ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Приказ. Министерство социальной защиты населения РСФСР. 20.07.93 137

        ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

                                ПРИКАЗ

             МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
                           20 июля 1993 г.
                                N 137

                                 (Д)

                          1. Общие положения

     1.1. Центр   социального   обслуживания*   является   учреждением
социальной  защиты населения,  осуществляющим на территории города или
района  организационную  и  практическую  деятельность   по   оказанию
различных  видов социальной помощи престарелым гражданам,  инвалидам и
другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке.
     1.2. Центр  создается,  реорганизуется  и  ликвидируется местными
органами исполнительной  власти  по  согласованию  с  соответствующими
территориальными   органами   социальной   защиты   населения,  а  его
структурные подразделения создаются,  реорганизуется  и  ликвидируются
решением  директора Центра по согласованию с территориальными органами
социальной защиты населения.
     1.3. Центр   и   его  структурные  подразделения  организуются  и
содержатся за счет  средств,  предусмотренных  бюджетами  республик  в
составе  Российской Федерации,  автономных округов,автономной области,
краев,  областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов и районов
на  социальное  обеспечение,а  также  за счет доходов от хозяйственной
деятельности Центра и других внебюджетных поступлений.
     1.4. Центр   осуществляет   свою  деятельность  под  руководством
соответствующих органов социальной защиты населения  и  исполнительной
власти в пределах их компетентности.
     Министерства социальной  защиты  населения  республик  в  составе
Российской  Федерации,  органы управления социальной защитой населения
автономных округов,  автономной области,  краев,  областей,  городов и
районов  осуществляют координацию деятельности Центров,  расположенных
на  их  территории  и  оказывают  им   организационно-методическую   и
практическую помощь.
     1.5. Цент  является  юридическим  лицом,  имеет  свои  банковские
счета, печать, штамп с наименованием Центра.
     1.6. Центр  и  его  структурные   подразделения   размещаются   в
специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных
в зданиях административного или жилого фонда.Помещения  Центра  должны
быть  обеспечены  всеми  видами  коммунально-бытового благоустройства,
оснащены  телефонной  связью  и  отвечать  санитарно-гигиеническим   и
противопожарным требованиям.
     1.7. Центр может иметь в своей структуре различные  подразделения
социального  обслуживания,  в  том числе отделения дневного пребывания
престарелых и инвалидов,  социальной помощи на  дому,  службы  срочной
социальной помощи,  а также другие, создаваемые с учетом необходимости
и имеющихся возможностей, деятельность которых не противоречит задачам
Центра.
     Все структурные  подразделения  Центра   в   своей   деятельности
подчиняются директору Центра.
     1.8. Штаты  персонала  Центра  и  его  структурные  подразделения
утверждаются  директором  Центра  в пределах средств,  предусмотренных
соответствующими бюджетами.
     1.9. Правила   внутреннего  трудового  распорядка  Центра  и  его
структурных подразделений утверждаются общим собранием  (конференцией)
их   работников  по  представлению  администрации  Центра,  а  правила
поведения  граждан,   обслуживаемых   центром   и   его   структурными
подразделениями, - директором Центра.
     1.10. Преимущественным правом принятия  на  обслуживание  Центром
пользуются  участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним
лица,  одинокие нетрудоспособные граждане,  родители и не вступившие в
другой  брак  жены  (мужья)  военнослужащих,  погибших  (умерших)  при
исполнении обязанностей военной службы.
     Снятие с  обслуживания  производится приказом директора Центра по
личному заявлению обслуживаемого лица,  истечению сроков обслуживания,
при  нарушении  договорных  условий оплаты за обслуживание,  выявление
медицинских  противопоказаний,  злостных  нарушений  правил  поведения
граждан, обслуживаемых Центром и его структурными подразделениями.
     Решение о непринятии на обслуживание или  снятии  с  обслуживания
может  быть обжаловано в комиссию (попечительский совет),  создаваемой
из представителей территориальных органов социальной защиты населения,
государственных,  ветеранских,  благотворительных,  религиозных и иных
организаций и объединений и действующей в соответствии  с  положением,
разрабатываемым   и   утверждаемым   вышестоящим   органом  управления
социальной защитой населения.

                2. Основные задачи деятельности Центра

     2.1. Выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в
социальной  поддержке,  совместно  с  государственными и общественными
организациями  (органами  здравоохранения,  образования,  миграционной
службы,    комитетами    Общества    Красного   Креста,   ветеранскими
организациями, обществами инвалидов и т.д.).
     2.2. Определение  конкретных видов и форм требуемой помощи лицам,
нуждающимся в социальной поддержке.
     2.3. Дифференцированный  учет всех лиц,  нуждающихся в социальной
поддержке  в  зависимости  от   видов   и   форм   требуемой   помощи,
периодичности ее предоставления.
     2.4. Предоставление различных  социально-бытовых  услуг  разового
или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке.
     2.5. Анализ  уровня  социально-бытового  обслуживания   населения
города,  района,  разработка  перспективных планов развития этой сферы
социальной поддержки населения,  внедрение в практику  новых  видов  и
форм  помощи  в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных
условий.
     2.6. Привлечение  различных  государственных  и негосударственных
структур  к  решению  вопросов   оказания   социально-бытовой   помощи
нуждающимся  слоям  населения  и  координация  их  деятельности в этом
направлении.

                   3. Отделение дневного пребывания

     3.1. Отделение дневного пребывания**  назначается  для  бытового,
медицинского,   культурного   обслуживания  пенсионеров  и  инвалидов,
организации их отдыха,  привлечения к посильной трудовой деятельности,
поддержания  активного  образа  жизни  и создается для обслуживания не
менее 30 человек.
     3.2. В  отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от
своего семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию
и активному передвижению,  на основании личного заявления и справки из
медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к  принятию  на
надомное обслуживание.
     3.3. В отделении выделяются помещения  для  кабинета  доврачебной
(врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских
и т.д.
     Питание обслуживаемых  лиц  может осуществляться как в специально
оборудованных   помещениях,   так   и   в   близлежащих   предприятиях
общественного питания.
     Для организации  отдыха  обслуживаемых  в  отделении  оборудуются
спальные  помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с
обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
     3.4. Обслуживаемые   лица   могут   при   добровольном   согласии
участвовать   в   посильной   трудовой   деятельности   в   специально
оборудованных мастерских и подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность
осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и  под
наблюдением медицинского работника.
     Продукция подсобного  хозяйства   направляется   на   обеспечение
питания   обслуживаемых  лиц,  а  излишки  могут  быть  реализованы  с
последующим зачислением доходов на счет Центра.
     3.5. Пенсионеры  и  инвалиды  обслуживаются отделением бесплатно.
Питание обслуживаемых может  быть  бесплатным  или  за  плату,  размер
которой  устанавливается руководством Центра по согласованию с местной
администрацией.
     По решению  руководства  Центра и местной администрации отдельные
услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж,  мануальная
терапия,  посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.п.).  Денежные
средства,  взимаемые  за   предоставление   отдельных   видов   услуг,
зачисляются  на счет Центра и направляются на его развитие,  улучшение
обслуживания и питание пенсионеров и инвалидов в отделении.

                4. Отделение социальной помощи на дому

     4.1. Отделение  социальной  помощи  на  дому***   создается   для
осуществления    постоянного    или    временного   (до   6   месяцев)
социально-бытового обслуживания  в  надомных  условиях  пенсионеров  и
инвалидов,  нуждающихся  в  посторонней  помощи  вследствие  частичной
утраты способности к самообслуживанию.
     4.2. Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров
и инвалидов,  проживающих в сельской местности,  а также  в  городском
частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не
менее  120  пенсионеров  и  инвалидов  -  в  городской   местности   и
возглавляется заведующим отделением, назначенным директором Центра.
     4.3. Направлениями деятельности отделения являются:
     - выявление   и  учет  пенсионеров  и  инвалидов,  нуждающихся  в
обслуживании на дому;
     - оказание  социально-бытовой  помощи  пенсионерам и инвалидам на
дому;
     -  содействие  в  предоставлении  обслуживаемым  лицам  льгот  и
преимуществ, установленных действующим законодательством.
     4.4. К основным социально-бытовым услугам, оказываемым отделением
относятся:
     - доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров
первой необходимости,  медикаментов,  благотворительной и других видов
натуральной помощи;
     - оплата жилья,  коммунальных и других услуг;
     - сдача  и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку,
химчистку, ремонт;
     - содействие    в    получении    необходимой    медицинской    и
протезно-ортопедической помощи,   посещение   обслуживаемых   лиц    в
стационарных лечебных учреждениях;
     - организация предоставления пенсионерам  и  инвалидам  различных
услуг  учреждениями  и предприятиями торговли,  общественного питания,
коммунально-бытового    хозяйства,    здравоохранения,    нотариальных
учреждений и т.п.;
     - содействие в организации ремонта жилья,  обеспечении  топливом,
обработке  приусадебных  участков,  а  также  доставка воды,  протопка
печей;
     - помощь  в написании писем,  оформлении документов,  в том числе
для установления опеки и попечительства,  обмене  жилья,  помещении  в
стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
     - содействие  в  организации  ритуальных  услуг  и  в  погребении
одиноких умерших.
     4.5. Социально-бытовое обслуживание граждан на дому  производится
бесплатно, с частичной оплатой или за плату.
     Бесплатно обслуживаются:
     - одинокие  граждане пожилого возраста и инвалиды,  не получающие
надбавку к пенсии на уход;
     - граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к
пенсии на  уход,  имеющие  трудоспособных   родственников,   обязанных
содержать их по закону, но проживающие отдельно;
     - граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к
пенсии на уход,  проживающие в семьях,  подушевой доход в которых ниже
установленного для данного региона минимального уровня.
     Частично надомные услуги оплачивают:
     - одинокие граждане  пожилого  возраста  и  инвалиды,  получающие
надбавку к  пенсии  на  уход;
     - граждане пожилого возраста и инвалиды,  получающие  надбавку  к
пенсии на   уход,   имеющие  трудоспособных  родственников,  обязанных
содержать их по закону, но проживающие отдельно от них;
     - граждане  пожилого  возраста и инвалиды,  получающие надбавку к
пенсии на уход,  проживающие в семьях,  подушевой доход в которых ниже
минимального уровня, установленного для данного региона.
     Оплата за  надомное  обслуживание   взимается   с   вышеуказанных
категорий  граждан  в  размере  25%  с размера надбавки к пенсии на на
уход.
     Оплата социально-бытовых  услуг  в  полном объеме взимается:
     - с граждан пожилого возраста и инвалидов,  проживающих в семьях,
трудоспособные члены   которых   обязаны  содержать  их  по  закону  и
подушевой доход в которых  выше  установленного  для  данного  региона
минимального уровня;
     - со всех категорий граждан  при  оказании  им  социально-бытовых
услуг,  не входящих в перечень основных, предусмотренных положением об
отделении социально-бытового обслуживания на дому.
     Плата за   надомное   обслуживание   взимается   по  прейскуранту
стоимости   социальных   услуг,   утверждаемому   местными    органами
самоуправления.
     4.6. Лица,  принимаемые  на  надомное  обслуживание  на   платных
условиях,  заключают с Центром договор,  определяющий характер и объем
оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
     Договор об условиях оказания надомных услуг и оплата за них может
заключаться как с лицом,  принимаемым на обслуживание,  так  и  с  его
родственниками,  обязанными  содержать его по закону,  или с каждым из
них  при  оплате  на  договорных  условиях,  а   также   с   трудовыми
коллективами, организациями и ведомствами, оплачивающими обслуживание.
     Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому,
зачисляются  на  счет  Центра  и  направляются на текущее содержание и
развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых ассигнований  по
бюджету.
     4.7. Зачисление на надомное обслуживание производится  директором
Центра   на  основании  личного  заявления,  акт  материально-бытового
обследования,  справки о  размере  получаемой  пенсии  и  медицинского
заключения    о    состоянии   здоровья   и   отсутствии   медицинских
противопоказаний к обслуживанию на дому.
     Противопоказаниями к    принятию    на   надомное   обслуживание,
подтвержденными заключением медицинского учреждения, являются: наличие
у   пенсионеров  и  инвалидов  психических  заболеваний,  хронического
алкоголизма,   венерических,   хронических   инфекционных   и   кожных
заболеваний,  бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также
тяжелых  заболеваний,  включая  онкологические,  требующие  лечения  в
специализированных стационарных лечебных учреждениях.
     4.8. Отделение  возглавляет  заведующий,  назначенный  директором
Центра.
     Должность заведующего  отделением  вводится   из   расчета   одна
должность  на  60  обслуживаемых,  проживающих  в сельской местности и
городском   частном   секторе,   не    имеющем    коммунально-бытового
благоустройства, и на 120 обслуживаемых в городе.
     4.9. Обслуживание   пенсионеров   и   инвалидов    осуществляется
специалистами   по   социальной  работе  и  специальными  работниками,
состоящими  в  штате  отделения.   С   отдельными   гражданами   могут
заключаться  индивидуальные  договора  на  обслуживание  пенсионеров и
инвалидов с оплатой труда пропорционально  части  должностного  оклада
социального работника, выплачиваемой за обслуживание одного человека.
     Должности специалиста   по   социальной   работе   и   социальных
работников  вводятся из расчета обслуживания одним работником не менее
8 пенсионеров и инвалидов,  проживающих в городе,  и не менее  4  -  в
сельской  местности  или  в  городском  частном  секторе,  не  имеющем
коммунально-бытового благоустройства.
     Зоны обслуживания   для   специалистов   по   социальной  работе,
социальных работников  и  график  работы,  устанавливается  заведующим
отделением  с  учетом  степени  и  характера нуждаемости пенсионеров и
инвалидов в помощи,  компактности их проживания,  транспортных связей,
наличия   предприятий   торговли,  общественного  питания  и  бытового
обслуживания,  но  при  условии  посещения   социальными   работниками
обслуживаемых на дому не реже 2 - 3 разов в неделю.
     По решению   правительства   республик   в   составе   Российской
Федерации,   органов  исполнительной  власти  автономных  образований,
краев,  областей,  городов Москвы и Санкт-Петербурга за  счет  средств
местного  бюджета  могут  вводиться  иные нормы нагрузки на социальных
работников, отвечающие региональным особенностям и условиям труда.
     4.10. Лица,  принимаемые  на должность специалистов по социальной
работе и социальных работников,  проходят предварительный  медицинский
осмотр   (флюорографическое   обследование,   осмотр   дерматолога   и
терапевта) с  оформлением  допуска  к  работе.  Дальнейший  порядок  и
периодичность  медицинских  осмотров  устанавливается территориальными
органами  здравоохранения  и   санэпидслужбы   с   учетом   конкретной
эпидемиологической обстановки.
     4.11. Специалисты  по  социальной  работе,  социальные  работники
обеспечиваются спецодеждой и специнвентарем,  перечень которых и сроки
использования   согласно   типовым   номерам    (приложение    N    3)
устанавливается  местными  органами  социальной  защиты  населения  по
согласованию с  местной  администрацией.  Специалистам  по  социальной
работе  и  социальным  работникам  вместо  спецодежды может выдаваться
форменная одежда единого образца.
     Специалистам по   социальной   работе  и  социальным  работникам,
исполнение служебных обязанностей  которых  связано  с  использованием
общественного транспорта, выделяются проездные билеты.
     Расходы на  обеспечение  специалистов  по  социальной  работе   и
социальных   работников   спецодеждой,   специнвентарем  и  проездными
билетами  включаются  в  смету  расходов   на   содержание   отделений
социальной помощи на дому.
     Специалистам по  социальной  работе   и   социальным   работникам
выдаются   удостоверения,   предоставляющие   право   на  внеочередное
обслуживание предприятиями торговли,  общественного питания,  связи  и
другие преимущества, устанавливаемые местной администрацией.
     4.12. Для  обслуживания  на  дому  пенсионеров   вместо   затрат,
предусмотренных на содержание специальных легковых автомобилей,  могут
производиться  расходы  на   наем   автомобилей   в   автотранспортных
государственных или иных предприятиях.
     Работникам отделений,   использующим   в    целях    обслуживания
пенсионеров    и   инвалидов   личный   автотранспорт,   выплачивается
компенсация в размерах, устанавливаемых местной администрацией.

