ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ПРИНЯТЫХ КОЛЛЕГИЕЙ ПО ВОПРОСУ "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ ГТК РОССИИ" ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 25 июня 1993 г. N 264 (Д) Во исполнение решения Коллегии "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России" приказываю: 1. Утвердить Методические рекомендации о порядке назначения экспертиз таможенными органами Российской Федерации в процессе таможенного контроля и таможенного оформления, по делам о нарушении таможенных правил и по уголовным делам (Приложение N 1). 2. Утвердить Положение о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (Приложение N 2). 3. Утвердить Положение об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации (Приложение N 3). 4. Начальникам таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий и должностным лицам, осуществляющим таможенный контроль и таможенное оформление, производство по делам о нарушении таможенных правил и дознание по уголовным делам о контрабанде, строго руководствоваться в своей деятельности при назначении и производстве экспертиз таможенным, административным и уголовно-процессуальным законодательством, настоящими Методическими рекомендациями и Положениями. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя председателя ГТК России Драганова В.Г. Первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета РФ В.Ф. КРУГЛИКОВ Приложение N 1 к Приказу ГТК РФ от 25.06.93 N 264 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ, ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ И ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ 1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями действующего на территории Российской Федерации уголовно-процессуального и таможенного законодательства, а также законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и касаются порядка назначения экспертиз таможенными органами Российской Федерации как в ходе проведения таможенного контроля или таможенного оформления, так и в процессе производства по делам о нарушении таможенных правил или проведения таможенными органами дознания по уголовным делам о контрабанде и иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов. 1.2. Настоящие Методические рекомендации предназначены для должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, которые правомочны назначать производство экспертиз, а также экспертов и руководителей экспертных учреждений ГТК России, которым предоставлено право производства таких экспертиз. 1.3. Экспертизы назначаются только при наличии оснований, предусмотренных уголовно-процессуальным, таможенным законодательством, а также законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в порядке, установленном этим законодательством и указаниями Государственного таможенного комитета Российской Федерации. 1.4. По решениям таможенных органов Российской Федерации экспертизы производятся экспертными учреждениями, находящимися на территории Российской Федерации, включая экспертные учреждения ГТК России (Центральная таможенная лаборатория, региональные таможенные лаборатории), а также вне экспертных учреждений лицами, обладающими необходимыми специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, в том числе штатными работниками таможенных органов России. В качестве экспертов не могут быть привлечены лица, ранее участвовавшие по этому делу или по конкретному факту проведения таможенного контроля или таможенного оформления в качестве специалистов, в том числе и во взятии проб и образцов, а также в качестве должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Эксперт не может принимать участие в производстве экспертизы по уголовному делу при наличии оснований, предусмотренных ст. ст. 59, 66 и 67 УПК РСФСР. 2.1. Решения таможенных органов о производстве экспертиз оформляются в виде: - поручений о проведении экспертиз (форма N 4); - постановлений о назначении экспертиз (форма N 5 и N 6). 2.2. Поручение о проведении экспертизы (форма N 4) оформляется до заведения дела о нарушении таможенных правил, когда в процессе проведения таможенного контроля или таможенного оформления возникла необходимость в производстве экспертизы. Постановление о назначении экспертизы (форма N 5) выносится в процессе производства по делу о нарушении таможенных правил после заведения таможенным органом такого дела. Постановление о назначении экспертизы (форма N 6) выносится при производстве дознания по уголовному делу. 2.3. Экспертиза может быть назначена: - при проведении таможенного контроля или таможенного оформления - должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, осуществляющим таможенный контроль или таможенное оформление, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо соответствующего начальника отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя; - при производстве по делам о нарушении таможенных правил - должностным лицом таможенного органа, в чьем производстве находится дело о нарушении таможенных правил, с согласия начальника этого органа или его заместителя либо начальника соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителя, а при рассмотрении этого дела - должностным лицом таможенного органа, в чьем рассмотрении находится дело. Должностные лица Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России назначают такие экспертизы с согласия начальника Управления или его заместителя либо начальника соответствующего отдела Управления. Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное производящим дознание лицом, утверждается начальником соответствующего таможенного органа Российской Федерации или его заместителем либо начальником соответствующего отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил или его заместителем. Постановление о назначении экспертизы по уголовному делу, вынесенное должностным лицом Управления по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК России, утверждается начальником этого Управления или его заместителем либо начальником отдела дознания. 2.4. В поручении или постановлении о назначении экспертизы указывается: - дата и место составления поручения (постановления) о назначении экспертизы, наименование таможенного органа, назначившего экспертизу, и его адрес, номер дела о нарушении таможенных правил или уголовного дела, по которому экспертиза назначена; - должность и фамилия лица, назначившего производство экспертизы; - наименование экспертизы; - основания для назначения экспертизы; - наименование экспертного учреждения, в котором должна быть произведена экспертиза, а если проведение экспертизы назначено вне экспертного учреждения, в том числе и штатным работником таможенного органа, который не является экспертным учреждением ГТК России, то фамилия, имя, отчество, специальность и должность лица, которому поручается производство экспертизы; - вопросы, поставленные перед экспертом; - материалы, представленные в распоряжение эксперта (объекты экспертного исследования - предметы, документы, в том числе пробы и образцы товаров с приложенной к ней сопроводительной документацией, грузовые таможенные декларации, ГОСТы, Технические условия, сертификаты и паспорта качества, технологические регламенты, чертежи, фотографии, образцы для сравнительного исследования и документы, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы, иные материалы, имеющие значение для производства экспертизы); - в случае дополнительной или повторной экспертизы - заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения эксперта о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также материалы, относящиеся к предмету экспертизы и поступившие после дачи первичного заключения (экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной). 2.5. Представленные для экспертных исследований пробы и образцы товаров направляются на экспертизу вместе с актами (их копиями) взятия проб и образцов (форма N 1). Пробы и образцы товаров, а также вещественные доказательства, направляемые на экспертизу, должны быть соответствующим образом упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки (форма N 2), если экспертиза назначается в ходе проведения таможенного контроля и таможенного оформления. Изъятые образцы, товары и вещественные доказательства по делу о нарушении таможенных правил или по уголовному делу направляются на экспертизу соответствующим образом упакованными и опечатанными ярлыком обеспечения сохранности упаковки по форме N 3. Взятие проб и образцов товаров, а также изъятие вещественных доказательств производится в соответствии с требованиями таможенного и уголовно-процессуального законодательства. 