Страницы: 1 2 О СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ ПРИ НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ И ДРУГИХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 28 декабря 1998 г. N 383 (НЦПИ) Организация специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций органического и функционального генеза, внедрение принципов комплексной системы лечения и реабилитации - неотложная задача здравоохранения. Дети с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций не могут успешно учиться, усваивать общеобразовательную программу, в связи с чем примерно 50 процентов стойко неуспевающих в начальных классах переводятся в категорию умственно отсталых. Особую клиническую сложность представляют больные с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы при поражениях левого полушария. По далеко неполным данным в России ежегодно регистрируется около 400 тыс.инсультов, 30 процентов из них умирает. Из оставшихся в живых примерно 40 процентов имеют нарушения высших психических функций, в том числе речи, которые, как правило, сочетаются с психическими расстройствами и нарушением движений в правых конечностях, что в большинстве случаев приводит к тяжелой инвалидизации. Как правило, больные не только теряют трудоспособность, они не в состоянии себя обслуживать, дезорганизуют жизнь всей семьи, поскольку требуют за собой со стороны родственников постоянного надзора и ухода. Органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения проведена определенная работа по совершенствованию специализированной помощи лицам, страдающим различными нарушениями речи и других высших психических функций, органического и функционального генеза. В ряде поликлиник для детского и взрослого населения, и скоропомощных неврологических, нейрохирургических отделениях больниц, психоневрологических диспансерах и других лечебно-профилактических учреждениях организованы логопедические кабинеты, восстановительные отделения. В Москве организована специализированная служба во главе с Центром патологии речи и нейрореабилитации, в котором проводится комплексное восстановительное лечение наиболее тяжелого контингента больных с нарушениями речи и других высших психических функций, возникших вследствие перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, страдающих логоневрозом (заиканием и др.), детей с задержкой психо-речевого развития и др. Вместе с тем в целом по стране в организации специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций, имеются серьезные недостатки. Имеющаяся сеть логопедических кабинетов не полностью удовлетворяет потребности населения, оснащение и оборудование их не соответствует современным требованиям. Эпидемиологические исследования в регионах, позволяющие представить реальные показатели распространенности речевой патологии, не проводятся. В детских лечебно-профилактических учреждениях не уделяется должного внимания профилактике и выявлению речевых расстройств, не выделяются группы риска. Дети, нуждающиеся в специализированной помощи, через медико-педагогические комиссии направляются в образовательные учреждения, где практически отсутствует медицинская помощь. Недостаточно налажена взаимосвязь и преемственность между детской и взрослой логопедической службой, а также между учреждениями здравоохранения и образования. До сих пор не налажена четкая система подготовки, повышения квалификации и аттестации дефектологов, психологов и врачей, оказывающих помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. Многие специалисты имеют недостаточную профессиональную подготовку. Не решены на должном уровне вопросы лицензирования, аттестации и сертификации учреждений и специалистов. С целью дальнейшего развития и совершенствования специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций приказываю, 1. Ввести в действие: 1.1. Положение о логопеде (Приложение 1). 1.2. Положение об организации работы логопедического кабинета (Приложение 2). 1.2.1. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета (Приложение 3). 1.3. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами (Приложение 4). 1.4. Положение об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций (Приложение 5). 1.5. Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм) (Приложение 6). 1.6. Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 7). 1.7. Штатные нормативы медицинского, педагогического и иного персонала психоневрологических учреждений и подразделений по оказанию специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 8). 1.8. Программу подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации (Приложение 9). 1.9. Методические рекомендации "Организация специализированной службы по оказанию помощи больным с патологией речи (комплексная система лечения и нейрореабилитации)" (Приложение 10). 1.10. Нормы работы логопедов учреждений здравоохранения Российской Федерации (Приложение 11). 1.11. Нормы нагрузки врачей-психиатров учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций (Приложение 12). 2. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации: 2.1. Организовать деятельность специализированной службы помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций в соответствии с документами, утвержденными настоящим приказом; 2.2. Организовать систематическую учебу медицинского, педагогического и другого персонала, участвующего в оказании специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций. 3. Возложить обязанности главного внештатного логопеда Министерства здравоохранения Российской Федерации на руководителя отделения патологии речи Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессора В.М.Шкловского. 4. Директору Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздрава России профессору Краснову В.Н., главному внештатному логопеду Минздрава России профессору Шкловскому В.М.: 4.1. Обеспечить регулярное обучение специалистов для логопедической службы в соответствии с программой подготовки на курсах их тематического усовершенствования по патологии речи и нейрореабилитации. 4.2. Провести изучение структуры, динамики и распространенности в регионах страны речевой патологии среди детей, подростков и взрослых. Срок - до 2002 года. 4.3. Подготовить предложения по сертификации, лицензированию, аттестации и повышению квалификации дефектологов и медицинских психологов. Срок - июль 1999 года. 4.4. Подготовить предложения по проведению совместной коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по вопросу о состоянии и совершенствовании специализированной помощи лицам, страдающим нарушениями речи и других высших психических функций, подготовке кадров. Срок - до 01.07.99. 5. Считать на действующими на территории Российской Федерации приказы Министерства здравоохранения СССР от 08.04.85 N 465 "О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи", от 24.07.85 N 981 "Об утверждении внештатного главного специалиста и создании комиссии по вопросам логопедии Минздрава СССР" и от 19.08.95 N 1097 "Об утверждении расчетны норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов". 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.И. Вялкова. Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Стародубов 28 декабря 1998 г. N 383 Приложение 1 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДЕ 1. Общие положения 1.1. Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. 1.2. В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением. 1.3. Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю. 1.4. Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством. 2. Обязанности 2.1. Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций. 2.2. Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.). 2.3. В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными. 2.4. По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами. 2.5. Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях. 2.6. Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения. Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами. 2.7. Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда. 2.8. В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением. 2.9. Повышает свою квалификацию по дефектологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. 2.10. Внедряет в практику современные методы логопедической помощи. 3. Права 3.1. Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы. 3.2. Участвует в работе общественных профессиональных организаций. 4. Ответственность логопеда В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 2 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы логопедического кабинета 1. Логопедический кабинет организуется в составе: территориальной поликлиники для детского, подросткового и взрослого населения; психоневрологического диспансера, психоневрологического, неврологического, нейрохирургического отделений многопрофильной городской, областной (окружной, краевой, республиканской) больницы и других лечебно-профилактических учреждений. 2. Логопедический кабинет обеспечивает специализированную консультативно-диагностическую, коррекционно-восстановительную, психологическую и социальную помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций. 3. Организационно-методическое руководство деятельностью логопедического кабинета осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 4. Штаты персонала логопедического кабинета утверждаются в установленном порядке. 5. На должность логопеда кабинета назначается специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности - логопедия, имеющий соответствующий сертификат. 6. В кабинете оказывается логопедическая помощь детскому, подростковому и взрослому населению с нарушениями речи и других высших психических функций различного генеза. 7. Основными задачами логопедического кабинета являются: - консультативно-диагностическая работа и отбор больных для лечения в кабинете; - проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий; - привлечение родственников больного к участию в выполнении в доступных формах логопедических заданий, созданию условий для речевого режима и благоприятного психологического климата в семье. 8. Для обеспечения выполнения основных функций и задач кабинетов должны быть предусмотрены: помещение для приема пациентов, помещения для проведения индивидуальных и групповых занятий, помещения для психолога, социального работника и другого персонала. Кабинет оборудуется в соответствии с примерным перечнем оборудования логопедического кабинета. 9. В кабинете ведется учетная и отчетная документация. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 3 УТВЕРЖДЕН Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ оборудования логопедического кабинета --------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование оборудования | Количество | | п/п | | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | I. Помещение и дизайн | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Помещение для организации приема больных | 1 | | | площадью 14-20 кв.м | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Помещение для индивидуальных и групповых | 1 | | | логопедических занятий площадью 30-40 кв.м. | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Помещение для социального работника и | 1 | | | медицинской сестры площадью 15-20 кв.м. | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, | в соответствии | | | декоративные растения, ковровые покрытия, | с | | | напольные вазы, картины, эстампы и пр.) | возможностями | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | II. Аппараты и приборы | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Прибор тонометрический | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Секундомер | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Аудио комплекс | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | Магнитофон кассетный 0-1 класса | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | Звуковой усилитель мощностью до 50 Вт с | | | | эквалайзером | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | Система стереофоническая мощностью 50-100 Вт | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | Наушники стереофонические | 10 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Диктофон | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 5. | Магнитофонные кассеты | 15 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 6. | Метроном | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 7. | Диапроектор для слайдов | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 8. | Экран | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 9. | Наборы слайдов | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 10.| Экспериментально-логопедические методики |. 10 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 11.| Зеркало ручное |. 10 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 12.| Зеркало настенное |. 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 13.| Видеомагнитофон |. 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 14.| Кассеты для видеомагнитофонов |. 10 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 15.| Набор настольных игр для детей |. 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 16.| Набор игрушек для детей |. 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 17.| Телевизор |. 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 18.| Персональный компьютер с программным |. 1 | | | обеспечением марки IBM | | |- ---|--------------------------------------------------|----------------| | 19.| Видеокассеты с программами по восстановлению |. | | | речи и других высших психических функций | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | III. Медицинский инструментарий | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Ножницы прямые | 3 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Пинцет анатомический | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Фонендоскоп комбинированный | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Набор логопедических зондов и шпателей | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 5. | Набор-укладка для оказания неотложной | 1 | | | медицинской помощи | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | IV.Предметы ухода за пациентами | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Банка стеклянная для термометров и шпателей | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Пипетка глазная | 5 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Стаканчик для приема лекарств | 5 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Тазик эмалированный почкообразный | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 5. | Термометр медицинский максимальный | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 6. | Ведро педальное | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | V.Специальная мебель и оборудование | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Кушетка смотровая | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Стол логопеда | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Стол медицинской сестры | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Шкаф для медицинских инструментов | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 5. | Столик для инструментов | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 6. | Ящик для картотеки | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | | VI. Бытовая мебель и оборудование | | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 1. | Кресло мягкое | 10 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 2. | Стул полумягкий | 8 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 3. | Шкаф для одежды | 1 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 4. | Шкаф книжный | 2 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 5. | Полка книжная | 3 | |-----|--------------------------------------------------|----------------| | 6. | Столик журнальный | 2 | --------------------------------------------------------------------------- Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 4 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией 1. Дневной стационар на 25-30 мест является структурным подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших психологических функций. 2. Предназначен для лечения больных, которых по их состоянию не противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности, приближенные к условиям стационара. 3. Режим посещений и продолжительность курса лечения назначается врачом соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней. 4. Организуется в составе Центра патологии речи и нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 5. Основные задачи: - комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией, нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса), вследствие сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге; - уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях, требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами и психологами; - трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им социально-правовой помощи. 6. Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов осуществляется с использованием: медикаментозного лечения, ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и других методов реабилитации. Дневной стационар для больных с логоневрозами 1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозами (заикание и др.). 2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня 20-30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе 6-7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза в неделю. Организуется в Центре патологии речи и нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях. 3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю. 4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы). 5. Основные задачи: - проведение комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических мероприятий, психотерапии и др.; - восстановление речевой и коммуникативной функции, и психологической адаптации пациентов. 6. Лечебные мероприятий включают в себя медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами, психотерапию, рефлексо-, физиотерапию и др. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 5 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций 1. Общие положения 1.1. Отделение является структурным подразделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения. 1.2. Штаты персонала отделения утверждаются в установленном порядке. 1.3. Организационно-методическое руководство отделением для лечения нарушений речи и других высших психических функций осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. 1.4. Работа персонала отделения регламентируется приказами, распоряжениями, перечнем функциональных обязанностей, распорядк дня и планом работы отделения, утверждаемыми администрацией лечебно-профилактического учреждения. 1.5. Содержание помещений, оборудования, учебных кабинетов, обеспечение лечебными средствами и учебно-методическими пособиями, исходя из специфики медико-педагогического процесса, обеспечиваются администрацией лечебного учреждения по заявкам заведующего отделением. 2. Основные задачи 2.1. Отделение предназначено для обеспечения медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий, направленных на восстановительное лечение и нейрореабилитацию больных с тяжелыми нарушениями речи и других высших психических функций. 2.2. Показаниями к комплексному восстановительному лечению в отделении являются нарушения речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии и др.), возникшие в результате перенесенных церебральных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и др., сопутствующие соматические заболевания, нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи), тяжелые случаи логоневрозов (заикание) и др. 3. Порядок госпитализации и пребывания в отделении 3.1. Госпитализация пациента в отделение осуществляется добровольно (по его просьбе или с его согласия) в плановом порядке по направлению отборочной комиссии. 3.2. После прохождения отборочной комиссии пациенты вызываются на госпитализацию в порядке очередности с учетом медицинских показаний. 3.3. Пребывание пациентов в отделении регламентируется установленными в отделении правилами. 3.4. Срок пребывания пациента в стационаре определяется объемом медицинских, медико-педагогических и медико-психологических мероприятий и составляет от 45 до 90 дней. 3.5. Показания к продлению срока лечения и повторной госпитализации определяются комиссионно - врачом совместно с логопедом и нейропсихологом. 3.6. В комплекс мер по нейрореабилитации включаются ежедневно 2-3 индивидуальные и 1 групповое логопедические занятия (с учетом соматического состояния пациента). Осуществляется динамическое наблюдение за соматическим и психическим состоянием больного, фармако-, физио-, иглорефлексотерапия, массаж, ЛФК и др. 4. Отчетность 4.1. Заведующий отделением проводит анализ качества и эффективности проводимого в отделении восстановительного лечения и по его данным отчитывается перед администрацией лечебно-профилактического учреждения. 4.2. Ежегодный статистический отчет о работе отделения сопровождается составлением объяснительной записки. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 6 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм) 1. Стационар на дому является структурным подразделением Центра патологии речи и нейрореабилитации, многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения. 2. Стационар на дому обеспечивает проведение комплексных медицинских, нейропсихологических и педагогических мероприятий, направленных на восстановление у больных высших психических функций, опорно-двигательного аппарата, навыков санитарной гигиены и самообслуживания. 3. Штаты персонала стационара на дому утверждаются в установленном порядке. 4. В задачу стационара на дому входит оказание комплексной нейрореабилитационной помощи больным, состояние которых отягощено сопутствующими соматическими заболеваниями, исключающими возможность самообслуживания и самостоятельного передвижения, и значительно препятствующими осуществлению восстановительного процессе в условиях суточного стационара. 