О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В 2000 ГОДУ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 20.03.01 АС-6-16/220

          О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ
             ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ
                КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В 2000 ГОДУ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                           20 марта 2001 г.
                            N АС-6-16/220

                                (НЦПИ)


     Министерство Российской   Федерации   по   налогам    и    сборам
проанализировало  результаты работы налоговых органов по организации и
осуществлению контроля за применением  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении денежных расчетов с населением.
     В истекшем  году  налоговые  органы   выполнили   большой   объем
организационной,    учетно-регистрационной   и   контрольной   работы,
связанной с реализацией норм и требований Закона Российской  Федерации
от  18.06.93  N  5215-1  "О  применении  контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением".
     По состоянию   на   1   января  2001  года  в  налоговых  органах
зарегистрировано 1892511  ККМ,  принадлежащих  970  312  предприятиям,
учреждениям и физическим лицам.  Сохраняется тенденция уменьшения доли
ККМ,  зарегистрированных в налоговых органах за юридическими лицами, и
увеличения     -     за     физическими     лицами,    осуществляющими
предпринимательскую  деятельность.  В  течение  года  взамен  выбывших
устаревших  моделей работниками инспекций зарегистрировано 467 600 ККМ
с фискальной памятью. Абсолютный прирост количества (с учетом выбытия)
зарегистрированных ККМ составил свыше 250 тыс.  единиц. Количество ККМ
с фискальной памятью составило 1 824 198 единиц,  или 96,4 %  от общей
численности.  В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации
работа по замене нефискальных ККМ на ККМ с фискальной памятью близка к
завершению.
     В 2000  году  налоговыми  органами  проведено  643  705  проверок
соблюдения  законодательства  о  применении  контрольно-кассовых машин
(1999 год - 647823),  в 29,3  %,  или  в  188620  проверках,  выявлены
нарушения, что на 33 тыс. больше, чем в 1999 году.
     Заметного увеличения процента  охвата  проверками  предприятий  и
предпринимателей   добились   Управления   МНС  России  по  Республике
Татарстан,  Республике Мордовия,  Амурской,  Смоленской  и  Тамбовской
области,  у  которых  процент  охвата проверками значительно превышает
средний по Министерству показатель в 48%.  В то же время в Управлениях
МНС  России по Калининградской,  Тульской,  Свердловской,  Ярославской
областям,  Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской  Республикам  этот
показатель вдвое ниже названного среднего.
     По результатам  проведенных  188  620   проверок   за   нарушение
действующего  законодательства  о  применении ККМ предъявлены штрафные
санкции на сумму 490,5 млн.  рублей,  что на 126,0 млн. рублей больше,
чем  в  предыдущем  году.  Предъявлено  санкций  за  ведение  денежных
расчетов без применения ККМ - 351,3 млн.  рублей (71,6 % против 65,3 %
в 1999 году),  за использование неисправных ККМ - 49,2 млн. рублей (10
%  против 10,5 % в 1999 году), за невыдачу чека покупателям - 48,8 млн
рублей (9,9 %  против 12,7 %  в 1999 году) и за невывешивание ценников
(прейскурантов) на товары и услуги - 40,5 млн.  рублей (8,25 %  против
7,4 % в 1999 году).
     Управление МНС России по  Республике  Башкортостан  обеспечило  в
2000  году  100 %- ное взыскание санкций,  Управление МНС России по г.
Байконуру -  97,4  %,  по  Псковской  области  -  96,1  %.  Свыше  80%
предъявленных  санкций взыскано Управлениями МНС России по Республикам
Адыгея,   Коми,   Мордовия,    Чувашской    Республике,    Алтайскому,
Краснодарскому    и   Приморскому   краям,   Амурской,   Астраханской,
Ленинградской,  Московской,  Мурманской, Нижегородской, Новосибирской,
Орловской,  Пензенской,  Сахалинской, Смоленской, Томской областям, по
г.г.  Москве и  Санкт-Петербургу,  Еврейской  автономной  области,  по
Коми-Пермяцкому,    Ненецкому,    Таймырскому,   Ханты-Мансийскому   и
Ямало-Ненецкому  автономным  округам.  В  42  Управлениях  МНС  России
показатель  по  взысканию  штрафных  санкций  выше,  чем  в среднем по
Министерству.
