ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ 3 июня 1993 г. N 5090-1 (РГ 93-126) Придавая исключительно важное значение проведению целенаправ- ленной государственной молодежной политики в период осуществления со- циальных и экономических преобразований в обществе и обсудив Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федера- ции, Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я - е т: 1. Одобрить Основные направления государственной молодежной по- литики в Российской Федерации. 2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации: подготовить до 1 января 1994 года предложения об изменении действующего законодательства в связи с одобрением Основных направле- ний государственной молодежной политики в Российской Федерации; подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации до 1 октября 1993 года проект федеральной программы "Молодежь России", предусматривающей осуществление комплекса мер по социальной защите, поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности и развитию молодежи. 3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе Российс- кой Федерации в соответствии с общими принципами и целями Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации принять по вопросам, относящимся к их компетенции, соответствующие за- конодательные акты и внести изменения и дополнения в действующее зако- нодательство. 4. Рекомендовать Советам народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов федерального значения, местным Советам народных депутатов осуществлять в пределах своей ком- петенции и за счет своих бюджетных средств меры по обеспечению допол- нительных социально-экономических и правовых гарантий в области труда и занятости молодежи, предпринимательской деятельности молодых граждан по предоставлению им социальных услуг, поддержке молодых семей, та- лантливой молодежи, по созданию условий для физического и духовного развития молодежи, для содействия деятельности молодежных и детских объединений. 5. Рекомендовать правительствам республик в составе Российской Федерации, главам администраций автономной области, автономных окру- гов, краев и областей, мэрам городов федерального значения принять ме- ры по организационному и финансовому укреплению органов по делам моло- дежи в структуре исполнительной власти, а также содействовать осущест- влению федеральных, республиканских, региональных программ и иных ме- роприятий при проведении государственной молодежной политики. 6. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по делам молодежи, спорта и физического воспитания населе- ния: совместно с Советом Министров - Правительством Российской Феде- рации вносить предложения о последующих изменениях и дополнениях Ос- новных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации с учетом социально-экономической ситуации в Российской Феде- рации; осуществлять контроль за ходом реализации настоящего постанов- ления. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.ХАСБУЛАТОВ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПО- ЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Настоящие Основные направления содержат концептуальные положе- ния, на основе которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в Российской Федерации. Цели и принципы такой по- литики являются общими для всех уровней государственной власти и уп- равления. Реализация мер в области государственной молодежной политики в России о существляется органами государственной власти и управления на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений норма- тивных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Государственная молодежная политика является деятельностью го- сударства, направленной на создание правовых, экономических и органи- зационных условий и гарантий для самореализации личности молодого че- ловека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Госу- дарственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поко- лению стратегическую линию государств на обеспечение социально-эконо- мического, политического и культурного развития России, на формирова- ние у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре оте- чества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Государственная молодежная политика проводится в отношении: граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданс- твом, в возрасте от 14 до 30 лет; иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет - в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности федеральных го- сударственных органов; молодых семей - семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежных объединений. Государственная молодежная политика осуществляется: государственными органами и их должностными ли- цами; молодежными объединениями, их ассоциациями; молодыми гражданами. Принципы государственной молодежной политики Государственная молодежная политика в Российской Федерации ос- новывается на следующих принципах: сочетания государственных, общественных интересов и прав лич- ности в формировании и реализации государственной молодежной политики; привлечения молодых граждан к непосредственному участию в фор- мировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и об- щества в целом; обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса; предоставления молодому гражданину гарантированного государс- твом минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни; приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствую- щей деятельностью государственных органов и учреждений при финансиро- вании мероприятий и программ, касающихся молодежи. Цели государственной молодежной политики Целями государственной молодежной политики являются: содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи; недопущение дискриминациции молодых граждан по мотивам возрас- та; создание условий для более полного включения молодежи в соци- ально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества; расширение возможностей молодого человека в выборе своего жиз- ненного пути, достижения личного успеха; реализация инновационного потенциала молодежи в интересах об- щественного развития и развития самой молодежи. Цели государственной молодежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации. Ус- танавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфе- ре реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям. 2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПО- ЛИТИКИ Политика государства, направленная на достижение поставленных целей, предполагает поэтапные действия в следующих основных направле- ниях: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предприниматель- ской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; под- держка талантливой молодежи; формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объеди- нений; содействие международным