ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 23.08.93 835

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          23 августа 1993 г.

                                N 835

                                 (Д)

     Совет Министров  - Правительство Российской Федерации постановля-
ет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  Министерстве образования
Российской Федерации.
     2. Признать утратившими силу:
     постановление Совета Министров РСФСР от 30 октября 1969 г.  N 613
"Об утверждении Положения о Министерстве просвещения РСФСР" (СП РСФСР,
1969, N 23, ст.128);
     пункты 1,  2, 5, 6, 8, 11 постановления Правительства РСФСР от 28
декабря 1991 г.  N 79 "Вопросы Министерства  образования  РСФСР";
     постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля
1992 г.  N 224 "Вопросы Комитета по профессиональному образованию  Ми-
нистерства образования Российской Федерации".

Председатель Совета  Министров  -
Правительства  Российской Федерации                     В.ЧЕРНОМЫРДИН

                                       УТВЕРЖДЕНО
                              постановлением Совета  Министров -
                              Правительства Российской Федерации
                              от 23 августа 1993 г. N 835

                              ПОЛОЖЕНИЕ
           о Министерстве образования  Российской Федерации

     1. Министерство  образования Российской Федерации (Минобразование
России,  далее именуется - Министерство) является центральным  органом
федеральной исполнительной власти,  обеспечивающим осуществление госу-
дарственной политики в области дошкольного,  начального общего, основ-
ного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального,
дополнительного образования (далее именуется - сфера образования). Ми-
нистерство  является  также центральным органом отраслевого управления
педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.
     2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Совете Министров
-  Правительстве Российской Федерации" и иными законодательными актами
Российской Федерации,  указами и распоряжениями Президента  Российской
Федерации,  постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Прави-
тельства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. Министерство  осуществляет свою деятельность во взаимодействии
с соответствующими центральными  органами  федеральной  исполнительной
власти,  органами исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации,  краев,  областей, автономных образований, городов Москвы и
Санкт-Петербурга и общественными организациями.
     4. Министерство является юридическим лицом, имеет свой расчетный,
валютный и иные счета в банковских учреждениях,  печать с изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим  наименованием,
а также соответствующие печати и штампы.
     Местонахождение Министерства - г.Москва.
     5. Финансирование  центрального аппарата Министерства осуществля-
ется за счет средств республиканского  бюджета  Российской  Федерации,
направляемых  на  содержание  центральных органов федеральной исполни-
тельной власти, предельная численность его работников утверждается Со-
ветом Министров - Правительством Российской Федерации.
     6. Основными задачами Министерства являются:
     а) разработка и реализация государственной политики в сфере обра-
зования;
     б) формирование  и реализация концепции среднего (полного) общего
образования молодежи как базового для получения профессионального  об-
разования и подготовки к самостоятельной жизни и деятельности;
     в) разработка и контроль исполнения федеральных компонентов госу-
дарственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие
развитию национально-региональных компонентов государственных  образо-
вательных стандартов;
     г) организация профессионального образования работников  квалифи-
цированного труда в учреждениях начального профессионального образова-
ния,  подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и пос-
левузовского  образования в соответствующих образовательных учреждени-
ях;
     д) разработка  совместно с Министерством труда Российской Федера-
ции перечней профессий,  направлений и специальностей, по которым осу-
ществляются  профессиональное образование и профессиональная подготов-
ка;
     е) государственная оценка качества учебно-воспитательного процес-
са в государственных,  муниципальных и негосударственных образователь-
ных учреждениях; государственная аккредитация образовательных учрежде-
ний;
     ж) участие в разработке и осуществление совместно с соответствую-
щими центральными органами федеральной исполнительной власти комплекса
мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей,  обучающихся
и воспитанников;
     з) реализация  кадровой политики в сфере образования,  совершенс-
твование подготовки и использования научно-педагогических кадров;  по-
вышение социального статуса работника образования;
     и) участие в разработке и реализации государственной  финансовой,
