РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Освоение космоса, начало которому было положено в России открывает новые перспективы для мировой цивилизации. В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, является одним из важнейших направлений деятельности в интересах граждан, общества и государства. Настоящий Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности и стимулирует применение потенциала космической науки и промышленности для решения социально-экономических, научно-технических и оборонных задач Российской Федерации. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Российской Федерации о космической деятельности 1. Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации. 2. Космическая деятельность под юрисдикцией Российской Федерации регулируется также другими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 2. Понятие космической деятельности 1. Для целей настоящего Закона под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. К космической деятельности относятся: научные космические исследования; космическая связь, в том числе теле- и радиовещание с использованием спутниковых систем; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем; пилотируемые космические полеты; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники. 2. Космическая деятельность включает создание (в том числе разработку, изготовление, испытания), а также использование и передачу космической техники, космических технологий, иной продукции и услуг, необходимых для осуществления космической деятельности. Статья 3. Цели и задачи космической деятельности 1. Космическая деятельность осуществляется в целях повышения благосостояния граждан Российской Федерации, развития Российской Федерации и обеспечения ее безопасности, а также в целях решения глобальных проблем человечества. 2. Основными задачами космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации являются: обеспечение доступа в космос; изучение земли и космоса; развитие науки, техники и технологий, способствующих повышению эффективности экономики; обеспечение обороноспособности Российской Федерации и контроль за выполнением международных договоров, касающихся вооружений и вооруженных сил. Статья 4. Принципы космической деятельности 1. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами: равное право организаций и граждан Российской Федерации на участие в космической деятельности; доступность информации о космической деятельности; использование результатов космической деятельности в интересах потребителей с соблюдением прав организаций и граждан, участвующих в космической деятельности; внедрение достижений космической науки и техники в народное хозяйство; ограничение монополистической деятельности и развитие предпринимательской деятельности; независимость экспертизы по вопросам космической деятельности; обеспечение безопасности космической деятельности, включая охрану окружающей среды; содействие международному сотрудничеству в области космической деятельности; международная ответственность государства за космическую деятельность, осуществляемую под его юрисдикцией. 2. В целях обеспечения стратегической и экологической безопасности в Российской Федерации запрещаются: выведение на орбиту вокруг Земли или размещение в космосе каким-либо иным образом ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения; испытания ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения в космосе; использование космических объектов и иной космической техники в качестве средств воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях; использование Луны и других небесных тел в военных целях; преднамеренное создание непосредственной угрозы для безопасности космической деятельности, в том числе для безопасности космических объектов; вредное загрязнение космоса ведущее к неблагоприятным изменениям окружающей природной среды, в том числе преднамеренная ликвидация космических объектов в космосе. Не допускается также любая или иная космическая деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, запрещенная международными договорами Российской Федерации. 3. Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований по охране прав интеллектуальной собственности, государственной, включая военную, и коммерческой тайн. 4. Общие сведения о космической деятельности, не подпадающие под действие пункта 3 настоящей статьи, включая сведения: о планах запусков космических объектов и об изменениях в этих планах; о космических проектах и ходе их осуществления; о бюджетных ассигнованиях на космическую деятельность; об инцидентах и о происшествиях при осуществлении космической деятельности и об ущербе вследствие таких происшествий, - распространяются без ограничений. Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Компетенция органов государственной власти и управления 1. В Российской Федерации космическая деятельность относится к ведению федеральных органов государственной власти и управления. 2. Верховный Совет Российской Федерации определяет космическую политику Российской Федерации, в том числе: принимает законодательные акты, регулирующие космическую деятельность; принимает Федеральную космическую программу России; осуществляет контроль за выполнением Федеральной космической программы России и расходованием государственных средств, выделяемых для космической деятельности; ратифицирует международные договоры Российской Федерации по вопросам космической деятельности; решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности. 3. Президент Российской Федерации отвечает за осуществление космической политики Российской Федерации, в том числе: издает указы и распоряжения, необходимые для осуществления космической деятельности; руководит деятельностью Совета Министров - Правительства Российской Федерации по выполнению Федеральной космической программы России и иным вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности; решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности. 