О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 15.12.98 90

          О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМА ГРАЖДАН
              В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          15 декабря 1998 г.
                                 N 90

                                (НЦПИ)


     В целях обеспечения надлежащей организации работы по рассмотрению
и разрешению заявлений,  жалоб и иных обращений (далее  -  обращения),
совершенствования    деятельности    органов   прокуратуры   на   этом
направлении,  руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации", приказываю:
     1. Заместителям  Генерального  прокурора  Российской   Федерации,
начальникам  управлений  и  отделов Генеральной прокуратуры Российской
Федерации,  прокурорам субъектов Российской Федерации,  приравненным к
ним   военным   прокурорам   и   прокурорам   иных  специализированных
прокуратур,  начальникам структурных  подразделений  этих  прокуратур,
прокурорам городов и районов организовать работу таким образом,  чтобы
каждое обращение получило своевременное,  объективное и  окончательное
разрешение в той прокуратуре,  к компетенции которой относится решение
вопроса.
     Работу по  рассмотрению  обращений подчинить решению задач защиты
прав  и  свобод  человека,  укрепления  законности   и   правопорядка.
Принимать исчерпывающие меры к удовлетворению обоснованных обращений и
пресечению нарушений законов,  используя в  полном  объеме  полномочия
прокурора,  предусмотренные ст.  27 Федерального закона "О прокуратуре
Российской Федерации".
     2. Во  всех  прокуратурах  обеспечить  соблюдение  установленного
порядка  приема,  регистрации  и  прохождения  устных   и   письменных
обращений,  полученных на личном приеме, по почте, факсимильной связи,
телеграфу или иным путем,  контроль за своевременным и  правильным  их
разрешением.  При  этом каждый довод,  изложенный в обращении,  должен
быть объективно проверен и заявителю направлен юридически грамотный  и
мотивированный ответ.
     Руководителям прокуратур,  начальникам   управлений   и   отделов
определять порядок проверки обращений, обеспечивающий наиболее полное,
оперативное  и  квалифицированное  рассмотрение  поставленных  в   них
вопросов.
     Устные обращения граждан регистрировать в книге  личного  приема,
там же отражать содержание ответа,  если он давался в устной форме. По
требованию гражданина ему должен быть направлен письменный ответ.
     При установлении  фактов  недобросовестного  отношения к работе с
обращениями,  их  необоснованного   по   этим   причинам   отклонения,
ненадлежащего   исполнения  поручений  вышестоящих  прокуратур  решать
вопрос об ответственности допустивших нарушения работников.
     Ответственность за   организацию   работы   с  обращениями  несут
руководители прокуратур,  управлений и отделов Генеральной прокуратуры
и  прокуратур  субъектов  Российской  Федерации,  приравненных  к  ним
военных и других специализированных прокуратур.
     3. В  органах  прокуратуры разрешать обращения граждан Российской
Федерации,  иностранцев  и  лиц  без  гражданства,   руководителей   и
должностных  лиц  государственных,  иных  предприятий  и  организаций,
депутатов,  содержащие сведения о нарушениях законов,  прав  и  свобод
человека  и  гражданина,  проверять сообщения об этом средств массовой
информации.
     Жалобы на  действия следователей,  органов дознания,  прокуроров,
связанные с  расследованием  уголовных  дел,  а  также  на  приговоры,
решения,  определения  и  постановления  судов проверять в порядке и в
пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством.
     Обращения, не связанные  с  вопросами  исполнения  или  нарушения
законов,  разрешению  в органах прокуратуры не подлежат.  Обращения по
вопросам,  подведомственным суду,  могут разрешаться при необходимости
защиты   общественного  (неперсонифицированного)  интереса  либо  прав
наименее социально защищенных лиц.
