О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ. Письмо. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 09.07.93 8-5/87

                   О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ
                      НОТАРИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ
                            9 июля 1993 г.
                               N 8-5/87
     
                                 (Д)
     
     В связи    с   поступающими   запросами   по   применению   Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате Министерство юстиции
Российской Федерации считает необходимым разъяснить следующее.
     1. Практическая деятельность органов юстиции по реализации  Основ
законодательства   о   нотариате   и  становлению  института  частного
нотариата должна быть подчинена решению  главной  задачи  -  улучшению
нотариального обслуживания граждан и юридических лиц,  гарантированной
защите их прав и законных интересов,  обеспечению условий максимальной
доступности нотариальных услуг.  Частный нотариат, находясь в процессе
становления,  пока не может в полном объеме заменить  государственный.
Как показывает практика, в ряде мест сложилась ситуация, когда частные
нотариусы недоступны для основной массы граждан и юридических  лиц  по
различным причинам:
     избирательный подход  к  клиентам  по   принципу   "выгодный"   и
"невыгодный",  отсутствие  информации  об  образовании частных контор,
открытие частных нотариальных контор в "закрытых"  помещениях  банков,
коммерческих структур и т.п.  Все это порождает дополнительный дефицит
нотариальных услуг.  В связи с этим  развитие  частного  нотариата  не
должно  форсироваться  искусственно или осуществляться принудительными
методами в ущерб нормальному функционированию системы государственного
нотариата.
     2. В  соответствии  со  ст.  3,  7,  12  Основ   законодательства
Российской  Федерации  о  нотариате органы юстиции республик в составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей,  городов  Москвы  и  Санкт  - Петербурга уполномачиваются на
выдачу  лицензий  на  право  нотариальной  деятельности,  открытие   и
упразднение    государственных    нотариальных    контор,    наделение
государственных и частных нотариусов полномочиями.
     Лицензии на  право  нотариальной  деятельности должны быть выданы
всем государственным нотариусам независимо от того,  намерены  ли  они
начать частную практику или нет.
     3. В соответствии с Основами законодательства о нотариате вопросы
учреждения   должностей   нотариусов,   определения   их  численности,
замещения временно отсутствующих нотариусов (ст.  12,  20) и некоторые
другие решаются органами юстиции совместно с нотариальными палатами.
     В случае,  если в регионе нотариальная палата не  создана,  орган
юстиции впредь до ее создания,  в случаях, не терпящих отлагательства,
самостоятельно   решает   вопросы,   относящиеся   к   совместному   с
нотариальной палатой ведению.
     В соответствии  со  ст.  24  Основ  законодательства   Российской
Федерации  о  нотариате  устав  нотариальной  палаты  регистрируется в
порядке,   установленном   для   регистрации   уставов    общественных
объединений. О регистрации нотариальных палат органам юстиции надлежит
информировать Министерство юстиции Российской Федерации.
     4. Основы   законодательства  Российской  Федерации  о  нотариате
наделяют   и   государственного,   и   частнопрактикующего   нотариуса
одинаковым  правовым  статусом,  и  тот и другой нотариус действует от
имени  Российской  Федерации.  Лицо,  получившее  лицензию  на   право
нотариальной  деятельности,  самостоятельно  определяет для себя сферу
последующей  профессиональной  деятельности  в   государственном   или
частном нотариате.
     Исходя из  этого   принципа,   становление   частного   нотариата
недопустимо  за  счет ликвидации должностей государственных нотариусов
даже в том случае,  если государственный нотариус перешел  на  частную
практику, а должность осталась вакантной.
     Орган юстиции   в   установленном   порядке   должен   определить
численность    нотариусов,   необходимую   для   полного   обеспечения
потребности в нотариальных услугах и,  в зависимости от  желания  лиц,
подавших заявления, решить вопрос об учреждении должностей нотариусов.
     5. В соответствии с требованиями ст.  17 Основ к частной практике
не может приступить нотариус, не заключивший договор страхования своей
деятельности, поскольку при этих обстоятельствах нотариальные действия
могут быть оспорены сторонами,  а в случае их неправомерности нотариус
окажется не в состоянии возместить причиненный ущерб.
     6. Постановлением   Верховного   Совета  Российской  Федерации  о
порядке  введения  в  действие   Основ   рекомендовано   предоставлять
нотариусам,   перешедшим   на   частную  практику,  право  пользования
помещениями,  в которых размещены государственные нотариальные конторы
(пп. "д" п. 3).
     Эта рекомендация не означает,  однако,  обязательность  выделения
частным  нотариусам таких помещений,  особенно в тех случаях,  когда в
них  остаются  государственные  нотариусы  и   нет   возможности   для
обеспечения условий совершения нотариальных действий,  предусмотренных
законодательством,  в   частности,   соблюдения   тайны   нотариальных
действий, требований к культуре приема посетителей и т.д.
     Исходя из смысла ст.  8 и 20  Основ  законодательства  Российской
Федерации  о  нотариате,  нотариальные  действия  должны совершаться в
помещении   нотариальной   конторы,   как   государственной,   так   и
частнопрактикующего   нотариуса,   место   нахождения  которой  должно
совпадать с юридическим адресом  нотариуса,  за  исключением  случаев,
когда   эти   действия  совершаются  вне  указанного  помещения,  если
граждане, для которых они совершаются, по болезни, инвалидности или по
другой  уважительной причине не могут явиться в помещение нотариальной
конторы.
     Органам юстиции  необходимо  через  средства  массовой информации
довести до  сведения  населения  и  организаций  об  открытии  частных
нотариальных контор, месте их нахождения и режиме работы.
     7. Лицам,  работающим не  менее  одного  года  в  государственных
нотариальных       конторах       консультантами,       архивариусами,
делопроизводителями,  заведующими  канцелярией  и  другим  работникам,
связанным  с  нотариальным  производством и имеющим высшее юридическое
образование, время работы в государственной нотариальной конторе может
быть засчитано как стажировка.  После сдачи квалификационного экзамена
и получения лицензии эти лица вправе претендовать на занятие вакантной
должности нотариуса в государственной нотариальной конторе.
     В тех   случаях,   когда   лица,   имеющие   высшее   юридическое
образование,  уже  занимали ранее должности нотариусов,  а в настоящее
время выполняют в органах юстиции работу,непосредственно  связанную  с
руководством нотариатом (специалисты по нотариату,  начальники отделов
нотариата,  руководители   органов   юстиции   и   др.),   они   также
освобождаются  от  стажировки.  Для  получения  лицензии им необходимо
сдать квалификационный экзамен.
     Лицам с  высшим  юридическим  образованием,  работавшим  ранее не
менее  одного   года   государственными   нотариусами,   этот   период
засчитывается  как  стажировка  и  они допускаются к квалификационному
экзамену, если со времени оставления работы нотариусом прошло не более
трех лет.
     8. Основы законодательства Российской Федерации  о  нотариате  не
предусматривают   в   системе   государственного  нотариата  должности
старшего нотариуса,  поскольку компетенция всех нотариусов  равна;  не
предусмотрено   и   иных  должностей,  например,  заведующих  архивом,
канцелярией и т.п.,  хотя необходимость в них в крупных многосоставных
нотариальных  конторах  сохраняется  и оправдана практикой.  В связи с
этим один из нотариусов  государственной  нотариальной  конторы  может
называться   "нотариус   -   руководитель   нотариальной   конторы"  с
возложением на него административных функций с соответствующей оплатой
применительно  к  разрядам  оплаты труда,  утвержденным для работников
государственных нотариальных контор Постановлением Министерства  труда
Российской Федерации от 17 мая 1993 г. N 107.
     9. Орган  юстиции  вправе  определить  нотариальный   округ   для
государственных      и      частных      нотариусов     в     пределах
административно-территориального деления,  имея в виду, что в регионах
с  небольшими  по площади районами нотариальный округ может включать в
себя два - три и более районов.
     10. Нотариус должен иметь личную печать с реквизитами, указанными
в ст.  11 Основ.  Изображение герба на печати  должно  соответствовать
описанию, изложенному в ст. 180 Конституции Российской Федерации.
     11. Необходимо  довести  до   сведения   всех   нотариусов,   что
нотариальные  документы,  подлежащие использованию за границей,  могут
быть легализованы только в  том  случае,  если  нотариальное  действие
произведено нотариусом,  образец подписи и печати которого через орган
юстиции направлен в Министерство юстиции Российской Федерации.
     12. В  соответствии  с  приказом  Министерства юстиции Российской
Федерации от 26.03.93 г.  за N 40/16-01 не позднее 10 июля сего года в
Министерство  юстиции  должны  быть  направлены  сведения  о  выданных
лицензиях и назначениях на должность в форме  реестра,  приведенной  в
приложении N 2 к указанному приказу.
     13. Считать утратившим силу пункты 1.3 и  4  письма  Министерства
юстиции от 29.04.93 г. N 15-2/60.
     

И.О. Министра юстиции
Российской Федерации                                     Ю.Х. Калмыков