О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОВЕРОК РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ(ИНСТРУКЦИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ С 1 ПО 7). Инструкция. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 09.07.93 22

           О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ПРОВЕРОК РАБОТЫ
                 ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ

                              ИНСТРУКЦИЯ

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                            9 ИЮЛЯ 1993 Г.

                                 N 22

                                 (Д)


                      (Состояние на май 1994 г.)


                          I. Общие положения

     1. Комплексная   проверка   государственных  налоговых  инспекций
проводится  с  целью  оценки  их  работы  по   соблюдению   налогового
законодательства  и  обеспечению  полного  и  своевременного  внесения
установленных налогов и других обязательных платежей в соответствующие
бюджеты и во внебюджетные фонды.
     2. Объектами   проверки   являются   государственные    налоговые
инспекции по   республикам  в  составе  Российской  Федерации,  краям,
областям, автономным  образованиям,  гг.  Москве  и  Санкт-Петербургу,
районам, городам и районам в городах.
     3. Комплексные проверки работы инспекций  проводятся  по  решению
руководителей соответствующих  вышестоящих налоговых органов на основе
утверждаемых ими планов контрольной  работы.  В  случае  необходимости
проводятся внеплановые проверки.
     4. Комплексные  проверки   проводятся   вышестоящими   налоговыми
органами во всех государственных налоговых инспекциях по республикам в
составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям
и городам Москве и Санкт-Петербургу,  как правило, не реже одного раза
в 3 года, по районам, городам и районам в городах - в 2 года.
     5. Сроки  проведения комплексных проверок и состав бригад (групп)
определяются руководителем налогового органа,  назначившим проверку, с
учетом объема,    особенностей    деятельности   подлежащих   проверке
организаций и численности работников, участвующих в ее проведении.


             II. Основные направления контроля и вопросы,
                         подлежащие проверке

     6. При проведении комплексных проверок должны быть проверены  все
основные участки деятельности инспекций, в том числе:
     - работа  по   обеспечению   своевременного   и   полного   учета
налогоплательщиков: используемые  формы  и методы выявления неучтенных
юридических и  физических  лиц;  меры,   принимаемые   по   исключению
возможностей уклонения  от учета в налоговых органах;  изучение причин
изменения числа учтенных плательщиков налогов;  проводимые мероприятия
по совершенствованию этого учета;
     - организация сбора налоговых и других  обязательных  платежей  в
бюджет и во внебюджетные фонды:  обеспечение своевременного оформления
и представления  налогоплательщиками  в  учреждения  банков  платежных
документов; проведение  работы  по  укреплению  платежной  дисциплины,
анализу причин  образования  недоимки   и   их   устранению;   ведение
оперативно-бухгалтерского учета налоговых поступлений;
     - состояние   контроля   за   налогоплательщиками:    обеспечение
своевременности и  качества представляемых плательщиками бухгалтерских
отчетов и налоговых расчетов и организации камеральных  проверок  этих
документов (своевременность,  охват,  результаты,  меры  по устранению
выявленных нарушений);    эффективность    документальных     проверок
правильности исчисления,  полноты  и  своевременности уплаты налогов и
других платежей (правильность выбора объектов проверок,  периодичность
и качество   этих   проверок,   результативность  проверок  и  полнота
принимаемых по ним мер);
     - действенность   работы   по   реализации   материалов  проверок
соблюдения налогового   законодательства:   правильность    применения
финансовых санкций,  своевременность и полнота взыскания доначисленных
налогов и соответствующих штрафов; обеспечение передачи в следственные
органы материалов   проверок   с   фактами   нарушений,   за   которые
предусмотрена уголовная  ответственность;  проведение  мероприятий  по
предупреждению аналогичных    нарушений;   последующий   контроль   за
устранением выявленных недостатков.
     7. В   ходе   комплексных  проверок  работы  налоговых  инспекций
производится также:
     - проверка   организации  работы  по  контролю  за  деятельностью
нижестоящих налоговых  органов   (периодичность,   полнота,   качество
проверок, реализация  их  результатов,  включая  оказание  необходимой
методической и практической помощи инспекциям);
     - ревизия  исполнения  сметы  расходов  на  содержание  налоговых
инспекций (целевое  расходование  средств,  сохранность   материальных
ценностей и денежных средств, состояние бухгалтерского учета);
     - изучение состояния  работы  с  налогоплательщиками:  проведение
разъяснительной работы; рассмотрение заявлений, претензий, предложений
юридических и физических лиц (характер разногласий между плательщиками
и работниками   инспекций   по   вопросам   налогообложения,  как  они
разрешаются, имели ли место  случаи  неправильного  изъятия  в  бюджет
налогов и применения налоговых санкций, наличие повторных жалоб);
     - ознакомление с проводимым взаимодействием инспекций в налоговой
работе с  другими  органами  (государственного  управления  и местного
самоуправления, правоохранительными,      судебными,      финансовыми,
банковскими и иными органами);
     - проверка состояния работы по подбору и  расстановке  кадров,  а
также повышению    их    квалификации:    укомплектованность    штата,
качественный состав работников,  меры  по  их  поощрению;  организация
производственной учебы,   подготовка   методических   материалов   для
работников налоговых инспекций,  проведение показательных  проверок  и
распространение положительного опыта.


                 III. Организация проведения проверок

     8. Руководитель  налогового  органа  при  назначении  комплексной
проверки определяет  перечень  участков  работы и вопросы,  подлежащие
проверке, состав проверяющих и их руководителя.  В состав  ревизионной
бригады включаются  работники  контрольной  службы  и работники других
структурных подразделений (по видам налогов  и  др.),  а  в  отдельных
случаях - и работники других налоговых инспекций.
     9. Руководитель   комплексной   проверки   составляет   программу
проведения проверки,  в  которой,  помимо участков работы проверяемого
налогового органа и его нижестоящих инспекций,  а также круга вопросов
по ним,  предусматривается  проведение  камеральных  и  документальных
перепроверок налогоплательщиков,  в целях оценки качества  контрольной
деятельности налоговых инспекций. Конкретный отбор налоговых инспекций
для проведения  проверок   и   налогоплательщиков   для   перепроверок
производится на  месте  руководителем комплексной проверки,  исходя из
фактического состояния дел по налогообложению в проверяемых  налоговых
органах.
     10. Перед  выездом  на  проверку  члены  бригады  должны  изучить
статистические данные  о  ходе  поступления  налогов в соответствующем
регионе, материалы предыдущих  проверок,  отчеты  о  работе  налоговых
органов, характер  поступивших  писем  и  жалоб,  а непосредственно на
месте -  материалы  проверок,  проведенных   работниками   проверяемой
налоговой инспекции.
     11. В     перепроверках,     проводимых     непосредственно     у
налогоплательщиков, в    обязательном   порядке   должны   участвовать
работники проверяемых налоговых органов.


