О ПОЭТАПНОЙ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ У К А З ПРЕЗИДЕНТ РФ 21 СЕНТЯБРЯ 1993 Г. N 1400 (Д) Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических ре- форм, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обс- трукция политики всенародно избранного Президента Российской Федера- ции, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского на- рода, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года. Тем самым грубо нарушен Закон о референдуме, согласно которому решения, принятые все- российским референдумом, обладают высшей юридической силой, в ка- ком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и су- дебную функцию. В то же время ими до сих пор не только не создана законодательная основа реализации Федеративного Договора, но принимаемые решения за- частую прямо противоречат федеративной природе Российского государс- тва. Конституционная реформа в Российской Федерации практически сверну- та. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Рос- сийской Федерации о принятии новой Конституции. В текущей работе Верховного Совета систематически нарушается его регламент, порядок подготовки и принятия решений. Обычной практикой на сессиях стало голосование за отсутствующих депутатов, что фактически ликвидирует народное представительство. Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Рос- сийской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть дискредитируется сам принцип парламен- таризма в Российской Федерации. В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу наро- довластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Со- вета, с одной стороны, Президента и Правительства, с другой, а также преодоления паралича государственной власти, являются выборы нового Парламента Российской Федерации. Такие выборы не являются досрочными выборами Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и не нарушают волю народа, выраженную на референдуме 25 апреля 1993 года. Необходимость выборов диктуется также тем, что Российская Федерация - это новое государство, пришедшее на смену РСФСР в составе СССР и ставшее международно признанным продолжателем Союза ССР. Учитывая, что в действующей Конституции Российской Федерации не предусмотрена процедура принятия новой Конституции, политические пар- тии и движения, группы депутатов, участники Конституционного совеща- ния, представители общественности неоднократно обращались к Президенту Российской Федерации с предложением незамедлительно назначить выборы в новый Федеральный Парламент. Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти; в целях: сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации; восстановления авторитета государственной власти; основываясь на статьях 1, 2, 5, 121-5 Конституции Российской Федерации, итогах референдума 25 апреля 1993 года, п о с т а н о в л я ю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации - Федерального Собрания Российской Федерации - и принятия им на себя соответствующих полномо- чий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правитель- ства Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Феде- рации и субъектов Российской Федерации продолжают действовать в части, не противоречащей настоящему Указу. Гарантируются установленные Конституцией и законами права и свободы граждан Российской Федерации. 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию предста- вить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Рабочей группы Конституционной комиссии. 3. Временно до принятия Конституции и Закона Российской Федерации о выборах в Федеральное Собрание Российской Федерации и проведении на основе этого Закона новых выборов: - ввести в действие Положение "О Федеральных органах власти на пе- реходный период", подготовленное на основе проекта Конституции Рос- сийской Федерации, одобренного Конституционным совещанием 12 июля 1993 года; - наделить Совет Федерации функциями палаты Федерального Собрания Российской Федерации со всеми полномочиями, предусмотренными Положени- ем "О Федеральных органах власти на переходный период". Установить, что осуществление указанных полномочий Совет Федерации начинает после проведения выборов в Государственную Думу. 4. Ввести в действие Положение "О выборах депутатов Государственной Думы", разработанное народными депутатами Российской Федерации и Конс- титуционным совещанием. Провести в соответствии с указанным Положением выборы в Государс- твенную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Федеральному собранию рассмотреть вопрос о выборах Президента Рос- сийской Федерации. 5. Назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11-12 декабря 1993 года. 6. Образовать Центральную избирательную комиссию по выборам в Госу- дарственную думу Федерального Собрания Российской Федерации и поручить ей совместно с нижестоящими избирательными комиссиями в пределах их компетенции организацию выборов и обеспечение избирательных прав граж- дан Российской Федерации при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Всем государственным органам и должностным лицам оказывать необхо- димое содействие избирательным комиссиям по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и присекать любые акты и действия, направленные на срыв выборов в Государственную Думу, от кого бы они не исходили. Лиц, препятствующих осуществлению избирательного права гражданами Российской Федерации, привлекать к уголовно ответственности в соот- ветствии со статьей 132 УК РСФСР. 7. Расходы, связанные с проведением выборов в государтсвенную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, отнести на счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации. 8. Полномочия представительных органов власти в субъектах Российс- кой Федерации сохраняются. 9. Заседания Съезда народных депутатов Российской Федерации не со- зываются. Полномочия народных депутатов Российской Федерации прекращаются. Права граждан, абывших народными депутатами Российской Федереции, в том числе трудовые, гарантируются. Полномочия народных депутатов - делегатов Российской Федерации на пленарных заседаниях и представителей в Комиссиях Межпарламентской ас- самблеи государств - участников Содружества Независимых Государств подтверждаются Президентом Российской Федерации. Народные депутаты Российской Федерации, являющиеся членами Консти- туционной комиссии Съезда народных депутатов Российской Федерации, мо- гут продолжать работу в составе Комиссии в качестве экспертов. Сотрудники аппарата Верховного Совета Российской Федерации и обслу- живающий персонал направляются в отпуск до 13 декабря 1993 года с сох- ранением содержания. 10. Предложить Конституционному Суду Российской Федерации не созы- вать заседания до начала работы Федерального Собрания Россипской Феде- рации. 11. Совет Министров - Правительство Российской Федерации осущест- вляет все предусмотренные Конституцией Российской Федерации полномо- чия, с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом, а также законодательством. Совет Министров - Правительство Российской Федерации обеспечивает бесперебойную и согласованную деятельность органов государственного управления. Совету Министров - Правительству Российской Федерации принять в свое ведение все организации и учреждения, подчиненные Верховному Со- вету Российской Федерации и провести необходимую их реорганизацию, имея в виду исключение дублирования соответствующих правительственных структур. Принять необходимые меры по трудоустройству высвобождающихся сотрудников. Осуществить правопреемство в отношении полномочий Верхов- ного Совета Российской Федерации как учредителя во всех сферах, где учредительство предусмотрено действующим законодательством. 12. Центральный банк Российской Федерации до начала работы Феде- рального Собрания Российской Федерации руководствуется указами Прези- дента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и подотчетен Правительству Российской Федерации. 13. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается Президен- том Российской Федерации и ему подотчетен впредь до начала работы вновь избранного Федерального Собрания Российской Федерации. Органы Прокуратуры Российской Федерации руководствуются в своей де- ятельности Конституцией Российской Федерации, а также действующим за- конодательством с учетом изменений и дополнений, введенных настоящим Указом. 14. Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Фе- дерации принимать все необходимые меры по обеспечению государственной и общественной безопасности в Российской Федерации с ежедневным докла- дом о них Президенту Российской Федерации. 15. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать другие государства, Генерального Секретаря ООН о том, что проведение выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Феде- рации диктуется стремлением сохранить демократические преобразования и экономические реформы. Такое решение полностью соответствует основам конституционного строя Российской Федерации, прежде всего принципам народовластия, разделения властей,федерализма и опирается на волеизъя- вление народа Российской Федерации, выраженное на референдуме 25 апре- ля 1993 года. 16. Указ "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федера- ции" внести на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федера- ции. 17. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН |