.

Руководитель Департамента
медицинской помощи населению
                                                          А.А. Карпеев


                                                          Приложение 8

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                          ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ

      медицинского, педагогического и иного персонала учреждений
         и подразделений специализированной помощи больным с
         нарушениями речи и других высших психических функций

     1. Центры патологии речи и нейрореабилитации,  специализированные
стационарные отделения,  в том числе дневные стационары  для  оказания
помощи больным с патологией речи и других высших психических функций:
     1.1. Врачебный персонал:
     1.1.1. Должности  врачей-неврологов  устанавливаются из расчета 1
должность на 20 коек (мест).
     1.1.2. Должности  врачей-психиатров  устанавливаются из расчета 1
должность на 25 коек (мест).
     1.1.3. Должности    врачей-психотерапевтов   устанавливаются   из
расчета 1 должность на 15 коек (мест).
     1.1.4. Должности    врачей-физиотерапевтов   устанавливаются   из
расчета 1 должность в учреждении (отделении).
     1.1.5. Должности врачей по лечебной физкультуре устанавливаются в
соответствии с нормами,  утвержденными приказом МЗ  СССР  от  29.12.85
N 1672.
     1.1.6. Должности      врачей      функциональной      диагностики
устанавливаются  в  соответствии  с  нормами,  утвержденными  приказом
Минздравмедпрома РФ от 31.11.93 N 238.
     1.1.7. Должности   заведующих   специализированными   отделениями
устанавливаются:  в отделениях до 40 коек  (мест)  вместо  0,5  ставки
врача;  в  отделениях  на  40  и  более коек (мест) - сверх должностей
врачей.
     1.2. Средний медицинский персонал:
     1.2.1. Должности медицинских сестер (палатных) устанавливаются из
расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек (мест).
     1.2.2. Должности   медицинских   сестер   процедурных   кабинетов
устанавливаются   из   расчета   1  должность  на  отделение,  дневной
стационар.
     1.2.3. Должности    инструкторов    по    лечебной    физкультуре
устанавливаются из расчета 1 должность на 12 коек (мест).
     1.2.4. Должности инструкторов по трудовой терапии устанавливаются
из расчета 1 на 30 коек (мест).
     1.2.5. Должности    старших    медицинских    сестер    отделения
устанавливаются соответственно должностям заведующих отделениями.
     1.3. Младший медицинский персонал:
     1.3.1. Должности санитарок  (палатных)  или  младших  медицинских
сестер   по   уходу   за   больными   устанавливаются   из  расчета  1
круглосуточный пост на 25 коек (мест).
     1.3.2. Должности  санитарок-буфетчиц устанавливаются из расчета 1
должность на 25 коек (мест).
     1.3.3. Должности  санитарок-ваннщиц  устанавливаются в отделениях
до 20 коек (мест) - 1 должность,  в отделениях свыше 20 коек (мест)  2
должности.
     1.3.4. Должности  сестры-хозяйки  устанавливаются  из  расчета  1
должность на одно отделение.
     1.4. Иной персонал:
     1.4.1. Должности   медицинских   психологов   устанавливаются  из
расчета 1 должность на 20 коек (мест).
     1.4.2. Должности   логопедов  устанавливаются  в  соответствии  с
расчетными нормами, указанными в приложении 11.
     1.4.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета
1 должность на 20 коек (мест).
     2. Стационары на дому для больных с  нарушениями  речи  и  других
высших психических функций:
     2.1. Медицинский персонал:
     2.1.1. Медицинский персонал:
     2.1.1. Должности     врачей-неврологов     и    врачей-терапевтов
устанавливаются из расчета 1 должность на 50 больных.
     2.1.2. Должности  врачей-психиатров  устанавливаются из расчета 1
должность на стационар.
     2.1.3. Должности  заведующих  стационаром  устанавливаются  до 25
больных вместо 0,5 должности врача,  на 25 и  более  больных  -  сверх
должностей врачей.
     2.1.4. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета  1
должность на 25 больных.
     2.2. Иной персонал:
     2.2.1. Должности   логопедов  устанавливаются  в  соответствии  с
расчетными нормами, указанными в приложении 11.
     2.2.2. Должности   медицинских   психологов   устанавливаются  из
расчета 1 должность на 25 больных.
     2.2.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета
1 должность на 20 больных.
     3. Логопедические кабинеты:
     3.1. Логопедические  кабинеты  организуются  из  расчета не менее
одного на 1000 тыс.  взрослого населения и не менее одного на 10  тыс.
детского и подросткового населения.
     3.2. В   кабинете   для   взрослого   населения   устанавливаются
должности:
     - логопеда - 1;
     - медицинского психолога - 1;
     - специалиста по социальной работе - 1;
     - медицинской сестры - 1.
     3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются должности:
     - логопеда - 1;
     - медицинского психолога - 1;
     - медицинской сестры - 1.

Руководитель Департамента
экономики, планирования
помощи населению
                                                         Н.Н. Точилова


                                                          Приложение 9

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказ Министерства
                                                       здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                               от 28 декабря 1998 года
                                                                 N 383

                              ПРОГРАММА

        подготовки на курсах тематического усовершенствования
          специалистов по патологии речи и нейрореабилитации

                             1. Введение

     Неуклонный рост числа взрослых с патологией  речи  сосудистого  и
травматического  генеза,  а  также  детей  с аномалиями развития,  и в
первую очередь речевого,  ставит  вопрос  оказания  специализированной
помощи   в   один   ряд  с  важнейшими  проблемами  здравоохранения  и
образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее
недоразвитие  речи,  заикание,  алалии,  дислалии,  трудности обучения
грамоте - дизграфии и дислексии),  а также взрослые больные с афазией,
дизартрией,  логоневрозами  составляют значительный процент популяции.
Данные контингенты  больных  нуждаются,  как  правило,  в  комплексном
лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений
науки и практики.  Такой  подход  предполагает  не  только  наличие  у
специалистов,  принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе
высокого  профессионализма,  но  также  достаточную  их  ориентацию  в
смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки
практически   не    способа    обеспечить    потребности    учреждений
здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах.  Дефектологи
не  получают  в  вузах  достаточного  объема  и  качества  знаний   по
психологии,  нейропсихологии,  основами  неврологии,  психиатрии и др.
Психологи,  в свою очередь,  мало ориентированы в вопросах специальной
педагогики,  врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и
дефектологии.
     Такое положение   является  следствием  обучения  специалистов  в
отрыве  от  клинической  базы,  дающей  возможность  получать   знания
применительно  к конкретным видам патологии речи и на практике освоить
методы    терапии    и    реабилитации    пациентов.    Обеспеченность
квалифицированными     специалистами     лечебно-профилактических    и
образовательных учреждений в стране  крайне  недостаточна,  что  также
приводит  к  невозможности оказания своевременной и эффективной помощи
указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме.
     Стихийное проведение  разного  рода  курсов,  семинаров,  а также
"институтов",  дающих лишь фрагментарные знания  в  области  патологии
печи,  только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения
проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как
зачастую ведет к дискредитации профессии.
     Решением проблемы  должна  стать  система  организации   процесса
последипломного    обучения   в   учреждениях,   имеющих   необходимую
клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные
сведения  из разных областей знания,  позволяющие им работать на более
высоком профессиональном уровне.
     Полипрофессиональный подход     к     проблеме    последипломного
образования требует наличия скоординированной программы,  сочетающей в
себе   современные   достижения   науки   и   практики  с  оптимальной
методологией преподавания.

      2. Основные принципы повышения квалификации специалистов,
                 работающих в области патологии речи

     Система повышения   квалификации   в  области  патологии  речи  и
нейрореабилитации   сочетает   в   себе   современные   теоретические,
практические,  клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие
медико-психолого-педагогическую основу для представления  об  общих  и
частных  проблемах  патологии речи и других высших психических функций
человека.
     Учебный процесс   направлен  на  развитие  творческой  активности
обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной.
     Учебные программы направлены на:
     - активное      усвоение       теоретических       знаний       и
теоретико-методологических принципов;
     - ориентацию в смежных областях знания;
     - овладение  навыками  и  приемами  диагностики,  коррекционной и
восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых;
     - выработку умения работать с литературой,  а также способности к
самостоятельному анализу материала,  используя опыт собственной работы
и проверяя результаты в виде контрольных работ;
     - овладение принципами этики и деонтологии;
     - овладение  основными принципами установления контакта с детьми,
взрослыми больными и их родственниками;
     - освоение  принципов и методов социальной работы с больными и их
родственниками;
     - адекватное   понимание   границ  профессиональной  компетенции,
принципов  профессионального  взаимодействия  с  врачами   и   другими
специалистами (психологами, педагогами и др.).

        3. Общая структура повышения квалификации специалистов
      и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении

     Последипломная подготовка проводится в три  этапа:  1)  повышение
квалификации   специалистов   по  общим  проблемам  патологии  речи  и
нейрореабилитации;  2) специализация дефектологов: психологов и врачей
в частной речевой патологии;  3) получение дополнительной квалификации
в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов).
     В процессе обучения используются лекции,  семинары,  коллоквиумы,
практические  занятия,  клинические  разборы,  стажировка  на  рабочем
месте, работа с супервизором.
     Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных
и   зарубежных   научных   достижений   в  области  патологии  речи  и
нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов
практической работы с детьми и взрослыми.
     По прохождении  всего  курса  подготовки   выдается   сертификат,
который необходимо подтверждать каждые три года.

              4. Образовательный минимум последипломной
                       подготовки специалистов

     Общая продолжительность обучения,  включая стажировку,  590 часов
(440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте).
     Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов  (продолжительностью
72 часа каждый):
     1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации.
     2. Патология речи у детей.
     3. Афазии и дизартрии.
     4. Заикание.
     5. Дизграфии и дислексии.
     6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики.
     Первый цикл является базовым,  необходимым для овладения знаниями
на других специальных циклах.

       5. Обоснование содержания циклов повышения квалификации

     Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи
и  нейрореабилитации"  обусловлена  необходимостью  повышения   знаний
специалистов   в   концептуальных,  методологических,  методических  и
организационных вопросах.
     Патология речи  у детей выделяется в отдельный цикл,  что связано
не только с  ее  спецификой,  но  и  постоянно  растущей  численностью
страдающих ею детей с задержкой психического развития.
     В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем  видам
речевой  патологии,  которые  проявляются в рамках тяжелых заболеваний
центральной  нервной  системы.  Этот  цикл  рассчитан  в  основном  на
специалистов,     работающих     в     учреждениях    здравоохранения.
Рассматриваются         неврологический,         нейропсихологический,
нейролингвистический  аспекты  речевой  деятельности  и  ее нарушений.
Подробно освещаются вопросы  мозговой  реализации  речевой  функции  и
патогенетические  механизмы  ее  нарушения  при разных формах афазии и
дизартрии.
     Распространенностью такого    вида    речевой    патологии    как
логоневрозы,  и  прежде  всего  заикание,  обусловлено   включение   в
программу повышения квалификации цикла "Заикание".  В нем значительная
роль отводится  не  только  изучению  вопросов  этиологии,  клиники  и
патогенеза    речевого    дефекта,    но    и    психиатрическому    и
психотерапевтическому аспекту проблемы.
     Выделение дизграфий  и  дислексий в отдельный цикл связано с тем,
что обучение грамоте  является  одной  из  главных  социальных  задач.
Педагоги,  включая  дефектологов,  часто  пытаются  решить этот вопрос
своими силами,  без использования  современных  достижений  в  области
неврологии,  психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной
психологии других дисциплин.  Кроме того, изменение возрастных порогов
речевого  развития,  а  именно  готовность  все  большего  числа детей
4-5-летнего возраста к обучению грамоте,  и вместе  с  тем  отсутствие
этой   готовности  у  части  нормально  развивающихся  детей,  требует
специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающих
психологию раннего детского возраста.
     Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен
в  программу  в  связи с целесообразностью расширения профессиональной
компетенции     специалиста,      который,      овладев      методикой
нейропсихологической  и нейролингвистической диагностики,  проводил бы
наблюдение за восстановлением  больного  в  динамике.  На  сегодняшний
день,  к  сожалению,  отсутствие  необходимого  числа  нейропсихологов
приводит к неточностям в диагностике при нарушении  речевой  и  других
высших  психических  функций  и  не дает возможности объективизировать
результаты реабилитации.  В связи с этим ознакомление  дефектологов  и
врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является
необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов.

                   6. Циклы повышения квалификации

     Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих
в области патологии речи и нейрореабилитации,  заключается в том,  что
они обеспечивают специализированную помощь  населению  как  в  области
здравоохранения,    так    и    образования.   Это   требует   наличия
высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющей
проблемой.
     Необходимость постоянного  пополнения   профессиональных   знаний
обусловлена  развитием  научно-практических  подходов  к диагностике и
терапии различных форм речевых расстройств,  а также нарушений  других
высших  психических  функций.  В  связи  с этим в программе подготовки
отражены новые взгляды и методы,  получившие признание в отечественной
и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.