4. Совет Министров - Правительство Российской Федерации обеспечивает руководство космической деятельностью, в том числе: издает постановления и распоряжения, необходимые для осуществления космической деятельности; рассматривает по представлению Российского космического агентства, Министерства обороны Российской Федерации, Российской академии наук и других государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники проект Федеральной космической программы России; вносит в Верховный Совет Российской Федерации проект Федеральной космической программы России и предложения по финансированию космической деятельности; утверждает Положение о Российском космическом агентстве; осуществляет меры по защите интересов Российской Федерации, а также российских организаций и граждан в области космической деятельности; решает в пределах своей компетенции иные вопросы, возникающие при осуществлении космической деятельности. 5. Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург участвуют в осуществлении полномочий по регулированию космической деятельности в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 6. Российское космическое агентство 1. Российское космическое агентство является органом федеральной исполнительной власти, отвечающим за осуществление космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях под юрисдикцией Российской Федерации в соответствии с космической политикой Российской Федерации. 2. Российское космическое агентство в пределах своей компетенции: разрабатывает проект Федеральной космической программы России совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Российской академией наук и другими заказчиками работ по созданию и использованию космической техники; формирует и размещает государственный заказ на работы по созданию и использованию космической техники в научных и народнохозяйственных целях, в том числе на работы по международным космическим проектам; участвует совместно с Министерством обороны Российской Федерации в размещении государственного заказа на работы по созданию и использованию космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации; обеспечивает в научных и народнохозяйственных целях совместно с Министерством обороны Российской Федерации и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации эксплуатацию, поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры; выдает лицензии на виды космической деятельности; организует сертификацию космической техники; обеспечивает космическую деятельность необходимой нормативно-технической документацией; обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности; взаимодействует с организациями и органами иностранных государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает соответствующие международные соглашения; выполняет иные функции, установленные Советом Министров - Правительством Российской Федерации.3. Для осуществления своих функций с учетом интересов субъектов Российской Федерации по использованию результатов космической деятельности Российское космическое агентство может создавать свои территориальные органы. Статья 7. Космическая деятельность в целях обороны и безопасности Российской Федерации 1. Космическая деятельность в целях обороны и безопасности Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, отвечающим за выполнение долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, совместно с другими министерствами и ведомствами Российской Федерации. 2. Министерство обороны Российской Федерации в пределах своей компетенции: разрабатывает проекты долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения, а также совместно с Российским космическим агентством - космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации; формирует и размещает государственный заказ на работы по созданию и использованию космической техники военного назначения, а также совместно с Российским космическим агентством - космической техники, применяемой как в научных и народнохозяйственных целях, так и в целях обороны и безопасности Российской Федерации; осуществляет использование космической техники в целях обороны и безопасности Российской Федерации; осуществляет эксплуатацию космической техники в научных и народнохозяйственных целях на договорной основе; обеспечивает совместно с Российским космическим агентством и другими министерствами и ведомствами Российской Федерации поддержание и развитие наземных и иных объектов космической инфраструктуры; обеспечивает космическую деятельность необходимой нормативно-технической документацией; участвует в сертификации космической техники на договорной основе; обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности; выполняет иные функции, установленные Советом Министров - Правительством Российской Федерации. 3. Министерство обороны Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе мобилизовать любые объекты космической инфраструктуры, в том числе космическую технику. 4. Министерство обороны Российской Федерации вправе передавать временно свободные объекты космической инфраструктуры, находящиеся в его ведении, Российскому космическому агентству на договорной основе для использования при осуществлении космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях. Статья 8. Федеральная космическая программа России 1. Федеральная космическая программа России является документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и народнохозяйственных целях. Порядок взаимодействия Российского космического агентства и Министерства обороны Российской Федерации при разработке и согласовании Федеральной космической программы России и долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения определяется законодательством Российской Федерации. 2. Федеральная космическая программа России разрабатывается с учетом: установленных целей, задач и принципов космической деятельности; интересов субъектов Российской Федерации; экономического положения в стране; состояния космической науки и промышленности; необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры; интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий; состояния и тенденций развития космонавтики; конъюнктуры мирового космического рынка; принятых международных обязательств Российской Федерации и задач расширения международного сотрудничества. 3. Федеральная космическая программа России разрабатывается в соответствии с результатами конкурсов космических проектов, представленных заинтересованными министерствами, ведомствами Российской Федерации, организациями и гражданами. Порядок и условия проведения конкурсов космических проектов, осуществляемых в научных и народнохозяйственных целях, определяются Российским космическим агентством с участием Российской академии наук и других заказчиков работ по созданию и использованию космической техники. 4. Общие сведения о Федеральной космической программе России и ежегодный отчет о ходе ее выполнения публикуются в печати. Статья 9. Лицензирование космической деятельности 1. Настоящим Законом устанавливается разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях. 2. Лицензированию подлежит космическая деятельность организаций и граждан Российской Федерации либо космическая деятельность иностранных организаций и граждан под юрисдикцией Российской Федерации, если такая деятельность включает испытания, изготовление, хранение, подготовку к запуску и запуск космических объектов, а также управление космическими полетами. 3. Виды, формы и сроки действия лицензий, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы лицензирования регламентируются законодательством Российской Федерации. 4. Осуществление организацией или гражданином космической деятельности без лицензии либо с умышленным нарушением условий лицензии влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 5. Действия государственных органов по лицензированию космической деятельности могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд. Статья 10. Сертификация космической техники 1. Космическая техника, включая космические объекты, наземные и иные объекты космической инфраструктуры, создаваемая в научных и народнохозяйственных целях, подлежит проверке, на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (сертификации). Сертификации также может подлежать оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники. 2. По завершении сертификации на каждый образец космической техники выдается сертификат. Виды, формы и сроки действия сертификатов, условия и процедуры их выдачи, отказа в их выдаче, приостановки или прекращения их действия, а также иные вопросы сертификации регламентируются законодательством Российской Федерации. 3. Органы по сертификации, изготовители космической техники и соответствующие должностные лица, виновные в нарушении правил сертификации космической техники, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 11. Экспертиза по вопросам космической деятельности 1. На основании экспертизы принимаются решения по следующим вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности: включение проекта в Федеральную космическую программу России; принятие Федеральной космической программы России; выдача лицензий на осуществление космической деятельности; выдача сертификатов на образцы космической техники, а также на оборудование, применяемое при создании и использовании космической техники; отнесение космической техники и космических технологий к продукции, экспорт которой запрещен или ограничен; подведение итогов конкурсов космических проектов; установление причин при осуществлении космической деятельности; по иным вопросам, определяемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации. 2. Для проведения экспертизы Верховный Совет Российской Федерации, Совет Министров - Правительство Российской Федерации, Российское космическое агентство или иной орган, принимающий решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности, образует экспертные комиссии из специалистов, не заинтересованных в результатах экспертизы. 3. Порядок образования и работы экспертных комиссий определяется законодательством Российской Федерации. 4. Заключение экспертной комиссии не имеет обязательной силы для органа, принимающего решение по вопросам, связанным с осуществлением космической деятельности. Ответственность за такое решение, в том числе за решение, не согласующееся с заключением экспертной комиссии, несет руководитель органа, принимающего решение. Члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений. Раздел III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 12. Финансирование космической деятельности и иностранные инвестиции 1. Финансирование космической деятельности в научных и народнохозяйственных целях из средств республиканского бюджета Российской Федерации осуществляется на основании Федеральной космической программы России и учитывается в республиканском бюджете Российской Федерации отдельной строкой. Финансирование космической деятельности в целях обороны и безопасности Российской Федерации предусматривается в республиканском бюджете Российской Федерации в составе расходов на оборону. 2. Финансирование космической деятельности из средств республиканского бюджета Российской Федерации осуществляется целевым назначением через государственных заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами. Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства, если это не противоречит целям космического проекта. 3. Организациям и гражданам, участвующим в осуществлении космических проектов, могут в установленном порядке предоставляться государственные гарантии, льготные кредиты, налоговые и иные необходимые льготы. 