Страницы: 1 2 крупнопанельного жилого дома в среднем составляла около 260 рублей, девятиэтажного кирпичного дома - около 285 рублей, а малоэтажного жилого дома из мелких блоков - 320 рублей и более, то в настоящее время крупнопанельные дома и дома из традиционного полнотелого керамического кирпича стали наиболее дорогими (таблица 11). 2. Основными направлениями структурных изменений в архитектуре и градостроительстве, позволяющими преобразовать жилище в социально и экономически эффективную сферу, в ближайшее время являются: постепенный переход от сборного железобетона как базового строительного материала для жилищного строительства к местным строительным материалам - эффективный кирпич, черепица, мелкие блоки из местных материалов, природные эффективные утеплители, изделия из отходов деревообработки, безавтоклавные ячеистые бетоны и другое (таблица 12). Это позволит значительно в сравнении с железобетоном снизить стоимость жилищного строительства; постепенный переход на преимущественно малоэтажное строительство домов в один - два этажа с приусадебными участками с сохранением многоэтажного жилищного строительства только для оборудованных инженерной инфраструктурой зон крупных и крупнейших городов. Такой переход потребует значительных усилий и затрат по созданию необходимой инженерной и социальной инфраструктуры на территориях малоэтажной застройки. За счет местных бюджетов с возможным участием предприятий должны быть в первоочередном порядке осуществлены работы по сооружению подъездных дорог, электроснабжению, водоснабжению, газоснабжению или строительству газораспределительных станций. Проблемы теплоснабжения и канализации во многих случаях могут решаться за счет создания автономных теплоисточников и систем очистки. Для строительства отдельных элементов социальной инфраструктуры (магазинов, предприятий бытового обслуживания) целесообразно использовать средства частных предпринимателей из числа будущих владельцев малоэтажных домов. Создание жилищного фонда социального использования в 1993 году необходимо вести строго по существующей проектно-сметной и проектно-планировочной документации с учетом возможностей существующей базы домостроения, обеспечив преимущественное строительство домов социального использования наиболее экономичной этажности, что позволит несколько уменьшить стоимость жилищного строительства и предоставлять жилье большему числу граждан по социальной норме. Важной хозяйственной проблемой является капитальный ремонт и реконструкция жилых домов, в том числе первых массовых серий, которые составляют пятую часть всего жилищного фонда. Дополнительным резервом получения значительного объема жилой площади на подготовленных в инженерном отношении территориях является достройка части существующих районов и микрорайонов и надстройка некоторых существующих домов. 3. Основным направлением политики градостроительства и землепользования должно стать обеспечение возможности беспрепятственного получения гражданами по нормативу или приобретения (в том числе сверх нормативов) земельных участков в частную собственность для жилищного строительства. Право на бесплатное получение земельного участка должно предоставляться гражданам с учетом отказа очередника на улучшение жилищных условий от получения жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда; фактической обеспеченности семьи жильем, проживания семьи в коммунальной квартире; льгот на улучшение жилищных условий, установленных законодательством; отсутствия у семьи другого земельного участка, в том числе садового или дачного, по площади больше нормативного; наличия основания для получения земельного участка в зависимости от местных условий. Нормы выделения земельных участков должны устанавливаться органами государственной власти субъектов Федерации. В качестве документа, предоставляющего право на получение земельного участка для жилищного строительства, необходимо ввести понятие "земельный ордер", разрабатываемый по единой установленной Советом Министров - Правительством Российской Федерации форме и предоставляемый населению местной администрацией. Необходимо в кратчайшие сроки обеспечить корректировку градостроительной документации для многих городов (поселений) России, исходя из политики размещения малоэтажного жилищного строительства. После корректировки отвод территорий под жилищное строительство в пределах городов (поселений) должен осуществляться в порядке, установленном действующим законодательством, и на основе утвержденного генерального плана города (поселения), а в пригородных зонах городов (за пределами их городской черты) - на основе утвержденной градостроительной документации. Порядок выделения территорий в пригородных зонах устанавливается на основе совместных решений органов государственной власти и местного самоуправления. Градостроительная документация и правила застройки городов и поселений определяют функциональное зонирование и благоустройство территории, характер использования участков, ограничения по типу и плотности застройки, высоте возводимых сооружений и другие условия, обеспечивающие формирование полноценной среды поселений и их архитектурно-художественного облика. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и получившие в пределах норматива бесплатно земельный участок для жилищного строительства, должны иметь право использовать эту недвижимость, а также занимаемую квартиру (после ее приватизации) в качестве начального капитала для улучшения своих жилищных условий, в том числе возможность закладывать их целиком или по частям, сдавать в аренду, продавать либо использовать для коммерческих целей, если при этом не нарушаются охраняемые законом права других физических или юридических лиц. В результате проведения государственной жилищной, градостроительной и земельной политики должно быть осуществлено в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек малоэтажное жилищное строительство. Площадь малоэтажных жилых домов в этих городах должна составлять 50 и более процентов общей площади вводимого в эксплуатацию жилья, а во всех малых и средних городах, поселках городского типа и сельских населенных пунктах практически все вводимые в эксплуатацию жилые дома должны быть малоэтажными. В крупнейших городах России доля малоэтажного жилищного строительства на первом этапе может составлять 15-20 процентов в связи с возможностью использования существующей базы домостроения до ее полной амортизации и перепрофилирования. Необходимо принимать меры по административной и судебной ответственности должностных лиц, препятствующих предоставлению или продаже земельных участков для малоэтажного жилищного строительства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. VI. Совершенствование структуры производства основных видов строительных материалов и изделий для жилищного строительства в 1993 - 1995 годах 1. В Российской Федерации создана мощная государственная база строительной индустрии, которая способна производить строительные материалы и изделия для ежегодного ввода в эксплуатацию более 70-75 млн. кв. метров общей площади жилых домов, из них более 40 млн. кв. метров в крупнопанельных конструкциях с преимущественным использованием для наружных стен однослойных панелей из бетонов с пористыми заполнителями (керамзит, шумгизит). Производственную базу крупнопанельного домостроения составляют крупные предприятия мощностью 100 и более тыс. кв. метров площади жилья в год. Недостаток средств для осуществления строительства повлек резкое снижение загрузки домостроительных предприятий. В 1992 году было введено в эксплуатацию около 17 млн. кв. метров жилья. Мощности крупнопанельного и объемно-блочного домостроения (около 49 млн. кв. метров) обеспечили ввод в эксплуатацию 35-37 процентов жилья, что вызвано дороговизной, трудностями комплектации и соответственно низкой конкурентоспособностью в условиях рынка (таблица 12). 2. Техническая направленность реформы в строительной индустрии требует существенных изменений структуры строительных материалов и конструкций, используемых в жилищном строительстве, с ориентацией в перспективе на применение энерго- и ресурсосберегающих, экологически чистых материалов и конструкций, создания условий для развития экономичного малоэтажного строительства. Соответствующие изменения должны быть внесены в строительные нормы и правила и строго контролироваться заказчиком и подрядчиком независимо от форм собственности. В 1993 году - начале 1994 года строительные системы с использованием в качестве несущих и ограждающих конструкций крупных железобетонных элементов будут использоваться примерно в тех же объемах, что и в текущем году (15-17 млн. кв. метров). В последующем при развитии производства более дешевых материалов и изделий ожидается постепенное уменьшение объемов ввода в эксплуатацию жилья примерно до 11 млн. кв. метров к 2000 году. При этом возможно развитие конструктивных систем с частичным использованием крупных железобетонных элементов в качестве внутренних стен, перекрытий, что позволяет снизить стоимость жилищного строительства на 20 и более процентов и использовать эти системы в малоэтажной застройке. Эти структурные изменения, касающиеся базы строительной индустрии, должны происходить за счет средств самих предприятий или местных бюджетов. Серьезной проблемой является использование большого количества твердых промышленных отходов в производстве строительных материалов, что позволит получить экономический эффект и улучшить экологическую обстановку в регионах. 3. Традиционная домостроительная промышленность стоит перед необходимостью, в основном под влиянием происходящих рыночных процессов в жилищной сфере, существенного (более чем на треть) перепрофилирования предприятий. Сохранившейся части мощностей заводов сборного железобетона с учетом потребности в учреждениях общественного обслуживания населения и резкого сокращения объемов промышленного строительства будет достаточно для обеспечения сборным железобетоном жилищного строительства по всем конструктивным системам. Анализ использования кирпича в строительстве показывает, что на жилищное строительство расходовалось до 20 процентов его общего выпуска. С учетом сокращения производственного строительства возникает возможность создания определенных резервов производства. Однако полное высвобождение цен на энергоносители сделает традиционный полнотелый кирпич гораздо менее доступным для массового потребителя, потребует