    1. Тема: "Современные проблемы науки и практики в области
               патологии речи и нейрореабилитации"

---------------------------------------------------------------------------------
|    |              Содержание курса            |    Учебные часы               |
|    |                                          |-------------------------------|
|    |                                          | лекции | практические | Всего |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 1. | Современное состояние проблемы патологии |   6    |              |   6   |
|    | речи и нейрореабилитации:                |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - отечественные и зарубежные достижения  |        |              |       |
|    | науки и практики;                        |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - эпидемиология речевых расстройств у    |        |              |       |
|    | детей и взрослых                         |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 2. | Речевая функциональная система:          |   12   |    2         |   14  |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - неврологический аспект;                |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - нейролингвистический аспект            |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 3. | Основные этапы созревания речевой        |   4    |              |   4   |
|    | и других высших психических функций      |        |              |       |
|    | (ВПФ) ;                                  |        |              |       |
|    | дифференциальные критерии                |        |              |       |
|    | нормального и патологического развития   |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 4. | Патология речи:                          |   16   |    2         |   18  |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - нарушения речи у детей и взрослых      |        |              |       |
|    | органического и функционального генеза:  |        |              |       |
|    | клиника, этиология, патогенез;           |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - локальные поражения мозга различной    |        |              |       |
|    | этиологии;                               |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - классификация нарушений речи;          |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - нарушения неречевых ВПФ - гнозиса,     |        |              |       |
|    | праксиса, мышления, памяти, внимания;    |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - диагностика нарушений речевой и других |        |              |       |
|    | ВПФ                                      |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 5. | Терапия нарушений речи:                  |   20   |    2         |   22  |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | 1. Основные принципы комплексной системы |        |              |       |
|    | лечения и нейрореабилитации речевых      |        |              |       |
|    | расстройств (биологические,              |        |              |       |
|    | психологические, социальные разделы):    |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - медикаментозное лечение, включая ЛФК,  |        |              |       |
|    | массаж;                                  |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - восстановительное обучение:            |        |              |       |
|    | понятие компенсации нарушений речи и     |        |              |       |
|    | других ВПФ; основные принципы восстано-  |        |              |       |
|    | вительного обучения больных с афазией и  |        |              |       |
|    | дизартрией;                              |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - психокоррекция                         |        |              |       |
|    |------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - социально-психологическое направление  |        |              |       |
|    | работы                                   |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | 2. Коррекционное обучение:               |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - специфика коррекционного обучения при  |        |              |       |
|    | разных формах патологии речи у детей;    |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - предупреждение школьной неуспеваемости |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | 3. Комплексная система терапии заикания: |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - медико-педагогическое направление      |        |              |       |
|    | работы;                                  |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
|    | - психолого-педагогическое направление   |        |              |       |
|    | работы                                   |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 6. | Компьютерные методы диагностики и        |        |    4         |   4   |
|    | восстановительного обучения              |        |              |       |
|----|------------------------------------------|--------|--------------|-------|
| 7. | Организационно-правовые вопросы          |   2    |    2         |   2   |
---------------------------------------------------------------------------------
                                           Всего               72 часа

                  2. Тема: "Патология речи у детей"

------------------------------------------------------------------
|     |     Содержание курса     |            Учебные часы       |
|     |                          |-------------------------------|
|     |                          | лекции | практические | Всего |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
| 1.  | Речевая функция в норме: | 10     | 2            | 12    |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
|     | - неврологический        |        |              |       |
|     | аспект; возрастные       |        |              |       |
|     | пороги созревания        |        |              |       |
|     | структур мозга;          |        |              |       |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
|     | - нейропсихологический и |        |              |       |
|     | нейролингвистический     |        |              |       |
|     | аспекты речевого         |        |              |       |
|     | развития                 |        |              |       |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
| 2.  | Патология речевой        | 18     | 6            | 24    |
|     | функции:                 |        |              |       |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
|     | - этиология речевых      |        |              |       |
|     | расстройств у детей;     |        |              |       |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
|     | - классификация речевых  |        |              |       |
|     | расстройств;             |        |              |       |
|-----|--------------------------|--------|--------------|-------|
|     | - виды речевых           |        |              |       |
|     | нарушений: дислалия,     |        |              |       |
|     | задержки речевого        |        |              |       |
|     | развития, общее          |        |              |       |

Страницы: 1  2