4. Иностранные инвестиции в космическую деятельность, связанную с выполнением Федеральной космической программы России, могут гарантироваться средствами бюджета Российской Федерации, имуществом или иной собственностью Российской Федерации. Иностранные инвестиции в космическую деятельность организаций и граждан Российской Федерации могут гарантироваться их средствами либо интеллектуальной или иной собственностью. Статья 13. Российский космический фонд 1. В целях поддержки и развития космической науки и промышленности создается Российский космический фонд. 2. Средства Российского космического фонда формируются из следующих источников: ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, выделяемых целевым назначением в составе средств на Федеральную космическую программу России; внебюджетных фондов, формируемых государственными заказчиками работ по созданию и использованию космической техники в научных и народнохозяйственных целях; части прибыли, полученной организациями и гражданами за счет предоставляемых им льгот по налогообложению при осуществлении космической деятельности; прибыли, полученной в ходе осуществления космических проектов, финансируемых Российским космическим фондом; страховых взносов, вносимых организациями и гражданами, осуществляющими космическую деятельность, в порядке обязательного или добровольного страхования; добровольных взносов российских и иностранных организаций и граждан. Порядок формирования и использования средств Российского космического фонда определяется Положением о Российском космическом фонде. 3. Средства Российского космического фонда направляются на финансирование Федеральной космической программы России по согласованию с Российским космическим агентством и другими заказчиками работ по созданию и использованию космической техники, на поддержку инновационных и конверсионных космических проектов и мероприятий по использованию результатов космической деятельности, в том числе в целях развития науки, образования и культуры. Приоритетом при распределении средств Российского космического фонда пользуются работы поискового характера, позволяющие решать принципиально новые задачи, а также проекты с высокой экономической, социальной и иной эффективностью. Средства Российского космического фонда используются также на страхование рисков, связанных с космической деятельностью, и ликвидацию последствий происшествий при осуществлении такой деятельности. 4. Российский космический фонд действует на основании Положения, утверждаемого Советом Министров - Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации. Статья 14. Создание космической техники 1. Государственный заказ на создание космической техники формируется и размещается на основе Федеральной космической программы России, долгосрочной программы и годовых планов работ по созданию и использованию космической техники военного назначения. 2. Работы по государственному заказу осуществляются в соответствии с техническим заданием, утверждаемым государственным заказчиком, которое является основанием для заключения государственного контракта между государственным заказчиком и исполнителем работ. Исполнитель работ по государственному заказу несет ответственность за выполнение требований технического задания, выданного государственным заказчиком, в том числе за выполнение требований технического задания своими соисполнителями, по отношению к которым он выполняет функции государственного заказчика. Исполнитель работ по государственному заказу обязан осуществлять авторский надзор на всех стадиях создания и использования космической техники на договорной основе. 3. Права собственности на космическую технику переходят к заказчику с момента подписания акта сдачи и приемки работ, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Права организаций и граждан, принимавших участие в создании космической техники, по дальнейшему использованию такой техники устанавливаются в договорах, заключаемых этими организациями и гражданами с заказчиками работ. 4. Организация с участием иностранного капитала может являться исполнителем работ по государственному заказу, если доля иностранного капитала в ее уставном фонде не превышает сорока девяти процентов. Исполнитель работ по государственному заказу вправе привлекать в качестве соисполнителей иностранные организации и иностранных граждан и несет ответственность за выполнение ими своих обязательств. Статья 15. Использование и передача космической техники 1. Космическая техника может использоваться по назначению после сдачи ее в эксплуатацию. Порядок использования космической техники для целей испытаний и ввода ее в эксплуатацию определяется законодательством Российской Федерации. 2. Эксплуатация космической техники осуществляется собственником такой техники либо другими организациями и гражданами по договору с собственником. 3. Компоненты космической техники могут принадлежать нескольким организациям и гражданам, если это не нарушает технологического режима функционирования такой космической техники. Порядок эксплуатации космической техники, компоненты которой принадлежат нескольким организациям и гражданам, определяется договорами между этими организациями и гражданами. 4. Организация, эксплуатирующая космическую технику, являющуюся федеральной собственностью, обеспечивает на договорной основе возможность использования такой техники любыми заинтересованными организациями и гражданами. При заключении договоров на использование космической техники, являющейся федеральной собственностью, предпочтение отдается проектам Федеральной космической программы России, а также организациям и гражданам Российской Федерации, предлагающим наиболее выгодные условия такого использования. 5. Космическая техника, снятая с эксплуатации, может быть передана организациям, основная деятельность которых направлена на использование результатов космической деятельности в целях образования и культуры. Такая техника может быть также реализована организациям или гражданам на договорной основе. Статья 16. Использование космических технологий и результатов космической деятельности 1. Использование и передача космической техники осуществляются с учетом прав интеллектуальной собственности, охраняемых законодательством Российской Федерации. 2. Исполнение работ по созданию космической техники, в том числе по государственному заказу, не влечет обязанности исполнителя по передаче заказчику технологий, если иное не предусмотрено договором между заказчиком и исполнителем. 