О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 25.12.98 158/1080-II

             О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          25 декабря 1998 г.
                            N 158/1080-II

                                (НЦПИ)


     Заслушав информацию   члена  Центральной  избирательной  комиссии
Российской Федерации  А.И.  Тур,  Центральная  избирательная  комиссия
Российской Федерации постановляет:
     1. Принять к сведению информацию члена Центральной  избирательной
комиссии   Российской   Федерации   А.И.Тур  о  работе  по  подготовке
модельного закона о порядке отзыва депутата  представительного  органа
местного самоуправления.
     2. Согласиться с рекомендациями Научно-методического  совета  при
Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации о направлении
органам  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации   и
избирательным  комиссиям  субъектов  Российской  Федерации  указанного
модельного закона для  использования  в  работе  по  совершенствованию
регионального законодательства о выборах.

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                               А.В. ИВАНЧЕНКО

Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                               А.А. ВЕШНЯКОВ


                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
            К МОДЕЛЬНОМУ ЗАКОНУ О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Модельный закон    представляет    собой    современную    версию
регулирования  общественных  отношений,  связанных с возможным отзывом
депутатов представительного органа местного самоуправления в  субъекте
Российской Федерации.
     Введение института  отзыва  депутатов  представительного   органа
местного  самоуправления  - дело субъектов Российской Федерации.  Хотя
принципиальная федеральная основа данного  института  применительно  к
уровню  местного самоуправления создана.  Согласно Федеральному закону
"Об общих принципах организации местного самоуправления  в  Российской
Федерации"   (ч.  5  ст.  18)  уставами  муниципальных  образований  в
соответствии с законами  субъектов  Российской  Федерации  может  быть
предусмотрена возможность отзыва населением депутата,  члена выборного
органа местного самоуправления,  выборного должностного лица  местного
самоуправления.
     Институт отзыва депутата имеет право  на  существование.  Его  не
следует  оценивать  только с политической точки зрения - в связи с так
называемым  императивным  или  свободным   мандатом   депутата.   Надо
подходить  к  ситуации  с  практической точки зрения - если избиратели
проголосовали за избрание соответствующего депутата,  а он не работает
в    качестве    депутата,    совершил    действия,   дискредитирующие
представительный орган и его самого,  не делает все необходимое, чтобы
оправдать надежды избирателей,  - они могут поставить вопрос об отзыве
данного депутата и избрании другого своего представителя.
     Именно поэтому  в ряде субъектов Российской Федерации уже приняты
законы об отзыве депутатов представительных органов,  в  том  числе  и
местного самоуправления.
     При разработке настоящего Модельного закона учитывались положения
Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на   участие   в   референдуме    граждан    Российской    Федерации",
законодательные акты субъектов Российской Федерации, предусматривающие
отзыв депутатов, ранее подготовленный модельный закон о порядке отзыва
депутата    (члена)    законодательного   (представительного)   органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, а также судебная
практика по этому вопросу.
     Методика подготовки   прилагаемого   Модельного   закона    имеет
принципиальную особенность:  в отличие от модельных законов о выборах,
подготовленных ранее по инициативе Центральной избирательной  комиссии
Российской Федерации, в него включен минимум норм, касающихся процедур
подготовки и проведения голосования по отзыву,  работы соответствующих
комиссий,  составления  протоколов и так далее.  В большинстве случаев
сделаны  отсылки  к  Федеральному  закону   "Об   основных   гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации"  и  к  закону  субъекта  Российской  Федерации  о   выборах
депутатов   представительного   органа  местного  самоуправления.  Это
позволило  не  перегружать  Модельный  закон  стандартными  нормами  и
сконцентрироваться   на  главных  вопросах,  имеющих  непосредственное
отношение к отзыву депутата.
     Новизна прилагаемого Модельного закона заключается в том,  что он
содержит принципиально важные правила,  касающиеся  отзыва  депутатов.
Особого внимания заслуживает следующее.
     1. Дана характеристика права отзыва.  Модельный закон исходит  из
того, что право отзыва депутата избирателями является одним из средств
контроля избирателей за  осуществлением  депутатом  своих  полномочий,
закрепленных   законодательством.   Право   отзыва   не   может   быть
использовано для ограничения самостоятельности и инициативы  депутата,
создания  препятствий  его  законной деятельности,  оно используется в
случаях,  когда невозможны либо исчерпаны  иные  средства  обеспечения
деятельности депутата,  соответствующей закону. Устанавливается, что в
первые шесть месяцев осуществления полномочий депутата право отзыва не
может быть реализовано,  то есть депутату дается время проявить себя с
лучшей стороны.
     2. Определена  сфера  применения  Закона.  Он распространяется на
случаи отзыва депутатов,  избранных по  территориальным  одномандатным
избирательным округам.  Предусматривается возможность его применения к
отзыву депутатов, избранных по многомандатным избирательным округам, с
условием,  что в голосовании по отзыву отдельного депутата, избранного
в  таком  округе,  участвуют   все   избиратели   округа.   Закон   не
распространяется  на  депутатов,  избранных  по  спискам избирательных
объединений  и  блоков.  При   таком   регулировании   депутаты   явно
оказываются  в  неравном положении,  однако организация голосования на
всей  территории  муниципального  образования  по   отзыву   отдельных
депутатов,   избранных   по   спискам,  была  бы  связана  с  большими
трудностями.
     Учитывается также,  что  при  выборах  депутатов представительных
органов   местного   самоуправления   система   списков   используется
сравнительно  редко.  Распространена  практика  избрания  депутатов по
одномандатным и многомандатным избирательным округам. Поэтому субъекты
могут пока ввести институт отзыва депутатов,  избранных по округам,  и
думать  над   совершенствованием   законодательства,   обеспечивающего
равенство статуса всех депутатов.
     3. Предельно четко изложены  основания  отзыва:  а)  невыполнение
депутатских   полномочий;  б)  нарушение  законодательства  Российской
Федерации и (или) субъекта Российской Федерации, а также устава и иных
нормативных   актов,   принятых   представительным   органом  местного
самоуправления; в) утрата доверия избирателей; г) совершение действий,
порочащих звание депутата.
     4. Определен круг субъектов,  имеющих право возбуждать вопрос  об
отзыве  депутата:  граждане,  осуществляющие это право коллективно,  а
также политические общественные объединения.
     5. Согласно  Модельному  закону в таких вопросах,  как разрешение
сбора  подписей  в  поддержку  проведения   голосования   по   отзыву,
назначение  голосования  по  отзыву,  определение окончательных итогов
голосования и судьбы депутатского мандата,  ведущие  позиции  занимает
избирательная  комиссия  муниципального  образования.  На  это следует
обратить особое внимание в  связи  с  тем,  что  в  законах  некоторых
субъектов  Российской  Федерации  в  части  назначения  голосования по
отзыву и  подведения  его  окончательных  итогов  ключевые  полномочия
отданы  представительному органу местного самоуправления,  что вряд ли
обоснованно.
     6. Модельный  закон учитывает,  что уже с возбуждением вопроса об
отзыве начинается кампания как за,  так и против отзыва. Избирательное
законодательство  разрешает  предвыборную  агитацию со дня регистрации
кандидата (списка кандидатов).  В проекте предусмотрено,  что агитация
за  отзыв и против отзыва начинается после назначения дня голосования,
однако  разъяснения  по  вопросам,  связанным  с   отзывом,   депутат,
инициативные  группы  граждан и политические общественные объединения,
возбудившие  вопрос  об  отзыве,  могут  давать  уже  с  начала  сбора
подписей.
     7. Модельным законом установлено,  в каких случаях голосование по
отзыву считается несостоявшимся:
     если число участников голосования по отзыву в округе было  меньше
числа избирателей,  участие которых требовалось при проведении выборов
депутатов для признания выборов состоявшимися;
     если в  нем  приняло  участие  меньшее  число  граждан,  чем  при
проведении выборов данного депутата - когда законодательством субъекта
Российской    Федерации   не   установлена   минимальная   численность
избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.
     Если голосование  признано избирательной комиссией муниципального
образования несостоявшимся, повторное голосование не проводится.
     8. Для  признания  депутата   отозванным   предложено   следующее
правило: депутат считается отозванным, если за его отзыв подано больше
половины числа голосов участников голосования и при условии,  что  это
число  не  меньше  числа  голосов  избирателей,  поданных  за избрание
депутата.
     Если голосование  признано  несостоявшимся  или  же  депутат   по
результатам состоявшегося голосования не отозван, новое голосование по
отзыву предлагается проводить лишь по истечении 12 месяцев.
     В Модельном  законе  содержатся  и  другие  важные конструктивные
решения,  способствующие защите прав  и  интересов  депутатов,  других
участников процедуры отзыва, обеспечению объективности и эффективности
института   отзыва   депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Доктор юридических наук,
профессор
                                               С.А. АВАКЬЯН


                                                               Одобрен
                                     на заседании Научно-методического
                                  совета при Центральной избирательной
                                         комиссии Российской Федерации
                                                  27 октября 1998 года

                           МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
          О ПОРЯДКЕ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
                       МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Настоящий Закон в соответствии с конституцией (уставом)  субъекта
Российской Федерации,  законом субъекта Российской Федерации о местном
самоуправлении в субъекте  Российской  Федерации  и  другими  законами
субъекта  Российской  Федерации  определяет  порядок  отзыва депутатов
представительного органа местного самоуправления  субъекта  Российской
Федерации (далее - депутатов, депутата).

