О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ НА ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТ РФ 21 сентября 1993 г. N 1400 (РВ 93-186) Федеральное собрание - парламент Российской Федерации Статья 1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федера- ции. Статья 2. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Фе- дерации и Государственной Думы. Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной влас- ти (президентов республик) каждого субъекта Российской Федерации до истечения срока полномочий Советов народных депутатов текущего созыва. Государственная Дума состоит из 400 депутатов. Статья 3. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается положением "О выборах депутатов Государственной Думы". Статья 4. Депутатом Государственной Думы может быть избран граж- данин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участво- вать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, депутат Государственной Думы не может быть также депутатом иных представительных органов госу- дарственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной посто- янной основе. Депутат Государственной Думы не может находиться на го- сударственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Статья 5. Депутаты Государственной Думы обладают депутатской неп- рикосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Он не может быть подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения безопас- ности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации Государс- твенной Думой на основании заключения комиссии палаты, специально об- разуемой для данного случая. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не могут быть привлечены к юридической ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Статья 6. Государственная Дума действует на постоянной основе. Государственная Дума собирается на свое первое заседание на трид- цатый день после избрания. Президент Российской Федерации может соз- вать заседание палаты Федерального Собрания ранее этого срока. Первое заседание палаты открывает старейший депутат. Статья 7. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раз- дельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы проводятся отк- рыто. В случаях, предусмотренных регламентом, палата вправе проводить закрытие заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Пре- зидента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российс- кой Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Статья 8. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и Председатель Государственной Думы ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комис- сии, осуществляют по вопросам своего ведения парламентский контроль, проводят парламентские слушания и расследования. Совет Федерации и Государственная Дума принимают регламенты, из- дают распоряжения по вопросам организации и процедуры своей деятель- ности. Статья 9. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде- рации; б) подтверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; в) подтверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) назначение на должность и освобождение от должности, по предс- тавлению Президента Российской Федерации, Генерального прокурора Рос- сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящим Положением, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством от общего числа депутатов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Положением. Статья 10. К ведению Государственной Думы относятся: а) назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопросов о доверии Правительству Российской Федерации и о его отставке; в) назначение на должность и освобождение от должности, по предс- тавлению Президента Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Уполномо- ченного по правам человека; д) объявление амнистии. По вопросам, отнесенным к ее ведению настоящим Положением, Госу- дарственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок приня- тия решений не предусмотрен настоящим Положением. Статья 11. Право законодательной инициативы принадлежит Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам Субъектов Российской Феде- рации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституци- онному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему арбитражному суду Российской Федерации по вопросам их веде- ния. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Законопроекты о введении или об отмене налогов освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обя- зательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расхо- ды, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены толь- ко при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 12. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено настоящим Положением. Принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней переда- ются на рассмотрение Совету Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него прого- лосовало более двух третей от общего числа членов Совета Федерации ли- бо если в течение тридцати дней он не будет рассмотрен Советом Федера- ции. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут созда- вать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Ду- мой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде- рации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государс- твенной Думы. Статья 13. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ретификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы; е) войны и мира. Статья 14. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направ- ляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с мо- мента поступления подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение четырнадцати дней отклонит Федеральный закон, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном нас- тоящим Положением порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государс- твенной Думы и членов Совета Федерации, он подлежит подписанию Прези- дентом Российской Федерации и обнародованию. Правительство Российской Федерации Статья 15. Исполнительную власть Российской Федерации осуществля- ет Правительство Российской Федерации. Правительство состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства и федеральных ми- нистров. В состав Правительства Российской Федерации входят по должности руководители исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Статья 16. Председатель Правительства Российской Федерации назна- чается Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации. Предложение по кандидатуре Председателя Правительства Рос- сийской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после пер- вого заседания Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры, представ- ленной Президентом, он вносит вопрос о назначении Председателя Прави- тельства на новое рассмотрение Государственной Думы. При повторном отклонении кандидатуры Государственной Думой Прези- дент не позднее месяца со дня внесения первого предложения третий раз вносит на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру Председателя Правительства. Одну и ту же кандидатуру Президент вправе предложить дважды. Статья 17. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Рос- сийской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполни- тельной власти. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Прези- денту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Пред- седателя Правительства и федеральных министров. Статья 18. Председатель Правительства Российской Федерации в со- ответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направ- ления деятельности Правительства и организует его работу. Статья 19. Правительство Российской Федерации: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Ду- ме отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государс- твенной политики в области культуры, науки, образования, здравоохране- ния, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной бе- зопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граж- дан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступ- ностью; осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Рос- сийской Федерации. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определя- ется федеральным законом. Статья 20. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряже- ния, обеспечивает их исполнение. Федеральные министры издают приказы. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы федеральных министров, принятые в пределах их компетенции, обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Статья 21. Правительство Российской Федерации может подать в отс- тавку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Фе- дерации. Президент Российской Федерации вправе поставить перед Государс- твенной Думой вопрос об отставке Правительства. Если представление Президента об отставке Правительства не будет рассмотрено Государственной Думой в недельный срок после его внесения, Президент может повторно объявить об отставке Правительства, что вле- чет отставку Правительства без рассмотрения вопроса Государственной Думы. Статья 22. В случае отставки Правительства Российской Федерации Президент Российской Федерации в двухнедельный срок представляет Госу- дарственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства Рос- сийской Федерации, который формирует Правительство в порядке, установ- ленном настоящим Положением. |