ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 3 декабря 1998 г. N 817 (НЦПИ) ------------------- (Изменения: приказ Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910; приказ Государственного таможенного комитета РФ от 28 января 2000 г. N 67). Во исполнение требований пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и пункта 20 Дисциплинарного устава таможенной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.98 N 1396, приказываю: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее - Инструкция). 2. Заместителям председателя ГТК России, начальникам управлений и самостоятельных отделов ГТК России, начальникам региональных таможенных управлений, таможен, руководителям организаций ГТК России, начальникам подразделений таможенных органов принять названную Инструкцию к неукоснительному исполнению. 3. Настоящий Приказ довести до сведения всех сотрудников таможенных органов и организаций ГТК России. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой. Председатель Комитета, генерал-полковник таможенной службы В.Г. ДРАГАНОВ 3 декабря 1998 г. N 817 Приложение к Приказу ГТК России от 3 декабря 1998 года N 817 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Настоящая Инструкция определяет в соответствии с пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации порядок организации и проведения служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (далее - дисциплина) сотрудниками таможенных органов Российской Федерации. 2. Служебная проверка - форма исполнения начальником таможенного органа Российской Федерации или организации, ГТК России (далее - начальник таможенного органа) должностных обязанностей, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 21.07.97 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федерального закона) и подпунктом 9 пункта 8 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав). 3. Служебная проверка (далее - проверка) проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины (далее - проступок), совершенного сотрудником таможенного органа (далее - сотрудник), или чрезвычайного происшествия в таможенном органе (далее - чрезвычайное происшествие), а также для выяснения обстоятельств и цели указания недостоверных данных в личных рекомендациях кандидатов, оформляемых на службу в таможенные органы. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 4. Задачами проверки являются: 1) установление обстоятельств, причин и условий совершения проступка или чрезвычайного происшествия; 2) установление конкретного сотрудника, совершившего проступок, и других причастных к его совершению лиц; 3) определение степени виновности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей конкретными сотрудниками; 4) выработка предложений о мере дисциплинарной или иной ответственности сотрудника, совершившего проступок; 5) выработка рекомендаций по организации и проведению мероприятий предупредительно - профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка (чрезвычайного происшествия). 5. В ходе проверки, в порядке, определенном настоящей Инструкцией, осуществляется гласный сбор и документальное оформление сведений, относящихся к проступку (чрезвычайному происшествию), в том числе: 1) устанавливается, действительно ли имел место проступок (чрезвычайное происшествие), время, место, обстоятельства, при которых он был совершен; 2) цели и мотивы совершения проступка (чрезвычайного происшествия); 3) наличие вины в действиях либо бездействии конкретных сотрудников и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими сотрудниками; 4) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного сотрудника; 5) личные и деловые качества сотрудника, совершившего проступок (чрезвычайное происшествие); 6) причины и условия, которые способствовали совершению проступка; 7) характер и размер ущерба, причиненного сотрудником, совершившим проступок. 6. Начальник таможенного органа при расследовании уголовного дела, возбужденного в отношении его сотрудника, обязан, одновременно с ходом расследования, организовать по месту службы проведение служебной проверки. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 7. Руководящий состав таможенного органа использует материалы проверки и рекомендации по ее результатам в своей повседневной деятельности в целях укрепления дисциплины подчиненных сотрудников, профилактике и недопущению проступков и чрезвычайных происшествий. II. Организация проверки 8. Поводом для назначения проверки являются: 1) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню происшествий в таможенной системе Российской Федерации, определенному Приказами ГТК России от 09.08.95 N 488 и от 17.09.97 N 557; 2) совершение сотрудником однократного грубого нарушения дисциплины, предусмотренного пунктом 18 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации; 3) факт нарушения дисциплины сотрудником, изложенный в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также сведения, содержащиеся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц; 4) в иных случаях - по усмотрению начальника таможенного органа. 