5. В стационар на дому больные поступают по направлению отборочной комиссии. 6. На отборочную комиссию пациенты направляются врачами и логопедами лечебно-профилактических учреждений по завершении стационарного лечения по поводу острого периода заболевания. 7. Курс лечения в стационаре на дому составляет 90 дней. осмотры больных на дому проводятся врачами (неврологом и терапевтом) не реже 1 раза в две недели. Дополнительно по показаниям назначаются осмотры нейропсихолога, психиатра. В зависимости от состояния больного логопедические занятия проводятся от 1 до 3 раз в неделю. 8. Программа восстановительного лечения в стационаре на дому наряду с медикаментозной терапией предусматривает индивидуальные логопедические занятия, массаж, лечебную физкультуру, психотерапию, в том числе семейную, и социальную работу. 9. Врачи стационара на дому работают во взаимодействии с участковыми терапевтами и неврологами. Руководитель Департамента организации медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 7 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации 1. Центр патологии речи и нейрореабилитации является либо лечебно-профилактическим учреждением, либо организуется в составе городской (областной, краевой, республиканской) многопрофильной больницы или другого лечебно-профилактического учреждения на функциональной основе. 2. Штаты Центра утверждаются в установленном порядке. Руководство Центром, являющимся лечебно-профилактическим учреждением, осуществляется директором (главным врачом) и его заместителями по лечебной и педагогической работе. 3. Научно-методическое руководство Центром осуществляется главным логопедом органа управления здравоохранением администрации субъекта Российской Федерации. 4. Основные задачи: - диагностика, оказанием комплексной медицинской, медико-педагогической, медико-психологической и социальной помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями коммуникации и общения, сопутствующими соматическими и неврологическими расстройствами, в том числе двигательными, возникшими в результате перенесенных инсультов, черепно-мозговых травм, нейроинфекций и других поражений головного мозга; - разработка и внедрение в практику диагностического обследования нарушенных функций, определение оптимального объема медицинских, психологических и педагогических мероприятий, составление адекватных лечебно-восстановительных комплексных программ, программ курсового комплексного восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж и др.), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации; - обеспечение организационно-методического руководства специализированной логопедической и нейрореабилитационной службой в регионе с целью обеспечения преемственности в работе ее подразделений и поэтапного восстановительного лечения больных; - разработка и апробация новых способов и методов лечения, коррекции, нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры; - разработка и внедрение в практику лечебных учреждений методов диагностики медицинских, психологических, педагогических и социальных аспектов нейрореабилитации, разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм; - проведение циклов повышения квалификации для специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации; - организация культурно-эстетических программ для больных с различными видами нарушений общения, коммуникации, речи и других высших психических функций. 5. Примерная структура Центра: - консультативно-диагностическое отделение; - стационарное отделение с профилизацией коек по возрасту пациентов; - стационар на дому для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных с афазиями и дизартриями; - дневной стационар для больных логоневрозами; - амбулаторное детское отделение с дневным стационаром; - фониатрическое отделение; - отделение ЛФК и массажа; - отделение функциональной диагностики; - физиотерапевтическое отделение; - организационно-методический отдел. Руководитель Департамента медицинской помощи населению А.А. Карпеев Приложение 8 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ медицинского, педагогического и иного персонала учреждений и подразделений специализированной помощи больным с нарушениями речи и других высших психических функций 1. Центры патологии речи и нейрореабилитации, специализированные стационарные отделения, в том числе дневные стационары для оказания помощи больным с патологией речи и других высших психических функций: 1.1. Врачебный персонал: 1.1.1. Должности врачей-неврологов устанавливаются из расчета 1 должность на 20 коек (мест). 1.1.2. Должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета 1 должность на 25 коек (мест). 1.1.3. Должности врачей-психотерапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 15 коек (мест). 1.1.4. Должности врачей-физиотерапевтов устанавливаются из расчета 1 должность в учреждении (отделении). 1.1.5. Должности врачей по лечебной физкультуре устанавливаются в соответствии с нормами, утвержденными приказом МЗ СССР от 29.12.85 N 1672. 1.1.6. Должности врачей функциональной диагностики устанавливаются в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравмедпрома РФ от 31.11.93 N 238. 1.1.7. Должности заведующих специализированными отделениями устанавливаются: в отделениях до 40 коек (мест) вместо 0,5 ставки врача; в отделениях на 40 и более коек (мест) - сверх должностей врачей. 1.2. Средний медицинский персонал: 1.2.1. Должности медицинских сестер (палатных) устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек (мест). 