               IY. Оформление результатов и реализация
                         материалов проверок

     12. О результатах проверки организации работы налоговой инспекции
составляется акт   в  двух  экземплярах,  один  из  которых  вручается
руководителю проверяемой налоговой инспекции. Если проверка проводится
в составе комплексной проверки налогового органа (отдельного участка),
то о результатах проверки составляется справка в трех экземплярах,  из
которых один  вручается  руководителю  проверяемого налогового органа,
другой руководителю комплексной  бригады.  При  комплексных  проверках
городских и  районных государственных налоговых инспекций составляется
акт в  четырех  экземплярах,  один  экземпляр  этого  акта  передается
соответствующей вышестоящей инспекции.
     13. В  акте  находят  отражение  общие  результаты   деятельности
налоговой инспекции; характеризуется состояние работы: по анализу хода
поступления в бюджет  налогов,  организации  сбора  налогов  и  других
обязательных платежей,    осуществлению    контроля   за   соблюдением
налогового законодательства;  излагаются  все   выявленные   проверкой
нарушения и недостатки в работе налоговых инспекций.
     В акте  отражается  количество  проверенных   и   перепроверенных
налогоплательщиков и результаты их проверки.
     Все факты,  приведенные в акте,  должны быть точными и  тщательно
проверенными, изложены   полно   и   ясно,   подтверждены  ссылками  в
действующие нормативные   акты,   а   в    необходимых    случаях    -
соответствующими документами, прилагаемыми к акту.
     Если проверкой не будет установлено нарушений  и  недостатков  на
отдельных участках работы инспекций, то проверяющий отмечает об этом в
справке, указав   вопросы   проверки    и    количество    проверенных
(перепроверенных) налогоплательщиков.
     14. В акте кратко излагаются  основные  мероприятия,  проведенные
государственной налоговой   инспекцией   в   проверяемом   периоде  по
повышению результативности  контрольной   работы.   Не   рекомендуется
загромождать акт   сведениями   из   справок   и   других  документов,
предоставленных проверяемыми налоговыми инспекциями в ходе проверки их
работы.
     К  сводному  акту  комплексной  проверки работы налогового органа
должны быть приложены также:
     материалы (справки)    проверок    отдельных    участков   работы
инспекцией, с подтверждающими выявленные нарушения документами;
     акты произведенных  проверок  (перепроверок) налогоплательщиков и
нижестоящих инспекций с необходимыми приложениями;
     документы, характеризующие меры, принимаемые налоговой инспекцией
по устранению выявленных  данной  комплексной  проверкой  нарушений  и
недостатков (решение коллегии, приказ, план мероприятий и др.).
     15. Акт о результатах комплексной проверки работы государственных
налоговых инспекций  подписывается руководителем комплексной бригады и
начальником проверенной  государственной  налоговой   инспекции.   При
наличии возражений  по акту об этом делается оговорка перед подписью и
прикладываются письменные объяснения.
     16. Результаты    проверки    обсуждаются   на   производственных
совещаниях с   работниками   проверенных   государственных   налоговых
инспекций или на заседании коллегии налоговых инспекций. В необходимых
случаях они сообщаются местным органам власти.
     17. Руководители  проверенных государственных налоговых инспекций
обязаны разработать   конкретные   меры   по   устранению   выявленных
недостатков и нарушений, принять соответствующие решения о привлечении
к ответственности виновных должностных  лиц,  о  чем  проинформировать
налоговый орган, производивший комплексную проверку.
     18. Руководители  налоговых  органов,   назначившие   комплексную
проверку, в   десятидневный   срок   по   возвращении  проверяющих  из
командировки, рассматривают материалы проверки и определяют порядок их
реализации, а   в   необходимых   случаях  предусматривают  проведение
проверки устранения выявленных недостатков и нарушений непосредственно
на месте (как правило не ранее чем через 6 месяцев).


            Y. Вопросы, относящиеся к правовому положению
        должностных  лиц, осуществляющих комплексные проверки

     19. Должностные   лица,   осуществляющие   комплексные  проверки,
пользуются правами,   предоставленными    государственным    налоговым
инспекциям пунктами  1-7 статьи 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 года N
943-1 "О Государственной налоговой  службе  РСФСР"  и  ст.  14  Закона
Российской Федерации  от  27  декабря  1991  года N 2118-1 "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации".
     20. Должностные лица, осуществляющие комплексные проверки, вправе
вносить предложения руководству проверяемой налоговой инспекции:
     о применении    к    проверенным    предприятиям,    учреждениям,
организациям и гражданам финансовых санкций и наложении на должностных
лиц административных штрафов;
     об отмене решений налоговых инспекций в случае несоответствия  их
Закону.
     21. Жалобы   на   действия   должностных   лиц,    осуществляющих
комплексные проверки,  рассматривает  руководитель  налогового органа,
назначивший проверки.
     22. Проверка   организации   работы   по  отдельным  направлениям
деятельности налоговых  инспекций  осуществляется  в  соответствии   с
примерными программами проверок (приложения NN 1-14).
     23. Считать утратившей силу Инструкцию Государственной  налоговой
службы Российской  Федерации  от  19  октября 1992 г.  N 15 "О порядке
проведения комплексных   проверок   работы  государственных  налоговых
инспекций".


     Руководитель Госналогслужбы
     России - государственный советник
     налоговой службы I ранга                      В.В.Гусев



                                               Приложение N 1
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

        проверки организации работы государственных налоговых
          инспекций по налогу на прибыль (доход) предприятий
         и организаций, включая банки и страховые организации


     1. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления) необходимо проверить следующее:
     полноту привлечения  к налогообложению предприятий и организаций,
для чего просмотреть книги учета плательщиков и сравнить их с  данными
карточек по  уплате  в бюджет подоходного налога с рабочих и служащих,
наличием дел  и  лицевых   счетов;   для   сверки   необходимо   также
использовать реестры   предприятий   и   организаций,   осуществляющих
регистрацию уставов предприятий и организаций, и данные банков;
     правильность применения  ставок налога на прибыль (доход) и льгот
по этому налогу, соблюдение органами власти (исполнительными органами)
порядка предоставления  льгот  по  налогу  в дополнение к действующему
законодательству;
     своевременность представления   предприятиями   и   организациями
расчетов налога  на  прибыль   (доход),   отчетов   и   балансов,   их
достоверность, а также соблюдение сроков уплаты налога;
     обеспечивается ли камеральная  проверка  представленных  расчетов
налога на прибыль (доход);
     составляются и  утверждаются  ли   руководством   государственной
налоговой инспекции  планы  и  сроки проведения проверок предприятий и
организаций, соблюдаются ли эти сроки, качество счетных проверок;
     обратить внимание на полноту проведения проверок; как реализуются
материалы проверок в случае нарушения налогового законодательства;
     для установления   качества   проверок,   проведенных   налоговой
инспекцией, необходимо произвести повторную счетную проверку баланса и
отчета на 1-2 предприятиях или организациях;
     состояние работы  по   обеспечению   своевременного   поступления
платежей по налогу на прибыль (доход);
     анализ размера недоимок по налогу на прибыль (доход) на  отчетные
даты текущего  года;  указать  причины недоимки на платежные даты,  ее
размер, процент платежей,  поступивших в  бюджет  после  установленных
сроков, в т.ч. при наличии средств на расчетном счете;
     организация работы    по    обеспечению    своевременной    сдачи
предприятиями в  учреждения  банка платежных поручений на перечисление
платежей в бюджет;
     обеспечивается ли  своевременное  взыскание  сумм,  дополнительно
начисленных по   результатам   счетных   проверок,   отразить   случаи
несвоевременного принятия   налоговыми   инспекциями  мер  бесспорного
взыскания платежей в  бюджет;  имели  ли  место  случаи  неправильного
взыскания инспекцией сумм налоговых платежей;
     какие меры   административного   и   экономического   воздействия
применялись для укрепления отчетной и платежной дисциплины;
     приостанавливались ли  операции  предприятий  и  организаций и их
хозорганов по  расчетным  и  другим   счетам   в   банках   в   случае
непредставления ими налоговому органу бухгалтерских отчетов,  балансов
и расчетов налоговых платежей;
     применялись ли к предприятиям финансовые санкции, какие и в какой
сумме, обеспечивалось  ли  при  этом  правильное   их   применение   и
своевременность взыскания;
     налагались ли  административные   штрафы   на   должностных   лиц
предприятий и организаций, по какой причине и в какой сумме;
     как организован  оперативно-бухгалтерский   учет   сумм   налога,
финансовых санкций и административных штрафов;
     при установлении случаев  ликвидации  предприятий  и  организаций
проверить правильность проведения с ними расчетов с бюджетом по налогу
на прибыль (доход);
     какие вносились   предложения  по  дальнейшему  совершенствованию
налогового законодательства по предприятиям и организациям;
     привлекались ли  к  ответственности работники налоговой инспекции
за нарушения, допущенные ими в работе.

     2. В  государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам   в
составе Российской Федерации,  краям,  областям, автономным областям и
автономным округам,  гг.  Москве и Санкт-Петербургу следует  проверить
вопросы:
     работы налоговой инспекции по контролю за соблюдением  на  местах
законодательства по   налогу   на   прибыль   (доход)   предприятий  и
организаций; предложения по дальнейшему его совершенствованию;
     проводимая работа по анализу хода поступления налога в бюджет;
     как организован контроль за работой налоговых служб на местах  за
обеспечением своевременности,   полноты   и  правильности  взимания  с
предприятий и организаций налога на прибыль (доход);
     проводимая работа   по   анализу  получаемых  отчетов  об  итогах
проверки предприятий и организаций за отчетный период и их  обобщению;
суммы, дополнительно  исчисленные  по результатам проверок;  состояние
платежной и отчетной дисциплины;
     какие проводились    обследования    и   тематические   проверки,
выполнение плана тематических проверок;
     обобщались ли выявленные при проверках плательщиков нарушения при
исчислении и  взыскании  налога  на  прибыль  (доход);  вносились   ли
предложения по их устранению;
     своевременность доведения  до  работников  нижестоящих  налоговых
органов инструктивных   материалов,  методических  указаний  и  других
нормативных документов по исчислению  и  взиманию  налога  на  прибыль
(доход);
     методическая и  практическая   помощь,   оказываемая   работникам
налоговых органов   на   местах   по  организации  контрольной  работы
(семинары, консультации и т.д.);
     применялось ли   положение   Закона   РСФСР   "О  Государственной
налоговой службе  РСФСР"  в  части   привлечения   к   ответственности
должностных лиц    за   невыполнение   или   ненадлежащее   выполнение
должностными лицами   государственных   налоговых   инспекций    своих
обязанностей; были  ли  случаи  возврата  неправильно  взысканных сумм
налога на прибыль с предприятий  и  организаций,  а  также  возмещение
ущерба, причиненного   неправомерными   действиями   должностных   лиц
налоговой службы.
     При проверках необходимо также отметить:
     рассмотрение споров между плательщиками и налоговыми  органами  в
арбитражных судах, решения судов;
     правильность распределения  и  зачисления  сумм  налога,  санкций
между бюджетами (федеральным и местным).


     Начальник Управления
     налогообложения прибыли
     (дохода) юридических лиц                     А.А.Зенка




                                               Приложение N 2
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

        проверки организации работы государственных налоговых
           инспекций по налогам на прибыль и другим налогам
            с предприятий и организаций агропромышленного
            комплекса, земельному налогу, лесному доходу,
             налогам за пользование природными ресурсами


     Основными задачами  проверки  является  ознакомление  на  месте с
организацией работы  налоговой  инспекции  по  соблюдению   налогового
законодательства и  обеспечению контроля за правильным и своевременным
поступлением в  соответствующие  бюджеты  или  во  внебюджетные  фонды
государственных налогов  на  прибыль  и других налогов с предприятий и
организаций агропромышленного комплекса,  земельного налога и  налогов
за пользование  природными  ресурсами,  а  именно:  платежей  за право
пользования недрами; отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой
базы; акциза  на нефть,  включая газовый конденсат;  отчислений в фонд
ценового регулирования при поставках нефти, включая газовый конденсат;
лесного дохода   и   лесного   сбора;   платы   за   воду,  забираемую
промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и платежей  за
загрязнение окружающей  природной  среды,  размещение отходов,  другие
виды вредного воздействия.

     1. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления) необходимо проверить следующее:
     ведется ли кодификация законодательных и инструктивных материалов;
     обеспечивается ли своевременность получения налоговых расчетов от
предприятий и организаций, качество указанных расчетов;
     сколько проведено   проверок   плательщиков  по  различным  видам
налогов, какие нарушения выявлялись в процессе  проверок  правильности
уплаты налога за землю и другим налогам,  суммы доначисленных налогов;
какое количество предприятий,  организаций и граждан из  общего  числа
плательщиков несвоевременно  рассчитываются  по  налогам  (показать по
видам налогов на день конечного срока платежей в абсолютных  величинах
и процентах),   есть   ли   предприятия,   организации   и   граждане,
систематически нарушающие сроки уплаты  налогов,  причины  образования
недоимок;
     имеют ли место задержки  производства  принудительного  взыскания
недоимок по   уплате   земельного   налога,   налогов  за  пользование
природными ресурсами и других налогов с государственных, кооперативных
и других  организаций,  а  также с физических лиц по имеющимся спискам
недоимщиков, по приказам Госарбитража и исполнительным листам нарсуда,
а также непогашенные недоимки при наличии в Госбанке средств на счетах
недоимщиков;
     какие принимались   меры   налоговой   инспекцией  по  устранению
выявленных проверками недостатков и нарушений в уплате государственных
налогов на  прибыль,  за землю,  за пользование природными ресурсами и
лесного дохода;
     своевременность и  правильность  принятых  решений  по  жалобам и
заявлениям плательщиков по вопросам исчисления и взимания  налогов  на
прибыль, за  землю,  за  пользование  природными  ресурсами  и лесного
дохода, правильность даваемых указаний и разъяснений по этим вопросам;
     обоснованность и   правильность   принятия  решений  льготного  и
бесплатного пользования землей,  освобождения от  налога  на  прибыль,
льготного и  бесплатного  отпуска  леса  и  предоставления отсрочек на
заготовку и вывозку леса и другим налогам;
     меры, принимаемые  налоговыми инспекциями по укреплению платежной
дисциплины;
     правильность применения  к налогоплательщикам финансовых санкций,
административных штрафов  на  должностных  лиц  и  своевременность  их
взыскания;
     правильность постановки  учета  и   представления   установленной
отчетности по   плате   за   землю,  налогу  на  прибыль,  налогов  за
пользование природными ресурсами и других налогов.
     Для установления  качества  документальных  проверок  расчетов по
налогу на  прибыль   предприятий   и   организаций   агропромышленного
комплекса, земельного  налога  и  налогов  за  пользование  природными
ресурсами необходимо произвести совместно  с  работниками  проверяемой
налоговой инспекции   повторную  проверку  расчетов  не  менее  чем  в
двух-трех предприятиях.  При  этом  необходимо  обратить  внимание  на
полноту выявления работниками налоговой инспекции облагаемых оборотов,
обоснованность применения    предоставленных    льгот,    правильность
определения сумм  налога  и  своевременность их перечисления,  включая
уплату авансовых платежей.
     Результаты проверки  оформляются  актом,  один экземпляр которого
прилагается к  акту  проверки  налоговой  инспекции.  При   отсутствии
нарушений проверяющим производится отметка на налоговых расчетах.

     2. В   государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам  в
составе Российской Федерации,  краям,  областям, автономным областям и
автономным округам,  г.г.  Москве  и  Санкт-Петербургу  при проведении
проверки необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
     - организация  работы  налоговой  инспекции по взиманию налогов с
предприятий и  организаций  агропромышленного  комплекса,   земельного
налога, лесного  дохода,  налогов за пользование природными ресурсами,
взятие на   учет   плательщиков   налогов;   доведение   инструктивных
материалов, проведение   семинаров   и  консультаций  с  городскими  и
районными налоговыми  инспекциями,   составление   планов   проведения
проверок;
     - проанализировать в отделе налоговой инспекции  ход  поступления
государственных налогов  на  прибыль  и других налогов с предприятий и
организаций агропромышленного комплекса,  земельного  налога,  лесного
дохода, налогов  за пользование природными ресурсами в разрезе городов
и районов за истекший период;
     - выяснились  ли  причины  несвоевременной уплаты государственных
налогов по городам и районам и какие меры приняты для ликвидации  этих
недостатков;
     - как организовано  проведение  проверок  по  налогу  на  прибыль
предприятий и   организаций  агропромышленного  комплекса,  земельного
налога и  налогов  за  пользование  природными   ресурсами,   качество
комплексных и   тематических   проверок,   как  реализуются  материалы
тематических проверок,   анализируются   ли   вскрытые   ревизиями   и
проверками недостатки   в  работе  налоговых  инспекций,  издаются  ли
обзорные письма;
     - принимались  ли  областными органами власти какие-либо решения,
противоречащие налоговому законодательству  Российской  Федерации:  по
отмене налогов,  снижению  размера  налоговых  ставок,  предоставлению
дополнительных льгот по налогам, отсрочке уплаты налогов, по изменению
пропорций распределения  налоговых  поступлений  между  федеральным  и
местным бюджетами,  по введению  дополнительных  налогов  и  сборов  в
местные бюджеты.


