ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ И АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА N 1582 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАСЕ. Определение. Конституционный Суд РФ. 03.12.98

       ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ
       ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ И АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
       О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА N 1582
      "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В
          ГРАНИЦАХ ЗОН РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВСЛЕДСТВИЕ
                   КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          3 декабря 1998 г.


                                (НЦПИ)


     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.  Баглая,  судей Г.А.Гаджиева,  Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  А.Л.
Кононова,  В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Ю.Д.Рудкина, Н.В.
Селезнева,    А.Я.Сливы,    В.Г.Стрекозова,    О.С.Хохряковой,    В.Г.
Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи  Ю.Д.Рудкина,
проводившего на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное
изучение запросов Тульской областной  Думы  и  Администрации  Тульской
области, установил:
     1. В Конституционный Суд Российской Федерации  поступили  запросы
Тульской  областной  Думы  и Администрации Тульской области о проверке
конституционности постановления Правительства Российской Федерации  от
18  декабря  1997  года  N  1582  "Об  утверждении  перечня населенных
пунктов,  находящихся  в  границах  зон   радиоактивного   загрязнения
вследствие   катастрофы   на   Чернобыльской  АЭС",  исключившего  700
населенных пунктов Тульской  области  из  числа  относившихся  к  зоне
проживания  с  льготным социально-экономическим статусом и изменившего
статус более 50 населенных пунктов,  относившихся к зоне проживания  с
правом   на   отселение,   путем   отнесения  их  к  зоне  с  льготным
социально-экономическим  статусом.  В   результате,   как   утверждают
заявители,   объем   возмещаемого   вреда  в  форме  льгот,  доплат  и
компенсаций   гражданам,   пострадавшим   вследствие   катастрофы   на
Чернобыльской АЭС,  существенно уменьшился либо вред вовсе перестал им
возмещаться.
     Заявители утверждают также, что до принятия данного постановления
Правительство  Российской  Федерации  не   провело   необходимых   для
изменения  зонирования  работ  по  обследованию  и оценке радиационной
обстановки в соответствующих населенных пунктах Тульской области,  чем
нарушило  требования  статей  6  и 7 Закона Российской Федерации от 18
июня 1992 года "О социальной защите граждан,  подвергшихся воздействию
радиации  вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС"  (в редакции
Федерального закона от 24 ноября 1995 года).
     Таким образом,    по    мнению   заявителей,   оспариваемое   ими
постановление   Правительства   Российской   Федерации    противоречит
положениям статей 15, 42 и 55 Конституции Российской Федерации.
     2. В соответствии с Законом Российской  Федерации  "О  социальной
защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" основным показателем  для  возмещения
вреда  гражданам,  пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС,  является уровень  дозы  облучения  населения.  Этим  же  Законом
определяются условия проживания населения на территории,  подвергшейся
радиоактивному  загрязнению,  в  том  числе  необходимость  проведения
защитных мероприятий (пункт 1 статьи 6).
     Согласно части третьей статьи 7 Закона границы зон радиоактивного
загрязнения  вследствие  катастрофы  на  Чернобыльской  АЭС и перечень
населенных пунктов,  находящихся на их территориях,  устанавливаются в
зависимости  от  изменения  радиационной  обстановки и с учетом других
факторов и пересматриваются  Правительством  Российской  Федерации  не
реже,  чем  один раз в пять лет.  Поэтому,  внося своим постановлением
изменения  в  принятый  ранее   перечень,   Правительство   Российской
Федерации   действовало   в   соответствии   с   предоставленным   ему
полномочием.
     Вместе с тем такие решения не должны противоречить конституционно
значимым целям,  умалять или ограничивать права граждан,  в том  числе
установленные  статьей  42  Конституции  Российской Федерации.  С этой
точки зрения признанный государством  объем  возмещения  вреда  должен
безусловно  соблюдаться:  внося  изменения  в нормы о возмещении вреда
пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС,  законодатель  обязан
учитывать существующую радиационную обстановку, включая обоснованность
статуса соответствующих территориальных зон.
     Следовательно, исключение  конкретных населенных пунктов Тульской
области из числа имеющих статус территорий с радиационным загрязнением
или переведение их в иной, менее льготный статус должны осуществляться
с соблюдением требований Закона  Российской  Федерации  "О  социальной
защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС". В случае несоблюдения Правительством
Российской   Федерации   соответствующих   положений  Закона  Тульская
областная  Дума,  Администрация  Тульской  области,  органы   местного
самоуправления,  профессиональные  союзы  и  общественные  объединения
граждан-чернобыльцев,  как  субъекты,   осуществляющие   контроль   за
исполнением  законодательства  Российской  Федерации  о  катастрофе на
Чернобыльской АЭС (часть вторая статьи 47 Закона), вправе обратиться в
суды  общей  юрисдикции  за защитой прав и законных интересов граждан,
проживающих в соответствующих населенных пунктах.
     3. Для   некоторых  категорий  граждан,  пострадавших  вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС  (получившие  или  перенесшие  лучевую
болезнь  и другие заболевания,  связанные с радиационным воздействием;
инвалиды  вследствие  чернобыльской  катастрофы  из   числа   граждан,
принимавших  участие  в  ликвидации  последствий катастрофы в пределах
зоны отчуждения или занятых на эксплуатации и других работах на  ЧАЭС;
эвакуированные  из  зоны  отчуждения  и переселенные из зоны отселения
либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после  принятия
решения об эвакуации), само по себе исключение тех или иных населенных
пунктов из числа территорий,  подвергшихся радиационному  воздействию,
или  изменение  их  статуса  не  могут  служить  основанием для отмены
возмещения гражданам вреда в объеме, ранее признанном государством.
     Такой вывод обусловлен тем, что категориям граждан, перечисленным
в пунктах 1-6 и 11 статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной
защите   граждан,   подвергшихся   воздействию   радиации   вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС",  возмещение вреда  производится  вне
зависимости от того,  проживают ли они в какой-либо зоне радиационного
загрязнения или в других местностях (регионах)  страны.  Что  касается
других  категорий  граждан,  здоровью которых вред причинен вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС (если  это  подтверждено  соответствующими
медицинскими  и другими документами),  то за ними сохраняется право на
обращение в суды общей юрисдикции за защитой своих нарушенных прав.
     4. Согласно  части третьей статьи 3 Федерального конституционного
закона "0 Конституционном Суде Российской Федерации" при осуществлении
конституционного   судопроизводства   Конституционный  Суд  Российской
Федерации воздерживается от установления  и  исследования  фактических
обстоятельств  во всех случаях,  когда это входит в компетенцию других
судов или иных органов.
     В данном  случае  проверка  утверждения заявителей о том,  что до
введения  в   действие   оспариваемого   постановления   Правительство
Российской   Федерации   не  приняло  мер  к  проведению  обследования
территорий тех населенных пунктов Тульской  области,  правовой  статус
которых    предполагалось    изменить,   для   определения   состояния
радиационной обстановки,  входит в компетенцию Минздрава  России,  МЧС
России и других компетентных органов,  а также судов общей юрисдикции.
Следовательно,  разрешение вопроса,  поставленного Тульской  областной
Думой   и   Администрацией  Тульской  области.  Конституционному  Суду
Российской Федерации неподведомственно.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 1 части первой
статьи 43 и частью  первой  статьи  79  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации, определил:
     1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Тульской областной
Думы  и  Администрации  Тульской  области  ввиду  неподведомственности
поставленных   в   них   вопросов   Конституционному  Суду  Российской
Федерации.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.