ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 26.06.93 597

                 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
              ОБРАЗОВАНИЯ (ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ) РФ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           26 июня 1993 г.

                                N 597

                             (САП 93-28)

       Совет Министров - Правительство Российской Федерации п о с -
т а н о в л я е т:
       1. Утвердить прилагаемое Типовое положение  об  образовательном
учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заве-
дении) Российской Федерации.
       2. Признать  утратившим  силу  постановление  Совета  Министров
РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламенти-
рующих  деятельность  учреждений  (организаций)  системы образования и
подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения  о
государственном высшем учебном заведении в РСФСР.

Председатель Совета Министров -
Правительства  Российской Федерации                      В.ЧЕРНОМЫРДИН

                                              УТВЕРЖДЕНО
                                   постановлением Совета Министров -
                                   Правительства Российской Федерации
                                          от 26 июня 1993 г. N 597

                          ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

    об образовательном учреждении высшего профессионального обра-
       зования (высшем учебном заведении) Российской Федерации

         1. ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ, ЕГО ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА

       1. Высшим  учебным  заведением  в Российской Федерации является
образовательное учреждение,  имеющее статус юридического лица и реали-
зующее  профессиональные  образовательные программы высшего профессио-
нального образования.
       2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функцио-
нирует и ликвидируется в соответствии с Законом  Российской  Федерации
"Об  образовании"  (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Фе-
дерации и Верховного Совета Российской  Федерации,  1992,  N  30,  ст.
1797), другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим
Положением и своим уставом.
       3. По  своим  организационно-правовым формам могут быть созданы
государственные,  муниципальные,  негосударственные (частные,  общест-
венных и религиозных организаций) высшие учебные заведения.
       Для негосударственных высших учебных заведений настоящее  Поло-
жение является примерным.
       4. Высшие учебные заведения создаются,  реорганизуются и ликви-
дируются:
       федеральной подчиненности - Советом Министров -  Правительством
Российской  Федерации;
       подчиненности  республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных образований, городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга
- соответствующими государственными органами власти и управления по со-
гласованию с  федеральным (центральным) государственным органом управ-
ления высшим образованием;
       муниципальные - соответствующими органами местного самоуправле-
ния по согласованию с федеральным (центральным) государственным  орга-
ном управления высшим образованием.
       После издания акта о создании государственного высшего учебного
заведения  функции учредителя высшего учебного заведения выполняет со-
ответствующий орган государственного управления,  в  ведении  которого
оно находится.
       5. В Российской Федерации действуют  следующие  государственные
органы управления высшим образованием:
       федеральный (центральный) государственный орган управления выс-
шим  образованием  -  Государственный  комитет Российской Федерации по
высшему образованию;
       подразделения управления  высшим образованием центральных орга-
нов федеральной исполнительной власти;
       республиканские (республик  в составе Российской Федерации) го-
сударственные органы управления высшим образованием.
       6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются:
       удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном,  куль-
турном  и  нравственном  развитии,  приобретении высшего образования и
квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
       удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специ-
алистах с высшим образованием и  научно-педагогических  кадрах  высшей
квалификации;
       организация и проведение фундаментальных,  поисковых и приклад-
ных  научных исследований и иных научно-технических,  опытно-конструк-
торских работ, в том числе по проблемам образования;
       переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специ-
алистов;
       накопление, сохранение и приумножение нравственных,  культурных
и научных ценностей общества;
       распространение знаний среди населения, повышение его общеоб-
разовательного и культурного уровня.
       7. Высшие  учебные  заведения могут иметь филиалы,  факультеты,
кафедры,  подготовительные отделения, научно-исследовательские лабора-
тории,  аспирантуру,  докторантуру, учебные подразделения дополнитель-
ного профессионального образования,  опытные хозяйства, учебные театры
и  другие структурные подразделения.  В составе высших учебных заведе-
ний и при них могут быть предприятия, уч еждения и организации.
       8. Создание  структурных подразделений высших учебных заведений
(кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим
уведомлением  учредителя и внесением в установленном порядке изменений
в устав высшего учебного заведения.
       Создание государственных предприятий,  учреждений и организаций
(включая бюджетные) в составе или при государственном  высшем  учебном
заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляет-
ся учредителем в установленном порядке.
       Филиалы государственных  (муниципальных) высших учебных заведе-
ний, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при выс-
шем  учебном  заведении создаются учредителями по согласованию с феде-
ральным (центральным) государственным органом управления высшим  обра-
зованием.
       9. Все высшие учебные  заведения  (включая  их  самостоятельные
структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организа-
ции при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве  учреди-
телей предприятий,  учреждений и организаций всех организационноправо-
вых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облига-
ции и иные ценные бумаги,  если это направлено на развитие их основной
деятельности.
       10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразде-
ления и предприятия,  учреждения,  организации при нем, имеющие статус
юридического   лица,  является  единым  учебно-научно-производственным
комплексом - образовательным учреждением.
       11. Функционирование  высшего  учебного  заведения  как единого
учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается:
       обязательным участием  научных организаций и всех других струк-
турных подразделений высших учебных заведений в обучении  студентов  и
аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса;
       исполнением всеми структурными подразделениями решений  ученого
совета и руководства высшего учебного заведения;
       образованием в высшем учебном заведении централизованных фон-
дов за счет  отчислений, производимых входящими в его состав подразде-
лениями, предприятиями,  учреждениями и организациями. Порядок исполь-
зования  этих  фондов  устанавливается ученым советом высшего учебного
заведения.
       Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений
внутри единого учебно-научно-производственного комплекса  определяются
уставом высшего учебного заведения.
       12. Обучение с целью получения высшего образования  осуществля-
ется в следующих видах учебных заведений:  университет, академия, инс-
титут, колледж.
       Университет -  высшее учебное заведение,  деятельность которого
направлена на развитие образования,  науки и культуры путем проведения
фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высше-
го,  послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру
естественно-научных,  гуманитарных и других направлений науки, техники
и культуры. Университет является ведущим центром развития образования,
науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осу-
ществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения.
       Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого нап-
равлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения на-
учных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского
и дополнительного образования преимущественно в одной из областей нау-
ки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методичес-
ким центром в сфере своей деятельности,  в широких масштабах  осущест-
вляющим  подготовку  специалистов высшей квалификации и переподготовку
руководящих специалистов определенной отрасли (области).
       Институт -  самостоятельное  высшее учебное заведение или часть
(структурное подразделение) университета,  академии,  реализующее про-
фессиональные  образовательные  программы  по  ряду направлений науки,
техники и культуры и осуществляющее научные исследования.
       Колледж -  самостоятельное  учебное  заведение  или структурное
подразделение университета,  академии, института, реализующее неполные
и (или) полные образовательные программы высшего профессионального об-
разования.
       13. Официальное  наименование государственного высшего учебного
заведения устанавливается при его создании или реорганизации  и  может
изменяться  федеральным (центральным) государственным органом управле-
ния высшим образованием,  если это не влечет изменения его организаци-
онно-правовой формы и направления подготовки кадров.
       Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании
высшего учебного заведения не указываются.
       14. Негосударственные высшие учебные заведения приобретают  со-
ответствующий  статус  после  государственной аккредитации федеральным
(центральным) государственным органом управления высшим образованием.

                 П. ПРИЕМ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

       15. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной ос-
нове  получить  бесплатное высшее профессиональное образование в госу-
дарственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня
получается впервые.
       16. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает вели-
чину  и  структуру  приема в соответствии с лицензией на право ведения
образовательной деятельности в порядке, определяемом его уставом.
       Величина и  структура  приема  студентов  на  обучение  за счет
средств соответствующих бюджетов определяются высшим учебным заведени-
ем  в  рамках заданий (контрольных цифр),  устанавливаемых учредителем
(для государственных высших учебных заведений - по согласованию с  фе-
деральным  (центральным) государственным органом управления высшим об-
разованием).
       Для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полно-
го) общего образования с медалью или образовательное учреждение  сред-
него  профессионального образования с дипломом с отличием либо имеющих
иные отличия в уровне подготовки,  высшее учебное заведение вправе ус-
танавливать особые условия приема.
       17. Прием в высшие учебные заведения проводится по личному  за-
явлению граждан,  имеющих среднее (полное) общее образование или сред-
нее профессиональное образование,  на основе результатов вступительных
испытаний,  проводимых с целью определения возможности поступающих ос-
ваивать профессиональные образовательные программы высшей  школы.  При
наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и
подготовленных поступающих,  если иное условие не оговорено  законода-
тельством Российской Федерации.
       18. При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение
прав граждан на образование,  установленных законодательством Российс-
кой Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объек-
тивность оценки способностей и склонностей поступающих.
       Высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уста-
вом высшего учебного заведения и другими документами, регламентирующи-
ми организацию образовательного процесса.
       Негосударственные высшие  учебные  заведения  обязаны ставить в
известность поступающих о наличии лицензии на право ведения  образова-
тельной деятельности и государственной аккредитации, определяющей ста-
тус образовательного учреждения (университет, академия, институт, кол-
ледж).
       19. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена  спокой-
ная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступаю-
щим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений.
       20. Получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса
и не зачисляются в высшее учебное заведение.
       21. Порядок рассмотрения апелляций устанавливается высшим учеб-
ным заведением.
       22. Сроки  окончания приема документов от поступающих на первый
курс очной формы обучения и сроки зачисления в государственные  высшие
учебные  заведения устанавливаются федеральным (центральным) государс-
твенным органом управления высшим образованием.
       23. От  поступающих  в государственное высшее учебное заведение
наряду с личным заявлением требуются только документы,  удостоверяющие
его личность, гражданство, документ государственного образца о среднем
(полном) общем образовании или  среднем  профессиональном  образовании
или его копия (при зачислении - подлинник этого документа) и необходи-
мое количество фотографий.
       Другие документы  могут быть представлены поступающим,  если он
претендует на льготы, установленные законодательством Российской Феде-
рации,  или потребованы от поступающего при наличии ограничений на со-
ответствующее высшее профессиональное образование, установленных зако-
нодательством Российской Федерации.
       24. В целях содействия государственным органам  и  общественным
организациям  в  подготовке кадров для решения социально-экономических
проблем высшие учебные заведения могут выделять в  рамках  контрольных
цифр приема определенное количество мест для целевого приема,  органи-
зовывать на эти места отдельный конкурс и использовать для этих  целей
подготовительное  отделение,  правила  приема на которое устанавливает
высшее учебное заведение.  В этом случае высшие учебные заведения зак-
лючают договоры с соответствующими государственными органами и органи-
зациями.
       25. В части,  не противоречащей законодательству Российской Фе-
дерации и настоящему Положению, высшее учебное заведение самостоятель-
но разрабатывает и утверждает правила приема.

     Ш. УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

       26. В  высших учебных заведениях могут быть реализованы различ-
ные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные  обра-
зовательные программы высшего профессионального образования,  послеву-
зовского профессионального образования, программы дополнительного про-
фессионального образования и переподготовки специалистов.
       В высших учебных заведениях могут реализовываться образователь-
ные программы начального профессионального и среднего профессионально-
го образования при наличии соответствующей лицензии.
       27. Направления  (специальности)  подготовки  и  переподготовки
специалистов определяются лицензией, выданной высшему учебному заведе-
нию,  и  свидетельством  о государственной аккредитации и отражаются в
его уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых направле-
ний  (специальностей) в государственном высшем учебном заведении опре-
деляются учредителем.  Содержание образовательного процесса по направ-
лению  (специальности),  нормативные  сроки  его освоения определяются
высшим учебным заведением на основе соответствующего  государственного
образовательного стандарта.
       28. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации
учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает не-
обходимые условия обучающимся для освоения профессиональных  образова-
тельных программ. Запрещается использование и проведение антигуманных,
а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения.
       29. Высшее  учебное  заведение разрабатывает и утверждает учеб-
ные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уров-
ня их предшествующей подготовки и способностей.
       Индивидуальные планы (графики) обучения  наряду  с  углубленной
подготовкой  могут  обеспечивать  завершение образования в сокращенные
сроки без изменения обязательной программы  обучения  и  требований  к
специалистам соответствующей квалификации.
       Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и заканчивается
согласно учебному плану по данному направлению (специальности).
       30. В высших учебных заведениях устанавливаются  следующие  ос-
новные виды учебных занятий: лекция, консультация, семинар, практичес-
кое занятие,  лабораторная работа, контрольная работа, коллоквиум, са-
мостоятельная работа,  практика, курсовое проектирование (курсовая ра-
бота), дипломное проектирование (дипломная работа). Высшие учебные за-
ведения  могут  проводить и другие виды учебных работ.  Для всех видов
аудиторных занятий академический час устанавливается  уставом  высшего
учебного заведения продолжительностью 45-50 минут.
       31. Студенты и аспиранты очной формы  обучения  государственных
высших  учебных  заведений получают в установленных порядке и размерах
государственную стипендию либо стипендию предприятий,  учреждений, ор-
ганизаций.
       32. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) формы  обуче-
ния  не  менее  двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей
продолжительностью 7-10 недель.
       33. Воспитательные задачи высших учебных заведений,  вытекающие
из гуманистического характера образования,  приоритета  общечеловечес-
ких ценностей,  реализуются в совместной учебной, научной, творческой,
производственной и общественной деятельн сти обучающихся и  преподава-
телей.
       34. Государственные высшие учебные заведения в обязательном по-
рядке осуществляют фундаментальные, поисковые, методические и приклад-
ные  научные  исследования,  которые  являются  непременной  составной
частью подготовки специалистов.
       35. Государственные высшие учебные заведения планируют свою на-
учную деятельность, финансируемую за счет средств соответствующих бюд-
жетов и привлеченных средств,  в соответствии с утвержденными в  уста-
новленном порядке научными и научно-техническими программами или дого-
ворами, а инициативные поисковые исследования - в соответствии с тема-
тическими планами, утверждаемыми ученым советом.

      1У. АКАДЕМИЧЕСКИЕ  СВОБОДЫ И АВТОНОМНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО
                              ЗАВЕДЕНИЯ

       36. Каждому участнику научно-педагогической деятельности гаран-
тируется  право  (в  рамках  единого государственного образовательного
стандарта) выбора по своему усмотрению учебных курсов,  метода и мето-
дик  преподавания и обучения,  задач научных исследований и средств их
решения,  а также свободного доступа  к  информации,  необходимой  для
обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований.
       37. Высшее учебное  заведение  обладает  установленной  Законом
Российской Федерации "Об образовании" автономностью,  самостоятельно в
принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его устава.
       38. Высшее  учебное заведение вправе обратиться в любые органи-
зации Российской Федерации и международные организации в целях его об-
щественной  аккредитации.  Такая аккредитация не влечет дополнительных
финансовых обязательств со стороны государства.
       39. Отношения между учредителем и высшим учебным заведением оп-
ределяются договором.
       40. Государственное высшее учебное заведение подлежит инспекти-
рованию федеральным (центральным) государственным  органом  управления
высшим образованием и подконтрольно учредителю, которые в случае нару-
шения высшим учебным заведением законодательства Российской  Федерации
и  (или)  своего устава вправе своим предписанием приостановить в этой
части деятельность высшего учебного заведения до решения суда.