модернизации предприятий, их перехода на выпуск эффективных пустотных видов кирпича. В строительстве наружных стен жилых домов из кирпича преобладающей станет эффективная кладка. Развитие малоэтажного жилищного строительства стимулирует увеличение до 2000 года объема производства мелких блоков с плотными и пористыми наполнителями более чем в 3 раза (до 4200 млн. штук усл. кирпича). Создание новых производств, как правило, будет осуществляться на высвобождаемых площадях заводов крупнопанельного домостроения и заводов по производству железобетонных изделий. Учитывая экономическую эффективность использования мелких блоков из ячеистых бетонов (относительная дешевизна и теплоэффективность) к 2000 году прогнозируется увеличение их производства в 4-4,5 раза (до 6100 млн. штук усл. кирпича в год). При этом предпочтительно развитие неэнергоемкого безавтоклавного производства блоков из бетона на цементном вяжущем, в том числе монолитного ячеистого бетона. На создание этого производства должна быть направлена значительная часть средств, выделяемых на развитие промышленности строительных материалов начиная с 1993 года. Одновременно должна осуществляться перестройка в системе механизации строительных работ в направлении развития малой механизации, производства машин, приспособлений и ручного инструмента, ориентированных на малоэтажное жилищное строительство, что потребует существенного изменения структуры производства в строительно-дорожном машиностроении при соответствующей государственной поддержке. Следует также развивать производство новых видов теплоизоляционных изделий и конструкций наружной теплоизоляции, сочетающих свойства отделочного и конструкционного материалов, обоев с теплоизоляционным слоем, рулонной теплоизоляции с декоративно-отделочными свойствами. Для развития технологий возведения жилых домов, связанных с применением высокоэффективных утеплителей, которые были бы дешевле домов существующих конструктивных систем в 1,5-2 раза, необходимо предусмотреть в 1993-1995 годах специальные льготные кредитные ресурсы. Увеличение объемов строительства малоэтажных домов потребует также развития производства эффективных кровельных материалов, в том числе керамической и цементно-песчаной черепицы, экологически чистых листовых кровельных материалов и новых долговечных рулонных кровель. Кроме того, для обеспечения малоэтажного и индивидуального строительства потребуется разработать и освоить производство автономных систем (отопления, водоснабжения, канализации) различной мощности, в том числе экологически чистых, с использованием возобновляемых источников энергии (солнце, ветер). Применение новых видов и типоразмеров столярных изделий, в том числе с тройным остеклением, приведет к определенной перестройке производства. Необходимо также с целью сокращения непроизводительных расходов тепла и воды разработать и организовать производство новых типов санитарно-технического оборудования повышенной экономичности и надежности, приборов контроля и учета предоставления коммунальных услуг. Освоение указанных производств целесообразно осуществлять с использованием конверсии. В течение 3-5 лет необходимо осуществить переход к строительству с использованием новых строительных материалов, предоставляющих возможность ввода в эксплуатацию: домов с наружными стенами с применением утеплителя; кирпичных домов с растущей долей применения эффективного кирпича или эффективной кирпичной кладки с утеплителем; домов из деревянных конструкций, включая отходы деревопроизводства; домов из эффективных мелких блоков, включая ячеисто-бетонные. На это должны предусматриваться кредитные ресурсы в размере не менее 55 млрд. рублей ежегодно. Кроме того, имеется острая потребность в привлечении зарубежных инвестиций на кредитование процесса структурной перестройки базы строительной индустрии. Таким источником могут служить кредиты Всемирного банка в размере 400 млн. долларов США, направляемые как на инвестиционные проекты, так и на финансирование структурной перестройки жилищной сферы. В настоящее время по данному вопросу готовятся документы, отвечающие требованиям и условиям Всемирного банка. Отработка механизмов обеспечения возвратности кредитных средств в жилищной сфере позволит более свободно привлекать для развития отрасли иностранные инвестиции. 4. В ходе структурной перестройки в сфере строительной индустрии необходимо выйти на оптимальный уровень индустриализации строительства за счет проведения в жизнь принципов модульной координации, стандартизации, сборности, совместимости конструкций и изделий, развития системы средств малой механизации с невысокой капиталоемкостью. Для успешного проведения указанной структурной перестройки необходима прежде всего разработка системы норм, правил, стандартов, которые позволят проектным и строительным организациям независимо от форм собственности осуществлять "каталожный" подход к проектированию и строительству по образцам, наладить сеть магазинов и баз розничной торговли, создавать малые проектные и подрядные структуры без опасения технологической несовместимости горизонтальных связей предприятий, показать потребителю, что он вкладывает свои средства в реализацию технически отработанных решений по строительству его жилища. 5. Структурная перестройка проектно-строительной сферы должна быть обеспечена соответствующим инвестиционным потенциалом. Государственные капитальные вложения могут покрыть лишь незначительную часть общей потребности, что отвечает сложившейся мировой практике ресурсного обеспечения строительного комплекса. Основными субъектами инвестирования в развитие промышленности стройматериалов, стройиндустрии становятся приватизируемые предприятия, использующие собственные (включая заемные) средства. Государственную поддержку и содействие этому процессу намечено осуществлять через фонды развития жилищного строительства, аккумулирующие средства многих источников. В разделе IV программы предусмотрены дополнительные льготы предприятиям, учреждениям и организациям, производящим изделия и предметы домоустройства, строительные материалы и конструкции, машины и механизмы для нужд жилищного сектора. Осуществляя структурную перестройку проектно-строительной сферы, следует стремиться, особенно на первом этапе, сохранять сложившиеся технологические циклы, не допуская, как правило, необоснованного дробления предприятий на мелкие объекты, не способные обеспечить выпуск конечной продукции, т.е. ввод в эксплуатацию жилых домов. Вместе с тем от Совета Министров - Правительства Российской Федерации потребуется государственная поддержка в вопросах совершенствования структуры управления промышленностью строительных материалов, развития малого и среднего предпринимательства, создания совместных предприятий с инофирмами и приватизации предприятий промышленности строительных материалов с учетом их особенностей. Существенным фактором влияния на темпы проведения реформы в жилищной сфере является процесс приватизации, разгосударствления предприятий и субъектов хозяйствования. VII. Организационное обеспечение жилищной реформы 1. Для преодоления кризиса в жилищной сфере, регулирования процессов замены жесткого государственного управления на рыночную систему, преодоления негативных сторон отказа государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника, а также для социальной защиты и обеспечения жилищных прав населения необходимо осуществить целый ряд изменений в структуре управления жилищной сферой. Проведение жилищной реформы должно обеспечить баланс учета местных условий и федеральных мер по защите жилищных прав населения путем увеличения полномочий республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, местных органов самоуправления; создания вертикали исполнительной власти от Совета Министров - Правительства Российской Федерации до местных администраций по реализации Государственной целевой программы "Жилище". Учитывая социальное значение и важность жилищной сферы для экономики в целом, необходимо создать Межведомственную комиссию по вопросам реализации Государственной целевой программы "Жилище". Руководителем Межведомственной комиссии является член Совета Министров - Правительства Российской Федерации. В состав Межведомственной комиссии должны входить Председатель Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, заместители Министра экономики Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации, председатель Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству, руководители заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации, председатель Комитета Верховного Совета Российской Федерации по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству, представители общественных организаций и крупных коммерческих структур, работающие в жилищной сфере. 2. Ответственность за организационное обеспечение жилищной реформы на местах должна быть возложена на местные органы государственной власти и управления, которые должны учитывать исключительную важность жилищной сферы для успешной деятельности, экономического и социального благополучия населения области, города, района. Жилище - основное социальное благо, ценное имущество, приумножение которого реально увеличивает размеры обустроенной недвижимости городов, территорий, содействуя росту налоговых поступлений в местные бюджеты. Рекомендуемая форма управления и регулирования жилищной реформы - специальные координационные центры на местах, а также соответствующие подразделения в органах управления экономикой, градостроительством и жилищно-коммунальным хозяйством. 3. Государственная целевая программа "Жилище" ориентирована на создание системы механизмов (правовых, экономических, хозяйственных), способной обеспечить необходимые условия для последующего развития жилищной сферы. Иерархия организующихся структур выдвинет наиболее действенные формы существования хозяйственных негосударственных единиц - акционерные общества, банки, фонды, консорциумы, холдинги и т.д. Созданная государством система механизмов будет затем дополняться, видоизменяться под воздействием формирующейся рыночной среды. Государственная целевая программа "Жилище" должна выполнять функции осуществления обратной связи в регулировании системы отношений "государство - рынок", содействовать развитию прогрессивных явлений, препятствовать деструктивным явлениям. VIII. Неотложные меры по осуществлению жилищной реформы Развитие экономической ситуации в России в начале 1993 года, связанное с резким ростом темпов инфляции, требует разработки и принятия неотложных мер в жилищной сфере, способных снять социальную напряженность в обществе. 