     Статья 1. Право отзыва

     1. Право  отзыва  депутата избирателями является одним из средств
контроля избирателей за  осуществлением  депутатом  своих  полномочий,
закрепленных законодательством.
     2. Право  отзыва  не  может  быть  использовано  для  ограничения
самостоятельности  и  инициативы  депутата,  создания  препятствий его
законной деятельности.
     3. Право  отзыва  используется  в случаях,  когда невозможны либо
исчерпаны   иные   средства   обеспечения    деятельности    депутата,
соответствующей закону.
     4. Право отзыва не может быть использовано  в  течение  первых  6
месяцев  со  дня  избрания  соответствующего  депутата  и  в течение 6
месяцев перед истечением срока, на который он избран.

     Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

     1. Настоящий Закон применяется в связи с возбуждением вопроса  об
отзыве   депутата,   избранного   в  представительный  орган  местного
самоуправления по одномандатному избирательному округу.
     2. В  случае избрания депутатов по многомандатному избирательному
округу отзыв отдельных депутатов производится с  участием  избирателей
всего   округа  по  правилам  и  процедурам,  установленным  настоящим
Законом.
     3. Отношения,  возникающие  в  связи  с  возбуждением  вопроса  о
досрочном    прекращении    полномочий    депутатов,    избранных    в
представительный    орган    местного    самоуправления   по   спискам
избирательных  объединений  и  избирательных   блоков,   не   являются
предметом настоящего Закона.

     Статья 3. Термины, используемые в настоящем Законе

     1. В настоящем Законе используются следующие термины:
     отзыв депутата - досрочное  прекращение  полномочий  депутата  на
основе     специально     назначенного     голосования     избирателей
соответствующего избирательного округа,  проводимого в соответствии  с
настоящим  Законом  и  с  соблюдением требований федеральных законов и
законами субъекта Российской Федерации;
     основания отзыва  -  определенные настоящим Законом условия,  при
наличии которых возможно возбуждение вопроса об отзыве депутата;
     возбуждение вопроса  об  отзыве  депутата - проявление инициативы
гражданами,  политическими   общественными   объединениями   с   целью
последующего проведения голосования избирателей по отзыву депутата.
     2. В настоящем Законе используются другие термины в их значениях,
определенных  статьей  2  Федерального  закона  "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации".

     Статья 4. Принципы проведения голосования по отзыву

     1. Голосование   по  отзыву  депутатов  представительного  органа
местного   самоуправления   проводится   с   соблюдением    требований
Федерального  закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации",  согласно
которому  гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе
всеобщего  равного  и  прямого   избирательного   права   при   тайном
голосовании.
     2. Участие  гражданина  Российской  Федерации  в  голосовании  по
отзыву  депутата  является  свободным и добровольным.  Никто не вправе
оказывать воздействие на гражданина с целью принудить  его  к  участию
или  неучастию  в  голосовании  по отзыву,  а также препятствовать его
свободному волеизъявлению.
     3. Проведение  голосования  по  отзыву  депутата  одновременно  с
любыми выборами или референдумом не допускается.
     4. Деятельность  комиссий  по  проведению  голосования  по отзыву
депутата при подготовке и проведении голосования,  подсчете голосов  и
установлении  итогов голосования,  определении результатов голосования
по отзыву осуществляется открыто и гласно.
     5. Если  по  результатам  голосования  по  отзыву  депутат не был
отозван, следующее проведение голосования по отзыву возможно только по
истечении 12 месяцев со дня предшествующего голосования.

     Статья 5. Право граждан на участие в голосовании по отзыву
               депутата и на информацию

     1. Гражданин  Российской  Федерации,   обладающий   избирательным
правом  и  постоянно  или  преимущественно  проживающий  на территории
соответствующего избирательного  округа,  имеет  право  участвовать  в
голосовании по отзыву депутата,  а также в иных действиях, связанных с
отзывом  депутата,  предусмотренных  федеральными  законами,  законами
субъекта   Российской   Федерации,  настоящим  Законом,  и  проводимых
законными методами.
     2. Гражданин Российской Федерации может участвовать в голосовании
по отзыву депутата,  а также в иных  действиях,  связанных  с  отзывом
депутата,   независимо   от   пола,   расы,   национальности,   языка,
происхождения,  имущественного и должностного положения,  отношения  к
религии,  убеждений,  принадлежности  к общественным объединениям и от
других обстоятельств.
     3. Не имеют права участвовать в голосовании по отзыву депутата, а
также в  иных  действиях,  связанных  с  отзывом  депутата,  граждане,
признанные  судом  недееспособными  или  содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.
     4. Граждане  Российской  Федерации  участвуют  в  голосовании  по
отзыву депутата,  а  также  в  иных  действиях,  связанных  с  отзывом
депутата, на равных основаниях.
     5. Гражданин  Российской  Федерации  голосует  соответственно  за
отзыв депутата или против отзыва депутата непосредственно.
     6. Голосование по отзыву депутата  является  тайным,  исключающим
возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
     7. Граждане Российской Федерации имеют  право  на  информацию  об
основаниях   возбуждения   вопроса   об   отзыве   депутата,  позициях
инициаторов  отзыва  депутата,   представительного   органа   местного
самоуправления,  а  также  о  действиях  и  мероприятиях,  связанных с
отзывом депутата.

                 Глава II. ОСНОВАНИЯ ОТЗЫВА ДЕПУТАТА

     Статья 6. Перечень оснований отзыва депутата

     1. Депутат может быть отозван при наличии одного либо  нескольких
оснований, перечисленных в пункте 2 настоящей статьи.
     2. Основаниями отзыва депутата являются:
     а) невыполнение депутатских полномочий;
     б) нарушение  законодательства  Российской  Федерации,   субъекта
Российской Федерации,  устава муниципального образования,  нормативных
актов  местного  самоуправления,  принятых  представительным   органом
местного самоуправления;
     в) утрата доверия избирателей;
     г) совершение действий, порочащих звание депутата.
     3. Отзыв депутата по иным основаниям, кроме указанных в настоящем
Законе, запрещается.

     Статья 7. Невыполнение депутатских полномочий

     1. Под    невыполнением    депутатских   полномочий,   являющимся
основанием   отзыва   депутата,   понимается   систематическое,    без
уважительных  причин  и умышленное уклонение депутата от осуществления
своих прав и обязанностей,  предусмотренных законодательством,  в  том
числе   неучастие  в  заседаниях  (сессиях)  представительного  органа
местного  самоуправления,  работе  его  комитетов,  комиссий  и   иных
органов, отказ от выполнения или невыполнение их поручений.
     2. Факт  систематического,  без уважительных причин и умышленного
уклонения депутата от осуществления  своих  полномочий  констатируется
решением представительного органа местного самоуправления.

     Статья 8. Нарушение законодательства Российской Федерации,
               субъекта Российской Федерации, устава муниципального
               образования, нормативных актов местного
               самоуправления, принятых представительным органом
               местного самоуправления

     1. Под нарушением законодательства Российской Федерации, субъекта
Российской Федерации,  устава муниципального образования,  нормативных
актов  местного  самоуправления,  принятых  представительным   органом
местного  самоуправления,  являющимся  основанием для отзыва депутата,
понимается   однократное   грубое    нарушение    либо    многократные
(систематические) нарушения депутатом требований этих актов, повлекшие
тяжкие последствия.  Факты нарушения депутатом требований  этих  актов
должны быть установлены судом.
     2. Отзыв  по указанному основанию не освобождает депутата от иной
ответственности   за   допущенное   нарушение   законодательства   или
нормативных актов местного самоуправления.
     3. В случае вступления в законную силу  обвинительного  приговора
суда  в  отношении  депутата  его  полномочия прекращаются досрочно по
решению  представительного  органа  местного  самоуправления.  В  этом
случае  вопрос  об  отзыве  депутата  не возбуждается и голосование по
отзыву не проводится.

     Статья 9. Утрата доверия избирателей

     1. Под  утратой   депутатом   доверия   избирателей,   являющейся
основанием для его отзыва,  понимается неудовлетворенность избирателей
деятельностью депутата,  связанная,  совокупно или по  отдельности,  с
такими  причинами,  как невыполнение депутатом предвыборной программы,
отказ  от  контактов  с  избирателями,  ведения  приема   избирателей,
рассмотрения их жалоб и заявлений.
     2. Утрата доверия не может служить основанием  для  отзыва,  если
невыполнение   предвыборной   программы   и   пожеланий   избирателей,
прекращение контактов с ними имели место по объективным  причинам,  не
зависящим от депутата.
     3. Утрата доверия не может служить основанием  для  отзыва,  если
вопрос  об  отзыве  депутата  возбуждается  исключительно  по причинам
несогласия с его политическими взглядами.

     Статья 10. Совершение действий, порочащих звание депутата

     1. Под   совершением   действий,   порочащих   звание   депутата,
являющимся  основанием  для  отзыва  депутата,  понимается  совершение
депутатом проступков,  грубо нарушающих общепринятые  нормы  морали  и
(или) депутатской этики.
     2. Факт (факты) грубого  нарушения  депутатом  общепринятых  норм
морали    и    (или)   депутатской   этики   подтверждается   решением
соответствующих комитета,  комиссии представительного органа  местного
самоуправления либо самого представительного органа.

                Глава III. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ВОПРОСА
                          ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА

     Статья 11. Субъекты права на возбуждение вопроса об отзыве
                депутата

     1. Правом  на  возбуждение  вопроса  об  отзыве депутата обладают
граждане   Российской   Федерации,   постоянно   или   преимущественно
проживающие  на  территории  соответствующего  избирательного округа и
обладающие избирательным правом,  а  также  политические  общественные
объединения, которые были зарегистрированы в период проведения выборов
в представительный орган  местного  самоуправления  как  избирательные
объединения  и не утратили этого статуса на момент возбуждения вопроса
об отзыве депутата.
     2. Граждане  Российской  Федерации реализуют право на возбуждение
вопроса об отзыве депутата коллективно.
     3. Право  на  возбуждение  вопроса  об  отзыве депутата реализуют
созданные в установленном порядке в данном  муниципальном  образовании
структурные    подразделения    общероссийских   или   межрегиональных
политических   общественных   объединений,   а   также    региональных
политических общественных объединений.

     Статья 12. Реализация гражданами права на возбуждение вопроса
                об отзыве депутата

     1. Граждане -  инициаторы  отзыва  депутата  подают  коллективное
заявление  о  возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в
избирательную комиссию муниципального образования.
     2. Заявление   подается  от  инициативной  группы  с  соблюдением
требований,  указанных в пунктах 1 и 2 статьи  11  настоящего  Закона.
Заявление  должно  быть  подписано  всеми  членами инициативной группы
лично с указанием фамилии,  имени,  отчества,  года рождения  и  места
жительства (домашнего адреса) каждого из них.
     3. В заявлении должны содержаться:  сформулированное  предложение
об отзыве депутата; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве (с
учетом статей 6-10  настоящего  Закона);  сведения  об  уполномоченном
представителе инициативной группы.
     4. К  заявлению  должны  быть  приложены  документы   (официально
заверенные  копии  документов),  подтверждающие  наличие оснований для
возбуждения вопроса об отзыве.
     5. При  возбуждении  вопроса  об  отзыве  нескольких  депутатов в
многомандатном  избирательном  округе  заявления  и  иные   документы,
указанные  в  пунктах 1-4 настоящей статьи,  представляются на каждого
депутата отдельно.

     Статья 13. Реализация политическим общественным объединением
                права на возбуждение вопроса об отзыве депутата

     1. Политическое   общественное  объединение  -  инициатор  отзыва
депутата  подает  заявление  о  возбуждении   вопроса   о   проведении
голосования   по   отзыву   в  избирательную  комиссию  муниципального
образования.  Заявление  подписывается   руководителем   политического
общественного   объединения  в  данном  муниципальном  образовании.  К
заявлению  прилагается  решение   общего   собрания   соответствующего
политического   общественного  объединения  о  возбуждении  вопроса  о
проведении голосования по отзыву.
     2. Решение  должно  содержать:  сформулированное  предложение  об
отзыве депутата;  изложение мотивов возбуждения вопроса об  отзыве  (с
учетом   статей   6-10  настоящего  Закона);  данные  о  числе  членов
политического  общественного  объединения,   принимавших   участие   в
принятии   решения,   и   о   результатах   голосования;  сведения  об
уполномоченном представителе политического общественного объединения.
     3. К  заявлению  должны  быть  приложены  документы   (официально
заверенные  копии  документов),  подтверждающие  наличие оснований для
возбуждения вопроса об отзыве.
     4. При  возбуждении  вопроса  об  отзыве  нескольких  депутатов в
многомандатном  избирательном  округе  заявления  и  иные   документы,
указанные  в  пунктах 1-3 настоящей статьи,  представляются на каждого
депутата отдельно.

     Статья 14. Рассмотрение заявления инициативной группы,
                политического общественного объединения
                избирательной комиссией муниципального образования

     1. Заявление   инициативной   группы    граждан,    политического
общественного  объединения  о  возбуждении  вопроса об отзыве депутата
должно  быть  рассмотрено   избирательной   комиссией   муниципального
образования в течение 14 дней со дня получения заявления.
     2. По получении заявления избирательная  комиссия  муниципального
образования  незамедлительно  информирует  о  нем  депутата  и  по его
требованию представляет ему копию заявления,  решения и приложенных  к
нему  документов.  Ознакомившись с ними,  депутат вправе представить в
избирательную комиссию муниципального образования  в  письменном  виде
аргументы в свою защиту.
     3. Избирательная комиссия муниципального образования  информирует
представительный орган местного самоуправления о полученном заявлении,
решении.  Представительный  орган   местного   самоуправления   вправе
определить  свою позицию по вопросу о возбуждении отзыва и изложить ее
в  решении,  которое  доводится  до  сведения  избирательной  комиссии
муниципального образования и депутата.
     4. Избирательная  комиссия  муниципального  образования обсуждает
поступившее заявление  с  приглашением  уполномоченных  представителей
соответственно   инициативной   группы,   политического  общественного
объединения и принимает решение о разрешении сбора подписей граждан за
проведение  голосования  об  отзыве  депутата  либо  об отказе в таком
разрешении.  Решение избирательной комиссии муниципального образования
должно быть мотивированным.
     5. Если   избирательная   комиссия   муниципального   образования
разрешает   сбор   подписей,   она  принимает  решение  о  регистрации
инициативной группы или политического  общественного  объединения  как
уполномоченных    организовывать    сбор    подписей   и   выдает   им
регистрационные свидетельства.  При обращении нескольких  инициативных
групп или политических общественных объединений в связи с возбуждением
вопроса об отзыве одного  и  того  же  депутата  все  они  могут  быть
зарегистрированы  и  получить  регистрационные  свидетельства.  Однако
суммирование подписей граждан  за  проведение  голосования  об  отзыве
депутата, собранных разными инициаторами отзыва, не допускается.
     6. О  принятых  решениях  избирательная  комиссия  муниципального
образования информирует депутата  и  представительный  орган  местного
самоуправления.
     7. Решения  избирательной  комиссии  муниципального   образования
могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

     Статья 15. Сбор подписей в поддержку проведения голосования
                по отзыву депутата

