МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКИХ УСЛУГ ПО КОСМИЧЕСКИМ ЗАПУСКАМ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 2 сентября 1993 г. (БМД 96-4) Правительство Российской Федерации и Правительство Соединенных Штатов Америки, в дальнейшем именуемые Сторонами, имея в виду вклад всех стран, осуществляющих освоение космического пространства, в развитие промышленности по производству ракет-носителей, принимая во внимание важность обеспечения доступа в космос в мирных целях, признавая полезность разработки многосторонних принципов правительственного участия в деятельности по коммерческим космическим запускам, учитывая, что российская отрасль, связанная с космическими запусками, находится в процессе перехода к деятельности, основанной на рыночных принципах, желая способствовать скорейшему выходу России на международный рынок коммерческих запусков таким образом, чтобы способствовать рыночным реформам в российской экономике, включая ее сектор по космическим запускам, создать возможности российским юридическим лицам для предложения международным клиентам услуг в области коммерческих космических запусков по справедливым и разумным ценам в соответствии с рыночными принципами, не дестабилизируя международный рынок коммерческих услуг по космическим запускам, согласились о нижеследующем: Статья I ОПРЕДЕЛЕНИЯ Для целей настоящего Соглашения: 1) "коммерческие услуги по космическим запускам" означает услуги по запуску в космос любого космического аппарата или спутника, включая, среди прочих, спутники связи, предлагаемые или предоставляемые международным клиентам на коммерческой основе; 2) "российские операторы услуг по космическим запускам" означает любые действующие от своего имени юридические лица или действующие от их имени агенты или представители, имеющие разрешение Правительства российской Федерации на предоставление коммерческих услуг по космическим запускам или ракет-носителей для таких услуг; 3) "международный клиент" означает: a) любое физическое лицо, b) любую корпорацию, компанию, ассоциацию, предприятие, товарищество или другое юридическое лицо, независимо от того, созданы ли они для получения финансовой прибыли или нет, находятся в частной или государственной собственности, под частным или государственным контролем, c) любой правительственный орган, за исключением Правительства Российской Федерации и Правительства Соединенных Штатов Америки, d) любую международную правительственную организацию или квазигосударственный консорциум, включая, среди прочих, "Интелсат", "Инмарсат" и их соответствующих правопреемников, которые являются конечными владельцами или распорядителями космического аппарата или спутника или же выводят космический аппарат или спутник на орбиту для использования такими конечными владельцами или распорядителями; 4) "заключить контракт" ("контракт") соответственно означает: i) дать согласие на предоставление или принять обязательство предоставить коммерческие услуги по космическим запускам, в результате чего запуск в действительности перестает быть объектом конкуренции на международном рынке; ii) любое такого рода соглашение или обязательство; 5) "сопоставимые коммерческие услуги по космическим запускам" означает предлагаемые на коммерческой основе услуги по выводу в космос космического аппарата такой весовой категории, запуск которого является объектом конкуренции, с учетом конкретных факторов, которые могут учитываться с точки зрения цен и условий предоставления таких услуг, включая, среди прочего, расчетную орбиту, управление рисками, финансирование, срок активного существования спутника на орбите или затраты на сопряжение; 6) "поощрение" означает любую меру поощрения, предлагаемую или осуществляемую с целью оказания влияния на приобретение услуг по коммерческим космическим запускам, в том числе предоставление любых представляющих коммерческую ценность ресурсов, не имеющих отношения к конкуренции в сфере услуг по запускам, а также предложения относительно участия на благоприятных условиях в реализации политики и программ в области обороны, национальной безопасности, политики и программ содействия в целях развития; 7) "недобросовестная деловая практика" означает, в том числе, любое предложение, платеж, обещание платежа, обещание или предложение чего-либо, представляющего ценность, или любое обещание разрешить или произвести такой платеж любому официальному лицу, любому физическому или юридическому лицу в целях установления или поддержания деловых отношений с любым лицом или в его интересах или направления деловых предложений любому лицу, включая ситуации, при которых платеж какому-либо лицу осуществляется со знанием того, что вся сумма или ее часть будет предложена, передана или обещана, прямо или косвенно какому-либо официальному лицу, физическому или юридическому лицу в целях установления или поддержания деловых отношений; 8) "геосинхронная околоземная орбита" означает орбиту высотой приблизительно 19400 морских миль (35900 километров) над поверхностью Земли на экваторе, на которой, на которой полезная нагрузка завершает один полный оборот вокруг Земли за 24 часа, сохраняя фиксированную позицию по отношению к земле; 9) "геосинхронная переходная орбита" означает временную орбиту, используемую для перехода космического аппарата или спутника на геосинхронную околоземную орбиту; 10) "низкая околоземная орбита" означает орбиту высотой приблизительно от 100 до 1000 морских миль (от 185 до 1850 километров) над поверхностью Земли; 