1.2.2. Должности медицинских сестер процедурных кабинетов устанавливаются из расчета 1 должность на отделение, дневной стационар. 1.2.3. Должности инструкторов по лечебной физкультуре устанавливаются из расчета 1 должность на 12 коек (мест). 1.2.4. Должности инструкторов по трудовой терапии устанавливаются из расчета 1 на 30 коек (мест). 1.2.5. Должности старших медицинских сестер отделения устанавливаются соответственно должностям заведующих отделениями. 1.3. Младший медицинский персонал: 1.3.1. Должности санитарок (палатных) или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на 25 коек (мест). 1.3.2. Должности санитарок-буфетчиц устанавливаются из расчета 1 должность на 25 коек (мест). 1.3.3. Должности санитарок-ваннщиц устанавливаются в отделениях до 20 коек (мест) - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек (мест) 2 должности. 1.3.4. Должности сестры-хозяйки устанавливаются из расчета 1 должность на одно отделение. 1.4. Иной персонал: 1.4.1. Должности медицинских психологов устанавливаются из расчета 1 должность на 20 коек (мест). 1.4.2. Должности логопедов устанавливаются в соответствии с расчетными нормами, указанными в приложении 11. 1.4.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на 20 коек (мест). 2. Стационары на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций: 2.1. Медицинский персонал: 2.1.1. Медицинский персонал: 2.1.1. Должности врачей-неврологов и врачей-терапевтов устанавливаются из расчета 1 должность на 50 больных. 2.1.2. Должности врачей-психиатров устанавливаются из расчета 1 должность на стационар. 2.1.3. Должности заведующих стационаром устанавливаются до 25 больных вместо 0,5 должности врача, на 25 и более больных - сверх должностей врачей. 2.1.4. Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 должность на 25 больных. 2.2. Иной персонал: 2.2.1. Должности логопедов устанавливаются в соответствии с расчетными нормами, указанными в приложении 11. 2.2.2. Должности медицинских психологов устанавливаются из расчета 1 должность на 25 больных. 2.2.3. Должности социальных работников устанавливаются из расчета 1 должность на 20 больных. 3. Логопедические кабинеты: 3.1. Логопедические кабинеты организуются из расчета не менее одного на 1000 тыс. взрослого населения и не менее одного на 10 тыс. детского и подросткового населения. 3.2. В кабинете для взрослого населения устанавливаются должности: - логопеда - 1; - медицинского психолога - 1; - специалиста по социальной работе - 1; - медицинской сестры - 1. 3.3. В кабинете для детского населения устанавливаются должности: - логопеда - 1; - медицинского психолога - 1; - медицинской сестры - 1. Руководитель Департамента экономики, планирования помощи населению Н.Н. Точилова Приложение 9 УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 года N 383 ПРОГРАММА подготовки на курсах тематического усовершенствования специалистов по патологии речи и нейрореабилитации 1. Введение Неуклонный рост числа взрослых с патологией речи сосудистого и травматического генеза, а также детей с аномалиями развития, и в первую очередь речевого, ставит вопрос оказания специализированной помощи в один ряд с важнейшими проблемами здравоохранения и образования. Дети с патологией речи (задержки речевого развития, общее недоразвитие речи, заикание, алалии, дислалии, трудности обучения грамоте - дизграфии и дислексии), а также взрослые больные с афазией, дизартрией, логоневрозами составляют значительный процент популяции. Данные контингенты больных нуждаются, как правило, в комплексном лечении и реабилитации с широким использованием современных достижений науки и практики. Такой подход предполагает не только наличие у специалистов, принимающих участие в лечебно-реабилитационном процессе высокого профессионализма, но также достаточную их ориентацию в смежных областях знания. Между тем, существующая система их подготовки практически не способа обеспечить потребности учреждений здравоохранения и образования в квалифицированных кадрах. Дефектологи не получают в вузах достаточного объема и качества знаний по психологии, нейропсихологии, основами неврологии, психиатрии и др. Психологи, в свою очередь, мало ориентированы в вопросах специальной педагогики, врачи практически не знакомы с основами нейропсихологии и дефектологии. Такое положение является следствием обучения специалистов в отрыве от клинической базы, дающей возможность получать знания применительно к конкретным видам патологии речи и на практике освоить методы терапии и реабилитации пациентов. Обеспеченность квалифицированными специалистами лечебно-профилактических и образовательных учреждений в стране крайне недостаточна, что также приводит к невозможности оказания своевременной и эффективной помощи указанному контингенту детей и взрослых в требуемом объеме. Стихийное проведение разного рода курсов, семинаров, а также "институтов", дающих лишь фрагментарные знания в области патологии печи, только усложняет создавшееся положение. Подобный способ решения проблем подготовки кадров заключает в себе реальную опасность, так как зачастую ведет к дискредитации профессии. Решением проблемы должна стать система организации процесса последипломного обучения в учреждениях, имеющих необходимую клиническую базу, где специалисты разного профиля получают современные сведения из разных областей знания, позволяющие им работать на более высоком профессиональном уровне. Полипрофессиональный подход к проблеме последипломного образования требует наличия скоординированной программы, сочетающей в себе современные достижения науки и практики с оптимальной методологией преподавания. 