     1. Сбор подписей граждан  за  проведение  голосования  по  отзыву
депутата  организует  инициативная  группа,  политическое общественное
объединение. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются
за   счет  средств  создаваемого  инициативной  группой,  политическим
общественным объединением фонда для финансирования кампании по  отзыву
депутата в соответствии с пунктом 3 статьи 27 настоящего Закона.
     2. Инициативная  группа,  политическое  общественное  объединение
самостоятельно  назначают  лиц,   собирающих   подписи   граждан   под
требованием  о проведении голосования по отзыву депутата.  Самовольный
сбор подписей запрещается.
     3. Подписи  могут  собираться  только  среди граждан,  обладающих
активным избирательным правом,  в том избирательном округе,  в котором
избран   депутат.   Участие   администраций   предприятий   всех  форм
собственности,  учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и
принуждение  в  процессе  сбора  подписей  и вознаграждение граждан за
внесение подписи,  не допускается. Сбор подписей в процессе и в местах
выдачи   заработной   платы   запрещается.  Грубое  или  неоднократное
нарушение  этих  правил  может  быть  основанием   для   того,   чтобы
избирательная  комиссия  муниципального  образования либо суд признали
собранные подписи недействительными  и  (или)  для  отмены  решения  о
назначении голосования по отзыву депутата.
     4. Право    сбора    подписей    принадлежит    совершеннолетнему
дееспособному  гражданину  Российской Федерации.  Инициативная группа,
политическое  общественное  объединение  могут  заключить   с   лицом,
собирающим  подписи  граждан,  договор  о  сборе подписей.  Эта работа
оплачивается за счет средств фонда инициативной группы,  политического
общественного   объединения  для  финансирования  кампании  по  отзыву
депутата.
     5. Образец подписного листа в поддержку проведения голосования по
отзыву депутата утверждается  избирательной  комиссией  муниципального
образования.
     6. Граждане участвуют в сборе  подписей  в  поддержку  проведения
голосования  по  отзыву  депутата  лично.  Гражданин,  ставя подпись в
подписном листе,  собственноручно указывает в нем свои  фамилию,  имя,
отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц
рождения),  адрес  места  жительства,  серию  и  номер  паспорта   или
заменяющего его документа, дату внесения подписи.
     Данные о гражданах,  ставящих свою подпись в поддержку проведения
голосования по отзыву, в отдельных случаях могут вноситься в подписной
лист лицом, собирающим подписи.
     7. Каждый подписной лист подписывается лицом, собиравшим подписи,
а   также   уполномоченным   представителем    инициативной    группы,
политического  общественного  объединения,  с  указанием  их  фамилии,
имени,  отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или
заменяющего его документа.

     Статья 16. Сроки сбора подписей

     1. Сбор подписей начинается со дня,  следующего за днем получения
инициативной   группой,   политическим    общественным    объединением
регистрационного свидетельства в избирательной комиссии муниципального
образования.
     2. Сбор подписей заканчивается по истечении 30 дней со дня начала
сбора подписей.

         Глава IV. НАЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

     Статья 17. Количество подписей в поддержку проведения
                голосования по отзыву депутата

     Максимальное количество   подписей,  необходимых  для  назначения
голосования по отзыву депутата,  не может  превышать  __  процента  от
числа  избирателей,  зарегистрированных на территории соответствующего
избирательного округа на  день  проведения  выборов  данного  депутата
(Сноска 1).
--------------------------------
     Сновка 1.  В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской  Федерации" число подписей в поддержку выдвижения кандидата
в депутаты не может превышать  двух  процентов  от  числа  избирателей
округа;  в  настоящий  Закон  предлагается включить тот же процент при
сборе подписей за проведение голосования  по  отзыву  депутата,  какой
установит  субъект  Российской  Федерации в своем избирательном законе
относительно  сбора  подписей   в   пользу   кандидатов   в   депутаты
представительного органа местного самоуправления.

     Статья 18. Представление подписных листов в избирательную
                комиссию муниципального образования

     В день,  следующий за днем окончания сбора подписей, инициативная
группа,   политическое   общественное   объединение   представляют   в
избирательную комиссию муниципального образования итоговый протокол, в
котором указываются даты начала и окончания сбора подписей, количество
собранных подписей,  дата составления протокола.  Протокол подписывает
уполномоченный  представитель   инициативной   группы,   политического
общественного  объединения.  К протоколу прилагаются пронумерованные и
сброшюрованные подписные листы, каждый из которых должен быть оформлен
в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Закона.

     Статья 19. Решение избирательной комиссии муниципального
                образования о назначении голосования по отзыву
                депутата

     1. Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет
проверку представленных документов.  По решению избирательной комиссии
может быть проведена проверка достоверности всех подписей, имеющихся в
подписных  листах,  либо  их  части,  но  не  менее  20  процентов  от
установленного  статьей  17  настоящего  Закона  количества  подписей,
необходимых для назначения голосования по отзыву депутата,  отобранных
для проверки посредством случайной выборки (жребия).  При  обнаружении
среди  проверяемых  подписей доли недостоверных подписей не менее 10 и
не  более  20  процентов  от  количества  проверенных   подписей   или
недостаточного  количества  собранных достоверных подписей для решения
вопроса о назначении  голосования  по  отзыву  избирательная  комиссия
муниципального  образования  отказывает  в  назначении  голосования по
отзыву депутата.
     2. Недостоверными  являются  подписи,  в   которых   отсутствуют,
искажены  либо  неоднократно  воспроизведены  данные,  перечисленные в
пункте 6 статьи 15 настоящего Закона.
     Недостоверными являются также подписи:
     а) лиц,  не обладающих правом участия  в  голосовании  по  отзыву
депутата;
     б) собранные   до   получения   регистрационного    свидетельства
инициативной  группой  или  политическим  общественным  объединением в
соответствии с пунктом 5 статьи 14 настоящего Закона;
     в) подложные подписи.
     3. Если будет установлено, что собрано достаточное число подписей
и  они  достоверны,  избирательная комиссия муниципального образования
принимает решение о  назначении  голосования  по  отзыву  депутата  по
соответствующему избирательному округу и определяет дату голосования.
     4. Голосование по отзыву проводится не ранее 45 дней и не позднее
60  дней  начиная  со  дня,  следующего  за  днем   принятия   решения
избирательной комиссией.
     5. Голосование по отзыву депутата может быть назначено только  на
календарный  выходной  день.  Не допускается назначение голосования на
праздничный день. При определении даты голосования учитываются местные
обычаи, традиции, а также религиозные праздники.
     6. Решение  избирательной  комиссии  муниципального образования о
назначении голосования по отзыву депутата или об отказе  в  назначении
голосования  в  трехдневный  срок  после  его  принятия  доводится  до
сведения инициативной группы, политического общественного объединения,
депутата,  представительного  органа местного самоуправления.  Решение
доводится   также    до    сведения    избирателей    соответствующего
избирательного  округа  через  средства  массовой  информации или иным
способом.
     7. В  случае,  если  депутат  не  позднее  чем  за  сутки  до дня
голосования подал заявление о досрочном прекращении своих полномочий и
принято решение представительного органа местного самоуправления о его
удовлетворении,  со дня принятия данного решения  кампания  по  отзыву
депутата  по решению избирательной комиссии муниципального образования
прекращается на любой стадии до дня голосования.
     Представительный орган  местного  самоуправления  обязан  принять
решение  по заявлению депутата в течение трех дней после его получения
и не позднее  чем  за  сутки  до  дня  голосования  и  незамедлительно
проинформировать о своем решении избирательную комиссию муниципального
образования.
     8. В случае,  если инициативная группа, политическое общественное
объединение  аннулируют  свое  обращение  в   избирательную   комиссию
муниципального  образования  об  отзыве  депутата,  кампания по отзыву
депутата прекращается по решению избирательной комиссии муниципального
образования на любой стадии до дня голосования.
     Письменное заявление  об  аннулировании   обращения   об   отзыве
депутата,  составленное  и подписанное с учетом требований статей 12 и
13  настоящего  Закона,  должно  быть  подано  инициативной   группой,
политическим   общественным   объединением  в  избирательную  комиссию
муниципального образования не позднее чем за сутки до дня голосования.
     Избирательная комиссия муниципального образования  может  отнести
за  счет инициативной группы,  политического общественного объединения
соответствующую часть расходов,  понесенных этой  комиссией,  а  также
иными комиссиями по проведению голосования по отзыву депутата.

           Глава V. УЧАСТКИ ГОЛОСОВАНИЯ. СПИСКИ УЧАСТНИКОВ
           ГОЛОСОВАНИЯ. КОМИССИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОЛОСОВАНИЯ
                          ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

     Статья 20. Участки по проведению голосования по отзыву
                депутата

     1. Для  проведения  голосования  по  отзыву  депутата  и подсчета
голосов участников  голосования  в  семидневный  срок  после  принятия
решения избирательной комиссии муниципального образования о назначении
голосования по отзыву образуются участки по проведению голосования  по
отзыву депутата (далее - участки голосования).
     2. Участки  голосования  образуются  в  порядке,  предусмотренном
федеральным  законодательством и законодательством субъекта Российской
Федерации для образования избирательных участков при выборах депутатов
представительного органа местного самоуправления.

     Статья 21. Списки участников голосования по отзыву депутата

     1. В целях реализации прав граждан -  участников  голосования  по
отзыву депутата,  их ознакомления с данными о себе, а также проведения
голосования участковые комиссии по проведению  голосования  по  отзыву
депутата  не  позднее  чем  за 15 дней до дня голосования составляют и
представляют для всеобщего ознакомления  и  дополнительного  уточнения
списки участников голосования по отзыву депутата.
     2. Составление  списков участников голосования,  их представление
для всеобщего ознакомления, внесение уточнений в списки и рассмотрение
заявлений граждан о невключении в список либо об ошибке или неточности
в  списке  осуществляются  в  порядке,   предусмотренном   федеральным
законодательством  и  законодательством  субъекта Российской Федерации
для списков избирателей при выборах депутатов представительного органа
местного самоуправления.