        У. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ  ВЫСШЕГО
                    ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       41. Профессиональные образовательные программы высшего и после-
вузовского профессионального образования представляют  собой  совокуп-
ность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, уста-
новленные государственными образовательными стандартами  высшего  про-
фессионального образования.
       42. Государственные образовательные стандарты высшего професси-
онального  образования устанавливают основное содержание образователь-
ных программ,  максимальный объем учебной нагрузки студентов,  а также
требования к уровню подготовки специалистов.
       43. Профессиональные образовательные программы  послевузовского
профессионального  образования  предоставляют  возможность  гражданам,
имеющим высшее образование,  повысить свою  научную  и  педагогическую
квалификацию,  подготовиться  к  выполнению квалификационной работы на
соискание ученой степени кандидата наук.
       44. С  учетом  потребностей и возможностей личности образовате-
льные программы моугт осваиваться  в  различных  формах,  отличающихся
объемом обязательных занятий преподавателя со студентом:  очная форма,
очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат.
       Допускается сочетание этих форм.
       45. Экстернат в высшем учебном заведении - аттестация лиц,  са-
мостоятельно  изучающих дисциплины согласно профессиональной образова-
тельной программе (учебному плану) по избранной специальности. Получе-
ние  первого  высшего образования через экстернат обеспечивается бесп-
латно.
       46. Экстерн,  успешно  прошедший текущую и итоговую аттестации,
получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного
заведения.
       47. Положение об экстернате в  государственном  высшем  учебном
заведении утверждается федеральным (центральным) государственным орга-
ном управления высшим образованием.
       48. Перечень  специальностей  (направлений)  высшего профессио-
нального образования, получение которых без отрыва от производства и в
форме  экстерната не допускается,  устанавливается Советом Министров -
Правительством Российской Федерации и утверждается  Верховным  Советом
Российской Федерации.
       49. Студент,  выполнивший все требования учебного плана, допус-
кается к итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о
выдаче ему документа о соответствующем высшем образовании и квалифика-
ции.
       До создания государственной аттестационной службы положение  об
итоговой  государственной  аттестации  утверждается федеральным (цент-
ральным) государственным органом управления высшим образованием.
       50. Высшее  учебное заведение выдает лицам,  прошедшим итоговую
аттестацию, документы об образовании, в которых указывается наименова-
ние  образовательного  учреждения,  выдавшего документ,  квалификация,
присвоенная выпускнику в определенной области  деятельности,  а  также
перечень  изученных дисциплин с указанием их объемов и оценок качества
усвоения.
       Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускни-
ка.
       51. Высшее   учебное   заведение,  аккредитованное  федеральным
(центральным) государственным органом управления высшим  образованием,
выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образ-
ца, действующий на всей территории Российской Федерации.
       Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
       52. Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образо-
вании определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлет-
ворительно", "зачтено".
       Оценки выставляются  на экзаменах или при проведении аттестации
результатов работы студентов  в  других  формах,  определяемых  высшим
учебным заведением.  Несогласным с оценкой,  полученной по результатам
текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена.
       53. Квалификация  специалиста указывается в дипломе с необходи-
мой степенью конкретизации, отражающей профессиональную сферу деятель-
ности.
       54. Формы дипломов государственного образца о высшем  образова-
нии, действующие на всей территории Российской Федерации, разрабатыва-
ются и утверждаются федеральным (центральным) государственным  органом
управления высшим образованием.

       У1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВЫСШИМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ

       55. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации и его уставом.
       В части,  определенной  законодательством Российской Федерации,
устав высшего учебного заведения согласовывается с учредителем.
       56. Устав  высшего учебного заведения утверждается общим собра-
нием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представите-
лей других категорий работников и обучающихся.
       57. Общее руководство высшим  учебным  заведением  осуществляет
выборный  представительный орган - ученый совет высшего учебного заве-
дения, возглавляемый ректором. Срок полномочий ученого совета не может
превышать  5  лет.  Досрочные  перевыборы ученого совета проводятся по
требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмот-
ренных уставом высшего учебного заведения.
       Порядок выборов первого состава ученого совета определяется об-
щим  собранием  (конференцией)  преподавателей,  научных сотрудников и
представителей других категорий работников  и  обучающихся.  В  состав
ученого  совета могут избираться представители всех категорий работни-
ков и обучающихся высшего учебного заведения,  общественных  и  других
организаций.
       В высшем учебном заведении могут создаваться другие  советы  по
различным направлениям деятельности.
       Порядок выборов,  состав,  полномочия и другие вопросы деятель-
ности советов определяются уставом высшего учебного заведения.
       Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию)  оп-
ределяется действующим ученым советом с участием всех категорий работ-
ников, общественных организаций и обучающихся, при этом представитель-
ство  членов  ученого совета не должно составлять более 50 процен- тов
от общего числа делегатов.
       58. Изменения  и дополнения к уставу высшего учебного заведения
утверждаются ученым советом.  При утверждении изменений и дополнений к
уставу,  касающихся решения социальных вопросов,  в работе ученого со-
вета должны принимать участие представит ли всех категорий  работников
и обучающихся, численность и порядок избрания которых определяет устав
высшего учебного заведения.
       В высшем учебном заведении должны быть созданы условия всем ра-
ботникам и обучающимся для ознакомления и внесения предложений в  про-
ект его устава.
       Во вновь организуемых государственных высших учебных заведениях
до  формирования  ученого  совета их устав утверждается учредителем на
срок не более года.
       Трудовые, социально-экономические  и  профессиональные  вопросы
решаются также в рамках коллективного договора,  принятие и реализация
которого определяется законодательством Российской Федерации.
       59. Непосредственное управление деятельностью  государственного
высшего учебного заведения осуществляет ректор, прошедший соответству-
ющую аттестацию. Порядок прохождения аттестации определяет федера- ль-
ный  (центральный) государственный орган управления высшим образовани-
ем.
       Разграничение полномочий  между ученым советом и ректором опре-
деляется уставом высшего учебного заведения.
       Порядок занятия  должности ректора определяется уставом высшего
учебного заведения в соответствии с Законом Российской  Федерации  "Об
образовании".
       Ректору высшего учебного заведения совмещение его  должности  с
другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научноме-
тодического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения  не
разрешается.  Ректор  не может исполнять свои обязанности по совмести-
тельству.
       В пределах  своих полномочий ректор издает приказы и распоряже-
ния,  обязательные для всех работников и обучающихся в высшем  учебном
заведении.
       60. Исполнение части своих полномочий ректор  может  передавать
проректорам  и  другим руководящим работникам высшего учебного заведе-
ния.
       61. В зависимости от структуры высшего учебного заведения в от-
дельных подразделениях (факультет,  департамент и другие) могут созда-
ваться выборные представительные органы - ученые советы,  полномочия и
порядок избрания которых определяются уставом высшего учебного заведе-
ния.
       62. Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом выс-
шего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицирован-
ных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих уче-
ную степень или звание,  в порядке, определяемом уставом высшего учеб-
ного заведения.
       63. Кафедру возглавляет заведующий.  Положения о кафедре и дру-
       гих структурных подразделениях разра-
батывает и  утверждает высшее учебное заведение в порядке,  предусмот-
ренном его уставом.
       64. Должности  ректора,  руководителя  филиала государственного
высшего учебного заведения, проректоров, деканов факультетов и заведу-
ющих кафедрами могут быть заняты лицами в возрасте до 65 лет.
       По представлению ученого совета высшего учебного заведения  уч-
редитель  вправе  продлить  срок  пребывания в должности ректора до 70
лет.
       Для других  руководящих  должностей,  поименованных в настоящем
пункте, продление указанного срока до 70 лет может осуществляться рек-
тором по представлению ученого совета высшего учебного заведения.
       Руководящие работники, достигшие указанного возраста, с их сог-
ласия переводятся на соответствующие их квалификации учебные,  научные
и другие должности.

   УП. СТУДЕНТЫ,  СЛУШАТЕЛИ И РАБОТНИКИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