9. Начальник таможенного органа, оценив сведения о характере проступка (чрезвычайном происшествии) и установив повод для проведения проверки, обязан принять незамедлительные меры к органзации ее проведения в отношении подчиненных сотрудников. Заместитель председателя ГТК России назначает проведение проверки в отношении сотрудников курируемых подразделений центрального аппарата ГТК России. 10. Проверка должна быть начата не позднее 3 дней с момента получения информации, которая явилась поводом для ее назначения, и закончена, как правило, не позднее 20 дней со дня ее назначения, если иной срок не установлен начальником таможенного органа. В отдельных случаях (отсутствие лиц или документов, которые могут существенно повлиять на результаты и выводы проверки, необходимость получения информации из другого таможенного органа, отдаленных населенных пунктов, пребывание сотрудника, в отношении которого проводится проверка, в отпуске или его болезнь, а также в других случаях) срок проведения проверки на основании приказа начальника таможенного органа может быть продлен, но не более чем на один месяц. 11. Начальник таможенного органа, в зависимости от обстоятельств совершения проступка, может поручить проведение проверки конкретному сотруднику или группе сотрудников (далее - комиссия). Сотрудник (председатель комиссии) при проведении проверки действует от имени начальника, который ее назначил. 12. Сотрудник, совершивший проступок, приказом начальника таможенного органа в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Федерального закона может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. 13. Временное отстранение от исполнения должностных обязанностей сотрудника, входящего в номенклатуру назначения начальника вышестоящего таможенного органа, производится по согласованию с указанным руководителем. 14. Сотрудник, временно отстраненный от исполнения должностных обязанностей, находится в распоряжении непосредственного начальника или начальника того структурного подразделения таможенного органа, которому он подчинен в приказе об отстранении. 15. При временном отстранении сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, средствам вычислительной техники и оргтехники, служебным документам и материалам. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 16. Проверка проводится на основании приказа (письменного указания или распоряжения) начальника таможенного органа, в котором указываются: 1) повод для проведения проверки, сведения о проступке или о чрезвычайном происшествии, должность сотрудника, в отношении которого проводится проверка, его специальное звание, фамилия, имя, отчество; 2) в случае временного отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей - дата отстранения и на какой срок; 3) должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника, уполномоченного провести проверку (или состав комиссии, ее председатель); 4) срок представления начальнику таможенного органа материалов проверки и заключения по ее результатам. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 17. Для проведения проверки в состав комиссии, в зависимости от специфики совершенного проступка (чрезвычайного происшествия), включаются сотрудники Управления кадровой службы, Управления организации таможенной службы, Управления безопасности, Правового управления, Регионального таможенного управления по борьбе с таможенными правонарушениями или сотрудники аналогичных структурных подразделений таможенных органов на местах. При необходимости в состав комиссии могут включаться сотрудники других структурных подразделений таможенного органа. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 18. Работу комиссии организует и направляет ее председатель, который несет ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения проверки. 19. Взаимодействие сотрудников при проведении проверки осуществляется в соответствии с "Временным порядком взаимодействия между структурными подразделениями центрального аппарата ГТК России, а также внутри других таможенных органов по предупреждению происшествий", утвержденным Приказом ГТК России от 09.08.95 N 488. 20. В компетенцию Управления собственной безопасности и его подразделений на местах входит проведение проверок по фактам: 1) преступного посягательства в отношении сотрудника таможенного органа (членов его семьи) в связи с исполнением должностных обязанностей; 2) возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника; 3) нападения на таможенные объекты, а также попыток агентурного внедрения преступных структур или несанкционированного технического (электронного) проникновения в таможенный орган; 4) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия, боеприпасов к ним или специальных средств, а также секретной или конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции Управления безопасности и его подразделений на местах; 5) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности сотрудником подразделения безопасности таможенного органа. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 21. Координация взаимодействия между подразделениями при проведении проверок возлагается на Главное управление кадров и кадровые аппараты таможенных органов на местах. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 22. Приказ (письменное распоряжение) начальника таможенного органа о назначении проверки - основание для получения сотрудником, проводящим проверку (членами комиссии), объяснений в письменном виде на имя начальника таможенного органа от сотрудников по вопросам, относящимся к проверке, ознакомления с документами таможенного органа (либо их изъятие), имеющими отношение к совершенному проступку (чрезвычайному происшествию), истребования их копий, а также получения заключений от специалистов по конкретным вопросам таможенного дела. 23. В состав комиссии для проведения проверки не привлекается: 1) сотрудник, совершивший проступок, по которому проводится проверка; 2) родственник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, или имеющий с последним дружеские (неприязненные) отношения сотрудник; 3) сотрудник, прямо подчиненный по службе сотруднику, в отношении которого проводится проверка. 24. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, имеет право: 1) вызывать сотрудников, а также приглашать граждан и получать от них на имя начальника, назначившего служебную проверку, письменные объяснения или иную информацию по существу проводимой проверки; 2) знакомиться с соответствующими документами таможенного органа, в случае необходимости приобщать их (или копии) к материалам проверки (в других организациях ознакомление с документами и снятие с них копий осуществляется с разрешения их руководителя); 3) требовать от сотрудников таможенного органа предоставления документов или информации, относящейся к проводимой проверке, для ознакомления с ними или приобщения к материалам проверки; 4) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа сотрудников (работников) в качестве экспертов или для выполнения в пределах их компетенции разовых поручений в интересах проверки; 5) получать консультации у специалистов по вопросам, требующим специальных знаний; 6) готовить проекты поручений или запросов в другие таможенные органы о предоставлении необходимой информации или выяснении обстоятельств, подлежащих установлению в ходе проверки; 7) выезжать на место совершения проступка (чрезвычайного происшествия); 8) документально оформлять сведения о совершении проступка (чрезвычайного происшествия) и фиксировать его место: - исполнять схемы места совершения проступка (чрезвычайного происшествия), фотографировать его, а также производить видеозапись; - составлять справки по содержанию изученных в ходе проверки документов, которые не представляется возможным приобщить к материалам проверки; - производить фотографирование, аудио- и видеозапись с согласия сотрудников и других лиц, дающих объяснения; - составлять справки об осмотре служебных документов и предметов; - временно изымать служебные документы или имущество таможенного органа. 25. Временное изъятие служебных документов или имущества производится по акту, первый экземпляр которого передается сотруднику, ответственному за их хранение, под расписку о получении акта. Второй экземпляр акта вместе с документами приобщается к материалам проверки. В акте также указывается, где хранится изъятое имущество или кому из сотрудников оно передано под ответственное хранение. 26. Истребование документов (или их копий) из государственных органов от юридических и физических лиц производится сотрудником, проводящим проверку, на основании запроса начальника таможенного органа. 27. На основании письменного запроса сотрудника, проводящего проверку, непосредственный начальник сотрудника, в отношении которого проводится проверка, обязан в установленные в запросе сроки представить на последнего служебную характеристику. 28. Сотрудник (председатель комиссии), проводящий проверку, обязан: 1) руководствоваться требованиями настоящей Инструкции; 2) ознакомить сотрудника, в отношении которого проводится проверка, с приказом, являющимся основанием для проведения проверки, и требованиями настоящей Инструкции; 3) соблюдать права и свободы человека и гражданина; 4) принять все меры, необходимые для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах проступка (чрезвычайного происшествия) и сотрудниках, причастных к его совершению; 5) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления, относящиеся к проверке и поступающие при ее проведении; 6) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать ее результаты до утверждения начальником таможенного органа заключения о результатах проверки, а также принимать необходимые меры по соблюдению требований режима секретности; (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) 7) незамедлительно письменно информировать начальника таможенного органа о нарушениях законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России, установленных в ходе проверки; 8) составить по итогам работы заключение о результатах проверки; 9) выработать предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности виновного сотрудника и мерах по профилактике проступка (чрезвычайного происшествия); 10) представить начальнику таможенного органа в установленные сроки материалы и заключение о результатах проверки. 