1. При существующих темпах инфляции никакая традиционная система кредитования индивидуального жилищного строительства не сможет функционировать в широких масштабах. Необходимо создание нового кредитно-финансового механизма, адаптированного к условиям растущей инфляции. С этой целью разработан и находится на согласовании проект Указа Президента Российской Федерации "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы". 2. В специальном законодательном акте необходимо предусмотреть создание фондов развития жилищного строительства. После принятия Основ жилищного законодательства Российской Федерации большинство законодательных и правовых актов в жилищной сфере (законы, кодексы, постановления, положения) должны разрабатываться и приниматься республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом, что позволит в полной мере учитывать специфику природно-климатических условий, демографическую ситуацию, национальные особенности, образ жизни, стартовые условия развития экономики и социальной сферы в каждом регионе. 3. В условиях вероятности развития гиперинфляции пути стабилизации положения в жилищной сфере во многом находятся за пределами возможностей систем финансирования. Важнейшей мерой стабилизации ситуации является бесплатное наделение населения недвижимостью в виде земельных участков в пределах нормы, которые могут быть использованы гражданами в виде начального капитала для улучшения жилищных условий. Наиболее просто может решаться эта задача в сельских поселениях, поселках городского типа, малых городах. Сложной задачей является обеспечение земельными участками населения крупных промышленных центров, таких, как города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Красноярск, Кемерово, Иркутск и др. В последнее время целый комплекс проблем, и прежде всего жилищная, стал перед крупными индустриальными городами. Увеличение количества проблем в городах происходит из-за усложнения систем их функционирования. При этом ввиду притока избыточного населения, из-за ухудшения экологических условий, недостаточности традиционных источников финансирования и по другим причинам увеличивается количество сбоев в деятельности городских систем. Если не поддерживать особый режим воспроизводства в крупнейших городах, это может привести к непредсказуемым действиям населения. Все эти проблемы должны найти свое специфическое отражение при подготовке и принятии в 1993 году Основ жилищного законодательства Российской Федерации, Основ земельного законодательства Российской Федерации. 4. Безотлагательными проблемами являются изменение системы оплаты жилья и коммунальных услуг и введение системы предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии с новой редакцией статьи 58 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Для обеспечения постепенного перехода на новую систему необходимо разработать и принять в 1993 году соответствующий законодательных акт, в котором были бы четко установлены принципиальные основы постепенного перехода на безубыточный режим функционирования жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении социальной защиты малоимущих групп населения. При этом для органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга должна быть в полной мере сохранена возможность решать указанную задачу применительно к местным условиям и социально-экономической ситуации. 5. В условиях нестабильности экономической ситуации в России, недостаточности инвестиций целесообразно привлечение средств иностранных или международных организаций. С этой целью необходимо завершить переговоры о предоставлении Всемирным банком займа на реализацию программы "Жилище", прежде всего на развитие базы строительной индустрии для жилищного строительства. Таблица 1 Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов за счет всех источников финансирования*) (млн. кв. м) 1986 год - 66,2 1987 год - 72,8 1988 год - 72,3 1989 год - 70,4 1990 год - 61,7 ______________________________ Итого: 1986 - 1990 гг. - 343,4 1991 год - 49,4 1992 год - 37,9 I вариант II вариант 1993 год 39 41 - 44 1994 год 41 44 - 46 1995 год 50 54 - 56 ______________________________________________ Итого: 1991 - 1995 гг. - 217,3 226,3 - 233,3 1996-2000 гг. 310 - 320 370 в том числе 2000 г. 70 - 80 90 - 100 __________________________ *) 1986-1992 гг. - отчет, 1993-2000 гг. - экспертная оценка. Таблица 2 Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования в Российской Федерации в 1992 году и первом квартале 1993 г. __________________________________________________________________________________________________ | Ввод жилых домов | |Ввод жилых домов | | в 1992 году | В % к |в I квартале 1993 г.