     Статья 22. Система и статус комиссий по проведению голосования
                по отзыву депутата

     1. Подготовку  и  проведение  голосования  по   отзыву   депутата
организуют:
     избирательная комиссия  муниципального  образования,  действующая
после   назначения   голосования   по  отзыву  депутата  как  комиссия
муниципального  образования  по  проведению  голосования   по   отзыву
депутата;
     окружная избирательная комиссия  данного  избирательного  округа,
создаваемая  в  соответствии  с  законодательством субъекта Российской
Федерации  на  срок  полномочий  представительного   органа   местного
самоуправления  и  действующая  после назначения голосования по отзыву
депутата в качестве окружной комиссии  по  проведению  голосования  по
отзыву депутата (далее - окружная комиссия);
     участковые избирательные комиссии,  действующие в соответствующий
период  в  качестве  участковых  комиссий по проведению голосования по
отзыву депутата (далее - участковые комиссии).
     2. В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации
не  предусмотрено  образование окружной избирательной комиссии на срок
полномочий представительного органа местного самоуправления,  окружная
комиссия по проведению голосования по отзыву депутата не образуется, а
ее   функции   выполняет   избирательная    комиссия    муниципального
образования.
     3. Участковые комиссии формируются не  позднее  трех  дней  после
образования  участков  голосования.  Участковые  комиссии образуются в
составе  и  порядке,  определенных  законодательством  для  участковых
избирательных  комиссий  по  выборам в представительный орган местного
самоуправления.
     4. Члены  комиссий по проведению голосования по отзыву депутата с
правом  решающего  голоса  имеют   статус,   равный   статусу   членов
соответствующих  избирательных  комиссий  с  правом  решающего голоса,
определенный законодательством для избирательных комиссий по выборам в
представительный орган местного самоуправления.
     5. Депутат,  в отношении которого  возбужден  вопрос  об  отзыве,
инициативная    группа,    политическое    общественное   объединение,
возбудившие вопрос  об  отзыве  депутата,  могут  назначить  в  состав
избирательной   комиссии   муниципального   образования,   окружной  и
участковых  комиссий  по  одному  члену   этих   комиссий   с   правом
совещательного голоса.
     Члены комиссий  с  правом  совещательного   голоса   могут   быть
назначены  на  период  со  дня,  следующего  за  днем принятия решения
избирательной  комиссии  муниципального   образования   о   назначении
голосования  по  отзыву депутата,  и до дня официального опубликования
результатов голосования.
     Члены комиссий  с  правом  совещательного  голоса  имеют  статус,
равный статусу членов соответствующих избирательных комиссий с  правом
совещательного     голоса,    определенный    законодательством    для
избирательных комиссий по выборам в  представительный  орган  местного
самоуправления.
     6. При подготовке и проведении  голосования  по  отзыву  депутата
комиссии  руководствуются  своим  статусом,  полномочиями  и  порядком
деятельности, определенными Федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" и законом субъекта Российской Федерации о выборах депутатов
представительного органа местного самоуправления.

              Глава VI. ГАРАНТИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КАМПАНИИ
                          ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

     Статья 23. Равенство участников кампании по отзыву депутата

     Все участники   кампании  по  отзыву  депутата  обладают  равными
правами  и  несут  равные   обязанности,   за   исключением   случаев,
установленных настоящим Законом.

     Статья 24. Гарантии для депутата

     1. Со  дня,  следующего  за днем принятия избирательной комиссией
муниципального образования  решения  о  разрешении  сбора  подписей  в
поддержку  назначения  голосования  по  отзыву,  депутат вправе давать
разъяснения избирателям непосредственно или  через  средства  массовой
информации  по поводу тех обстоятельств,  которые стали основанием для
возбуждения вопроса об отзыве.
     2. В  случае,  если  депутат  осуществляет  свои  полномочия  без
освобождения  с   места   основной   работы,   службы,   администрация
предприятия,   учреждения,   организации,   командир  воинской  части,
руководитель  органа  внутренних  дел,  в  которых  работает,   служит
депутат,  обязаны  по  его  заявлению,  рапорту  предоставить депутату
неоплачиваемый отпуск в период со дня,  следующего  за  днем  принятия
решения избирательной комиссии муниципального образования о назначении
дня  голосования  по  отзыву   депутата,   и   до   дня   официального
опубликования общих итогов голосования в любой день и на любое время в
течение этого срока.
     3. Депутат, в отношении которого возбуждается вопрос о проведении
голосования  по  отзыву,  со  дня,   следующего   за   днем   принятия
избирательной   комиссией   муниципального   образования   решения   о
назначении дня голосования  по  отзыву,  может  назначить  до  __  (5)
доверенных    лиц.    Регистрация    доверенных   лиц   осуществляется
избирательной комиссией муниципального образования незамедлительно  на
основании письменного заявления депутата и заявления самого гражданина
о согласии быть доверенным лицом.
     4. Доверенные    лица    получают   от   избирательной   комиссии
муниципального  образования  удостоверения   и   вправе   осуществлять
агитационную и иную законную деятельность,  способствующую голосованию
граждан против  отзыва  депутата,  представлять  интересы  депутата  в
отношениях    с    государственными    органами,   органами   местного
самоуправления,     политическими     общественными     объединениями,
избирательными   комиссиями,   их   должностными  лицами,  а  также  с
гражданами.
     5. Доверенные   лица   должны   обладать   правом  на  участие  в
голосовании по отзыву депутата.
     Доверенными лицами   не   могут  быть  должностные  лица  органов
государственной власти и местного самоуправления,  командиры  воинских
частей,  а также члены избирательных комиссий и комиссий по проведению
голосования по отзыву.
     6. В  период  со  дня,  следующего за днем принятия избирательной
комиссией  муниципального  образования  решения   о   назначении   дня
голосования  по  отзыву,  и  до  дня  официального опубликования общих
итогов  голосования  администрация  (работодатель)  обязана   (обязан)
предоставлять  доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск на
любой срок.  Депутат вправе в любое  время  отозвать  доверенных  лиц,
уведомив  об  этом  избирательную комиссию муниципального образования,
которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения.

     Статья 25. Гарантии для инициативной группы, политического
                общественного объединения

     1. При  наличии  регистрационного   свидетельства   избирательной
комиссии  муниципального образования о регистрации инициативной группы
члены группы  получают  от  указанной  комиссии  удостоверения  членов
инициативной   группы.   С   этого  момента  они  вправе  осуществлять
разъяснительную и иную  законную  деятельность,  связанную  со  сбором
подписей  в  поддержку  назначения  голосования по отзыву депутата,  а
также с агитацией за отзыв депутата в случае назначения голосования по
отзыву.
     Администрация (работодатель)   обязана   (обязан)   предоставлять
членам  инициативной  группы по их просьбе,  подтвержденной письменным
обращением   уполномоченного   представителя   инициативной    группы,
неоплачиваемый  отпуск  на  любой срок в период со дня,  следующего за
днем  принятия  комиссией   муниципального   образования   решения   о
назначении  голосования  по  отзыву  депутата,  и  до дня официального
опубликования общих итогов голосования.
     2. Политическое  общественное  объединение вправе определить круг
лиц,  которым  поручается   от   имени   политического   общественного
объединения разъяснительная и иная законная деятельность, связанная со
сбором подписей в поддержку назначения голосования по отзыву депутата,
а  также с агитацией за отзыв депутата в случае назначения голосования
по отзыву.
     Администрация (работодатель)   обязана   (обязан)   предоставлять
указанным лицам по их просьбе,  подтвержденной  письменным  обращением
уполномоченного представителя политического общественного объединения,
неоплачиваемый отпуск на любой срок в период  со  дня,  следующего  за
днем   принятия  избирательной  комиссией  муниципального  образования
решения  о  назначении  голосования  по  отзыву  депутата,  и  до  дня
официального опубликования общих итогов голосования.

