ПРИКАЗ ГОССТРОЙ РОССИИ 6 августа 1993 г. N 17-59 (Д) Приказом Госстроя России от 6 августа 1993 г. N 17-59 в целях по- вышения эффективности деятельности органов Госархстройнадзора России и в соответствии с Положением о порядке наложения штрафов за правонару- шения в области строительства, утвержденным постановлением Совета Ми- нистров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. N 729, утверждены публикуемые ниже Рекомендации по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства. Главгосархстройнадзору России поручено разработать и утвердить методические рекомендации, определяющие основные виды правонарушений в области строительства и промышленности строительных материалов. Рекомендации по устранению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства 1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административ- ной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" и Положением о порядке на- ложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержден- ным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федера- ции от 27 июля 1993 г. N 729, с целью создания на территории Российс- кой Федерации единой нормативно - методологической основы по оценке нарушений требований утвержденных проектов и нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов и уста- новлению конкретных размеров налагаемых штрафов. 2. Рекомендации предназначены для применения органами Государс- твенного архитектурно - строительного надзора Российской Федерации (Госархстройнадзора России) при рассмотрении ими дел об административ- ной ответственности за правонарушения в области строительства, по ко- торым вышеуказанным Законом установлены верхний и нижний пределы раз- мера штрафа. За строительство объекта без полученного в установленном порядке разрешения, осуществление строительной деятельности без лицензии, на- рушение правил приемки объекта в эксплуатацию штрафы во всех случаях устанавливаются в размерах, соответственно: 100 тыс.р., 250 тыс.р. и 100 тыс.р. 3. Административной ответственности подлежат нарушения, влекущие за собой снижение прочностных параметров или функциональной надежности строительных материалов, конструкций и изделий, потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов. При этом под "потерей прочности" понимается разрушение материала, конструкции, изделия под действием расчетных нагрузок и воздействий, недопустимое снижение физико - механических свойств грунтов основания, повлекшие полную или частичную потерю несущей способности здания, строения, сооружения, их частей или отдельных конструктивных элемен- тов. Под "потерей устойчивости" понимается выведение здания, строения, сооружения или их отдельных частей из состояния устойчивого равнове- сия, повлекшее недопустимые остаточные деформации (осадки, крен, сдвиг и т.д.) либо разрушение здания, строения, сооружения или их частей. Состояние "устойчивого равновесия" - это равновесие, при котором после устранения причин, вызывающих какие - либо возможные отклонения систе- мы, она возвращается в исходное или близкое к исходному состояние. Под "снижением прочности" понимается уменьшение регламентирован- ных значений показателей качества материала, конструкции, изделия, уз- лов их сопряжения, снижение физико - механических свойств грунтов ос- нования, которые под действием расчетных нагрузок и воздействий в про- цессе дальнейшего строительства или эксплуатации могут привести к раз- рушению здания, строения, сооружения, их частей или отдельных конс- труктивных элементов. Под "снижением устойчивости" понимается уменьшение способности здания, строения, сооружения или их отдельных частей сохранять под действием расчетных нагрузок и воздействий состояние устойчивого рав- новесия, что в процессе дальнейшего строительства или эксплуатации мо- жет привести к деформации или разрушению здания, строения, сооружения или их отдельных частей или конструктивных элементов. Под "снижением надежности" понимается снижение способности зда- ния, строения, сооружения их инженерных систем, несущих и ограждающих конструкций в процессе эксплуатации сохранять значения нормируемых по- казателей в заданных пределах. 4. Основные виды возможных нарушений строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденных проек- тов, других обязательных для исполнения нормативно - технических доку- ментов при выполнении строительно - монтажных работ, производстве строительных материалов, конструкций и изделий, за которые предусмот- рена административная ответственность, определяются методическими ре- комендациями Главной инспекции Госархстройнадзора России. 5. Решение о составлении протокола о правонарушении в области строительства по результатам проведенной проверки принимается в следу- ющих случаях: если допущено нарушение организационно - правового порядка при строительстве объекта или при производстве строительных материалов, конструкций и изделий; при выполнении нарушения, влекущего за собой потерю прочности, устойчивости; при выявлении на одном здании, сооружении трех и более однотипных нарушений, влекущих за собой снижение прочности, устойчивости, надеж- ности; если в утвержденных проектах или утвержденной рабочей документа- ции выявлены ошибки (в том числе отмеченные при экспертизе и не устра- ненные до утверждения проекта), которые повлекли или могли повлечь за собой потерю или снижение прочности, устойчивости, надежности. В случае, если влияние нарушений на техническое состояние объекта определить затруднительно, должностное лицо органа Госархстройнадзора России выдает предписание (без составления протокола о правонарушении в области строительства), в котором определяет необходимые меры для решения этого вопроса - получение заключения проектной организации, проведение дополнительных лабораторных испытаний и т.