О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН В 2000 ГОДУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 20 марта 2001 г. N АС-6-16/220 (НЦПИ) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам проанализировало результаты работы налоговых органов по организации и осуществлению контроля за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. В истекшем году налоговые органы выполнили большой объем организационной, учетно-регистрационной и контрольной работы, связанной с реализацией норм и требований Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". По состоянию на 1 января 2001 года в налоговых органах зарегистрировано 1892511 ККМ, принадлежащих 970 312 предприятиям, учреждениям и физическим лицам. Сохраняется тенденция уменьшения доли ККМ, зарегистрированных в налоговых органах за юридическими лицами, и увеличения - за физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. В течение года взамен выбывших устаревших моделей работниками инспекций зарегистрировано 467 600 ККМ с фискальной памятью. Абсолютный прирост количества (с учетом выбытия) зарегистрированных ККМ составил свыше 250 тыс. единиц. Количество ККМ с фискальной памятью составило 1 824 198 единиц, или 96,4 % от общей численности. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации работа по замене нефискальных ККМ на ККМ с фискальной памятью близка к завершению. В 2000 году налоговыми органами проведено 643 705 проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (1999 год - 647823), в 29,3 %, или в 188620 проверках, выявлены нарушения, что на 33 тыс. больше, чем в 1999 году. Заметного увеличения процента охвата проверками предприятий и предпринимателей добились Управления МНС России по Республике Татарстан, Республике Мордовия, Амурской, Смоленской и Тамбовской области, у которых процент охвата проверками значительно превышает средний по Министерству показатель в 48%. В то же время в Управлениях МНС России по Калининградской, Тульской, Свердловской, Ярославской областям, Кабардино-Балкарской и Северо-Осетинской Республикам этот показатель вдвое ниже названного среднего. По результатам проведенных 188 620 проверок за нарушение действующего законодательства о применении ККМ предъявлены штрафные санкции на сумму 490,5 млн. рублей, что на 126,0 млн. рублей больше, чем в предыдущем году. Предъявлено санкций за ведение денежных расчетов без применения ККМ - 351,3 млн. рублей (71,6 % против 65,3 % в 1999 году), за использование неисправных ККМ - 49,2 млн. рублей (10 % против 10,5 % в 1999 году), за невыдачу чека покупателям - 48,8 млн рублей (9,9 % против 12,7 % в 1999 году) и за невывешивание ценников (прейскурантов) на товары и услуги - 40,5 млн. рублей (8,25 % против 7,4 % в 1999 году). Управление МНС России по Республике Башкортостан обеспечило в 2000 году 100 %- ное взыскание санкций, Управление МНС России по г. Байконуру - 97,4 %, по Псковской области - 96,1 %. Свыше 80% предъявленных санкций взыскано Управлениями МНС России по Республикам Адыгея, Коми, Мордовия, Чувашской Республике, Алтайскому, Краснодарскому и Приморскому краям, Амурской, Астраханской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Сахалинской, Смоленской, Томской областям, по г.г. Москве и Санкт-Петербургу, Еврейской автономной области, по Коми-Пермяцкому, Ненецкому, Таймырскому, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам. В 42 Управлениях МНС России показатель по взысканию штрафных санкций выше, чем в среднем по Министерству. Благодаря целенаправленной работе и усилиям налоговых органов в целом по Министерству процент взыскания штрафных санкций возрос с 51,6 % (1998 год) до 68,3 % (1999 год) и до 76,3 % в 2000 году. Всего за 2000 год взыскано 374,3 млн рублей из 490,6 млн рублей предъявленных штрафов. Между тем отдельным налоговым органам не удалось обеспечить полное и своевременное поступление в бюджет предъявленных штрафов в 45 Управлениях МНС России процент взыскания штрафных санкций ниже, чем в среднем по Министерству. На протяжении ряда лет неудовлетворительно организована эта работа в Управлениях МНС России по Республике Дагестан, Ингушской и Карачаево-Черкесской Республикам, где положение практически не улучшилось, а в отдельных инспекциях - даже ухудшилось. Низким остается процент взыскания штрафных санкций в УМНС России по Кабардино-Балкарской Республике - 34 % (против 23 % в 1999 году), по Республике Калмыкия - 44,8 % (против 42,5 % в 1999 году), а также в УМНС России по Ивановской, Кировской и Рязанской областям, где этот показатель не превысил 50 %. Обеспечение полного и своевременного взыскания штрафных санкций за выявленные нарушения законодательства остается важнейшей практической