ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ 30 ноября 1998 г. N 89 (НЦПИ) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Постановления Правительства РФ от 19.09.97 N 1205), в целях обеспечения эффективности деятельности управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее именуется Судебный департамент) в субъектах Российской Федерации, а также повышения квалификации государственных служащих указанных управлений (отделов) приказываю: 1. Осуществлять повышение квалификации работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в форме постоянно действующих семинаров, исходя из 72-часового суммарного объема учебных часов в течение года. 2. Начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации: 2.1. Организовать следующие постоянно действующие семинары: - семинары управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; - семинары отделов в составе управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации; - семинары групп в составе отделов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации. 2.2. При организации семинаров руководствоваться "Методическими указаниями по организации повышения квалификации и переподготовки государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации" (Приложение N 1). 2.3. Разработать и утвердить до 25 декабря 1998 года планы занятий и семинаров управлений (отделов), отделов в составе управлений, групп в составе отделов на 1999 год (Приложение N 2). 2.4. Занятия семинаров: - управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации проводить в первый и второй понедельники каждого месяца; - отделов в составе управлений, групп в составе отделов в субъектах Российской Федерации - в третий понедельник каждого месяца. 2.5. Обеспечить в установленном порядке обязательную профессиональную переподготовку работников управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела, в течение первого года службы в указанных должностях. 2.6. Результаты повышения квалификации и переподготовки государственных служащих отражать в ежегодной отчетности о деятельности управления (отдела) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации. 3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Отдела учебных и образовательных учреждений Судебного департамента Н.И. Буденко. Генеральный директор Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации В.С. ЧЕРНЯВСКИЙ 30 ноября 1998 г. N 89 Приложение 1 к Приказу Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 ноября 1998 года N 89 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Организационно - правовые основы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров является необходимым условием функционирования института государственной службы. Нормативные акты, принятые в последнее время, свидетельствуют об актуальности этой проблемы <*>. -------------------------------- <*> См.: Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 983 "О дополнительных мерах в подготовке государственных служащих"; Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.97 N 1205). При этом следует иметь в виду, что поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей, в соответствии с действующим законодательством является не только предметом постоянной заботы руководителей, но и одной из важнейших основных обязанностей каждого государственного служащего <*>. -------------------------------- <*> См.: пункт 7 ст. 10 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Переподготовка и повышение квалификации государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа. Объемы и структуру государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих утверждает Правительство Российской Федерации. Предложения по объемам и структуре государственного заказа подготавливает и вносит в Правительство Российской Федерации Министерство труда и социального развития Российской Федерации. В качестве обязательных действующим законодательством устанавливаются следующие виды профессиональной переподготовки и повышения квалификации: - профессиональная переподготовка лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела (далее - руководящие должности), в течение первого года работы в указанных должностях; - повышение квалификации (не реже одного раза в три года) лиц, замещающих руководящие должности. Повышение квалификации проводится на основе ежегодно утверждаемого плана подготовки государственных служащих федеральной государственной службы в соответствии с имеющимися потребностями, но не реже одного раза в пять лет. Следует иметь в виду, что для лиц, впервые принятых на федеральную государственную службу, повышение квалификации в течение первого года работы является обязательным. Повышение квалификации государственных служащих осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования. В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения установлены следующие сроки повышения квалификации: - от двух до шести недель - с отрывом от государственной службы; - от шести недель до шести месяцев - без отрыва от государственной службы. Переподготовка государственных служащих федеральных органов исполнительной власти организуется руководителем соответствующего органа при необходимости назначения на федеральную государственную должность иного профиля и осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального или дополнительного образования. В зависимости от групп федеральных государственных должностей и форм обучения установлены следующие сроки переподготовки: - от трех до шести месяцев - с отрывом от государственной службы; - от шести месяцев до одного года - без отрыва от государственной службы. При этом конкретные сроки и формы повышения квалификации и переподготовки государственных служащих федеральных органов исполнительной власти определяются их руководителями. В целях реализации данных требований начальникам управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации необходимо: а) ежегодно на основании расчета потребности в обучении кадров разрабатывать мероприятия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих, обеспечивающие возможность поддерживать уровень их квалификации, достаточный для исполнения должностных полномочий; б) в установленные сроки представлять в Судебный департамент предложения по объемам и структуре государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих своего управления (отдела). Важно также учитывать, что должностные перемещения государственных служащих, установление им соответствующего денежного содержания законодательство требует увязывать с результатами обучения и практического использования полученных знаний. 