О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указ. Президент РФ. 21.09.93 1400

      О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                               У К А З

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                         21 СЕНТЯБРЯ 1993 Г.

                                N 1400

                                 (Д)

   Российской Федерации сложилась  политическая  ситуация,  угрожающая
государственной и общественной безопасности страны.
   Прямое противодействие  осуществлению  социально-экономических  ре-
форм,  открытая  и  повседневно осуществляемая в Верховном Совете обс-
трукция политики всенародно избранного Президента  Российской  Федера-
ции,  попытки  непосредственного  осуществления функций исполнительной
власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют  о
том,  что  большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть
его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского  на-
рода,  выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.  Тем самым грубо
нарушен Закон о референдуме,  согласно которому решения, принятые все-
российским  референдумом,  обладают  высшей  юридической силой,  в ка-
ком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей
территории Российской Федерации.
   Съезд и  Верховный  Совет предпринимают систематические и все более
активные усилия узурпировать не только исполнительную,  но даже и  су-
дебную функцию.
   В то же время ими до сих пор не только не  создана  законодательная
основа  реализации Федеративного Договора,  но принимаемые решения за-
частую прямо противоречат федеративной природе  Российского  государс-
тва.
   Конституционная реформа в Российской Федерации практически  сверну-
та.  Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Рос-
сийской Федерации о принятии новой Конституции.
   В текущей  работе  Верховного  Совета систематически нарушается его
регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на
сессиях  стало голосование за отсутствующих депутатов,  что фактически
ликвидирует народное представительство.
   Таким образом,  разрушаются сами основы конституционного строя Рос-
сийской Федерации:  народовластие, разделение властей, федерализм. Еще
не успев возникнуть и окрепнуть дискредитируется сам принцип парламен-
таризма в Российской Федерации.
   В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу наро-
довластия средством прекращения противостояния Съезда,  Верховного Со-
вета,  с одной стороны,  Президента и Правительства, с другой, а также
преодоления паралича государственной власти,  являются  выборы  нового
Парламента  Российской Федерации.  Такие выборы не являются досрочными
выборами Съезда народных депутатов  Российской  Федерации,  Верховного
Совета  Российской Федерации и не нарушают волю народа,  выраженную на
референдуме 25 апреля 1993 года.
   Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация
- это новое государство,  пришедшее на смену РСФСР в  составе  СССР  и
ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР.
   Учитывая, что в действующей  Конституции  Российской  Федерации  не
предусмотрена процедура принятия новой Конституции,  политические пар-
тии и движения,  группы депутатов,  участники Конституционного совеща-
ния, представители общественности неоднократно обращались к Президенту
Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в
новый Федеральный Парламент.
   Стремясь к ликвидации политического препятствия,  не дающего народу
самому решать свою судьбу;
   учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы
Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации;
   принимая во внимание, что безопасность России и ее народов
- более высокая ценность,  нежели формальное следование противоречивым
нормам, созданным законодательной ветвью власти;
   в целях:
   сохранения единства  и  целостности  Российской  Федерации;
   вывода страны из экономического и политического кризиса;
   обеспечения государственной и общественной безопасности Российской
Федерации;
   восстановления авторитета государственной власти;
   основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации,
итогах референдума 25 апреля 1993 года, п о с т а н о в л я ю:
   1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной
и контрольной  функций Съездом народных депутатов Российской Федерации
и Верховным Советом Российской  Федерации.  До  начала  работы  нового
двухпалатного  парламента Российской Федерации - Федерального Собрания
Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих  полномо-
чий  руководствоваться указами Президента и постановлениями Правитель-
ства Российской Федерации.
   Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Феде-
рации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части,
не противоречащей настоящему Указу.
   Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы
граждан Российской Федерации.
   2. Конституционной комиссии и Конституционному  совещанию  предста-
вить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект    Конституции
Российской Федерации в соответствии с рекомендациями    Рабочей группы
Конституционной комиссии.
   3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о
выборах  в  Федеральное  Собрание Российской Федерации и проведении на
основе этого Закона новых выборов:
   - ввести  в действие Положение "О Федеральных органах власти на пе-
реходный период",  подготовленное на основе проекта  Конституции  Рос-
сийской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993
года;
   - наделить  Совет  Федерации функциями палаты Федерального Собрания
Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положени-
ем "О Федеральных органах власти на переходный период".
   Установить, что осуществление указанных полномочий Совет  Федерации
начинает после проведения выборов в Государственную Думу.
   4. Ввести в действие Положение "О выборах депутатов Государственной
Думы", разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конс-
титуционным совещанием.
   Провести в  соответствии  с указанным Положением выборы в Государс-
твенную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
   Федеральному собранию  рассмотреть вопрос о выборах Президента Рос-
сийской Федерации.
   5. Назначить  выборы  в  Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года.
   6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Госу-
дарственную думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить
ей  совместно  с  нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их
компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граж-
дан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации.
   Всем государственным  органам и должностным лицам оказывать необхо-
димое содействие избирательным комиссиям по выборам в  Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации и присекать любые акты
и действия,  направленные на срыв выборов в Государственную Думу,   от
кого бы они не исходили.
   Лиц, препятствующих осуществлению избирательного  права  гражданами
Российской  Федерации,  привлекать  к уголовно ответственности в соот-
ветствии со статьей 132 УК РСФСР.
   7. Расходы,  связанные с проведением выборов в государтсвенную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации,  отнести на  счет  средств
Республиканского бюджета Российской Федерации.
   8. Полномочия представительных органов власти в субъектах  Российс-
кой Федерации сохраняются.
   9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не  со-
зываются.
   Полномочия народных депутатов  Российской  Федерации  прекращаются.
Права  граждан,  абывших народными депутатами Российской Федереции,  в
том числе трудовые, гарантируются.
   Полномочия народных  депутатов  - делегатов Российской Федерации на
пленарных заседаниях и представителей в Комиссиях Межпарламентской ас-
самблеи  государств  -  участников  Содружества Независимых Государств
подтверждаются Президентом Российской Федерации.
   Народные депутаты Российской Федерации,  являющиеся членами Консти-
туционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, мо-
гут продолжать работу в составе Комиссии в качестве экспертов.
   Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслу-
живающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сох-
ранением содержания.
   10. Предложить  Конституционному Суду Российской Федерации не созы-
вать заседания до начала работы Федерального Собрания Россипской Феде-
рации.
   11. Совет Министров - Правительство Российской  Федерации  осущест-
вляет  все  предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномо-
чия,  с учетом изменений и дополнений,  введенных настоящим Указом,  а
также законодательством.


   Совет Министров - Правительство Российской  Федерации  обеспечивает
бесперебойную  и  согласованную  деятельность органов государственного
управления.
   Совету Министров  -  Правительству  Российской  Федерации принять в
свое ведение все организации и учреждения,  подчиненные Верховному Со-
вету  Российской  Федерации  и  провести необходимую их реорганизацию,
имея в виду исключение дублирования соответствующих  правительственных
структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся
сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верхов-
ного  Совета  Российской Федерации как учредителя во всех сферах,  где
учредительство предусмотрено действующим законодательством.
   12. Центральный  банк  Российской  Федерации до начала работы Феде-
рального Собрания Российской Федерации руководствуется указами  Прези-
дента  Российской Федерации,  постановлениями Правительства Российской
Федерации и подотчетен Правительству Российской Федерации.
   13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президен-
том Российской Федерации и ему  подотчетен  впредь  до  начала  работы
вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации.
   Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей де-
ятельности Конституцией Российской Федерации,  а также действующим за-
конодательством с учетом изменений и дополнений,  введенных  настоящим
Указом.
   14. Министерству внутренних дел Российской Федерации,  Министерству
безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Фе-
дерации принимать все необходимые меры по обеспечению  государственной
и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докла-
дом о них Президенту Российской Федерации.
   15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать
другие государства,  Генерального Секретаря ООН о том,  что проведение
выборов  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Феде-
рации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и
экономические реформы. Такое   решение полностью соответствует основам
конституционного  строя  Российской  Федерации, прежде всего принципам
народовластия,  разделения властей,федерализма и опирается на волеизъя-
вление народа  Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апре-
ля 1993 года.
   16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской  Федера-
ции"  внести  на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федера-
ции.
   17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания.


   Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН