О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Верховный Совет РСФСР. 22.07.93 5494-I

           О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО КОНТРОЛЮ
                ЗА НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                           22 июля 1993 г.

                               N 5494-I

                             (РГ 93-155)



       Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
       Утвердить представленную   Президентом   Российской   Федерации
Концепцию государственной   политики  по  контролю  за  наркотиками  в
Российской Федерации.

       Председатель Верховного Совета
       Российской Федерации                           Р.И.Хасбулатов

                              КОНЦЕПЦИЯ
         государственной политики по контролю за наркотиками
                        в Российской Федерации

       Злоупотребление наркотическими   средствами   и  их  незаконный
оборот приобрели в последние десятилетия глобальный  масштаб  и  самым
серьезным образом сказываются на социально-психологической атмосфере в
обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.
       Общий прогноз  ситуации  с  наркотиками в течение ближайших лет
для Российской  Федерации  так  же   неблагоприятен   и   усугубляется
происходящими негативными   процессами   в   социально-политической  и
экономической сфере.   В   настоящее   время   в   России   отмечается
прогрессирующий рост незаконного распространения наркотических средств
и увеличение больных  наркоманией.  За  последние  10  лет  количество
выявленных преступлений,  связанных  с наркотиками,  увеличилось в три
раза. Объем изъятых наркотических средств возрос в 30 раз и составил в
1991 году  более  20  тонн.  Свыше  трети  наркотиков,  находящихся  в
незаконном обороте в России,  поступают извне.  Усиливается внимание к
нашей стране   и   со   стороны   международного   наркобизнеса,   что
определяется особенностями     ее     геополитического      положения,
несовершенством действующего      законодательства,      значительными
сложностями в организации таможенного и пограничного контроля.
       В этих  условиях  отсутствие  адекватных  и  эффективных мер по
контролю за наркотиками может  привести  к  тому,  что  их  незаконное
распространение превратится     в    широкомасштабную    угрозу    для
государственной безопасности, здоровья и благополучия народов России.
       Мероприятия по  контролю  за наркотиками в Российской Федерации
должны осуществляться  на  основе  единой  государственной   политики,
главной целью   которой   в   течение   ближайших   лет  должно  стать
предупреждение роста незаконного потребления и оборота наркотиков, а в
более отдаленной перспективе - их снижение.
       Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками  должна
обеспечивать баланс  мер,  направленных на предупреждение и пресечение
незаконного предложения наркотических средств и уменьшение  спроса  на
них, и строиться по следующим главным направлениям:  совершенствование
порядка регулирования законного оборота наркотических средств;  борьба
с их незаконным оборотом;  предупреждение незаконного потребления этих
средств; лечение и социальная реабилитация больных наркоманией.
       Осуществление контроля   за    наркотиками   должно   учитывать
возможности макросоциального  регулирования  сложных   психосоциальных
явлений, к  которым относится распространение наркотиков,  и опираться
на постоянную  оценку  изменений  ситуации,  научный   анализ   данной
проблемы, быть  реалистичным,  последовательным,  обладать достаточной
гибкостью и реализовываться в  соответствии  с  системой  приоритетов,
основанных на конкретных социально-экономических условиях.
       Первоочередными в течение ближайшего  периода  следует  считать
задачи по  совершенствованию  и  правовому обеспечению деятельности по
по контролю за оборотом наркотиков,  созданию межведомственной системы
оперативного сбора   и   анализа  информации  об  их  распространении,
широкому внедрению  объективных  методов  идентификации  наркотических
средств, совершенствованию   медицинских   и  юридических  подходов  к
раннему выявлению их незаконных потребителей,  а также выделению групп
населения с  повышенным  риском  незаконного  потребления наркотиков и
дифференцированному проведению  в  отношении   них   предупредительных
мероприятий.
       Серьезное внимание  должно  быть  также   уделено   организации
действенного таможенного  и пограничного контроля,  пресечению ввоза в
Российскую Федерацию и транзита через ее территорию наркотиков.
       Необходимо обеспечить  соблюдение технологических и контрольных
требований при производстве,  проведении целенаправленных  мероприятий
по выявлению  подпольного  изготовления  наркотических средств,  в том
числе для  предотвращения  их  поступления  в  незаконный  оборот   из
медицинских учреждений.
       Приоритетной задачей   следует   также   считать    разработку,
корректировку и  координацию  выполнения  Комплексной  государственной
программы по контролю  за  наркотиками.  Программа  должна  обеспечить
практическое осуществление  государственной  политики  в этой сфере по
основным направлениям  с   учетом   их   зависимости   от   конкретных
социально-экономических условий и региональной специфики.
       В среднесрочной и долговременной перспективе  при  формировании
государственной политики    по   контролю   за   наркотиками   следует
использовать результаты   фундаментальных   научных   исследований   и
международного сотрудничества   в   данной   области.   С   их  учетом
целесообразно совершенствовать  существующую   законодательную   базу.
Важно шире  использовать экономические и финансовые рычаги,  тщательно
учитывая при этом региональные различия.
       Государственная политика по контролю за наркотиками должна быть
нацеленной на   комплексную   профилактику   их   распространения    и
проводиться в   непрерывной   связи   с  деятельностью  по  сохранению
психического здоровья нации при соблюдении принципов сбалансированного
применения воспитательных  и  принудительных  мер,  скоординированного
проведения просветительных,         лечебно-реабилитационных         и
правоохранительных мероприятий.
       Цель настоящего документа -  установить  концептуальные  основы
государственной политики по контролю за наркотиками,  в первую очередь
в ее организационных и  законодательных  аспектах,  а  также  в  плане
выработки единой скоординированной межведомственной программы.

               Совершенствование порядка регулирования
               законного оборота наркотических средств

       С учетом  складывающейся  в  настоящее   время   в   Российской
Федерации ситуации в целях предупреждения распространения медицинского
применения наркотиков  и  технологий  их  изготовления  первостепенное
значение приобретает      строгое      соблюдение     законодательных,
административных     и     контрольно-технологических      требований,
регламентирующих производство, хранение, транспортировку и медицинское
использование   лекарственных   средств   и   препаратов,   содержащих
наркотические средства.
       Для достижения этих целей целесообразно усилить государственный
контроль за   производством   и   продажей   специальных  химикатов  и
оборудования, используемых для производства  наркотических  средств  и
находящихся под международным контролем.
       Необходима также    система     рационального     использования
медикаментов, содержащих  наркотические  средства,  и  контроль  за их
использованием со  стороны  уполномоченных   на   то   государственных
органов.
       Следует разработать эффективную систему  контроля  выращиванием
наркотикосодержащих растений   сельскохозяйственными  предприятиями  и
организациями, не допускающую утечки наркотикосодержащего сырья.
       Результатом осуществления   этих   мероприятий   должно   стать
сбалансирование спроса  и  предложения   наркотических   средств   для
использования в  законных целях и предотвращение их распространения по
незаконным каналам.

          Борьба с незаконным оборотом наркотических средств

       Борьба с незаконным  оборотом  наркотических  средств  является
важным фактором   сдерживания   их   распространения   и   незаконного
потребления. Деятельность    в    указанном     направлении     должна
предусматривать проведение      оперативно-розыскных,      таможенных,
судебно-административных и финансово-ревизионных  мероприятий,  в  том
числе:
       укрепление подразделений,  занятых  непосредственно  борьбой  с
преступностью в  сфере  незаконного производства и оборота наркотиков,
хорошо подготовленными кадрами,  оснащение их современными приборами и
методами обнаружения  наркотических  средств  для их количественного и
качественного анализа;
       осуществление программ   в  области  обнаружения  и  ликвидации
дикорастущих наркотикосодержащих растений и их  незаконных  посевов  с
использованием современных научно-технических средств;
       выявление и пресечение преступной деятельности отдельных лиц  и
организаций, занимающихся    незаконным    производством,   хранением,
транспортировкой, сбытом    наркотических    средств,     "отмыванием"
наркоденег, пресечение     срастания     структур    наркобизнеса    с
террористическими и другими преступными группировками;
       сотрудничество с       зарубежными       и       международными
правоохранительными органами и организациями,  занимающимися борьбой с
наркобизнесом, а также его правовое обеспечение.

     Предупреждение незаконного потребления наркотических средств

       Данное направление   должно   стать  одним  из  приоритетных  в
политике государства по контролю  за  наркотическими  средствами.  При
этом следует    отдавать    предпочтение    методам    косвенного    и
опосредствованного воздействия    на    потенциальных     потребителей
наркотиков, добиваться   постепенного  изменения  социально-культурных
стереотипов. Важнейшее место в этом разделе Программы должны  занимать
мероприятия, направленные  на сохранение психического здоровья нации и
профилактику психосоциального стресса.
       В этих целях следует:
       в кратчайшие       сроки        создать        межведомственную
информационно-аналитическую службу, обеспечивающую оперативный сбор по
единой научно обоснованной методике достоверной информации о масштабах
незаконного распространения наркотических средств;
       провести необходимый  анализ  и   представить   соответствующим
ведомствам предложения и рекомендации по определению групп населения с
повышенным риском незаконного потребления наркотических средств,  дать
медико-юридическое обоснование  и  провести  комплекс  мероприятий  по
раннему выявлению незаконных потребителей наркотиков;
       организовать подготовку   специалистов   из   числа  педагогов,
работников медицинских,  социальных  и  правоохранительных  служб  для
выполнения профилактической   работы  с  группами  повышенного  риска,
разработать адекватные организационные формы  их  привлечения  к  этой
деятельности с учетом материальной заинтересованности;
       разработать научно  обоснованные  рекомендации  по  составлению
наркологических просветительных    программ   для   средств   массовой
информации как  местного,  так  и  федерального  уровня,  сформировать
стратегию сотрудничества со средствами массовой информации по вопросам
антинаркотической пропаганды,  организовать   систематический   анализ
эффективности соответствующих программ и выступлений;
       обобщить накопленный в нашей стране и за рубежом опыт школьного
и  внешкольного  психопрофилактического  воспитания,  а также работы с
семьями,   осуществлять   поэтапное    формирование    и    реализацию
соответствующих научно обоснованных программ;
       на федеральном   и   региональном   уровнях    разработать    и
последовательно осуществлять   мероприятия   по   административному  и
финансовому содействию  психопрофилактической  работе  с   населением,
поддержке некоммерческих организаций и групп самопомощи,  занимающихся
пропагандой здорового образа жизни.

        Лечение и социальная реабилитация больных наркоманией
              и мероприятия с лицами, злоупотребляющими
                      наркотическими средствами

       Осуществление системы лечебных и восстановительных  мероприятий
в отношении  больных наркоманией,  лиц,  злоупотребляющих наркотиками,
выделяется как  важное  самостоятельное  направление   государственной
политики, для реализации которой необходимо:
       совершенствовать стратегию     организации      и      развития
наркологической службы  в новых условиях с учетом подхода к наркомании
и токсикомании   как   социально   опасным   заболеваниям;    улучшить
организацию и   оснащение  наркологической  службы  в  местах  лишения
свободы;
       рекомендовать Правительству   Российской  Федерации  и  местным
органам исполнительной  власти  обеспечить  целевое  финансирование  и
материально-техническое снабжение  сети наркологических учреждений для
обеспечения соответствующих стандартов  качества  исходя  из  научного
анализа эффективности   существующих   лечебных   и   реабилитационных
подходов;
       рекомендовать Министерству      здравоохранения      Российской
Федерации, Российской академии наук,  Российской академии  медицинских
наук подготовить  предложения  по  укреплению  кадровой,  финансовой и
материально-технической базы  исследований,   проводимых   в   области
наркологии, психического  здоровья и смежных областей,  обеспечению их
многостороннего характера и координации;
       образовать государственный    фонд   социальной   поддержки   и
реабилитации наркоманов,   обеспечить   поддержку    благотворительной
деятельности в пользу такого фонда;
       обеспечить высокое  качество  профессиональной   подготовки   и
повышение квалификации персонала лечебно-реабилитационных служб, в том
числе психиатров-наркологов, психологов, социальных работников;
       создать организационные  предпосылки  для психопрофилактической
работы с семьями и родственниками больных наркоманией,  привлечение их
к участию в реабилитационной работе с наркоманами;
       обеспечить разработку  и   производство   новых   лекарственных
препаратов для   лечения   наркомании,  в  первую  очередь  препаратов
направленного действия;
       организовать производство   либо  целевые  закупки  за  рубежом
необходимого современного      медицинского      оборудования      для
наркологических учреждений,   включая  лабораторное  оборудование  для
анализа биологических сред организма на содержание наркотиков.

      Законодательное обеспечение и международное сотрудничество

       Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками  должна
опираться на законодательство,  закрепляющее порядок законного оборота
наркотических средств,     устанавливающее     ответственность      за
правонарушения, связанные  с  незаконным  распространением наркотиков,
полномочия государственных  органов  по   этим   вопросам,   а   также
регламентирующее лечение больных наркоманией и социальную реабилитацию
наркоманов.
       В отношении наркотиков,  используемых в медицинских,  научных и
иных законных целях, прежде всего должен совершенствоваться порядок их
законного оборота и ответственность лиц, его нарушающих.
       Следует пересмотреть действующее административное  и  уголовное
законодательство об  ответственности  за  правонарушения,  связанные с
наркотиками, с целью  более  глубокой  дифференциации  ответственности
виновных в  этом лиц,  с сохранением строгих мер наказания за наиболее
опасные деяния и введением  лечения  как  замены  наказания  для  лиц,
совершающих малозначительные деяния.
       Необходима правовая база,  устанавливающая  ответственность  за
использование банковских,   коммерческих   и   других   структур   для
"отмывания" капиталов,  нажитых   с   помощью   наркобизнеса,   дающая
возможность правоохранительным   органам   эффективно  выполнять  свои
задачи. Принципиально   по-новому   должны   быть    решены    вопросы
обязательного   лечения   наркоманов,   совершивших   административные
правонарушения   и   уголовно   наказуемые   деяния.    Нуждается    в
законодательном   регулировании   порядок  принудительного  лечения  и
социальной реабилитации наркоманов.
       В законодательстве   также   должны   найти   отражение  нормы,
создающие правовые основы для международного сотрудничества в  области
контроля за   наркотиками,   регулирующие,   в  частности,  проведение
совместно с   соответствующими   службами    иностранных    государств
мероприятий на  территории  нашей  страны и других стран,  в том числе
"контролируемых поставок",  принятие совместно с  этими  государствами
мер против "отмывания" денег.
       Важнейшим элементом  реализации  государственной  политики   по
контролю за   наркотиками  является  участие  Российской  Федерации  в
международном сотрудничестве.  В этих условиях исключительное значение
приобретает сохранение  и  развитие  деловых  связей и многостороннего
сотрудничества между правоохранительными органами  и  соответствующими
службами иностранных   государств,   равно   как   и   между   другими
ведомствами, имеющими    отношение    к    производству,     хранению,
транспортировке и  сбыту наркотических средств медицинского и научного
назначения. Особого  внимания  требует   развитие   сотрудничества   с
государствами ближнего зарубежья.

                     Организационное обеспечение

       Государственная политика  по  контролю  за  наркотиками  должна
обеспечиваться соответствующими организационными мероприятиями.
       Главным недостатком  в  деятельности  государственных  органов,
осуществляющих практический  контроль  за  наркотиками,  является   их
ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их
функционировании. Преодолеть   это   можно,   создав   единый    центр
координации и  руководства,  сбора  и  анализа информации,  разработки
единой стратегии и тактики,  постоянного  и  оперативного  мониторинга
ситуации  -  соответствующий  Комитет  при  Президенте (Правительстве)
Российской Федерации.
       Его основными  функциями  должны стать:  создание единого банка
данных по рассматриваемой проблеме,  анализ  этих  данных,  подготовка
предложений по    коррекции    проводимой   политики;   финансирование
специальных  федеральных   и   региональных   программ;    координация
деятельности министерств и ведомств,  в задачи которых входит контроль
за наркотиками;  подготовка законопроектов  по  вопросам  контроля  за
наркотиками; разработка   и   контроль   за  осуществлением,  а  также
тактическая коррекция   Комплексной   государственной   программы   по
контролю за  наркотиками;  методическая поддержка,  экспертная оценка,
координация и финансирование  региональных  программ  по  контролю  за
наркотиками; разработка   и   финансирование  специальных  федеральных
программ.
       При Комитете  может  быть  создан  специальный  фонд,  средства
которого использовались  бы  на  цели  осуществления   государственной
политики и  Программы.  Активы  фонда  могли  бы  состоять  из целевых
бюджетных ассигнований,  денежных средств, конфискованных у осужденных
за преступления, связанные с наркотиками, добровольных пожертвований и
средств других источников.
       Создание Комитета    не    должно    означать   автоматического
упразднения существующих в  настоящее  время  ведомственных  структур.
Вместе с тем целесообразно провести серьезную реорганизацию их работы,
четко определить  сферы   их   компетенции   и   усилить   координацию
деятельности. Руководство    со    стороны   Комитета   ведомственными
структурами должно осуществляться как по административным каналам, так
и через    целевые   ассигнования   в   соответствии   с   Комплексной
государственной программой по контролю за наркотиками.
       Скорейшая реализация      предложенных     приоритетных     мер
государственной политики  по  контролю  за  наркотиками  в  Российской
Федерации будет  способствовать  защите  всего  общества  от бедствий,
которые могут  причинить  ему   злоупотребление   наркотиками   и   их
незаконный оборот.