                 Глава VII. АГИТАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ
                 В ПЕРИОД КАМПАНИИ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

     Статья 26. Право на агитацию

     1. Депутат  имеет  право  на свободную агитацию за сохранение его
мандата и голосование граждан  против  отзыва  в  допускаемых  законом
формах и законными методами.
     2. Инициативная  группа,  политическое  общественное  объединение
имеет  право  свободной  агитации  за  голосование  граждан  за  отзыв
депутата в допускаемых законом формах и законными методами.
     3. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе
вести агитацию за участие в голосовании по отзыву, за отзыв или против
отзыва депутата в допускаемых законом формах и законными методами.
     4. Агитация при проведении кампании по отзыву депутата начинается
со  дня  принятия  избирательной  комиссией муниципального образования
решения о назначении голосования по отзыву и прекращается в ноль часов
за сутки до дня голосования.
     5. В  период  кампании  по  отзыву депутата действуют все условия
ведения  агитации,  установленные  Федеральным  законом  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской  Федерации"  и  законом  субъекта  Российской  Федерации  о
выборах депутатов представительного органа местного самоуправления.

     Статья 27. Финансирование

     1. Финансирование     деятельности     избирательной     комиссии
муниципального  образования,  окружной комиссии и участковых комиссий,
связанной с возбуждением вопроса об отзыве и  проведением  голосования
по отзыву депутата, осуществляется за счет средств местного бюджета.
     2. Финансирование  мероприятий,  проводимых  в агитационных целях
инициативной  группой,  политическим   общественным   объединением   и
депутатом, не может осуществляться за счет средств местного бюджета.
     3. Инициативная  группа,  политическое  общественное объединение,
возбудившие вопрос об отзыве,  обязаны создавать собственные фонды для
финансирования  кампании  по отзыву после их регистрации избирательной
комиссией муниципального образования,  депутат - после назначения даты
голосования  по  отзыву.  Создание  фондов,  определение  источников и
предельных  размеров  их  средств,  порядок  распоряжения  средствами,
контроль   и   отчетность   в   части   использования  средств  фондов
осуществляются в порядке,  предусмотренном  для  избирательного  фонда
кандидата  в  депутаты  Федеральным  законом  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" и законом субъекта Российской Федерации о выборах депутатов
представительного органа местного самоуправления.

              Глава VIII. ГОЛОСОВАНИЕ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА

     Статья 28. Помещение для голосования

     1. Голосование по отзыву проводится в помещении,  предоставляемом
участковой комиссии.
     2. Помещение  предоставляется  и  оборудуется  в  соответствии  с
правилами,  установленными для помещений для  голосования  на  выборах
Федеральным   законом  Российской  Федерации  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" и законом субъекта Российской Федерации о выборах депутатов
представительного органа местного самоуправления.

     Статья 29. Бюллетень для голосования по отзыву депутата

     1. Для   участия   в  голосовании  по  отзыву  депутата  участник
голосования получает бюллетень для голосования по отзыву депутата.
     2. Избирательная  комиссия  муниципального образования не позднее
чем за 25 дней  до  дня  голосования  определяет  общие  требования  и
порядок изготовления бюллетеней для голосования по отзыву депутата,  а
также  осуществляет  общий  контроль  на  всех  стадиях   изготовления
бюллетеней и их передачи в соответствующие комиссии.
     3. Форма и текст бюллетеня для  голосования  по  отзыву  депутата
утверждаются  окружной  комиссией  не  позднее  чем  за 20 дней до дня
голосования.  Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его
стороне.
     4. В верхней части бюллетеня для голосования помещается  текст  с
указанием основания   (оснований)   отзыва   депутата  и  статей  7-10
настоящего Закона соответственно.
     Далее в   бюллетене   для   голосования   помещается   отдельными
горизонтальными строками следующий текст:

     "За отзыв депутата _________________________________".
                        (фамилия, имя, отчество депутата)

     "Против отзыва депутата _________________________________".
                             (фамилия, имя, отчество депутата)

     Против каждой строки помещаются пустые квадраты.
     Внизу бюллетеня помещается разъяснение для участников голосования
следующего содержания: "Если Вы голосуете за отзыв депутата, поставьте
какой-либо  знак  в верхнем квадрате;  если Вы голосуете против отзыва
депутата,  поставьте какой-либо знак в нижнем  квадрате.  Если  Вы  не
поставите  знака  ни в одном из квадратов либо поставите знаки в обоих
квадратах, Ваш бюллетень будет признан недействительным".
     5. Бюллетени для голосования изготовляются по распоряжению и  под
наблюдением   избирательной  комиссии  муниципального  образования  не
позднее чем за 15 дней  до  дня  голосования  и  являются  документами
строгой  отчетности.  Число  бюллетеней,  изготовляемых для проведения
голосования по отзыву,  не должно более чем на  3  процента  превышать
число зарегистрированных участников голосования.
     6. После   выбраковки   бюллетеней   для  голосования  по  отзыву
типография  передает  их  по  акту   членам   избирательной   комиссии
муниципального  образования.  После  передачи бюллетеней в количестве,
соответствующем заказу,  работники  типографии  в  присутствии  членов
избирательной  комиссии  муниципального  образования,  доверенных  лиц
депутата,  членов инициативной группы,  уполномоченного  представителя
политического общественного объединения,  возбудивших вопрос об отзыве
депутата,  уничтожают  отбракованные  и  лишние   бюллетени,   о   чем
составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
     7. Избирательная комиссия муниципального образования,  получившая
бюллетени для  голосования  из  типографии,  передает  их  по  акту  в
окружную  комиссию,  которая  передает  бюллетени  в  таком же порядке
непосредственно участковым комиссиям.
     Передача бюллетеней   для   голосования   в   окружную   комиссию
осуществляется не позднее чем за 10 дней, а в участковые комиссии - не
позднее чем за 4 дня до дня голосования.
     Число бюллетеней,  передаваемых   по   акту   каждой   участковой
комиссии,  определяется окружной комиссией. При этом число бюллетеней,
передаваемых участковой комиссии,  не может более чем на 0,5  процента
превышать   число  участников  голосования,  включенных  в  списки  по
соответствующему участку для голосования на день передачи бюллетеней.
     8. На  лицевой  стороне  бюллетеня в правом верхнем углу ставятся
подписи двух членов участковой комиссии,  которые  заверяются  печатью
участковой комиссии.
     9. В исключительных случаях на участках по проведению голосования
по отзыву,  образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, на
судах,  находящихся  в  день  голосования  в  плавании,  и на полярных
станциях,  при наличии технических  средств  допускается  изготовление
бюллетеней  и  другой документации по проведению голосования по отзыву
непосредственно  участковой   комиссией.   Решение   об   изготовлении
бюллетеней  и  другой  документации  с  указанием  необходимого тиража
принимается участковой комиссией по согласованию с окружной комиссией.
     10. При решении вопросов, связанных с содержанием и изготовлением
бюллетеней  для  голосования  по отзыву и не урегулированных настоящим
Законом,  применяются  требования  Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" и закона субъекта Российской Федерации о выборах
депутатов представительного органа местного самоуправления.

     Статья 30. Порядок голосования

     1. Голосование  по  отзыву  депутата  проводится  в   календарный
выходной день.  Голосование проводится с восьми до двадцати двух часов
по местному времени.
     2. О  времени  и  месте  голосования  участковые комиссии обязаны
оповестить участников голосования не позднее чем  за  5  дней  до  дня
голосования через средства массовой информации или иным способом.
     3. Каждый участник голосования  голосует  лично,  голосование  за
других участников голосования не допускается.
     4. Бюллетени  для  голосования  по   отзыву   депутата   выдаются
участникам голосования, включенным в списки участников голосования, по
предъявлении паспорта или заменяющего его документа.
     5. Выдача открепительных удостоверений при проведении голосования
по  отзыву не проводится.  Порядок досрочного голосования определяется
статьей 32 настоящего Закона.
     6. При  получении  бюллетеня  для  голосования по отзыву участник
голосования проставляет в списке участников голосования серию и  номер
своего  паспорта  или заменяющего его документа.  С согласия участника
голосования либо по  его  просьбе  серия  и  номер  предъявляемого  им
паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список
членом  участковой  комиссии  с  правом  решающего  голоса.   Участник
голосования    проверяет    правильность    произведенной   записи   и
расписывается.
     7. Голосование  проводится путем нанесения участником голосования
в бюллетене для голосования любого  знака  в  квадрат,  относящийся  к
выбору варианта решения.
     8. Бюллетень  для  голосования  по  отзыву  депутата  заполняется
участником   голосования   в  специально  оборудованной  кабине,  ином
специально оборудованном месте,  где не допускается присутствие других
лиц.
     9. Заполненные бюллетени для голосования  опускаются  участниками
голосования в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.
     10. При решении других вопросов, связанных с порядком голосования
и   не   урегулированных  настоящим  Законом,  применяются  требования
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на  участие  в  референдуме  граждан  Российской  Федерации"  и закона
субъекта Российской Федерации о  выборах  депутатов  представительного
органа местного самоуправления.