29. Сотрудник (председатель комиссии), на которого возложено проведение проверки, проводит необходимую подготовительную работу, которая может включать в себя: 1) разработку плана проведения проверки; 2) изучение законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки; 3) изучение документов таможенного органа и личных дел сотрудников, имеющих отношение к проступку (чрезвычайному происшествию); 4) анализ данных о состоянии служебной дисциплины, изучение материалов предыдущих проверок; 5) другие мероприятия, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения проступка (чрезвычайного происшествия). 30. Начальник таможенного органа, при необходимости, утверждает план проведения проверки, инструктирует сотрудника (председателя комиссии) по конкретным вопросам, подлежащим выяснению в ходе ее проведения. 31. Начальник таможенного органа обязан обеспечить полноту и объективность проверки, соблюдение законности при ее проведении, оказывать всяческое содействие комиссии в предоставлении необходимой информации и создании условий для ее работы, а также своевременно информировать о ходе и результатах проверки начальника вышестоящего таможенного органа. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 23 декабря 1999 г. N 910) III. Порядок проведения проверки 32. В ходе проверки устанавливаются и документально оформляются сведения, относящиеся к проступку (чрезвычайному происшествию), указанные в пункте 5 настоящей Инструкции в целях решения задач, определенных пунктом 4 настоящей Инструкции. 33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: 1) давать письменные объяснения с изложением своего мнения по поводу совершенного проступка, заявлять о доказательствах по существу своего объяснения; 2) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им документов и материалов; 3) подать заявление об отводе сотрудника от проведения проверки, с конкретными доводами, объясняющими отвод; 4) знакомиться, в случае установления нарушений в его действиях, по окончании проверки с ее материалами и заключением о результатах проверки, что удостоверяется подписью сотрудника, в отношении которого проводилась проверка, на заключении о результатах проверки. В случае отказа от ознакомления с заключением или от подписи сотрудник, проводивший проверку, составляет акт. 34. Сотрудник, проводящий проверку, непосредственно получает письменные объяснения от сотрудника, совершившего проступок. По требованию сотрудника, проводившего проверку, письменные объяснения обязаны представить и другие сотрудники, имеющие отношение к проступку (чрезвычайному происшествию). 35. При необходимости вопросы, по которым даются объяснения, могут задаваться сотрудником, проводящим проверку, в письменной форме. 36. После получения письменного объяснения сотрудник, проводящий проверку, обязан в этом документе сделать запись о дате, времени и месте получения объяснения и указать свои должность, специальное звание, фамилию, имя и отчество, скрепив запись своей подписью. 37. В случае отказа сотрудника от письменных объяснений составляется акт, в котором указываются: 1) место, день и время составления акта; 2) должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество сотрудника, составившего акт, и сотрудников, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений; 3) содержание причин отказа сотрудника от письменных объяснений, которые излагаются в произвольной форме. Акт подписывается сотрудником, составившим его, и двумя членами комиссии либо другими сотрудниками, которые присутствовали при отказе от письменных объяснений (Приложение N 1). 38. По завершении проверки сотрудник (председатель комиссии) составляет заключение о результатах служебной проверки (далее - заключение), в котором излагаются: 1) основание и повод проведения проверки, должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество сотрудника (состав комиссии), ее проводившего; 2) сведения о времени, месте, обстоятельствах совершения проступка (чрезвычайного происшествия); 3) сведения о сотруднике, совершившем проступок (должность, специальное звание, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, время службы в таможенных органах, в занимаемой должности), и других лицах, причастных к совершению проступка (чрезвычайному происшествию); 4) мотивы и цели совершения сотрудником проступка (какие конкретно требования законов Российской Федерации, нормативных правовых актов ГТК России нарушены), степень виновности сотрудника; 5) причины и условия совершения проступка (чрезвычайного происшествия); 6) причинную связь проступка с должностными обязанностями сотрудника; 7) предложения о дисциплинарной ответственности виновных сотрудников; 8) данные о характере и размерах причиненного ущерба, предложения о порядке его возмещения; 9) предложения о проведении с сотрудниками таможенного органа необходимых воспитательно - профилактических мероприятий. 