задачей в работе налоговых органов. В этих целях следует шире практиковать в рамках действующего законодательства наиболее результативные и неординарные приемы работы. Например, Управлением МНС России по г. Санкт-Петербургу совместно с Управлением Министерства юстиции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области разработан порядок взаимодействия налоговых органов и службы судебных приставов по изысканию штрафов за нарушения законодательства о применении ККМ. Ими согласована и введена единая форма отчета для ежемесячной сверки результатов совместной работы районных инспекций и служб судебных приставов. Тесное взаимодействие на постоянной основе с судебными приставами, информирование приставов о наличии имущества, денежных средств на счетах у нарушителя, поддержка транспортом и организация совместных выездов к задолжнику и др. налажено в ряде городов и районов Управлением МНС России по Пермской области. Это позволило в 8 Инспекциях поднять процент взыскания штрафных санкций до 80 - 92 %, а в целом по Управлению - на 5 %. Управлением МНС России по Пензенской области 81 % всех проведенных в 2000 году проверок проведен во взаимодействии с контролирующими и правоохранительными органами области, с использованием материалов рекламных объявлений, информации, поступившей по "телефонам доверия", информации, собранной конфиденциальным путем. В результате возросла эффективность проверок, а процент взыскания штрафных санкций возрос с 73 % в 1999 году до 80,2 % в 2000 году. Опыт работы Управлений МНС России по Московской, Смоленской, Челябинской и Читинской областям показывает, что повышению процента взыскания штрафных санкций способствует индивидуальная работа с конкретными предпринимателями, которые приглашаются для согласования вопроса добровольного погашения штрафа в определенный срок (или его поэтапной уплате). В этом случае отпадает необходимость обращения в суды для принудительного взыскания штрафов. В истекшем году продолжался поиск более эффективных приемов контроля, совершенствования действующих методик. В практике работы все шире применяются тематические, перекрестные, массовые рейдовые проверки, хронометражи применения ККМ под контролем налогового инспектора в течение смены, рабочего дня, использование материалов оперативных проверок применения ККМ в ходе выездных и камеральных налоговых проверок. УМНС России по Самарской области для более полного охвата предприятий проверками всем налоговым инспекциям устанавливались плановые задания по количеству проверок на год с разбивкой по кварталам. Подобное практикуется и в ряде других Управлений. Налоговыми органами УМНС России по Омской области по утвержденному собственным решением коллегии плану мероприятий по повышению эффективности работы систематически (ежемесячно) снимаются показания счетчиков с контрольно-кассовых машин предприятий и индивидуальных предпринимателей для контроля правильности исчисления налога с продаж и единого налога на смененный доход. Проверки предпринимателей, отчитывающихся, что деятельности не ведут, свидетельствуют о дополнительных потенциальных возможностях пополнения бюджетных поступлений. Так, предприниматель Л., реализующая винно-водочные изделия, подала справку в налоговую инспекцию, что деятельности не ведет. В результате снятия фискальных отчетов с контрольно-кассовых машин в торговых точках была скорректирована полученная выручка, по результатам проверки начислен налог на вмененный доход, штрафные санкции и пени в сумме 170 тыс. рублей. Аналогичный случай по предпринимателю К., которому доначислена сумма платежей в 135 тыс. рублей. Следует отметить, что отдельными Управлениями МНС России (по Республике Башкортостан, Краснодарскому краю, г. Санкт-Петербургу, Нижегородской и Камчатской обл.) значительное внимание уделяется поиску методов контроля и пресечения незаконной деятельности по фальсификации данных, накапливаемых в фискальной памяти контрольно-кассовых машин. Так, Управление МНС России по Республике Башкортостан в инициативном порядке разработало закон Республики Башкортостан "Об административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и правил эксплуатации контрольно-кассовых машин", который был принят в конце 1999 года. Закон предусматривает меры ответственности за несанкционированное проникновение в фискальную память, нарушение сроков хранения контрольных лент, журналов кассиров-операционистов и других первичных учетных документов, подтверждающих проведение денежных расчетов с населением. Налоговыми органами УМНС России по Республике Башкортостан выявлено свыше 230 случаев нарушений порядка ведения и хранения первичной учетной документации по ККМ, незаконных обнулений