     Статья 31. Наблюдатели

     1. Депутат,  в отношении которого  возбужден  вопрос  об  отзыве,
инициативная    группа,    политическое    общественное   объединение,
возбудившие вопрос об отзыве депутата,  могут назначить наблюдателей в
избирательную   комиссию   муниципального   образования,   окружную  и
участковые комиссии.
     2. Наблюдатель   уполномочен   вести  наблюдение  за  проведением
голосования,  подсчетом голосов и иной  деятельностью  соответствующей
комиссии  в  период  проведения голосования и установления его итогов,
включая  действия  по  проверке  правильности  установления  итогов  и
результатов голосования.
     3. Наблюдатели  действуют  с  соблюдением  правил,  установленных
федеральным  законодательством и законодательством субъекта Российской
Федерации для  наблюдателей  на  выборах  депутатов  представительного
органа местного самоуправления.

     Статья 32. Досрочное голосование и голосование вне помещения
                для голосования

     1. Участнику  голосования,  который  в  день  голосования   будет
отсутствовать  по  месту  жительства  и  не сможет прийти в участковую
комиссию на участке  голосования,  на  котором  он  включен  в  список
участников   голосования,   должна   быть   предоставлена  возможность
проголосовать досрочно.
     2. Избирательная   комиссия   муниципального  образования  вправе
принять решение о разрешении проведения досрочного голосования,  но не
ранее  чем  за  10 дней до дня голосования,  на одном и более участках
голосования в  отдаленных  и  труднодоступных  местностях,  на  судах,
находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
     3. Участковая  комиссия  обязана обеспечить возможность участия в
голосовании  участникам  голосования,   которые   внесены   в   списки
участников  голосования  на  данном  участке  голосования  и  не могут
самостоятельно  по  уважительным  причинам  (по  состоянию   здоровья,
инвалидности и другим причинам) прибыть в помещение для голосования.
     4. Досрочное  голосование и голосование вне помещения участка для
голосования  проводятся   по   правилам   досрочного   голосования   и
голосования  вне  помещения  при  выборах  депутатов представительного
органа местного самоуправления,  предусмотренным  Федеральным  законом
"Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие в
референдуме  граждан  Российской   Федерации"   и   законом   субъекта
Российской  Федерации  о  выборах  депутатов  представительного органа
местного самоуправления. При этом досрочное голосование обеспечивается
в срок за 10 - 4 дня до дня голосования в помещении окружной комиссии,
не ранее чем за 3 дня до дня  голосования  -  в  помещении  участковой
комиссии.

     Статья 33. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

     1. Участковая  комиссия составляет протокол об итогах голосования
на соответствующем участке голосования.
     2. Протокол  об  итогах  голосования  составляется  с  включением
данных и в порядке,  предусмотренных Федеральным законом "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской  Федерации"  и  законом  субъекта  Российской  Федерации  о
выборах депутатов представительного органа местного самоуправления для
протокола участковой избирательной комиссии об итогах  голосования  по
выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
     В протокол  об  итогах голосования должна быть включена строка об
основании (основаниях) отзыва депутата.
     3. Избирательная    комиссия   муниципального   образования   при
необходимости принимает решение о данных,  включаемых  в  протокол  об
итогах голосования, и порядке его составления.

     Статья 34. Подсчет голосов участников голосования на участке
                для голосования

     1. Подсчет голосов  участников  голосования  по  отзыву  депутата
осуществляется  открыто  и гласно членами участковой комиссии с правом
решающего голоса.
     2. Подсчет  голосов участников голосования начинается сразу после
окончания  времени  голосования   и   проводится   без   перерыва   до
установления  итогов  голосования,  о которых должны быть извещены все
члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
     3. При    подсчете    голосов    участковой    комиссией   вправе
присутствовать наблюдатели,  а также члены  окружной  комиссии,  члены
вышестоящих избирательных комиссий, депутат или его доверенные лица, а
также члены или уполномоченный представитель той инициативной  группы,
уполномоченный    представитель   политического   того   общественного
объединения,  которые  возбудили  вопрос  об  отзыве   депутата.   Для
присутствия  на  заседании указанным лицам не требуется дополнительное
разрешение.  При  подсчете   голосов   также   вправе   присутствовать
представители средств массовой информации.
     4. Подсчет голосов и составление протокола об итогах  голосования
производятся   в  порядке,  предусмотренном  Федеральным  законом  "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан  Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации
о выборах депутатов представительного органа  местного  самоуправления
для  подсчета  голосов  избирателей  и составления протокола об итогах
голосования  участковыми   избирательными   комиссиями   при   выборах
депутатов представительного органа местного самоуправления.
     5. Первый  экземпляр  протокола  участковой  комиссии  об  итогах
голосования  после  подписания  его  всеми   присутствующими   членами
участковой   комиссии   с   правом  решающего  голоса  незамедлительно
направляется в окружную комиссию и возврату в участковую  комиссию  не
подлежит.
     К первому экземпляру протокола об итогах голосования  приобщаются
особые  мнения  членов  участковой комиссии с правом решающего голоса,
поступившие в комиссию жалобы  (заявления)  на  нарушения  федеральных
законов,  законов субъекта Российской Федерации,  настоящего Закона, а
также принятые по указанным жалобам (заявлениям)  решения  комиссии  и
составленные  участковой  комиссией  акты.  Заверенные копии указанных
документов  и  решений  участковой  комиссии  приобщаются  ко  второму
экземпляру протокола.
     6. Второй   экземпляр   протокола   вместе   с    предусмотренной
законодательством документацией, связанной с подготовкой и проведением
голосования,  в том числе бюллетени для голосования по отзыву, а также
печать  участковой  комиссии хранятся секретарем участковой комиссии в
опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
     7. Третий  экземпляр  протокола  (его  копия)  вывешивается   для
всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.
     8. Использование технических средств подсчета голосов допускается
в случаях и порядке,  предусмотренных Федеральным законом "Об основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской  Федерации"  и  законом  субъекта  Российской  Федерации  о
выборах депутатов представительного органа местного самоуправления для
подсчета  голосов  при  выборах  депутатов  представительного   органа
местного самоуправления.

     Статья 35. Обработка итогов голосования в окружной комиссии и
                в избирательной комиссии муниципального образования