39. В тексте заключения даются ссылки на соответствующие страницы материала проверки. Заключение подписывается сотрудником, проводившим проверку (членами комиссии), и утверждается начальником таможенного органа. 40. При несогласии с выводами или с содержанием отдельных положений заключения член комиссии, подписав заключение, приобщает к нему свою объяснительную записку, в которой излагает свое особое мнение. 41. Материал проверки формируется в дело, в которое приобщаются: 1) документ (или его копия), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки; 2) копия приказа о назначении проверки; 3) объяснения сотрудников и иных лиц; 4) первичные документы (подлинники или ксерокопии); 5) справочные материалы; 6) служебная характеристика на сотрудника, в отношении которого проводилась проверка; 7) другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам; 8) заключение о результатах проверки; 9) копия приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался); 10) копия ответа автору заявления о результатах проверки и принятых мерах. Материал проверки нумеруется постранично, прошнуровывается и по нему составляется опись, которая заверяется сотрудником (председателем комиссии), проводящим проверку. 42. Копия заключения по результатам служебной проверки приобщается к личному делу сотрудника, в отношении которого она проводилась, и направляется в подразделение собственной безопасности таможенного органа для использования по службе. 43. Если в ходе проверки или по ее результатам будет обнаружено, что сотрудник совершил действия, указывающие на признаки преступления, начальник таможенного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в органы дознания или предварительного следствия. 44. Сотрудник, проводивший проверку, подготавливает по ее результатам проект приказа, как правило, совместно с уполномоченными на то сотрудниками кадровой и юридической служб таможенного органа. 45. Начальник таможенного органа незамедлительно, но не позднее 3 дней после утверждения заключения о результатах служебной проверки, проведение которой находится на контроле вышестоящего начальника таможенного органа, направляет последнему копии заключения и соответствующего приказа. 46. Материалы служебной проверки предоставляются для ознакомления только с разрешения начальника, назначившего ее проведение, по запросу органов прокуратуры или в иных случаях по решению начальника таможенного органа. 47. По завершении проверки ее материалы хранятся в кадровых подразделениях в течение 3-х лет, после чего подлежат уничтожению в установленном порядке. (В ред. приказа Государственного таможенного комитета РФ от 28 нваря 2000 г. N 67) Приложение N 1 к Инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации ---------------------------------------------------------------------- (наименование таможенного органа) г. Нск "--" ------------ 199- года АКТ Мною ------------------------------------------------------------ (должность, специальное звание, ф.и.о.) составлен настоящий акт о нижеследующем: сегодня -------------- в --------------------------------------------- (время) (указать место, в том числе N служебного кабинета) в присутствии -------------------------------------------------------- (указать должность, специальное звание, ф.и.о. ---------------------------------------------------------------------- сотрудников) ---------------------------------------------------------------------- сотрудник ------------------------------------------------------------ (должность, специальное звание, ф.и.о.) отказался от предоставления письменных объяснений -------------------- (указать существо --------------------------------------------. Свой отказ от письменных вопроса) объяснений ------------------ мотивировал: --------------------------- (ф.и.о.) ---------------------------------------------------------------------- (в произвольной форме изложить причины отказа от предоставления объяснений) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Содержание данного акта подтверждаем личными подписями ------------------------- подпись ---------------------------------- (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия) ------------------------- подпись ---------------------------------- (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия) Настоящий акт составили ------------------------- подпись ---------------------------------- (должность, спец. звание) дата (инициалы, фамилия) |