                 5. Служба срочной социальной помощи

     5.1. Служба срочной  социальной  помощи****  предназначается  для
оказания   неотложной  помощи  разового  характера,  направленной  для
поддержания жизнедеятельности граждан,  остро нуждающихся в социальной
поддержке.
     5.2. Служба  размещается  в  специально   отведенном   помещении,
имеющем   все  виды  коммунально-бытового  благоустройства,  складские
помещения, оснащенном не менее чем двумя номерами телефонной связи.
     Служба должна   располагать   минимальным  набором  лекарственных
препаратов и перевязочных средств  для  оказания  срочной  доврачебной
помощи.
     5.3. Основными  направлениями  деятельности  службы  являются:
     - предоставление   необходимой   информации   и  консультаций  по
вопросам социальной помощи;
     - обеспечение   бесплатным   горячим  питанием  или  продуктовыми
наборами;
     - предоставление   одежды,   обуви   и  других  предметов  первой
необходимости;
     -  оказание  материальной  помощи;
     -  содействие в получении временного жилья;
     - направление  граждан  в  соответствующие  органы  и  службы для
квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
     - оказание  экстренной  психологической  помощи,  в  том числе по
"телефону доверия";
     - оказание    других   видов   и   форм   помощи,   обусловленных
региональными особенностями.
     5.4. Деятельность службы строится на сотрудничестве  с различными
государственными, общественными    организациями    и    учреждениями,
благотворительными фондами и отдельными гражданами.
     5.5. Службу  возглавляет   заведующий,   назначаемый   директором
     Центра.  Директор  Центра,  по  согласованию  с  соответствующими
     органами социальной защиты  населения  и  исполнительной  власти,
может в пределах фонда заработной платы иные должности в штат Центра и
его структурных подразделений  отличные  от  должностей,  указанных  в
Примерном штатном  расписании  Центра и его структурных подразделений,
или вводить дополнительные должности за счет ассигнований,  выделенных
из средств местного бюджета.
     По решению   правительства   республик   в   составе   Российской
Федерации,  органов  исполнительной  власти,  автономных  образований,
краев,  областей,  городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга  Центром могут
применяться   другие    организационные    формы    социально-бытового
обслуживания  социально незащищенных категорий граждан,  в том числе в
стационарных условиях.

     * Далее именуется "Центр".
     ** В дальнейшем  -  "Отделение".
     *** Далее - "Отделение".
     **** Далее - "Служба".