ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ) РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 26 июня 1993 г. N 597 (САП 93-28) Совет Министров - Правительство Российской Федерации п о с - т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заве- дении) Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламенти- рующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о государственном высшем учебном заведении в РСФСР. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 597 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении высшего профессионального обра- зования (высшем учебном заведении) Российской Федерации 1. ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА 1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реали- зующее профессиональные образовательные программы высшего профессио- нального образования. 2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функцио- нирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Фе- дерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797), другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом. 3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общест- венных и религиозных организаций) высшие учебные заведения. Для негосударственных высших учебных заведений настоящее Поло- жение является примерным. 4. Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликви- дируются: федеральной подчиненности - Советом Министров - Правительством Российской Федерации; подчиненности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга - соответствующими государственными органами власти и управления по со- гласованию с федеральным (центральным) государственным органом управ- ления высшим образованием; муниципальные - соответствующими органами местного самоуправле- ния по согласованию с федеральным (центральным) государственным орга- ном управления высшим образованием. После издания акта о создании государственного высшего учебного заведения функции учредителя высшего учебного заведения выполняет со- ответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится. 5. В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный (центральный) государственный орган управления выс- шим образованием - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; подразделения управления высшим образованием центральных орга- нов федеральной исполнительной власти; республиканские (республик в составе Российской Федерации) го- сударственные органы управления высшим образованием. 6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, куль- турном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специ- алистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и приклад- ных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструк- торских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специ- алистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеоб- разовательного и культурного уровня. 7. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лабора- тории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнитель- ного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведе- ний и при них могут быть предприятия, уч еждения и организации. 8. Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляет- ся учредителем в установленном порядке. Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведе- ний, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при выс- шем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с феде- ральным (центральным) государственным органом управления высшим обра- зованием. 9. Все высшие учебные заведения (включая их самостоятельные структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организа- ции при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве учреди- телей предприятий, учреждений и организаций всех организационноправо- вых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облига- ции и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности. 10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразде- ления и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом - образовательным учреждением. 11. Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается: обязательным участием научных организаций и всех других струк- турных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса; исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения; образованием в высшем учебном заведении централизованных фон- дов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразде- лениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок исполь- зования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения. Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяются уставом высшего учебного заведения. 12. Обучение с целью получения высшего образования осуществля- ется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, инс- титут, колледж. Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высше- го, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осу- ществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого нап- равлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения на- учных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей нау- ки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методичес- ким центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осущест- вляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области). Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее про- фессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования. Колледж - самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального об- разования. 13. Официальное наименование государственного высшего учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться федеральным (центральным) государственным органом управле- ния высшим образованием, если это не влечет изменения его организаци- онно-правовой формы и направления подготовки кадров. Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании высшего учебного заведения не указываются. 14. Негосударственные высшие учебные заведения приобретают со- ответствующий статус после государственной аккредитации федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием. П. ПРИЕМ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 15. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной ос- нове получить бесплатное высшее профессиональное образование в госу- дарственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые. 16. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает вели- чину и структуру приема в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в порядке, определяемом его уставом. Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств соответствующих бюджетов определяются высшим учебным заведени- ем в рамках заданий (контрольных цифр), устанавливаемых учредителем (для государственных высших учебных заведений - по согласованию с фе- деральным (центральным) государственным органом управления высшим об- разованием). Для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полно- го) общего образования с медалью или образовательное учреждение сред- него профессионального образования с дипломом с отличием либо имеющих иные отличия в уровне подготовки, высшее учебное заведение вправе ус- танавливать особые условия приема. 17. Прием в высшие учебные заведения проводится по личному за- явлению граждан, имеющих среднее (полное) общее образование или сред- нее профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих ос- ваивать профессиональные образовательные программы высшей школы. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законода- тельством Российской Федерации. 18. При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российс- кой Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объек- тивность оценки способностей и склонностей поступающих. Высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уста- вом высшего учебного заведения и другими документами, регламентирующи- ми организацию образовательного процесса. Негосударственные высшие учебные заведения обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образова- тельной деятельности и государственной аккредитации, определяющей ста- тус образовательного учреждения (университет, академия, институт, кол- ледж). 19. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокой- ная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступаю- щим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. 20. Получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в высшее учебное заведение. 21. Порядок рассмотрения апелляций устанавливается высшим учеб- ным заведением. 22. Сроки окончания приема документов от поступающих на первый курс очной формы обучения и сроки зачисления в государственные высшие учебные заведения устанавливаются федеральным (центральным) государс- твенным органом управления высшим образованием. 23. От поступающих в государственное высшее учебное заведение наряду с личным заявлением требуются только документы, удостоверяющие его личность, гражданство, документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или его копия (при зачислении - подлинник этого документа) и необходи- мое количество фотографий. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Феде- рации, или потребованы от поступающего при наличии ограничений на со- ответствующее высшее профессиональное образование, установленных зако- нодательством Российской Федерации. 24. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем высшие учебные заведения могут выделять в рамках контрольных цифр приема определенное количество мест для целевого приема, органи- зовывать на эти места отдельный конкурс и использовать для этих целей подготовительное отделение, правила приема на которое устанавливает высшее учебное заведение. В этом случае высшие учебные заведения зак- лючают договоры с соответствующими государственными органами и органи- зациями. 25. В части, не противоречащей законодательству Российской Фе- дерации и настоящему Положению, высшее учебное заведение самостоятель- но разрабатывает и утверждает правила приема. Ш. УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 26. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различ- ные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные обра- зовательные программы высшего профессионального образования, послеву- зовского профессионального образования, программы дополнительного про- фессионального образования и переподготовки специалистов. В высших учебных заведениях могут реализовываться образователь- ные программы начального профессионального и среднего профессионально- го образования при наличии соответствующей лицензии. 27. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются лицензией, выданной высшему учебному заведе- нию, и свидетельством о государственной аккредитации и отражаются в его уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых направле- ний (специальностей) в государственном высшем учебном заведении опре- деляются учредителем. Содержание образовательного процесса по направ- лению (специальности), нормативные сроки его освоения определяются высшим учебным заведением на основе соответствующего государственного образовательного стандарта. 28. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает не- обходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образова- тельных программ. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения. 29. Высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учеб- ные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уров- ня их предшествующей подготовки и способностей. Индивидуальные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации. Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по данному направлению (специальности). 30. В высших учебных заведениях устанавливаются следующие ос- новные виды учебных занятий: лекция, консультация, семинар, практичес- кое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, коллоквиум, са- мостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовая ра- бота), дипломное проектирование (дипломная работа). Высшие учебные за- ведения могут проводить и другие виды учебных работ. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения продолжительностью 45-50 минут. 31. Студенты и аспиранты очной формы обучения государственных высших учебных заведений получают в установленных порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, ор- ганизаций. 32. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) формы обуче- ния не менее двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 7-10 недель. 33. Воспитательные задачи высших учебных заведений, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловечес- ких ценностей, реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельн сти обучающихся и преподава- телей. 34. Государственные высшие учебные заведения в обязательном по- рядке осуществляют фундаментальные, поисковые, методические и приклад- ные научные исследования, которые являются непременной составной частью подготовки специалистов. 35. Государственные высшие учебные заведения планируют свою на- учную деятельность, финансируемую за счет средств соответствующих бюд- жетов и привлеченных средств, в соответствии с утвержденными в уста- новленном порядке научными и научно-техническими программами или дого- ворами, а инициативные поисковые исследования - в соответствии с тема- тическими планами, утверждаемыми ученым советом. 