     Начальник Управления
     налогообложения АПК, природных
     ресурсов и земельного налога              И.К.Выскребенцев






                                               Приложение N 3
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

                проведения проверок организации работы
            государственных налоговых инспекций по налогам
                           с физических лиц

                          Примерный перечень

        общих вопросов, подлежащих проверке в государственных
                  налоговых инспекциях всех уровней


     Вышестоящие государственные  налоговые  инспекции  при   проверке
организации работы подведомственных налоговых органов должны проверить
и отразить в справке проверки следующие общие вопросы.

     I. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления).

     1. Наличие   структурных   подразделений  и  штатная  численность
налоговых органов,  выполняющих задачи по  налогообложению  физических
лиц, их  штатная численность,  положения о функциональных обязанностях
этих структурных подразделений.
     2. Объемные показатели контрольной работы и примерная нагрузка на
одного работника (экспертные расчеты).
     3. Порядок    подбора    и    назначения    работников    отделов
государственных налоговых инспекций по налогообложению физических лиц.
     4. Укомплектованность и качественный состав кадров.  Имеются ли в
аппарате структурных  подразделений  налоговых  органов,  занимающихся
вопросами налогообложения   опытные  бухгалтера,  юристы,  экономисты,
хозяйственники. Принимаются ли меры по профессиональной  подготовке  и
переподготовке кадров.
     На основании анализа этих  данных  необходимо  сделать  вывод  об
обеспеченности (штатной  численностью,  укомплектованностью,  кадрами,
материальными и организационными средствами) выполнения возложенных на
них задач и функций, отметить недостатки.
     5. Обеспеченность  служебными  помещениями  и  другими  условиями
труда, оргтехникой, автотранспортом, компьютерами.
     6. Какие  практические   меры   предприняты   для   осуществления
взаимоотношений с    местными    Советами    народных    депутатов   и
исполнительными органами власти,  а также для координации  контрольной
работы с  правоохранительными,  финансовыми  и другими контролирующими
органами.
     7. Какие,  кем  и  когда  на  налоговые органы возложены функции,
противоречащие Положению о Государственной налоговой службе Российской
Федерации. Какие   другие  причины  затрудняют  выполнение  налоговыми
органами своих функций.
     8. Как  используются  средства  массовой  информации  в освещении
работы налоговых  органов,  а  также  для  проведения  разъяснительной
работы о   необходимости   соблюдения  налогового  законодательства  и
повышения налоговой правовой культуры в регионе.  По каким вопросам  и
сколько проведено     совещаний,    семинаров.    Методы    проведения
разъяснительной работы.
     9. Подготовка   и   проведение   учета   плательщиков,   объектов
налогообложения, правильность и своевременность  исчисления  налоговых
платежей, работа   по   ликвидации   недоимки.  Привлечение  к  работе
общественности. Организация  работы  по   декларированию   физическими
лицами совокупного годового дохода.
     10. Планирование  работы  по  налогам,  в  частности   необходимо
проанализировать предусматриваемый в планах  перечень мероприятий и их
выполнение. Рассмотрение вопросов у руководства госналогинспекций.
     11. Эффективность  мероприятий  по  совершенствованию организации
контрольной работы.  Проанализировать результаты контрольной работы за
текущий период по сравнению с аналогичным периодом истекшего года.
     12. Правильность и своевременность рассмотрения писем,  заявлений
и жалоб граждан.
     13. Обеспеченность  работников  законодательным  и  инструктивным
материалом. Делопроизводство.
     14. Решаются ли социально-бытовые проблемы  работников  налоговых
органов. Как   реагируют   местные   Советы   народных   депутатов   и
исполнительные органы власти на социальные нужды этих работников.

     II. В  государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам  в
составе Российской     Федерации,    краям,    областям,    автономным
образованиям.

     1. Проведение  совещаний  -  семинаров  по  изучению   налогового
законодательства с низовыми налоговыми органами,  налогоплательщиками,
предприятиями и организациями.
     2. Использование  средств  массовой информации в освещении работы
налоговых органов,  проведении разъяснительной работы о  необходимости
соблюдения налогового  законодательства,  повышении правовой налоговой
культуры населения.
     3. Методы  руководства  работой  налоговых  органов,  оказание им
методологической и практической помощи.  Планирование работы, контроль
за выполнением    планов.    Рассмотрение   вопросов   у   руководства
госналогинспекций.
     4. Эффективность мероприятий по улучшению организации контрольной
работы налоговых органов,  анализ ее результатов  за  истекший  период
текущего года по сравнению с аналогичным периодом истекшего года.
     5. Правильность и своевременность рассмотрения писем, заявлений и
жалоб на  действия налоговых органов,  их должностных лиц и выполнения
поручений ГНС РФ.
     6. Обеспеченность      законодательным      инструктивным       и
методологическим материалом. Делопроизводство.
     7. Изучить  данные контрольной работы в целом по региону по видам
налогов с физических лиц.
     8. Наличие   структурных   подразделений  и  штатная  численность
налоговых органов,  выполняющих задачи по  налогообложению  физических
лиц, их  штатная численность,  положения о функциональных обязанностях
этих структурных подразделений.
     9. Объемные показатели контрольной работы,  примерная нагрузка на
одного работника.
     10. Порядок  подбора  кадров.  Укомплектованность  и качественный
состав кадров.  Принимаются ли меры по профподготовке и переподготовке
кадров.
     11. Какие меры предприняты для  осуществления  взаимоотношений  с
представительными и   исполнительными   органами   власти,   а   также
правоохранительными, финансовыми, другими контролирующими органами.
     12. Какие,  кем  и  когда  на налоговые органы возложены функции,
противоречащие положению  о  службе,  какие   затруднения   в   работе
налоговых органов по налогам с физических лиц.
     13. Организация  работы  по  декларированию  физическими   лицами
совокупного годового дохода в регионе.

     III. При   осуществлении   контроля   за  исчислением  налогов  с
населения следует уделить внимание следующим вопросам:

                          ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
         вопросов проверки состояния работы госналогинспекций
          по обеспечению правильного исчисления подоходного
                       налога с физических лиц

     1. Контроль    за    правильностью    удержания,    полнотой    и
своевременностью внесения в бюджет подоходного  налога  предприятиями,
учреждениями, организациями и физическими лицами, зарегистрированных в
качестве предпринимателей  без  образования   юридического   лица   (в
дальнейшем - "предприятия"):
     а) организация учета предприятий, подлежащих контролю;
     б) графики   проверок   указанных  предприятий.  Выполнение  этих
графиков, результаты проверок;
     в) контроль за устранением ранее выявленных нарушений;
     г) правильность применения законодательства  об  административной
ответственности и финансовых санкций;
     д) проверить   качество   осуществляемого   налоговыми   органами
контроля за   правильностью  удержания,  своевременностью  и  полнотой
перечисления налога    в    бюджет.     Перепроверить     предприятия,
проанализировать материалы  проверок  (акты и данные учета поступлений
подоходного налога в бюджет).
     2. Организация  работы  налогового органа по обложению подоходным
налогом физических лиц:
     а) учет  и  сохранность  поступивших  сведений  и  данных на лиц,
имеющих доходы, подлежащие налогообложению;
     б) организация учета плательщиков налога, исчисляемого налоговыми
органами. Меры по выявлению лиц,  имеющих доходы, подлежащие обложению
налогом госналогинспекциями   по   виду   их  деятельности  и  занятий
(предприниматели, сдатчики  в  наем  (аренду)  помещений   и   другого
имущества и   т.д.),  незарегистрированных  в  установленном  порядке.
Количество выявленных лиц, из них:
     - привлечено к налогообложению;
     - привлечено к административной и финансовой ответственности;
     в) учет  и сохранность деклараций граждан о их доходах.  Контроль
за своевременностью их поступления в налоговый орган;
     г) организация работы по проверке достоверности данных,  сведений
и деклараций граждан.  Камеральная проверка и анализ. Выбор материалов
для осуществления   проверки   достоверности   этих  данных.  Проверка
достоверности деклараций на месте.  Количество проверенных деклараций,
результаты проверок  (количество  граждан,  представивших декларации с
искаженными данными,  сумма  доначисленного  налога,   привлечение   к
административной ответственности и финансовым санкциям);
     д) правильность исчисления  подоходного  налога  и  представления
льгот (по видам деятельности и занятий).

                     ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
      проверки состояния работы госналогинспекций по обеспечению
             правильного исчисления налогов на имущество
                            физических лиц

     1. Организация работы по учету плательщиков и объектов  обложения
налогом на строения,  помещения и сооружения,  принадлежащим гражданам
на праве собственности,  а также налога на водовоздушные  транспортные
средства в городской и сельской местностях:
     а) состояние работы по оценке и переоценке строений,  помещений и
сооружений граждан;
     б) своевременность получения  данных  от  коммунальных  и  других
органов о   гражданах,   имеющих   на  праве  собственности  строения,
помещения, сооружения,  в  частности  дома,  дачи,  садовые  домики  и
квартиры и  их  оценки,  а  также  о  гражданах,  имеющих транспортные
средства, в  частности   имеющих   самолеты,   вертолеты,   теплоходы,
мотосани, яхты и моторные лодки и их мощности;
     в) получение данных  о  физических  лицах,  которым  должны  быть
предоставлены льготы по налогу на имущество;
     г) своевременность  проведения  учета  плательщиков  налогов   на
имущество.

     2. Правильность  исчисления налогов на имущество физических лиц и
предоставления им льгот по налогам.
     3. Взаимоотношения  с коммунальными органами и сельскими советами
по вопросам  учета  плательщиков  и  объектов  обложения  налогами  на
имущество физических лиц.

                     ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
             проверки состояния работы Госналогинспекций
             по обеспечению правильного исчисления налога
             с имущества, переходящего в порядке дарения
                            или наследства

     1. Контроль  за  своевременностью представления налоговому органу
документов, необходимых   для   исчисления   налога    с    имущества,
переходящего в   порядке   наследования   или   дарения.   Учет  таких
документов.
     2. Правильность  и  своевременность  исчисления налога гражданам,
проживающим на территории Российской Федерации и за ее пределами.
     3. Проверка нотариальных контор, нотариусов, занимающихся частной
практикой и других учреждений,  уполномоченных совершать  нотариальные
действия. Методы проверки.
     4. Применение мер ответственности за нарушение законодательства в
части представления  налоговым  органам  документов,  необходимым  для
исчисления налога.

                     ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
             проверки состояния работы Госналогинспекций
         по обеспечению своевременного и полного поступления
        налогов с физических лиц в бюджет, а также финансовых
            санкций и административных штрафов, налагаемых
                          налоговым органом

     1. Наличие  недоимки  по видам платежей.  Указать сумму и процент
платежей, поступивших в бюджет после  установленных  сроков  уплаты  в
целом по району.
     2. Меры,  принимаемые налоговым органом по  укреплению  платежной
дисциплины.
     3. Своевременность сдачи  предприятиями  платежных  поручений  на
уплату подоходного  налога  в  учреждениях банков.  Указать количество
поручений, сданных после сроков уплаты.
     Имеются ли  случаи несвоевременного перечисления платежей,  факты
задолженности по подоходному  налогу  в  т.ч.  при  наличии  свободных
денежных средств на расчетных счетах предприятий.
     4. Своевременно ли сдаются налоговыми  органами  распоряжения  на
бесспорное взыскание   образовавшейся   задолженности  по  подоходному
налогу по причине задержки  учреждениями  банков  списания  средств  в
бюджет.
     5. Обеспечивается ли своевременное  получение  налоговым  органом
платежных документов от учреждений банков.
     6. Меры принимаемые налоговым органом  к  взысканию  недоимки  по
налогам с физических лиц.


     Заместитель начальника
     Управления налогообложения
     физических лиц                                  В.Ф.Новиков




                                               Приложение N 4
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

        проверки организации работы государственных налоговых
              инспекций по налогу на имущество, местным
                           и прочим налогам

     1. В Государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления) проверить организацию работы по контролю за
правильностью исчисления и полнотой  поступления  в  бюджет  следующих
видов местных налогов и сборов и неналоговых платежей:
     - налога на имущество предприятий;
     - виды     местных     налогов    и    сборов,    устанавливаемых
представительными органами   власти   местными    Советами    народных
депутатов;
     - государственной пошлине;
     - сборов, взимаемых ГАИ;
     - сборов при регистрации средств массовой информации;
     - сборов при регистрации предприятий;
     - сборов  за   регистрацию   уставных   документов   общественных
объединений;
     - сборов за выдачу паспортов гражданам;
     - сборов,  взимаемых органами Гостехнадзора Российской Федерации;
     - сборов  за лицензирование биржевой деятельности на рынке ценных
бумаг;
     - сборов за аттестацию специалистов на право совершения  операций
с ценными бумагами;
     - сборов за выдачу лицензий за совершение банковских операций;
     - сборов на право деятельности на рынке ценных бумаг  в  качестве
инвестиционных институтов;
     - сборов  за  выдачу  разрешений  на  открытие  и продление срока
деятельности представительств иностранных фирм, банков и организаций;
     - сборов,      устанавливаемых     соответствующими     решениями
Правительства России;
     - сборов   за   выдачу   лицензий   на   осуществление  страховой
деятельности;
     - сборов  за выдачу лицензий на осуществление частной детективной
и охранной деятельности;
     - сборов за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности;
     - сборов  за  выдачу  лицензий  на   осуществление   строительной
деятельности;
     - платы  за   содержание   воспитанников   специальных   школ   и
специальных профессионально-технических училищ;
     - платы за содержание детей в школах-интернатах;
     - платежей в бюджет за лом и отходы черных и цветных металлов;
     - платы за опробование и клеймение ювелирных и других изделий  из
драгоценных металлов;
     - поступление от предприятий и организаций за работы, выполненные
лицами, арестованными за мелкое хулиганство;
     - арендной платы от сдачи в аренду государственного имущества;
     - доходов от реализации конфискованного,  бесхозяйного имущества,
имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
     - доходов от реализации  органами  Министерства связи  Российской
Федерации нерозданных почтовых отправлений;
     - доходов    от    реализации    невостребованных    грузов    на
железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте;
     - доходов  от  учреждений  и  организаций  Министерства   обороны
Российской Федерации;
     - доходов от сдачи в Комитет драгоценных металлов  и  драгоценных
камней изделий, невостребованных в установленный срок из ломбардов;
     - доходов  от  реализации  предметов,  оказавшихся   в   качестве
подарков от  иностранных  учреждений,  фирм  и  их  представителей  во
владение граждан;
     - возмещением    средств,   затраченных   на   лечение   граждан,
потерпевших от преступных действий;
     - средствами,  находящимися  на  депозитных  счетах  предприятий,
организаций и учреждений;
     - доходов  от Комитета государственных резервов при Правительстве
Российской Федерации;
     - превышением доходов над расходами специальных средств бюджетных
учреждений;
     - фонда ценового регулирования Минфина России;
     - поступлением   платы   от   лиц,   помещенных   в   медицинские
вытрезвители;
     - доходов инспекций исправительных работ;
     - сумм,  взыскиваемых  с  лиц,  виновных  в  хищении  и недостаче
материальных ценностей;
     - поступлением   сумм   за   выпуск   и   реализацию   продукции,
изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
     - санкций за нарушение порядка применения цен;
     - административных штрафов и иных санкций;
     - сумм,  полученных  от  завышения  цен  сверх предельного уровня
рентабельности.

