ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАРТА 1993 ГОДА "О РЕФОРМИРОВАНИИ ВОЕННЫХ СТРУКТУР ПОГРАНИЧНЫХ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖК. Постановление. Конституционный Суд РФ. 15.09.93 16-П

              ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА
        ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 МАРТА 1993 ГОДА
           "О РЕФОРМИРОВАНИИ ВОЕННЫХ СТРУКТУР ПОГРАНИЧНЫХ И
          ВНУТРЕННИХ ВОЙСК НА ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО
            РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
              ПОДДЕРЖКЕ КАЗАЧЕСТВА" В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ
                   НЕСЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ КАЗАКАМИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                         15 сентября 1993 г.
                                N 16-П

                                 (Д)




                     Именем  Российской Федерации

     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
В.Д.Зорькина,    заместителя   Председателя   Н.В.Витрука,   секретаря
Ю.Д.Рудкина,  судей  Э.М.Аметистова,  Н.Т.Ведерникова,   Г.А.Гаджиева,
А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева,
О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева,
     с участием  представителей  стороны,  направившей  ходатайство  в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  С.В.Володина  -  первого
заместителя   заведующего   юридическим   отделом   Верховного  Совета
Российской  Федерации,  В.Г.Вишнякова  -  доктора  юридических   наук;
представителя стороны,  издавшей рассматриваемый Указ, В.А.Михайлова -
заместителя   председателя   Государственного   комитета    Российской
Федерации по делам федерации и национальностей,
     руководствуясь частью  первой   статьи   165   и   статьи   165\1
Конституции  Российской  Федерации,  пунктом  1 части второй статьи 1,
частью второй статьи 32, пунктом 3 части первой и частью второй статьи
57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
Указа  Президента  Российской Федерации от 15 марта 1993 года N 341 "О
реформировании военных структур,  пограничных и  внутренних  войск  на
территории   Северо-Кавказского   региона   Российской   Федерации   и
государственной поддержке  казачества"  в  части,  касающейся  несения
военной службы казаками.
     Поводом к рассмотрению дела,  согласно части четвертой статьи  58
Закона   о   Конституционном   Суде   Российской   Федерации,  явилось
ходатайство  Верховного  Совета  Российской   Федерации,   в   котором
содержится  требование  признать  названный Указ Президента Российской
Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации в части,
касающейся несения военной службы казаками.
     Основанием к  рассмотрению   Конституционным   Судом   Российской
Федерации  данного  дела,  согласно  части  первой  статьи 58 Закона о
Конституционном  Суде  Российской  Федерации,  явилась  обнаружившаяся
неопределенность  в  вопросе о том,  соответствует ли названный Указ в
части,  касающейся  несения  военной  службы   казаками,   Конституции
Российской  Федерации  с  точки  зрения  установленного  в  Российской
Федерации  разделения  законодательной,  исполнительной   и   судебной
властей, закрепленного Конституцией Российской Федерации разграничения
компетенции между высшими органами государственной власти и управления
Российской Федерации.
     Заслушав выступления   судей-докладчиков,   объяснения    сторон,
показания экспертов,  изучив представленные документы, Конституционный
Суд Российской Федерации,  руководствуясь частью четвертой статьи 1  и
статьей   32  Закона  о  Конституционном  Суде  Российской  Федерации,
установил:

     1. Президент Российской Федерации 15 марта 1993 года издал Указ N
341 "О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск
на  территории  Северо-Кавказского  региона  Российской  Федерации   и
государственной    поддержке    качества",   которым,   в   частности,
установлено,  что казаки  проходят  военную  службу,  как  правило,  в
казачьих  соединениях  и  частях Вооруженных Сил Российской Федерации,
пограничных  войск  Министерства  безопасности  Российской  Федерации,
специальных   казачьих   моторизованных   воинских   частях  и  частях
оперативного назначения внутренних войск Министерства  внутренних  дел
Российской  Федерации в соответствии с законом Российской Федерации от
11 февраля 1993 года "О  воинской  обязанности  и  военной  службе"  и
общевоинскими   уставами   Вооруженных   Сил   Российской   Федерации.
Министерствам  обороны,  безопасности  и  внутренних  дел   Российской
Федерации  предписывается  утвердить  перечень  казачьих  соединений и
частей в рамках существующих структур и численности  названных  войск;
внести  в  установленном  порядке  предложения  по присвоению казачьим
соединениям и частям традиционных казачьих наименований  и  дополнению
действующих    законодательных   актов   нормами,   предусматривающими
учреждение  казачьих  воинских  званий,  парадной   формы   одежды   и
отличительных  знаков;  при  подготовке  проектов общевоинских уставов
Вооруженных Сил Российской Федерации и проекта закона о формировании и
подготовке резерва Вооруженных Сил, федеральных органов безопасности и
пограничных войск Российской Федерации учесть предложения казачества.
     По мнению    ходатайствующей    стороны,   рассматриваемый   Указ
Президента Российской Федерации устанавливает особый  порядок  несения
военной службы казаками и в силу этого не соответствует статьям 1,  3,
29, 67\10, 104, 109, 121\5, и 121\8 Конституции Российской Федерации с
точки  зрения  разделения  властей  и  разграничения компетенции между
высшими  органами  государственной  власти  и  управления   Российской
Федерации.