| В % к |____________________|1991 году|____________________|I кварталу | тыс. кв. м | % | |тыс. кв. м.! % | 1992 г. __________________________________|____________|_______|_________|____________________|___________ Всего 37945,5 100 77 4153,2 100 102,25 в том числе: государственные предприятия и организации 25956,2 68,4 79 2434,1 58,6 97,29 арендные предприятия 1281,3 3,37 89,75 89,0 2,1 98,94 акционерные общества 2135,7 5,62 100,4 588,6 14,2 92,52 хозяйственные ассоциации и общества 372,2 0,97 130,3 128,8 3,1 169,7 коллективные предприятия 224,6 0,59 120,8 15,7 0,4 102,3 кооперативы 95,7 0,25 100,2 21,6 0,5 244,61 общественные организации 65,3 0,17 61,5 18,9 0,5 - организации потребкооперации 125,7 0,33 44,78 9,6 0,2 131,42 колхозы (с арендой) 1303 3,43 53,05 30,8 0,7 64,08 ЖСК 2057,9 5,42 86,46 286,4 6,9 122,72 население 4327,9 11,45 80,06 525 12,7 110,72 прочие - - - 4,7 0,1 - __________________________________________________________________________________________________ Таблица 3 Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов по источникам финансирования в 1987 и 1992 годах и прогнозам на 1994-1995 и 2000 годы За счет За счет средств За счет консолидированного государственных внебюджетных бюджета небюджетных источников предприятий финансирования и организаций в том числе в том числе средств республиканского бюджета населения Российской Федерации (Диаграмма) млн. кв. м 72,8 37,9 39 41-44 41 44-46 50 54-56 70-80 90-100 1987 1992 1993 1994 1995 2000 год год год год год год I II I II I II I II вариант вариант вариант вариант вариант вариант вариант вариант Таблица 4 Ассигнования из бюджета (дотации) на содержание и ремонт жилья и объектов коммунального назначения __________________________________________________________________ В процентах к потребности __________________________________________________________________ До 1990 г. 60 - 70 1991 г. 50 - 55 1992 г. 25 - 30 __________________________________________________________________ Интенсивность аварий, повреждений и отказов в жилищно-коммунальном хозяйстве в настоящее время возросла на 35-40 процентов. Капитальный ремонт По государственному (муниципальному) жилищному фонду начиная с 1987 г. потребность в средствах для финансирования капитального ремонта удовлетворяется не более, чем на 50 процентов. По ведомственному жилищному фонду в неотложном капитальном ремонте нуждается 30 процентов жилищного фонда, фактически капитальный ремонт этого фонда ведется в пределах 4 процентов от потребности. Таблица 5 Жилищный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 г. _______________________________________________________________________ | Всего | в % ко |в % к |млн. кв. м| всему |государственному | общей | жилищн.|жилищн. | площади | фонду |фонду __________________________________|__________|________|________________ Всего жилфонд 2449 100 в том числе: государственный 1634 66,7 100 из него: местных Советов 629 25,7 38,5 министерств и ведомств 1005 41 61,5 общественный 70 2,9 ЖСК 94 3,8 индивидуальный 651 26,6 _______________________________________________________________________ Таблица 6 Удельный вес ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования (экспертная оценка) (в процентах) ___________________________________________________________________ Источники финансирования |1993 год|1994 год|1995 год|2000 год _____________________________|________|________|________|__________ 1. Республиканский бюджет Российской Федерации 23,5 25,6*) 23,2 20 2. Бюджет территорий 9 9,5 11 16 3. Средства государственных небюджетных предприятий и организаций 32,6 25,9 20 9,3 4. Средства населения 12,1 13,4 15 16,7 5. Средства ЖСК 4,4 4,6 5 6 6. Средства колхозов и общественных организаций 2,8 2,7 2,4 2 7. Прочие (арендные, акционерные, коллективные, хозяйственные, кооперативные организации, ассоциации) 15,6 18,3 23,4 30 ___________________________________________________________________ _____________________________ *) Увеличение удельного веса ввода в эксплуатацию жилья за счет средств из республиканского бюджета Российской Федерации обусловлено необходимостью обеспечения в 1993-1995 гг. жильем кадровых военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку. Таблица 7 Рекомендуемые нормативы размеров пособий населению собственных расходов семей и дотаций жилищно-коммунальному хозяйству ___________________________________________________________________ |1993 г. | 1994 г. | 1995-1997 гг. _______________________________|________|_________|________________ 1. Предельно допустимая доля собственных расходов семей на жилищно-коммунальные услуги к совокупному семейному доходу (в %) 10 15 20 - 25 2. Минимальная доля покрытия нормативных затрат на содержание и коммунальное обслуживание жилищного фонда за счет всех источников (в %)*) 50 60 70 - 80 ___________________ *) Одновременно устанавливается, что на переходный период (вплоть до достижения 100% покрытия нормативных затрат на эксплуатацию жилищного фонда за счет всех источников) суммарный уровень затрат бюджетов на жилищно-коммунальное хозяйство, включая выплаты пособий гражданам, дотаций жилищно-эксплуатационным организациям, должен быть не ниже уровня дотаций жилищно-коммунальному хозяйству в 1991 и 1992 годах (в сопоставимых ценах). В дальнейшем предполагаются сокращение и полное прекращение дотирования организаций жилищно-коммунального хозяйства и переход к жилищным пособиям населению. Таблица 8 Социально ориентированное распределение объемов жилищного строительства по группам населения и определение необходимых размеров