       65. Студентом является лицо,  зачисленное на обучение  приказом
ректора высшего учебного заведения.  Студенту высшего учебного заведе-
ния выдается студенческий билет и зачетная книжка.
       66. Права и обязанности студентов и других обучающихся в высшем
учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации,
уставом  высшего  учебного  заведения и иными предусмотренными уставом
локальными катами.
       67. Студенты высших учебных заведений имеют право:
       получать знания,  соответствующие современному уровню  развития
науки,  техники и культуры, определять по согласованию с соответствую-
щими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисцип-
лин обучения;
       посещать все виды учебных занятий в данном высшем учебном заве-
дении,  а  по  согласованию  между  руководителями - и в других высших
учебных заведениях;
       участвовать в  обсуждении и решении важнейших вопросов деятель-
ности высшего учебного заведения, в том числе через общественные орга-
низации и органы управления высшего учебного заведения;
       бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведе-
ниях при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным
процессом,  библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, на-
учных,  лечебных  и  других подразделений высшего учебного заведения в
порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах на-
учно-исследовательских работ,  конференциях, симпозиумах, представлять
к публикации свои работы,  в том числе в изданиях высших учебных заве-
дений;
       обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебно-
го заведения в порядке, установленном законодательством Российской Фе-
дерации.
       68. Студенты  очной  формы  обучения имеют право в свободное от
учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях лю-
бых организационно-правовых форм.
       69. Студенты высшего учебного заведения обязаны выполнять  тре-
бования ег устава и соблюдать правила внутреннего распорядка.
       70. Студенты обязаны за время обучения выполнить требования об-
разовательной программы высшего профессионального образования.
       71. За успехи в учебе и активное  участие  в  научно-исследова-
тельской  работе для студентов устанавливаются различные формы мораль-
ного и материального поощрения.
       72. За  невыполнение учебных планов,  нарушение предусмотренных
уставом высшего учебного заведения  обязанностей,  правил  внутреннего
распорядка  к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воз-
действия вплоть до исключения из высшего учебного заведения.
       Порядок отчисления и восстановления, а также перевода определя-
ется уставом высшего учебного заведения.  При этом  в  государственных
высших  учебных заведениях запрещается взимать плату за восстановление
и перевод,  если лицо получает высшее образование впервые.  Перевод из
одного  высшего  учебного  заведения  в другое производится с согласия
ректоров обоих образовательных учреждений.
       73. Высшее  учебное заведение обязано информировать студентов о
положении в сфере занятости,  содействовать им в заключении  договоров
(контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями и трудоуст-
ройстве.
       74. Слушателям высших учебных заведений являются лица,  обучаю-
щиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалифика-
ции и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно вто-
рое профессиональное образование и являющиеся студентами другого  выс-
шего учебного заведения.
       75. Правовое положение слушателей в части  получения  образова-
тельных  услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведе-
ния соответствующей формы обучения.
       76. В  государственных высших учебных заведениях предусматрива-
ются должности преподавательского,  научного,  инженерно-технического,
административного,  производственного, вспомогательного и другого пер-
сонала.
       Все должности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об
образовании" и законодательством Российской Федерации о труде  замеща-
ются по контракту.
       Для преподавательского и  научного  состава  перед  заключением
контракта проводится конкурсный отбор претендентов.
       Положение о  порядке  замещения  должностей  преподавательского
состава утверждается федеральным (центральным) государственным органом
управления высшим образованием.
       77. Преподаватели высших учебных заведений в порядке,  установ-
ленном законодательством Российской Федерации,  пользуются  правом  на
нормированный шестичасовой рабочий день,  сокращенную рабочую неделю и
удлиненный оплачиваемый отпуск.
       Учебная нагрузка для лиц профессорско-преподавательского соста-
ва устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в  зависи-
мости от их квалификации и специфики деятельности и не может превышать
900 часов в учебном году (в пределах должностного оклада).
       78. Работники высшего учебного заведения имеют право:
       на обеспечение своей профессиональной деятельности;
избирать и быть избранными в органы управления высшего учебного заведе-
ния;
       участвовать в обсуждении и решении  важнейших  вопросов деятель-
ности высшего учебного заведения, в том числе и через общественные ор-
ганизации и органы управления высшего учебного заведения;
       пользоваться в установленном уставом высшего учебного заведения
порядке  информационными фондами высшего учебного заведения,  услугами
учебных,  научных,  социально-бытовых, лечебных и других подразделений
высшего учебного заведения;
       обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебно-
го заведения в порядке, установленном законодательством Российской Фе-
дерации.
       79. Работники имеют также другие права,  определенные законода-
тельством Российской Федерации,  контрактом,  уставом высшего учебного
заведения, а преподаватели - на длительный отпуск сроком до одного го-
да не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской рабо-
ты. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учре-
дителем и (или) уставом высшего учебного заведения.
       80. Педагогическим работникам с целью содействия их обеспечению
издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается  еже-
месячная  денежная компенсация в размере 10 процентов должностного ок-
лада (заработной платы).
       81. Преподаватели и научные сотрудники высшего учебного заведе-
ния имеют право выбирать методы и средства обучения,  проведения науч-
ных исследований,  наиболее полно отвечающие их индивидуальным особен-
ностям и обеспечивающие высокое качество учебного и  научного  процес-
сов.  Они обязаны развивать у студентов самостоятельность, инициа- ти-
ву,  творческие способности,  соблюдать устав высшего  учебного  заве-
ния.
       82. За успехи в учебной,  методической, научной, воспитательной
работе  и другой уставной деятельности для работников высшего учебного
заведения устанавливаются различные формы морального  и  материального
поощрения.
       83. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов
, по инициативе администрации допускается только после окончания учеб-
ного года.
       84. В высших учебных заведениях могут создаваться профсоюзные и
другие общественные организации,  деятельность которых регулируется их
уставами и законодательством Российской Федерации.
       В государственных и  муниципальных  высших  учебных  заведениях
создание  и деятельность организационных структур политических партий,
общественно-политических и религиозных движений и организаций  не  до-
пускается.

      УШ. ПОДГОТОВКА  НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  КАДРОВ  И ПОВЫШЕНИЕ
           КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ

       85. Подготовка  научно-педагогических  кадров  осуществляется в
аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) и докторантуре высших учебных за-
ведений или научно-исследовательских учреждений при них, а также путем
прикрепления к высшим учебным заведениям соискателей ученых  степеней,
перевода преподавателей на научные должности для подготовки докторских
диссертаций,  предоставления творческих отпусков для завершения работы
над диссертациями.
       86. Положение о подготоке научно-педагогических и научных  кад-
ров утверждается федеральным (центральным) государственным органом уп-
равления высшим образованием.
       87. Государство гарантирует повышение квалификации преподавате-
лей и научных работников государственных высших  учебных  заведений  и
научных организаций системы высшей школы,  выделяя на эти цели необхо-
димые бюджетные ассигнования.
       88. Преподаватели  и научные работники высших учебных заведений
и научных организаций системы высшей школы повышают свою  квалификацию
в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в
высших учебных заведениях, путем научных стажировок в ведущих отечест-
венных  и зарубежных научных и производственных организациях,  а также
путем подготовки и защиты диссертаций,  либо по утвержденным индивиду-
альным планам.
       89. Наряду с формами повышения квалификации,  финансируемыми за
счет  бюджетных  ассигнований,  допускается повышение педагогической и
научной квалификации за счет средств заинтересованных граждан и  орга-
низаций по договорам с высшими учебными заведениями или научными орга-
низациями.

       1Х. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

       90. Государственный контроль за качеством  высшего  образования
направлен  на  обеспечение  единой  государственной политики в области
высшего образования, повышение качества подготовки специалистов в выс-
шей школе, рациональное использование бюджетного финансирования высшей
школы.
       Государственный контроль  распространяется как на государствен-
ные,  муниципальные, так и на негосударственные высшие учебные заведе-
ния.
       Единая система оценки  деятельности  высших  учебных  заведений
включает:
       государственную аттестацию высших учебных заведений, проводимую
государственной  аттестационной  службой или федеральным (центральным)
государственным органом управления высшим образованием,  или по их до-
веренности  иными  государственными  органами управления образованием,
целью которой является установление соответствия содержания,  уровня и
качества  подготовки выпускников требованиям государственных образова-
тельных стандартов высшего профессионального образования по  направле-
ниям подготовки (специальностям);
       государственную аккредитацию высших учебных заведений, проводи-
мую  федеральным (центральным) государственным органом управления выс-
шим образованием по результатам государственной аттестации,  целью ко-
торой  является  подтверждение (установление) статуса высшего учебного
заведения,  уровня  реализуемых  им  профессиональных  образовательных
программ;
       общественную аккредитацию высших учебных  заведений  различными
российскими,  зарубежными  и международными общественными организация-
ми.
       91. Непосредственный  контроль  исполнения высшими учебными за-
ведениями законодательства Российской Федерации,  устава, лицензии, их
образовательной  и  финансово-хозяйственной  деятельности осуществляет
учредитель в рамках своей компетенции.