     4. Обращения,  не подлежащие разрешению в органах прокуратуры,  в
пятидневный срок,  а обращения депутатов Государственной Думы и членов
Совета   Федерации   Федерального   Собрания  Российской  Федерации  в
трехдневный срок с момента поступления направлять  по  принадлежности,
извещая   об   этом   заявителей,  или  разъяснять  им,  куда  следует
обратиться.
     Обращения передавать  из  одного  подразделения   в   другое   по
договоренности   их   руководителей  с  обязательной  регистрацией  на
картотеке либо с использованием иных форм учета.
     Обращения, разрешение  которых  не  входит  в  компетенцию данной
прокуратуры,   подлежат   пересылке   соответствующему   прокурору   с
уведомлением об этом заявителей.  При пересылке обращений вышестоящему
прокурору прилагать  к  ним  имеющиеся  по  этому  вопросу  материалы,
необходимые для их разрешения.
     5. Запретить направление  обращений  в  прокуратуры,  не  имеющие
полномочий  на  их  разрешение,  или  в  те прокуратуры,  руководители
которых принимали решения по поставленным в обращениях  вопросам.  При
необходимости  давать  им  поручения  с  указанием подлежащих проверке
конкретных  обстоятельств  и  сроков  исполнения.  К   информациям   о
выполнении  поручений  (заключениям)  прилагать проверочные материалы,
копии документов прокурорского  реагирования,  а  если  потребуется  -
надзорные производства (дела).
     Решения по обращениям, в которых обжалуются действия прокурорских
работников,  принимать  вышестоящим  по  отношению  к  ним должностным
лицам.
     6. Обращения  граждан,  не  содержащие сведений о фамилии и месте
жительства   заявителя,   признавать    анонимными,    оставляя    без
рассмотрения, а при наличии в таких обращениях сообщений о готовящихся
или  совершенных  преступлениях   -   направлять   в   соответствующие
правоохранительные органы.
     При отсутствии  в  обращениях  достаточных  для   их   разрешения
сведений   (об  органе,  принявшем  обжалуемое  решение,  времени  его
принятия  и  т.п.)  разъяснять  заявителям  необходимость  восполнения
недостающих данных, а также куда им следует для этого обратиться.
     Обращение может  быть  оставлено  без  рассмотрения  в  следующих
случаях:
     если повторное обращение не содержит новых данных, все изложенные
в  нем  доводы  ранее  полно  и  объективно  проверялись  и  ответ  на
предыдущие обращения был дан прокурором субъекта Российской Федерации,
прокурором   города,  района  или  приравненным  к  ним  прокурором  с
разъяснением заявителю права обращаться к вышестоящему прокурору;
     если содержание обращения лишено логики и смысла;
     если обращение   содержит   выражения,   оскорбляющие   честь   и
достоинство других лиц,  а также нецензурные выражения, о чем, если не
принимается иное решение,  извещать авторов с предупреждением, что при
поступлении подобных обращений переписка может быть прекращена.
     Переписка может   быть   прекращена   в   случае   неоднократного
поступления  обращений,  оставленных без рассмотрения по перечисленным
основаниям с составлением  мотивированного  заключения,  утверждаемого
прокурором  субъекта  Российской Федерации,  города,  района,  военным
прокурором или прокурором иной  специализированной  прокуратуры,  а  в
Генеральной прокуратуре - одним из заместителей Генерального прокурора
Российской Федерации. О прекращении переписки сообщается заявителю (за
исключением лиц, признанных психически больными).
     7. Обращения,   свидетельствующие   о    многочисленных    грубых
нарушениях   законов,   систематическом  ущемлении  прав  граждан,  не
получившие  должной   оценки   местных   правоохранительных   органов,
проверять,  как  правило,  с  выездом на места.  Результаты проверок и
принятые меры,  представляющие общественный интерес, делать достоянием
гласности, активно используя возможности средств массовой информации.
     8. Для обеспечения объективности  и  полноты  проверок  обращений
решать вопрос о необходимости привлечения к их проведению заявителей и
специалистов. По окончании проверок по просьбе заявителей знакомить их
с  материалами проверок и документами,  непосредственно затрагивающими
их права и  свободы,  в  той  мере,  в  которой  это  не  противоречит
требованиям   законодательства  об  охране  государственной  или  иной
охраняемой законом тайны и законным интересам других граждан.
     При рассмотрении обращений запрещается распространять сведения  о
частной  жизни  граждан  без  их  согласия.  По мотивированной просьбе
гражданина не подлежат разглашению  его  анкетные  данные  и  домашний
адрес.
     9. Отказ  в  удовлетворении  обращений  аргументировать   нормами
закона, конкретными доказательствами со ссылкой на материалы проверок,
уголовных, гражданских и других дел.
     В случаях  отмены  постановлений  органов  следствия  и дознания,
принесения протестов,  предъявления исков и т.п.  сообщать заявителям,
где   впоследствии   они   могут  получить  информацию  о  результатах
окончательного разрешения вопросов, поставленных в их обращениях.
     10. Принять  меры   к   безусловному   соблюдению   установленных
законодательством сроков рассмотрения обращений граждан.
     Обращения, поступившие от Президента Российской Федерации  и  его
помощников,  Председателя  Правительства  Российской  Федерации  и его
заместителей,  Руководителя Администрации Президента, Секретаря Совета
Безопасности,  Председателей  Совета  Федерации и Государственной Думы
Федерального   Собрания   Российской   Федерации,   их   заместителей,
Уполномоченного   по   правам   человека   в   Российской   Федерации,
руководителей федеральных министерств и ведомств, обращения, взятые на
контроль   председателями  комитетов  и  комиссий  палат  Федерального
Собрания  Российской  Федерации,  депутатами  Государственной  Думы  и
членами Совета Федерации,  а также иные обращения,  взятые на контроль
Генеральным  прокурором  Российской   Федерации   (обращения   особого
контроля), рассматривать безотлагательно.
     При необходимости проверки или дополнительного  изучения  вопроса
информировать депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
Федерального  Собрания  в  трехдневный  срок  с  момента   поступления
обращения,  окончательный  ответ  представлять  им не позднее 20 дней.
Ответ на депутатский  запрос,  направленный  в  установленном  законом
порядке, давать не позднее 15 дней со дня его получения.
     Обращения военнослужащих  и  членов  их  семей,   поступающие   в
Генеральную  прокуратуру  Российской Федерации,  прокуратуры субъектов
Российской  Федерации  и   приравненные   к   ним   военные   и   иные
специализированные  прокуратуры,  разрешать  в  срок  до  15  дней,  а
поступающие в районные и городские  прокуратуры,  военные  прокуратуры
армий,  соединений,  гарнизонов, иные специализированные прокуратуры -
безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.
     Остальные обращения граждан и должностных лиц разрешать в срок не
позднее  месяца  со  дня  поступления  в  прокуратуру,  а не требующие
дополнительного изучения и проверки - не позднее 15  дней,  если  иной
срок не установлен федеральным законодательством или законодательством
субъекта Российской Федерации.
     Срок разрешения  обращения может быть продлен прокурором либо его
заместителем с обязательным уведомлением заявителей,  а  также  органа
или  лица,  направившего  обращение,  о  причинах задержки и характере
принимаемых мер.  В  исключительных  случаях  после  выяснения  причин
несвоевременного разрешения обращения и принятия мер к виновным,  если
это произошло ввиду небрежного отношения к выполнению поручения,  срок
разрешения  может  быть  продлен  повторно  с  обязательным извещением
заинтересованных лиц.
     При необходимости  срок  разрешения  обращений  военнослужащих  и
членов их семей может быть продлен в установленном выше порядке, но не
более чем на 15 дней.
     11. Установить порядок направления ответов на обращения, согласно
которому:
     ответ заявителю с сообщением об удовлетворении его требований,  а
также с разъяснением направляет прокурор,  рассматривавший  обращение,
либо другое должностное лицо по поручению руководителя прокуратуры;
     в прокуратурах городов и районов, других территориальных, военных
и иных специализированных прокуратурах принимать решения об отклонении
обращения  и  давать  ответы  заявителям  может   прокурор   или   его
заместитель;
     в прокуратурах субъектов Российской Федерации  и  приравненных  к
ним прокуратурах первичные обращения отклоняют начальники управлений и
отделов;  по  повторным   обращениям   на   необоснованный   отказ   в
удовлетворении  требований ответы заявителям направляются руководством
этих прокуратур,  а по жалобам на вступившие в законную силу  судебные
постановления по уголовным, гражданским и иным делам решения об отказе
в удовлетворении требований принимают руководители этих  прокуратур  в
соответствии  с  их  процессуальными  полномочиями,  они же дают ответ
заявителю;
     ответы на   обращения,   поступившие   от  Президента  Российской
Федерации,   Председателя    Правительства    Российской    Федерации,
Руководителя Администрации Президента Российской Федерации,  Секретаря
Совета  Безопасности  Российской   Федерации,   Председателей   Совета
Федерации  и  Государственной  Думы  Федерального  Собрания Российской
Федерации, а также на другие обращения, взятые на контроль Генеральным
прокурором  Российской Федерации,  направляются за его подписью,  если
Генеральным прокурором Российской Федерации не установлен иной порядок
их разрешения;
     промежуточные ответы  депутатам  Государственной  Думы  и  членам
Совета  Федерации  по  их  обращениям  могут  направляться за подписью
старших помощников Генерального прокурора Российской Федерации.
     12. Прием   граждан   проводить  в  течение  всего  рабочего  дня
преимущественно тем работникам, которые будут разрешать обращения.
     Прием в   вечернее   время   и   выходные   дни   устанавливается
руководителем соответствующей прокуратуры.
     Руководителям прокуратур  лично проводить прием населения не реже
одного раза в неделю.  Принимать решения по жалобам и  давать  по  ним
ответы   должны   те  руководители  прокуратур,  к  которым  обратился
заявитель на личном приеме.
     13. Обеспечить не реже одного раза в полугодие комплексный анализ
работы  по  рассмотрению  обращений,   изучение   причин   поступления
обоснованных  обращений,  поданных  на  личном приеме.  На этой основе
принимать меры к совершенствованию правозащитной деятельности  органов
прокуратуры,  устранению  ошибок  и  недостатков.  Состояние  работы с
жалобами и заявлениями проверять при выездах на места.
     14. Отделу  писем  и  Приемной Генеральной прокуратуры Российской
Федерации,   Главной   военной   прокуратуре,   прокурорам   субъектов
Российской   Федерации   и  приравненным  к  ним  прокурорам  наладить
эффективную работу отделов, групп и старших помощников по рассмотрению
писем  и  приему граждан,  обеспечить их реальное влияние на положение
дел, устранение нарушений в работе с обращениями.
     15. Принять к сведению,  что действие Приказа не распространяется
на:
     порядок рассмотрения   и  разрешения  поступающих  на  заключение
ходатайств о помиловании;
     порядок рассмотрения  и  разрешения  обращений  о реабилитации по
делам о контрреволюционных,  воинских и общеуголовных преступлениях 30
- 50-х годов.
     16. Контроль за  исполнением  Приказа  возложить  на  заместителя
Генерального   прокурора   Российской   Федерации   Колмогорова  В.В.,
начальников отдела писем,  Приемной и  организационно  -  контрольного
управления.
     Считать утратившим силу Приказ Генерального прокурора  Российской
Федерации от 30 июля 1992 г. N 33.
     Приказ направить  прокурорам  субъектов   Российской   Федерации,
городов,    районов,    военным    прокурорам    и   прокурорам   иных
специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный государственный
советник юстиции
                                                         Ю.И. СКУРАТОВ
15 декабря 1998 г.
N 90