РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 6 ОКТЯБРЯ 1993 г. N ВГ-6-14/344 (Д) Государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет для использования в практической работе Рекомендации по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства, подготовленные с учетом изменений и дополнений, внесенных в 1992 году в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также предложений и замечаний, поступивших от налоговых органов. В связи с этим Рекомендации Госналогслужбы России по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства (письмо Росгосналогслужбы от 05.11.92 N ИЛ-4-14/70) не подлежат применению. Приложение: по тексту на 24 листах. Руководитель Госналогслужбы Российской Федерации В.В.Гусев ПРИЛОЖЕНИЕ к письму Госналогслужбы Российской Федерации от 06.10.93 N ВГ-6-14/344 РЕКОМЕНДАЦИИ по применению государственными налоговыми инспекциями санкций за нарушения налогового законодательства 1. Настоящие Рекомендации по применению санкций за нарушения налогового законодательства разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. N 944-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 3317-1 "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России", Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", Законом Российской Федерации от 25 февраля 1993 г. N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О конституционном Суде РСФСР", Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, другими законодательными актами по вопросам налогообложения и разъясняют порядок взыскания налоговыми органами предусмотренных указанными актами санкций. Государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам предоставлено право применять к предприятиям, организациям и учреждениям установленные законодательством санкции, а также налагать на их должностных лиц и физических лиц, виновных в нарушении налоговых законов, административные штрафы и направлять материалы в следственные органы для привлечения к уголовной ответственности. При выполнении этих функций налоговым органам необходимо руководствоваться статьями 7-10, 11-14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьями 11-16, 24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". При применении санкций за нарушения налогового законодательства налоговым органам необходимо учитывать следующее: 1.1. Предусмотренные законодательными актами налоговые санкции применяются на основании проводимых налоговыми органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследований ( с соблюдением установленных правил) любых производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов) или с содержанием иных объектов обложения налогами и другими платежами в бюджет и государственные внебюджетные фонды всех, без исключения, предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм их собственности, а также предприятий с особым режимом работы и воинских частей. (письмо Генерального штаба Вооруженных сил России от 27.01.93 N 332/2/22). 1.2. Должностные лица налоговых органов осуществляют указанные в п.1.1. настоящих Рекомендаций проверки и обследования на основании письменного поручения руководителя госналогинспекции на право проведения проверки конкретного налогоплательщика при предъявлении служебного удостоверения и, при необходимости, - соответствующей формы допуска. Перепроверка предприятий работниками вышестоящего налогового органа производится при предъявлении служебного удостоверения. 1.3. По результатам проверок и обследований должностные лица налоговых органов в обязательном порядке составляют акты (пункт 19 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340), в которых должны быть изложены конкретные данные о выявленных нарушениях налогового законодательства, порядка ведения учета доходов, расходов, денежных операций, бухгалтерской отчетности, приведших к сокрытию или занижению дохода (прибыли) за проверяемый период, составления налоговых расчетов, отчетов, деклараций и их представления налоговым органам. В актах фиксируются суммы сокрытого (заниженного) дохода (прибыли) или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также конкрентные факты других нарушений (отсутствие учета объекта налогообложения, ведения его с нарушением требуемого (установленного) порядка, непредставление или задержка представления документов, уплаты налогов и др.). В актах вскрытые нарушения должны быть отражены по каждому виду налогов и виду нарушений отдельными разделами с приложением требуемых расчетов и документов (при необходимости - подлинных документов или их копий). Изъятие документов налогоплательщика, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов налогообложения, необходимо производить по инструкции Министерства финансов РСФСР от 26.07.91 N 16/176 "О порядке изъятия должностным лицом Государственной налоговой инспекции документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, у предприятий, учреждений, организаций и граждан" на основании письменного постановления должностного лица налогового органа. В актах должны содержаться обязательные для выполнения