государственных компенсаций _________________________________________________________________________________ Среднедушевой|Распределение |Удельный |Количество |Социально | Размер доход (тыс. |населения в | вес | семей |ориентированное|компенсации рублей в |соответствии |населения | (млн.) |распределение | (в % от месяц на 1 |с группами по | по | |будущих объемов| стоимости человека в |среднедушевому| группам | |строительства | жилья) семье на |доходу (млн. | (в %) | |жилья (в %) | 1.01.93 г.) |чел.) | | | | _____________|______________|__________|___________|_______________|_____________ До 2 0,743 0,5 0,24 - 100 2 - 4 11,145 7,5 3,58 - 100 4 - 6 23,182 15,6 7,45 - 100 6 - 8 26,302 17,7 8,46 8 70 - 55 8 - 10 23,925 16,1 7,69 10 55 - 43,5 10 - 12 19,615 13,2 6,31 12 43,5 - 30 12 - 14 15,306 10,3 4,92 14 30 - 17,5 14 - 16 11,591 7,8 3,73 17 17,5 - 5 16 - 18 8,767 5,9 2,82 15 5*) 18 - 20 6,687 4,5 2,15 14 5*) Более 20 1,337 0,9 0,43 10 5*) _________________________________________________________________________________ Всего: 148,6 100 47,78 100 25 - 30**) ______________________ *) Льготы по подоходному налогу предоставляются в течение периода накопления средств на фамильных жилищных счетах и в течение 3 лет после приобретения или строительства жилья. **) Средняя величина компенсаций по группам. Таблица 9 Сравнение объемов государственных компенсаций населению при выплатах по процентам за кредит и в размере 25 процентов от стоимости жилья при двух вариантах жилищного строительства _________________________________________________________________________________________________ | ВАРИАНТ А | ВАРИАНТ Б Срок |__________________________________________|________________________________________ строительства| Объемы |Компенсации |Компенсации | Объемы |Компенсации |Компенсации |строительства|государства |государства |строительства|государства |государства | жилья |при выплатах |при выплатах| жилья |при выплатах |при выплатах | (млн. |по процентам |25 процентов| млн. |по процентам |25 процентов | кв. м) |(существующая |от стоимости| кв. м) |(существующая|от стоимости | |система, |жилья (млрд.| |система, |жилья (млрд. | |млрд. |рублей) | |млрд. |рублей) | |рублей) | | |рублей) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | _____________|_____________|_______________|____________|_____________|_____________|____________ 1993 год 6,4 63,8 95,9 7,2 71,7 96 1994 год 7,4 147,4 110,9 8,3 165,4 110,4 1995 год 10 298,9 149,9 11,2 334,7 149 1996 год 11 438,3 164,9 12,6 502,1 167,6 1997 год 12 597,7 179,9 14,1 702,3 187,5 1998 год 13,3 795 199,4 15,9 950,4 211,5 1999 год 14,6 1018,1 218,9 17,8 1241,3 236,8 2000 год 16 1275,1 289,8 20 1593,9 266,1 _________________________________________________________________________________________________ Итого: 90,7 4634,3 1359,6 107,1 5561,8 1424,9 _________________________________________________________________________________________________ Таблица 10 Оценка расходов населения, государственных компенсаций и кредитных ресурсов на жилищное строительство за счет средств населения в 1993 - 1995 годах _____________________________________________________________________ | Единица | 1993 год | 1994 год | 1995 год |измерения| варианты | варианты | варианты | |___________|___________|__________ | | А | Б | А | Б | А | Б ________________________|_________|_____|_____|_____|_____|____|_____ Стоимость строительства одного жилого дома на 1 января 1993 г. млн. 4,79 4,25 4,79 4,25 4,79 4,25 рублей Стоимость строительства одного жилого дома с учетом выплат по процентам " 7,43 6,71 7,43 6,71 7,43 6,71 Ввод в действие жилых домов за счет средств населения млн. 6,4 7,2 7,4 8,3 10 11,2 кв. м Средняя стоимость 1 кв. м. тыс. 63,8 56,6 63,8 56,6 63,8 56,6 рублей Суммарная стоимость вновь вводимого жилищного фонда млрд. 408,3 407,5 472,1 469,8 638 633,9 рублей Количество семей тыс. 85,3 96 98,7 110,7 133,3 149,3 Суммарные компенсации государства млрд. 95,9 96 110,9 110,4 149,9 149 рублей Компенсации государства на 1 семью млн. 1,97 1,67 1,97 1,67 1,97 1,67 рублей Суммарные кредитные ресурсы млрд. 312,4 311,8 361,2 359,4 488,1 484,9 рублей Суммарные выплаты населения в течение 35 лет млрд. 538,1 548,1 622,2 632,2 840,8 853 рублей Суммарные выплаты семьи за квартиру, дом в течение 35 лет млн. 5,46 5,04 5,46 5,04 5,46 5,04 рублей Выплаты семьи за квартиру, дом за год тыс. 156 144 156 144 156 144 рублей _____________________________________________________________________ Таблица 11 Прогноз изменения себестоимости 1 кв. метра общей площади жилья в домах некоторых конструктивных систем (рублей) _____________________________________________________________________________________________________ Конструктивные системы | Количество | 1985 год | 1990 год | 1991 год | 1992 год | I квартал | этажей | | | | | 1993 года ______________________________|____________|__________|___________|__________|__________|____________ 9 260 321 900 16000 36000 Крупнопанельные дома ___ ___ ___ ____ _____ _____ 1-2 410 506 1420 28000 60000 Дома из обычного глиняного 9 285 351 980 17500 38500 кирпича ___ ___ ___ ____ _____ _____ 1-2 450 555 1550 30000 63000 Дома из мелких блоков, в том числе ячеистобетонных 1-2 