3.1. Порядок и условия производства экспертиз в экспертных учреждениях ГТК России определяются таможенным, уголовно - процессуальным законодательством, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Положением об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации. 3.2. Порядок и условия производства экспертиз в экспертных учреждениях Министерства юстиции и других министерств и ведомств Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации, а также Инструкциями и Положениями об организации и производстве экспертиз, изданными этими министерствами и ведомствами. 3.3. Порядок и условия производства экспертиз вне экспертных учреждений определяются таможенным и уголовно-процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также настоящими Методическими рекомендациями. 4.1. При назначении экспертизы в экспертном учреждении при проведении таможенного контроля и таможенного оформления, а также при производстве и рассмотрении дела о нарушении таможенных правил права и обязанности эксперта по ст. 252 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях разъясняются эксперту под расписку руководителем соответствующего экспертного учреждения (форма N 7). 4.2. В случае назначения при проведении таможенного контроля и таможенного оформления, а также в процессе производства по делам о нарушении таможенных правил, экспертизы вне экспертного учреждения, в том числе работнику таможенного органа, если этот орган не является экспертным учреждением, права и обязанности эксперта по ст. 252 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях разъясняются эксперту под расписку тем должностным лицом таможенного органа, которое назначило эту экспертизу (форма N 7а). 4.3. В случае назначения экспертизы в экспертном учреждении при производстве дознания по уголовному делу руководитель этого экспертного учреждения в соответствии со ст. 187 УПК РСФСР разъясняет эксперту его права и обязанности, изложенные в ст. 82 УПК РСФСР, и предупреждает последнего под расписку об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или заведомо ложное заключение по ст. ст. 181, 182 УПК РСФСР (форма N 8). 4.4. При назначении экспертизы вне экспертного учреждения при производстве дознания по уголовному делу должностное лицо таможенного органа Российской Федерации, в производстве которого находится это уголовное дело, в соответствии со ст. 189 УПК РСФСР разъясняет эксперту его права и обязанности, предусмотренные ст. 82 УПК РСФСР, и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения или дачу ложного заключения по ст. ст. 181, 182 УК РСФСР (форма N 8а). 5. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая образцы), с соответствующими пометками эксперта, в упакованном и в опечатанном виде, возвращаются таможенному органу Российской Федерации, должностное лицо которого назначило экспертизу, вместе с заключением или с сообщением о невозможности дачи заключения. 6.1. Проведенная экспертиза и ее результаты излагаются экспертом в своем заключении, которое должно соответствовать одной из приложенных к настоящим Методическим рекомендациям форм. Форма N 7 используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при проведении таможенного контроля или таможенного оформления либо при производстве или рассмотрении дела о нарушении таможенных правил, если экспертиза производилась в экспертном учреждении (в том числе в Центральной или региональных таможенных лабораториях ГТК РФ). Форма N 7а используется, если такая экспертиза была назначена при аналогичных обстоятельствах, однако, проводилась вне экспертного учреждения. Форма N 8 используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при производстве по уголовному делу и проводилась в экспертном учреждении (в том числе в Центральной или региональных таможенных лабораториях ГТК РФ). Форма N 8а используется при даче заключения, если экспертиза была назначена при аналогичных обстоятельствах, однако проводилась по уголовному делу вне экспертного учреждения. 6.2. Производство экспертиз в экспертных учреждениях ГТК России по поручениям таможенных органов Российской Федерации проводится для последних бесплатно. Оплата произведенных по заданиям таможенных органов экспертиз в экспертных учреждениях других государственных ведомств производится таможенными органами в порядке и в размерах, установленных этими экспертными учреждениями <*> по безналичному расчету (с отнесением этих расходов на ст. 18 "Прочие расходы", а в случае необходимости ст. 1 "Заработная плата" сметы расходов на содержание аппарата управления таможенных органов). <*> Решением Коллегии Министерства юстиции РСФСР от 12 ноября 1990 года одобрены Рекомендации о порядке перевода научно - исследовательских лабораторий судебной экспертизы Министерства юстиции РСФСР на новые условия хозяйствования и новые условия оплаты труда, которые разосланы по всем подразделениям Министерства юстиции России на местах и экспертным учреждениям этого Министерства письмом заместителя министра юстиции РФ Шапкина М.А. от 9 апреля 1990 г. за N 8/16-91. Согласно п. 3 упомянутых Рекомендаций экспертизы по уголовным делам: почерковедческие, транспортно-трасологические, баллистические, автотехнические, бухгалтерские, биологические; технических исследований документов; исследований волокнистых, горюче-смазочных материалов, наркотических веществ, спиртосодержащих смесей, почв, металлов и сплавов, полимеров и пластмасс, лакокрасочных материалов и покрытий, проводятся экспертными учреждениями Министерства юстиции за счет бюджетных ассигнований, выделяемых этому Министерству. Все остальные виды экспертиз по уголовным делам, а также экспертизы по делам об административных правонарушениях (следовательно, и по делам о нарушении таможенных правил) не обеспечиваются бюджетными ассигнованиями и оплачиваются за счет средств, полученных от правоохранительных органов, назначивших производство этих экспертиз. 6.3. При производстве экспертизы вне экспертного учреждения ГТК России, в том числе и работником таможенного органа, когда такой орган не является экспертным учреждением, лицу, производившему экспертизу, в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 106 УПК РСФСР, ст. 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, таможенным законодательством, а также утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 Инструкцией "О порядке и размерах возмещения расходов и выплат вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия и в суд" (за исключением п. п. 5, 6, 7, 10 и 13), приказами, указаниями ГТК России и настоящими Методическими рекомендациями, возмещаются расходы в связи с вызовом его в таможенные органы России, а также выплачивается денежное вознаграждение за производство экспертизы (кроме случаев, когда экспертиза производится этими лицами в порядке служебного задания и в рабочее время). 6.4. При производстве экспертиз вне экспертного учреждения проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается экспертам на основании проездных документов, но не свыше: по железной дороге - стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне; по водным путям - стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории - на судах речного флота; по шоссейным и грунтовым дорогам - стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси). При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного (туристического) класса. Помимо расходов по проезду, при представлении соответствующих документов возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, а также затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями. Экспертам оплачиваются расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта. С разрешения начальника таможенного органа, производящего вызов, экспертам при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки. Возмещение расходов по найму жилого помещения, оплата суточных экспертам за дни вызова в таможенные органы, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производится применительно к порядку, установленному законодательством о нормах возмещения командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства. Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50 процентов от возмещаемой стоимости места за сутки. Экспертам за проведение экспертиз выплата вознаграждения производится согласно заключенным с ним договором, с тем, однако, чтобы почасовое вознаграждение за производство экспертизы не превышало почасовую заработную плату главного специалиста таможенного органа, назначившего экспертизу. (Применение более высоких расценок оплаты труда экспертам допускается, как правило, в случаях производства особо сложных экспертиз специалистами, имеющими научную степень.) 6.5. Оплата труда эксперту при производстве им экспертизы вне экспертного учреждения на договорных началах производится таможенным органом, назначившим экспертизу. Возмещение эксперту понесенных им расходов в связи с явкой в таможенный орган для производства экспертизы и проживания в гостиницах, а также выплата ему суточных, если экспертиза производилась вне экспертного учреждения, производится таможенным органом, назначившим экспертизу. 