1У. АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ И АВТОНОМНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 36. Каждому участнику научно-педагогической деятельности гаран- тируется право (в рамках единого государственного образовательного стандарта) выбора по своему усмотрению учебных курсов, метода и мето- дик преподавания и обучения, задач научных исследований и средств их решения, а также свободного доступа к информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований. 37. Высшее учебное заведение обладает установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" автономностью, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его устава. 38. Высшее учебное заведение вправе обратиться в любые органи- зации Российской Федерации и международные организации в целях его об- щественной аккредитации. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. 39. Отношения между учредителем и высшим учебным заведением оп- ределяются договором. 40. Государственное высшее учебное заведение подлежит инспекти- рованию федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием и подконтрольно учредителю, которые в случае нару- шения высшим учебным заведением законодательства Российской Федерации и (или) своего устава вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность высшего учебного заведения до решения суда. У. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 41. Профессиональные образовательные программы высшего и после- вузовского профессионального образования представляют собой совокуп- ность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, уста- новленные государственными образовательными стандартами высшего про- фессионального образования. 42. Государственные образовательные стандарты высшего професси- онального образования устанавливают основное содержание образователь- ных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, а также требования к уровню подготовки специалистов. 43. Профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность гражданам, имеющим высшее образование, повысить свою научную и педагогическую квалификацию, подготовиться к выполнению квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук. 44. С учетом потребностей и возможностей личности образовате- льные программы моугт осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом: очная форма, очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат. Допускается сочетание этих форм. 45. Экстернат в высшем учебном заведении - аттестация лиц, са- мостоятельно изучающих дисциплины согласно профессиональной образова- тельной программе (учебному плану) по избранной специальности. Получе- ние первого высшего образования через экстернат обеспечивается бесп- латно. 46. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую аттестации, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения. 47. Положение об экстернате в государственном высшем учебном заведении утверждается федеральным (центральным) государственным орга- ном управления высшим образованием. 48. Перечень специальностей (направлений) высшего профессио- нального образования, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, устанавливается Советом Министров - Правительством Российской Федерации и утверждается Верховным Советом Российской Федерации. 49. Студент, выполнивший все требования учебного плана, допус- кается к итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о выдаче ему документа о соответствующем высшем образовании и квалифика- ции. До создания государственной аттестационной службы положение об итоговой государственной аттестации утверждается федеральным (цент- ральным) государственным органом управления высшим образованием. 50. Высшее учебное заведение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании, в которых указывается наименова- ние образовательного учреждения, выдавшего документ, квалификация, присвоенная выпускнику в определенной области деятельности, а также перечень изученных дисциплин с указанием их объемов и оценок качества усвоения. Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускни- ка. 51. Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образ- ца, действующий на всей территории Российской Федерации. Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому. 52. Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образо- вании определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлет- ворительно", "зачтено". Оценки выставляются на экзаменах или при проведении аттестации результатов работы студентов в других формах, определяемых высшим учебным заведением. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена. 53. Квалификация специалиста указывается в дипломе с необходи- мой степенью конкретизации, отражающей профессиональную сферу деятель- ности. 54. Формы дипломов государственного образца о высшем образова- нии, действующие на всей территории Российской Федерации, разрабатыва- ются и утверждаются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием. У1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ 55. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации и его уставом. В части, определенной законодательством Российской Федерации, устав высшего учебного заведения согласовывается с учредителем. 56. Устав высшего учебного заведения утверждается общим собра- нием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представите- лей других категорий работников и обучающихся. 57. Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заве- дения, возглавляемый ректором. Срок полномочий ученого совета не может превышать 5 лет. Досрочные перевыборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмот- ренных уставом высшего учебного заведения. Порядок выборов первого состава ученого совета определяется об- щим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работни- ков и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций. В высшем учебном заведении могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятель- ности советов определяются уставом высшего учебного заведения. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) оп- ределяется действующим ученым советом с участием всех категорий работ- ников, общественных организаций и обучающихся, при этом представитель- ство членов ученого совета не должно составлять более 50 процен- тов от общего числа делегатов. 