НАСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 6 августа 1993 г. N 390 (Д) Утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 390 (С изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 июля 1995 г. N 262) Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью. 1.1. Предупреждение преступлений органами внутренних дел - это вид деятельности служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции, по предотвращению или пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к устранению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний. 1.2. Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются: 1.2.1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. 1.2.2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению. 1.2.3. Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств. 1.2.4. Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений. 1.2.5. Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия. 1.3. К объектам деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений относятся: 1.3.1. Причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение. 1.3.2. Юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных ограничений, правил, нормативов и стандартов. 1.3.3. Лица, подготавливающие преступления либо покушающиеся на совершение преступления. 1.3.4. Лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений. 1.3.5. Лица с устойчивым противоправным поведением, а также лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений. 1.3.6. Лица, являющиеся потенциальными жертвами преступления вследствие своего поведения либо образа жизни. 1.4. Основными субъектами осуществления органами внутренних дел деятельности по предупреждению преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, государственного пожарного надзора, учреждения по исполнению наказаний. 1.5. Другие подразделения органов внутренних дел в соответствии со своей компетенцией обеспечивают деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений. Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. 2.1. Меры по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений: 2.1.1. Обеспечение личной безопасности граждан, жизнь, здоровье или имущество которых находится в опасности. 2.1.2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории (объекте). 2.1.3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от доведения преступления до конца. 2.1.4. Своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и прекращение преступной деятельности входящих в них лиц. 2.1.5. Оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств органа внутренних дел на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о совершаемых или совершенных преступлениях в целях задержания преступников с поличным и раскрытия преступлений по "горячим следам". 2.1.6. Принятие исчерпывающих мер к розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания. 2.1.7. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления или административные правонарушения, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер. 2.1.8. Внесение в соответствии с законом в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений. 2.1.9. Инициативное оказание услуг по защите и охране имущества всех форм собственности на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами. 2.1.10. Организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности. 2.2. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений: 2.2.1. Контроль за поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений. 2.2.2. Применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения, принятие по ним соответствующих решений. 2.2.3. Использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия. 2.2.4. Выявление и привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, доводящее подростков до состояния опьянения. 2.2.5. Своевременное пресечение административных правонарушений на улицах, в других общественных местах, жилищах граждан и на объектах транспорта; принятие мер к лицам, допустившим эти правонарушения. 2.3. Иные предупредительные меры: 2.3.1. Обеспечение патрулирования силами органов внутренних дел и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности. 2.3.2. Проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержание преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел. 2.3.3. Консультирование населения, в том числе граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступлений, о мерах защиты от преступных посягательств; распространение памяток и другой печатной продукции; использование в этой работе средств массовой информации. 2.3.4. Привлечение населения, общественности к работе по предупреждению правонарушений и охране общественного порядка в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан. 2.3.5. Осуществление взаимодействия с соответствующими государственными органами, министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами в работе по предупреждению правонарушений. 2.3.6. Осуществление мер по контролю за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений. 2.3.7. Обеспечение контроля за несовершеннолетними, систематически допускающими правонарушения; оказания им содействия в бытовом и трудовом устройстве. 2.3.8. Инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы других граждан, в наркологические учреждения органов здравоохранения или лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). 2.3.9. Постоянное наблюдение за поведением арестованных, осужденных лиц и граждан, содержащихся в ЛТП, с целью предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений в местах их размещения и работы. Раздел III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 3.1. Реализация перечисленных мер предупреждения преступлений возлагается на службы и подразделения органов внутренних дел в пределах их компетенции. В этих целях в их составе допускается создание специализированных подразделений (групп) или выделятся специальные сотрудники для обеспечения данного вида деятельности. Организация работы по предупреждению преступлений осуществляется начальниками соответствующих служб и подразделений. 3.2. Координация деятельности подразделений, обеспечение взаимодействия с другими ведомствами и организациями по вопросам предупреждения преступлений обеспечиваются руководителями горрайлинорганов внутренних дел. При необходимости за счет средств местных бюджетов и иных источников финансирования в горрайлинорганах могут в установленном порядке создаваться специализированные подразделения по организационно-аналитическому обеспечению профилактической деятельности. 3.3. Руководство и организационно-методическое обеспечение задач по предупреждению преступлений на федеральном уровне возлагаются на главные управления, управления МВД России по направлениям работы; на региональном - на соответствующие управления (отделы) МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ. В этих целях за счет имеющейся штатной численности в службах и подразделениях, включая центральный аппарат МВД России, могут создаваться специализированные подразделения по предупреждению преступлений либо эти обязанности возлагаются на специально выделенных сотрудников. 3.4. Комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки, подготовка предложений о мерах реагирования при ее осложнении, участие в разработке целевых комплексных и государственных программ, организация криминологических исследований, изучение практики применения законодательных и ведомственных нормативных актов по проблемам предупреждения преступлений обеспечиваются подразделениями Штаба МВД России и службами организации управления МВД республик, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ совместно с соответствующими службами и подразделениями. Раздел IV. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КРИМИНАЛЬНОЙ МИЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 4.1. Подразделения уголовного розыска: 4.1.1. При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий с использованием предусмотренных законодательными и ведомственными нормативными актами мер выявляют причины и условия совершения преступлений. 4.1.2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершения преступлений. Принимают меры оперативно-розыскного характера по склонению этих лиц к отказу от совершения преступлений или явке с повинной. 4.1.3. При обнаружении признаков подготовки преступления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными актами осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по документированию этих противоправных действий для последующего реагирования. 4.1.4. Совместно с другими службами и подразделениями органов внутренних дел принимают меры к устранению условий, способствующих подготовке конкретного преступления, обеспечивают безопасность лица либо имущества, на которое возможно преступное посягательство, принимают другие предупредительные меры, исключающие возможность совершения данного преступления. 4.1.5. Информируют участковых инспекторов милиции и подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия. 4.1.6. Ведут оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних. Обеспечивают повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществление на этой основе целенаправленных мероприятий по выявлению и разобщению преступных групп подростков. 4.1.7. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, потребление наркотиков, лекарственных и других одурманивающих средств, совершающих развратные действия в отношении детей и подростков, принимают по данным фактам меры в соответствии с действующим законодательством. 4.2. Подразделения по экономическим преступлениям: 4.2.1. Проводят регулярный анализ развития криминогенных процессов в ведущих хозяйственных сферах (кредитно-финансовая, внешнеэкономическая, конверсия военно-промышленного комплекса, аграрное производство и др.), на основе которого вырабатывают меры упреждающего характера по их нейтрализации. 4.2.2. С использованием гласных и негласных методов работы выявляют причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений, предварительное следствие по которым обязательно. Обеспечивают своевременное информирование органов государственной власти и управления, хозяйственных руководителей о необходимости устранения данных обстоятельств. 4.2.3. Укрепляют и развивают постоянные рабочие контакты с другими подразделениями органов внутренних дел, органами государственной безопасности, по валютному и экспортному контролю, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, таможенными и другими. Осуществляют с ними совместное планирование и проведение целевых комплексных операций, направленных на предупреждение и пресечение преступлений в сфере экономики. 4.2.4. Обеспечивают постоянное взаимодействие со средствами массовой информации по формированию общественного мнения в сфере защиты экономики от преступных посягательств. 4.3. Подразделения по борьбе с незаконными оборотом наркотиков: 4.3.1. Разрабатывают и осуществляют совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, соответствующими министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями комплексные меры по предупреждению незаконного оборота наркотиков. 4.3.2. Выявляют специфические причины и условия, способствующие незаконному распространению наркотиков, разрабатывают и реализуют меры по их нейтрализации и устранению. 4.3.3. Организуют и проводят комплексные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на перекрытие каналов и источников незаконного распространения наркотиков. 4.3.4. Осуществляют оперативно-розыскные меры по контролю за производством, хранением и распределением лекарственных наркотикосодержащих препаратов, а также прекурсоров, иных химических веществ и оборудования, применяемых для изготовления наркотиков. 4.3.5. Выявляют лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, принимают к ним предусмотренные законом меры с целью побуждения к отказу от потребления указанных средств и совершения правонарушений на этой почве. 4.3.6. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц с устойчивым противоправным поведением, допускающих нарушения антинаркотического законодательства. 4.3.7. Проводят совместно с другими подразделениями органов внутренних дел оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и изобличению содержателей притонов для потребителей наркотиков, а также других лиц, склоняющих граждан к потреблению наркотических средств. Раздел V. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 5.1. Участковые инспектора милиции: 5.1.1. Предотвращают и пресекают преступления и административные правонарушения; выявляют обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимают меры к устранению данных обстоятельств. Постоянно взаимодействуют с сотрудниками подразделений органов внутренних дел в предупреждении преступлений против жизни и здоровья граждан, хозяйственных и должностных преступлений, а также преступных посягательств против собственности. 5.1.2. Устанавливают среди проживающих на обслуживаемом участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перевозящих, пересылающих и сбывающих наркотические средства, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к возделыванию наркотикосодержащих культур. 5.1.3. Проверяют в медицинских учреждениях и на иных объектах обслуживания состояние хранения, учета и отпуска наркотикосодержащих средств, наличие и состояние охранно-пожарной сигнализации и других специальных защитных средств. При необходимости проводят эти мероприятия совместно с сотрудниками криминальной милиции, вневедомственной охраны, службы противопожарных и аварийно-спасательных работ, органов здравоохранения. О выявленных недостатках докладывают начальнику милиции общественной безопасности. 5.1.4. Выявляют лиц, нарушающих установленные правила торговли винно-водочными изделиями, изготавливающих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, а также пиво. Принимают меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности. 5.1.5. Устанавливают притоны и лиц, предоставляющих помещения для употребления наркотиков, занятия токсикоманией, распития спиртных напитков и разврата, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность; принимают меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности. 5.1.6. Оформляют материалы для решения вопроса о направлении в лечебно-трудовые профилактории и специальные наркологические отделения наркоманов и хронических алкоголиков, систематически нарушающих общественный порядок либо ущемляющих законные права других лиц на почве пьянства и наркомании. 5.1.7. Контролируют соблюдение лицами, имеющими судимость, установленных в отношении их в соответствии с действующим законодательством ограничений. 5.1.8. Оказывают правовую и иную консультативную помощь населению на территории обслуживания, информируют его о способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств. 5.1.9. Применяют предусмотренные законодательством меры воздействия к лицам, совершающим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения совершения этими лицами тяжких преступлений. 5.1.10. Контролируют соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций на обслуживаемой территории установленных правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. 5.1.11. Активно используют возможности населения и общественности на территории обслуживания в работе по предупреждению преступлений. 5.2. Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. 5.2.1. Проводят работы по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы; осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора; несовершеннолетних, совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии; несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; несовершеннолетних, обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия; несовершеннолетних, вернувшихся из специально(лечебно)-воспитательных учреждений; несовершеннолетних, систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий. 5.2.2. Принимают меры по укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. 5.2.3. Оказывают содействие в раскрытии преступлений при наличии достаточных оснований предполагать, что они совершены несовершеннолетними. С этой целью выявляют несовершеннолетних с устойчивым противоправным поведением, информируют о них сотрудников криминальной милиции. 5.2.4. Вызывают несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы. 5.2.5. Посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков. 5.2.6. Задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России. 5.2.7. Производят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности. 5.2.8. В соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора. 5.2.9. В неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования. 5.2.10. Вносят предложения в органы социальной защиты, занятости населения, образования об оказании несовершеннолетним правонарушителям помощи в социально-бытовом устройстве, а также в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, влекущие одурманивание. 5.2.11. Направляют в органы социальной защиты, занятости населения, образования об оказании несовершеннолетним правонарушителям помощи в социально-бытовом устройстве, а также в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, влекущие одурманивание. 5.2.12. Оказывают в пределах своей компетенции помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. 5.3. Подразделения патрульно-постовой службы милиции: 5.3.1. Предупреждают преступления на постах и маршрутах патрулирования. 5.3.2. Осуществляя патрульно-постовую службу, проверяют наиболее вероятные места совершения преступлений, укрытия и концентрации лиц с устойчивым противоправным поведением. 5.3.3. Взаимодействуют с участковыми инспекторами, инспекторами по делам несовершеннолетних, инспекторами дорожно-патрульной службы ГАИ, общественностью в решении вопросов предупреждения преступлений и административных правонарушений. 5.3.4. Пресекают административные правонарушения и принимают меры к задержанию правонарушителей и их доставлению в дежурную часть органа внутренних дел. 5.3.5. Предупреждают граждан о недопустимости совершения противоправных действий, информируют их о правовых последствиях этих действий. 5.3.6. Выявляют условия, способствующие совершению преступлений на улицах и в других общественных местах, информируют о них дежурного по горрайлиноргану и непосредственных руководителей. 5.3.7. Осуществляют разъяснительную работу среди граждан и должностных лиц по обеспечению сохранности на улицах и в других общественных местах имущества собственников. 5.3.8. Пресекают правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах, выявляют места концентрации преступных групп подростков, а также устанавливают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, занятия проституцией или азартными играми, в потребление наркотических, лекарственных и других дурманящих средств, доводящих до состояния опьянения. 5.4. Подразделения лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной деятельностью: 5.4.1. В соответствии с действующим законодательством выдают организациям, предприятиям и учреждениям разрешения на приобретение, хранение и перевозку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов, функционирование стрелковых тиров, стрельбищ, охотничье-спортивных стендов. 5.4.2. Выдают в установленном порядке гражданам разрешения на приобретение, хранение гражданского оружия, осуществляют его перерегистрацию. 5.4.3. Направляют при необходимости запросы в соответствующие учреждения, информационные центры для решения вопроса о допуске лиц к работам в организациях, на предприятиях, связанных с приобретением, хранением, учетом, использованием, охраной и перевозкой огнестрельного оружия, взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензии на приобретение гражданского оружия в личное пользование граждан. 5.4.4. Осуществляют контроль за соблюдением установленных правил обращения с оружием и боеприпасов к нему, функционированием организаций, попадающих под разрешительную систему. Принимают меры по предупреждению и пресечению выявленных нарушений. 5.4.5. Оформляют разрешения на провоз через государственную границу Российской Федерации огнестрельного, газового оружия и взрывчатых материалов. 5.4.6. Выдают лицензии на право торговли гражданским оружием предприятиям, специально созданным для этих целей. 5.4.7. Осуществляют контроль за частной детективной и охранной деятельностью, выявляют охранно-сыскные предприятия, службы безопасности и конкретных лиц, оказывающих услуги клиентам без получения лицензий и регистрации в соответствующих органах, принимают меры по пресечению их незаконных действий. 5.4.8. Проводят проверку контрактов и договоров, заключаемых частными детективными охранными предприятиями (объединениями) с клиентами, для установления соответствия их деятельности учредительным документам, требованиям законодательных и иных нормативных актов. 5.4.9. Обеспечивают постоянный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности огнестрельного оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с действующим законодательством. 5.5. Подразделения Государственной автомобильной инспекции: 5.5.1. Выявляют незарегистрированные, не прошедшие технический осмотр, технически неисправные и числящиеся в розыске автомототранспортные средства, а также водителей, пешеходов и других участников движения, нарушающих правила дорожного движения, водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения или болезненном состоянии, без водительских, регистрационных и других, предусмотренных правилами дорожного движения документов, а равно с признаками их подделки. 5.5.2. Проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую работу по предупреждению угонов и краж автомототранспорта, взаимодействуют с аппаратами уголовного розыска по борьбе с угонами и кражами автомототранспортных средств. 5.5.3. Выявляют причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушению правил дорожного движения, иных противоправных действий в сфере дорожного движения, принимают меры в пределах своей компетенции по их устранению. 5.5.4. Осуществляют государственный контроль за соблюдением требований правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии. 5.5.5. Проверяют в установленном порядке знание водителями транспортных средств правил дорожного движения, наличие навыков управления транспортным средством, направляют водителей на медицинское освидетельствование для подтверждения их способности к управлению транспортными средствами, совместно с другими органами государственного управления принимают меры к совершенствованию условий дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий. 5.6. Подразделения вневедомственной охраны: 5.6.1. Осуществляют оперативное реагирование на срабатывание охранной сигнализации, установленной на объектах собственности, пресечение краж и задержание лиц, их совершающих. 5.6.2. Обеспечивают пресечение преступлений и административных правонарушений в зоне действия постов и маршрутов патрулирования нарядов милиции вневедомственной охраны, своевременную передачу информации о совершаемых правонарушениях в дежурные части территориальных органов внутренних дел. 5.6.3. Совместно с собственниками и территориальными подразделениями государственного пожарного надзора производят обследование состояния технической укрепленности охраняемых объектов. Составляют акты обследования с указанием сроков устранения выявленных недостатков. 5.6.4. Осуществляют меры по внедрению на охраняемых объектах средств охранно-пожарной сигнализации, в том числе промышленного телевидения. 5.6.5. Осуществляют на охраняемых объектах установленный пропускной режим, контроль за ввозом и вывозом товарно-материальных ценностей. Проводят мероприятия по оборудованию контрольно-пропускных пунктов турникетами, эстакадами, помещениями для досмотра, а также приборами и приспособлениями для обнаружения похищенной продукции. 5.6.6. Взаимодействуют с другими службами органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений, пресечении посягательств на охраняемую собственность, нарушений общественного порядка и задержании правонарушителей. Создают оперативные группы по борьбе с мелкими хищениями собственности. 5.6.7. С участием заинтересованных служб органов внутренних дел осуществляют инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций, вносят инициативные предложения и осуществляют мероприятия по передаче этих объектов под вневедомственную охрану. 5.6.8. Проводят мероприятия по предупреждению краж личного имущества граждан, улучшению взаимодействия с нарядами патрульно-постовой службы милиции, оперативно-поисковыми группами по борьбе с квартирными кражами. 5.6.9. Во взаимодействии с другими службами органов внутренних дел организуют разъяснительную работу среди населения по обеспечению сохранности личного имущества граждан. Производят оборудование средствами сигнализации и охрану на договорной основе квартир и других мест хранения имущества собственников. Сопровождают грузы, а также оказывают иные услуги по усилению защиты имущества от преступных посягательств. 5.6.10. Взаимодействуют с жилищно-коммунальными службами по защите подъездов жилых домов от проникновения посторонних лиц, оборудованию их переговорно-замочными устройствами (домофонами), кодовыми замками и иными техническими устройствами. Раздел VI. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДРУГИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 6.1. Подразделения предварительного следствия и подразделения дознания: 6.1.1. В соответствии с действующим законодательством при производстве предварительного следствия и дознания выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и вносят в соответствующие государственные органы, общественные объединения или должностным лицам представления о принятии мер по их устранению. 6.1.2. Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принимают меры по предупреждению повторных преступлений среди лиц, не взятых во время предварительного расследования под стражу. 6.1.3. Передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел и имеющие значение для предупреждения преступлений. 6.1.4. Обеспечивают производство предварительного расследования по делам несовершеннолетних наиболее квалифицированными следователями, как правило, прошедшими специальную подготовку. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации устанавливают сведения о личности правонарушителей и информируют об этом подразделения по делам несовершеннолетних. 6.1.5. При наличии достаточных оснований информируют соответствующие государственные органы о нарушении прав несовершеннолетних, недостатках и злоупотреблениях при их воспитании, создании условий, способствующих совершению ими преступлений, со стороны родителей, граждан, их заменяющих, и должностных лиц для принятия к ним мер, предусмотренных законодательством. 6.1.6. Выступают с сообщениями в учебных заведениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследования уголовных дел, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, с лекциями и беседами на правовые темы. Осуществляют публикации и выступления в средствах массовой информации по этим вопросам. 6.2. Учреждения системы исполнения наказаний: 6.2.1. Выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах, лечебно-трудовых профилакториях, и осуществляют меры по их устранению. 6.2.2. Принимают меры по устранению: 6.2.2.1. Нарушения законных прав осужденных, заключенных под стражу, а также лиц, содержащихся в ЛТП. 6.2.2.2. Необеспечения должной изоляции и надзора за поведением осужденных, заключенных под стражу, а также лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях. 6.2.2.3. Недостатков в воспитательной работе, трудовой занятости, материально-бытовом и медицинском обеспечении осужденных, заключенных под стражу, а также лиц, содержащихся в ЛТП. 6.2.3. Совместно с горрайорганами внутренних дел, на территории обслуживания которых дислоцируются учреждения системы исполнения наказаний, планируют и организуют патрулирование внешнего периметра ИТУ, СИЗО, ЛТП силами сотрудников этих учреждений и милиции. 6.2.4. Проводят работу по предупреждению преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и собственность работников учреждений, исполняющих наказание, военнослужащих внутренних войск и членов их семей; совместно с органами милиции принимают своевременные меры по их защите от преступных посягательств. 6.2.5. На основе полученных оперативных данных о преступных намерениях либо устойчивой противоправной ориентации лиц, освобождаемых из ИТУ или ЛТП, информируют об этом горрайлинорганы внутренних дел по месту их убытия. 6.3. Органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы: 6.3.1. Осуществляют государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, а также должностными лицами и гражданами. 6.3.2. Проводят обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений юридических лиц, в том числе объектов хранения материальных ценностей, оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. 6.3.3.Налагают в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности. 6.3.4. Во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями пожарной охраны и иными юридическими лицами осуществляют противопожарную пропаганду. 6.4. Подразделения паспортно-визовой службы: 6.4.1. В пределах своей компетенции взаимодействуют с другими службами и подразделениями МВД России, с подразделениями Федеральной миграционной службы, Министерства безопасности, других министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам предупреждения преступлений, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации. 6.4.2. Оказывают содействие подразделениям криминальной милиции в осуществлении розыска иностранных студентов, стажеров, аспирантов, уклоняющихся от выезда из России после окончания обучения в вузах Российской Федерации. 6.4.3. Принимают участие в доведении до сведения иностранных граждан информации об основных положениях правил пребывания иностранных граждан на территории России и мерах безопасности, соблюдение которых необходимо для предотвращения совершения в отношении их правонарушений. 6.4.4. Ставят вопрос перед компетентными органами о выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно проживающих на территории России либо нарушающих установленные для них правила пребывания, а также в случае совершения ими правонарушения. 6.4.5. Представляют в информационно-поисковую систему ГИЦ МВД России "Криминал" ставшие им известными сведения о правонарушениях иностранцев. 6.4.6. Выявляют и используют сведения о прошлых правонарушениях либо занятии противоправной деятельностью иностранных граждан для решения вопроса о запрещении им повторного въезда на территорию Российской Федерации. 6.4.7. Выявляют с целью привлечения к предусмотренной законодательством ответственности граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан, уклонившихся от прописки либо регистрации в органах внутренних дел их места жительства или места пребывания. 6.4.8. При осуществлении паспортно-визовой работы выявляют лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от суда и следствия, от выполнения принятых в отношении их судебных решений. Раздел VII. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (ГРУПП) ГОРРАЙЛИНОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Специализированные подразделения (отделы, отделения, группы) осуществляют: 7.1. Сбор, обобщение и анализ информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территории и объектах, структуре, динамике и уровне преступности, тенденциях ее развития. 7.2. Подготовку на основе проведенного анализа предложений начальнику горрайлиноргана о мерах совершенствования работы по предупреждению преступлений и адекватному реагированию на состояние криминогенной обстановки. 7.3. Организацию и проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений. 7.4. Подготовку обобщенных информаций в органы местного самоуправления о необходимости устранения причин и условий совершения преступлений, в том числе в связи с незащищенностью, неудовлетворительной укрепленностью вероятных объектов преступного посягательства. 7.5. Постоянное взаимодействие с соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, благотворительными и иными фондами, общественными объединениями по активизации их участия в решении вопросов социальной профилактики правонарушений, со средствами массовой информации. 7.6. Анализ и комплексную оценку результатов работы горрайлиноргана внутренних дел по предупреждению преступлений. 7.7. Специализированные подразделения органов внутренних дел на транспорте осуществляют также: 7.7.1. Обобщение практики предупреждения преступлений в сфере грузовых и пассажирских перевозок и подготовку соответствующих предложений в инстанции. 7.7.2. Взаимодействие с органами управления транспортом по вопросам предупреждения преступлений. Раздел VIII. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ 8.1. Эффективность работы по предупреждению преступлений определяется степенью ее положительного влияния на структуру, динамику и уровень преступности на территории республики, края, области, автономного образования, города, района, реальному состоянию общественного порядка и общественной безопасности на улицах и в других общественных местах, жилом секторе, на объектах транспорта и транспортных магистралях. 8.2. Основным критерием оценки деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений является мнение населения об этой работе. 8.3. Результаты работы органов внутренних дел по предупреждению преступлений оцениваются также: 8.3.1. По динамике и удельному весу тяжких преступлений в общей структуре преступности. 8.3.2. По динамике и удельному весу преступлений, предотвращенных на стадии приготовления либо покушения. 8.3.3. По соотношению количества выявленных малозначительных преступлений против личности с количеством тяжких и менее тяжких преступлений против личности. 8.3.4. По структуре, динамике и уровню преступлений, совершенных с участием несовершеннолетних. 8.3.5. По структуре, динамике и уровню хозяйственных преступлений и преступлений против собственности. 8.3.6. По структуре, динамике и уровню преступлений против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья населения. 8.3.7. По структуре и динамике административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, собственность и установленный порядок управления, состоянию административной практики органов внутренних дел. |