ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Верховный Совет РСФСР. 03.06.93 5090-I

               ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
              МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                            3 июня 1993 г.

                               N 5090-1

                             (РГ 93-126)

       Придавая исключительно  важное  значение проведению целенаправ-
ленной государственной молодежной политики в период осуществления  со-
циальных  и экономических преобразований в обществе и обсудив Основные
направления государственной молодежной политики в  Российской  Федера-
ции, Верховный Совет Российской Федерации п о с т а н о в л я - е т:
       1. Одобрить Основные направления государственной молодежной по-
литики в Российской Федерации.
       2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
       подготовить до  1  января  1994  года  предложения об изменении
действующего законодательства в связи с одобрением Основных  направле-
ний государственной молодежной политики в Российской Федерации;
       подготовить и внести в Верховный Совет Российской Федерации до
1 октября  1993  года  проект федеральной программы "Молодежь России",
предусматривающей осуществление комплекса мер  по  социальной  защите,
поддержке самостоятельной трудовой, творческой деятельности и развитию
молодежи.
       3. Рекомендовать Верховным Советам республик в составе Российс-
кой Федерации в соответствии с общими  принципами  и  целями  Основных
направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации
принять по вопросам, относящимся к их компетенции, соответствующие за-
конодательные акты и внести изменения и дополнения в действующее зако-
нодательство.
       4. Рекомендовать Советам народных депутатов автономной области,
автономных округов,  краев,  областей,  городов федерального значения,
местным  Советам народных депутатов осуществлять в пределах своей ком-
петенции и за счет своих бюджетных средств меры по обеспечению  допол-
нительных  социально-экономических и правовых гарантий в области труда
и занятости молодежи, предпринимательской деятельности молодых граждан
по  предоставлению им социальных услуг,  поддержке молодых семей,  та-
лантливой молодежи,  по созданию условий для физического  и  духовного
развития  молодежи,  для  содействия деятельности молодежных и детских
объединений.
       5. Рекомендовать  правительствам республик в составе Российской
Федерации,  главам администраций автономной области,  автономных окру-
гов, краев и областей, мэрам городов федерального значения принять ме-
ры по организационному и финансовому укреплению органов по делам моло-
дежи в структуре исполнительной власти, а также содействовать осущест-
влению федеральных,  республиканских, региональных программ и иных ме-
роприятий при проведении государственной молодежной политики.
       6. Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской
Федерации  по делам молодежи,  спорта и физического воспитания населе-
ния:
       совместно с Советом Министров - Правительством Российской Феде-
рации вносить предложения о последующих изменениях и  дополнениях  Ос-
новных  направлений  государственной  молодежной политики в Российской
Федерации с учетом социально-экономической ситуации в Российской Феде-
рации;
       осуществлять контроль за ходом реализации настоящего  постанов-
ления.

                                    Председатель Верховного     Совета
                                              Российской Федерации
                                                    Р.И.ХАСБУЛАТОВ

                   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПО-
                   ЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       Настоящие Основные направления содержат концептуальные  положе-
ния,  на  основе  которых формируется и осуществляется государственная
молодежная политика в Российской Федерации.  Цели и принципы такой по-
литики  являются  общими для всех уровней государственной власти и уп-
равления. Реализация мер в области государственной молодежной политики
в  России о существляется органами государственной власти и управления
на основе принимаемых в развитие настоящих Основных направлений норма-
тивных актов и программ в соответствии с компетенцией этих органов.

                        1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Государственная молодежная  политика является деятельностью го-
сударства,  направленной на создание правовых, экономических и органи-
зационных  условий и гарантий для самореализации личности молодого че-
ловека и развития молодежных объединений,  движений и инициатив. Госу-
дарственная  молодежная политика выражает в отношении к молодому поко-
лению стратегическую линию государств на обеспечение  социально-эконо-
мического,  политического и культурного развития России, на формирова-
ние у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре оте-
чества, к другим народам, на соблюдение прав человека.
       Государственная молодежная политика проводится в отношении:
       граждан Российской  Федерации,  включая лиц с двойным гражданс-
твом, в возрасте от 14 до 30 лет;
       иностранных граждан, лиц без гражданства в возрасте от 14 до
30 лет - в той мере,  в какой их пребывание на  территории  Российской
Федерации  влечет за собой соответствующие обязанности федеральных го-
сударственных органов;
       молодых семей  - семей в первые три года после заключения брака
(в случае рождения детей - без ограничения  продолжительности  брака),
при  условии,  что  один из супругов не достиг 30-летнего возраста,  а
также неполных семей с детьми,  в которых мать или  отец  не  достигли
30-летнего возраста;
       молодежных объединений.  Государственная  молодежная   политика
       осуществляется: государственными органами и их должностными ли-
       цами;  молодежными  объединениями,  их  ассоциациями;  молодыми
       гражданами.