     II. В  Государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам  в
составе Российской Федерации,  краям,  областям, автономным областям и
автономным округам,   гг.   Москве   и   Санкт-Петербургу    проверить
организацию работы    по   контролю   за   правильностью   исчисления,
своевременностью и полнотой поступлений в бюджет:
     1. По налогу на имущество.
     - ведется  ли   кодификация   законодательных   и   инструктивных
материалов по налогу на имущество предприятий;
     - своевременность доведения до  нижестоящих  налоговых  инспекций
инструктивного материала и других нормативных документов;
     - какая  методологическая  и  практическая   помощь   оказывалась
налоговым органам на местах в организации контрольной работы по налогу
на имущество, периодичность данных проверок;
     - принимала  ли  участие  государственная  налоговая  инспекция в
подготовке решений соответствующих представительных органов  власти  -
Советов народных депутатов по установлению конкретных ставок налога на
имущество предприятий в 1992 году и  возможном  ее  изменении  в  1993
году. Соответствие  решений  проверяемых  налоговых  органов о порядке
исчисления налога плательщиками в случае изменения в 1992 году  ставки
налога методологическим материалам Росгосналогслужбы;
     - наличие плановых расчетов поступления  налога  на  имущество  в
1992 году   и   на   1993   год   (пункт  4  раздела  I  "Положения  о
Государственной налоговой службе Российской Федерации");
     - сумма  налога  на  имущество,  фактически поступившая в местный
бюджет, в том числе доначисленная по результатам проверок,  ее доля  в
общей сумме поступлений в местный бюджет;
     - перечень  льгот,  предоставленных   соответствующими   Советами
народных депутатов    налогоплательщикам,   соответствие   их   Закону
Российской Федерации  "Об  основах  налоговой  системы",  имеются   ли
решения местных органов власти об освобождении  от  налога  конкретных
плательщиков;
     - как   организована  работа  по  повышению  квалификации  кадров
налоговых органов;
     - отражается  ли  в  материалах  проверок  нижестоящих  налоговых
органов их работа по налогу на имущество  (полнота  и  своевременность
поступления налога в местный бюджет с учетом зачисления равными долями
сумм налога в бюджеты разного уровня;  основные недостатки, выявленные
при проверках);
     - порядок реализации материалов проверок, контроль за выполнением
даваемых налоговыми   органами   предложений  по  устранению  вскрытых
проверками недостатков,  в том  числе  за  своевременным  поступлением
сумм, дополнительно    начисленных   и   взысканных   по   результатам
проведенных проверок;
     - проводятся  ли  показательные проверки по налогу на имущество с
последующим распространением опыта проверок;
     - состояние  работы  по  рассмотрению  писем,  заявлений и жалоб,
поступающих от налоговых инспекций и налогоплательщиков, проводился ли
их анализ,  подготавливались ли рекомендации по правильному применению
Закона "О  налоге  на  имущество  предприятий"  и  других  нормативных
документов, разъяснительная работа среди плательщиков (печать,  радио,
телевидение);
     какие вносились   предложения  по  дальнейшему  совершенствованию
Закона "О налоге на имущество предприятий";
     2. По местным налогам и сборам.
     1. Какая организаторская работа проводится налоговыми органами по
разъяснению действующего законодательства по местным налогам и сборам,
(семинары,  выступления в средствах  массовой  информации,  разработка
рекомендаций и т.д.), а также по выполнению указаний Госналогслужбы по
этим вопросам.
     2. Какие   виды   местных  налогов и сборов  введены  в  регионе.
Решениями каких местных органов  власти  -  сессией  Советов  народных
депутатов, Малым  Советом  или администрацией введены местные налоги и
сборы. Имеют ли место случаи введения местных  налогов  и  сборов,  не
предусмотренных Законом  Российской  Федерации  "Об  основах налоговой
системы в Российской Федерации",  их  перечень,  суммы  необоснованных
сборов.
     Насколько обоснованно   определены   в    принятых    нормативных
документах плательщики  местных  налогов  и  сборов,  размеры  ставок,
порядок исчисления и зачисления платежей  в  соответствующие  бюджеты.
Предоставляются ли  льготы  по их уплате,  каким категориям (отдельным
плательщикам).
     Использовались ли  при  разработке  нормативных  актов  примерные
положения (рекомендации) Госналогслужбы Российской Федерации,  и в чем
их недостатки.
     Какая работа проведена в  регионе  по  лицензированию  товаров  в
соответствии с  Указом  президента  Российской  Федерации  "О мерах по
защите прав покупателей и предотвращении спекуляции".
     Принятые налоговыми  органами  меры  по  приведению  утвержденных
нормативных актов  в  соответствии  с  действующим  законодательством,
включая решения  о  принятии  дополнительных  видов  местных налогов и
сборов. Эффективность этих мер.
     3. Проводимая   налоговыми  инспекциями  работа  по  контролю  за
полнотой и своевременностью уплаты местных  налогов  и  сборов.  Какие
проведены проверки  по этим платежам,  выявленные нарушения и принятые
по ним меры.
     Проверить вопросы:
     - организация учета  плательщиков  по  видам  местных  налогов  и
сборов, формы их учета и отчетности;
     - кому поручено оформление документации (выдача разовых  талонов,
временных патентов,  лицензий и др.),  сбор платежей по этим налогам и
сборам.
     Как организован   контроль   налоговых   органов  за  полнотой  и
своевременностью уплаты этих налогов и сборов.
     - применяют  ли налоговые органы экономические и штрафные санкции
к плательщикам местных  налогов  и  сборов  за  нарушения  нормативных
актов; административные   штрафы  к  должностным  лицам  и  гражданам,
нарушающим законодательство о местных налогах и сборах.
     - как  осуществляется  взаимодействие налоговых органов с другими
контролирующими органами    (правоохранительными,    санэпидемнадзора,
торговли и  др.)  по  контролю за соблюдением установленных правил той
или иной деятельности.
     - какие  иные меры административного и экономического воздействия
используются правоохранительными органами и исполнительной  властью  к
нарушителям законодательства о местных налогах и сборах.
     4. По данным ГНИ,  органов на которые возложены  непосредственный
сбор местных  налогов  и  сборов,  выявить  предприятия и организации,
уклоняющиеся от  уплаты  этих  сборов.  Провести  проверку   на   ряде
предприятий по   уплате   лицензионного   сбора   за   право  торговли
подакцизными товарами,  целевым  сборам,  сбора  налога  на   рекламу,
перепродажу автомобилей,   со   сделок   совершаемых   на  биржах,  на
содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и др.
     5. Какой  удельный  вес местных налогов и сборов в доходной части
бюджета (дать справку по районам области, за истекший год, квартал).
     Роль местных    налогов    и    сборов    в   решении   отдельных
социально-экономических проблем  того  или  иного  региона.   Обобщить
практику использования  целевых  местных  налогов  и  сборов (на нужды
образования, на  содержание  жилищного  фонда  и  социально-культурной
сферы, на  содержание  милиции,  благоустройство и др.  цели,  а также
сборов за  право  торговли,  за  парковку  автотранспорта,  за  выдачу
ордеров на квартиру, уборку территорий, содержание собак и др.).
     6. Анализ поступления  местных  налогов  и  сборов  по  видам  за
истекший год, квартал. Прогноз на 1993 год.
     3. По неналоговым платежам.
     В ходе проверки установить:
     - на  кого  возложена  работа   по   контролю   за   поступлением
неналоговых доходов;
     - проводились ли проверки работы нижестоящих налоговых органов по
неналоговым доходам (по полной программе или по отдельным вопросам);
     - основные недостатки, выявленные при проверках;
     - обеспечивается ли качество проводимых проверок;
     - находят ли в материалах  проводимых  проверок  вопросы  полноты
учета плательщиков этих видов платежей,  издавались ли обзорные письма
по недостаткам,  выявленным проверками,  а также положительного  опыта
работы налоговых   органов,   как  организована  работа  по  повышению
квалификации кадров налоговых работников;
     - отразить  порядок  реализации материалов проверок и контроля за
выполнением даваемых  налоговым  органам  предложений  по   устранению
вскрытых проверками недостатков;
     - проводится ли анализ  получаемых  отчетов  об  итогах  проверки
предприятий и   организаций,   а  также  поступлениям  платежей,  сумм
дополнительно начисленных  и  взысканных  по  результатам   проводимых
проверок;
     - своевременность доведения до налоговых инспекций инструктивного
материала и  других  нормативных  документов Государственной налоговой
службы Российской Федерации;
     - оказывалась ли практическая и методологическая помощь налоговым
органам на местах в организации контрольной работы;
     - анализируются     ли     поступающие    письма,    жалобы    от
налогоплательщиков.