     Благодаря целенаправленной  работе  и усилиям налоговых органов в
целом по Министерству процент взыскания штрафных санкций возрос с 51,6
%  (1998 год) до 68,3 %  (1999 год) и до 76,3 %  в 2000 году. Всего за
2000 год взыскано 374,3 млн рублей из 490,6 млн  рублей  предъявленных
штрафов.
     Между тем  отдельным  налоговым  органам  не  удалось  обеспечить
полное и своевременное поступление в бюджет предъявленных штрафов в 45
Управлениях МНС России процент взыскания штрафных санкций ниже,  чем в
среднем  по  Министерству.  На протяжении ряда лет неудовлетворительно
организована  эта  работа  в  Управлениях  МНС  России  по  Республике
Дагестан,  Ингушской и Карачаево-Черкесской Республикам, где положение
практически не улучшилось, а в отдельных инспекциях - даже ухудшилось.
Низким  остается  процент  взыскания штрафных санкций в УМНС России по
Кабардино-Балкарской Республике - 34 %  (против 23 %  в 1999 году), по
Республике Калмыкия - 44,8 %  (против 42,5 %  в 1999 году),  а также в
УМНС России по Ивановской,  Кировской и Рязанской областям,  где  этот
показатель не превысил 50 %.
     Обеспечение полного и своевременного взыскания  штрафных  санкций
за    выявленные   нарушения   законодательства   остается   важнейшей
практической задачей в работе налоговых органов.  В этих целях следует
шире  практиковать  в  рамках  действующего  законодательства наиболее
результативные и неординарные приемы работы. Например, Управлением МНС
России  по  г.  Санкт-Петербургу  совместно с Управлением Министерства
юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан порядок
взаимодействия  налоговых  органов  и  службы  судебных  приставов  по
изысканию штрафов за нарушения законодательства о применении ККМ.  Ими
согласована  и  введена  единая  форма  отчета  для ежемесячной сверки
результатов совместной работы  районных  инспекций  и  служб  судебных
приставов.
   Тесное взаимодействие на постоянной основе с судебными  приставами,
информирование  приставов  о  наличии  имущества,  денежных средств на
счетах у нарушителя,  поддержка транспортом и  организация  совместных
выездов  к  задолжнику  и  др.  налажено  в  ряде  городов  и  районов
Управлением  МНС  России  по  Пермской  области.  Это  позволило  в  8
Инспекциях поднять процент взыскания штрафных санкций до 80 - 92 %,  а
в целом по Управлению - на 5 %.
     Управлением МНС   России   по   Пензенской   области  81  %  всех
проведенных  в  2000  году  проверок  проведен  во  взаимодействии   с
контролирующими    и    правоохранительными    органами   области,   с
использованием   материалов    рекламных    объявлений,    информации,
поступившей    по    "телефонам    доверия",   информации,   собранной
конфиденциальным путем.  В результате возросла эффективность проверок,
а процент взыскания штрафных санкций возрос с 73 % в 1999 году до 80,2
% в 2000 году.
     Опыт работы  Управлений  МНС  России  по Московской,  Смоленской,
Челябинской и Читинской областям показывает,  что  повышению  процента
взыскания   штрафных  санкций  способствует  индивидуальная  работа  с
конкретными предпринимателями,  которые приглашаются для  согласования
вопроса  добровольного  погашения  штрафа в определенный срок (или его
поэтапной уплате).  В этом случае отпадает необходимость  обращения  в
суды для принудительного взыскания штрафов.
     В истекшем  году  продолжался  поиск  более  эффективных  приемов
контроля, совершенствования действующих методик. В практике работы все
шире  применяются  тематические,   перекрестные,   массовые   рейдовые
проверки,   хронометражи   применения  ККМ  под  контролем  налогового
инспектора в течение смены,  рабочего  дня,  использование  материалов
оперативных  проверок  применения  ККМ  в  ходе выездных и камеральных
налоговых проверок.
     УМНС России   по  Самарской  области  для  более  полного  охвата
предприятий  проверками  всем  налоговым  инспекциям   устанавливались
плановые  задания  по  количеству  проверок  на  год  с  разбивкой  по
кварталам. Подобное практикуется и в ряде других Управлений.
