О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ВЕДЕНИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО НИМ В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Судебный департамент при Верховном Суде. 23.12.98 112

       О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ
         ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ВЕДЕНИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО НИМ
              В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

              СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ

                          23 декабря 1998 г.
                                N 112

                                (НЦПИ)


     В целях упорядочения  работы  с  обращениями  граждан  и  ведения
делопроизводства  по  ним  в  Судебном департаменте при Верховном Суде
Российской Федерации (далее - Судебный департамент) приказываю:
     1. Ввести  в действие Инструкцию о порядке рассмотрения обращений
граждан и ведения делопроизводства по ним в Судебном департаменте  при
Верховном Суде Российской Федерации (прилагается).
     2. Начальникам главных  управлений,  управлений,  самостоятельных
отделов Судебного департамента:
     организовать изучение  работниками  подразделений  Инструкции   в
части, их касающейся;
     обеспечить надлежащий учет,  прохождение и рассмотрение обращений
граждан   в   соответствии   с  установленными  настоящей  Инструкцией
требованиями,  осуществлять контроль за своевременным  и  качественным
рассмотрением поступающих писем, жалоб и заявлений граждан.
     3. Управлению делами (Дьячковский С.А.):
     ежеквартально совместно  с  другими  структурными подразделениями
анализировать и  обобщать  состояние  работы  по  обращениям  граждан.
Справки  и  обобщения  с  соответствующими выводами и предложениями по
совершенствованию этой работы представлять по итогам полугодия и года;
     оказывать методическую  помощь в организации работы с обращениями
граждан структурным подразделениям Судебного департамента.
     4. Начальникам  управлений  (отделов)  Судебного департамента при
Верховном Суде Российской Федерации в субъектах  Российской  Федерации
разработать  и  до  1 февраля 1999 года ввести в действие Инструкцию о
порядке рассмотрения в  управлениях  (отделах)  жалоб,  предложений  и
заявлений граждан.
     5. Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
Управление делами Судебного департамента (Дьячковский С.А.).

Генеральный директор Судебного
департамента Верховного Суда
Российской Федерации
                                                       В.С. ЧЕРНЯВСКИЙ
23 декабря 1998 г.
N 112


                                                            Приложение

                                      к Приказу Генерального директора
                                  Судебного департамента при Верховном
                                             Суде Российской Федерации
                                               от 23 декабря 1998 года
                                                                 N 112

                              ИНСТРУКЦИЯ

          О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН И ВЕДЕНИЯ
         ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА ПО НИМ В СУДЕБНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИ
                 ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                          I. Общие положения

     1.1. В  соответствии  со ст.  33 Конституции Российской Федерации
граждане Российской Федерации имеют право обращаться  лично,  а  также
направлять  индивидуальные  и коллективные обращения в государственные
органы.
     Работа с   обращениями   (предложениями,  заявлениями,  жалобами)
граждан  ведется  в  соответствии  с  действующим   законодательством,
регламентирующим порядок работы с обращениями граждан <*>, Федеральным
законом от 8 января 1998 года N  7-ФЗ  "О  Судебном  департаменте  при
Верховном  Суде  Российской  Федерации",  требованиями  Инструкции  по
делопроизводству в аппарате Судебного департамента при Верховном  Суде
Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
--------------------------------
     <*> Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года
с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 года и от 2 февраля  1988
года.