молодежным обменам. Обеспечение соблюдения прав молодежи Государственная молодежная политика основывается на признании за молодым человеком всей полноты социально-экономических, политичес- ких, личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Феде- рации и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации. Соблюдение прав молодых граждан будет обеспечиваться через не- допущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых граж- дан в зависимости от возраста, а равно возложения на них дополнитель- ных обязанностей в сравнении с обязанностями граждан иного возраста иначе, как в установленном законом порядке; признание недействительными полностью или в соответствующей части с момента их принятия любых подзаконных актов, ограничивающих объем прав, предоставляемых законом молодым гражданам, с возмещением виновной стороной материального и морального ущерба, причиненного мо- лодым гражданам; проведение дознания, следствия и судпроизводства по делам несо- вершеннолетних с соблюдением обусловленных возрастными особенностями несовершеннолетних специальных требований к процедуре дознания и следствия, составу дознавателей и следователей, а также отправлению правосудия и составу суда; осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности, преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних, и созда- ние в этих целях соответствующих структур по защите их прав в системе органов исполнительной власти всех уровней. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи Главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоя- тельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении произво- дительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб заня- тости и помощи в трудоустройстве, создания системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кад- ров. В целях содействия занятости молодежи будут использоваться сле- дующие меры и средства: учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении госу- дарственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интере- сов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости; использование экономических стимулов, в том числе налоговых ль- гот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организа- ций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоуст- ройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготов- ке молодых работников; установление для предприятий, учреждений и организаций незави- симо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специаль- ных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граж- дан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других; законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установ- ленных квот; осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб за- нятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки мо- лодых работников, а также организации общественных работ по специаль- ным программам. Содействие предпринимательской деятельности молодежи В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегче- ния стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения необходимо осуществить меры по социально-экономической, организацион- ной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объеди- нений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг. Система таких мер предполагает: установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия; предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предпри- ятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспе- чению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерчес- кого риска; выдачу поручительств и гарантий; финансирование обучения осно- вам предпринимательской деятель- ности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами госу- дарственной власти и управления; предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский ха- рактер, а также направленных на расширение возможностей самообеспече- ния молодежи. Государственная поддержка молодой семьи Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых усло- вий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной сре- ды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых по- колений. С этой целью предполагается: предусмотреть для молодых семей льготы в выделении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при предоставле- нии долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов (отдельных квартир), для уплаты вступительных паевых взносов в жилищ- но-строительные (жилищные) кооперативы, обзаведение домашним хозяйс- твом, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользова- ния, внесение платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях, действующих на коммерческой основе, и на другие цели; законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку, на попечительство детей; установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землеполь- зования; разработать и осуществить государственные программы поддержки молодых семей, предусматривающие меры по решению острых бытовых проб- лем таких семей, прежде всего в период строительства и приобретения собственного жилья, а также по расширению ассортимента оборудования (включая строительное, ремонтное, сельскохозяйственное), предметов до- машнего обихода, спортивного и туристического снаряжения, предоставля- емых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга. Гарантированное предоставление социальных услуг Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет сос- редоточена на установлении системы социальных норм и нормативов, зак- репляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми граж- данами социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физичес- кому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке. В этих целях: разрабатываются и осуществляются образовательные и культурноп- росветительные программы; формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные комп- лексы; разрабатываются градостроительные решения, формирующие жизнен- ную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечива- ющие доступность и удобство в пользовании спортивными, культурными и другими объектами; создаются учреждения социальной службы, специально предназна- ченные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба для молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в удовлет- ворении информационных потребностей молодых людей; оказание психологи- ческой, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведе- ние реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов, демо- билизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из учреждений, испол- няющих наказание, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма; патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи. При этом приоритет будет отдаваться программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на кон- курсной основе общественными объединениями, религиозными организация- ми, благотворительными и иными фондами, отдельными гражданами; будет поддерживаться гражданская добровольная служба молодежи, в том числе осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц при- зывного возраста; оказывается материальная поддержка юридическим лицам, осущест- вляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молоде- жи социальными услугами, в том числе путем установления льготного пра- вового режима их деятельности; используются методы государственного экономического регулирования, стимулирующие направление инвестиций на создание условий для социального становления и развития молодежи. Поддержка талантливой молодежи Государство исходит из особого общественного значения одаренной личности и стремится к тому, чтобы меры поддержки молодых талантов не вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фак- тором при осуществлении мер по созданию более приемлемых условий для творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интел- лектуального и творческого потециала общества. Для решения этих задач предполагается: стимулировать средствами экономического регулирования деятель- ность предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан по поддержке молодых талантов; устанавливать премии, стипендии, пособия для талантливых детей и молодежи; поощрять создание творческих мастерских, школ, объединений при выдающихся деятелях науки, культуры и искусства, в том числе в форме частных пансионатов и учебных заведений; участвовать через своих представителей в формировании попечи- тельских советов учреждений, учебных заведений, деятельность которых направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи; предоставлять молодежи для творческой и инновационной деятель- ности находящиеся в собственности государства средства, включая средс- тва массовой информации, издательства, выставочные и концертные залы, на договорной основе; предоставлять во временное пользование талантливой молодежи предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности, в том числе имеющие историческое и культурное значение; передавать в пользование молодежным объединениям культурноисто- рические и научно-технические объекты при гарантировании их сохраннос- ти и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов, а также использования этих объектов для целей развития молодого поко- ления. Формирование условий, направленных на физическое и духов- ное развитие молодежи Государство признает физическое и духовное развитие молодежи необходимой частью национального развития и высокой общественной цен- ностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формиро- ванию должных условий физического и духовного развития молодежи. В рамках данного направления деятельности государства содержа- ние принимаемых мер заключается: в обязательном выделении вопросов, затрагивающих физическое и духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке и принятии феде- ральных, региональных, территориальных программ в области экологии, здравоохранения, образования, культуры, массовой информации и книгоиз- дательской деятельности, социальной защиты населения, физической куль- туры и спорта и в иных смежных областях; в формировании специальных программ по оздоровлению экологичес- кой обстановки в городах и населенных пунтках с преимущественно моло- дежным составом населения, включающих меры по преодолению монопроиз- водства, реконструкции действующих предприятий, ликвидации или выводу в незаселенные зоны вредных производств, перепрофилированию предприя- тий на выпуск экологически чистой продукции, утилизации отходов произ- водства и бытовых отходов, контролю за качеством питьевой воды, про- дуктов питания, воздуха, почвенного покрова и другие меры, направлен- ные на экологическое оздоровление окружающей среды; в поощрении общественных инициатив и проектов (включая междуна- родные), имеющих целью экологическое образование и воспитание молоде- жи, распространение среди молодых людей духовных ценностей отечествен- ной и мировой культуры. Такие инициативы и проекты могут с согласия инициаторов включаться в состав или приниматься в качестве самостоя- тельных государственных программ, получая соответствующее материальное и финансовое обеспечение, при сохранении организаторской роли общест- венных объединений, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, выступивших с инициативой (проектом). Поддержка деятельности молодежных и детских объединений Государство намерено оказывать материальную и финансовую под- держку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в области государственной молодежной политики. В этих целях государство: определяет правовой статус молодежных и детских общественных объединений; реализует в отношении молодежных и детских объединений принцип приоритета при финансировании мероприятий (программ) в области госу- дарственной молодежной политики; устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим; пре- доставляет всем молодежным и детским объединениям равные возможности пользоваться государственной поддержкой; гарантирует нев- мешательство в их деятельность при оказании такой поддержки; предоставляет детским объединениям право пользоваться помеще- ниями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культу- ры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных услови- ях. Содействие международным молодежным обменам Государство будет оказывать содействие развитию международного молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и реализации межправительственных соглашений о молодежных обменах, а также включению молодежи России в систему региональных, общеевропейс- ких и других международных гуманитарных, образовательных, научнотехни- ческих молодежных программ. 3. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИ- ТИКИ Реализация государственной молодежной политики будет включать следующие меры: принятие специальных законодательных и иных правовых актов, ре- шений местных органов власти и управления; внесение изменений и допол- нений в действующее на территории Российской Федерации законодательст- во и иные правовые акты; разработку и осуществление государственных молодежных прогармм комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, ре- гиональном и территориальном уровнях; создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ раз- вития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и терри- ториальных фондов; выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной поли- тики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным кате- гориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий); создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для моло- дежи различного профиля и направленности. |