налогоплательщиком требования об устранении выявленных нарушений, а также предложения о перечислении сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также санкций за нарушения, предусмотренные перечисленными законодательными актами о налогах с указанием раздельно конкретных сумм, подлежащих зачислению в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации в соответствии с нормативами распределения налоговых поступлений, законодательно установленных на соответствующий отчетный период, и перечислению в фонд социального развития налоговой службы с указанием сроков. По выявленным нарушениям, за которые виновные должностные лица предприятий, учреждений и организаций или физические лица подлежат привлечению налоговыми органами к административной ответственности, составляются и прилагаются к материалам проверки протоколы об административном правонарушении в отношении каждого должностного лица, либо физического лица. Акты должны быть подписаны проверяющими (должностными лицами налоговых органов) и должностными лицами (руководителем и главным бухгалтером) предприятия, организации, учреждения или физическим лицом. В случаях несогласия с фактами, изложенными в актах, налогоплательщик (соответствующее должностное лицо или физическое лицо) обязан подписать акт с изложением письменных возражений и приложением при этом объяснения и документов, подтверждающих мотивы своих возражений. При отказе налогоплательщика от подписи акта проверяющим в конце акта делается об отказе налогоплательщика от подписи и представления объяснений в момент составления акта. При этом налогоплательщик может сделать запись о представлении письменных объяснений в согласованный срок. Материалы проверок (акты, протоколы об административных правонарушениях и др.) не позднее следующего дня после прибытия проверяющего в налоговый орган регистрируются в специальном журнале, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью налогового органа. 1.4. Руководители налоговых органов в течение не более 10 дней со дня подписания актов проверок, в которых зафиксированы нарушения и предложения проверяющих по их устранению, должны принять по ним соответствующие решения, в том числе по применяемым к налогоплательщику санкциям. При представлении возражений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц проверяемых предприятий или налогоплательщиков - физических лиц, представивших эти возражения. Если эти должностные лица ил физические лица, после их извещения о времени и месте рассмотрения материалов, не явились, возражения рассматриваются в их отсутствии. О результатах рассмотрения материалов проверки во всех случаях сообщается налогоплательщику в письменной форме. Решения о применении санкций за нарушения, факты совершения которых не требуют документальной проверки (например, непредставление документов, необходимых для исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет), принимаются руководителями налоговых органов на основании докладных (служебных) записок соответствующих должностных лиц этих органов, в которых должен быть зафиксирован факт непредставления документов. О принятом решении налоговые органы извещают в письменном виде налогоплательщика до наступления срока (но не менее чем за 3 дня, не считая времени на пробег почты) уплаты доначисленных сумм и финансовых санкций. 1.5. Решение о применении санкций принимают руководители налоговых органов при строгом соблюдении прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", в котором предусмотрена возможность принудительной ликвидации предприятия в случае его неспособности обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, налоговые органы, выступая в качестве кредиторов, имеют право предъявлять в арбитражный суд иски о ликвидации предприятий по такому основанию, как признание их несостоятельными (банкротами). 2. Финансовые санкции за нарушения налогового законодательства 2.1. Финансовые санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяются за установленные этой статьей нарушения налогового законодательства, допущенные с момента введения Закона в действие, то есть с 1 января 1992 года. Эти санкции применяются и в том случае, если при проверке налогоплательщика будут установлены нарушения налогового законодательства, допущенные им при составлении годового отчета о финансово-хозяйственной или другой деятельности за 1991 год, то есть в период действия названного Закона. Измененные санкции, внесенные Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", применяются с момента введения их в действие, т.