ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 23.06.93 112-М

           ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ, АТТЕСТАЦИИ
                      УЧИТЕЛЕЙ И ОПЛАТЕ ИХ ТРУДА

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           23 июня 1993 г.
                               N 112-М

                                (НЦПИ)


     Завершен I   этап   процесса   информатизации  образования:  курс
информатики включен в базисный учебный план в  качестве  обязательного
предмета   для   изучения   в   старших   классах  общеобразовательных
учреждений.  Курс  обеспечен  учебными  программами,   пособиями   для
обучающихся,  методическими  рекомендациями  для  учителей,  изданными
отдельными пособиями, в виде журнальных публикаций, а также в качестве
сопровождения    к    программному    обеспечению    для   компьютеров
отечественного и импортного образцов.
     Процесс информатизации  образования  вступает  в  новую  фазу,  а
именно:
     широко ведется  преподавание  курса  информатики  в 8 - 9 классах
общеобразовательных учреждений;
     профильный курс  углубленного изучения информатики ведется в 10 -
11 классах;
     пропедевтический курс  информатики апробируется в младших классах
отдельных общеобразовательных учреждений (гимназии, лицеи и т.п.);
     новые технологии    обучения,    основанные    на   использовании
компьютеров, внедряются в преподавание других предметов;
     информационные технологии, основанные на использовании баз данных
и компьютерных локальных и телекоммуникационных  сетей,  внедряются  в
систему управления учреждениями образования.
     Достижение вышеуказанных целей требует сохранения  и  привлечения
высококвалифицированных  кадров  учителей  информатики,  менеджеров  в
области информатизации  образования  и  специалистов  по  обслуживанию
вычислительной техники.

              Раздел I. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

     Для обеспечения   квалифицированного   преподавания   информатики
учитель (преподаватель) информатики:
     1. Составляет  учебно  -  тематические планы по курсу информатики
для различных параллелей с учетом профиля образовательного учреждения,
количества   учебных   часов,   предусмотренных   учебными  планами  и
программами,  имеющейся техники на основе рекомендованных учебников  и
методических разработок.
     2. Устанавливает и адаптирует необходимые для работы  компьютеров
и локальной сети дисплейного класса системные программные средства.
     3. Подбирает  и  тиражирует  необходимые  учебные  программные  и
печатные материалы для проведения уроков информатики.
     4. Изучает,  систематизирует  и  использует  в  учебном  процессе
программные средства, поддерживающие курс информатики.
     5. Отвечает за сохранность оборудования и программных средств  во
время учебного процесса.
     6. Обеспечивает   соблюдение   правил   безопасной    работы    и
санитарно-гигиенических требований во время учебных занятий.

     Раздел II. АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ И ОПЛАТА ИХ ТРУДА

     Уровень квалификации  учителя  информатики имеет свою специфику и
определяется в соответствии со следующими основными критериями:
     знание принципов функционирования основных устройств компьютера;
     умения и навыки пользователя, необходимые для работы в дисплейном
классе;
     знание языка программирования;
     знание операционной  системы;  знание  программ  по информатике и
различных учебников;
     умение выбрать  (подобрать) определенную методику для конкретного
класса (группы), темы, типа вычислительной техники;
     умение разработать  собственную программу и методику преподавания
информатики.
     Для оценки  уровня квалификации учителя информатики целесообразно
создавать при институтах повышения квалификации работников образования
(институтах  усовершенствования  учителей)  или  учебно - методических
кабинетах экспертные комиссии с привлечением  специалистов  в  области
информатики (ученых, методистов, опытных преподавателей).
     Рассматривая вопросы об установлении разрядов оплаты труда по ЕТС
учителям информатики с учетом стажа педагогической работы,  необходимо
иметь в виду следующее:
     1. В  стаж  педагогической работы учителям информатики включается
время работы на предприятиях,  в учреждениях и  организациях  и  время
службы  в Вооруженных Силах по специальности,  соответствующей профилю
преподаваемого предмета,  дисциплины (подпункт "е" пункта 5 приложения
6  к  Инструкции  о  порядке  исчисления  заработной  платы работников
просвещения,  утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94,  в
редакции Приказа Гособразования СССР от 08.06.90 N 400).
     2. При внеочередной аттестации установление разрядов оплаты труда
по  ЕТС  с 12 по 14 осуществляется в соответствии с п.  14 Положения о
порядке проведения внеочередной  аттестации  работников  учреждений  и
организаций    образования,    утвержденного   Приказом   Министерства
образования Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. N 406.
     3. При   очередной   аттестации  на  присвоение  квалификационных
категорий рекомендуем  определять  соответствие  учителей  информатики
требованиям   тарифно   -   квалификационных  характеристик  с  учетом
следующих особенностей:
     3.1. На II квалификационную категорию могут претендовать учителя,
отвечающие общим требованиям,  предъявляемым к учителям информатики, и
прошедшие  курс  обучения  базовой  подготовки  учителей  информатики,
умеющие разрабатывать собственную оригинальную методику и использовать
ее  в  процессе  обучения  в  школе;  стаж  работы в должности учителя
информатики должен составлять не менее 1 года.
     3.2. На  I квалификационную категорию могут претендовать учителя,
отвечающие  требованиям,  предъявляемым  к  учителям  информатики   II
квалификационной   категории,   а   также   использующие   собственную
оригинальную  методику  в  процессе  обучения,  которая  рекомендована
методическими службами другим учителям к использованию в работе;  стаж
работы в должности учителя информатики должен составлять не менее  2-х
лет.
     3.3. На  высшую  квалификационную  категорию  могут  претендовать
учителя,  отвечающие требованиям, предъявляемым к учителям информатики
II и I квалификационных категорий,  имеющие  собственные  методические
разработки   (пособия,   программы  и  т.п.),  положительно  оцененные
методическими  службами  и  опубликованные  в  специальных  научно   -
методических педагогических изданиях;  стаж работы в должности учителя
информатики должен составлять не менее 4-х лет.