2. Организация повышения квалификации и переподготовки государственных служащих управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации Повышение квалификации и переподготовка государственных служащих, осуществляемые непосредственно в управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (далее - управления (отделы) Судебного департамента), является важным фактором повышения эффективности деятельности указанных органов. Данная деятельность осуществляется на плановой основе в форме постоянно действующих семинаров: - управлений и отделов Судебного департамента; - отделов в составе управлений Судебного департамента; - групп в составе отделов Судебного департамента. Занятиями семинара управления либо отдела Судебного департамента охватываются все работники этих органов; семинарами отделов в составе управления и групп в составе отделов Судебного департамента - работники соответствующих структурных подразделений. Основными задачами семинара являются: 1. Повышение теоретического и профессионального уровня работников управлений (отделов) Судебного департамента путем глубокого изучения действующего законодательства, регламентирующего деятельность судов, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента. 2. Дальнейшее развитие навыков использования государственными служащими современных управленческих технологий, компьютерной и организационной техники в выполнении возложенных на них должностных обязанностей. 3. Совершенствование научной организации труда и методов управления творческого и инициативного подхода к решению служебных задач на основе изучения и использования отечественного и зарубежного опыта работы. В целях обеспечения эффективного повышения квалификации и переподготовки государственных служащих начальник управления (отдела) Судебного департамента издает соответствующий приказ, в котором: назначаются должностные лица, ответственные за организацию и проведение семинара управления (отдела) семинаров в структурных подразделениях; определяется периодичность проведения семинаров; утверждаются тематические планы. Занятия семинаров управлений (отделов) Судебного департамента проводятся в первый и второй понедельники каждого месяца; отделов в составе управлений, групп в составе отделов - в третий понедельник каждого месяца. Тематический план проведения занятий семинара повышения квалификации государственных служащих управления (отдела) Судебного департамента должен предусматривать 72 часа учебного времени в течение года, в том числе - 24 часа на семинары, проводимые в их структурных подразделениях (отделах или группах). Тематические планы по всем видам семинаров разрабатываются и утверждаются начальником управления (отдела) Судебного департамента до 25 декабря года, предшествующего планируемому. Они должны быть ориентированы на рассмотрение и изучение наиболее важных проблем и вопросов, успешное решение которых будет способствовать совершенствованию деятельности как структурных подразделений, так и органов Судебного департамента в целом. Формы проведения занятий. 1. Как свидетельствует опыт, оптимальными формами проведения занятий по профессиональной подготовке и повышению квалификации в рамках семинаров управлений (отделов) Судебного департамента являются: - лекции (классические информационные); - лекции - конференции; - круглые столы. Классические лекции целесообразно использовать при раскрытии тем, охватывающих материал преимущественно информативного характера. Лекции - конференции рекомендуется применять при освещении проблемных вопросов, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью обучаемых. Лекция - конференция строится следующим образом. В начале лекции обучаемые, заранее ознакомленные с ее темой, передают лектору письменные вопросы. Последний сортирует их по смысловому содержанию и приступает к раскрытию темы. При этом изложение материала конструируется не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связанного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. Активизация познавательной деятельности обучаемых на лекции - конференции достигается за счет ряда факторов: - из деперсонифицированного информирования лекция превращается в процесс, адресованный лично каждому обучаемому; - необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мысль, а ожидание ответа на него - внимание автора вопроса; - вопросы, как правило, носят проблемный характер и становятся поводом для разрешения проблемных ситуаций, следовательно, и началом творческих процессов мышления. В силу отмеченных особенностей очевидно, что подобная форма лекции требует высокой квалификации и педагогического опыта лектора. Круглый стол целесообразно проводить в качестве итогового занятия по нескольким содержательно связанным темам, ранее освещенным на лекциях. Ведущими участниками круглого стола могут выступать видные ученые, представляющие соответствующую область знаний, высококвалифицированные специалисты как органов Судебного департамента, так и приглашенные из других ведомств. Главная задача организатора круглого стола состоит в том, чтобы развернуть и умело направлять дискуссию по обсуждаемым проблемам, координировать обмен мнениями между ведущими и ведущими с аудиторией. 