ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ- -ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АППАРАТЕ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 13 ИЮЛЯ 1993г. N ВГ-3-08/64 (Д) В целях упорядочения работы центрального аппарата Госналогслужбы России, связанной с рассмотрением в претензионном и судебном порядке споров с налогоплательщиками, с учетом решения коллегии Госналогслужбы России от 26.05.93 (протокол N 18) ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить и ввести в действие с 01.07.93 прилагаемое Положение о порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков - юридических лиц и ведения претензионно-исковой работы в центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации. 2. Начальникам управлений центрального аппарата Госналогслужбы России, ведающих отдельными видами налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды и категориями налогоплательщиков: 2.1. Организовать изучение всеми работниками Положения, утвержденного настоящим приказом, и обеспечить его строгое соблюдение. 2.2. Руководствуясь действующим налоговым законодательством, обеспечить своевременное и качественное рассмотрение жалоб и претензий налогоплательщиков-юридических лиц и принятие по ним объективных решений. 2.3. Организовать и осуществлять контроль за соблюдением установленных процессуальных сроков и порядка рассмотрения жалоб и претензий налогоплательщиков-юридических лиц, подготовки отзывов на исковые заявления и кассационные жалобы, участия представителей управлений в процессах в Высшем арбитражном суде Российской Федерации и других судебных органах. 2.4. С учетом результатов применения Положения, утвержденного настоящим приказом, вносить в Юридическое управление предложения по совершенствованию изложенного в нем порядка рассмотрения жалоб налогоплательщиков-юридических лиц и ведения претензионно-исковой работы в центральном аппарате Госналогслужбы России. 3. юридическому управлению (Степанкову) обеспечить: 3.1. Общее методическое руководство организацией в центральном аппарате Госналогслужбы России рассмотрения жалоб налогоплательщиков-юридических лиц и претензионно-исковой работы. 3.2. Участие работников управления в подготовке необходимых документов и защите прав и законных интересов Госналогслужбы России на всех стадиях процесса рассмотрения налоговых споров в центральном аппарате Службы, Высшем арбитражном суде Российской Федерации и других судебных органах. 3.3. Ведение журнального учета налоговых споров, рассматриваемых с участием Госналогслужбы России, в Высшем арбитражном суде Российской Федерации и других судебных органах, и результатов их рассмотрения. 3.4. Организацию и проведение по итогам каждого полугодия с привлечением при необходимости соответствующих управлений центрального аппарата Госналогслужбы России анализа и обобщения материалов налоговых споров по искам налогоплательщиков к Службе, рассмотренных Высшим арбитражным судом Российской Федерации, с целью выявления и предупреждения причин таких споров, а также причин их безосновательного доведения до этого Суда в случае удовлетворения исковых требований налогоплательщиков. По результатам обобщения подготавливать материалы и предложения (в том числе предложения о совершенствовании налогового законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов Госналогслужбы России) для рассмотрения у руководства и на заседаниях коллегии Службы, а также соответствующие методические рекомендации и обзоры практики разрешения указанных споров для государственных налоговых инспекций. Ввести в практику направление в адрес государственных налоговых инспекций копий решений Высшего арбитражного суда Российской Федерации по отдельным делам, представляющих наибольший интерес для налоговых органов, с необходимыми пояснениями. 3.5. Своевременные анализ, обобщение и представление руководству Госналогслужбы России предложений, внесенных согласно подпункту 2.4. настоящего приказа. 3.6. Учет изменений функциональных обязанностей управлений центрального аппарата Госналогслужбы России, вытекающих из настоящего приказа, при подготовке проектов положений об этих управлениях. 4. Контрольному управлению и управлениям центрального аппарата Госналогслужбы России, ведающим отдельными видами налогов и неналоговых платежей, обеспечить систематическое изучение работниками управлений материалов рассмотрения налоговых споров, анализа и обобщения их причин с целью использования таких материалов для ориентации практики налоговых инспекций по применению налогового законодательства. 5. Управлению делами (Железняку) по согласованию с Юридическим управлением (Степанковым) в месячный срок подготовить и представить руководству Госналогслужбы России предложения о внесении изменений и дополнений в действующую Временную инструкцию о делопроизводстве в центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации, вытекающих из настоящего приказа. 6. В связи с возложением на Юридическое управление новых функциональных обязанностей, вытекающих из настоящего приказа, а также приказов Госналогслужбы России от 07.07.92 N ИЛ-3-08/364 и от 22.02.93 N ВП-3-08/11: 6.1. Управлению административного и финансового обеспечения (Воробьевой) по согласованию с Юридическим управлением и с привлечением управлений центрального аппарата Госналогслужбы России, указанных в пункте 2 настоящего приказа, в месячный срок подготовить и внести руководству Службы предложения об увеличении штатной численности, совершенствовании структуры и кадровом укреплении Юридического управления. 