           Х. ЭКОНОМИКА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО И  ПОСЛЕВУЗОВСКОГО  ПРОФЕССИО-
                      НАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       92. За высшим учебным заведением в целях обеспечения его устав-
ной образовательной деятельности учредитель закрепляет  объекты  права
собственности  (землю,  здания,  сооружения,  имущественные комплексы,
оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, со-
циального,  культурного и иного назначения),  принадлежащие учредителю
на праве собственности или арендуемые им у третьего лица  (собственни-
ка).
       Высшему учебному заведению принадлежат права  собственности  на
денежные средства,  имущество и иные объекты собственности, переданные
ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара,  пожертвова-
ния или по завещению; на продукты интеллектуального и творческого тру-
да,  являющиеся результатом его деятельности;  а также  на  доходы  от
собственной деятельности высшего учебного заведения и приобретенные на
эти доходы объекты собственности.
       93. За государственным высшим учебным заведением закрепляются в
бессрочное бесплатное пользование выделенные ему в  установленном  по-
рядке земельные участки.
       Государственные высшие учебные заведения могут сдавать в аренду
без права выкупа или во временное пользование закрепленные за ними зе-
мельные участки.
       94. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно ис-
пользует имущество,  переданное в его оперативное  управление,  в  том
числе  для ведения хозяйственной деятельности,  сдачи его в аренду без
права выкупа и пользование, если это осуществляется не в ущерб его ос-
новной деятельности.
       95. Государственное высшее учебное заведение  вправе  образовы-
вать ассоциации,  комплексы,  союзы и иные объединения,  в том числе с
участием учреждений, предприятий и общественных организаций, вступать,
участвовать  в  уставных  фондах  товариществ  (акционерных  обществ),
предприятий, используя в качестве вклада в их уставный фонд имущество,
денежные  средства и иные объекты,  которые в соответствии с законода-
тельством Российской Федерации являются его собственностью.
       96. Использование высшими учебными заведениями природных ресур-
сов осуществляется в  порядке,  установленном  законодательством  Рос-
сийской Федерации.
       97. Высшее учебное заведение в соответствии  с  законодательст-
вом  Российской Федерации несет ответственность за соблюдение требова-
ний и норм по рациональному использованию и охране природных ресурсов,
а также возмещает ущерб, причиненный в результате своей деятельности.
       98. Источниками формирования имущества высшего учебного заведе-
ния и финансирования его деятельности являются:
       средства бюджетов различного уровня,  выделяемые на обеспечение
государственного образовательного стандарта;
       материальные и денежные взносы учредителей;
       средства, получаемые от осуществления различных видов деятель-
ности;
       кредиты банков и иных кредитов;
       добровольные  пожертвования  и целевые взносы юридических и фи-
зических лиц,  в том числе иностранных и зарубежных, и другие источни-
ки.
       99. Величина бюджетных средств и других предусмотренных уставом
поступлений  на содержание высшего учебного заведения должна обеспечи-
вать возмещение материальных и приравненных к ним затрат  на  оказание
соответствующих профилю учебного заведения услуг (работ), формирование
средств на выплату заработной платы,  стипендий,  создание необходимой
материально-технической базы,  социальное развитие и материальное сти-
мулирование трудового коллектива в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
       100. Финансирование государственных высших учебных заведений за
счет бюджетных средств осуществляется учредителем в соответствии с го-
сударственными заданиями на подготовку специалистов, исходя из законо-
дательно  установленного уровня расходов на содержание и развитие выс-
ших учебных заведений.  Сверх установленных заданий высшие учебные за-
ведения  могут  осуществлять  дополнительныий прием студентов с полным
возмещением затрат на их обучение по договорам с юридическими лицами.
       Финансирование высших учебных заведений федерального подчинения
может осуществляться также за счет средств бюджетов территорий.
       Не использованные в текущем периоде (год,  квартал,  месяц) де-
нежные средства не могут быть изъяты у высшего учебного заведения  или
зачтены  в  объем  финансирования последующего периода (в течение года
или в следующем году).
       101. Государственное  высшее  учебное  заведение самостоятельно
определяет порядок использования всех своих бюджетных  и  внебюджетных
средств,  включая определение их доли,  направляемой на оплату труда и
материальное стимулирование работников.
       102. Высшее  учебное  заведение  может оказывать дополнительные
платные образовательные услуги сверх  соответствующих  образовательных
программ  и  государственных образовательных стандартов по договорам с
предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, в том
числе студентам, обучающимся за счет средств бюджетов различного уров-
ня по стандартным программам (на добровольной основе).
       Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в
рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств
бюджета.  В  противном случае средства,  заработанные путем такой дея-
тельности, изымаются учредителем.
       103. Высшие  учебные заведения вправе вести предпринимательскую
деятельность,  предусмотренную их уставом. В своей предпринимательской
деятельности высшее учебное заведение приравнивается к предприятию   и
подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области
предпринимательской деятельности.
       104. Высшее  учебное заведение выполняет работы и оказывает ус-
луги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе до-
говоров. Высшее учебное заведение заказывает выполнение работ и оказа-
ние услуг,  необходимых ему для осуществления уставной деятельности, в
пределах имеющихся на эти цели средств.
       105. Высшее учебное заведение  самостоятельно  решает  вопросы,
связанные  с  заключением договоров,  определением обязательств и иных
условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и ус-
таву высшего учебного заведения.
       106. Высшее учебное заведение может проводить в порядке,  уста-
новленном  законодательством  Российской Федерации,  благотворительные
мероприятия, аукционы и другие аналогичные мероприятия.
       107. Высшее  учебное заведение пользуется банковским кредитом и
несет ответственность за выполнение кредитных договоров  и  соблюдение
расчетной дисциплины.
       108. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других
кредитных  учреждениях  (в том числе и валютные) для хранения денежных
средств и осуществления всех видов  расчетных,  кредитных  и  кассовых
операций.
       109. Минимальный размер оплаты труда работников высшего учебно-
го заведения устанавливается законодательством Российской Федерации.
       110. Высшее учебное  заведение  в  пределах  имеющихся  у  него
средств на оплату труда самостоятельно в установленном порядке опреде-
ляет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и
других  выплат  стимулирующего характера,  а также размеры должностных
окладов всех категорий работников (без ограничения их предельных  раз-
меров),  но не ниже устанавливаемых законодательством Российской Феде-
рации.
       111. В  случае  создания в высшем учебном заведении структурных
подразделений и введения должностей,  не предусмотренных соответствую-
щей  схемой  (Единой тарифной сеткой),  размеры должностных окладов по
данным структурным подразделениям и должностям определяются непосредс-
твенно  высшим  учебным  заведением с учетом специфики их деятельности
применительно к существующим подразделениям и должностям.

      Х1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

       112. Высшее учебное заведение имеет право осуществлять междуна-
родное сотрудничество в области высшего образования и повышения квали-
фикации специалистов,  преподавательской деятельности,  научных и иных
работ, а также внешнеэкономическую деятельность в соответствии с зако-
нодательством Российской Федерации и международными соглашениями и до-
говорами.
       113. Обучение,  подготовка  и  повышение  квалификации  граждан
иностранных  государств в высших учебных заведениях Российской Федера-
ции,  преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Рос-
сийской  Федерации  за  рубежом осуществляются на основе межгосударст-
венных соглашений,  соглашений между федеральным  (центральным)  госу-
дарственным  органом управления высшим образованием и соответствующими
органами управления образованием зарубежных стран,  а также по догово-
рам (контрактам),  заключаемым высшим учебным заведением с зарубежными
учебными заведениями,  организациями, или на основе индивидуальных до-
говоров (контрактов).

                        ХП. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

       114. Высшее  учебное  заведение осуществляет оперативный и бух-
галтерский учет результатов своей работы,  ведет статистическую и бух-
галтерскую отчетность по установленной форме,  представляет учредителю
и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств.
       115. Должностные  лица  несут  установленную  законодательством
Российской Федерации дисциплинарную,  материальную или  уголовную  от-
ветственность за искажение государственной отчетности.