6.6. Для выплаты эксперту, производившему экспертизу по поручению таможенного органа вне экспертного учреждения, вознаграждения за его труд, а также возмещение понесенных им расходов и суточных, если на последнее он имеет право, в бухгалтерию таможенного органа, назначившего производство экспертизы, представляются следующие документы: - заявление или счет эксперта о выплате ему таможенным органом вознаграждения, а также о возмещении понесенных им расходов и суточных с приложением документов, подтверждающих такие расходы (в необходимых случаях экспертом может быть представлен в бухгалтерию авансовый отчет); - табель (график) затрат времени на производство экспертизы с расчетом суммы вознаграждения (форма N 9); - трудовое соглашение, заключенное таможенным органом, назначившим производство экспертизы, с лицом, которому было поручено ее производство, с отметкой начальника таможенного органа либо должностного лица, назначившего экспертизу, о приеме выполненной работы (трудовое соглашение заключается до начала производства экспертизы при назначении трудоемких и дорогостоящих экспертиз, а также в других случаях, вызванных необходимостью); - экземпляр постановления (поручения) о назначении экспертизы; - экземпляр заключения эксперта; - утвержденное начальником соответствующего таможенного органа Российской Федерации, обладающего правами распорядителя кредитов, постановление (поручение) должностного лица таможенного органа, назначившего производство экспертизы или принявшего от эксперта заключение, о выплате эксперту вознаграждения за производство экспертизы и о возмещении ему расходов по явке в таможенный орган для дачи заключения с указанием конкретной суммы, подлежащей выплате эксперту. Постановление (поручение) о выплате эксперту вознаграждения, если экспертиза назначена в процессе проведения таможенного контроля, таможенного оформления или производства по делу о нарушении таможенных правил, составляется по формам N 10 или N 10а. Аналогичное постановление, вынесенное после возбуждения уголовного дела, составляется по формам N 11 или N 11а <*>. <*> Положения пункта 6.6 Методических рекомендаций не распространяются на случаи производства экспертиз в экспертных учреждениях (часть 2 п. 6.2 Методических рекомендаций). 7. Действующим уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения (ст. 182 УК РСФСР) как участника уголовного процесса. По делам об административных правонарушениях, в том числе и о нарушениях таможенных правил, уголовная ответственность эксперта не установлена. В связи с этим в случаях, вызванных необходимостью, должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится уголовное дело, имеющего в своих материалах заключение экспертизы, произведенной до возбуждения такого уголовного дела, вправе допросить эксперта по его заключению, по правилам, предусмотренным ст. 192 УПК РСФСР, предварительно предупредив эксперта под расписку в этом протоколе об уголовной ответственности по ст. 182 УК РСФСР за дачу заведомо ложных показаний. 8.1. Таможенное и уголовно-процессуальное законодательство, действующее в Российской Федерации, предусматривает участие в производстве по делам о нарушении таможенных правил и при проведении дознания по уголовным делам о контрабанде специалистов, то есть физических лиц, обладающих специальными знаниями и навыками, не заинтересованных в исходе дела. Участие последних при проведении таможенного контроля или таможенного оформления не противоречит положениям Таможенного кодекса СССР и прямо предусмотрено в проекте Таможенного кодекса Российской Федерации (ст. ст. 36, 109 ТК СССР, ст. 133.1 УПК РСФСР, ст. ст. 183, 312 проекта ТК Российской Федерации). 8.2. Таможенные органы Российской Федерации могут привлекать специалистов любых государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и подчиненности, включая экспертов экспертных учреждений, для оказания содействия в проведении таможенного контроля или таможенного оформления, в том числе: для участия во взятии проб и образцов товаров, для участия в проведении экспресс-анализа веществ на содержание в них наркотических средств, для участия в личном досмотре физических лиц (при их обследовании медицинским работником) и в других, необходимых для целей таможенного контроля и таможенного оформления, случаях. 8.3. При производстве по делам о нарушении таможенных правил или при их рассмотрении специалисты привлекаются для участия в проведении конкретных процессуальных действий, если возникает необходимость в применении специальных знаний и навыков, которыми обладают эти специалисты. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, обязательно участвует в качестве специалиста педагог или психолог. Специалист обязан по поручению должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил: - участвовать в производстве конкретных процессуальных действий, используя свои специальные знания и навыки для оказания содействия указанному должностному лицу таможенного органа Российской Федерации в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, обращать внимание на связанные с этим обстоятельства и давать пояснения по поводу выполняемых им действий и других вопросов, требующих специальных знаний и навыков; - участвовать в проведении проверки отдельных сторон деятельности предприятия и организации; - помогать упомянутому должностному лицу таможенного органа Российской Федерации правильно изложить в протоколах выявленные факты и обстоятельства. Специалист вправе: - с разрешения должностного лица таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, задавать вопросы свидетелям и лицам, привлекаемым к ответственности за правонарушение; - делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; - использовать научно-технические средства и методы для обнаружения, закрепления и изъятия доказательств; - производить наблюдения, измерения и опыты; - давать консультации должностному лицу таможенного органа Российской Федерации, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, по поводу вопросов, требующих специальных знаний и навыков; - знакомиться с относящимися к конкретным процессуальным действиям протоколами и актами, в проведении которых он участвовал, делать к этим протоколам и актам замечания относительно их содержания. Такие замечания вносятся в протоколы и акты или приобщаются к ним; - подписывать указанные протоколы и акты. Участие лица в производстве по делу о нарушении таможенных правил или в его рассмотрении в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этому же делу как свидетеля (*). (*) В ст. ст. 444 и 445 проекта таможенного кодекса Российской Федерации предусматривается административная ответственность эксперта за отказ от дачи заключения по делу о нарушении таможенных правил, а специалиста, кроме того, - и от участия в проведении таможенного контроля или производстве таможенного оформления, а должностного лица предприятия, учреждения, организации - от выполнения постановления или поручения о проведении экспертизы либо требования о вызове специалиста. 8.4. Участие специалиста при производстве дознания по уголовным делам предусмотрено ст. 133.1 УПК РСФСР. Специалисты при осуществлении дознания по уголовному делу участвуют при следующих следственных действиях: - при производстве осмотра (ст. ст. 178, 179 УПК РСФСР); - при освидетельствовании (ст. 181 УПК РСФСР); - при производстве обыска и выемки (ст. ст. 170, 174 УПК РСФСР); - при допросах подозреваемого и свидетелей (ст. ст. 52, 159, 141 УПК РСФСР); - при получении у подозреваемого или свидетеля образцов почерка и других образцов (ст. 186 УПК РСФСР). Требование дознавателя о вызове специалиста обязательно для руководителя предприятия, учреждения или организации, где работает специалист. Перед началом следственного действия, в котором участвует специалист, дознаватель удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к подозреваемому. Дознаватель разъясняет специалисту его права и обязанности и предупреждает об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей, что отмечается в протоколе соответствующего следственного действия и удостоверяется подписью специалиста. Специалист обязан: - явиться по вызову; - участвовать в производстве следственного действия, используя свои специальные знания и навыки для содействия дознавателю в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; - обращать внимание дознавателя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств; - давать пояснения по поводу выполняемых им действий. Специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств. За отказ или уклонение специалиста от выполнения своих обязанностей к нему могут быть применены меры общественного воздействия или на него может