ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 августа 1993 г. N 835 (Д) Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановля- ет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования Российской Федерации. 2. Признать утратившими силу: постановление Совета Министров РСФСР от 30 октября 1969 г. N 613 "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения РСФСР" (СП РСФСР, 1969, N 23, ст.128); пункты 1, 2, 5, 6, 8, 11 постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 79 "Вопросы Министерства образования РСФСР"; постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1992 г. N 224 "Вопросы Комитета по профессиональному образованию Ми- нистерства образования Российской Федерации". Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N 835 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве образования Российской Федерации 1. Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России, далее именуется - Министерство) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим осуществление госу- дарственной политики в области дошкольного, начального общего, основ- ного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования (далее именуется - сфера образования). Ми- нистерство является также центральным органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием. 2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Прави- тельства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и общественными организациями. 4. Министерство является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати и штампы. Местонахождение Министерства - г.Москва. 5. Финансирование центрального аппарата Министерства осуществля- ется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполни- тельной власти, предельная численность его работников утверждается Со- ветом Министров - Правительством Российской Федерации. 6. Основными задачами Министерства являются: а) разработка и реализация государственной политики в сфере обра- зования; б) формирование и реализация концепции среднего (полного) общего образования молодежи как базового для получения профессионального об- разования и подготовки к самостоятельной жизни и деятельности; в) разработка и контроль исполнения федеральных компонентов госу- дарственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных образо- вательных стандартов; г) организация профессионального образования работников квалифи- цированного труда в учреждениях начального профессионального образова- ния, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и пос- левузовского образования в соответствующих образовательных учреждени- ях; д) разработка совместно с Министерством труда Российской Федера- ции перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осу- ществляются профессиональное образование и профессиональная подготов- ка; е) государственная оценка качества учебно-воспитательного процес- са в государственных, муниципальных и негосударственных образователь- ных учреждениях; государственная аккредитация образовательных учрежде- ний; ж) участие в разработке и осуществление совместно с соответствую- щими центральными органами федеральной исполнительной власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников; з) реализация кадровой политики в сфере образования, совершенс- твование подготовки и использования научно-педагогических кадров; по- вышение социального статуса работника образования; и) участие в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования; к)развитие и координация международных связей в рамках компетенции Министерства, в том числе на межведомственной основе. 7. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами: а) разрабатывает с участием центральных органов федеральной ис- полнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, общественных организаций, деятелей науки, образования, культуры на конкурсной основе Федеральную программу раз- вития образования, другие программы в сфере образования и обеспечивает их реализацию; б) организует по поручению Совета Министров - Правительства Рос- сийской Федерации государственную экспертизу проектов международных, федеральных и региональных программ в сфере образования; в) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования, обоснование целей и приоритетов развития отдельных образовательных программ на всей территории Российской Феде- рации, а также на отдельных территориях с учетом их национально-регио- нальных особенностей и образовательного потенциала; г) обеспечивает разработку содержания образования, отвечающего потребностячм национальных, возрастных и иных групп населения, включа- ющего также необходимые знания в области обороны государства, о воинс- кой обязанности граждан и навыков по гражданской обороне. Обеспечивает с участием Министерства обороны Российской Федерации разработку программ и методик подготовки обучающихся, воспитанников образовательных учреждений к военной службе в соответствии с требова- ниями действующего законодательства; д) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке учебных планов и программ, определяет порядок утверждения и выпуска учебно-методической документации; е) обеспечивает разработку учебно-методических материалов и учеб- ников, отработку новых перспективных подходов к организации образова- тельного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с ком- петенцией Министерства; ж) устанавливает номенклатуру и форму аттестатов, дипломов и дру- гих документов государственного образца об общем и о начальном профес- сиональном образовании, эквивалентность документов об общем и о на- чальном профессиональном образовании на территории Российской Федера- ции; з) разрабатывает и утверждает положения о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразователь- ных учреждений Российской Федерации; и) организует с участием заинтересованных центральных органов фе- деральной исполнительной власти систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно опасным) поведением и отклонениями в физи- ческом и умственном развитии; к) организует методическую помощь и оказывает содействие органам, осуществляющим функции по опеке и попечительству в отношении несовер- шеннолетних лиц, защите прав детей, обучающихся