3. Порядок и условия использования полученных при выполнении работ по созданию и использованию космической техники технологий, правовая охрана которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена, определяются на основе договоров между заинтересованными организациями и гражданами. 4. Права собственности на материальный продукт, созданный в космосе, принадлежит организациям и гражданам, обладающим имущественными правами на компоненты космической техники, с использованием которых данный продукт был создан, если иное не предусмотрено соответствующими договорами. Права и обязанности на информационный продукт, созданный в результате космической деятельности, принадлежит организациям и гражданам, создавшим такой информационный продукт, если иное не предусмотрено соответствующими договорами. Имущественные права иных организаций и граждан, участвующих в космической деятельности, в том числе путем оказания транспортных и иных услуг, определяются соответствующими договорами. Раздел IV. КОСМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Статья 17. Космические объекты 1. Космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации. 2. Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства. 3. Права собственности на космические объекты остаются незатронутыми во время нахождения этих объектов на Земле, а равно на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 4. Если космический объект создается российскими организациями и гражданами совместно с иностранными государствами, организациями и гражданами или международными организациями, то вопросы регистрации такого объекта, юрисдикции и контроля над ним, а также вопросы прав собственности на такой космический объект решаются на основе соответствующих международных договоров. 5. Права по юрисдикции и контролю над космическим объектом, а также права собственности на такой объект не затрагивают правового статуса занимаемой им зоны (участка) космического пространства, поверхности или недр небесного тела. В непосредственной близости от космического объекта Российской Федерации в пределах зоны, минимально необходимой для обеспечения безопасности космической деятельности, могут устанавливаться правила, обязательные для российских и иностранных организаций и граждан. Статья 18. Наземные и иные объекты космической инфраструктуры 1. Наземные и иные объекты космической инфраструктуры Российской Федерации включают: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и переработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Наземные и иные объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности. 2. Наземные и иные объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию. Передача наземных и иных объектов космической инфраструктуры, являющихся федеральной собственностью, в хозяйственное ведение, собственность или аренду другим организациям допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Выделение земельных участков под наземные и иные объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок и условия использования таких земельных участков определяются договорами между соответствующими органами государственной власти и управления и организациями, осуществляющими эксплуатацию наземных и иных объектов космической инфраструктуры. 4. Деятельность по использованию наземных и иных объектов космической инфраструктуры организациями и гражданами Российской Федерации за пределами юрисдикции какого-либо государства осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Такая деятельность организаций и граждан Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого государства, если это не противоречит настоящему Закону. Статья 19. Управление космическими полетами 1. Управление космическими полетами на всех этапах от запуска космического объекта Российской Федерации до завершения полета осуществляют организации, эксплуатирующие наземные и иные объекты космической инфраструктуры. 2. Запуск и посадка космических объектов Российской Федерации производятся в заранее назначенных районах, определяемых по согласованию с соответствующими органами государственной власти и управления. В случаях происшествий, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности посадка космических объектов Российской Федерации может производиться в других районах с уведомлением соответствующих органов государственной власти и управления. 3. маневрирование космических объектов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляется с учетом требований законодательства, регулирующего использование воздушного пространства Российской Федерации. 4. Космический объект иностранного государства может осуществлять одноразовый безвредный пролет через воздушное пространство Российской Федерации с целью запуска такого объекта на орбиту вокруг Земли или дальне в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих служб Российской Федерации о времени, месте, траектории и иных условиях такого пролета. 5. Российское космическое агентство совместно с Министерством обороны Российской Федерации информирует о запуске и посадке космических объектов Российской Федерации соответствующие органы государственной власти и управления Российской Федерации, а в случае необходимости - также заинтересованные иностранные государства и международные организации. В случаях запуска, посадки или прекращения существования космических объектов Российской Федерации за ее пределами соответствующие службы Российской Федерации осуществляют свои функции по согласованию с компетентными органами заинтересованных иностранных государств. Статья 20. Космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов 1. Граждане Российской Федерации, выразившие желание участвовать в космических полетах и отвечающие установленным профессиональным и медицинским требованиям, отбираются для подготовки и осуществления космических полетов на основе конкурса. Порядок и условия конкурса определяются Российским космическим агентством и Министерством обороны Российской Федерации с участием других заказчиков работ по созданию и использованию космической техники и публикуются в печати. 