     1.2. Обращения  граждан поступают в виде предложений,  заявлений,
жалоб.
     Предложения -  обращения  граждан,  не  связанные с нарушением их
прав,  направленные на улучшение деятельности государственных органов,
совершенствование    социально    -    экономических    отношений    и
государственного строительства.
     Заявления -   обращения   в  целях  реализации  прав  и  законных
интересов граждан,  закрепленных Конституцией Российской  Федерации  и
иными законами Российской Федерации.
     Жалобы - обращения с требованием о восстановлении прав и законных
интересов    граждан,    нарушенных   действиями   либо   бездействием
государственных органов,  предприятий  различных  форм  собственности,
должностных лиц и общественных организаций.
     1.3. Обращения,  поступившие  в  Судебный  департамент,  подлежат
обязательному  рассмотрению.  Отказ  в приеме обращений,  рассмотрение
которых входит в компетенцию департамента, недопустим.
     1.4. Не   принимаются   к   рассмотрению   обращения,  содержащие
оскорбительные  выражения,  а  также  не  поддающиеся  чтению.   Такие
обращения после регистрации возвращаются автору с указанием мотивов.
     Не рассматриваются анонимные обращения,  то есть  те,  в  которых
отсутствуют фамилия заявителя, его адрес и личная подпись.
     1.5. Руководители    главных     управлений,     управлений     и
самостоятельных   отделов  Судебного  департамента  в  пределах  своих
полномочий обязаны:
     своевременно, всесторонне  и  объективно рассматривать обращения,
принимать по ним основанные на законе решения,  сообщать заявителям  о
результатах рассмотрения их обращений;
     систематически анализировать обращения граждан  для  выявления  и
устранения   причин,  порождающих  нарушение  их  прав,  а  также  для
совершенствования работы органов Судебного департамента и судов.
     1.6. Отдел  по  работе с обращениями граждан и приему посетителей
Управления делами Судебного департамента ведет  централизованный  учет
поступающих  обращений  граждан  и совместно с другими подразделениями
департамента проводит анализ и обобщение всех предложений, заявлений и
жалоб,  поступающих  в  центральный  аппарат  Судебного  департамента;
разрабатывает   методические   рекомендации    по    совершенствованию
организации работы с обращениями граждан, вносит руководству Судебного
департамента  предложения  по  результатам  рассмотрения  обращений  в
аппарате Судебного департамента.

              II. Порядок рассмотрения обращений граждан

     2.1. Ответственность  за  организацию  рассмотрения  и разрешения
обращений,    соблюдение    сроков    их    рассмотрения,    состояние
делопроизводства   по   ним   в  главных  управлениях,  управлениях  и
самостоятельных  отделах   Судебного   департамента   возлагается   на
руководителей структурных подразделений.
     2.2. Обращения  граждан,   не   требующие   доклада   руководству
Судебного  департамента  и  вмешательства  соответствующих структурных
подразделений  департамента,  рассматриваются  отделом  по  работе   с
обращениями граждан и приему посетителей,  который дает ответы или,  в
зависимости от содержания обращений,  направляет их в  территориальные
управления  (отделы)  Судебного  департамента,  органы юстиции и суды,
другие учреждения и ведомства, о чем уведомляются заявители.
     2.3. Зарегистрированные  в отделе по работе с обращениями граждан
и  приему  посетителей  предложения,  заявления  и  жалобы,  а   также
поступившие с личного приема обращения, разрешение которых не входит в
компетенцию  отдела  по  работе  с  обращениями   граждан   и   приему
посетителей,   передаются   в   структурные   подразделения  Судебного
департамента для рассмотрения по существу.
     2.4. Генеральному   директору   Судебного   департамента   и  его
заместителям докладываются обращения,  поступившие с сопроводительными
письмами  на  их  имя  из  высших  государственных  органов и с грифом
"лично".  Подлежат докладу  жалобы  на  действия  работников  аппарата
Судебного департамента, руководителей управлений (отделов) в субъектах
Российской Федерации.
     2.5. Обращения,   о   результатах   проверки  содержания  которых
необходимо  информировать  органы  государственной  власти,  депутатов
Государственной  Думы,  членов  Совета Федерации Федерального Собрания
Российской  Федерации,  рассматриваются  в  сроки,  установленные  для
документов со штампом "Особый контроль".
     Обращения граждан,  направленные в управления (отделы)  Судебного
департамента в регионах Российской Федерации и его учреждения, а также
в судебные органы и другие учреждения и организации для  разрешения  с
предложением  сообщить  о  результатах рассмотрения берутся отделом по
работе с обращениями граждан и приему посетителей на контроль.  В этом
случае на обращении проставляется штамп "Контроль".
     2.6. Поручения по обращениям,  поступившим  на  имя  Генерального
директора,  передаются  исполнителям в день наложения резолюции или не
позднее следующего дня.  Если поручение  дано  нескольким  должностным
лицам,  то  работу  по  его исполнению координирует лицо,  указанное в
резолюции первым.
     2.7. Решение  о  проверке обращений с выездом на место работников
соответствующих подразделений принимается Генеральным  директором  или
его заместителями.
     2.8. Запрещается направлять обращения граждан на рассмотрение тем
должностным  лицам  или  организациям,  действия  которых обжалуются в
обращении.
     2.9. Не  допускается  передавать обращения из одного структурного
подразделения в другое,  минуя отдел по работе с обращениями граждан и
приему посетителей.
     2.10. Обращение  считается  разрешенным,  если  рассмотрены   все
поставленные   в   нем   вопросы,   приняты   необходимые   меры,  дан
исчерпывающий  ответ  заявителю  в  письменной  или  устной  форме  (в
последнем случае ответ оформляется протокольной записью).
     2.11. По каждому обращению должно быть принято одно из  следующих
решений:
     о принятии  к  своему  производству  или  о  нерассмотрении   его
(анонимное);
     о направлении по принадлежности в органы и  учреждения  Судебного
департамента   в   субъектах   Российской   Федерации  либо  в  другие
министерства,  ведомства,  учреждения или организации,  если  вопросы,
поднятые в обращении, не входят в компетенцию департамента.
     2.12. Для всех видов обращений,  индивидуальных  и  коллективных,
поданных  в письменной форме,  устанавливаются единые предельные сроки
рассмотрения. Сроки исчисляются со дня регистрации обращения.
     2.13. Обращения  граждан,  принятые  к  производству  в  аппарате
Судебного департамента,  разрешаются в течение одного месяца со дня их
регистрации,  а  обращения,  не  требующие  дополнительного изучения и
проверки, - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней.
     Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в
сокращенные сроки - в течение не более 15 дней со дня их поступления в
Судебный департамент.
     В тех случаях,  когда для  разрешения  предложений,  заявлений  и
жалоб   необходимо   проведение   специальной  проверки,  истребование
дополнительных  материалов  либо  принятие  других   мер,   сроки   их
разрешения  могут  быть  в  порядке  исключения продлены руководителем
соответствующего структурного подразделения Судебного департамента, но
не  более  чем  на  один месяц,  с сообщением об этом лицу,  подавшему
обращение.
     2.14. Поручения  по  обращениям граждан,  поступившим из аппарата
Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской
Федерации или его заместителей, письма Председателя Совета Федерации и
Председателя Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации с пометкой "срочно" исполняются в 3-дневный срок, с пометкой
"оперативно" - в 10-дневный срок,  остальные - в срок не более  одного
месяца.
     Запросы и  обращения  членов   Совета   Федерации   и   депутатов
Государственной  Думы  Федерального  Собрания  Российской Федерации по
обращениям граждан,  в том числе запросы и обращения  палат  и  других
субъектов,  имеющих  право  законодательной инициативы,  исполняются в
3-дневный срок,  а требующие изучения и проверки - в  20-дневный  срок
(при  обязательном  уведомлении о получении запроса в 3-дневный срок).
Сроки исчисляются со дня регистрации документа в департаменте).
     2.15. Конфиденциальные  сведения,  ставшие известными должностным
лицам при рассмотрении обращений граждан,  не могут быть  использованы
во  вред  им,  если  они  могут  повлечь ущемление чести и достоинства
граждан.
     2.16. Работники    подразделений    департамента,    находясь   в
командировках   в   управлениях   (отделах),   учреждениях   Судебного
департамента в субъектах Российской Федераций помимо выполнения своего
основного задания,  проверяют состояние работы с обращениями  граждан,
оказывают  необходимую  практическую  помощь в разрешении предложений,
заявлений и жалоб.

