КОНВЕНЦИЯ О ФОРМИРОВАНИИ И СТАТУСЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ КОНВЕНЦИЯ СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ 25 ноября 1998 г. (НЦПИ) Государства - участники настоящей Конвенции в лице правительств (далее - Стороны), стремясь использовать межгосударственные научно-технические программы как эффективное средство концентрации ресурсов и усилий для решения приоритетных задач научно-технического и социально - экономического развития, в целях формирования согласованной правовой основы взаимодействия в процессе разработки и выполнения межгосударственных научно-технических программ, действуя в соответствии с Соглашением о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года, согласились о нижеследующем: Статья 1 Определения Для целей настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующие значения: "межгосударственная научно-техническая программа" (далее - Программа) - увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических разработок, а также организационно-экономических мероприятий по их обеспечению, выполняемый исполнителями Сторон и направленный на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах общественных и природных явлений, а также на эффективное решение социально - экономических проблем Сторон, включая создание образцов конкурентоспособной на мировом рынке продукции для ее последующего производства в целях удовлетворения национальных потребностей и расширения экспортных возможностей; "государство - участник Программы" - государство, подписавшее межправительственное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы (далее - Соглашение о сотрудничестве) и обеспечившее выполнение своих обязательств по ее реализации необходимыми финансовыми и иными ресурсами, объемы которых определены в рамках данной Программы; "государственный заказчик" - орган исполнительной власти (или иная полномочная организация) государства - участника Программы, ответственный за выполнение этим государством обязательств, принятых им в соответствии с Соглашением о сотрудничестве, и организацию работ по реализации Программы в своем государстве; "координатор" - один из государственных заказчиков, обеспечивающий по взаимному согласию их оперативное взаимодействие в процессе выполнения Программы, организующий взаимные консультации и обмен информацией между государственными заказчиками, согласование оперативных планов на отдельные периоды осуществления Программы, выработку рекомендаций по совершенствованию сотрудничества, использование промежуточных и конечных результатов научно-исследовательских и опытно - конструкторских работ, подготавливающий и представляющий согласованную информацию о реализации Программы в Межгосударственный комитет по научно-технологическому развитию (далее - МК НТР). В качестве координатора Программы могут выступать международные научно-исследовательские центры и научные организации транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственные (межправительственные) органы. Если Программа состоит из отдельных проектов, финансируемых соответствующими государствами - участниками Программы, то роль координаторов таких проектов выполняют национальные государственные заказчики этих проектов. Статья 2 Формирование и реализация Программы 1. Организацию работ по формированию и реализации Программы осуществляет МК HTP. 2. Предложения о формировании Программы с соответствующими обоснованиями вносятся в МК НТР членами МК НТР или межгосударственными (межправительственными) органами СНГ, занимающимися координацией вопросов научно-технического характера, а также Международной ассоциацией академий наук в соответствии с порядком, устанавливаемым МК НТР. 3. МК НТР рассматривает представленные предложения и в случае их одобрения предлагает представителям МК НТР Сторон, заинтересованных в разработке конкретных программ, подготовить и представить в МК НТР проект Программы с приложением пояснительной записки и технико-экономического обоснования, а также проект Соглашения о сотрудничестве, предварительно согласованные в соответствии с принятыми в каждом государстве процедурами. 4. Соглашение о сотрудничестве должно включать: цели сотрудничества; источники и порядок финансирования работ по реализации Программы; взаимные финансовые и иные обязательства государств - участников Программы; порядок и условия владения, пользования и распоряжения научно-техническими объектам и результатами исследований, порядок осуществления исключительных прав (интеллектуальной собственности); порядок разрешения спорных вопросов; организационный механизм сотрудничества, включая определение государственных заказчиков и координатора. Научно-технические объекты и результаты исследований, созданные в результате выполнения Программы, принадлежат государствам - участникам Программы на правах общей собственности. Прибыль распределяется между государствами - участниками Программы пропорционально их долевому участию в финансировании работ по реализации Программы. Неотъемлемой частью Соглашения о сотрудничестве является Программа, в которой отражаются перечень научно-технических проектов и их исполнителей, конечные результаты, сроки и условия выполнения проектов. 5. Проект Соглашения о сотрудничестве, одобренный МК НТР, представляется в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза (далее - МЭК). 6. Программа приобретает статус межгосударственной после вступления в силу Соглашения о сотрудничестве. 7. Выполнение содержащихся в Программе научно-технических проектов осуществляется на основе договоров, заключаемых государственным заказчиком с организациями - исполнителями работ. 8. Руководство работами по реализации Программы, их финансирование и материально-техническое обеспечение в государствах - участниках Программы осуществляют государственные заказчики. Государственный заказчик, на которого возлагаются функции координатора, определяется в Соглашении о сотрудничестве. 9. Координатор Программы: несет ответственность за своевременную реализацию Программы; осуществляет управление исполнителями работ по Программе; обеспечивает эффективное использование финансовых средств, выделенных на реализацию Программы. 10. Координатор Программы представляет в МК НТР отчет о ходе выполнения Программы. МК НТР анализирует его и направляет в МЭК. Статья 3 Финансирование Программы 1. Финансирование Программы осуществляется в следующих формах: раздельное финансирование, при котором каждое государство - участник Программы финансирует выполняемую им часть Программы; финансирование из централизованного фонда Программы образуемого за счет долевых взносов государств - участников Программы. Формирование централизованного фонда осуществляется в соответствии с Положением о фонде, являющимся составной частью Соглашения о сотрудничестве, в котором определяются размеры, источники, порядок формирования и использования средств; комбинированное финансирование, при котором одна часть работ по реализации Программы финансируется из централизованного фонда, а другая - на основе раздельного финансирования. 2. Для выполнения Программы могут привлекаться бюджетные и внебюджетные источники финансирования, средства благотворительных и других организаций. Статья 4 Условия выполнения Программы Стороны для выполнения Программы в соответствии со своим законодательством предоставляют на своих территориях ее участникам: право осуществлять конвертацию и прямой перевод денежных средств своим контрагентам, выполняющим совместные и заказные работы и находящимся в других государствах - участниках Программы; иные формы содействия национальным научно-исследовательским, опытно-конструкторским организациям при проведении совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок в рамках Программы; право на получение сотрудниками организаций, участвующих в выполнении Программы, во время их долгосрочных командировок медицинских, социальных, бытовых и коммунальных услуг на условиях, действующих для граждан государства пребывания; национальный режим для реализации продукции, созданной в рамках Программы, на рынках научно-технических товаров и услуг. Статья 5 Заключительные положения 1. Положения настоящей Конвенции не затрагивают обязательств, принятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами. 2. Настоящая Конвенция временно применяется со дня подписания, если это не противоречит законодательству Сторон, и вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими ее Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для ее вступления в силу. Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, она вступает в силу со дня сдачи ими на хранение депозитарию соответствующих уведомлений. 3. В настоящую Конвенцию могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон. Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами. 4. Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящей Конвенции, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон. При невозможности урегулировать спорные вопросы путем переговоров Стороны обращаются в Экономический Суд Содружества Независимых Государств или иные арбитражные органы. 5. Настоящая Конвенция действует в течение 5 лет со дня ее вступления в силу. По истечении этого срока Конвенция автоматически продлевается каждый раз на 5-летний период, если Стороны не примут иного решения. 6. Каждая Сторона может выйти из настоящей Конвенции, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода, урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Конвенции. 7. Настоящая Конвенция открыта для присоединения других государств, разделяющих ее цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о таком присоединении. Совершено в городе Москве 25 ноября 1998 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящую Конвенцию, ее заверенную копию. (Подписи) ОСОБОЕ МНЕНИЕ ГРУЗИИ О КОНВЕНЦИИ О ФОРМИРОВАНИИ СТАТУСА МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ Грузия в целом одобряет представленный проект документа, но вместе с тем имеет следующие замечания: - изъять из пункта 1 статьи 2 слово "реализация"; - полностью изъять пункт 10 статьи 2 из проекта данной Конвенции. В.ЛОРДКИПАНИДЗЕ |