     2. Законом  Российской  Федерации  от  26  апреля  1991  года  "О
реабилитации  репрессированных  народов"  казачество  как  исторически
сложившаяся  культурно-этническая  общность признано репрессированным.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 года N  632  "О
мерах  по  реализации  Закона  Российской  Федерации  "О  реабилитации
репрессированных народов" в  отношении  казачества"  и  постановлением
Верховного  Совета  Российской  Федерации  от  16  июля  1992  года "О
реабилитации   казачества"   в   целях   восстановления   исторической
справедливости  и  полной  реабилитации  казачества  предусматривается
поэтапное экономическое и культурное  возрождение  казачества,  даются
поручения  и  рекомендации Правительству и ряду министерств Российской
Федерации   о   разработке   государственной   программы   возрождения
российского казачества.
     В частности,  статья 3 названного постановления Верховного Совета
Российской Федерации от 16 июля 1992 года предусматривает возрождение,
в пределах действующего законодательства, традиционного для казачества
несения  военной  службы  в частях Вооруженных Сил и Пограничных войск
Российской  Федерации,  а  пунктом  7  Указа   Президента   Российской
Федерации  от  15  июня  1992  года  N  632  министерствам  обороны  и
внутренних   дел   Российской   Федерации    совместно    с    другими
заинтересованными  органами  поручается внести предложения о порядке и
особенностях прохождения представителями казачества военной службы,  а
также охраны границы и общественного порядка.
     Таким образом,   рассматриваемый   Указ   Президента   Российской
Федерации основывается на ранее принятых актах и формирует механизм их
реализации.
     Из Указа не следует, что им установлен особый порядок прохождения
военной  службы  казаками,  как   это   утверждается   ходатайствующей
стороной.  Напротив, в нем указано, что казаки проходят военную службу
в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской  обязанности
и  военной службе" и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской
Федерации.  Это согласуется со статьей  67\10  Конституции  Российской
Федерации,   по   которой  граждане  России  несут  военную  службу  в
соответствии с федеральным законом.
     Согласно статье   29  Конституции  Российской  Федерации  правила
призыва на военную службу и ее несение военнослужащими устанавливаются
законом. Это конституционное положение реализовано в Законе Российской
Федерации от 11 февраля 1993 года "О воинской  обязанности  и  военной
службе" и от 24 сентября 1992 года "Об обороне",  регулирующих порядок
призыва, воинского учета и подготовки граждан к военной службе.
     Осуществление закрепленных  в  данных  нормативных  актах  мер по
комплектованию Вооруженных  Сил  возложено  на  органы  исполнительной
власти. Так, в соответствии с частью второй статьи 8 Закона Российской
Федерации "О  воинской  обязанности  и  военной  службе"  комиссия  по
постановке  граждан  на  воинский  учет  утверждается  решением  главы
местной администрации; в соответствии с частью первой статьи 23 Закона
призыв граждан на военную службу организует глава администрации района
или города совместно с военным  комиссаром  района  или  города.  Этим
нормам   соответствует   положение   Указа,  регламентирующее  вопросы
организации воинского учета  и  призыва  на  военную  службу  казаков.
Рекомендованные   главам   администрации  на  территориях  компактного
проживания казачества меры по подготовке  молодежи  к  военной  службе
также   основаны   на   положениях   раздела   III   Закона.   Участие
представителей   казачества   в   решении   вопросов    комплектования
Вооруженных   Сил   не   противоречит  и  статье  26  Закона,  которая
предусматривает возможность  включения  в  состав  призывных  комиссий
наряду с должностными лицами также иных лиц.
     Таким образом,  вопросы организации воинского учета и  подготовки
казаков  к  военной  службе,  их  призыва  на военную службу и учебные
сборы,  а  также  несения  ими  военной  службы  решаются  в  Указе  в
соответствии с действующим законодательством;  каких-либо привилегий и
преимуществ,  на что ссылается ходатайствующая  сторона,  для  них  не
предусматривается;    в    полной   мере   сохраняется   для   казаков
экстерриториальный принцип комплектования Вооруженных  Сил  Российской
Федерации,  установленный  в  части первой статьи 12 Закона Российской
Федерации "Об обороне".