              III. Делопроизводство по обращению граждан

     3.1. Делопроизводство  по  предложениям,  заявлениям,  жалобам  в
отделе  по  работе  с обращениями граждан и приему посетителей ведется
отдельно от других видов делопроизводства.
     3.2. Прием   и   первичная   обработка  обращений  осуществляется
централизованно общим отделом Управления делами.
     Обращения граждан, поступившие почтой, передаются общим отделом в
тот же  день  после  проставления  на  них  штампа  с  указанием  даты
поступления,  передаются  в  отдел  по  работе с обращениями граждан и
приему посетителей.
     3.3. Все    поступившие    обращения    граждан    должны    быть
зарегистрированы в отделе по работе с  обращениями  граждан  и  приему
посетителей.
     3.4. Предложения,  заявления и жалобы  граждан  регистрируются  в
день  получения  из  общего  отдела  отделом  по  работе с обращениями
граждан и приему посетителей  в  журнале  учета  письменных  обращений
(приложения  1  -  2).  Одновременно  на впервые поступившее обращение
составляется алфавитно - учетная карточка  (приложение  3)  по  первой
букве фамилии заявителя (на коллективные обращения алфавитная карточка
заполняется по фамилии первого заявителя с  пометкой  "коллективная").
На  алфавитно  -  учетной карточке проставляется регистрационный номер
обращения,  в котором первая  цифра  обозначает  порядковый  номер  по
журналу   учета   письменных  обращений,  вторая  -  порядковый  номер
алфавитно - учетной карточки, третья - год поступления обращения.
     3.5. После   регистрации  обращение  в  тот  же  день  передается
специалисту  отдела  по  работе  с  обращениями   граждан   и   приему
посетителей   или   направляется   в  другое  подразделение  Судебного
департамента для исполнения.
     3.6. Зарегистрированное   обращение,  поступившее  из  отдела  по
работе с  обращениями  граждан  и  приему  посетителей  в  структурное
подразделение  аппарата Судебного департамента,  учитывается в журнале
подразделения с сохранением регистрационного номера  и  передается  на
исполнение после резолюции руководителя структурного подразделения.
     3.7. Обращения,   переданные    в    структурные    подразделения
центрального аппарата Судебного департамента ошибочно,  возвращаются в
тот же  день  в  отдел  по  работе  с  обращениями  граждан  и  приему
посетителей.  Возникшие  разногласия  по вопросу передачи обращения из
одного подразделения в другое разрешаются управляющим делами Судебного
департамента.
     3.8. Руководитель    структурного     подразделения     Судебного
департамента  после получения зарегистрированного обращения определяет
исполнителя и в письменном виде дает  указание  о  порядке  разрешения
обращения, при необходимости указывает срок разрешения обращения.
     3.9. При  исполнении  обращения   в   структурном   подразделении
исполнитель готовит ответ за подписью начальника управления (отдела) и
визирует копию ответа.  Если ответ ранее направлялся за подписью этого
лица, то повторный ответ подписывает вышестоящий руководитель.
     3.10. Если  в   обращении   затрагиваются   вопросы,   подлежащие
разрешению  в нескольких структурных подразделениях,  начальник отдела
по  работе  с  обращениями  граждан  и  приему   посетителей   готовит
управляющему делами предложения о движении обращения.
     3.11. На коллективное  обращение  ответ  с  просьбой  сообщить  о
результатах  его  рассмотрения  другим авторам направляется на фамилию
первого  заявителя.  В  необходимых   случаях   по   требованию   лиц,
подписавших обращение, ответы направляются и остальным адресатам.
     3.12. На   коллективное    обращение    работников    учреждений,
организаций   и  предприятий  ответ  направляется  их  руководителю  с
просьбой сообщить о результатах рассмотрения обратившимся  подчиненным
работникам.
     3.13. Дубликаты,  повторные,  а  также  дополнительные  обращения
регистрируется  под  тем  же номером,  что и первоначально поступившие
обращения.
     Дубликатами обращения  считаются  обращения одного и того же лица
по одному и  тому  же  вопросу,  направленные  различным  адресатам  и
поступившие  в  Судебный  департамент,  или  обращения этого же лица с
одинаковым текстом.
     Повторными считаются  обращения,  поступившие от одного и того же
лица по одному и тому же вопросу:
     если заявитель    не   удовлетворен   данным   ему   ответом   по
первоначальному заявлению;
     если со времени подачи первого обращения истек установленный срок
рассмотрения и ответ заявителю не дан.
     Обращения одного  и  того  же автора по одному и тому же вопросу,
поступившие до истечения срока рассмотрения, считаются первичными.
     Не считаются повторными: обращения одного и того же автора, но по
разным вопросам,  а также многократные - по одному и тому же  вопросу,
по которому автору даны исчерпывающие ответы.
     3.14. Повторные письма регистрируются так же,  как первичные.  На
письме  в свободном от текста месте проставляется штамп "Повторно".  О
повторности делается отметка в алфавитно - учетной карточке.
     3.15. За  подписью  генерального  директора  или его заместителей
готовятся ответы по обращениям  "особого  контроля"  органам,  взявшим
обращения  на  контроль.  При  этом на копии ответа проставляются визы
исполнителя и руководителя управления (отдела).
     3.16. Решение   об  окончании  рассмотрения  обращения  принимает
начальник управления (отдела).
     3.17. Материалы   исполненного   обращения  с  ответом  заявителю
передаются  в  отдел  по  работе  с  обращениями  граждан   и   приему
посетителей,  откуда через экспедицию общего отдела ответ отправляется
адресату, а материалы подшиваются в дело.
     3.18. Законченные  производством  обращения  хранятся в отделе по
работе с обращениями граждан и приему посетителей в течение 5 лет.  По
истечении   срока  хранения  сдаются  в  центральный  архив  Судебного
департамента.
     3.19. На   каждом   обращении   после  окончательного  решения  и
исполнения должна быть проставлена надпись "В дело" и  личная  подпись
должностного лица, принявшего это решение.
     3.20. Предложения,  заявления и жалобы граждан,  копии ответов на
них  и  документы,  связанные  с  разрешением обращений (в необходимых
случаях и конверты),  формируются в отдельные дела  в  соответствии  с
утвержденной номенклатурой дел в Судебном департаменте.
     Документы в этих делах располагаются в  хронологическом  порядке.
Каждое   предложение,   заявление,   жалоба  и  все  документы  по  их
рассмотрению и разрешению составляют в  деле  самостоятельную  группу.
При получении повторного предложения,  заявления, жалобы или появления
дополнительных документов они подшиваются к данной группе документов.
     При формировании   дел   проверяется   правильность   направления
документов  в  дело,   их   полнота   (комплектность).   Неразрешенные
обращения,  а также неправильно оформленные документы подшивать в дела
запрещается.
   3.21. Нарушения   установленного   настоящей   Инструкцией  порядка
рассмотрения обращения  граждан,  неправомерный  отказ  в  их  приеме,
затягивание    сроков   рассмотрения   обращений,   их   необъективное
разбирательство,  принятие необоснованных, нарушающих законодательство
Российской Федерации решений, предоставление недостоверной информации,
разглашение сведений о частной жизни гражданина влекут ответственность
виновных  должностных лиц,  допустивших эти нарушения в соответствии с
Федеральным законом  от  31  июля  1995  года  N  119-ФЗ  "Об  основах
государственной службы Российской Федерации".


