ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 30 мая 1993 г. N 504 (САП 93-23) Совет Министров - Правительство Российской Федерации постанов- ляет: Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве топлива и энер- гетики Российской Федерации. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН 30 мая 1993 г. N 504 УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров - Правительства Российской Фе- дерации от 30 мая 1993 г. N 504 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации 1. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (Мин- топэнерго России) является центральным органом федеральной исполни- тельной власти, осуществляющим руководство функционированием и разви- тием топливно-энергетического комплекса Российской Федерации, а также координацию деятельности самостоятельных предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации и газоснаб- жения газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспеченияч и магист- ральных нефте-, газо- и нефтепродуктороводов, специализированных маши- ностроительных, строительных, научных, проектных и других предприятий и организаций (далее именуемых предприятиями топливноэнергетического комплекса) по вопросам, отнесенным к его ведению. 2. Минтопэнерго России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Со- вете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными законода- тельными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Прези- дента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, а также настоящим По- ложением. 3. Минтопэнерго России осуществляет свою деятельность во взаи- модействии с другими центральными органами федеральной исполнительной власти. 4. Минтопэнерго России осуществляет свою работу на принципах тесного взаимодействия с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в целях согласования и учета интере- сов топливно-энергетических отраслей и регионов, содействует указанным органам в структурной перестройке топливно-энергетического комплекса, создании новых рабочих мест, развитии производственной и социальной инфраструктуры. 5. Основными задачами Минтопэнерго России являются: разработка и осуществление в соответствии с действующим законо- дательством государственной политики в топливно-энергетическом комп- лексе Российской Федерации; обеспечение потребности народного хозяйства и населения в раз- личных видах энергии, их рационального и безопасного (в экологическом и технологическом плане) использования и сбережения во всех сферах потребления; обеспечение эффективного и устойчивого функционирования топлив- но-энергетического комплекса; организация разработки основных направлений развития топливноэ- нергетического комплекса; участие в разработке и реализации государственной политики фор- мирования рыночных отношений на основе развития конкурентной среды, изменения отношений собственности в топливно-энергетическом комплексе, выполнения отраслевых программ демонополизации; расширение участия топливно-энергетического комплекса в решении макроэкономических задач России, интеграции ее экономики в мировое экономическое пространство, повышение эффективности экспорта топлив- но-энергетических ресурсов, содействие привлечению зарубежных инвести- ций в развитие комплекса, поощрение инвестиционной деятельности за ру- бежом предприятий топливно-энергетического комплекса, использование в интересах национальной экономики возможностей международных организа- ций топливно-энергетического профиля; осуществление государственного регулирования деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса путем организации раз- работки, утверждения в соответствии с действующим законодательством нормативно-технических актов, стандартов, норм и правил в области ор- ганизации эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса и контроля за их соблюдением; решение по согласованию с органами государственной власти и уп- равления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ- ления вопросов размещения и строительства крупных предприятий топлив- но-энергетического комплекса. 6. Основными функциями Минтопэнерго России являются: разработка предложений по формированию и участие в организации выполнения отраслевых программ демонополизации, государственных целе- вых научно-технических программ по созданию новых энергетических тех- нологий и оборудования, решению задач энергосбережения, внедрению вы- сокоэффективных, экологически чистых и надежных технологических про- цессов, в том числе на основе конверсии предприятий оборонного и маши- ностроительного комплексов; разработка и проведение государственной политики в области про- ектирования и сооружения предприятий топливно-энергетического комплек- са; обеспечение государственного энергетического надзора, государс- твенного контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа во всех сферах экономи- ки Российской Федерации, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопасности мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидротехничес- ких сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью; обеспечение мер по соблюдению требований охраны недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйс- твенной деятельности; согласование в соответствии с действующим положением о лицензи- ровании порядка, сроков и условий вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных месторождений нефти, газа и угля; участие в установ- лении основных технико-экономических показателей добычи нефти, газа и угля для представления лицензий и в контроле за выполнением предусмот- ренных условий разработки месторождений по действующим лицензиям, а также экспертизе расчетов, обосновывающих величину извлекаемых запасов нефти, газа и угля; обеспечение организационно-технических и экономических условий повышения экологической и технологической безопасности действующих предприятий и соответствия экологическим и эксплуатационным нормам вновь вводимых и реконструируемых предприятий; разработка предложений по демонополизации, социально-экономи- ческому развитию, эффективному проведению ценовой, инвестиционной, на- логовой, концессионной политики, внедрению достижений научнотехничес- кого прогресса, обеспечивающих надежность, устойчивость, экономичность и безопасность работы предприятий топливно-энергетического комплекса; кредитно-финансовому регулированию функционирования и развития комп- лекса; разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность топливно-энергетического комплекса, участие совместно с заинтересованными организациями в согласовании, внедрении и контроле исполнения законодательных и нормативных актов по вопросам топливно-энергетического комплекса; участие в совершенствовании экономического механизма регулиро- вания работы предприятий топливно-энергетического комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям; подготовка совместно с заинтересован- ными организациями предложений по созданию и регулированию экономичес- ких и правовых основ развития рыночных отношений, прямых коммерческих связей, направленных на устойчивое обеспечение народного хозяйства и населения Российской Федерации топливом и энергией, а также надежному материально-техническому снабжению предприятий комплекса; разработка предложений по формированию тарифов, цен, дотаций на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса; организация и координация выполнения обязательств по межгосу- дарственным соглашениям Российской Федерации, касающимся вопросов дея- тельности комплекса; содействие в привлечении в установленном порядке иностранных инвесторов для развития отраслей комплекса и повышения их экспортного потенциала; оказание содействия предприятиям комплекса в реализации зарубежных проектов; участие в разработке и проведении совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внешних экономи- ческих связей Российской Федерации и другими центральными органами фе- деральной исполнительной власти государственной политики в области экспортно-импортных операций; создание в установленном порячдке внебюджетных отраслевых фон- дов для финансирования капитального строительства, научно-исследова- тельских и опытно-конструкторских работ, страхового и других; создание в соответствии с действующим законодательством валют- ного фонда для закупки оборудования и материалов общеотраслевого наз- начения; подготовка и организация исполнения предложений по установлению квот для экспортно-импортных операций по номенклатуре продукции топ- ливно-энергетического комплекса, участие в формировании и распределе- нии квот на передачу из России нефти, газа, угля и продуктов их пере- работки и электроэнергии с доведением квот производителям этой продук- ции в соответствии с установленным порядком; взаимодействие с предприятиями топливно-энергетического комп- лекса с целью создания условий по безопасной эксплуатации производств, условий труда в отраслях комплекса, внедрения новых средств и мето дов предупреждения профессиональных заболеваний, производственного травма- тизма и аварий, разработка и утверждение по согласованию с соответс- твующими органами (включая профсоюзные) отраслевых правил и норм и контроль за их соблюдением; организация, координация и контроль совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы- чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выполне- ния мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию последс- твий чрезвычайных ситуаций в системе топливно-энергетического комплек- са России, введение мобилизационной подготовки, осуществление мер гражданской обороны; обеспечение надежной защиты государственных сек- ретов, другой закрытой информации и специальной связи, осуществление методического руководства указанными направлениями работ на основе единых общегосударственных законодательных и нормативных актов; обеспечение методического руководства деятельностью геолого- маркшейдерских служб горнодобывающих предприятий; осуществление через отраслевую систему контроля мер по обеспе- чению безопасности работ и охраны недр, исполнению соответствующих ак- тов законодательства на предприятиях комплекса; создание, обеспечение технического руководства и контроль за детельностью горно-спасательных частей и отрядов, а также подразделе- ний военизированной охраны, входящих в систему топливно-энергетическо- го комплекса, и утверждение в установленном порядке мест их дислока- ции; координация работы ведомственных и профессиональных аварийнос- пасательных подразделений, входящих в Российскую систему предупрежде- ния и действия в чрезвычайных ситуациях, при проведении аварийноспаса- тельных и других неотложных работ; руководство созданием, обеспечением готовности и функционирова- нием ведомственной подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в соответствии с возложенными Сове- том Министров - Правительством Российской Федерации на Минтопэнерго России функциями; участие в реализации единой государственной политики в области формирования кадров, занятости, социальной защищенности трудящихся, пенсионного обеспеченияч, развития трудовых отношений на основе соци- ального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, молодежной и миграционной политики; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий топливно-энергетического комплекса; осуществле- ние в пределах установленных законодательством компетенции и полномо- чий руководства отраслевой системой учебных заведений; оказание предприятиям топливно-энергетического комплекса мето- дической помощи в осуществлении государственного социального страхова- ния и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, организация на предприятиях комплекса лечебно-про- филактической помощи, участие в подготовке предложений по совершенс- твованию льготного пенсионного обеспечения; содействие развитию и регулированию межреспубликанских, регио- нальных хозяйственных связей предприятий комплекса с потребителями продукции комплекса и поставщиками материально-технических ресурсов на основе делового партнерства и экономической заинтересованности; осуществление функций генерального поставщика в отношении зак- репленных объектов, строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации; осуществление анализа производственной и экономической деятель- ности предприятий топливно-энергетического комплекса с обеспечением постоянных информационных потоков для осуществления государственного регулирования в установленном порядке; разработка предложений по стимулированию повышения производи- тельности и эффективности труда, механизма социальной защиты и реко- мендаций по организации оплаты труда работников предприятий топлив- но-энергетического комплекса, участие в разработке, заключении и вы- полнении отраслевых (тарифных) соглашений в соответствии с действующим законодательством; организация пожарно-профилактических работ, направленных на обеспечение надежной и безаварийной эксплуатации предприятий топлив- но-энергетического комплекса. 7. Минтопэнерго России для выполнения возложенных на него задач и функций: формирует единую стратегию научно-технического, производствен- но-технического и социально-экономического развития топливноэнергети- ческого комплекса; разрабатывает с привлечением других министерств, ведомств и от- раслевых предприятий (акционерных обществ) стратегию освоения и ис- пользования углеводородных ресурсов, топливно-энергетический баланс Российской Федерации по видам топлива и конкретным потребителям, орга- низует и координирует действия отраслевых предприятий (акционерных об- ществ), направленные на обеспечение надежного и устойчивого снабжения народного хозяйства и населения топливом, тепловой и электрической энергией, заключает по поручению Совета Министров - Правительства Рос- сийской Федерации производственные контракты с предприятиями комплек- са; вносит предложения в Совет Министров - Правительство Российской Федерации с привлечением других министерств и ведомств для реализации государственных программ в области топливо- и энергообеспечения: по финансово-кредитным и экономическим вопросам, в том числе проект бюд- жетной заявки для финансирования деятельности топливноэнергетического комплекса, по разработке мер стимулирования повышения производитель- ности и эффективности труда, по механизму социальной защиты, по орга- низации оплаты труда работников предприятий топливноэнергетического комплекса, по регулированию трудовых отношений в отраслях комплекса и другим вопросам деятельности топливно-энергетического комплекса в со- ответствии с действующим законодательством; создает информационный банк данных топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на основе информации, получаемой от предприятий комплекса, и представляет в федеральные экономические ор- ганы информацию на основе установленной статистической отчетности; создает и развивает средства и системы производственно-техни- ческой и информационной связи отраслей топливно-энергетического комп- лекса; выступает по поручению Совета Министров - Правительства Рос- сийской Федерации в качестве заказчика при размещении в установленном порядке заказов на поставку продукции, производство работ (услуг) для государственных нужд на предприятиях комплекса и обеспечении этих предприятий необходимыми ресурсами совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными организациями; заключает контракты с руководителями находящихся в федеральной собственности государственных предприятий и утверждает уставы таких предприятий при делегировании Минтопэнерго России этих функций Госу- дарственным комитетом Российской Федерации по управлению государствен- ным имуществом; дает по поручению Государственного комитета Российской Федера- ции по управлению государственным имуществом заключения на проекты ре- шений о создании, реорганизации и ликвидации объектов топливноэнерге- тического комплекса, находящихся в федеральной собственности, а также разрабатывает предложения по рекомендациям по учету особенностей предприятий отрасли, учитываемых при приватизации и осуществлении пол- номочий собственника; участвует в проведении экспертиз проектов и смет на строитель- ство крупных, имеющих межотраслевое значение предприятий топлив- но-энергетического комплекса, а также наиболее значимых научнотехни- ческих разработок для осуществления задач, стоящих перед комплексом; представляет в Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Российскому фонду федерального имущества, комитетам по управлению имуществом и фондам имущества наци- онально-государственных, национально-территориальных и административ- но-территориальных образований кандидатуры для привлечения их в уста- новленном порядке к осуществлению полномочий государства как собствен- ника предприятий (долей в их уставном капитале) в качестве представи- телей указанных органов; определяет совместно с отраслевыми предприятиями (акционерными обществами) порядок управления системами энергопродуктопроводов и фе- деральной энергетической системой; получает от Государственного комитета Российской Федерации по статистике и предприятий топливно-энергетического комплекса статисти- ческие данные по вопросам, относящимся к компетенции Минтопэнерго Рос- сии; присваивает лучшим работникам отраслевые почетные звания, а также награждает в установленном порядке передовых работников отраслей комплекса соответствующими нагрудными значками, почетными грамотами; созывает в установленном порядке конференции и совещания, орга- низует выставки по проблемам совершенствования и развития деятельности отраслей комплекса. 8. Минтопэнерго России возглавляет Министр, назначаемый Прези- дентом Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром. 9. Министр топлива и энергетики Российской Федерации: руководит деятельностью Министерства на основе единоначалия; несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, устанавливает степень ответственности заместителей Министра и членов коллегии, руководителей структурных подразделений Министерства; издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и дает указания, обязательные для исполнения подразделениями центрального ап- парата, а также предприятиями топливно-энергетического комплекса; утверждает в пределах установленных численности и фонда оплаты труда работников структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, положения о его структурных подразделениях, а также сме- ту расходов на содержание центрального аппарата в пределах утвержден- ных на соответствующий период ассигнований. 10. В Минтопэнерго России образуется коллегия в составе Минист- ра (председатель коллегии), его заместителей, руководителей ведущих подразделений Министерства и предприятий, утверждаемая Советом Минист- ров - Правительством Российской Федерации. Минтопэнерго России на регулярно проводимых заседаниях коллегии рассматривает вопросы деятельности и функционирования топливно-энерге- тического комплекса. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Ми- нистерства. 11. В Минтопэнерго России образуется научно-технический и эко- номический совет с секциями по отдельным проблемам. Персональный сос- тав научно-технического и экономического совета и положение о нем ут- верждаются Министром топлива и энергетики Российской Федерации. Орга- низационно-техническое обеспечение работы совета осуществляется цент- ральным аппаратом Министерства. 12. Министерство топлива и энергетики Российской Федерации яв- ляется юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный и иные счета в учреждениях банков. 13. Расходы на содержание центрального аппарата Минтопэнерго России финансируются за счет средств республиканского бюджета Российс- кой Федерации, направляемых на содержание центральных органов феде- ральной исполнительной власти Российской Федерации. 14. Минтопэнерго России располагается по адресу: г.Москва, Ки- тайский проезд, дом 7. |