д. 6. Конкретный размер налагаемого штрафа за нарушения, предусмот- ренные настоящими Рекомендациями устанавливаются в ходе рассмотрения дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства в пределах, установленных законом, исходя из возможных последствий допущенных нарушений с учетом: степени ответственности зданий и сооружений, на которых допущены нарушения (классификация объектов по классу ответственности приведена в приложении 1); места расположения и стадии строительства объекта, имея в виду, что нарушения, допущенные на более ранней стадии строительства, а так- же на объектах, расположенных в густонаселенных районах, могут привес- ти к более тяжелым последствиям; вероятности наступления определенных последствий от допущенного нарушения (особые условия строительства, вероятность неблагоприятного сочетания различных видов нагрузок и воздействий и т. д.). При определении конкретного размера штрафа целесообразно учиты- вать также уровень качества выполняемых проектных и строительно - мон- тажных работ (производимых строительных материалов, конструкций и из- делий) организацией, допустившей правонарушение, а также частоту со- вершения ею правонарушений, подлежащих административной ответственнос- ти. 7. В зависимости от степени ответственности зданий и сооружений, на которых допущены нарушения, размер штрафа рекомендуется устанавли- вать в следующих приделах. При выполнении нарушений, влекущих потерю прочности, устойчивос- ти: по объектам I класса - 650 - 750 тыс. р. по объектам II класса - 550 - 650 тыс. р. по объектам III класса - 500 - 550 тыс. р. При выполнении нарушений, влекущих снижение надежности: по объектам I класса - 400 - 500 тыс. р. по объектам II класса - 150 - 400 тыс. р. по объектам III класса - 50 - 150 тыс. р. В случае проведения индексации, штрафы изменяются пропорционально вышеуказанным. 8. Максимальный размер штрафа при выявлении нарушений, влекущих соответственно потерю прочности, устойчивости - 1 млн. р. снижение прочности, устойчивости - 750 тыс. р. снижение надежности - 500 тыс. р. рекомендуется устанавливать в следующих случаях: при строительстве объекта (объекты I и II классов) в районах с особыми условиями строительства (сейсмичность 8 баллов и выше, проса- дочные, вечномерзлые, пучинистые, засоленные грунты и т.п.); при выявлении нарушений на объектах, связанных с повышенной по- тенциальной опасностью для населения и окружающей среды; при нарушении зимних условий производства работ по объектам I и II классов; 9. Максимальный размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданное должностным лицом органа Госархстрой- надзора России (250 тыс. р.), устанавливается в следующих случаях: неисполнение предписания о приостановлении проектных и строитель- но - монтажных работ, а также приостановлении выпуска строительных ма- териалов, конструкций и изделий; неисполнение предписаний об технической исполнительной документа- ции, подтверждающих качество выполненных работ (геодезические испони- тельные схемы, акты на скрытые работы, данные лабораторных испытаний и т.д.); неисполнение предписаний об устранении нарушений, связанных с возможностью потери или снижения прочности, устойчивости, надежнос- ти; неисполнение предписаний об устранении допущенных нарушений орга- низационно - правового порядка строительства, за которые законом пре- дусмотрена административная ответственность (получение в установленный срок разрешение на выполнение СМР, лицензии и т.д.). Окончательное решение по размерам штрафов с учетом конкретных обстоятельств дела во всех случаях принимает должностное лицо соот- ветствующего органа Госархстройнадзора России, рассматривающее дело об административной ответственности за правонарушение в области строи- тельства или жалобу организации, предприятия на решение о наложении штрафа. Приложение 1 КЛАССИФИКАЦИЯ объектов по степени ответственности ----------------T-----------------------------------------¬ Класс ответ- ¦ Наименование зданий и ¦ ственности ¦ сооружений ¦ зданий и ¦ ¦ сооружений ¦ ¦ ----------------+-----------------------------------------+ Класс I ¦ Основные здания и сооружения ГЭС, ¦ ¦ ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС, АЭС, доменные печи, ¦ ¦ телевизионные башни, мосты, тоннели, ¦ ¦ магистральные газопроводы, при рабочем ¦ ¦ давлении выше 2,5 МПа, магистральные ¦ ¦ нефтепроводы и продуктопроводы при ¦ ¦ условном диаметре трубы свыше 1000 мм, ¦ ¦ резервуары для нефти и нефтепродуктов ¦ ¦ емкостью более 10 тыс. м. куб., объ- ¦ ¦ екты метростроения, крупные спортивные ¦ ¦ сооружения с трибунами, здания кино- ¦ ¦ театров, цирков, крытых рынков, уче- ¦ ¦ бных заведений, детских дошкольных ¦ ¦ учреждений, больниц, родильных домов, ¦ ¦ музеев, государственных архивов и т. ¦ ¦ п. ¦ ¦ ¦ Класс II ¦ Здания и сооружения промышленно- ¦ ¦ го назначения, сельского хозяйства, же- ¦ ¦ лезные дороги, автомагистрали и до- ¦ ¦ роги I-III категории, магистральные ¦ ¦ газопроводы при рабочем давлении до ¦ ¦ 2,5 МПа включительно, магистральные ¦ ¦ нефтепроводы и продуктопроводы при ¦ ¦ условном диаметре трубы 1000 мм и ¦ ¦ менее, жилые здания, гостиницы и ад- ¦ ¦ министративные здания, здания научных ¦ ¦ учреждений и учреждений отдыха, пред- ¦ ¦ приятий бытового обслуживания, ком- ¦ ¦ мунальные здания и сооружения пред- ¦ ¦ приятий связи и другие объекты, не ¦ ¦ вошедшие в I и III классы. ¦ ¦ ¦ Класс III ¦ Склады без процессов сортировки ¦ ¦ и упаковки для хранения сельскохозяйс- ¦ ¦ твенных продуктов, удобрений, хими- ¦ ¦ катов, угля, торфа и других подобных ¦ ¦ видов продукции, теплицы, парники, од- ¦ ¦ ноэтажные жилые дома, опоры проводной ¦ ¦ связи, опоры освещения населенных пу- ¦ ¦ нктов, ограды, временные здания и со- ¦ ¦ оружения и т. п. объекты. ¦ ----------------+------------------------------------------ |