2. Для проведения занятий по профессиональной подготовке и повышения квалификации в рамках семинаров структурных подразделений управлений (отделов) Судебного департамента рекомендуются следующие формы: Семинар с докладом. Особенностью данного вида занятия является то, что в докладе (реферате) раскрывается теоретико - прикладная проблема, которая в недостаточной степени освещалась на соответствующей лекции, но служит целям углубленного и логического продолжения. В качестве докладчиков выступают предварительно хорошо подготовленные работники. Остальная часть обучаемых готовится к занятию по объявленной теме и выделенным в ней вопросам, имея в виду, что на семинаре необходимо будет высказывать свои мысли и суждения как по ним, так и по теме доклада (реферата). Руководитель семинара должен целенаправленно подготовить выступающего к занятию, проследив за тем, чтобы в докладе (реферате) вопросы теории и практики в деятельности судов и органов Судебного департамента увязывались максимальным образом, а затем, в ходе занятия, обеспечить их активное обсуждение. В качестве докладчиков на занятиях, проводимых в этой форме, желательно последовательно привлечь всех работников, повышающих свой профессиональный уровень в рамках семинара структурного подразделения управления (отдела) Судебного департамента. Практическое занятие. Изучение отдельных тем, имеющих ярко выраженный прикладной характер, целесообразно проводить в виде практических занятий, на которых участники семинара могли бы выработать и закрепить навыки, приобрести умения, необходимые им для успешного выполнения должностных обязанностей. Такое занятие рекомендуется проводить по темам, связанным с использованием современных компьютерных технологий и оргтехники в деятельности судов и органов Судебного департамента, с организацией и осуществлением делопроизводства и т.д. При этом крайне важно, чтобы организатор занятия сам в совершенстве владел соответствующими навыками и умениями. К проведению всех перечисленных форм занятий следует привлекать наиболее опытных и профессионально грамотных работников управлений (отделов) Судебного департамента, судей и представителей судейского сообщества, а также работников других учреждений и организаций, способных на высоком уровне осветить запланированную для рассмотрения тему. Учет результатов реализации тематических планов профессиональной подготовки работников обеспечивают руководители соответствующих семинаров в специальных журналах по следующей форме: ------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование темы | Дата | Вид | Ф.И.О. и иные | Количество | | п/п | | проведения | занятия | данные о лекторе, | присутстствующих | | | | занятия | | докладчике и т.п. | на занятии | |-----|-------------------|------------|---------|--------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ------------------------------------------------------------------------------------------ Обобщенные данные о повышении квалификации и переподготовке государственных служащих в форме семинаров, проводимых в управлениях (отделах) Судебного департамента, отражаются в ежегодной отчетности о деятельности управления (отдела). ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НА СЕМИНАРАХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА В СУБ`ЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Задачи управлений (отделов) Судебного департамента в условиях проведения судебной реформы в Российской Федерации. 2. Контрольные функции Судебного департамента по отношению к управлениям (отделам) в субъектах Российской Федерации. 3. Общая характеристика системы судов общей юрисдикции. Федеральный закон "О судебной системе Российской Федерации". 4. Характеристика правового статуса судей в Российской Федерации. Меры обеспечения статуса судей. 5. Судейское сообщество Российской Федерации. Органы судейского сообщества. 6. Аппараты судов: функции, структура, состав работников. 7. Вопросы финансирования и контроля за использованием средств, выделяемых на содержание судебной системы Российской Федерации. 8. Институт государственной службы в Российской Федерации. 9. Правовой статус государственного служащего. 10. Порядок поступления на государственную службу. Испытательный срок. 11. Замещение государственных должностей по конкурсу. 12. Контрактная система прохождения государственной службы. 13. Материальное обеспечение государственных служащих. 14. Повышение квалификации и переподготовка государственных служащих. 15. Аттестация государственных служащих. 16. Основные требования к порядку делопроизводства в управлениях (отделах) Судебного департамента. 17. Организация работы с документами. 18. Правила подготовки и оформления документов. 19. Особенности подготовки и оформления отдельных видов документов. 20. Контроль исполнения документов. 21. Работа исполнителей с документами. 22. Организация служебных командировок работников органов и учреждений Судебного департамента. 23. Структура судебной статистики. 24. Автоматизированная обработка судебной статистики. 25. Изучение первичной статистической информации о деятельности судов общей юрисдикции и о судимости. 26. Порядок работы с компьютерными информационными системами. Отдел учебных и образовательных учреждений Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Приложение 2 к Приказу Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 30 ноября 1998 года N 89 ФОРМА ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ УПРАВЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СУБ`ЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Начальник -------------------- (управления, отдела) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации "--" ------- 1999 года ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СЕМИНАРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ --------------------------- (управления, отдела, отдела ------------------------------------------------- в управлении, группы в отделе) СУДЕБНОГО ДЕПАРТАМЕНТА ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ---- ГОД ---------------------------------------------------------------------------- | N | Тема занятия | Время | Продолжительность | Отдел (группа, | | п/п | | проведения | | руководитель), | | | | | | обеспечивающий | | | | | | проведение занятия | |-----|--------------|------------|-------------------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ---------------------------------------------------------------------------- Начальник <*> (отдела в управлении, руководитель группы) (Ф.И.О.) ----------------------- (подпись) "--" ----------- -------- г. -------------------------------- <*> Данная подпись необходима в планах структурных подразделений управлений (отделов). |