58. Изменения и дополнения к уставу высшего учебного заведения утверждаются ученым советом. При утверждении изменений и дополнений к уставу, касающихся решения социальных вопросов, в работе ученого со- вета должны принимать участие представит ли всех категорий работников и обучающихся, численность и порядок избрания которых определяет устав высшего учебного заведения. В высшем учебном заведении должны быть созданы условия всем ра- ботникам и обучающимся для ознакомления и внесения предложений в про- ект его устава. Во вновь организуемых государственных высших учебных заведениях до формирования ученого совета их устав утверждается учредителем на срок не более года. Трудовые, социально-экономические и профессиональные вопросы решаются также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяется законодательством Российской Федерации. 59. Непосредственное управление деятельностью государственного высшего учебного заведения осуществляет ректор, прошедший соответству- ющую аттестацию. Порядок прохождения аттестации определяет федера- ль- ный (центральный) государственный орган управления высшим образовани- ем. Разграничение полномочий между ученым советом и ректором опре- деляется уставом высшего учебного заведения. Порядок занятия должности ректора определяется уставом высшего учебного заведения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Ректору высшего учебного заведения совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научноме- тодического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совмести- тельству. В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряже- ния, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. 60. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведе- ния. 61. В зависимости от структуры высшего учебного заведения в от- дельных подразделениях (факультет, департамент и другие) могут созда- ваться выборные представительные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяются уставом высшего учебного заведе- ния. 62. Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом выс- шего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицирован- ных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих уче- ную степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учеб- ного заведения. 63. Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и дру- гих структурных подразделениях разра- батывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмот- ренном его уставом. 64. Должности ректора, руководителя филиала государственного высшего учебного заведения, проректоров, деканов факультетов и заведу- ющих кафедрами могут быть заняты лицами в возрасте до 65 лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения уч- редитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до 70 лет. Для других руководящих должностей, поименованных в настоящем пункте, продление указанного срока до 70 лет может осуществляться рек- тором по представлению ученого совета высшего учебного заведения. Руководящие работники, достигшие указанного возраста, с их сог- ласия переводятся на соответствующие их квалификации учебные, научные и другие должности. УП. СТУДЕНТЫ, СЛУШАТЕЛИ И РАБОТНИКИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 65. Студентом является лицо, зачисленное на обучение приказом ректора высшего учебного заведения. Студенту высшего учебного заведе- ния выдается студенческий билет и зачетная книжка. 66. Права и обязанности студентов и других обучающихся в высшем учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и иными предусмотренными уставом локальными катами. 67. Студенты высших учебных заведений имеют право: получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствую- щими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисцип- лин обучения; посещать все виды учебных занятий в данном высшем учебном заве- дении, а по согласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях; участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятель- ности высшего учебного заведения, в том числе через общественные орга- низации и органы управления высшего учебного заведения; бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведе- ниях при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом, библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, на- учных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах на- учно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заве- дений; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебно- го заведения в порядке, установленном законодательством Российской Фе- дерации. 68. Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях лю- бых организационно-правовых форм. 69. Студенты высшего учебного заведения обязаны выполнять тре- бования ег устава и соблюдать правила внутреннего распорядка. 70. Студенты обязаны за время обучения выполнить требования об- разовательной программы высшего профессионального образования. 71. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследова- тельской работе для студентов устанавливаются различные формы мораль- ного и материального поощрения. 72. За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных уставом высшего учебного заведения обязанностей, правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воз- действия вплоть до исключения из высшего учебного заведения. Порядок отчисления и восстановления, а также перевода определя- ется уставом высшего учебного заведения. При этом в государственных высших учебных заведениях запрещается взимать плату за восстановление и перевод, если лицо получает высшее образование впервые. Перевод из одного высшего учебного заведения в другое производится с согласия ректоров обоих образовательных учреждений. 73. Высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями и трудоуст- ройстве. 74. Слушателям высших учебных заведений являются лица, обучаю- щиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалифика- ции и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно вто- рое профессиональное образование и являющиеся студентами другого выс- шего учебного заведения. 75. Правовое положение слушателей в части получения образова- тельных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведе- ния соответствующей формы обучения. 76. В государственных высших учебных заведениях предусматрива- ются должности преподавательского, научного, инженерно-технического, административного, производственного, вспомогательного и другого пер- сонала. Все должности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и законодательством Российской Федерации о труде замеща- ются по контракту. Для преподавательского и научного состава перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов. Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием. 77. Преподаватели высших учебных заведений в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день, сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск. Учебная нагрузка для лиц профессорско-преподавательского соста- ва устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависи- мости от их квалификации и специфики деятельности и не может превышать 900 часов в учебном году (в пределах должностного оклада). 78. Работники высшего учебного заведения имеют право: на обеспечение своей профессиональной деятельности; избирать и быть избранными в органы управления высшего учебного заведе- ния; участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятель- ности высшего учебного заведения, в том числе и через общественные ор- ганизации и органы управления высшего учебного заведения; пользоваться в установленном уставом высшего учебного заведения порядке информационными фондами высшего учебного заведения, услугами учебных, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебно- го заведения в порядке, установленном законодательством Российской Фе- дерации. 79. Работники имеют также другие права, определенные законода- тельством Российской Федерации, контрактом, уставом высшего учебного заведения, а преподаватели - на длительный отпуск сроком до одного го- да не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской рабо- ты. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учре- дителем и (или) уставом высшего учебного заведения. 80. Педагогическим работникам с целью содействия их обеспечению издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается еже- месячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного ок- лада (заработной платы). 81. Преподаватели и научные сотрудники высшего учебного заведе- ния имеют право выбирать методы и средства обучения, проведения науч- ных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особен- ностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процес- сов. Они обязаны развивать у студентов самостоятельность, инициа- ти- ву, творческие способности, соблюдать устав высшего учебного заве- ния. 82. За успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой уставной деятельности для работников высшего учебного заведения устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. 83. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов , по инициативе администрации допускается только после окончания учеб- ного года. 84. В высших учебных заведениях могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не до- пускается. УШ. ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ 85. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) и докторантуре высших учебных за- ведений или научно-исследовательских учреждений при них, а также путем прикрепления к высшим учебным заведениям соискателей ученых степеней, перевода преподавателей на научные должности для подготовки докторских диссертаций, предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертациями. 86. Положение о подготоке научно-педагогических и научных кад- ров утверждается федеральным (центральным) государственным органом уп- равления высшим образованием. 87. Государство гарантирует повышение квалификации преподавате- лей и научных работников государственных высших учебных заведений и научных организаций системы высшей школы, выделяя на эти цели необхо- димые бюджетные ассигнования. 88. Преподаватели и научные работники высших учебных заведений и научных организаций системы высшей школы повышают свою квалификацию в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, путем научных стажировок в ведущих отечест- венных и зарубежных научных и производственных организациях, а также путем подготовки и защиты диссертаций, либо по утвержденным индивиду- альным планам. 89. Наряду с формами повышения квалификации, финансируемыми за счет бюджетных ассигнований, допускается повышение педагогической и научной квалификации за счет средств заинтересованных граждан и орга- низаций по договорам с высшими учебными заведениями или научными орга- низациями. 1Х. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 90. Государственный контроль за качеством высшего образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего образования, повышение качества подготовки специалистов в выс- шей школе, рациональное использование бюджетного финансирования высшей школы. Государственный контроль распространяется как на государствен- ные, муниципальные, так и на негосударственные высшие учебные заведе- ния. Единая система оценки деятельности высших учебных заведений включает: государственную аттестацию высших учебных заведений, проводимую государственной аттестационной службой или федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием, или по их до- веренности иными государственными органами управления образованием, целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образова- тельных стандартов высшего профессионального образования по направле- ниям подготовки (специальностям); государственную аккредитацию высших учебных заведений, проводи- мую федеральным (центральным) государственным органом управления выс- шим образованием по результатам государственной аттестации, целью ко- торой является подтверждение (установление) статуса высшего учебного заведения, уровня реализуемых им профессиональных образовательных программ; общественную аккредитацию высших учебных заведений различными российскими, зарубежными и международными общественными организация- ми. 91. Непосредственный контроль исполнения высшими учебными за- ведениями законодательства Российской Федерации, устава, лицензии, их образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель в рамках своей компетенции. Х. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИО- НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 92. За высшим учебным заведением в целях обеспечения его устав- ной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, со- циального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственни- ка). Высшему учебному заведению принадлежат права собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвова- ния или по завещению; на продукты интеллектуального и творческого тру- да, являющиеся результатом его деятельности; а также на доходы от собственной деятельности высшего учебного заведения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 93. За государственным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное бесплатное пользование выделенные ему в установленном по- рядке земельные участки. Государственные высшие учебные заведения могут сдавать в аренду без права выкупа или во временное пользование закрепленные за ними зе- мельные участки. 94. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно ис- пользует имущество, переданное в его оперативное управление, в том числе для ведения хозяйственной деятельности, сдачи его в аренду без права выкупа и пользование, если это осуществляется не в ущерб его ос- новной деятельности. 95. Государственное высшее учебное заведение вправе образовы- вать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций, вступать, участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ), предприятий, используя в качестве вклада в их уставный фонд имущество, денежные средства и иные объекты, которые в соответствии с законода- тельством Российской Федерации являются его собственностью. 96. Использование высшими учебными заведениями природных ресур- сов осуществляется в порядке, установленном законодательством Рос- сийской Федерации. 97. Высшее учебное заведение в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации несет ответственность за соблюдение требова- ний и норм по рациональному использованию и охране природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате своей деятельности. 98. Источниками формирования имущества высшего учебного заведе- ния и финансирования его деятельности являются: средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта; материальные и денежные взносы учредителей; средства, получаемые от осуществления различных видов деятель- ности; кредиты банков и иных кредитов; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и фи- зических лиц, в том числе иностранных и зарубежных, и другие источни- ки. 99. Величина бюджетных средств и других предусмотренных уставом поступлений на содержание высшего учебного заведения должна обеспечи- вать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на оказание соответствующих профилю учебного заведения услуг (работ), формирование средств на выплату заработной платы, стипендий, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное сти- мулирование трудового коллектива в соответствии с законодательством Российской Федерации. 100. Финансирование государственных высших учебных заведений за счет бюджетных средств осуществляется учредителем в соответствии с го- сударственными заданиями на подготовку специалистов, исходя из законо- дательно установленного уровня расходов на содержание и развитие выс- ших учебных заведений. Сверх установленных заданий высшие учебные за- ведения могут осуществлять дополнительныий прием студентов с полным возмещением затрат на их обучение по договорам с юридическими лицами. Финансирование высших учебных заведений федерального подчинения может осуществляться также за счет средств бюджетов территорий. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) де- нежные средства не могут быть изъяты у высшего учебного заведения или зачтены в объем финансирования последующего периода (в течение года или в следующем году). 101. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно определяет порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников. 102. Высшее учебное заведение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, в том числе студентам, обучающимся за счет средств бюджетов различного уров- ня по стандартным программам (на добровольной основе). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой дея- тельности, изымаются учредителем. 103. Высшие учебные заведения вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. В своей предпринимательской деятельности высшее учебное заведение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. 104. Высшее учебное заведение выполняет работы и оказывает ус- луги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе до- говоров. Высшее учебное заведение заказывает выполнение работ и оказа- ние услуг, необходимых ему для осуществления уставной деятельности, в пределах имеющихся на эти цели средств. 105. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и ус- таву высшего учебного заведения. 106. Высшее учебное заведение может проводить в порядке, уста- новленном законодательством Российской Федерации, благотворительные мероприятия, аукционы и другие аналогичные мероприятия. 107. Высшее учебное заведение пользуется банковским кредитом и несет ответственность за выполнение кредитных договоров и соблюдение расчетной дисциплины. 108. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных учреждениях (в том числе и валютные) для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 109. Минимальный размер оплаты труда работников высшего учебно- го заведения устанавливается законодательством Российской Федерации. 110. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно в установленном порядке опреде- ляет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, а также размеры должностных окладов всех категорий работников (без ограничения их предельных раз- меров), но не ниже устанавливаемых законодательством Российской Феде- рации. 111. В случае создания в высшем учебном заведении структурных подразделений и введения должностей, не предусмотренных соответствую- щей схемой (Единой тарифной сеткой), размеры должностных окладов по данным структурным подразделениям и должностям определяются непосредс- твенно высшим учебным заведением с учетом специфики их деятельности применительно к существующим подразделениям и должностям. Х1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ 112. Высшее учебное заведение имеет право осуществлять междуна- родное сотрудничество в области высшего образования и повышения квали- фикации специалистов, преподавательской деятельности, научных и иных работ, а также внешнеэкономическую деятельность в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации и международными соглашениями и до- говорами. 113. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств в высших учебных заведениях Российской Федера- ции, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Рос- сийской Федерации за рубежом осуществляются на основе межгосударст- венных соглашений, соглашений между федеральным (центральным) госу- дарственным органом управления высшим образованием и соответствующими органами управления образованием зарубежных стран, а также по догово- рам (контрактам), заключаемым высшим учебным заведением с зарубежными учебными заведениями, организациями, или на основе индивидуальных до- говоров (контрактов). ХП. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ 114. Высшее учебное заведение осуществляет оперативный и бух- галтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бух- галтерскую отчетность по установленной форме, представляет учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств. 115. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную или уголовную от- ветственность за искажение государственной отчетности. |