2. Основные принципы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи Система повышения квалификации в области патологии речи и нейрореабилитации сочетает в себе современные теоретические, практические, клинические и экспериментальные разделы, обеспечивающие медико-психолого-педагогическую основу для представления об общих и частных проблемах патологии речи и других высших психических функций человека. Учебный процесс направлен на развитие творческой активности обучающихся. Форма обучения является как очной, так и очно-заочной. Учебные программы направлены на: - активное усвоение теоретических знаний и теоретико-методологических принципов; - ориентацию в смежных областях знания; - овладение навыками и приемами диагностики, коррекционной и восстановительной работы с различными контингентами детей и взрослых; - выработку умения работать с литературой, а также способности к самостоятельному анализу материала, используя опыт собственной работы и проверяя результаты в виде контрольных работ; - овладение принципами этики и деонтологии; - овладение основными принципами установления контакта с детьми, взрослыми больными и их родственниками; - освоение принципов и методов социальной работы с больными и их родственниками; - адекватное понимание границ профессиональной компетенции, принципов профессионального взаимодействия с врачами и другими специалистами (психологами, педагогами и др.). 3. Общая структура повышения квалификации специалистов и основные методические приемы, рекомендуемые при обучении Последипломная подготовка проводится в три этапа: 1) повышение квалификации специалистов по общим проблемам патологии речи и нейрореабилитации; 2) специализация дефектологов: психологов и врачей в частной речевой патологии; 3) получение дополнительной квалификации в области нейропсихологии (для дефектологов и психологов). В процессе обучения используются лекции, семинары, коллоквиумы, практические занятия, клинические разборы, стажировка на рабочем месте, работа с супервизором. Учебный материал рассчитан на освещение современных отечественных и зарубежных научных достижений в области патологии речи и нейрореабилитации, а также усвоение новых методов и конкретных приемов практической работы с детьми и взрослыми. По прохождении всего курса подготовки выдается сертификат, который необходимо подтверждать каждые три года. 4. Образовательный минимум последипломной подготовки специалистов Общая продолжительность обучения, включая стажировку, 590 часов (440 часов аудиторного курса и 150 часов на рабочем месте). Аудиторный курс обучения состоит из 6 циклов (продолжительностью 72 часа каждый): 1. Современные проблемы патологии речи и нейрореабилитации. 2. Патология речи у детей. 3. Афазии и дизартрии. 4. Заикание. 5. Дизграфии и дислексии. 6. Основы нейропсихологии и нейролингвистики. Первый цикл является базовым, необходимым для овладения знаниями на других специальных циклах. 5. Обоснование содержания циклов повышения квалификации Тема первого цикла "Современные проблемы в области патологии речи и нейрореабилитации" обусловлена необходимостью повышения знаний специалистов в концептуальных, методологических, методических и организационных вопросах. Патология речи у детей выделяется в отдельный цикл, что связано не только с ее спецификой, но и постоянно растущей численностью страдающих ею детей с задержкой психического развития. В цикле "Афазии и дизартрии" особое внимание уделяется тем видам речевой патологии, которые проявляются в рамках тяжелых заболеваний центральной нервной системы. Этот цикл рассчитан в основном на специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Рассматриваются неврологический, нейропсихологический, нейролингвистический аспекты речевой деятельности и ее нарушений. Подробно освещаются вопросы мозговой реализации речевой функции и патогенетические механизмы ее нарушения при разных формах афазии и дизартрии. Распространенностью такого вида речевой патологии как логоневрозы, и прежде всего заикание, обусловлено включение в программу повышения квалификации цикла "Заикание". В нем значительная роль отводится не только изучению вопросов этиологии, клиники и патогенеза речевого дефекта, но и психиатрическому и психотерапевтическому аспекту проблемы. Выделение дизграфий и дислексий в отдельный цикл связано с тем, что обучение грамоте является одной из главных социальных задач. Педагоги, включая дефектологов, часто пытаются решить этот вопрос своими силами, без использования современных достижений в области неврологии, психиатрии, нейропсихологии, нейролингвистики, возрастной психологии других дисциплин. Кроме того, изменение возрастных порогов речевого развития, а именно готовность все большего числа детей 4-5-летнего возраста к обучению грамоте, и вместе с тем отсутствие этой готовности у части нормально развивающихся детей, требует специфических методов диагностики и педагогической работы, учитывающих психологию раннего детского возраста. Наконец, цикл "Основы нейропсихологии и нейролингвистики" включен в программу в связи с целесообразностью расширения профессиональной компетенции специалиста, который, овладев методикой нейропсихологической и нейролингвистической диагностики, проводил бы наблюдение за восстановлением больного в динамике. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствие необходимого числа нейропсихологов приводит к неточностям в диагностике при нарушении речевой и других высших психических функций и не дает возможности объективизировать результаты реабилитации. В связи с этим ознакомление дефектологов и врачей с методами и приемами нейропсихологической диагностики является необходимым звеном в системе повышения квалификации специалистов. 6. Циклы повышения квалификации Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, заключается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющей проблемой. Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации. 1. Тема: "Современные проблемы науки и практики в области патологии речи и нейрореабилитации" --------------------------------------------------------------------------------- | | Содержание курса | Учебные часы | | | |-------------------------------| | | | лекции | практические | Всего | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 1. | Современное состояние проблемы патологии | 6 | | 6 | | | речи и нейрореабилитации: | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - отечественные и зарубежные достижения | | | | | | науки и практики; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - эпидемиология речевых расстройств у | | | | | | детей и взрослых | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 2. | Речевая функциональная система: | 12 | 2 | 14 | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - неврологический аспект; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - нейролингвистический аспект | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 3. | Основные этапы созревания речевой | 4 | | 4 | | | и других высших психических функций | | | | | | (ВПФ) ; | | | | | | дифференциальные критерии | | | | | | нормального и патологического развития | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 4. | Патология речи: | 16 | 2 | 18 | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - нарушения речи у детей и взрослых | | | | | | органического и функционального генеза: | | | | | | клиника, этиология, патогенез; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - локальные поражения мозга различной | | | | | | этиологии; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - классификация нарушений речи; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - нарушения неречевых ВПФ - гнозиса, | | | | | | праксиса, мышления, памяти, внимания; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - диагностика нарушений речевой и других | | | | | | ВПФ | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 5. | Терапия нарушений речи: | 20 | 2 | 22 | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | 1. Основные принципы комплексной системы | | | | | | лечения и нейрореабилитации речевых | | | | | | расстройств (биологические, | | | | | | психологические, социальные разделы): | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - медикаментозное лечение, включая ЛФК, | | | | | | массаж; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - восстановительное обучение: | | | | | | понятие компенсации нарушений речи и | | | | | | других ВПФ; основные принципы восстано- | | | | | | вительного обучения больных с афазией и | | | | | | дизартрией; | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - психокоррекция | | | | | |------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - социально-психологическое направление | | | | | | работы | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | 2. Коррекционное обучение: | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - специфика коррекционного обучения при | | | | | | разных формах патологии речи у детей; | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - предупреждение школьной неуспеваемости | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | 3. Комплексная система терапии заикания: | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - медико-педагогическое направление | | | | | | работы; | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | | - психолого-педагогическое направление | | | | | | работы | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 6. | Компьютерные методы диагностики и | | 4 | 4 | | | восстановительного обучения | | | | |----|------------------------------------------|--------|--------------|-------| | 7. | Организационно-правовые вопросы | 2 | 2 | 2 | --------------------------------------------------------------------------------- Всего 72 часа 2. Тема: "Патология речи у детей" ------------------------------------------------------------------ | | Содержание курса | Учебные часы | | | |-------------------------------| | | | лекции | практические | Всего | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | 1. | Речевая функция в норме: | 10 | 2 | 12 | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | | - неврологический | | | | | | аспект; возрастные | | | | | | пороги созревания | | | | | | структур мозга; | | | | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | | - нейропсихологический и | | | | | | нейролингвистический | | | | | | аспекты речевого | | | | | | развития | | | | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | 2. | Патология речевой | 18 | 6 | 24 | | | функции: | | | | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | | - этиология речевых | | | | | | расстройств у детей; | | | | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | | - классификация речевых | | | | | | расстройств; | | | | |-----|--------------------------|--------|--------------|-------| | | - виды речевых | | | | | | нарушений: дислалия, | | | | | | задержки речевого | | | | | | развития, общее | | | | Страницы: 1 2 |