ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 22 сентября 1993 г. N 942 (ЭЖ 93-43) 1. Государственная экологическая экспертиза организуется и осу- ществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей при- родной среды". 2. Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. 3. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, научной обоснованности и за- конности ее выводов, независимости, вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности. 4. Государственной экологической экспертизе подлежат: предплано- вые материалы, проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий свободных экономических зон и территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; технико-экономические обоснования и проекты на строительство, ре- конструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию предпри- ятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости и принадлежности; проекты комплексных схем охраны и использования земельных, вод- ных, лесных и других природных ресурсов; материалы комплексного экологического обследования участков тер- риторий для последующего придания им правового статуса особо охраняе- мого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвы- чайной экологической ситуации, иной особо охраняемой природной зоны, а также программы по реабилитации данных территорий; материалы, обосновывающие экологические требования к новой техни- ке, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубе- жом; материалы по созданию совместных с иностранными фирмами предприя- тий, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов; материалы экологических обоснований лицензий и сертификатов; проекты нормативно-технической и инструктивно-методической доку- ментации в части охраны окружающей природной среды и рационального ис- пользования природных ресурсов. 5. Государственная экологическая экспертиза проводится: экспертными комиссиями, образованными Министерством охраны окру- жающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его подразде- лениями на местах; межотраслевыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации сов- местно с органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Рос- сийской Федерации, других заинтересованных министерств и ведомств. Ми- нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Фе- дерации и его подразделения на местах могут привлекать на договорной основе предприятия, учреждения и организации, а также отдельных экс- пертов, в том числе сотрудников этих органов, для проведения государс- твенной экологической экспертизы, заключения которых должны быть учте- ны в заключении экспертной комиссии. Председатель и члены экспертной комиссии несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Выводы экспертной комиссии могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. 6. Экспертиза материалов, предоставленных на государственную эко- логическую экспертизу, завершается составлением заключения экспертной комиссии, в котором должна быть дана оценка и сделаны выводы о допус- тимости и возможности принятия решения о реализации объекта экологи- ческой экспертизы. Положительное заключение экспертной комиссии явля- ется одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы. В случае вы- несения экспертной комиссией отрицательного заключения материалы по объекту экспертизы могут быть доработаны в соответствии с изложенными в заключении замечаниями м предложениями экспертной комиссии и предос- тавлены на повторное рассмотрение. 7. Основаниями для повторного рассмотрения экспертной комиссией материалов по объектам экспертизы являются: решения судебных органов; изменение условий природопользования; доработка материалов с учетом замечаний экспертной комиссии. 8. Заключение экспертной комиссии является обязательным для всех юридических лиц и граждан. Контроль за исполнением требований этого заключения осуществляют органы государственного экологического контро- ля. 9. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Рос- сийской Федерации организует работу экспертных комиссий по проведению государственной экологической экспертизы: предпроектных материалов по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хо- зяйства на территории Российской Федерации; проектов целевых федеральных социально-экономических, научно-тех- нических и иных федеральных программ, связанных с воздействием на ок- ружающую природную среду; проектов федеральных комплексных схем охраны и использования зе- мельных, водных, лесных и других природных ресурсов; материалов комплексного экологического обследования участков тер- риторий для последующего придания им правового статуса особо охраняе- мого природного объекта, зоны экологического бедствия или зоны чрезвы- чайной экологической ситуации, иной охраняемой природной зоны, а также программ по реабилитации этих территорий; технико-экономических обоснований и проектов на строительство, реконструкцию, развитие, техническое перевооружение, ликвидацию объек- тов и предприятий федерального значения (магистральные нефте- и газоп- роводы, железные дороги, автомагистрали, объекты энергетики и топлив- но-ядерного цикла, объекты по производству и уничтожению ядовитых и наркотических веществ, крупные объекты оборонной промышленности, объ- екты освоения космоса, объекты с иностранными инвестициями) и других проектов, осуществление которых может оказать воздействие на окружаю- щую природную среду двух или нескольких республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, а также сопредель- ных государств; проектов нормативно-технической и инструктивно-методической доку- ментации в части охраны окружающей природной среды и рационального ис- пользования природных ресурсов, регламентирующих хозяйственную дея- тельность; проектов, прошедших государственную экологическую экспертизу экс- пертных комиссий, образованных подразделениями Министерства охраны ок- ружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на местах, а также межотраслевых экспертных комиссий в порядке координации и мето- дического руководства (выборочно); материалов экологических обоснований лицензий и сертификатов. 10. Организация государственной экологической экспертизы объектов республиканского (республик в составе Российской Федерации), краевого, областного и местного значения осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", законодательством рес- публик в составе Российской Федерации и нормативными актами краев, об- ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ми- нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Фе- дерации осуществляет координацию и методическое руководство организа- цией и осуществлением государственной экспертизы. 11. Для обсуждения проблем обеспечения экологической безопаснос- ти, охраны окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Министерство охраны окружающей сре- ды и природных ресурсов Российской Федерации образует совет государс- твенной экологической экспертизы, в состав которого входят видные уче- ные, специалисты, представители научных, общественных и других органи- заций. Решения совета государственной экологической экспертизы носят рекомендательный характер. 12. Государственная экологическая экспертиза проводится за плату. 13. Финансирование работ по проведению государственной экологи- ческой экспертизы проводится за счет средств: республиканского бюджета Российской Федерации по объектам, строя- щимся за счет бюджетных средств; заказчиков, которые строятся предприятиями, учреждениями, органи- зациями за счет собственных средств, иностранных инвестиций, кредитов, средств юридических лиц и граждан. 14. Средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются на: оплату в установленном порядке труда внештатных экспертов и чле- нов советов государственной экологической экспертизы Министерства ох- раны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его подразделений на местах, кроме штатных работников этих подразделений; проведение необходимых исследований, измерений, анализов; обеспечение нормативно-методическими документами членов советов государственной экологической экспертизы, включая оснащение их компь- ютерными базами данных и технологиями; материально-техническое обеспечение процесса экологической экс- пертизы, включая транспорт, приобретение технических средств и другое; оплату командировочных расходов и междугородных телефонных пере- говоров внештатных экспертов; оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий; отчисления на договорной основе предприятиям, учреждениям и орга- низациям, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении го- сударственной экологической экспертизы. 15. Налогообложение средств, поступивших от заказчика за проведе- ние государственной экологической экспертизы, производится в соответс- твии с действующим законодательством. |