быть наложено денежное взыскание. Денежное взыскание налагается судом в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК РСФСР. Специалист имеет право на сохранение за ним среднего заработка по месту работы за все время, затраченное им в связи с вызовом дознавателем, либо на получение вознаграждения за отвлечение его от обычных занятий, на возмещение понесенных расходов по явке, а также на специальное вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех случаев, когда эти обязанности выполнялись им в порядке служебного задания (ст. 106 УПК РСФСР). Возмещение расходов по явке и выплата вознаграждения производится из средств таможенного органа. Порядок выплаты и размер сумм, подлежащих выплате специалистам, производится по правилам, установленным для экспертов, изложенным в п. п. 6.4, 6.5, 6.6 настоящих Методических рекомендаций. Отвод специалиста по уголовному делу проводится по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. ст. 66.1, 67 УПК РСФСР. Предыдущее участие в деле лица в качестве специалиста не является основанием для его отвода от повторного участия в деле в качестве специалиста. Участие специалиста не исключает, а в ряде случаев предполагает последующее производство экспертизы. В качестве специалистов могут привлекаться работники экспертных учреждений, врачи, педагоги, товароведы, искусствоведы и другие физические лица, в том числе и работники таможенных органов России, не заинтересованные в результатах дела и обладающие специальными познаниями и навыками. Участие специалиста и эксперта в уголовном деле имеет много общего: они привлекаются при необходимости использования специальных знаний. Но специалист при выполнении того или иного следственного действия лишь помогает дознавателю в непосредственном обнаружении, закреплении и изъятии доказательств; результаты его деятельности отражаются в протоколе. Производство же экспертизы - самостоятельное процессуальное действие. Эксперт имеет дело с уже собранными доказательствами. На основе их исследования он устанавливает новые фактические данные и составляет заключение, являющееся самостоятельным источником доказательств. Лицо, участвовавшее в качестве специалиста, впоследствии не может быть назначено экспертом по данному делу. 8.5. Привлечение специалиста не требует вынесения специального постановления. Порядок вызова специалиста, если он является работником экспертного учреждения, определяется самим экспертным учреждением. В случаях необходимости вызов специалиста может оформляться в письменном виде соответствующим должностным лицом таможенного органа с согласия начальника этого органа или его заместителя. Приложение N 2 к Приказу ГТК РФ от 25.06.93 N 264 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЗЯТИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОБ И ОБРАЗЦОВ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящее Положение в соответствии с таможенным законодательством определяет порядок взятия проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также права и обязанности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, таможенных лабораторий и лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, при осуществлении этих операций. 2. Взятие проб и образцов товаров производится для целей: - таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, и их таможенного обложения; - подготовки заключений по экспертизам, назначенным в процессе производства таможенного контроля и таможенного оформления; - обеспечения защиты интересов потребителей. 3. Под образцом товара понимается единица продукции, являющаяся тождественной по структуре, составу и свойствам всей серии (партии) продукции. Под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования (экспертизы). 4. Методики взятия, подготовки и исследования (экспертизы) проб и образцов, а также порядок назначения исследований (экспертиз), порядок упаковки, транспортировки, хранения, учета и распоряжения оставшимися после исследований (экспертиз) пробами и образцами устанавливаются ГТК Российской Федерации. 5. До введения в установленном порядке методик взятия проб и образцов товаров действуют утвержденные нормативные документы (ГОСТы, ОСТы и пр.), а также документы, принятые в международной практике. II. Порядок взятия проб и образцов товаров 6. Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут быть взяты: - таможенными органами Российской Федерации в целях, указанных в п. 2 настоящего Порядка, по своей инициативе либо по инициативе лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров; - другими государственными органами, осуществляющими контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации по разрешению соответствующих таможенных органов Российской Федерации; - непосредственно лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представителями по разрешению таможенных органов Российской Федерации. 7. В том случае, если пробы и образцы товаров берутся по инициативе таможенных органов, соответствующее должностное лицо таможенного органа обязано известить лицо, обладающее полномочиями в отношении товара (владельца, перевозчика и др.), о времени и порядке взятия проб и образцов товаров с указанием количества изымаемого товара, используемого в качестве проб и образцов. Количество товара (в массе, объеме и т.д.), необходимое для приготовления пробы с учетом последующего разделения ее на три равные части: аналитическую, контрольную и эталонную пробы - определяется оптимальным количеством вещества, достаточным для проведения анализа с учетом возможных контрольных проверок. Взятие проб и образцов товаров производится должностными лицами таможенных органов в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товара, и понятых, а в случае необходимости с участием специалистов, в том числе, из числа сотрудников таможенных лабораторий. Лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, обязано оказывать таможенным органам содействие при взятии проб и образцов товаров, нести расходы по распаковке, взвешиванию, измерению и производству любых других технологических операций. Взятие проб и образцов товара оформляется актом по прилагаемой форме N 1. Копия или второй экземпляр этого акта вручается или высылается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара. В случае отсутствия лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или его представителя, а также при их отказе содействовать таможенным органам последние имеют право отложить процедуру взятия проб и образцов товаров на срок до десяти дней. При обстоятельствах, не терпящих отлагательства, а также в случае неявки в течение установленного срока лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или его представителя таможенные органы имеют право провести взятие проб и образцов товара в присутствии понятых с использованием, при необходимости, кино-, фото- и видеозаписывающей аппаратуры. Эта процедура взятия проб и образцов имеет такую же юридическую силу и влечет такие же правовые последствия, как если бы она проводилась в присутствии лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или его представителя. 8. Взятие проб и образцов товаров другими государственными органами Российской Федерации, осуществляющими контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, проводится должностными лицами этих органов с разрешения соответствующих таможенных органов Российской Федерации и в присутствии должностных лиц таможенных органов и лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, или их представителей. Письменное обращение таких государственных органов в таможенные органы Российской Федерации в этих случаях должны содержать: - наименование и адрес государственного органа, фамилию, имя, отчество и должность лица, подписавшего обращение; - основание для взятия проб и образцов товаров; - местонахождение товара; - сведения о товаре, в том числе указанные в товаросопроводительных документах; - идентификационные сведения о транспортных средствах, в которых загружены товары, подлежащие исследованию; - прочие сведения, необходимые для взятия проб и образцов товаров; - обязательство немедленного представления в таможенные органы результатов исследования взятых ими проб и образцов товаров после производства такового. Экземпляр акта взятия проб и образцов товаров, составленного должностным лицом государственных органов Российской Федерации, осуществляющих контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, направляется в соответствующий таможенный орган, в зоне деятельности которого было произведено взятие проб и образцов. Все расходы, издержки и риск случайной гибели или порчи товара при таком взятии проб и образцов товара относится за счет государственных органов, производивших взятие проб и образцов. 9. Пробы и образцы товара для целей таможенного оформления могут быть взяты таможенными органами Российской Федерации по заявлению лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, только в случаях, если такая операция вызывается необходимостью и не связана с необоснованным задержанием выпуска товаров. Такое взятие производится в присутствии представителя организации или лица, обладающего полномочиями в отношении товара, или его представителя при наличии письменного заявления, содержащего следующие данные: - наименование и юридический адрес организации - заявителя, фамилия, имя, отчество и адрес заявителя; - местонахождение товара; - основание для взятия проб и образцов товаров; - сведения о товаре, в том числе указанные в товаросопроводительных документах; - данные для идентификации транспортных средств, на которых находятся подлежащие исследованию товары; - прочие сведения, необходимые для взятия проб и образцов товаров; - обязательство немедленного представления в таможенный орган результатов исследований проб и образцов после производства такового за исключением случаев, когда сами таможенные органы направляют эти пробы и образцы товаров на экспертные исследования. При таком взятии проб и образцов товаров оформляется акт по прилагаемой форме N 1. Лицо, обладающее полномочиями в отношении товара, несет ответственность при таком взятии, согласно п. 7, часть 4, а также обязано оплатить таможенному органу все расходы по взятию проб и образцов товаров, их хранению и транспортировке в таможенные лаборатории ГТК Российской Федерации, если последним назначено проведение экспертизы этих проб и образцов. 10. Пробы и образцы товара, взятые должностными лицами таможенных органов, снабжаются ярлыками по прилагаемой форме N 2, которые подписываются участниками взятия проб и образцов, и опечатываются. 11. Взятие проб и образцов товаров лицами, обладающими полномочиями в отношении товара, или их представителями может быть произведено в порядке и при наличии условий, указанных в п. 9 настоящего Положения, только с разрешения соответствующего таможенного органа Российской Федерации в присутствии должностного лица этого таможенного органа с немедленным представлением таможенному органу экземпляра акта о взятии проб и образцов, а после производства их исследований - результатов таковых. Форма актов взятия проб и образцов и способ наложения на них ярлыков обеспечения сохранности предварительно согласуются лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, или их представителями с соответствующими таможенными органами Российской Федерации. 12. Другие государственные органы Российской Федерации, осуществляющие контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, а также лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, в связи с взятием проб и образцов таких товаров в случаях, предусмотренных п. п. 8, 9, 11 настоящего Положения, могут пользоваться услугами специалистов таможенной лаборатории. Такое привлечение возможно с согласия последней и оплаты таможенной лаборатории этими государственными органами или лицами стоимости таких услуг, согласно заключенному договору и с учетом расценок, установленных действующим законодательством или ГТК Российской Федерации, а также возмещения таможенной лаборатории иных расходов, связанных с этой процедурой. Специалисты таможенных лабораторий ГТК Российской Федерации оказывают помощь таможенным органам Российской Федерации во взятии проб и образцов товаров, если эта операция осуществляется по инициативе самих таможенных органов, бесплатно. 13. Ответственность за соблюдение правил техники безопасности при взятии проб и образцов, если их взятие производится должностным лицом таможенного органа Российской Федерации, возлагается на начальника этого таможенного органа. Приложение N 3 к Приказу ГТК РФ от 25.06.93 N 264 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ В ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет условия и порядок производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях Государственного таможенного комитета Российской Федерации в соответствии с требованиями таможенного, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства Российской Федерации. 1.2. В процессе производства таможенных экспертиз разрешаются вопросы по установлению: - кода товара, согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; - страны происхождения товаров; - таможенной стоимости товаров; - идентификации товаров, в том числе сырья после проведения операций по его переработке; - физической и химической структуры и состава товаров; - марки, сорта, вида и качества товаров; - технологии производства товаров; - источников сырья для производства товаров; - норм выхода продукции при переработке сырья и других товаров; - принадлежности товара к наркотическим средствам, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим веществам; - эксплуатационной и экологической безопасности товаров; - принадлежности товара к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, а также другие вопросы, которые требуют специальных познаний. В связи с этим таможенными лабораториями проводятся следующие виды таможенных экспертиз, перечень которых не является исчерпывающим: - классификационные; - материаловедческие; - идентификационные; - химические; - сортификационные; - технологические; - товароведческие; - экологические; - искусствоведческие и другие. 1.3. Таможенные экспертизы в таможенных лабораториях ГТК России производятся по решениям таможенных или других правоохранительных органов Российской Федерации по уголовным и гражданским делам, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам о нарушении таможенных правил, а также при проведении таможенными органами Российской Федерации таможенного контроля и таможенного оформления. В таможенных лабораториях ГТК Российской Федерации могут также проводиться исследования (экспертизы) в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если они не связаны с производством по уголовным и гражданским делам, разрешением споров в арбитражных судах и по делам о нарушении таможенных правил, а также с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления. 1.4. Производство таможенных экспертиз по заданиям таможенных органов Российской Федерации проводится таможенными лабораториями ГТК России бесплатно за счет средств, выделяемых таможенным лабораториям Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Производство экспертиз по решениям других правоохранительных органов, а также в связи с обращениями иных государственных органов или предприятий, организаций, предпринимателей и граждан оплачивается вышеуказанными органами, организациями, предприятиями, предпринимателями и гражданами согласно заключенным с ними таможенными лабораториями договорами о производстве экспертиз. 1.5. Таможенные экспертизы производятся сотрудниками (экспертами) таможенных лабораторий, имеющими высшее или среднее специальное образование, получившими подготовку в соответствующей области таможенной экспертизы и допущенными к проведению таможенных экспертиз по результатам аттестации. Порядок аттестации и дисциплинарной ответственности определяется Положением об аттестации сотрудников таможенных лабораторий. Подбор специалистов, утверждение их состава и порядок деятельности осуществляются начальником таможенной лаборатории. Начальник таможенной лаборатории может выступать в качестве эксперта в соответствии со своей квалификацией. Таможенные экспертизы в таможенных лабораториях ГТК России могут производить также специалисты, не являющиеся штатными сотрудниками таможенных лабораторий. Подбор таких специалистов, утверждение их состава и порядок их деятельности осуществляются руководителем таможенной лаборатории. На экспертную деятельность внештатных сотрудников полностью распространяется настоящее Положение. Такие специалисты имеют право на вознаграждение за выполнение ими обязанностей эксперта и на возмещение расходов по явке в правоохранительные органы в связи с производством экспертизы в том же порядке и в таких же размерах, как и штатные работники таможенной лаборатории, производящие аналогичные экспертизы. 1.6. Таможенные экспертизы, как правило, производятся в помещениях таможенных лабораторий ГТК России. В случаях, вызываемых необходимостью, по разрешению руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения) и органа, назначившего экспертизу, таможенные экспертизы могут проводиться в помещении такого органа или в других местах. Отдельные исследования товаров, необходимые для дачи заключения, могут с разрешения руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения) проводиться экспертами таможенной лаборатории в других экспертных и научных учреждениях. 