     3. Положение пункта 2 рассматриваемого Указа устанавливающее, что
казаки проходят военную службу,  как правило, в казачьих соединениях и
частях   Вооруженных   Сил  Российской  Федерации,  Пограничных  войск
Министерства безопасности Российской Федерации,  специальных  казачьих
моторизованных   воинских  частях  и  частях  оперативного  назначения
внутренних войск Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации,
соответствует  постановлению Верховного Совета Российской Федерации от
16  июля  1992  года  "О  реабилитации   казачества".   Данным   актом
Правительству  было  рекомендовано  до  1 ноября 1992 года разработать
нормативные  акты,  регулирующие  порядок  применения  признанных   за
казачеством  прав,  в  том  числе  касающихся несения военной службы в
частях Вооруженных Сил и Пограничных войск Российской Федерации. Кроме
того,  в части второй пункта 3 этого постановления предусмотрено,  что
признанные за казачеством  права,  в  том  числе  на  несение  военной
службы,   обеспечиваются   Верховным   Советом  Российской  Федерации,
Верховными  Советами  республик  в   составе   Российской   Федерации,
краевыми,  областными  Советами народных депутатов,  Советами народных
депутатов  автономной  области,  автономных  округов,   Московским   и
Санкт-Петербургским   городскими   Советами   народных   депутатов   и
исполнительными органами соответствующих уровней.

