ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 23 июня 1993 г. N 112-М (НЦПИ) Завершен I этап процесса информатизации образования: курс информатики включен в базисный учебный план в качестве обязательного предмета для изучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Курс обеспечен учебными программами, пособиями для обучающихся, методическими рекомендациями для учителей, изданными отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве сопровождения к программному обеспечению для компьютеров отечественного и импортного образцов. Процесс информатизации образования вступает в новую фазу, а именно: широко ведется преподавание курса информатики в 8 - 9 классах общеобразовательных учреждений; профильный курс углубленного изучения информатики ведется в 10 - 11 классах; пропедевтический курс информатики апробируется в младших классах отдельных общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи и т.п.); новые технологии обучения, основанные на использовании компьютеров, внедряются в преподавание других предметов; информационные технологии, основанные на использовании баз данных и компьютерных локальных и телекоммуникационных сетей, внедряются в систему управления учреждениями образования. Достижение вышеуказанных целей требует сохранения и привлечения высококвалифицированных кадров учителей информатики, менеджеров в области информатизации образования и специалистов по обслуживанию вычислительной техники. Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ Для обеспечения квалифицированного преподавания информатики учитель (преподаватель) информатики: 1. Составляет учебно - тематические планы по курсу информатики для различных параллелей с учетом профиля образовательного учреждения, количества учебных часов, предусмотренных учебными планами и программами, имеющейся техники на основе рекомендованных учебников и методических разработок. 2. Устанавливает и адаптирует необходимые для работы компьютеров и локальной сети дисплейного класса системные программные средства. 3. Подбирает и тиражирует необходимые учебные программные и печатные материалы для проведения уроков информатики. 4. Изучает, систематизирует и использует в учебном процессе программные средства, поддерживающие курс информатики. 5. Отвечает за сохранность оборудования и программных средств во время учебного процесса. 6. Обеспечивает соблюдение правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий. Раздел II. АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ОПЛАТА ИХ ТРУДА Уровень квалификации учителя информатики имеет свою специфику и определяется в соответствии со следующими основными критериями: знание принципов функционирования основных устройств компьютера; умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном классе; знание языка программирования; знание операционной системы; знание программ по информатике и различных учебников; умение выбрать (подобрать) определенную методику для конкретного класса (группы), темы, типа вычислительной техники; умение разработать собственную программу и методику преподавания информатики. Для оценки уровня квалификации учителя информатики целесообразно создавать при институтах повышения квалификации работников образования (институтах усовершенствования учителей) или учебно - методических кабинетах экспертные комиссии с привлечением специалистов в области информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей). Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС учителям информатики с учетом стажа педагогической работы, необходимо иметь в виду следующее: 1. В стаж педагогической работы учителям информатики включается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (подпункт "е" пункта 5 приложения 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, в редакции Приказа Гособразования СССР от 08.06.90 N 400). 2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда по ЕТС с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п. 14 Положения о порядке проведения внеочередной аттестации работников учреждений и организаций образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. N 406. 3. При очередной аттестации на присвоение квалификационных категорий рекомендуем определять соответствие учителей информатики требованиям тарифно - квалификационных характеристик с учетом следующих особенностей: 3.1. На II квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие общим требованиям, предъявляемым к учителям информатики, и прошедшие курс обучения базовой подготовки учителей информатики, умеющие разрабатывать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения в школе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 1 года. 3.2. На I квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II квалификационной категории, а также использующие собственную оригинальную методику в процессе обучения, которая рекомендована методическими службами другим учителям к использованию в работе; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 2-х лет. 3.3. На высшую квалификационную категорию могут претендовать учителя, отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики II и I квалификационных категорий, имеющие собственные методические разработки (пособия, программы и т.п.), положительно оцененные методическими службами и опубликованные в специальных научно - методических педагогических изданиях; стаж работы в должности учителя информатики должен составлять не менее 4-х лет. Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ Для обеспечения учебного процесса необходимо поддержание дисплейных классов в работоспособном состоянии. Для этого необходимы следующие виды обслуживания: техническое; эксплуатационное; информационное. Эксплуатационное и информационное обслуживание, как правило, выполняют учителя информатики, на которых приказом по учреждению возлагаются обязанности по заведованию кабинетом вычислительной техники, к которым относятся: ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе; осуществление профилактического обслуживания компьютеров и проверка технического состояния путем тестирования; регулярное проведение мероприятий по антивирусной защите программных средств; устранение простейших неисправностей оборудования путем перестановки и перекоммутации отдельных блоков; осуществление контроля за своевременным и качественным ремонтом техники организацией, с которой учреждение заключило договор о техническом обслуживании; выявление потребности учреждений образования в программных и методических средствах; изучение, систематизация и внедрение поступающего программного обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению; организация работы с дисками (форматирование, копирование, профилактика, архивирование, тиражирование); ознакомление педагогического коллектива с программными и методическими материалами; планирование и организация работы по дооборудованию и оснащению дисплейного класса; планирование загрузки дисплейного класса; осуществление контроля за соблюдением правил безопасной работы и санитарно - гигиенических норм в дисплейном классе. При возложении на работника дополнительных обязанностей указывается размер доплаты, который определяется учреждением образования самостоятельно в пределах выделенных средств (см. письмо Министерства образования Российской Федерации от 09.04.93 N 67-М "О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений образования"). В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному обслуживанию вычислительной техники в образовательном учреждении значительно превышает обязанности, выполняемые учителем, на которого возложена работа по заведованию кабинетом, может быть введена должность лаборанта, техника или инженера. Конкретные наименования должностей работников и их количество обуславливается числом компьютерных классов, количеством занимающихся в них обучающихся, уровнем их подготовки, наличием необходимых средств и т.д. При наличии вакансии по должности лаборанта, техника или инженера и возложении их обязанностей по эксплуатационному и информационному обслуживанию дисплейного класса на учителя информатики ему также может устанавливаться доплата в порядке и на условиях, предусмотренных при совмещении должностей, размер которой определяется учреждением образования. В целях планирования и организации комплексной информатизации управления образовательным процессом при наличии не менее двух дисплейных классов целесообразно возложение на одного из заместителей руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению новых информационных технологий, к которым относятся: планирование и организация работы по использованию компьютерной и видеотехники в образовательном процессе; организация обучения педагогического коллектива использованию компьютеров и видеотехники в образовательном процессе; оказание методической помощи учителям в создании компьютерных программно - методических материалов с использованием инструментальных программных средств; организация работы факультативов, кружков, компьютерных клубов и т.п.; планирование и организация использования компьютерной техники в управлении и делопроизводстве; обеспечение возможности проведения совместных творческих разработок учителей и обучающихся в области информационных технологий с возможностью их дальнейшего коммерческого использования; планирование закупки нового оборудования и программно - методических комплексов. Настоящие рекомендации могут использоваться и при организации обучения информатике, аттестации и оплате труда преподавателей информатики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Первый заместитель Министра образования Российской Федерации В.А. БОЛОТОВ 23 июня 1993 г. N 112-М |