О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ 9 июля 1993 г. N 8-5/87 (Д) В связи с поступающими запросами по применению Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Министерство юстиции Российской Федерации считает необходимым разъяснить следующее. 1. Практическая деятельность органов юстиции по реализации Основ законодательства о нотариате и становлению института частного нотариата должна быть подчинена решению главной задачи - улучшению нотариального обслуживания граждан и юридических лиц, гарантированной защите их прав и законных интересов, обеспечению условий максимальной доступности нотариальных услуг. Частный нотариат, находясь в процессе становления, пока не может в полном объеме заменить государственный. Как показывает практика, в ряде мест сложилась ситуация, когда частные нотариусы недоступны для основной массы граждан и юридических лиц по различным причинам: избирательный подход к клиентам по принципу "выгодный" и "невыгодный", отсутствие информации об образовании частных контор, открытие частных нотариальных контор в "закрытых" помещениях банков, коммерческих структур и т.п. Все это порождает дополнительный дефицит нотариальных услуг. В связи с этим развитие частного нотариата не должно форсироваться искусственно или осуществляться принудительными методами в ущерб нормальному функционированию системы государственного нотариата. 2. В соответствии со ст. 3, 7, 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате органы юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга уполномачиваются на выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, открытие и упразднение государственных нотариальных контор, наделение государственных и частных нотариусов полномочиями. Лицензии на право нотариальной деятельности должны быть выданы всем государственным нотариусам независимо от того, намерены ли они начать частную практику или нет. 3. В соответствии с Основами законодательства о нотариате вопросы учреждения должностей нотариусов, определения их численности, замещения временно отсутствующих нотариусов (ст. 12, 20) и некоторые другие решаются органами юстиции совместно с нотариальными палатами. В случае, если в регионе нотариальная палата не создана, орган юстиции впредь до ее создания, в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к совместному с нотариальной палатой ведению. В соответствии со ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устав нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. О регистрации нотариальных палат органам юстиции надлежит информировать Министерство юстиции Российской Федерации. 4. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате наделяют и государственного, и частнопрактикующего нотариуса одинаковым правовым статусом, и тот и другой нотариус действует от имени Российской Федерации. Лицо, получившее лицензию на право нотариальной деятельности, самостоятельно определяет для себя сферу последующей профессиональной деятельности в государственном или частном нотариате. Исходя из этого принципа, становление частного нотариата недопустимо за счет ликвидации должностей государственных нотариусов даже в том случае, если государственный нотариус перешел на частную практику, а должность осталась вакантной. Орган юстиции в установленном порядке должен определить численность нотариусов, необходимую для полного обеспечения потребности в нотариальных услугах и, в зависимости от желания лиц, подавших заявления, решить вопрос об учреждении должностей нотариусов. 5. В соответствии с требованиями ст. 17 Основ к частной практике не может приступить нотариус, не заключивший договор страхования своей деятельности, поскольку при этих обстоятельствах нотариальные действия могут быть оспорены сторонами, а в случае их неправомерности нотариус окажется не в состоянии возместить причиненный ущерб. 6. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие Основ рекомендовано предоставлять нотариусам, перешедшим на частную практику, право пользования помещениями, в которых размещены государственные нотариальные конторы (пп. "д" п. 3). Эта рекомендация не означает, однако, обязательность выделения частным нотариусам таких помещений, особенно в тех случаях, когда в них остаются государственные нотариусы и нет возможности для обеспечения условий совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в частности, соблюдения тайны нотариальных действий, требований к культуре приема посетителей и т.д. Исходя из смысла ст. 8 и 20 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариальные действия должны совершаться в помещении нотариальной конторы, как государственной, так и частнопрактикующего нотариуса, место нахождения которой должно совпадать с юридическим адресом нотариуса, за исключением случаев, когда эти действия совершаются вне указанного помещения, если граждане, для которых они совершаются, по болезни, инвалидности или по другой уважительной причине не могут явиться в помещение нотариальной конторы. Органам юстиции необходимо через средства массовой информации довести до сведения населения и организаций об открытии частных нотариальных контор, месте их нахождения и режиме работы. 7. Лицам, работающим не менее одного года в государственных нотариальных конторах консультантами, архивариусами, делопроизводителями, заведующими канцелярией и другим работникам, связанным с нотариальным производством и имеющим высшее юридическое образование, время работы в государственной нотариальной конторе может быть засчитано как стажировка. После сдачи квалификационного экзамена и получения лицензии эти лица вправе претендовать на занятие вакантной должности нотариуса в государственной нотариальной конторе. В тех случаях, когда лица, имеющие высшее юридическое образование, уже занимали ранее должности нотариусов, а в настоящее время выполняют в органах юстиции работу,непосредственно связанную с руководством нотариатом (специалисты по нотариату, начальники отделов нотариата, руководители органов юстиции и др.), они также освобождаются от стажировки. Для получения лицензии им необходимо сдать квалификационный экзамен. Лицам с высшим юридическим образованием, работавшим ранее не менее одного года государственными нотариусами, этот период засчитывается как стажировка и они допускаются к квалификационному экзамену, если со времени оставления работы нотариусом прошло не более трех лет. 8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате не предусматривают в системе государственного нотариата должности старшего нотариуса, поскольку компетенция всех нотариусов равна; не предусмотрено и иных должностей, например, заведующих архивом, канцелярией и т.п., хотя необходимость в них в крупных многосоставных нотариальных конторах сохраняется и оправдана практикой. В связи с этим один из нотариусов государственной нотариальной конторы может называться "нотариус - руководитель нотариальной конторы" с возложением на него административных функций с соответствующей оплатой применительно к разрядам оплаты труда, утвержденным для работников государственных нотариальных контор Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 17 мая 1993 г. N 107. 9. Орган юстиции вправе определить нотариальный округ для государственных и частных нотариусов в пределах административно-территориального деления, имея в виду, что в регионах с небольшими по площади районами нотариальный округ может включать в себя два - три и более районов. 10. Нотариус должен иметь личную печать с реквизитами, указанными в ст. 11 Основ. Изображение герба на печати должно соответствовать описанию, изложенному в ст. 180 Конституции Российской Федерации. 11. Необходимо довести до сведения всех нотариусов, что нотариальные документы, подлежащие использованию за границей, могут быть легализованы только в том случае, если нотариальное действие произведено нотариусом, образец подписи и печати которого через орган юстиции направлен в Министерство юстиции Российской Федерации. 12. В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.03.93 г. за N 40/16-01 не позднее 10 июля сего года в Министерство юстиции должны быть направлены сведения о выданных лицензиях и назначениях на должность в форме реестра, приведенной в приложении N 2 к указанному приказу. 13. Считать утратившим силу пункты 1.3 и 4 письма Министерства юстиции от 29.04.93 г. N 15-2/60. И.О. Министра юстиции Российской Федерации Ю.Х. Калмыков |