2. Порядок подготовки космонавтов, формирования экипажей пилотируемых космических объектов и утверждения программы полета, а также права и обязанности космонавтов, оплата их труда и иные условия их профессиональной деятельности определяются контрактами в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Командиром экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации назначается гражданин Российской Федерации. Командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации наделяется всей полнотой власти, необходимой для осуществления космического полета, руководства экипажа и другими лицами, участвующими в полете. Командир экипажа пилотируемого космического объекта Российской Федерации в пределах своих полномочий несет ответственность за выполнение программы полета, безопасность экипажа и других лиц, участвующих в полете, сохранность космического объекта и находящегося на нем имущества. 4. Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над любым экипажем зарегистрированного в ней пилотируемого космического объекта во время нахождения этого объекта на Земле, на любом этапе полета или пребывания в космическом пространстве, на небесных телах, в том числе за пределами космического объекта, а также по возвращении на Землю, вплоть до завершения программы полета, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. 5. Граждане иностранных государств, проходящие подготовку к космическому полету в Российской Федерации либо участвующие в полете на пилотируемом космическом объекте Российской Федерации, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Статья 21. Персонал наземных и иных объектов космической инфраструктуры 1. К персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относятся специалисты, выполняющие обязанности по испытаниям, хранению и эксплуатации космической техники, а равно иные обязанности по обеспечению технологического режима функционирования наземных и иных объектов космической инфраструктуры. 2. Функциональные обязанности персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры определяются организациями, эксплуатирующими такие объекты. Персонал наземных и иных объектов космической инфраструктуры подлежит аттестации на соответствие установленным профессиональным требованиям. 3. Размеры заработной платы и дополнительного материального вознаграждения персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры определяются контрактами найма, заключаемыми с организациями, использующими такие объекты. Порядок денежного содержания и вещевого довольствия персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, находящегося на военной службе, определяется соответствующим законодательством Российской Федерации. 4. Лицам из числа персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, профессии которых связаны с опасными или вредными условиями труда, предоставляются дополнительные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соответствующих контрактов. 5. Лица, привлекаемые для выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф при осуществлении космической деятельности, пользуются льготами, предоставляемыми персоналу наземных и иных объектов космической инфраструктуры. Раздел V. БЕЗОПАСНОСТЬ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 22. Обеспечение безопасности космической деятельности 1. Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законодательством Российской Федерации. Общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагается на Российское космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации. Выполнение мер безопасности космической деятельности возлагается на соответствующие государственные службы, а также на организации и граждан, которые осуществляют такую деятельность. Органы государственной власти и управления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также организации и граждане обязаны принимать все возможные меры для обеспечения безопасности космической деятельности. 2. Российское космическое агентство и Министерство обороны Российской Федерации по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности. При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды Российское космическое агентство незамедлительно информирует об этом соответствующие органы государственной власти и управления, а также организации и граждан. Статья 23. Расследование происшествий при осуществлении космической деятельности 1. Происшествия, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности подлежат расследованию, порядок которого определяется законодательством Российской Федерации. 2. Порядок проведения и обоснованность результатов расследования происшествий, включая аварии и катастрофы, могут быть обжалованы в суд. Статья 24. Поисковые и аварийно-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий 1. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также ликвидация последствий происшествий при осуществлении космической деятельности производятся соответствующими государственными службами с участием органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан. 2. работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности включают восстановление и реконструкцию промышленных и иных объектов, пострадавших вследствие происшествий, необходимые природоохранные мероприятия, компенсацию ущерба субъектам Российской Федерации, организациям и гражданам. 3. Поисковые и аварийно-спасательные работы, а также работы по ликвидации последствий происшествий при осуществлении космической деятельности на территории иностранного государства производятся по согласованию с компетентными органами этого государства за счет средств организаций и граждан, осуществляющих такую деятельность, средств Российского космического фонда либо республиканского бюджета Российской Федерации. Статья 25. Страхование космической деятельности 1. Организации и граждане, которые эксплуатируют космическую технику или по заказу которых осуществляется создание и использование космической техники в научных и народнохозяйственных целях, производят обязательное страхование в размере, установленном законодательством Российской Федерации. Обязательное страхование производится на случай ущерба жизни и здоровью космонавтов, персонала наземных и иных объектов космической инфраструктуры, а также имущественного ущерба третьим сторонам. Взносы по обязательному страхованию перечисляются в Российский космический фонд или иные страховые организации, получившие лицензию на страхование космической деятельности, и используются для компенсации ущерба вследствие происшествий при осуществлении космической деятельности на основании договоров страхования с организациями и гражданами, осуществляющими такую деятельность. 2. Организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность, могут производить добровольное страхование космической техники, а также рисков, связанных с такой деятельностью. 3. Страхование персонала организаций, осуществляющих космическую деятельность, производится этими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Раздел VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 26. Международные обязательства в области космической деятельности 1. Международные договоры Российской Федерации по вопросам космической деятельности подлежат ратификации Верховным Советом Российской Федерации. 2. Если международным договором, ратифицированным Верховным Советом Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации, регулирующих космическую деятельность, то применяются правила международного договора. 3. Российская Федерация обеспечивает выполнение взятых на себя международных обязательств в области космической деятельности, в том числе по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 4. Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области космической деятельности, а также решению международно-правовых проблем исследования и использования космоса. Статья 27. Правовой режим иностранных организаций и граждан 1. Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для организаций и граждан Российской Федерации, в той мере, в какой такой режим предоставляется соответствующим государством организациям и гражданам Российской Федерации. 2. Российская Федерация обеспечивает правовую охрану технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иная необходимая охрана технологий и коммерческих тайн иностранных организаций и граждан, осуществляющих космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивается на взаимной основе. 3. Иностранные организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, производят страхование космической техники, а также рисков, связанных с космической деятельностью, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 28. Правовое регулирование международного сотрудничества 1. Организации и граждане Российской Федерации, принимающие участие в осуществлении международных проектов в области космической деятельности, заключают договоры с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено этими договорами. 2. В случае коллизии норм законодательства Российской Федерации и законодательства иностранного государства, применимых к космической деятельности с участием организаций и граждан Российской Федерации, действует законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Раздел VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 29. Ответственность должностных лиц, организаций и граждан Государственные организации и их должностные лица, иные организации и их должностные лица, а также граждане, виновные в нарушении настоящего Закона и других законодательных актов, регулирующих космическую деятельность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 30. Ответственность за ущерб 1. Российская Федерация гарантирует компенсацию прямого ущерба, причиненного вследствие происшествий при осуществлении космической деятельности, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Компенсация ущерба, причиненного вследствие происшествия при осуществлении космической деятельности, производится организациями и гражданами, эксплуатирующими космическую технику. Если такой ущерб является следствием ошибок, допущенных при создании и использовании космической техники, то обязанность компенсации ущерба возлагается частично или полностью на соответствующие организации и соответствующих граждан. 3. Ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом Российской Федерации на территории Российской Федерации или за пределами юрисдикции какого-либо государства, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя ущерба. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту Российской Федерации или имуществу на борту такого объекта причинен ущерб другим космическим объектом, то ответственность организаций и граждан возникает при наличии их вины и соразмерно их вине. Если ответственность за ущерб, причиненный космическим объектом Российской Федерации, несут несколько организаций и граждан, то заявление потерпевшего о выплате компенсации за ущерб может быть обращено ко всем таким организациям и гражданам или к любым из них. В последнем случае организация или гражданин, возместившие ущерб, имеют право регрессного иска к соответчикам, ответственность которых распределяется соразмерно их вины, а при невозможности ее установления - поровну. 4. Ответственность организаций и граждан, принимающих участие в создании и использовании космической техники, по компенсации ущерба, причиненного вследствие происшествий при осуществлении космической деятельности, ограничивается размерами страховой суммы или страхового возмещения, предусмотренных в договорах страхования космической техники, и рисков, связанных с космической деятельностью. Если страховой суммы или страхового возмещения недостаточно для компенсации ущерба, причиненного вследствие происшествий при осуществлении космической деятельности, взыскание может быть обращено на имущество соответствующих организаций и граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 20 августа 1993 года N 5663-1 |