     Налоговыми органами    УМНС   России   по   Омской   области   по
утвержденному  собственным  решением  коллегии  плану  мероприятий  по
повышению  эффективности  работы систематически (ежемесячно) снимаются
показания  счетчиков  с  контрольно-кассовых   машин   предприятий   и
индивидуальных  предпринимателей  для контроля правильности исчисления
налога  с  продаж  и  единого  налога  на  смененный  доход.  Проверки
предпринимателей,   отчитывающихся,   что   деятельности   не   ведут,
свидетельствуют о дополнительных потенциальных возможностях пополнения
бюджетных    поступлений.   Так,   предприниматель   Л.,   реализующая
винно-водочные изделия,  подала справку  в  налоговую  инспекцию,  что
деятельности  не  ведет.  В  результате  снятия  фискальных  отчетов с
контрольно-кассовых  машин  в  торговых  точках  была  скорректирована
полученная   выручка,   по  результатам  проверки  начислен  налог  на
вмененный доход,  штрафные санкции и пени в  сумме  170  тыс.  рублей.
Аналогичный  случай по предпринимателю К.,  которому доначислена сумма
платежей в 135 тыс. рублей.
     Следует отметить,  что  отдельными  Управлениями  МНС  России (по
Республике Башкортостан,  Краснодарскому  краю,  г.  Санкт-Петербургу,
Нижегородской  и  Камчатской  обл.)  значительное  внимание  уделяется
поиску  методов  контроля  и  пресечения  незаконной  деятельности  по
фальсификации    данных,    накапливаемых    в    фискальной    памяти
контрольно-кассовых машин.
     Так, Управление   МНС   России   по   Республике  Башкортостан  в
инициативном порядке разработало  закон  Республики  Башкортостан  "Об
административной   ответственности   за  нарушение  порядка  работы  с
денежной наличностью и правил эксплуатации контрольно-кассовых машин",
который  был  принят  в  конце  1999 года.  Закон предусматривает меры
ответственности  за  несанкционированное  проникновение  в  фискальную
память,   нарушение   сроков   хранения   контрольных  лент,  журналов
кассиров-операционистов  и  других   первичных   учетных   документов,
подтверждающих  проведение денежных расчетов с населением.  Налоговыми
органами УМНС России по Республике  Башкортостан  выявлено  свыше  230
случаев   нарушений  порядка  ведения  и  хранения  первичной  учетной
документации по ККМ, незаконных обнулений показаний денежных счетчиков
ККМ.   На   всех   нарушителей  наложены  штрафы.  К  административной
ответственности  по   этому   закону   привлечены   должностные   лица
предприятий  и  индивидуальные  предприниматели,  на  которых наложены
штрафные санкции на сумму 91 тыс.  рублей,  из них взыскано 87,2  тыс.
рублей, или 95,8 %.
     Для кардинального пресечения фактов уничтожения показаний  ККМ  о
денежной  выручке  и  создания  судебного  прецедента  Управлением МНС
России  по  Республике  Башкортостан  совместно   с   МВД   Республики
Башкортостан были организованы и проведены соответствующие оперативные
мероприятия   по   одному   из   магазинов   г.   Уфы,   принадлежащих
предпринимателю X.  По результатам возбуждено уголовное дело (по ч.  1
ст.  272 УК РФ) по факту неправомерного доступа гр.  X.  к  охраняемой
законом    компьютерной    информации,   содержащейся   в   постоянном
запоминающем устройстве ККМ,  что  привело  к  нарушению  работы  ККМ,
уничтожению  и  фальсификации  содержащейся  в ней информации о суммах
реализованного товара.
     Управлением МНС   России   по   г.   Санкт-Петербургу   проведены
совместные  проверки  с  Управлением   ФСБ   по   Санкт-Петербургу   и
Ленинградской   области,   по  материалам  которых  в  отношении  пяти
предприятий и причастных к делу сотрудников ЦТО  возбуждено  уголовное
дело  по  ст.  273  УК  РФ "создание,  использование и распространение
вредоносных программ".