1.7. За нарушение порядка производства экспертиз и недобросовестное отношение к обязанностям эксперта, не влекущими уголовной ответственности, штатный сотрудник таможенной лаборатории может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 1.8. Объектами таможенных экспертиз являются товары, перемещаемые через таможенную границу, а также сведения о таких товарах, содержащиеся в таможенных и иных документах. В процессе экспертных исследований могут также использоваться сведения о товарах, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, объяснениях и показаниях свидетелей, лиц, привлекаемых к ответственности за нарушение таможенных правил, подозреваемых и обвиняемых, подсудимых по уголовным делам, и в других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных. 1.9. Центральная таможенная лаборатория проводит, как правило, наиболее сложные таможенные экспертизы, а также повторные таможенные экспертизы, если у должностных лиц таможенных и других правоохранительных органов Российской Федерации возникли сомнения в правильности и обоснованности заключений экспертов региональных таможенных лабораторий. 1.10. Таможенные лаборатории ведут учет произведенных ими экспертиз, сообщая о них в своих ежемесячных и годовых отчетах в Центральную таможенную лабораторию ГТК России. II. Обязанности и права эксперта 2.1. Процессуальные права, обязанности и ответственность экспертов при производстве таможенных экспертиз, а также порядок предупреждения эксперта об уголовной ответственности за отказ, уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения определяются законодательством Российской Федерации. 2.2. Эксперт обязан: - исходя из требований таможенного, административного, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства Российской Федерации давать обоснованное заключение по поставленным перед ним вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии с его специальными познаниями. Он несет личную ответственность за данное им заключение; - производить исследование представленных на экспертизу товаров, проб, образцов и других материалов, если они позволяют без получения дополнительных данных решить хотя бы часть поставленных вопросов, сообщив в заключении о причинах, сделавших невозможным решение других вопросов; - по вызову лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда (судьи) являться на опрос или допрос для разъяснения или дополнения данного им заключения; - заявлять самоотвод при наличии оснований, указанных в законодательстве; - не разглашать данных дела о нарушении таможенных правил или предварительного расследования без разрешения органа, назначившего экспертизу; - обеспечить сохранность полученных для исследования материалов; - устанавливать как по заданию органа, назначившего экспертизу, так и по собственной инициативе обстоятельства, способствующие совершению и сокрытию таможенных правонарушений, если для этого имеются необходимые данные, позволяющие использовать специальные познания эксперта; - при проведении исследований соблюдать правила техники безопасности. 2.3. Эксперт имеет право: - знакомиться с материалами, относящимися к предмету таможенной экспертизы, и запрашивать в других подразделениях ГТК России необходимую для производства экспертизы нормативную документацию; - заявлять ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, проб и образцов товаров, необходимых для дачи заключения у органа или лица, назначившего экспертизу; - присутствовать с разрешения лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (судьи) при производстве опросов или допросов и других процессуальных действий, задавать опрашиваемому или допрашиваемому вопросы, относящиеся к предмету таможенной экспертизы; - указывать в заключении на установленные в ходе экспертного исследования обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы; - заявлять ходатайства суду об ограничении срока его участия в судебном заседании временем, необходимым для исследования обстоятельств, имеющих отношение к предмету таможенной экспертизы; - обжаловать в установленном законом порядке действия или решения лица, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, или лица, производящего расследование по уголовному делу, прокурора, суда (судьи), если они нарушают права или законные интересы эксперта. Эксперт имеет также право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме тех, которые выполняются им в порядке служебного задания, и на возмещение расходов по явке в правоохранительный орган в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.4. Эксперт не вправе: - принимать к производству экспертизы без письменного указания руководства таможенной лаборатории (структурного подразделения); - исследовать товары, пробы и образцы, материалы дела, не указанные в поручении (постановлении, определении) о назначении экспертизы и не являющиеся объектами исследования; - самостоятельно собирать и использовать данные, не представленные ему в установленном законом порядке; - решать вопросы, относящиеся к правовой оценке действий лиц, а также другие вопросы, выходящие за пределы его компетенции; - участвовать в деле в качестве специалиста, проводить ревизию, участвовать во взятии проб и образцов товаров или в инвентаризации, производить экспертизу, связанную с исследованием документов учреждений, предприятий, организаций, в которых он состоял (состоит) на службе. (Участие сотрудника таможенной лаборатории в качестве специалиста в производстве процессуальных действий по уголовному делу или по делу о нарушении таможенных правил, а также участие его во взятии проб и образцов товаров исключает привлечение такого лица в качестве эксперта); - привлекать других лиц к участию в производстве порученной ему экспертизы; - хранить товары, пробы, образцы, документы и другие материалы, по которым производится экспертиза вне служебного помещения, за исключением случаев, указанных в п. 1.6 настоящего Положения. III. Порядок производства таможенных экспертиз 3.1. Таможенная экспертиза может производиться только по представлению органом, ее назначившим, необходимых материалов, оформленных в соответствии с законом, настоящим Положением и другими указаниями ГТК России. 3.2. На экспертизу должны быть представлены: - постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы. По многообъектным и многоэпизодным делам экспертизы могут назначаться отдельно по эпизодам, по группам товаров, по лицам и т.п.; - товары, пробы, образцы и документы (объекты экспертизы). В необходимых случаях направляются также иные материалы дела: акты документальных ревизий; неофициальная документация, приобщенная к делу в качестве доказательства; заключения экспертов; протоколы опросов и допросов и другие материалы, содержащие сведения, относящиеся к предмету таможенной экспертизы. В постановлении (поручении, определении) о назначении экспертизы указываются: а) дата и место составления постановления (поручения, определения), наименование органа, назначившего экспертизу, должность и фамилия лица, вынесшего или составившего постановление (поручение, определение); номер дела о нарушении таможенных правил или номер уголовного или гражданского дела, по которому назначена экспертиза; б) основания для назначения экспертизы, то есть факты, обстоятельства, обусловившие необходимость таможенной экспертизы; в) наименование таможенной лаборатории, которой поручено производство экспертизы. При назначении для производства экспертизы двух или более экспертов, состоящих в штате различных таможенных лабораторий, экспертных или иных учреждений, в постановлении (поручении, определении) должно быть указано на какое экспертное учреждение возлагается организация деятельности комиссии экспертов и в какое учреждение направлены объекты экспертного исследования и иные материалы дела. В указанном случае постановление (поручение, определение) о назначении экспертизы направляется в каждое из этих учреждений; г) объекты экспертного исследования и иные материалы, которые должны представляться в упакованном, опечатанном, подшитом и пронумерованном виде. В случае назначения дополнительной или повторной экспертизы, помимо указанных выше материалов, в таможенную лабораторию представляются заключения предыдущих экспертиз (либо сообщения о невозможности дачи заключения) со всеми приложениями, а также дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы, поступившие в распоряжение органа, назначившего ее, после дачи первичного заключения (сообщения о невозможности дачи заключения). 3.3. При представлении на экспертизу материалов, оформленных с нарушением требований процессуального законодательства и настоящего Положения, начальник таможенной лаборатории (ее структурного подразделения) в течение суток сообщает об этом таможенному или другому правоохранительному органу, ее назначившему. Если орган, назначивший экспертизу, не принимает необходимых мер для устранения недостатков, руководитель учреждения вправе по истечении одного месяца возвратить материалы без исполнения вместе с сообщением эксперта о невозможности дачи заключения. Материалы могут быть возвращены одновременно с направлением сообщения в форме служебного письма о неправильности их оформления, если устранение отмеченных недостатков невозможно без получения дополнительных материалов. 