и воспитанников, нуж- дающихся в государственной поддержке; л) разрабатывает и осуществляет совместно с заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти, органами ис- полнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподго- товке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессио- нальному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого насе- ления; м) определяет требования и порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений в сфере обра- зования; н) обеспечивает совместно с Российской академией образования ко- ординацию и проведение научно-исследовательских работ, имеющих фунда- ментальное и приоритетное прикладное значение для сферы образования, а также внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежно- го опыта в этой сфере; о) участвует в разработке государственных нормативов финансирова- ния образования, предложений по совершенствованию систем финансирова- ния, налогообложения, организации и оплаты труда, хозйственного меха- низма в сфере образования; п) осуществляет в установленном порядке финансирование относящих- ся к федеральной собственности непосредственно подчиненных Министерс- тву образовательных и иных учреждений, организаций, объектов капиталь- ного строительства, а также контроль за их финансово-хозяйственной де- ятельностью; р) обеспечивает разработку прогнозов и перспективных направлений развития материально-технической базы сферы образования и содействует удовлетворению потребностей отрасли в материально-технических ресур- сах, вырабатывает рекомендации для соответствующего промышленного про- изводства; с) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции целевые международные программы в области образования, проводит работу по ока- занию содействия в изучении русского языка и литературы за рубежом; обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по вопросам образования, вытекающих из договоров Российской Федерации с иностран- ными государствами; т) разрабатывает и реализует меры по созданию и развитию феде- ральной системы информации в сфере образования; у) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере обра- зования, обеспечивает ее достоверность; ф) обобщает практику применени федерального законодательства Рос- сийской Федерации в области образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Совет Ми- нистров - Правительство Российской Федерации; х) представляет в установленном порядке работников образования к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обуча- ющихся и воспитанников. 8. Министерство имеет право: а) осуществлять по вопросам, отнесенным к компетенции Министерс- тва, инспектирование образовательных учреждений и органов управления образованием на территории Российской Федерации, проверки в образова- тельных и иных учреждениях, организациях, непосредственно подчиненных Министерству; б) образовывать в необходимых случаях комиссии и экспертные сове- ты, а также временные научные (творческие) коллективы и рабочие груп- пы; в) создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке образовательные и иные учреждения, организации, непосредствен- но подчиненные Министерству; г) приостанавливать в установленном порядке деятельность подве- домственных образовательных учреждений, осуществляемую с нарушениями требований законодательства Российской Федерации в области образования и уставов образовательных учреждений. 9. Министерство возглавляет Министр образования Российской Феде- рации (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобож- даемый от должности в порядке, установленном законодательством Рос- сийской Федерации. Министр осуществляет руководство Министерством на основе единона- чалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобожда- емых от должности по его представлению Советом Министров - Правитель- ством Российской Федерации. 10. Министр: а) вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Минист- ров - Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам образования; б) распределяет обязанности и устанавливает степень ответствен- ности заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и руководителей учреждений и орга- низаций, непосредственно подчиненных Министерству; в) издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и дает указания, подлежащие обязательному исполнению работниками центрального аппарата Министерства, подведомственными образовательными и иными уч- реждениями, организациями и проверяет их исполнение; в необходимых случаях совместно с руководителями других центральных органов феде- ральной исполнительной власти издает приказы и инструкции; г) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппара- та Министерства в пределах, установленных Советом Министров - Прави- тельством Российской Федерации, фонда оплаты труда и штатной числен- ности центрального аппарата Министерства, положения о структурных под- разделениях центрального аппарата Министерства, утверждает (согласовы- вает) уставы образовательных учреждений, положения об учреждениях и организациях непосредственно подчиненных Министерству; д) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей учреждений и органи- заций, непосредственно подчиненных Министерству. 11. В Министерстве образуется коллегия в составе Министра (пред- седатель коллегии) и заместителей Министра по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, спе- циалистов, общественных деятелей. Члены коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) ут- верждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Министра. Коллегия на своих заседаниях рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции Министерства. Решения коллегии оформляются постановлениями коллегии и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии Министр проводит свое решение, докладывая Совету Министров - Правительству Российской Федерации о возникших разногласиях. Члены коллегии в свою очередь могут также сообщить свое мнение Совету Министров - Правитель- ству Российской Федерации. 12. При Министерстве для решения вопросов развития образования образуется Высший федеральный совет по образованию. Положение о нем и его персональный состав утверждаются Министром. |