6.2. Управлению капитального строительства, материально-технического снабжения и хозяйственных организаций (Солодовникову) в месячный срок обеспечить безусловное выполнение пункта 5 приказа Госналогслужбы России от 22.02.93 N ВП-3-08/11 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" относительно размещения работников Юридического управления. 6.3. Управлению информатизации (Ивановой) и Главному научно-исследовательскому вычислительному центру (Чуеву) обеспечить всех работников Юридического управления персональными компьютерами и телефонной связью. 7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя Госналогслужбы России Иванова Н.В. Руководитель Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы I ранга В.В.Гусев Приложение к приказу Госналогслужбы России от 13.07.93г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков- -юридических лиц и ведения претензионно-исковой работы в центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В порядке, установленном настоящим Положением, организуется и выполняется в центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации работа по рассмотрению жалоб и претензий предприятий и других юридических лиц-налогоплательщиков (далее именуемых "налогоплательщики") на решения и акты государственных налоговых инспекций и действия их должностных лиц, связанные с взиманием налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также исков в Высший арбитражный суд Российской Федерации и другие судебные органы по обжалованию решений Госналогслужбы России об их (вышеуказанных жалоб и претензий) отклонении, предъявленных в соответствии: со статьей 14 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР"; со статьей 12, 16, и 17 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"; с пунктом 4 статьи 8, пунктом 4 статьи 30, пунктом 2 статьи 31 и статьей 32 Закона РСФСР от 24.12.90 N 443-1 "О собственности в РСФСР"; с пунктом 2 статьи 20 Закона РСФСР от 25.12.90 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"; со статьей 25 Гражданского процессуального кодекса РСФСР; со статьей 22 и главой Х Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 2. Рассмотрение жалоб налогоплательщиков-юридических лиц и претензионно-исковая работа в центральном аппарате Госналогслужбы России ведутся управлениями (отделами), ведающими определенными видами налогов, неналоговых платежей и категориями налогоплательщиков (далее именуемыми "управления-исполнители"), под общим методическим руководством Юридического управления и совместно с ним и включают в себя: переписку управлений-исполнителей с государственными налоговыми инспекциями по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, связанную с рассмотрением указанных жалоб и претензий налогоплательщиков; регистрацию и учет жалоб и претензий, предъявленных к Госналогслужбе России, копий исковых заявлений, направленных налогоплательщиками в Высший арбитражный суд Российской Федерации и иные судебные органы; подготовку ответов на жалобы и претензии и отзывов на иски и кассационные жалобы налогоплательщиков; подготовку претензий и исковых заявлений, обращение с исковыми заявлениями в судебные органы; защиту в судебных процессах прав и законных интересов налоговых органов; подготовку кассационных жалоб и заявлений о принесении протестов в порядке надзора на решения, определения и постановления этих органов, участие в их рассмотрении. РЕГИСТРАЦИЯ, УЧЕТ И РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ И ПРЕТЕНЗИЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ К ГОСНАЛОГСЛУЖБЕ РОССИИ 3. Первичные регистрация и учет жалоб и претензий налогоплательщиков к Госналогслужбе России осуществляются Управлением делами в порядке, установленном инструкцией (временной инструкцией) о делопроизводстве в центральном аппарате Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - "инструкция о делопроизводстве"). Юридическое управление консультирует в устной или письменной форме Управление делами по его запросам относительно признаков, по которым указанные жалобы и претензии следует отличать от прочих сходных входящих документов, и в отдельных случаях оказывает необходимую практическую помощь в решении конкретных вопросов отнесения к данной категории того или иного входящего документа. 4. Зарегистрированные жалобы и претензии налогоплательщиков согласно предыдущему пункту, как правило, в день их поступления, но не позднее первой половины следующего рабочего дня направляются Управлением делами в Юридическое управление, где принимаются на учет по журнальной форме согласно приложению N 1 (графы 1-6), заполняемой по каждому управлению-исполнителю, после чего в трехдневный (рабочих дней) срок направляются в управление-исполнитель с препроводительной запиской начальника или заместителя начальника Юридического управления, содержащей рекомендации по их рассмотрению и истребованию необходимых документов. Если рассмотрение жалобы (претензии) относится к компетенции двух или нескольких управлений, она направляется в одно из них, интересы которого по ее разрешению превалируют и на которое таким образом возлагается ответственность за своевременное ее представление в другое управление (другие управления) - соисполнитель (и) и на согласование с ним (с ними). Возможные споры о выборе ответственного управления-исполнителя проекта ответа на жалобу (претензию) налогоплательщика рассматриваются заместителем Руководителя Госналогслужбы России, курирующим Юридическое управление. В случаях, если жалоба на действия должностных лиц госналогинспекции по району (городу, району в городе) в нарушение статьи 14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" в госналогинспекцию вышестоящего уровня не направлялась и последней не рассматривалась или заявителем без уважительных причин пропущены установленные для направления жалобы либо предъявления претензии процессуальные сроки, Юридическое управление, не направляя такую жалобу (претензию) управлению-исполнителю, в указанный трехдневный срок возвращает ее заявителю без рассмотрения по - существу с изложением оснований возврата, о чем копией письма извещает соответствующую госналогинспекцию и производит отметку в графе 20 журнала формы приложения N 1. При наличии мотивированного ходатайства заявителя о восстановлении пропущенного процессуального срока Юридическое управление в тот же трехдневный срок подготавливает для доклада курирующему заместителю Руководителя Службы соответствующее заключение с проектом ответа заявителю. 5. Управление-исполнитель рассматривает жалобу или претензию налогоплательщика не позднее двухнедельного срока со дня ее поступления в управление, подготавливая за подписью заместителя Руководителя Госналогслужбы России, курирующего данное управление, проект ответа по форме приложения N 2 или 3, который после визирования его начальником управления или его заместителем, а также руководством управления-соисполнителя поступает для визирования в Юридическое управление. Проект ответа об удовлетворении полностью или частично требования заявителя (налогоплательщика) направляется в первый адрес в соответствующую госналогинспекцию и во второй адрес заявителю, а об отказе в удовлетворении - в первый адрес заявителю и во второй - госналогинспекции. В случае недостаточности документов, необходимых для разрешения жалобы или претензии налогоплательщика в сроки, установленные ст.14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и п.3 Положения о претензионном порядке урегулирования споров, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. N 3116-1, управление-исполнитель принимает меры по быстрейшему получению недостающих документов у налогового органа, проводившего проверку налогоплательщика и принявшего решение, которое обжалуется, а также, при необходимости, у налогоплательщика. 6. Подготовленный управлением-исполнителем проект ответа Госналогслужбы России на жалобу или претензию налогоплательщика рассматривается Юридическим управлением не позднее недельного срока после его представления. В течение этого срока юридическое управление либо визирует проект (визирование производится начальником управления, либо его заместителем, либо по их поручению другим сотрудником управления) или представляет в устной или письменной форме замечания и предложения по проекту, а в случае отказа управления-исполнителя учесть их, не визируя проект, представляет подписываемое начальником или заместителем начальника управления заключение о несоответствии проекта действующему законодательству, инструкциям, указаниям или другим ведомственным нормативным актам Службы. Указанное заключение вместе с представленным для подписания проектом ответа передается управлением-исполнителем заместителю Руководителя (Руководителю) Службы, который либо соглашается с заключением и требует от управления-исполнителя устранения допущенных нарушений, либо подписывает проект в редакции последнего, одновременно расписываясь на заключении в ознакомлении с ним. Заключение в последнем случае хранится вместе с копией ответа. Данные о возврате в Юридическое управление от управления-исполнителя, согласовании проекта ответа в соответствии с настоящим пунктом и дальнейших этапах рассмотрения жалобы (претензии) фиксируются сотрудниками управления в журнале формы приложения N 1 (графы 7-9). 7. Юридическое управление оказывает управлениям-исполнителям консультационную помощь в решении конкретно поставленных правовых вопросов на любой стадии рассмотрения жалобы (претензии) налогоплательщика и подготовке ответа на нее. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ, УЧЕТА И ПРОХОЖДЕНИЯ СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ В ГОСНАЛОГСЛУЖБУ РОССИИ В СВЯЗИ С НАЛОГОВЫМИ СПОРАМИ. 8. Копии исковых заявлений и кассационных жалоб налогоплательщиков, а также протестов на решения (постановления) судебных органов, решения, определения, постановления, извещения и иные документы Высшего арбитражного суда Российской Федерации и других судебных органов, поступившие в Госналогслужбу России, регистрируются в Управлении делами (применительно к порядку, установленному для входящих документов инструкцией о делопроизводстве), после чего незамедлительно (как правило в день поступления, но не позднее первой половины следующего рабочего дня) передаются в Юридическое управление для их учета по форме приложения N 1 (графы 10-12), подготовки проектов резолюций заместителей Руководителя Службы, курирующих управления-исполнители, и последующей передачи в эти управления. При этом, исходя из учетных данных, отраженных по указанной форме по результатам рассмотрения жалоб и претензий налогоплательщиков согласно пункту 6 настоящего Положения: копии исковых заявлений, кассационных жалоб (с приложенными к ним документами), протесты, определения, решения, письма Высшего арбитражного суда Российской Федерации и постановления судебных органов передаются в управления-исполнители через Управление делами с проектами резолюций заместителей Руководителя Службы, что предусматривает последующую постановку исполнения по указанным документам на контроль; определения о принятии дела к производству, об отложении его слушанием, повестки о явке в суд и извещения о пересмотре дела в порядке кассационного или надзорного производства направляются непосредственно в управления-исполнители с препроводительной запиской начальника или заместителя начальника Юридического управления. Порядок учета входящих документов, указанных в настоящем и предыдущем разделах, в управлениях-исполнителях определяется начальниками этих управлений. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ПРОХОЖДЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ УПРАВЛЕНИЯМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ ИСХОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С СУДЕБНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ 9. Подготовка исходящих документов по результатам рассмотрения в центральном аппарате Госналогслужбы России исковых заявлений, кассационных жалоб, заявлений о принесении протестов, отзывов на исковые заявления и кассационные жалобы и т.п. процессуальных документов налогоплательщиков по налоговым спорам включает в себя истребование у соответствующих госналогинспекций и рассмотрение дополнительных документов и сведений, подготовку и согласование проекта документа в установленном настоящим Положением порядке в соответствии с резолюцией руководства Службы, представление проекта на подпись руководству Госналогслужбы России и его регистрацию в порядке, установленном для исходящих документов инструкцией о делопроизводстве. 10. Документы, поступившие в соответствии с настоящим Положением в Юридическое управление и в управление-исполнитель, распределяются по отделам, группам и сотрудникам-конкретным исполнителям в порядке, установленном начальником соответствующего управления. 11. По получении управлением-исполнителем определения судебного органа о возбуждении дела все документы, связанные с рассмотрением налогового спора, включая документы по рассмотрению соответствующей жалобы (претензии) налогоплательщика, выделяются в отдельное делопроизводство (папку). Заблаговременно, до получения этого определения, повестки или извещения судебного органа о слушании дела (с учетом поступивших копий искового заявления, кассационной жалобы, протеста) управлением-исполнителем должна быть начата необходимая подготовительная работа по составлению проекта отзыва. В процессе подготовки отзыва управление-исполнитель истребует от других структурных подразделений центрального аппарата Службы и государственных налоговых инспекций заключения по имеющимся материалам, дополнительные документы, а также в установленном порядке запрашивает у министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений документы и сведения, необходимые для решения вопросов по-существу спора. Проект отзыва составляется по форме приложения N 4 в суточный срок после получения документа суда, извещающего о времени и месте слушания дела, докладывается руководству отдела и управления-исполнителя и с визами их руководства представляется для согласования в управления-соисполнители, а затем - Юридическое управление. Одновременно подготавливаются истребуемые судебным органом дополнительные документы. Участвуя в процессе подготовки отзыва, Юридическое управление оказывает управлению-исполнителю необходимую правовую помощь в защите прав и законных интересов государственных налоговых органов Российской Федерации. Завизированный Юридическим управлением отзыв представляется управлением - исполнителем на подпись заместителю Руководителя Службы. Подписанный отзыв регистрируется в порядке, установленном инструкцией о делопроизводстве, с отражением регистрационных реквизитов в журнале формы приложения N 1 (графа 13) и направляется в судебный орган и в копии истцу и другим лицам, участвующим в деле. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ ЗА СОБЛЮДЕНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ ПРЕТЕНЗИОННО-ИСКОВОГО ПРОИЗВОДСТВА 12. Юридическое управление и управления-исполнители несут ответственность за соблюдение процессуальных сроков, установленных законодательством для представления (подачи) документов, которые составляют: - 1 месяц с момента получения жалобы (претензии) - для ответа на нее; - 3 дня со дня получения определения о принятии дела к производству - для отзыва на исковое заявление, - 1 месяц со дня принятия арбитражным судом решения в кассационном порядке - для обжалования этого решения; - 10 дней со дня вынесения судом решения - для обжалования этого решения в кассационном порядке; - для отзыва на кассационную жалобу (протест) на решение арбитражного суда - в срок, обеспечивающий поступление отзыва ко дню рассмотрения кассационной жалобы (протеста). Указанные управления отвечают также за соблюдение в пределах этих сроков исполнения исходящих документов в соответствии с настоящим Положением. При этом предельный срок рассмотрения Юридическим управлением жалобы (претензии) составляет 10 дней, т.е. по сумме предельных сроков, предусмотренных в пунктах 4 (трехдневный) и 6 (недельный) настоящего Положения. 13. В случае нарушения указанных в настоящем разделе процессуальных сроков по уважительным причинам и необходимости восстановления этих сроков управлением-исполнителем по согласованию с Юридическим управлением составляется заявление по форме приложения N 5. В соответствии со ст.78 АПК РФ на определения арбитражного суда об отказе в восстановлении нарушенного процессуального срока может быть подана кассационная жалоба. Установленные настоящим Положением частные сроки исполнения исходящих документов могут быть продлены руководством Службы на основании поданной соответствующим управлением до их истечения докладной записки с изложением причин и обстоятельств ожидаемой просрочки исполнения. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УПРАВЛЕНИЙ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С УЧАСТИЕМ В СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ 14. Защиту прав и законных интересов Госналогслужбы России в судебном процессе при рассмотрении в первой инстанции осуществляют, как правило, представители Юридического управления (основной представитель Службы как ответчика) и управлений-исполнителей, выделенные для этой цели их руководством, которые участвуют в подготовке к судебному процессу и в заседаниях суда и арбитражного или иного суда. От Юридического управления в процессе, как правило, участвует специалист, закрепленный за данным управлением-исполнителем, если руководство Юридического управления или его отдела не примет иного решения. От управления-исполнителя в процессе, как правило, участвует специалист, готовивший отзыв, если руководство отдела и управления не примет эту обязанность на себя или не назначит другого специалиста. 15. Представительство Госналогслужбы России в арбитражном или ином суде осуществляется сотрудниками Юридического управления и управлений-исполнителей на основании надлежаще оформленной доверенности, подтверждающей их полномочия по участию в деле, выдаваемой руководством Службы в установленном порядке по форме согласно приложению N 6. 16. О результатах рассмотрения дел в судебных органах сотрудники Юридического управления и управлений-исполнителей, участвовавшие в нем, незамедлительно докладывают по подчиненности руководству соответствующих отделов и управлений, которые, в свою очередь, в необходимых случаях (если решение по делу имеет принципиальное значение для практики применения налогового законодательства или при крупных суммах исковых требований) докладывают об этом руководству Госналогслужбы России. Данные рассмотрения дел в судебных органах фиксируются в журнале формы приложения N 1 (графы 14-17). ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ В КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ И В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА 17. В случае удовлетворения судом или арбитражным судом иска налогоплательщика Юридическое управление совместно с управлением-исполнителем анализирует ход судебного процесса, результаты рассмотрения спора и причины, повлекшие принятие решения, удовлетворяющего требования налогоплательщика, и на основе этого анализа вносит руководству Госналогслужбы России предложение об обжаловании судебного решения в кассационном порядке. Инициатива в обжаловании таких решений может также исходить от управления-исполнителя. По принятии руководством Службы решения о необходимости такого обжалования управление-исполнитель совместно с Юридическим управлением подготавливает проект кассационной жалобы по форме согласно приложению N 7 и направляет ее в суд или арбитражный суд в сроки, установленные законодательством для подачи такой жалобы. Копия кассационной жалобы направляется истцу и другим лицам, участвующим в деле. В рассмотрении дел в кассационной инстанции наряду с сотрудниками, участвовавшими в рассмотрении дела в первой инстанции, принимают участие должностные лица Юридического управления и управлений-исполнителей не ниже заместителей начальников отделов, а в необходимых случаях - представители руководства Службы. Данные о рассмотрении дел в кассационной инстанции отражаются в журнале формы приложения N 1 (графе 18). 18. В случае пропуска срока на обжалование судебных решений в кассационном порядке или принятия соответствующей судебной инстанцией решения (постановления) об отклонении требований, изложенных в кассационной жалобе Госналогслужбы России, Юридическим управлением совместно с управлением-исполнителем, если они убеждены в неправомерности этих решений, вносится предложение руководству Службы о принятии в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, мер по пересмотру этих решений в порядке надзора. Реализация положительного решения руководства Службы по данному вопросу осуществляется в соответствии с этим законодательством применительно к порядку, изложенному в пункте 17 настоящего Положения. Заявление о принесении протеста на решение судебного органа, вступившего в законную силу, составляется Юридическим управлением совместно с управлением-исполнителем по форме приложения N 8. В судебных заседаниях по пересмотру решения судебных органов в порядке надзора при наличии вызова принимают участие представители Юридического управления и управлений-исполнителей по должности не ниже заместителей начальников управлений, а в необходимых случаях - представители руководства Службы. Данные о рассмотрении дел в надзорной инстанции отражаются в журнале формы приложения N 1 (графе 19). ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДСТАВЛЕНИЕМ ГОСНАЛОГСЛУЖБОЙ РОССИИ ПРЕТЕНЗИЙ И ИСКОВ К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ 19. Когда в предусмотренных законодательством случаях Госналогслужба России выступает с претензией или иском к налогоплательщику, подготовку проектов претензий и исковых заявлений, а также соответствующих документов, прилагаемых к ним, осуществляет заинтересованное управление. Проект искового заявления подготавливается по прилагаемой форме N 9. Проекты после их визирования руководством этих управлений представляется для согласования (визирования) в Юридическое управление, что не исключает обязанности последнего оказывать управлениям-исполнителям консультационную помощь по конкретным правовым вопросам на любой стадии подготовки проектов. 20. Претензионно-исковая работа по претензиям и искам Госналогслужбы России осуществляется при строгом соблюдении Положения о претензионном порядке урегулирования споров, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса РСФСР. Начальник Юридического управления Б.А.Степанков Приложение N 1 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России ЖУРНАЛ учета налоговых споров по жалобам, претензиям и искам налогоплательщиков-юридических лиц, рассмотренным Юридическим управлением __________________________________ (наименование управления-исполнителя) ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РЕКВИЗИТОВ (ГРАФ) 1. Порядковый номер делопроизводства по журналу. 2. Исходящий номер и дата жалобы (претензии). 3. Входящий номер жалобы (претензии) по данным Управления делами. 4. Наименование и местонахождение заявителя. 5. Наименование госналогинспекций, решения которых или действия должностных лиц обжалуются. 6. Краткое содержание жалобы (претензии), вид и сумма налога, налогового платежа. 7. Дата и содержание предложений (замечаний) Юридического управления управлению-исполнителю и дата возврата материала в Юридическое управление. 8. Исполнитель ответа на жалобу, претензию (отдел, должность, фамилия и.о.), кто визировал ответ. 9. Дата, исходящий N, содержание ответа на жалобу (претензию). 10. Дата и исходящий N искового заявления, дата поступления и входящий N. 11. Наименование судебного органа, дата рассмотрения иска и N дела. 12. Данные об изменении претензионно-исковых требований (против данных графы 5) и об отзыве жалобы, претензии, иска заявителя. 13. Исполнитель отзыва по иску (должность, фамилия и.о.), кто визировал отзыв, его исходящий N и дата. 14. Данные об отказе судебного органа от принятия дела к производству, других его. 15. Представители Госналогслужбы РФ, участвовавшие в судебных заседаниях в первой инстанции - по датам. 16. Дата судебного решения в первой инстанции, N дела. 17. Результат судебного решения в первой инстанции. 18. Основные данные об обжаловании судебного решения в кассационном порядке, участниках заседаний от Госналогслужбы России в кассационной инстанции. 19. Основные данные об опротестовании судебного решения в порядке надзора, участниках заседаний от Госналогслужбы России в надзорной инспекции. 20. Примечания (в том числе данные о возврате жалобы (претензии) без рассмотрения по-существу, об истребовании и представлении дополнительных материалов и сведений. Приложение N 2 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России Наименование налоговой инспекции по республикам в составе Российской Федерации, области, автономному образованию, г.Москве и г.Санкт-Петербургу на N _____ от __________________ Вариант 1 Государственная налоговая служба Российской Федерации, рассмотрев жалобу /претензию/ (указывается наименование заявителя), сообщает. Далее в тексте излагается обстоятельства дела /содержание жалобы /претензии/ и мотивы, по которым Госналогслужба России считает возможным ее удовлетворить, а также требования в адрес налоговой инспекции выполнить те или иные действия, связанные с удовлетворением жалобы /претензии/. Вариант 2 Государственная налоговая служба Российской Федерации, рассмотрев жалобу /претензию/ (указывается наименование заявителя), считает изложенные в ней требования обоснованными и предлагает произвести возврат необоснованно изъятых денежных средств (указывается наименование заявителя). Заместитель Руководителя Службы-государственный советник налоговой службы I ранга /инициалы, фамилия/ В угловом штампе Приложение N 3 указывается номер к Положению о порядке ведения и дата исходящей претензионно-исковой работы в жалобы (претензии) Центральном аппарате Госналогслужбы России Наименование налоговой инспекции по республикам в составе Российской Федерации, области, автономному образованию, г.Москве и г.Санкт-Петербургу Вариант 1 Государственная налоговая служба Российской Федерации, рассмотрев Вашу жалобу /претензию/, сообщает. Далее в тексте излагаются обстоятельства дела /содержание жалобы /претензии/ и мотивы, по которым Госналогслужба России отказывает в ее удовлетворении. Вариант 2 Государственная налоговая служба Российской Федерации, рассмотрев Вашу жалобу /претензию/, не находит оснований к ее удовлетворению. Далее в тексте излагаются обстоятельства дела /содержание жалобы /претензии/ и мотивы, по которым Госналогслужба России отказывает в ее удовлетворении. Вариант 3 Государственная налоговая служба Российской Федерации, рассмотрев Вашу жалобу /претензию/, не находит законных оснований для предоставления налоговых льгот. Далее в тексте излагаются обстоятельства дела /содержание жалобы /претензии/ и мотивы, по которым Госналогслужба России отказывает в предоставлении льгот. Заместитель Руководителя Службы-государственный советник налоговой службы I ранга /инициалы, фамилия/ Приложение N 4 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России В высший арбитражный суд Российской Федерации (адрес) Копия: _______________________________ наименование истца, адрес ОТЗЫВ на исковое заявление _______ Высший арбитражный суд РФ принял исковое заявление от дата __________________ о _________________ и _____ внес определение о наименование истца требование истца дата возбуждении производства по данному делу за N ________ и принятии его к производству. В исковом заявлении истец изложил свои доводы в поддержку признания недействительным _________________________________ суть действий налоговых органов. Госналогслужба России считает, что требования истца должны быть отклонены полностью (частично) по следующим мотивам: Излагаются мотивы. Исходя из вышеизложенного, Госналогслужба России считает, что ___ __________ и отклоняет исковое заявление _____________________________ наименование истца ______ полностью (частично). Приложение: перечень прилагаемых к отзыву документов и других доказательств. Заместитель Руководителя Службы - государственный советник налоговой службы I ранга (инициалы, фамилия) ______________________ Примечание: в соответствии со ст. 83 АПК РФ, ответчик не позднее трех дней со дня получения определения о принятии дела к производству направляет: 1. Арбитражному суду отзыв на исковое заявление и все документы, подтверждающие возражения против иска; 2. Истцу, другим лицам, участвующим в деле, копию отзыва и документов, которые у них отсутствуют. Приложение N 5 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России В высший арбитражный суд Российской Федерации Коллегия по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу ЗАЯВЛЕНИЕ о восстановлении пропущенного срока Госналогслужба России просит восстановить пропущенный срок подачи кассационной жалобы на решение Высшего арбитражного суда России от ___ _____ по делу N ___________ . дата Срок подачи кассационной жалобы пропущен по следующим уважительным причинам: Излагаются обстоятельства, повлекшие за собой пропуск срока. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.78 АПК РФ, Госналогслужба России просит положительно рассмотреть данное заявление. Заместитель Руководителя Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы I ранга (инициалы, фамилия) Приложение N 6 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России ДОВЕРЕННОСТЬ N Настоящей доверенностью Государственная налоговая служба Российской Федерации в лице Руководителя Службы ____________________ , (фамилия, имя, отчество) действующего на основании Положения в Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 340. доверяет______________________________________________________________ (должность представителя в управлении-исполнителе) ______________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество представителя) представительствовать по делу N ______ (по иску ______________________ (указывается номер дела и наименование истца) ________________________________________) в Высшем арбитражном суде Российской Федерации, пользоваться всеми предоставленными ответчику правами. Доверенность действительна по ___________________________ тысяча (указывается дата и месяц прописью) девятьсот девяносто _______________ года. " ______ " ______________199 г. __________________________ Приложение N 7 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России Коллегия по проверке в Кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу Истец:____________________________________ наименование истца, адрес Ответчик: Госналогслужба России адрес КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА на решение Высшего арбитражного суда России от ________ N ________________ _________ Высший арбитражный суд России, рассмотрев дело по иску дата __________________________ к _____________________ о _________________ наименование истца наименование ответчика суть иска принял решение: "____________________________________________________" цитируется результативная часть определения ВАС Госналогслужба России считает данное решение необоснованным, исходя из следующего: Излагаются предмет спора, требование заявителя, а также основания, по которым поставлен вопрос о проверке законности и обоснованности решения, со ссылкой на законодательство и материалы дела. На основании изложенного и руководствуясь ст. 116 и п.6 ст.127 АПК РФ, Госналогслужба России просит отменить решение Высшего арбитражного суда России от _______________ N _____________________ , по ___________________________________ недействительным и отказать излагается предыдущее решение суда полностью (частично) в ___________________, отнеся на истца расходы по требовании стороны госпошлине. Приложение: копия платежного поручения о перечислении госпошлины; документы, подтверждающие направление копии кассационной жалобы лицам, участвующим в деле; другие документы. ----------------------- Примечание: в соответствии со ст. 122 АПК РС кассационная жалоба на решение арбитражного суда подается не позднее месячного срока со дня принятия решения. В случаях, если кассационная жалоба не подписана или подписана лицом, должностное положение которого не указано, если к кассационной жалобе не приложены доказательства отсылки ее копии лицам, участвующим в деле, если к кассационной жалобе не приложены документы, подтверждающие уплату госпошлины в установленном порядке и размере, если кассационная жалоба подана по истечении установленного срока, кассационная жалоба не принимается к рассмотрению и возвращается. Заместитель Руководителя Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы I ранга (Инициалы, фамилия) Приложение N 8 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России В высший арбитражный суд Российской Федерации Коллегия по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу ЗАЯВЛЕНИЕ о принесении протеста на решение Высшего арбитражного суда России от ____ N ____________, вступившее в законную силу _______ Высший арбитражный суд России, рассмотрев в кассационном дата порядке дело по иску _____________________ к Госналогслужбе России о наименование истца __________________ , принял решение: "________________________________ требование истца цитируется результативная __________________ , которое _______ вступило (подлежит вступлению) в часть решения ВАС дата законную силу. Госналогслужба России считает решение необоснованным, исходя из следующего: Излагаются возражения на решение арбитражного суда. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 134 АПК РФ, Госналогслужба России просит принести протест на решение Высшего арбитражного суда России от _____ за N ________ по __________________, вступившее в законную силу, и отменить данное решение полностью или передать дело на новое рассмотрение в арбитражный суд кассационной (первой) инстанции, в ином составе суде (возможны другие варианты просьбы пересмотра дела, изложенные в ч.2 ст. 139 АПК РФ). ___________________ Примечание: в соответствии со ст. 134 АПК РФ заявление должно быть рассмотрено в месячный срок. В случае отклонения заявления должен быть дан мотивированный ответ. При этом отказ заместителя Председателя Высшего арбитражного суда России в принесении протеста может быть обжалован заявителем Председателю Высшего арбитражного суда России. В соответствии со ст. 135 АПК РФ лицам, участвующим в деле, направляются копии протеста, принесенного по их делу. В необходимых случаях лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела. Заместитель Руководителя Госналогслужбы России - государственный советник налоговой службы I ранга (Инициалы, фамилия) Приложение N 9 к Положению о порядке ведения претензионно-исковой работы в Центральном аппарате Госналогслужбы России Государственный арбитражный суд (указывается наименование соот- ветствующего арбитражного суда) Истец: Государственная налоговая служба Российской Федерации 103381, г. Москва ул. Неглинная, 23. Ответчик: (указывается полное наименование предприятия-ответчика, его почтовый адрес). Цена иска: (если иск подлежит оценке) ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ (о ликвидации предприятия, о признании сделки недействительной и взыскании в доход государства всего полученного по ней, о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий, о призвании регистрации предприятии недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных этим предприятием). Излагаются обстоятельства, на которых основывается исковое требование, и доказательства, подтверждающие их, обоснованный расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы, законодательство, на основании которого иск предъявляется, сведения о принятии мер к непосредственному урегулированию спора с ответчиком. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 22, 80 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 11 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 14 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Государственная налоговая служба Российской Федерации просит (указывается предмет иска, в случае, если в иске изложены требования о взыскании денежных средств в бюджет, указывается цена иска). Приложение: (к исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие: принятие мер к непосредственному урегулированию спора с ответчиком, направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые отсутствуют у ответчика, обстоятельства, на которых основывается исковое требование). Заместитель Руководителя Службы - государственный советник налоговой службы I ранга (Инициалы, фамилия). |