     4. Пункт  3,  подпункты "в" и "г" пункта 5 рассматриваемого Указа
предписывают министерствам  обороны,  безопасности  и  внутренних  дел
Российской  Федерации  внести  в  установленном порядке предложения по
присвоению  казачьим  соединениям  и  частям   традиционных   казачьих
наименований   и   по   дополнению   законодательных   актов  нормами,
предусматривающими учреждение казачьих воинских званий, парадной формы
одежды  и  отличительных знаков;  при подготовке проектов общевоинских
уставов Вооруженных  Сил  Российской  Федерации  и  проекта  закона  о
формировании и подготовке резерва Вооруженных Сил, федеральных органов
безопасности  и  Пограничных   войск   Российской   Федерации   учесть
предложения казачества.
     Президент Российской Федерации,  который согласно пункту 6 статьи
121\5 Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации от
22 декабря 1992 года "О Совете Министров  -  Правительстве  Российской
Федерации"  руководит деятельностью Правительства и принимает в рамках
действующего  законодательства  меры  для  эффективного  осуществления
Правительством  своих  полномочий,  правомочен  давать соответствующие
поручения Правительству и министерствам, оформлять их в виде указа или
распоряжения.
     Следовательно, Президент    Российской    Федерации    правомерно
возлагает  на  соответствующие министерства подготовку предложений,  в
том числе в области обороны и обеспечения государственной безопасности
Российской  Федерации,  реализация  которых  связана  с их оформлением
актами Верховного Совета и Правительства Российской Федерации.
     Одновременно пунктом   3   рассматриваемого  Указа  министерствам
обороны,  безопасности   и   внутренних   дел   Российской   Федерации
предписывается  утвердить  перечень  казачьих  соединений  и  частей в
рамках существующих структур и численности войск.  Данное  предписание
не   изменяет  состава  Вооруженных  Сил  и  других  войск  Российской
Федерации и не противоречит,  в частности, статье 11 Закона Российской
Федерации  "Об обороне",  согласно которой Вооруженные Силы Российской
Федерации состоят  из  органов  управления,  объединений,  соединений,
воинских частей,  учреждений,  военных академий, институтов и училищ и
статье 4 Закона Российской Федерации  от  24  сентября  1992  года  "О
внутренних войсках  Министерства  внутренних дел Российской Федерации"
согласно которой внутренние войска МВД Российской Федерации состоят из
воинских  частей  оперативного назначения и специальных моторизованных
воинских частей.
     Президент Российской Федерации,  являясь высшим должностным лицом
Российской Федерации  и  главой  исполнительной  власти  в  Российской
Федерации   (часть   первая   статьи   121\1   Конституции  Российской
Федерации),  согласно части первой пункта 11 статьи 121\5  Конституции
Российской  Федерации  принимает меры по обеспечению государственной и
общественной безопасности страны.  Согласно  части  первой  статьи  12
Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года "О безопасности" силы
и средства безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации
в  соответствии  с  решениями  Верховного  Совета,  указами Президента
Российской  Федерации,   программами   обеспечения   безопасности,   а
Вооруженные Силы,  федеральные органы безопасности,  органы внутренних
дел,  пограничные войска и  внутренние  войска  входят  в  состав  сил
обеспечения безопасности.
     Возможность принятия Президентом Российской Федерации (в пределах
предусмотренных  законодательством полномочий) правовых актов в данной
сфере вытекает и из статьи 2 Закона Российской Федерации  "О  воинской
обязанности  и военной службе",  часть первая которой определяет,  что
"законодательство  Российской  Федерации  о  воинской  обязанности   и
военной   службе   основывается   на   Конституции  (Основном  законе)
Российской  Федерации,  включает  Закон   Российской   Федерации   "Об
обороне",  настоящий Закон, а также другие законы Российской Федерации
и иные правовые акты  органов  государственной  власти  и  управления,
местных Советов народных депутатов,  местной администрации, принятые в
пределах их полномочий".
     Таким образом,   рассматриваемым   Указом  Президента  Российской
Федерации не устанавливается особый  порядок  несения  военной  службы
казаками  и  не  создаются  новые  виды  воинских соединений и частей,
существующим  воинским   соединениям   и   частям   не   присваиваются
традиционные  казачьи  наименования,  а в законодательство не вводятся
новые нормы о казачьих воинских званиях,  парадной форме одежды  и  не
меняются  правила воинского учета и призыва граждан на военную службу.
Расширительное истолкование Указа Президента  Российской  Федерации  в
смысле предоставления казакам привилегий и льгот в несении службы,  не
предусмотренных  законами  Российской  Федерации,   не   соответствует
Конституции    Российской    Федерации    и    конкретизирующему    ее
законодательству  в  области  обороны  и  обеспечения  государственной
безопасности.
     Рассмотрение во взаимосвязи норм Конституции и законов Российской
Федерации   позволяет   сделать  вывод  о  том,  что  Указ  Президента
Российской Федерации от 15 марта 1993 года "О  реформировании  военных
структур,    пограничных    и    внутренних    войск   на   территории
Северо-Кавказского  региона  Российской  Федерации  и  государственной
поддержке  казачества"  в  части,  касающейся  несения  военной службы
казаками,  соответствует  Конституции  Российской  Федерации  с  точки
зрения    установленного    в    Российской    Федерации    разделения
законодательной,  исполнительной и судебной  властей  и  разграничения
компетенции между высшими органами государственной власти и управления
Российской Федерации (статьи 1, 3, 4, 109, 121\1, 121\5 и 121\8).
     На основании  изложенного  и  руководствуясь пунктами 5 и 6 части
первой статьи  58  и  пунктом  1  части  первой  статьи  64  Закона  о
Конституционном   Суде   Российской   Федерации,  Конституционный  Суд
Российской Федерации постановил:

     1. Признать пункты 2 и 3,  подпункты "в" и  "г"  пункта  5  Указа
Президента  Российской  Федерации  от  15  марта  1993  года  N 341 "О
реформировании военных структур,  пограничных и  внутренних  войск  на
территории   Северо-Кавказского   региона   Российской   Федерации   и
государственной  поддержке  казачества",  касающиеся  несения  военной
службы казаками соответствующими Конституции Российской Федерации.

     2. Согласно  статьям  49  и  50  Закона  о  Конституционном  Суде
Российской  Федерации  настоящее   Постановление   вступает   в   силу
немедленно   после   его   провозглашения,  является  окончательным  и
обжалованию не подлежит.

     3. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном  Суде
Российской  Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в
"Ведомостях  Съезда  народных   депутатов   Российской   Федерации   и
Верховного  Совета  Российской Федерации" не позднее чем в семидневный
срок после его изложения, а также в "Российской газете".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации                              В.Д.Зорькин

Секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации                               Ю.Д.Рудкин