     1. Получив  первые  экземпляры  протоколов  об итогах голосования
участковых   комиссий   окружная   комиссия   определяет    результаты
голосования по отзыву депутата в округе.
     2. На  основании  протоколов  об  итогах  голосования  участковых
комиссий    окружная    комиссия,   после   предварительной   проверки
правильности их составления  путем  суммирования  содержащихся  в  них
данных,  не  позднее чем через 1 день со дня голосования устанавливает
итоги  голосования  на   территории   округа.   Суммирование   данных,
содержащихся    в    протоколах    участковых   комиссий,   производят
непосредственно члены окружной комиссии с правом решающего голоса.  По
итогам  голосования  окружная комиссия составляет протокол,  в который
заносятся данные о числе участковых комиссий на территории  округа,  о
числе поступивших протоколов участковых комиссий, на основании которых
составляется протокол об итогах голосования,  а также суммарные данные
по позициям протоколов участковых комиссий.
     3. К  первому  экземпляру   протокола   об   итогах   голосования
приобщаются  особые мнения членов окружной комиссии с правом решающего
голоса,  поступившие  в  комиссию  жалобы  (заявления)  на   нарушения
федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, настоящего
Закона,  а также принятые по указанным  жалобам  (заявлениям)  решения
комиссии  и  составленные  окружной  комиссией акты.  Заверенные копии
указанных  документов  и  решений  окружной  комиссии  приобщаются  ко
второму экземпляру протокола.
     4. Окружная комиссия подсчитывает голоса и составляет протокол об
итогах голосования в порядке,  предусмотренном Федеральным законом "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан  Российской Федерации" и законом субъекта Российской Федерации
о выборах депутатов представительного органа  местного  самоуправления
для  подсчета  голосов  избирателей  и составления протокола об итогах
голосования окружными избирательными комиссиями при выборах  депутатов
представительного органа местного самоуправления.
     5. Первый   экземпляр   протокола  окружной  комиссии  после  его
подписания вместе с  первым  экземпляром  сводной  таблицы  об  итогах
голосования,  а  также  с первым экземпляром акта о получении окружной
комиссией  от  избирательной   комиссии   муниципального   образования
бюллетеней  для  голосования  и  вторыми экземплярами актов о передаче
бюллетеней окружной комиссией участковым комиссиям  в  соответствии  с
пунктом  7  статьи 29 настоящего Закона незамедлительно направляется в
избирательную комиссию муниципального образования.
     6. Второй  экземпляр  протокола  вместе  со  вторым   экземпляром
сводной таблицы об итогах голосования и списком членов данной комиссии
с  правом  совещательного  голоса,   списками   наблюдателей,   членов
вышестоящих  избирательных комиссий,  депутата или его доверенных лиц,
члена   или   уполномоченного   представителя   инициативной   группы,
уполномоченного представителя политического общественного объединения,
возбудивших  вопрос   об   отзыве   депутата,   присутствовавших   при
установлении  итогов  голосования  и составлении протокола,  а также с
другой документацией,  предусмотренной федеральным законодательством и
законодательством  субъекта Российской Федерации,  хранится секретарем
указанной комиссии в охраняемом помещении.
     7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной  таблицы
об  итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий
членам  окружной  комиссии,  составившей  протокол,  членам   окружной
комиссии с правом совещательного голоса,  наблюдателям, представителям
средств массовой информации, депутату и иным лицам, указанным в пункте
6 настоящей статьи.
     8. В  случае,  если  после   подписания   протокола   об   итогах
голосования   и   (или)   сводной  таблицы  и  направления  их  первых
экземпляров  в  избирательную  комиссию   муниципального   образования
окружная  комиссия  выявит  в  них  неточность (описку,  опечатку либо
ошибку в сложении данных протоколов участковых комиссий),  она  вправе
на  своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол
и (или) сводную таблицу.  О принятом решении комиссия  в  обязательном
порядке  информирует  своих  членов  с  правом  совещательного голоса,
наблюдателей и других  лиц,  присутствовавших  при  составлении  ранее
утвержденного  протокола,  а  также  представителей  средств  массовой
информации.  В этом случае окружная комиссия  составляет  протокол  об
итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный
протокол  незамедлительно  направляется   в   избирательную   комиссию
муниципального образования.
     9. При выявлении ошибок,  несоответствий в протоколах  об  итогах
голосования  и  (или)  сводных  таблицах  об  итогах  голосования  или
возникновении сомнений в правильности составления протоколов  и  (или)
сводных   таблиц,  поступивших  из  окружной  комиссии,  избирательная
комиссия  муниципального  образования   вправе   принять   решение   о
проведении повторного подсчета голосов участковой комиссией,  окружной
комиссией  либо  о  самостоятельном  проведении  повторного   подсчета
голосов  участников голосования на соответствующем участке голосования
по  отзыву,  в  округе.  Повторный  подсчет   голосов   проводится   в
присутствии   члена  (членов)  избирательной  комиссии  муниципального
образования с правом решающего голоса участковой  комиссией,  окружной
комиссией  или  избирательной  комиссией  муниципального  образования.
Избирательная  комиссия  муниципального  образования,   осуществляющая
проведение  повторного  подсчета  голосов  участников  голосования  по
отзыву, извещает об этом членов участковой комиссии, окружной комиссии
с  правом  совещательного голоса,  наблюдателей,  депутата и иных лиц,
указанных в пункте 6 настоящей статьи,  которые вправе  присутствовать
при  проведении  повторного подсчета голосов участников голосования по
отзыву.  По итогам повторного подсчета голосов участников  голосования
избирательная  комиссия муниципального образования составляет протокол
об итогах голосования,  на котором делается отметка "Повторный подсчет
голосов".

     Статья 36. Результаты голосования по отзыву

     1. Голосование признается окружной комиссией несостоявшимся, если
число участников голосования по отзыву  в  округе  было  меньше  числа
избирателей,   участие  которых  требовалось  при  проведении  выборов
депутатов для признания выборов состоявшимися.
     В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации не
установлена минимальная  численность  избирателей,  при  явке  которых
выборы  считаются  состоявшимися,  голосование  по  отзыву  признается
несостоявшимся,  если в нем приняло участие меньшее число граждан, чем
при проведении выборов данного депутата.
     Если голосование  признано  окружной  комиссией   несостоявшимся,
повторное голосование не проводится.
     2. Окружная     комиссия     признает      итоги      голосования
недействительными:
     а) в случае,  если  допущенные  при  проведении  голосования  или
установлении    итогов    голосования   нарушения   не   позволяют   с
достоверностью   установить   результаты   волеизъявления   участников
голосования;
     б) в случае,  если  число  участков  голосования  по  отзыву,  на
которых  голосование  признано  недействительным,  составляет не менее
одной четверти от их общего количества;
     в) по решению суда.
     При признании голосования  по  отзыву  депутата  недействительным
проводится повторное голосование в порядке и сроки,  установленные для
повторных  выборов   депутатов   представительного   органа   местного
самоуправления.
     3. Депутат считается отозванным,  если за его отзыв подано  более
половины  числа голосов участников голосования и при условии,  что это
число не  меньше  числа  голосов  избирателей,  поданных  за  избрание
депутата.
     Число граждан,  принявших  участие  в  голосовании   по   отзыву,
определяется   по  тем  же  правилам,  что  и  при  выборах  депутатов
представительного органа местного самоуправления.

     Статья 37. Установление и опубликование общих итогов и
                результатов голосования по отзыву депутата

     1. Избирательная комиссия муниципального образования обрабатывает
протокол окружной комиссии в соответствии  со  статьей  35  настоящего
Закона,  в  случае  необходимости  проверяет соблюдение законности при
проведении голосования по отзыву и достоверность  фактических  данных,
устанавливает  и  оформляет  своим протоколом общие итоги и результаты
голосования по отзыву депутата.
     2. Об  итогах  и  результатах  голосования избирательная комиссия
муниципального образования в трехдневный срок  извещает  в  письменной
форме   представительный   орган  местного  самоуправления,  депутата,
уполномоченного  представителя  инициативной   группы,   политического
общественного объединения, возбудивших вопрос об отзыве депутата.
     3. Избирательная    комиссия    муниципального    образования   в
семидневный срок со дня установления итогов и результатов  голосования
официально   публикует   в   средствах  массовой  информации  итоги  и
результаты голосования по отзыву  с  указанием  оснований  возбуждения
вопроса    об    отзыве,    даты    проведения    голосования,   числа
зарегистрированных граждан,  имевших право на участие  в  голосовании,
фактического   числа   участников   голосования,  количества  голосов,
поданных за и против отзыва, общего результата голосования.

     Статья 38. Прекращение полномочий депутата

     Полномочия депутата прекращаются с ноля часов дня,  следующего за
днем установления избирательной комиссией  муниципального  образования
итогов  и  результатов  голосования,  если комиссией установлено,  что
необходимым количеством голосов депутат отозван.

              Глава IX. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,
         СВЯЗАННЫХ С ГОЛОСОВАНИЕМ ПО ОТЗЫВУ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
         ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ ГРАЖДАН НА УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ
                       И ГОЛОСОВАНИИ ПО ОТЗЫВУ

     Статья 39. Обжалование решений и действий (бездействия),
                связанных с голосованием по отзыву

     1. В соответствии с Федеральным законом  "Об  основных  гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" районный суд может отменить решение избирательной  комиссии
муниципального  образования  об  итогах  и  результатах голосования по
отзыву  в  соответствующем  избирательном  округе   в   случае,   если
допущенные  в  ходе  подготовки  и  проведения  голосования  нарушения
настоящего   Закона,   а   также   избирательного    законодательства,
применявшегося  к  процедуре  отзыва,  не  позволяют  с достоверностью
определить результаты волеизъявления участников голосования.
     2. Решения  и  действия  (бездействие)  органов   государственной
власти,  органов  местного самоуправления,  общественных объединений и
должностных  лиц,   а   также   решения   и   действия   (бездействие)
избирательной   комиссии   муниципального   образования,   окружной  и
участковых комиссий по проведению голосования по отзыву депутата и  их
должностных лиц,  нарушающие право граждан на участие в голосовании по
отзыву депутата, в установленном порядке могут быть обжалованы в суд.
     3. Решения  и  действия  (бездействие)  окружной   и   участковых
комиссий по проведению голосования по отзыву депутата и их должностных
лиц,  нарушающие право граждан на  участие  в  голосовании  по  отзыву
депутата,  могут быть обжалованы соответственно в вышестоящую комиссию
по проведению голосования по отзыву депутата,  избирательную  комиссию
муниципального   образования,   а  решения  и  действия  (бездействие)
избирательной комиссии муниципального образования  -  в  избирательную
комиссию субъекта Российской Федерации, которые вправе принять решение
по существу жалобы, обязательное для исполнения.

     Статья 40. Ответственность за нарушение прав граждан на
                участие в мероприятиях и голосовании по отзыву

     Лица, препятствующие осуществлению  прав  граждан  на  участие  в
мероприятиях и голосовании по отзыву,  несут такую же ответственность,
как и за нарушение избирательных прав граждан.

                  Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.