     Необходимо на  постоянной основе развернуть работу по организации
более тесного взаимодействия налоговых органов с Центрами технического
обслуживания   и   ремонта  ККМ  (ЦТО),  которые  могут  предоставлять
налоговым  органам  информацию  о  владельцах   ККМ,   заключивших   и
расторгнувших договоры обслуживания ККМ,  об установленных и удаленных
средствах    визуального    контроля     (СВК)     на     используемых
контрольно-кассовых   машинах,   участвовать   в   снятии  и  передаче
фискальной информации,  в обучении и повышении квалификации работников
налоговых  органов  по выявлению фактов грубого нарушения действующего
законодательства,  Технических  требований  к  электронным  ККМ  и  их
фискальной  памяти  путем  противоправного вмешательства в программное
обеспечение или других манипуляций.
     Хорошо организована   эта   работа  Управлениями  МНС  России  по
Республике Татарстан и Краснодарскому краю,  где совместно с ЦТО через
постоянно   действующие   курсы   для   работников  налоговых  органов
организовано обучение,  повышение квалификации,  приобретение  навыков
практической  работы с электронными контрольно-кассовыми машинами,  по
выявлению нештатных микросхем управления  работой  электронных  ККМ  и
пресечению подобных нарушений.
     Из представленных отчетов следует,  что значительное  внимание  в
работе  налоговых  органов  по контролю за применением ККМ по-прежнему
уделялось рынкам,  СТОА,  автозаправочным станциям,  где  положение  с
соблюдением  законодательства о применении контрольно-кассовых машин в
целом  остается  неудовлетворительным.  В  текущем   году   необходимо
продолжить эту работу.
     Результаты проверок туристических фирм показывают,  что многие из
них  работают  без  ККМ  и  бланков строгой отчетности,  не вывешивают
прейскурантов на оказываемые услуги.
     Управлением МНС  России  по  Санкт-Петербургу  были  проверены 48
турфирм,  по  результатам  проверок  наложено  штрафных   санкций   за
нарушение  законодательства  о применении ККМ - 255 тыс.  рублей и 224
тыс. рублей - за нарушения налогового законодательства.
     Управлением МНС  РФ  по  Республике  Татарстан были проверены 294
объекта культуры (музеи,  дворцы и дома культуры,  кинотеатры и ночные
клубы,  дискотеки).  По  результатам проверок нарушения установлены на
103 объектах,  которым предъявлены штрафные санкции на сумму 187  тыс.
рублей.  По проверенным 405 хозяйствующим субъектам и предпринимателям
по  оказанию  платных  медицинских  услуг  выявлены  92  нарушения   и
предъявлены штрафные санкции на 405 тыс. рублей, из них индивидуальным
предпринимателям - 173 тыс. рублей, которые взысканы.
     Для преодоления   имеющихся   трудностей   и   "узких   мест"   в
осуществлении контроля за соблюдением  законодательства  о  применении
ККМ  налоговым органам следует более тесно и эффективно сотрудничать с
местными органами исполнительной  власти.  Управлению  МНС  России  по
Тамбовской  области  в результате неоднократно вносившихся предложений
по сокращению числа "труднодоступных и отдаленных населенных пунктов",
освобожденных  от  применения  ККМ,  удалось  сократить перечень таких
территорий в области на 132 населенных пункта.
     Департаментом потребительского рынка и услуг Правительства Москвы
с участием УММС по г.  Москве разработана и  утверждена  распоряжением
мэра   г.   Москвы  от  23.03.99  N  244-РМ*  целостная  программа  по
упорядочению мелкорозничной торговли в городе.  Этим же  распоряжением
утвержден ассортимент товаров,  допускаемых к реализации с лотков. Тем
самым снято множество вопросов,  излишней переписки и  разбирательств,
возникающих между предпринимателями и налоговыми органами при торговле
с лотков.  Между тем во многих регионах эти вопросы пока еще  остаются
неурегулированными.
     Министерство Российской Федерации по налогам и  сборам  постоянно
обращало  внимание  руководителей  налоговых  органов на необходимость
организации систематической работы по  разъяснению  налогоплательщикам
норм  действующего  законодательства  о применении контрольно-кассовых
машин.  Хорошо  организована  эта  работ  Управлением  МНС  России  по
Челябинской области, где опубликовано 155 статей в печати, проведен 51
семинар с руководителями  торговых  предприятий  и  предпринимателями,
прозвучало  21  выступление  специалистов  и  руководителей  налоговых
органов на местном телевидении и 25 выступлений на радио.  Управлением
МНС  России по Пермской обл.  проведено 84 семинара,  опубликовано 119
статей и организовано 27 выступлений по местному радио к  телевидению.