       Принципы государственной молодежной политики

       Государственная молодежная  политика в Российской Федерации ос-
новывается на следующих принципах:
       сочетания государственных,  общественных  интересов и прав лич-
ности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
       привлечения молодых  граждан к непосредственному участию в фор-
мировании и реализации политики,  программ,  касающихся молодежи и об-
щества в целом;
       обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан,
необходимой  для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их
социального статуса;
       предоставления молодому  гражданину  гарантированного государс-
твом минимума социальных услуг по обучению,  воспитанию,  духовному  и
физическому развитию,  охране здоровья,  профессиональной подготовке и
трудоустройству,  объем,  виды и качество которых должны  обеспечивать
необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
       приоритета общественных инициатив по сравнению с  соответствую-
щей  деятельностью государственных органов и учреждений при финансиро-
вании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

       Цели государственной молодежной политики

       Целями государственной молодежной политики являются:
       содействие социальному,  культурному,  духовному  и физическому
развитию молодежи;
       недопущение дискриминациции  молодых граждан по мотивам возрас-
та;
       создание условий  для  более полного включения молодежи в соци-
ально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
       расширение возможностей  молодого человека в выборе своего жиз-
ненного пути, достижения личного успеха;
       реализация инновационного  потенциала  молодежи в интересах об-
щественного развития и развития самой молодежи.
       Цели государственной  молодежной  политики  реализуются на всех
уровнях государственной власти и управления Российской Федерации.  Ус-
танавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфе-
ре реализации молодежной политики не должны противоречить ее целям.
              2. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПО-
                 ЛИТИКИ

       Политика государства,  направленная на достижение  поставленных
целей,  предполагает поэтапные действия в следующих основных направле-
ниях:
       обеспечение соблюдения  прав  молодежи;  обеспечение гарантий в
       сфере труда и занятости молодежи;  содействие  предприниматель-
       ской  деятельности молодежи;  государственная поддержка молодой
       семьи;  гарантированное предоставление социальных  услуг;  под-
       держка талантливой молодежи; формирование условий, направленных
       на физическое и духовное
развитие молодежи; поддержка деятельности молодежных и детских объеди-
       нений; содействие международным молодежным обменам.

       Обеспечение соблюдения прав молодежи

       Государственная молодежная политика основывается  на  признании
за молодым человеком всей полноты социально-экономических,  политичес-
ких,  личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Феде-
рации  и  другими законодательными актами,  действующими на территории
Российской Федерации.
       Соблюдение прав  молодых граждан будет обеспечиваться через не-
допущение введения каких-либо ограничений прав и свобод молодых  граж-
дан в зависимости от возраста,  а равно возложения на них дополнитель-
ных обязанностей в сравнении с обязанностями  граждан  иного  возраста
иначе, как в установленном законом порядке;
       признание недействительными  полностью  или  в  соответствующей
части  с  момента их принятия любых подзаконных актов,  ограничивающих
объем прав,  предоставляемых законом молодым гражданам,  с возмещением
виновной стороной материального и морального ущерба,  причиненного мо-
лодым гражданам;
       проведение дознания, следствия и судпроизводства по делам несо-
вершеннолетних с соблюдением обусловленных  возрастными  особенностями
несовершеннолетних  специальных  требований  к  процедуре  дознания  и
следствия,  составу дознавателей и следователей,  а также  отправлению
правосудия и составу суда;
       осуществление мер, направленных на профилактику безнадзорности,
преступности и иных правонарушений среди несовершеннолетних,  и созда-
ние в этих целях соответствующих структур по защите их прав в  системе
органов исполнительной власти всех уровней.

       Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи

       Главной задачей  государства в сфере труда и занятости молодежи
является обеспечение условий для  достижения  экономической  самостоя-
тельности  и  реализации права молодых граждан на труд при структурной
перестройке экономики и высвобождении работников,  размещении произво-
дительных  сил и создании новых рабочих мест,  организации служб заня-
тости и помощи в трудоустройстве,  создания  системы  профессиональной
ориентации и подготовки,  повышения квалификации и переподготовки кад-
ров.
       В целях содействия занятости молодежи будут использоваться сле-
дующие меры и средства:
       учет специфики  молодежной рабочей силы при осуществлении госу-
дарственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интере-
сов  наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной
поддержки в период временной незанятости;
       использование экономических стимулов, в том числе налоговых ль-
гот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организа-
ций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоуст-
ройству,  в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в
профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготов-
ке молодых работников;
       установление для предприятий,  учреждений и организаций незави-
симо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот  (с
предоставлением  работодателям  налоговых  и иных льгот) для приема на
работу выпускников детских государственных воспитательных и  специаль-
ных  учебно-воспитательных учреждений;  подростков,  оставивших учебу;
лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граж-
дан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;
       законодательное закрепление ответственности  работодателей  при
невыполнении  обязательств по выделению рабочих мест в рамках установ-
ленных квот;
       осуществление мер,  облегчающих  процесс  перехода  молодежи от
учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб за-
нятости,  профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки мо-
лодых работников,  а также организации общественных работ по специаль-
ным программам.

             Содействие предпринимательской деятельности молодежи

       В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегче-
ния стартовых условий вхождения молодых граждан в  рыночные  отношения
необходимо осуществить меры по социально-экономической,  организацион-
ной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности
молодых граждан,  молодых семей,  коллективов молодых граждан, а также
организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объеди-
нений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.
       Система таких мер предполагает:
       установление правового  статуса  молодежного,  студенческого  и
ученического предприятия;
       предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предпри-
ятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспе-
чению средствами производства,  помещениями, страхованию их коммерчес-
кого риска;
       выдачу поручительств и гарантий;  финансирование обучения осно-
       вам предпринимательской деятель-
ности и содействие в разработке учредительных документов; освобождение
       молодых граждан от уплаты регистрационного сбора
с физических  лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью без
образования юридического лица;
       установление дотаций  (субсидий)  и налоговых льгот на покрытие
части расходов предпринимателя в первые три года производства  товаров
и  услуг по перечню,  устанавливаемому соответствующими органами госу-
дарственной власти и управления;
       предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных
в интересах молодежи проектов и предложений,  носящих новаторский  ха-
рактер,  а также направленных на расширение возможностей самообеспече-
ния молодежи.

                  Государственная поддержка молодой семьи

        Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того,
что  от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых усло-
вий жизни молодой семьи,  от окружающей ее природной и культурной сре-
ды,  в  целом  от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и
народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых по-
колений.
       С этой целью предполагается:
       предусмотреть для  молодых  семей  льготы в выделении земельных
участков для индивидуального жилищного строительства, при предоставле-
нии  долгосрочных кредитов на строительство и приобретение жилых домов
(отдельных квартир),  для уплаты вступительных паевых взносов в жилищ-
но-строительные  (жилищные) кооперативы,  обзаведение домашним хозяйс-
твом,  приобретение предметов домашнего обихода длительного  пользова-
ния, внесение платы за обучение (переподготовку) в учебных заведениях,
действующих на коммерческой основе, и на другие цели;
       законодательно обеспечить  порядок выкупа государством частично
или полностью кредитных обязательств молодой семьи  в  зависимости  от
числа родившихся,  усыновленных,  взятых под опеку,  на попечительство
детей;
       установить льготный  порядок  получения  молодыми семьями земли
для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства,  а также землеполь-
зования;
       разработать и осуществить государственные  программы  поддержки
молодых семей,  предусматривающие меры по решению острых бытовых проб-
лем таких семей,  прежде всего в период строительства  и  приобретения
собственного  жилья,  а  также по расширению ассортимента оборудования
(включая строительное, ремонтное, сельскохозяйственное), предметов до-
машнего обихода, спортивного и туристического снаряжения, предоставля-
емых молодым семьям по льготным ценам в порядке проката или лизинга.