320 400 1000 16000 33000 Дома на основе смешанных систем (облегченные крупные панели, мелкоштучные материалы) 1-2 - - - - 41200 Дома из кирпича, изготовляемого по эффективным технологиям 1-2 - - - - 32000 Дома из безавтоклавного ячеистого бетона 1-2 - - - - 30000 Дома из отходов деревообработки, пенополиуретановые панели 1-2 - - - - 29300 _____________________________________________________________________________________________________ Таблица 12 Прогноз ввода в эксплуатацию в 1992-2000 годах жилых домов на территории Российской Федерации с дифференциацией по материалам (конструктивным решениям) (млн. кв. м) _____________________________________________________________________ | оптимистический Материал стен жилых домов | Прогноз ______________________ Конструктивные решения | пессимистический |_____________________________________ | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 2000 | год | год | год | год | год _______________________________|______|______|______|______|_________ Дома крупнопанельные и из 16,6 14 12 11 объемных блоков 17 ____ ____ ___ ___ 16,6 15,2 14 10 Дома смешанных систем с несущими конструкциями из сборного железобетона и ограждающими конструкциями из 1,6 3 8,5 14 мелкоштучных материалов - ___ ___ ___ ___ 1,6 3 8,5 11 0,5 0,4 0,4 0,3 Каркасные дома 0,5 ___ ___ ___ ___ 0,4 0,3 0,3 0,3 1 0,8 0,6 0,5 Крупноблочные дома 1 ___ ___ ___ ___ 0,9 0,8 0,5 0,5 Монолитные и сборно-монолитные 1,3 1,5 2,3 5 дома 0,8 ___ ___ ___ ___ 0,7 0,8 1,5 3,5 10,9 11,4 12,2 17 Кирпичные дома - всего 9,7 ____ ____ ____ ___ 10,4 10,8 11,5 14 в том числе эффективная 1,4 3 7 12 кладка (с утеплителем) - ___ ___ ___ ____ 0,5 2 4 8,5 Дома мелкоблочные с пористыми и тяжелыми заполнителями (с 2,7 3,5 4 9 утеплителем) 2,1 ___ ___ ___ ___ 2 2,6 3,2 7 3 4 5 15 Ячеистобетонные дома 1,2 ___ ___ ___ ___ 1,8 2,4 3,2 10 4 4,2 5 9,2 Деревянные дома 3,5 ___ ___ ___ ___ 2,9 3,2 4,1 7,7 Дома из эффективных конструкций, включая пенополиуретановые конструкции, панели из арболита, 0,8 1,1 3,5 12 слоистые легкие панели и т. п 0,3 ___ ___ ___ __ 0,6 0,8 2 9 1,1 1,1 1,5 2 Прочие 1,8 ___ ___ ___ __ 1,1 1,1 1,2 2 41-44 44-46 54-56 90-100 ВСЕГО: 37,9 _____ _____ _____ ______ 39 41 50 70-80 _____________________________________________________________________ ПЕРЕЧЕНЬ основных законодательных актов Российской Федерации по жилищной реформе, разрабатываемых в 1993 году (В ред.Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 ноября 1993 г. N 1238) __________________________________________________________________ Наименование документа | Исполнители | Срок | | исполнения ____________________________________|_________________|___________ Основы жилищного законодательства Роскоммунхоз август Российской Федерации (постановление Госстрой России Верховного Совета Российской Минэкономики России Федерации от 24 декабря 1992 г. "О Минфин России введении в действие Закона Минюст России Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики") Проект Указа Президента Российской Госстрой России июнь Федерации "О разработке и Минэкономики России внедрении внебюджетных форм Минфин России инвестирования жилищной сферы" Банк России (постановление Совета Министров - Сбербанк России Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 г. N 32 "О мерах по выполнению постановления VII Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации") Проекты решений Совета Министров - Правительства Российской Федерации: о государственных жилищных Минэкономики России август субсидиях (пособиях) и изменении Госстрой России системы оплаты жилых помещений Минфин России Роскоммунхоз о порядке формирования и Минфин России сентябрь использования Фонда развития Минэкономики России жилищного строительства и Агентства по Госстрой России ипотечному кредитованию жилищной Минюст России сферы Банк России Сбербанк России об ускорении вовлечения в оборот Госстрой России май*) средств, вложенных в не завершенные Минэкономики России строительством жилые дома о проведении экспериментов по Госстрой России август образованию кондоминиумов в гг. Роскоммолодежи Москве, Санкт-Петербурге, мэрия Москвы Екатеринбурге, Кирове, Волгоградской мэрия Санкт - и Тульской областях Петербурга администрация гг. Екатеринбурга и Кирова, Волгоградской и Тульской областей о порядке отвода земельных Госстрой России сентябрь участков для частного и Роскомзем коллективного жилищного Минюст России строительства о порядке регистрации недвижимости Минфин России август и залоговых операций в Минэкономики России жилищной и градостроительной сферах Госстрой России Роскомзем Минюст России утверждение примерного положения Роскоммунхоз июль о бесплатной приватизации жилья в Российской Федедерации временное положение о Роскоммунхоз декабрь кондоминиумах положение о договорных отношениях на передачу в аренду Роскоммунхоз декабрь жилых помещений различных форм собственности правила обмена жилых помещений Роскоммунхоз август различных форм собственности Госстрой России новая редакция строительных Госстрой России декабрь норм и правил "Жилые здания" (проект) _______________________ *) Утверждено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации 20 июня 1993 г. N 569. Страницы: 1 2 |