показаний денежных счетчиков ККМ. На всех нарушителей наложены штрафы. К административной ответственности по этому закону привлечены должностные лица предприятий и индивидуальные предприниматели, на которых наложены штрафные санкции на сумму 91 тыс. рублей, из них взыскано 87,2 тыс. рублей, или 95,8 %. Для кардинального пресечения фактов уничтожения показаний ККМ о денежной выручке и создания судебного прецедента Управлением МНС России по Республике Башкортостан совместно с МВД Республики Башкортостан были организованы и проведены соответствующие оперативные мероприятия по одному из магазинов г. Уфы, принадлежащих предпринимателю X. По результатам возбуждено уголовное дело (по ч. 1 ст. 272 УК РФ) по факту неправомерного доступа гр. X. к охраняемой законом компьютерной информации, содержащейся в постоянном запоминающем устройстве ККМ, что привело к нарушению работы ККМ, уничтожению и фальсификации содержащейся в ней информации о суммах реализованного товара. Управлением МНС России по г. Санкт-Петербургу проведены совместные проверки с Управлением ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по материалам которых в отношении пяти предприятий и причастных к делу сотрудников ЦТО возбуждено уголовное дело по ст. 273 УК РФ "создание, использование и распространение вредоносных программ". Необходимо на постоянной основе развернуть работу по организации более тесного взаимодействия налоговых органов с Центрами технического обслуживания и ремонта ККМ (ЦТО), которые могут предоставлять налоговым органам информацию о владельцах ККМ, заключивших и расторгнувших договоры обслуживания ККМ, об установленных и удаленных средствах визуального контроля (СВК) на используемых контрольно-кассовых машинах, участвовать в снятии и передаче фискальной информации, в обучении и повышении квалификации работников налоговых органов по выявлению фактов грубого нарушения действующего законодательства, Технических требований к электронным ККМ и их фискальной памяти путем противоправного вмешательства в программное обеспечение или других манипуляций. Хорошо организована эта работа Управлениями МНС России по Республике Татарстан и Краснодарскому краю, где совместно с ЦТО через постоянно действующие курсы для работников налоговых органов организовано обучение, повышение квалификации, приобретение навыков практической работы с электронными контрольно-кассовыми машинами, по выявлению нештатных микросхем управления работой электронных ККМ и пресечению подобных нарушений. Из представленных отчетов следует, что значительное внимание в работе налоговых органов по контролю за применением ККМ по-прежнему уделялось рынкам, СТОА, автозаправочным станциям, где положение с соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовых машин в целом остается неудовлетворительным. В текущем году необходимо продолжить эту работу. Результаты проверок туристических фирм показывают, что многие из них работают без ККМ и бланков строгой отчетности, не вывешивают прейскурантов на оказываемые услуги. Управлением МНС России по Санкт-Петербургу были проверены 48 турфирм, по результатам проверок наложено штрафных санкций за нарушение законодательства о применении ККМ - 255 тыс. рублей и 224 тыс. рублей - за нарушения налогового законодательства. Управлением МНС РФ по Республике Татарстан были проверены 294 объекта культуры (музеи, дворцы и дома культуры, кинотеатры и ночные клубы, дискотеки). По результатам проверок нарушения установлены на 103 объектах, которым предъявлены штрафные санкции на сумму 187 тыс. рублей. По проверенным 405 хозяйствующим субъектам и предпринимателям по оказанию платных медицинских услуг выявлены 92 нарушения и предъявлены штрафные санкции на 405 тыс. рублей, из них индивидуальным предпринимателям - 173 тыс. рублей, которые взысканы. Для преодоления имеющихся трудностей и "узких мест" в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о применении ККМ налоговым органам следует более тесно и эффективно сотрудничать с местными органами исполнительной власти. Управлению МНС России по Тамбовской области в результате неоднократно вносившихся предложений по сокращению числа "труднодоступных и отдаленных населенных пунктов", освобожденных от применения ККМ, удалось сократить перечень таких территорий в области на 132 населенных пункта. Департаментом потребительского рынка и услуг Правительства Москвы с участием УММС по г. Москве разработана и утверждена распоряжением мэра г. Москвы от 23.03.99 N 244-РМ* целостная программа по упорядочению мелкорозничной торговли в городе. Этим же распоряжением утвержден ассортимент товаров, допускаемых к реализации с лотков. Тем самым снято множество вопросов, излишней переписки и разбирательств, возникающих между предпринимателями и налоговыми органами при торговле с лотков. Между тем во многих регионах эти вопросы пока еще остаются неурегулированными. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам постоянно обращало внимание руководителей налоговых органов на необходимость организации систематической работы по разъяснению налогоплательщикам норм действующего законодательства о применении контрольно-кассовых машин. Хорошо организована эта работ Управлением МНС России по Челябинской области, где опубликовано 155 статей в печати, проведен 51 семинар с руководителями торговых предприятий и предпринимателями, прозвучало 21 выступление специалистов и руководителей налоговых органов на местном телевидении и 25 выступлений на радио. Управлением МНС России по Пермской обл. проведено 84 семинара, опубликовано 119 статей и организовано 27 выступлений по местному радио к телевидению. В то же время отдельные управления и налоговые инспекции на местах недостаточно внимания уделяют информированию налогоплательщиков о нормах действующего законодательства о применении ККМ, в результате в Министерство и другие инстанции поступают индивидуальные и коллективные жалобы и заявления от граждан - предпринимателей и предприятий. Существенное внимание в работе налоговых органов должно уделяться своевременной подготовке и качеству направляемых в Министерство отчетов и пояснительных записок к ним, их информативной содержательности. С подробным анализом, фактами опыта работы, аргументированными предложениями представляют пояснительные записки Управления МНС России по Республикам Башкортостан и Татарстан, г.г. Москве, Санкт-Петербургу, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Пермской, Тамбовской, Челябинской, Читинской и некоторым другим областям, В то же время некоторыми управлениями пояснительные записки к отчету по форме N 1-ККМ за 2000 год представлены малосодержательные. Таковы записки управлений МНС России по Карачаево-Черкесской и Мордовской Республикам, Чукотскому автономному округу и Курской области. Несвоевременно, с грубыми ошибками в цифровых материалах, повлекшими дополнительные разбирательства и задержку в формировании отчета по Министерству в целом, был представлен отчет за 2000 год Управлением МНС России по Агинскому Бурятскому автономному округу. Направляя обзор результатов контроля налоговых органов в 2000 году за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам поручает Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации: 1. Проанализировать итоги работы по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением в целом по Управлению и в разрезе ИМНС России по городам и районам, рассмотреть их, определить и принять конкретные меры по устранению имеющихся на этом участке недостатков. ---------------------------------------------- * Документ опубликован в "НА" N 9, 1999. 2. Усилить контроль за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли. 3. Обеспечить увеличение количества и повышение эффективности проверок предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратив особое внимание на качество оформления проверок, доказательность выявляемых правонарушений и своевременность оформления решений по материалам проверок. 4. Организовать более тесное взаимодействие налоговых органов по вопросам исполнения законодательства о применении ККМ с местными исполнительными, законодательными, правоохранительными и судебными органами. 5. Наладить постоянное взаимодействие налоговых органов с центрами технического обслуживания ККМ (ЦТО) по вопросам систематического обмена информацией, в том числе по вопросам предоставления центрами фискальных данных ККМ, поступающих в ремонт или на сервисное обслуживание, регулярного уведомления о прекращении и пролонгации договоров техобслуживания ККМ, по выявлению и пресечению фактов фальсификации данных фискальной памяти ККМ. 6. С учетом объемов работы и загруженности работников принять меры к укреплению подразделений и структур налоговых органов, занятых на вопросах организации и осуществления контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовых машин. 7. Повысить ответственность должностных лиц налоговых органов за своевременное, качественное и в полном объеме представление в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам отчетности по форме N 1-ККМ и другой информации по вопросам контроля за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. О принятых мерах проинформируйте Министерство в пояснительной записке к отчету по форме N 1-ККМ за первое полугодие и за 2001 год. Первый заместитель министра Российской Федерации по налогам и сборам А.В. Смирнов 20 марта 2001 г. N АС-6-16/220 |