В  то  же  время  отдельные управления и налоговые инспекции на местах
недостаточно  внимания  уделяют  информированию  налогоплательщиков  о
нормах действующего законодательства о применении ККМ,  в результате в
Министерство   и   другие   инстанции   поступают   индивидуальные   и
коллективные  жалобы  и  заявления  от  граждан  -  предпринимателей и
предприятий.
     Существенное внимание в работе налоговых органов должно уделяться
своевременной  подготовке  и  качеству  направляемых  в   Министерство
отчетов    и   пояснительных   записок   к   ним,   их   информативной
содержательности.  С  подробным  анализом,   фактами   опыта   работы,
аргументированными  предложениями  представляют  пояснительные записки
Управления МНС России по Республикам Башкортостан  и  Татарстан,  г.г.
Москве, Санкт-Петербургу, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской,
Пермской,  Тамбовской,  Челябинской,  Читинской  и  некоторым   другим
областям,  В то же время некоторыми управлениями пояснительные записки
к отчету по форме N 1-ККМ за 2000 год представлены малосодержательные.
Таковы   записки  управлений  МНС  России  по  Карачаево-Черкесской  и
Мордовской  Республикам,  Чукотскому  автономному  округу  и   Курской
области.  Несвоевременно,  с  грубыми  ошибками в цифровых материалах,
повлекшими дополнительные разбирательства и  задержку  в  формировании
отчета  по  Министерству  в  целом,  был представлен отчет за 2000 год
Управлением МНС России по Агинскому Бурятскому автономному округу.
     Направляя обзор  результатов  контроля  налоговых  органов в 2000
году  за  применением  контрольно-кассовых  машин  при   осуществлении
денежных  расчетов с населением,  Министерство Российской Федерации по
налогам  и  сборам  поручает  Управлениям  МНС  России  по   субъектам
Российской Федерации:
     1. Проанализировать  итоги  работы  по  контролю  за  соблюдением
законодательства   Российской   Федерации   о   применении   ККМ   при
осуществлении денежных расчетов с населением в целом по Управлению и в
разрезе ИМНС России по городам и районам, рассмотреть их, определить и
принять конкретные  меры  по  устранению  имеющихся  на  этом  участке
недостатков.
----------------------------------------------
     * Документ опубликован в "НА" N 9, 1999.

     2. Усилить контроль за применением ККМ при осуществлении денежных
расчетов с населением на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и на
других территориях, отведенных для осуществления торговли.
     3. Обеспечить увеличение  количества  и  повышение  эффективности
проверок   предприятий,  учреждений,  организаций  и  физических  лиц,
осуществляющих  предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица,  обратив  особое  внимание  на качество оформления
проверок,  доказательность выявляемых правонарушений и своевременность
оформления решений по материалам проверок.
     4. Организовать более тесное взаимодействие налоговых органов  по
вопросам  исполнения  законодательства  о  применении  ККМ  с местными
исполнительными,  законодательными,  правоохранительными  и  судебными
органами.
     5. Наладить  постоянное  взаимодействие   налоговых   органов   с
центрами    технического    обслуживания   ККМ   (ЦТО)   по   вопросам
систематического  обмена  информацией,  в  том   числе   по   вопросам
предоставления  центрами  фискальных данных ККМ,  поступающих в ремонт
или на сервисное обслуживание, регулярного уведомления о прекращении и
пролонгации  договоров техобслуживания ККМ,  по выявлению и пресечению
фактов фальсификации данных фискальной памяти ККМ.
     6. С  учетом  объемов  работы  и загруженности работников принять
меры к укреплению подразделений и структур налоговых органов,  занятых
на  вопросах  организации  и  осуществления  контроля  за  соблюдением
законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
     7. Повысить  ответственность должностных лиц налоговых органов за
своевременное,  качественное  и  в  полном  объеме   представление   в
Министерство  Российской  Федерации  по налогам и сборам отчетности по
форме N 1-ККМ и другой информации по вопросам контроля за  применением
ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
     О принятых мерах  проинформируйте  Министерство  в  пояснительной
записке к отчету по форме N 1-ККМ за первое полугодие и за 2001 год.

Первый заместитель министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
                                                          А.В. Смирнов
20 марта 2001 г.
N АС-6-16/220