     Заместитель начальника
     Управления местных
     и прочих налогов и сборов                      В.Ф.Аслапов





                                               Приложение N 5
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

        проверки организации работы государственных налоговых
             инспекций по налогу на добавленную стоимость


     Проверяя состояние работы по  налогу  на  добавленную  стоимость,
ревизующему необходимо   установить,   как   организована   работа  по
осуществлению контроля за правильностью исчисления и уплаты налога  на
добавленную стоимость,    обеспечению   своевременного   представления
расчетов по налогу на добавленную стоимость, и их проверки.
     1. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления) необходимо проверить:
     ведется ли кодификация законодательных и инструктивных материалов;
     обеспечивается ли своевременное получение налоговых  расчетов  от
предприятий и организаций, качество налоговых расчетов, правильность и
полнота заполнения плательщиками требуемых показателей форм расчетов;
     своевременно ли  производится  предварительная  и  документальная
проверка расчетов  предприятий  и  организаций,   качество   проверки:
правильно ли  отражаются обороты по дебету и кредиту счета 68 "Расчеты
с бюджетом" субсчет "Расчеты  по  налогу  на  добавленную  стоимость",
обоснованно ли применены льготы по налогу на добавленную стоимость, на
отдельные товары (работы,  услуги),  правильно ли составляются расчеты
по налогу  на  добавленную  стоимость,  не  допускаются  ли  нарушения
действующего порядка исчисления налога;
     принимаются ли  меры  в отношении виновных в занижении облагаемых
оборотов и сумм налога на добавленную стоимость;
     какие проводились  мероприятия по укреплению платежной и отчетной
дисциплины хозорганов  и  улучшению  качества  налоговых  расчетов.  В
частности, выполняется ли обязанность налоговых инспекций о проведении
совещаний с руководителями и бухгалтерами предприятий и организаций  о
порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость,  сроках и
порядке представления расчетов,  своевременно ли сообщалось хозорганам
об изменениях  и дополнениях к действующему порядку исчисления налога,
сообщалось ли соответствующим вышестоящим  организациям  о  нарушениях
отчетной дисциплины  для привлечения к ответственности руководителей и
главных бухгалтеров,  систематически  нарушающих  сроки  представления
расчетов или допускающих их неправильное составление.
     Для установления качества  документальных  проверок  расчетов  по
налогу на  добавленную  стоимость  необходимо  произвести  совместно с
работником проверяемой налоговой инспекции повторную проверку расчетов
не менее чем в двух-трех предприятиях по каждой проверяемой  налоговой
инспекции.  При  этой  проверке налоговых расчетов необходимо обратить
внимание  на  полноту  выявления   работниками   налоговой   инспекции
облагаемых оборотов,  обоснованность применения предоставленных льгот,
правильность   составления    хозорганами    расчетов,    правильность
арифметического  подсчета  оборотов  по  дебету  и кредиту счета 68 (в
корреспонденции с  другими  счетами),  правильность  определения  сумм
налога  исходя  из  применяемых  цен  (тарифов)  по реализации товаров
(работ,  услуг),  проверяются  расчеты  на   возмещение   из   бюджета
превышения сумм налога,  уплаченных поставщикам, над суммами налога по
собственной реализации,  своевременность перечисления  сумм  налога  в
бюджет, включая и уплату авансовых платежей.
     Результаты проверки   оформляются   актом   отдельно  по  каждому
проверенному предприятию, организации; один экземпляр акта прилагается
к акту проверки налоговой инспекции.
     Проверяющий должен  выяснить  причины  неправильного   исчисления
налога на  добавленную  стоимость,  получить  письменные объяснения от
руководителя и бухгалтера предприятия  или  организации  и  предложить
хозоргану в  пятидневный  срок  внести  в бюджет доначисленные суммы с
начислением пени.
     При отсутствии  нарушений  проверяющим  производится  отметка  на
расчетах по налогу на добавленную стоимость.

     II. В  государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам  в
составе Российской Федерации,  краям,  областям, автономным областям и
автономным округам, гг. Москве и Санкт-Петербургу следует проверить:
     как осуществляется  руководство и контроль за работой нижестоящих
налоговых инспекций,  какие  разрабатывались   предложения   и   какие
принимались меры   для  дальнейшего  улучшения  работы  по  налогу  на
добавленную стоимость;
     своевременно и  правильно ли даются указания налоговым инспекциям
об изменениях и дополнениях по порядку исчисления и уплаты  налога  на
добавленную стоимость;
     как организовано  проведение тематических проверок по  налогу  на
добавленную стоимость;  качество тематических проверок; обеспечивается
ли при проведении их проверка вопросов организации работы по налогу на
добавленную стоимость,   предусмотренных   инструкциями  и  указаниями
Государственной налоговой  службы  РФ;   как   реализуются   материалы
тематических проверок;   анализируются   ли   вскрытые   ревизиями   и
тематическими проверками  недостатки  в  работе  налоговых  инспекций,
издаются ли обзорные письма.
     В случае,  когда проверяется вышестоящая налоговая инспекция  (по
республике, краевая,  областная,  автономного  образования,  городская
(города, имеющего районное  деление),  непосредственно  осуществляющая
взимание налога  на  добавленную  стоимость,  проверка производится по
вопросам, которые предусмотрены  для  проверки  районных  и  городских
(городов, не имеющих районного деления) налоговых инспекций.

     III. По  результатам проверок государственных налоговых инспекций
необходимо выявить предложения их работников по уточнению  действующих
инструкций по    налогообложению,    а    также   рациональные   формы
взаимодействия всех уровней Государственной налоговой службы для более
полного учета налогооблагаемых объектов, плательщиков и тому подобное.