                                                          Приложение 1

                         СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ
               ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
        -----------------------------------------------------

                                       По номенклатуре дел на 1998 год
                                     Индекс ------------- N ----------

                                ЖУРНАЛ

        УЧЕТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ОТДЕЛА ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ
            ГРАЖДАН И ПРИЕМУ ПОСЕТИТЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ

     Начат:   "--" ---------------- 1998 года
     Окончен: "--" ---------------- 199- года

     На ---------- листах

                                                          Приложение 2

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Дата        | Номер и дата | Количество | От кого     | Наименование   | Количество  | В какой отдел   | Расписка в | Расписка     | Номер по    | Отметка о          | Примечание |
| п/п | поступления | поступившего | листов     | поступило   | и краткое      | листов      | (кому) передан  | получении  | принявшего   | алфавитно - | подшивке, отправке |            |
|     | документа   | документа    |            | обращение   | содержание     |             | или в каком     | документа  | документ     | учетной     | или уничтожении    |            |
|     | в отдел     |              |            |             | документа      |             | отделе (кем)    |   и дата   | обратно      | карточке и  | документа          |            |
|     |             |              |            |             |                |             | исполнен        |            | и дата       | дата ответа |                    |            |
|     |             |              |            |             |                |             | документ        |            |              |             |--------------------|            |
|     |             |              |            |             |                |             |                 |            |              |             | N дела  |   NN     |            |
|     |             |              |            |             |                |             |                 |            |              |             |         | листов   |            |
|-----|-------------|--------------|------------|-------------|----------------|-------------|-----------------|------------|--------------|-------------|---------|----------|------------|
|  1  |    2        |    3         |   4        |    5        |     6          |   7         |      8          |      9     |    10        |     11      |   12    |   13     |   14       |
|-----|-------------|--------------|------------|-------------|----------------|-------------|-----------------|------------|--------------|-------------|---------|----------|------------|


                                                          Приложение 3

-----------------------------------------------------
|           АЛФАВИТНО - УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА            |
|                                                   |
| NN                                                |
|---------------------------------------------------|
| Фамилия                                           |
|---------------------------------------------------|
| Имя, отчество                                     |
|---------------------------------------------------|
| Адрес                                             |
|---------------------------------------------------|
| Краткое содержание                                |
|---------------------------------------------------|
|     Дата поступления     | Когда и куда направлен |
|                          |  ответ или обращение   |
|                          |                        |
|                          |                        |
|                          |                        |
|--------------------------|------------------------|