              Гарантированное предоставление социальных услуг

       Деятельность в этой области в ближайшей перспективе будет  сос-
редоточена на установлении системы социальных норм и нормативов,  зак-
репляющих гарантированный минимальный уровень получения молодыми граж-
данами социальных услуг по обучению,  воспитанию, духовному и физичес-
кому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке.
       В этих целях:
       разрабатываются и осуществляются образовательные и  культурноп-
росветительные программы;
       формируются и эффективно эксплуатируются оздоровительные  комп-
лексы;
       разрабатываются градостроительные решения,  формирующие жизнен-
ную среду, отвечающую потребностям молодежи, а также меры, обеспечива-
ющие доступность и удобство в пользовании спортивными,  культурными  и
другими объектами;
       создаются учреждения социальной службы,  специально  предназна-
ченные для работы с несовершеннолетними и молодежью (социальная служба
для молодежи). Такая служба будет направлена на: содействие в удовлет-
ворении информационных потребностей молодых людей; оказание психологи-
ческой, педагогической, юридической и наркологической помощи; проведе-
ние реабилитационных мероприятий в отношении молодых инвалидов,  демо-
билизованных военнослужащих,  лиц, освобожденных из учреждений, испол-
няющих наказание,  лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании,
алкоголизма;  патронажное обслуживание молодых семей и оказание других
видов  социальных услуг и помощи.  При этом приоритет будет отдаваться
программам и проектам в области социальной службы, выдвигаемым на кон-
курсной основе общественными объединениями,  религиозными организация-
ми,  благотворительными и иными фондами,  отдельными гражданами; будет
поддерживаться  гражданская добровольная служба молодежи,  в том числе
осуществляемая в порядке альтернативной (вневойсковой) службы лиц при-
зывного возраста;
       оказывается материальная поддержка юридическим лицам,  осущест-
вляющим деятельность по безвозмездному (льготному) обеспечению молоде-
жи социальными услугами, в том числе путем установления льготного пра-
вового  режима  их деятельности;  используются методы государственного
экономического регулирования,  стимулирующие направление инвестиций на
создание условий для социального становления и развития молодежи.

               Поддержка талантливой молодежи

       Государство исходит из особого общественного значения одаренной
личности и стремится к тому,  чтобы меры поддержки молодых талантов не
вели к искажению естественных социокультурных процессов. Ключевым фак-
тором при осуществлении мер по созданию более приемлемых  условий  для
творческой деятельности молодежи является сохранение и развитие интел-
лектуального и творческого потециала общества.
       Для решения этих задач предполагается:
       стимулировать средствами экономического регулирования  деятель-
ность предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений,
религиозных организаций,  благотворительных и иных  фондов,  отдельных
граждан по поддержке молодых талантов;
       устанавливать премии,  стипендии, пособия для талантливых детей
и молодежи;
       поощрять создание творческих мастерских,  школ, объединений при
выдающихся деятелях науки,  культуры и искусства,  в том числе в форме
частных пансионатов и учебных заведений;
       участвовать через  своих  представителей в формировании попечи-
тельских советов учреждений,  учебных заведений,  деятельность которых
направлена на поддержку и развитие одаренных детей и молодежи;
       предоставлять молодежи для творческой и инновационной  деятель-
ности находящиеся в собственности государства средства, включая средс-
тва массовой информации,  издательства, выставочные и концертные залы,
на договорной основе;
       предоставлять во  временное  пользование  талантливой  молодежи
предметы и инструменты соответствующей творческой деятельности,  в том
числе имеющие историческое и культурное значение;
       передавать в пользование молодежным объединениям культурноисто-
рические и научно-технические объекты при гарантировании их сохраннос-
ти и функциональной связи с первоначальным назначением таких объектов,
а также использования этих объектов для целей развития молодого  поко-
ления.

             Формирование условий, направленных на физическое и духов-
                ное развитие молодежи

       Государство признает физическое и  духовное  развитие  молодежи
необходимой  частью национального развития и высокой общественной цен-
ностью. Оно исходит из комплексного характера деятельности по формиро-
ванию должных условий физического и духовного развития молодежи.
       В рамках данного направления деятельности государства  содержа-
ние принимаемых мер заключается:
       в обязательном выделении вопросов,  затрагивающих физическое  и
духовное здоровье и развитие молодежи, при разработке и принятии феде-
ральных,  региональных,  территориальных программ в области  экологии,
здравоохранения, образования, культуры, массовой информации и книгоиз-
дательской деятельности, социальной защиты населения, физической куль-
туры и спорта и в иных смежных областях;
       в формировании специальных программ по оздоровлению экологичес-
кой  обстановки в городах и населенных пунтках с преимущественно моло-
дежным составом населения,  включающих меры по преодолению  монопроиз-
водства,  реконструкции действующих предприятий, ликвидации или выводу
в незаселенные зоны вредных производств,  перепрофилированию предприя-
тий на выпуск экологически чистой продукции, утилизации отходов произ-
водства и бытовых отходов,  контролю за качеством питьевой воды,  про-
дуктов питания,  воздуха, почвенного покрова и другие меры, направлен-
ные на экологическое оздоровление окружающей среды;
       в поощрении общественных инициатив и проектов (включая междуна-
родные),  имеющих целью экологическое образование и воспитание молоде-
жи, распространение среди молодых людей духовных ценностей отечествен-
ной и мировой культуры.  Такие инициативы и проекты могут  с  согласия
инициаторов  включаться  в состав или приниматься в качестве самостоя-
тельных государственных программ, получая соответствующее материальное
и финансовое обеспечение,  при сохранении организаторской роли общест-
венных объединений,  религиозных организаций, благотворительных и иных
фондов, выступивших с инициативой (проектом).

               Поддержка деятельности молодежных и детских объединений

       Государство намерено  оказывать  материальную и финансовую под-
держку молодежным и детским объединениям, осуществляющим мероприятия в
области государственной молодежной политики. В этих целях государство:
       определяет правовой статус молодежных  и  детских  общественных
объединений;
       реализует в отношении молодежных и детских объединений  принцип
приоритета  при  финансировании мероприятий (программ) в области госу-
дарственной молодежной политики;
       устанавливает по отношению к ним льготный налоговый режим; пре-
       доставляет всем молодежным и детским объединениям равные
возможности пользоваться государственной поддержкой;  гарантирует нев-
       мешательство в их деятельность при оказании
такой поддержки; предоставляет детским объединениям право пользоваться
       помеще-
ниями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культу-
ры, спортивными и иными сооружениями бесплатно или на льготных услови-
ях.

               Содействие международным молодежным обменам

       Государство будет  оказывать содействие развитию международного
молодежного сотрудничества (в том числе финансовое) путем заключения и
реализации  межправительственных  соглашений  о молодежных обменах,  а
также включению молодежи России в систему региональных,  общеевропейс-
ких и других международных гуманитарных, образовательных, научнотехни-
ческих молодежных программ.

                3. МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИ-
                   ТИКИ

       Реализация государственной  молодежной  политики будет включать
следующие меры:
       принятие специальных законодательных и иных правовых актов, ре-
шений местных органов власти и управления; внесение изменений и допол-
нений в действующее на территории Российской Федерации законодательст-
во и иные правовые акты;
       разработку и  осуществление государственных молодежных прогармм
комплексного и целевого характера,  а также включение  соответствующих
разделов  в государственные программы экономического,  экологического,
социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, ре-
гиональном и территориальном уровнях;
       создание Российского фонда федеральных молодежных программ  для
организационного  и финансового обеспечения приоритетных программ раз-
вития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и терри-
ториальных фондов;
       выделение в федеральном и местном  бюджетах  отдельной  строкой
ассигнований  на финансирование мероприятий в области молодежной поли-
тики (финансовая поддержка программ молодежных и детских  объединений,
целевых молодежных фондов,  программ социальной помощи отдельным кате-
гориям молодежи,  социальных служб для молодежи,  научных исследований
по  проблемам молодежи,  обучения и подготовки соответствующих кадров,
проведения спортивных, культурных и иных мероприятий);
       создание государственных  органов по делам молодежи в структуре
исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для моло-
дежи различного профиля и направленности.