           Раздел III. ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

     Для обеспечения   учебного   процесса   необходимо    поддержание
дисплейных  классов в работоспособном состоянии.  Для этого необходимы
следующие виды обслуживания:
     техническое;
     эксплуатационное;
     информационное.
     Эксплуатационное и   информационное  обслуживание,  как  правило,
выполняют учителя  информатики,  на  которых  приказом  по  учреждению
возлагаются   обязанности   по  заведованию  кабинетом  вычислительной
техники, к которым относятся:
     ответственность за сохранность оборудования в дисплейном классе;
     осуществление профилактического   обслуживания   компьютеров    и
проверка технического состояния путем тестирования;
     регулярное проведение   мероприятий   по   антивирусной    защите
программных средств;
     устранение простейших    неисправностей    оборудования     путем
перестановки и перекоммутации отдельных блоков;
     осуществление контроля за своевременным и  качественным  ремонтом
техники   организацией,  с  которой  учреждение  заключило  договор  о
техническом обслуживании;
     выявление потребности  учреждений  образования  в  программных  и
методических средствах;
     изучение, систематизация  и  внедрение  поступающего программного
обеспечения, ведение базы данных по программному обеспечению;
     организация работы   с   дисками   (форматирование,  копирование,
профилактика, архивирование, тиражирование);
     ознакомление педагогического    коллектива   с   программными   и
методическими материалами;
     планирование и  организация  работы по дооборудованию и оснащению
дисплейного класса;
     планирование загрузки дисплейного класса;  осуществление контроля
за соблюдением правил безопасной работы и  санитарно  -  гигиенических
норм в дисплейном классе.
     При возложении   на   работника    дополнительных    обязанностей
указывается   размер   доплаты,   который   определяется   учреждением
образования самостоятельно в пределах выделенных средств  (см.  письмо
Министерства  образования  Российской  Федерации от 09.04.93 N 67-М "О
порядке  установления  доплат   и   надбавок   работникам   учреждений
образования").
     В учреждениях, где объем работы по эксплуатационному обслуживанию
вычислительной   техники   в  образовательном  учреждении  значительно
превышает обязанности,  выполняемые учителем,  на  которого  возложена
работа   по   заведованию  кабинетом,  может  быть  введена  должность
лаборанта,  техника или инженера.  Конкретные наименования  должностей
работников   и   их  количество  обуславливается  числом  компьютерных
классов,  количеством  занимающихся  в  них  обучающихся,  уровнем  их
подготовки,  наличием необходимых средств и т.д.  При наличии вакансии
по  должности  лаборанта,  техника  или  инженера  и   возложении   их
обязанностей   по  эксплуатационному  и  информационному  обслуживанию
дисплейного  класса   на   учителя   информатики   ему   также   может
устанавливаться  доплата в порядке и на условиях,  предусмотренных при
совмещении  должностей,  размер   которой   определяется   учреждением
образования.
     В целях планирования  и  организации  комплексной  информатизации
управления   образовательным  процессом  при  наличии  не  менее  двух
дисплейных классов целесообразно возложение на одного из  заместителей
руководителя общеобразовательного учреждения обязанностей по внедрению
новых информационных технологий, к которым относятся:
     планирование и организация работы по использованию компьютерной и
видеотехники в образовательном процессе;
     организация обучения   педагогического  коллектива  использованию
компьютеров и видеотехники в образовательном процессе;
     оказание методической  помощи  учителям  в  создании компьютерных
программно - методических материалов с использованием инструментальных
программных средств;
     организация работы факультативов,  кружков, компьютерных клубов и
т.п.;
     планирование и организация использования компьютерной  техники  в
управлении и делопроизводстве;
     обеспечение возможности    проведения    совместных    творческих
разработок  учителей и обучающихся в области информационных технологий
с возможностью их дальнейшего коммерческого использования;
     планирование закупки   нового   оборудования   и   программно   -
методических комплексов.
     Настоящие рекомендации  могут  использоваться  и  при организации
обучения  информатике,  аттестации  и  оплате   труда   преподавателей
информатики  в  учреждениях  начального  и  среднего профессионального
образования.

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
                                                          В.А. БОЛОТОВ
23 июня 1993 г.
N 112-М