     Заместитель Начальника Управления
     косвенных налогов, цен и тарифов                В.А.Шамин
                                                  


                                               Приложение N 6
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

             проверки организации работы государственных
                    налоговых инспекций по акцизам


     При проверке  состояния  работы по акцизам ревизующему необходимо
установить, как  организована  работа  по  осуществлению  контроля  за
правильностью исчисления и  уплаты акцизов, обеспечению своевременного
представления расчетов по акцизам и их  камеральная  и  документальная
проверка.
     I. В государственных налоговых инспекциях по районам, городам (не
имеющим районного деления) необходимо проверить:
     ведется ли    кодификация    законодательных    и   инструктивных
материалов;
     обеспечивается ли  своевременное получение расчетов по акцизам от
предприятий и организаций, качество налоговых расчетов, правильность и
полнота заполнения плательщиками указанных расчетов;
     своевременно ли  производится  предварительная  и  документальная
проверка расчетов   предприятий   и  организаций,  качество  проверки:
правильно ли отражаются обороты по дебету и кредиту счета 68  "Расчеты
с бюджетом"  (субсчет "Расчеты по акцизам"),  обоснованно ли применены
льготы по акцизам на отдельные товары,  не  допускаются  ли  нарушения
действующего порядка исчисления акцизов;
     принимаются ли меры в отношении виновных в  занижении  облагаемых
оборотов и сумм акцизов;
     какие проводились мероприятия по укреплению платежной и  отчетной
дисциплины хозорганов  и  улучшению  качества  налоговых  расчетов.  В
частности, выполняется ли  обязанность  налоговых  инспекций  в  части
проведения совещаний  с  руководителями  и  бухгалтерами предприятий и
организаций по вопросу о порядке исчисления и уплаты акцизов, сроках и
порядке представления расчетов,  своевременно ли сообщалось хозорганам
об изменениях и дополнениях к действующему порядку исчисления  налога,
сообщалось ли  соответствующим  вышестоящим  организациям о нарушениях
отчетной дисциплины для привлечения к ответственности руководителей  и
главных бухгалтеров,  систематически  нарушающих  сроки  представления
расчетов, допускающих    неправильное     исчисление     акцизов     и
несвоевременное их перечисление в бюджет.
     Для определения  качества  документальных  проверок  расчетов  по
акцизам необходимо   произвести  совместно  с  работником  проверяемой
налоговой инспекции  повторную  проверку  расчетов  не  менее  чем  на
двух-трех предприятиях.  При  проверке  налоговых  расчетов необходимо
обратить внимание на полноту выявления работниками налоговой инспекции
облагаемых оборотов,  обоснованность применения предоставленных льгот,
правильность составления    хозорганами     расчетов,     правильность
арифметического подсчета  оборотов  по  дебету  и  кредиту счета 68 (в
корреспонденции с  другими  счетами),  правильность  определения  сумм
акцизов исходя    из    применяемых   цен   по   реализации   товаров,
своевременность перечисления сумм  акцизов  в  бюджет  у  предприятий,
поставляющих подакцизные   товары   на  экспорт,  проверяется  наличие
грузовой таможенной декларации со штампом "выпуск разрешен".
     Результаты проверки   оформляются   актом   отдельно  по  каждому
проверенному предприятию;  один  экземпляр  акта  прилагается  к  акту
проверки налоговой инспекции.
     Проверяющий должен  выяснить  причины  неправильного   исчисления
акцизов, получить  письменные  объяснения от руководителя и бухгалтера
предприятия или организации и предложить хозоргану в пятидневный  срок
внести в бюджет доначисленные суммы с начислением пени.
     При отсутствии  нарушений  проверяющим  производится  отметка  на
расчетах по акцизам.
     
     II. В  государственных  налоговых  инспекциях  по  республикам  в
составе Российской Федерации,  краям,  областям, автономным областям и
автономным округам, гг. Москве и Санкт-Петербургу следует проверить:
     как осуществляется  руководство и контроль за работой нижестоящих
налоговых инспекций,  какие  разрабатывались   предложения   и   какие
принимались меры для дальнейшего улучшения работы по акцизам;
     своевременно и правильно ли даются указания налоговым  инспекциям
об изменениях  и  дополнениях,  касающихся порядка исчисления и уплаты
акцизов;
     как организовано  проведение  тематических  проверок  по акцизам;
качество тематических проверок;  обеспечивается ли при  их  проведении
проверка вопросов   организации  работы  по  акцизам,  предусмотренных
инструкциями и указаниями Государственной налоговой службы России; как
реализуются материалы тематических проверок; анализируются ли вскрытые
ревизиями  и  тематическими  проверками  недостатки в работе налоговых
инспекций; издаются ли обзорные письма.
     В случае,  когда проверяется вышестоящая налоговая  инспекция  по
республике, краевая,  областная,  автономного  образования,  городская
(города, имеющего районное  деление),  непосредственно  осуществляющая
взимание   акцизов,   проверка   производится   по  вопросам,  которые
предусмотрены для проверки районных и городских (городов,  не  имеющих
районного деления) налоговых инспекций.

     III. По  результатам проверок государственных налоговых инспекций
необходимо выявить предложения их работников по уточнению  действующих
инструкций по    налогообложению,    а    также   рациональные   формы
взаимодействия всех уровней Государственной налоговой службы для более
полного учета налогооблагаемых объектов, плательщиков и т.п.


     Заместитель Начальника
     Управления косвенных налогов,
     цен и тарифов                                  В.А.Шамин
                                                





                                               Приложение N 7
                                      к Инструкции Госналогслужбы
                                      России от 9 июля 1993 г. N 22


                         ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

        проверки организации работы государственных налоговых
         инспекций по налогам и сборам от внешнеэкономической
                             деятельности


     При проведении   проверки   налоговых   инспекций   по   вопросам
соблюдения налогового законодательства в  области  внешнеэкономической
деятельности необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
     - квалификация работников,  курирующих предприятия и организации,
занимающиеся внешнеэкономической     деятельностью,     обеспеченность
работников инспекции инструктивным  и  законодательным  материалом  по
вопросам внешнеэкономической деятельности;
     - наличие  сведений  о   специализированных   внешнеэкономических
организациях, профиле их деятельности и об имеющихся в других регионах
филиалах и представительствах;
     - данные  о  валютных счетах предприятий и организаций.  В случае
если такие счета имеются за рубежом -  наличие  лицензии  Центрального
банка России;
     - контроль   за   своевременным    представлением    иностранными
юридическими лицами   и   предприятиями  с  иностранными  инвестициями
бухгалтерских отчетов   и   балансов   (деклараций),   заверенных    в
установленном порядке аудитором, налоговых расчетов;
     - правильность применения и своевременность взыскания  финансовых
санкций, особенно взыскиваемых по платежам в иностранной валюте;
     - организация контроля за уполномоченными банками и плательщиками
по вопросу обязательной продажи части экспортной валютной выручки;
     - обеспечение   контроля    за    уплатой    внешнеэкономическими
организациями налога   на  добавленную  стоимость  с  получаемых  сумм
комиссионного вознаграждения,  особенно  уплачиваемого  в  иностранной
валюте;
     - организация контроля за правильностью применения ставки  налога
на прибыль внешнеэкономическими организациями,  учитывая то,  что они,
как правило, занимаются посреднической деятельностью.
     Особое внимание следует обратить на организацию контроля за:
     - налогообложением доходов от участия в совместном предприятии  с
иностранными инвестициями,   особенно   за   налогообложением  доходов
иностранных участников;
     - налогообложением    доходов    иностранных   юридических   лиц,
получаемых из источников в Российской Федерации (дивиденды,  доходы от
авторских прав и лицензий, от фрахта, аренды и другие);
     - своевременным    возвратом    предприятиям    с    иностранными
инвестициями превышения  суммы авансовых налоговых платежей над суммой
фактически начисленного налога;
     - возвратом  налога на добавленную стоимость в иностранной валюте
дипломатическим и приравненным к ним представительствам.
     В ходе  проверки  необходимо  организовать  выходы в организацию,
занимающуюся внешнеэкономической  деятельностью,  особенно   тщательно
необходимо обследовать  организации,  по  которым налоговой инспекцией
ранее не   устанавливались   нарушения    налогового    и    валютного
законодательства.


     Начальник Управления налогов и сборов
     по внешнеэкономической деятельности             М.И.Шиенок