     инвестиционной  и инновационной политики в сфере образования;
     к)развитие и координация международных связей в рамках компетенции
Министерства, в том числе на межведомственной основе.
     7. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами:
     а) разрабатывает  с  участием центральных органов федеральной ис-
полнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов
Москвы и Санкт-Петербурга,  общественных организаций,  деятелей науки,
образования,  культуры на конкурсной основе Федеральную программу раз-
вития образования, другие программы в сфере образования и обеспечивает
их реализацию;
     б) организует по поручению Совета Министров - Правительства  Рос-
сийской  Федерации  государственную экспертизу проектов международных,
федеральных и региональных программ в сфере образования;
     в) осуществляет  комплексный  анализ  и прогнозирование тенденций
развития сферы образования,  обоснование целей и приоритетов  развития
отдельных образовательных программ на всей территории Российской Феде-
рации, а также на отдельных территориях с учетом их национально-регио-
нальных особенностей и образовательного потенциала;
     г) обеспечивает разработку  содержания  образования,  отвечающего
потребностячм национальных, возрастных и иных групп населения, включа-
ющего также необходимые знания в области обороны государства, о воинс-
кой обязанности граждан и навыков по гражданской обороне.
     Обеспечивает с участием Министерства обороны Российской Федерации
разработку  программ  и методик подготовки обучающихся,  воспитанников
образовательных учреждений к военной службе в соответствии с  требова-
ниями действующего законодательства;
     д) устанавливает федеральные требования к содержанию  образования
и разработке учебных планов и программ, определяет порядок утверждения
и выпуска учебно-методической документации;
     е) обеспечивает разработку учебно-методических материалов и учеб-
ников,  отработку новых перспективных подходов к организации образова-
тельного  процесса в образовательных учреждениях в соответствии с ком-
петенцией Министерства;
     ж) устанавливает номенклатуру и форму аттестатов, дипломов и дру-
гих документов государственного образца об общем и о начальном профес-
сиональном  образовании,  эквивалентность  документов об общем и о на-
чальном профессиональном образовании на территории Российской  Федера-
ции;
     з) разрабатывает и утверждает положения о  золотой  и  серебряной
медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразователь-
ных учреждений Российской Федерации;
     и) организует с участием заинтересованных центральных органов фе-
деральной исполнительной власти систему работы с детьми и  подростками
с  девиантным  (общественно опасным) поведением и отклонениями в физи-
ческом и умственном развитии;
     к) организует методическую помощь и оказывает содействие органам,
осуществляющим функции по опеке и попечительству в отношении  несовер-
шеннолетних лиц,  защите прав детей, обучающихся и воспитанников, нуж-
дающихся в государственной поддержке;
     л) разрабатывает  и  осуществляет  совместно  с заинтересованными
центральными органами федеральной исполнительной власти,  органами ис-
полнительной  власти республик в составе Российской Федерации,  краев,
областей,  автономных образований,  городов Москвы и  Санкт-Петербурга
комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподго-
товке и повышению квалификации рабочих и служащих,  а также профессио-
нальному  обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого насе-
ления;
     м) определяет  требования и порядок лицензирования,  аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений в сфере  обра-
зования;
     н) обеспечивает совместно с Российской академией образования  ко-
ординацию и проведение научно-исследовательских работ,  имеющих фунда-
ментальное и приоритетное прикладное значение для сферы образования, а
также внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежно-
го опыта в этой сфере;
     о) участвует в разработке государственных нормативов финансирова-
ния образования,  предложений по совершенствованию систем финансирова-
ния,  налогообложения, организации и оплаты труда, хозйственного меха-
низма в сфере образования;
     п) осуществляет в установленном порядке финансирование относящих-
ся к федеральной собственности непосредственно подчиненных  Министерс-
тву образовательных и иных учреждений, организаций, объектов капиталь-
ного строительства, а также контроль за их финансово-хозяйственной де-
ятельностью;
     р) обеспечивает разработку прогнозов и перспективных  направлений
развития  материально-технической базы сферы образования и содействует
удовлетворению потребностей отрасли в  материально-технических  ресур-
сах, вырабатывает рекомендации для соответствующего промышленного про-
изводства;
     с) разрабатывает и реализует в пределах своей компетенции целевые
международные программы в области образования, проводит работу по ока-
занию  содействия  в  изучении русского языка и литературы за рубежом;
обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по  вопросам
образования,  вытекающих из договоров Российской Федерации с иностран-
ными государствами;
     т) разрабатывает  и  реализует  меры по созданию и развитию феде-
ральной системы информации в сфере образования;
     у) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и
представление государственной статистической отчетности в сфере  обра-
зования, обеспечивает ее достоверность;
     ф) обобщает практику применени федерального законодательства Рос-
сийской Федерации в области образования,  разрабатывает предложения по
его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Совет  Ми-
нистров - Правительство Российской Федерации;
     х) представляет в установленном порядке работников образования  к
государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обуча-
ющихся и воспитанников.
     8. Министерство имеет право:
     а) осуществлять по вопросам,  отнесенным к компетенции Министерс-
тва,  инспектирование  образовательных учреждений и органов управления
образованием на территории Российской Федерации,  проверки в образова-
тельных и иных учреждениях,  организациях, непосредственно подчиненных
Министерству;
     б) образовывать в необходимых случаях комиссии и экспертные сове-
ты,  а также временные научные (творческие) коллективы и рабочие груп-
пы;
     в) создавать,  реорганизовывать и ликвидировать  в  установленном
порядке образовательные и иные учреждения, организации, непосредствен-
но подчиненные Министерству;
     г) приостанавливать  в  установленном порядке деятельность подве-
домственных образовательных учреждений,  осуществляемую с  нарушениями
требований законодательства Российской Федерации в области образования
и уставов образовательных учреждений.
     9. Министерство  возглавляет Министр образования Российской Феде-
рации (далее именуется - Министр), назначаемый на должность и освобож-
даемый  от  должности в порядке,  установленном законодательством Рос-
сийской Федерации.
     Министр осуществляет руководство Министерством на основе единона-
чалия и несет персональную ответственность за  выполнение  возложенных
на Министерство задач и функций.
     Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобожда-
емых  от должности по его представлению Советом Министров - Правитель-
ством Российской Федерации.
     10. Министр:
     а) вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета  Минист-
ров  - Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по
вопросам образования;
     б) распределяет  обязанности  и устанавливает степень ответствен-
ности заместителей Министра,  руководителей структурных  подразделений
центрального  аппарата Министерства и руководителей учреждений и орга-
низаций, непосредственно подчиненных Министерству;
     в) издает в пределах своей компетенции приказы, инструкции и дает
указания, подлежащие обязательному исполнению работниками центрального
аппарата Министерства,  подведомственными образовательными и иными уч-
реждениями,  организациями и проверяет их  исполнение;  в  необходимых
случаях  совместно  с  руководителями других центральных органов феде-
ральной исполнительной власти издает приказы и инструкции;
     г) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппара-
та Министерства в пределах,  установленных Советом Министров -  Прави-
тельством  Российской Федерации,  фонда оплаты труда и штатной числен-
ности центрального аппарата Министерства, положения о структурных под-
разделениях центрального аппарата Министерства, утверждает (согласовы-
вает) уставы образовательных учреждений,  положения об  учреждениях  и
организациях непосредственно подчиненных Министерству;
     д) назначает на должность и освобождает от  должности  работников
центрального аппарата Министерства, руководителей учреждений и органи-
заций, непосредственно подчиненных Министерству.
     11. В  Министерстве образуется коллегия в составе Министра (пред-
седатель коллегии) и заместителей Министра по должности, руководителей
ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, спе-
циалистов, общественных деятелей.
     Члены коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) ут-
верждаются Советом Министров - Правительством Российской Федерации  по
представлению Министра.
     Коллегия на своих заседаниях рассматривает вопросы,  отнесенные к
компетенции Министерства. Решения коллегии оформляются постановлениями
коллегии и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
     В случае  разногласий  между Министром и членами коллегии Министр
проводит свое решение,  докладывая Совету  Министров  -  Правительству
Российской  Федерации о возникших разногласиях.  Члены коллегии в свою
очередь могут также сообщить свое мнение Совету Министров - Правитель-
ству Российской Федерации.
     12. При Министерстве для решения  вопросов  развития  образования
образуется Высший федеральный совет по образованию.  Положение о нем и
его персональный состав утверждаются Министром.