3.4. На начальника таможенной лаборатории возлагается ответственность за обеспечение высокого качества научно - технического уровня экспертиз и своевременного их производства на основе точного соблюдения требований законодательства, положений и инструкций, регулирующих экспертную деятельность. Полномочия начальника таможенной лаборатории как руководителя экспертного учреждения определяются таможенным, административным, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, настоящим Положением и указаниями ГТК России. Начальник таможенной лаборатории или его заместитель: а) получает адресованные таможенной лаборатории материалы для производства экспертизы, проверяет их соответствие требованиям закона и настоящего Положения и письменно поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам, разъясняет им права и обязанности эксперта, предупреждает об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения, если экспертиза назначена по уголовному и гражданскому делу, и об административной ответственности, если экспертиза назначена при разрешении спора в арбитражном суде (ст. ст. 46, 47, 48, 49, 52 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации); б) устанавливает сроки производства экспертиз; в) знакомится с ходом и результатами исследований, проводимых экспертами, оказывая им необходимую помощь научного и методического характера, осуществляет контроль за качеством и сроками экспертиз; г) по завершении производства экспертизы проверяет полноту проведенного исследования и обоснованность выводов эксперта, соблюдение экспертом методических рекомендаций, качество оформления заключения; д) направляет вместе с заключением эксперта (экспертов) все материалы органу, назначившему экспертизу. 3.5. В случае ошибочного обозначения должностным лицом таможенного органа, следователем (судом) назначенной им экспертизы (первичной, дополнительной или повторной), начальник таможенной лаборатории по согласованию с органом, назначившим экспертизу, вправе именовать экспертизу в соответствии с законом. Если экспертиза назначена по вопросам, решение которых в данной таможенной лаборатории невозможно, либо лаборатория не располагает соответствующими специалистами, руководитель таможенной лаборатории немедленно уведомляет об этом должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, следователя (суд), а товары, образцы, пробы, другие объекты исследования и другие материалы либо возвращает, либо направляет согласно письменному указанию последних в другую таможенную лабораторию для производства экспертизы. 3.6. Эксперт приступает к производству экспертизы по получении письменного указания начальника таможенной лаборатории (структурного подразделения) вместе с постановлением (поручением, определением) о назначении экспертизы и всеми поступившими на экспертизу материалами. Если материалы, представленные на экспертизу, оформлены с нарушением установленного порядка, эксперт уведомляет руководителя таможенной лаборатории (структурного подразделения), который действует в соответствии с настоящим Положением. В случае неполноты материалов эксперт в письменном виде заявляет ходатайство органу, назначившему экспертизу, не позднее пяти суток после поступления материалов в таможенную лабораторию. 3.7. Сроки производства экспертиз, назначенных таможенными органами России, устанавливаются руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения) в пределах 20 дней. Срок производства экспертизы устанавливается после предварительного ознакомления эксперта с материалами дела. Предварительное ознакомление должно продолжаться не более пяти дней. Когда экспертиза не может быть выполнена в 20-дневный срок, руководитель экспертного учреждения таможенной лаборатории ставит об этом в известность должностное лицо таможенного органа, назначившее экспертизу, и устанавливает по согласованию с ним дополнительный срок. При направлении таможенному органу, назначившему экспертизу, ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, без которых невозможно производство экспертизы, течение срока приостанавливается со дня направления ходатайства по день получения материалов или сообщения об отказе в удовлетворении ходатайства. Экспертизы, назначенные другими правоохранительными органами, выполняются в порядке очередности их поступления в таможенную лабораторию и не в ущерб срокам проведения экспертиз, назначенных таможенными органами, кроме случаев, не терпящих отлагательств. Сроки производства экспертиз и сроки предварительного ознакомления с материалами, представленными на экспертизу другими правоохранительными органами, устанавливаются, как правило, в тех же пределах и в том же порядке, что и для экспертиз, назначенных таможенными органами, если иное не оговорено в договорах о производстве экспертиз, заключенных таможенными лабораториями с этими правоохранительными органами. Производство исследований (экспертиз) в таможенных лабораториях с связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан проводится не в ущерб производству экспертиз по заданиям таможенных и других правоохранительных органов в сроки, которые устанавливаются договорами о производстве таких исследований (экспертиз). 3.8. Эксперт сообщает органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу, если: - предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения и устранение этого препятствия оказалось невозможным; - поставленный вопрос выходит за пределы его специальных познаний. 3.9. В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта таможенным органом России (должностным лицом) следователем (судом) может быть назначена дополнительная экспертиза для уточнения процесса исследования и содержания выводов, а также для более полной аргументации данного заключения. При этом перед экспертом могут быть поставлены новые вопросы либо вопросы, предложенные ранее, но не решенные экспертом в полном объеме, которые нельзя разрешить путем допроса эксперта. Повторная экспертиза может быть назначена как в случае сомнений в правильности заключения, так и в случае его необоснованности. Экспертиза новых объектов, которые не были предметом исследования предыдущей экспертизы, например, вновь взятых проб и образцов, назначается по общим правилам как новая экспертиза и не является ни дополнительной, ни повторной. 3.10. При проведении экспертизы несколькими экспертами они до дачи заключения совещаются между собой. Если эксперты придут к общему заключению, последнее подписывается всеми экспертами. В случае разногласия каждый эксперт дает свое заключение отдельно. Если в целях всестороннего исследования обстоятельств дела требуется привлечение экспертов, специализирующихся в разных областях знаний, для формулирования общего вывода (выводов) на основе совместного обобщения и оценки результатов проведенных ими исследований организуется производство комплексной экспертизы. (Порядок проведения комплексных экспертиз регулируется межведомственной Инструкцией об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР, утвержденной 22.07.86 N К-8-512.) 3.11. При производстве в таможенной лаборатории комиссионной или комплексной экспертизы руководитель лаборатории (структурного подразделения) назначает ведущего эксперта, который обеспечивает организацию и координацию деятельности комиссии экспертов. 3.12. Ведущий эксперт (руководитель комиссии (группы) экспертов) обладает теми же процессуальными правами и обязанностями, что и любой эксперт в деле о нарушении таможенных правил, в уголовном и гражданском судопроизводстве, и не пользуется никакими преимуществами при разрешении вопросов по существу. Задачей ведущего эксперта является организация наиболее эффективного использования опыта и знаний коллектива экспертов в целях научно обоснованного и полного решения поставленных перед комиссионной или комплексной экспертизой вопросов. (Функции ведущего эксперта определены п. 7 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР.) IV. Заключение эксперта (акт экспертизы) 4.1. Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Во вводной части заключения указываются: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и экспертная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в таможенную лабораторию и дата подписания заключения, основание для производства экспертизы (поручение, постановление или определение, когда и кем оно составлено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов и других объектов исследования, способ их доставки в таможенную лабораторию и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленные экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта. Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в поручении, постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменение формулировок не допускается. При необходимости уточнить их эксперт должен изложить вопрос должностного лица таможенного органа, следователя (суда), а затем указать, как он понимает задание в соответствии со своей компетенцией. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении. Эксперт вправе также сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части. При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении. При производстве комплексной и комиссионной экспертиз во вводной части заключения указывается фамилия ведущего эксперта и отражается подготовительный этап экспертизы. Если производство экспертизы осуществляется несколькими таможенными лабораториями (экспертными учреждениями), во вводной части заключения указываются эти таможенные лаборатории (учреждения). Если комплексной экспертизе предшествовало производство отдельных экспертиз, результаты которых имеют значение для решения общего вопроса, во вводной части заключения проводятся данные об этих экспертизах. 4.2. В исследовательской части заключения описывается процесс исследования и его результаты, а также дается научное объяснение установленным фактам. Каждому вопросу, разрешаемому экспертом, должен соответствовать определенный раздел исследовательской части. При необходимости одновременного исследования двух и более вопросов, тесно связанных между собой, результаты излагаются в одном разделе. В исследовательской части излагаются: - состояние объектов экспертного исследования; - методы и приемы исследований, которые описываются доступно для понимания лицами, не имеющими специальных познаний, подробно, чтобы при необходимости можно было проверить правильность выводов эксперта, повторив исследование; - справочно-нормативные материалы (инструкции, постановления, приказы), которыми эксперт руководствовался при решении поставленных вопросов, с указанием даты и места их издания; - результаты процессуальных действий (опросов, допросов, обследования, осмотров, экспериментов и др.), принятые в качестве исходных данных, а также результаты других экспертиз, если они использовались для обоснования выводов, со ссылкой на листы дела; - ссылки на приложения и необходимые пояснения к ним; - экспертная оценка результатов исследования с развернутой мотивировкой суждения, обосновывающего вывод по решаемому вопросу. Специальные термины должны разъясняться. Если на некоторые из поставленных вопросов не представилось возможности дать ответ в исследовательской части, эксперт (эксперты) указывает причины этого. При производстве дополнительной экспертизы в исследовательской части заключения может быть сделана ссылка на материалы основной экспертизы, если экспертом использованы результаты проведенных ранее исследований. В исследовательской части заключения повторной экспертизы указываются причины расхождений выводов с результатами предшествующих экспертиз, если таковые имели место (отступление от методики исследования, принятие иных количественных и стоимостных величин, ошибки в расчетах и т.п.). В исследовательской части заключения комплексной экспертизы исследования, проводимые экспертами различных специальностей, могут излагаться в форме отдельных разделов с указанием фамилий экспертов. По результатам исследований могут быть сформулированы промежуточные выводы, которые подписываются экспертами (экспертом), проводившими данную часть исследования. Обобщение и совместная оценка результатов, сделанная на итоговом совещании комиссии экспертов, отражаются в синтезирующем разделе исследовательской части. Здесь указывается обоснование общего вывода (выводов). 4.3. Выводы эксперта (экспертов) излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы изложены во вводной части заключения. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу либо указано на невозможность его решения по тем или иным причинам. Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту (экспертам) не были поставлены вопросы, но которые были установлены им (ими) в процессе исследования, излагаются в конце заключения. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения. 4.4. При производстве комплексной экспертизы общий вывод (выводы) подписывается экспертами, принимавшими участие в совместной оценке результатов исследований и пришедшими к единому мнению. Если эксперты не пришли к общему выводу, они формулируют самостоятельные выводы в общем заключении. Каждый эксперт обязан обосновать причины своего несогласия с мнением других членов комиссии. При формулировании самостоятельных выводов эксперты вправе учитывать результаты, полученные другими членами комиссии, указав на это в обосновании своих выводов. 4.5. Установленные экспертом обстоятельства профилактического характера отражаются в исследовательской части заключения, а предложения по предупреждению таможенных правонарушений - в его заключительной части. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, что удостоверяется печатью таможенной лаборатории, и направляется органу или лицу, назначившему экспертизу, руководителем таможенной лаборатории (структурного подразделения). При производстве комиссионной экспертизы заключение подписывается с учетом требований, содержащихся в п. 3.12 настоящего Положения, а при производстве комплексной экспертизы - с учетом требований п. 15 Инструкции об организации производства комплексных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях СССР. 4.6. При использовании экспертом (экспертами) методик, связанных с частичной автоматизацией исследования, в том числе с применением ЭВМ, заключение составляется и подписывается также по правилам, изложенным выше, и эксперт (эксперты) несет личную ответственность. В исследовательской части заключения в этих случаях указывается, при каких именно исследованиях использована ЭВМ, по каким именно программам, кем они разработаны и утверждены, какие результаты получены. 4.7. Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью таможенной лаборатории. На них проставляются номер и дата заключения, к которому они составлены. 4.8. Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в таможенной лаборатории. При производстве комиссионных или комплексных экспертиз заключение изготавливается в количестве экземпляров, достаточном для направления органу, назначившему экспертизу, и каждой таможенной лаборатории (экспертному учреждению или структурному подразделению), принимавшему участие в производстве экспертизы. 4.9. При производстве экспертизы в суде при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе составляется заключение по правилам, изложенным в настоящем разделе, и после оглашения передается суду или должностному лицу, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил. Если экспертиза проводится в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе по тем же вопросам и тем же экспертом, что и в стадии производства по делу о нарушении таможенных правил, дознания или предварительного следствия, и если выводы остаются прежними, эксперт вправе обосновать их результатами ранее проведенных исследований, оформив это самостоятельным заключением. Копия заключения, данного в суде или при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе, вместе с копией определения или постановления о назначении экспертизы представляются в таможенную лабораторию. 4.10. Сообщение (акт) о невозможности дачи заключения состоит из трех частей: вводной, мотивировочной и заключительной. В вводной части излагаются сведения, указанные в п. 4.1 настоящего Положения. В мотивировочной части подробно излагаются причины невозможности дачи заключения. В заключительной части указывается на невозможность дать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом. Сообщение о невозможности дачи заключения подписывается экспертом (экспертами), подпись удостоверяется печатью таможенной лаборатории, после чего один экземпляр руководитель таможенной лаборатории (структурного подразделения) направляет органу, назначившему экспертизу, а другой оставляет в таможенной лаборатории. Если такое сообщение дается в стадии рассмотрения дела о нарушении таможенных правил в таможенном органе или судебного разбирательства, оно составляется и подписывается экспертом в двух экземплярах, один из которых представляется суду, а другой руководителю таможенной лаборатории. 4.11. Предметы и документы, бывшие объектами экспертного исследования (включая пробы и образцы), с соответствующими пометками эксперта в упакованном и опечатанном виде подлежат возвращению органу, назначившему экспертизу, вместе с заключением (актом) или сообщением о невозможности дачи заключения. |