11) "основная полезная нагрузка" означает спутник связи или, при отсутствии такового, любой иной космический аппарат или сочетание космических аппаратов. Статья II СФЕРА ДЕЙСТВИЯ Настоящее Соглашение распространяется на коммерческие услуги по космическим запускам для целей выведения на геосинхронную околоземную орбиту или геосинхронную переходную орбиту. За исключением положений о ценах, изложенных в пункте 2 статьи V, настоящее Соглашение также распространяется на коммерческие услуги по осуществлению космических запусков на другие орбиты, а также на суборбитальные запуски. Положения настоящего Соглашения ни в коей мере не распространяются на запуски полезных нагрузок, используемых в военных целях или в связи с осуществлением некоммерческих, гражданских космических программ любой из Сторон, включая программы, которые выполняются в соответствии с существующими соглашениями о сотрудничестве с использованием космических аппаратов или спутников, произведенных в странах СНГ, и, в первую очередь, предназначенных для использования странами СНГ. Статья III ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ 1. Стороны предпринимают усилия с тем, чтобы международная конкуренция среди операторов, предоставляющих коммерческие услуги по космическим запускам, осуществлялась на основе рыночных принципов и, в частности, без установления цен ниже себестоимости или использования недобросовестной деловой практики. 2. Ни одна из Сторон не прибегает к практике, искажающей принципы конкуренции среди операторов, предоставляющих коммерческие услуги по космическим запускам, включая, среди прочего: a) предоставление безвозмездных ссуд или субсидий, которые дают неправильное представление о производственных или эксплуатационных затратах поставщиков систем, используемых для коммерческих космических запусков; b) оказание поощрения международным клиентам или потенциальным международным клиентам за пользование коммерческими услугами по космическим запускам; c) предложение дополнительных услуг, таких как страхование или гарантии, на осуществление повторных запусков, за исключением случаев, когда объем таких дополнительных услуг соответствует наиболее распространенным на международном рынке практике и ставкам в отношении сопоставимого риска; d) выделение правительственных финансовых средств на ракеты-носители или услуги, относящиеся к коммерческим запускам, за исключением случаев, когда выделение таких средств соответствует условиям Соглашения о руководящих принципах предоставления официально поддерживаемых экспортных кредитов (Организация экономического сотрудничества и развития). 3. Стороны, включая их агентов и представителей, не занимаются недобросовестной деловой практикой с целью получения контрактов на предоставление коммерческих услуг по космическим запускам. Каждая из Сторон также прилагает усилия к тому, чтобы любые юридические лица или организации, находящиеся под ее юрисдикцией, независимо от того, являются они ее собственностью или находятся под ее контролем, не занимались недобросовестной деловой практикой с целью получения контрактов на предоставление услуг по коммерческим космическим запускам. Статья IV КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ 1. В течение срока действия настоящего Соглашения российские операторы, предоставляющие услуги по космическим запускам, могут заключать контракты с международными клиентами на предоставление коммерческих услуг для осуществления запусков до восьми (8) основных полезных нагрузок с целью выведения космических аппаратов или спутников на геосинхронную околоземную орбиту или геосинхронную переходную орбиту (в дополнение к спутнику "Инмарсат-3"); при этом российские операторы не могут осуществлять более двух таких запусков в течение любого двенадцатимесячного периода. Российская Сторона будет обеспечивать пропорциональное распределение контрактов, заключаемых российскими операторами по предоставлению услуг по космическим запускам в течение любого двухлетнего периода. 2. Имеется в виду, что до четырех (4) запусков основных полезных нагрузок на геосинхронную околоземную или геосинхронную переходную орбиты могут включать выведение на такие орбиты двух основных полезных нагрузок на одном носителе. Стороны совместно рассматривают каждый такой запуск на индивидуальной основе и, принимая во внимание текущую ситуацию на международном рынке коммерческих услуг по запускам, могут принять решение по обоюдному согласию рассматривать такой запуск как запуск одной основной полезной нагрузки в целях исполнения положений пункта 1 статьи IV. 3. В течение срока действия настоящего Соглашения российские операторы по предоставлению услуг по космическим запускам могут заключать контракты на предоставление коммерческих услуг с целью осуществления до трех (3) запусков спутников системы "Иридиум" на низкую околоземную орбиту. 4. В ходе консультаций в соответствии с пунктом 1 статьи VII настоящего Соглашения, когда имеются конкурирующие сопоставимые коммерческие услуги по космическим запускам, Стороны совместно рассматривают в каждом отдельном случае и принимают решение на обоюдной основе по предложениям российских операторов услуг по космическим запускам о проведении коммерческих суборбитальных запусков и дополнительных коммерческих запусков на орбиты, не являющиеся геосинхронными или геосинхронными переходными орбитами и низкими околоземными орбитами для системы "Иридиум". Статья V ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ 1. Условия контрактов, включая цены на коммерческие услуги по космическим запускам, предлагаемые или предоставляемые международному клиенту российскими операторами по предоставлению услуг по космическим запускам, будут сопоставимы с условиями, включая цены, на сопоставимые коммерческие услуги по космическим запускам, предлагаемые операторами по предоставлению коммерческих услуг по космическим запускам из стран с рыночной экономикой, включая соединенные Штаты Америки. 2. Заявки на торги или предложения российских операторов по предоставлению коммерческих услуг по космическим запускам по цене более чем на 7,5 (семь с половиной) процента ниже минимальной цены, заявленной или предложенной оператором по предоставлению коммерческих услуг по космическим запускам из какой-либо страны с рыночной экономикой, включая Соединенные Штаты Америки, требует специальных консультаций между Сторонами в соответствии с пунктом 2 статьи VII настоящего Соглашения. Статья VI КОНТРОЛЬ В ОТНОШЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ 1. Безотносительно к другим положениям настоящего Соглашения Стороны до осуществления каждого запуска полезной нагрузки, на которую требуется выдача экспортной лицензии США, проводят переговоры и заключают соответствующее соглашение о технологических гарантиях в отношении каждой такой полезной нагрузки. Такое соглашение о технологических гарантиях будет заключаться с целью способствовать выдаче экспортной лицензии США и должно содержать требования к контролю за передачей ракетной технологии. 2. Любая заявка на получение экспортной лицензии США будет рассматриваться в каждом отдельном случае в соответствии с законами и правилами Соединенных Штатов Америки. Ничто в настоящем Соглашении не подлежит истолкованию в том значении, что США ограничены в принятии в рамках их законов и правил соответствующих действий в отношении любой экспортной лицензии, выданной ими. Соединенные Штаты Америки будут прилагать все усилия для обеспечения, в соответствии со своими законами и правилами, выдачи разрешений и осуществления в полном объеме необходимых передач технологий в соответствии с настоящим Соглашением. Статья VII КОНСУЛЬТАЦИИ 1. Стороны проводят регулярные ежегодные консультации с целью проверки и изучения хода исполнения настоящего соглашения и изменений на рынке коммерческих услуг по космическим запускам. 2. По запросу любой из сторон безотлагательно проводятся специальные консультации, по возможности до заключения контракта на коммерческие услуги по космическим запускам, если запрашивающая Сторона имеет основания полагать, что такой контракт или ожидаемый контракт не соответствует условиям настоящего Соглашения. 3. Если после консультаций, проведенных в соответствии с настоящей статьей, любая из Сторон установит, что положения настоящего Соглашения были нарушены другой Стороной, она оставляет за собой право предпринять любое действие, разрешенное действующим в ее стране законодательством и нормативными актами. 4. В случае, если в ходе ежегодного рассмотрения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, Стороны согласятся, что рынок коммерческих услуг по космическим запускам развивался более благоприятно, чем ожидалось, и если каждая из Сторон удовлетворена исполнением условий настоящего соглашения другой Стороной, то квоты, установленные в статье IV настоящего Соглашения, могут быть увеличены по письменному соглашению Сторон. Статья VIII ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ 1. Стороны обмениваются всей информацией, необходимой для наблюдения за исполнением настоящего Соглашения, включая информацию о предложенных ценах и условиях предоставления коммерческих услуг по космическим запускам, и проводят регулярные и специальные консультации. Такая информация предоставляется оперативно и в любом случае не позднее 30 дней после получения запроса на нее другой Стороны. При этом предполагается, что предоставление такой информации не требуется до подачи тендера на коммерческие услуги по космическим запускам. 2. Стороны обеспечивают конфиденциальность информации, которой они обмениваются, не используют такую информацию для получения финансовой выгоды и не раскрывают ее третьим странам. Статья IX СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ И ОБЗОР ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и будет оставаться в силе до 31 декабря 2000 г. 2. Стороны рассматривают ход выполнения настоящего соглашения через три года после его вступления в силу. После такого рассмотрения Стороны могут по взаимной письменной договоренности прекратить действие настоящего соглашения. 3. Любая из Сторон может затребовать проведение переговоров для внесения поправок в настоящее Соглашение с тем, чтобы учесть изменения на международном рынке коммерческих услуг по космическим запускам, и результаты, достигнутые российской отраслью, связанной с космическими запусками, в переходе к деятельности, основанной на рыночных принципах. 4. Любой контракт, заключенный в соответствии с настоящим Соглашением, будет регулироваться положениями настоящего Соглашения даже в случае, если срок действия такого контракта не завершится к моменту истечения срока действия настоящего Соглашения. Прекращение действия настоящего Соглашения не отразится на контрактах, заключенных в соответствии с настоящим Соглашением. Совершено в Вашингтоне 2 сентября 1993 года в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство За Правительство Российской Федерации Соединенных Штатов Америки В. Черномырдин А. Гор |