е. с 1 января 1993 года. Исходя из содержания статей 3 и 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" санкции применяются только к плательщикам налогов. По этому основанию санкции не должны применяться, в частности: - по платежам, не имеющим объектов налогообложения, например, в случае невнесения суммы выручки от реализации конфискованного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству; - по экономическим (штрафным) санкциям и госпошлине, взимаемым по постановлениям (решениям) органов Госстандарта Российской Федерации, народного суда, арбитражного суда и других органов; - по платежам, взыскиваемым в государственные внебюджетные фонды, по которым порядок применения санкций установлен отдельными законодательными актами об этих фондах (Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения), а также в случаях, когда порядок образования государственных внебюджетных фондов (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды), утвержденный Правительством России, не предусматривает штрафных санкций за неуплату платежей. Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от уплаты определенного вида налога, налоговые органы в обязательном порядке проверяют соблюдение им условий предоставления такой льготы и сроки (период) ее действия. В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде и неуплату в установленные сроки причитающихся в связи с этим платежей в бюджет, санкции к нему применяются за период с момента прекращения льготы. 2.2. Основанием для применения санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, возникающих при наличии у него объекта налогообложения и в предусмотренных статьей 8 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" случаях нарушения налогового законодательства в виде: - сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения; - отсутствия учета объекта налогообложения; - ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка; - несвоевременной или не в полном размере уплаты налогов; - непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления и уплаты налогов; - невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов. 2.3. Органы Государственной налоговой службы Российской Федерации обязаны осуществлять контроль и применять санкции за неуплату (уклонение от уплаты) платежей в государственные внебюджетные фонды лишь в тех случаях, когда ответственность плательщиков установлена законодательством или другими нормативными актами Российской Федерации. Порядок применения санкций устанавливается соответствующим нормативным актом и сообщается Госналогслужбой Российской Федерации. Налоговые органы не вправе применять санкции, не предусмотренные налоговым законодательством. 2.4. Финансовые санкции, установленные подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения), взыскиваются только по результатам документальных проверок в следующем порядке и размерах: 2.4.1. За сокрытие ил занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы. При применении этой санкции нужно исходить из того, что в соответствии с пунктом 4 раздела 2 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанным разделом инструкции, то есть прибыль, показываемая по строке 7 (по строке 5) *) "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение 4 к указанной инструкции), без учета льгот по налогу на прибыль, отражаемых по строке 6 (4) *) указанного расчета (строка 3 (1) *) - строка 4 (2) *) - строка 5 (3) *) расчета). Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций (письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и 04-01-09). Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за 1992 год оставила 1 млн. рублей, тогда как по данным плательщика она определена в сумме 350 тыс. рублей. Расхождение составило 150 тыс. рублей, из которых за счет: 1. Неправильного отнесения затрат на 70 тыс. рублей себестоимость 2. Искажения в расчете предельного уровня оплаты труда 30 тыс. рублей 3. Неправомерного применения льготы 50 тыс. рублей Следует взыскать в виде санкций: заниженную прибыль (70 + 30 тыс. руб.) 100 тыс. рублей штраф 100 тыс. рублей Всего 200 тыс. рублей В соответствии с пунктом 1 статьи II Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налогоплательщики обязаны вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), если эти изменения затрагивают конечный финансовый результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском балансе. В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс. рублей и искажением в расчете предельного уровня оплаты - на 30 тыс. рублей, а также внести в соответствии с действующим порядком исправления в бухгалтерскую отчетность, увеличив прибыль на 70 тыс. рублей, с которой необходимо исчислить налог. В связи с тем, что с 01.01.93 превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не входит в состав налогооблагаемой прибыли и является самостоятельным объектом налогообложения, то при рассмотрении ситуации, изложенной в приведенном выше примере, по результатам проверки, например, за I квартал 1993 г., следует взыскать в виде санкций: заниженную сумму прибыли - 70 тыс. руб., штраф - 70 тыс. рублей. С суммы занижения превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной следует доначислить и взыскать налог по установленной ставке и в такой же сумме - штраф, то есть как за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения согласно пункту 2.4.2. настоящих Рекомендаций. 2.4.2. За иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения (кроме сокрытия дохода (прибыли) по пункту 2.4.1) взыскивается сумма налога и штраф в такой же сумме. Пример. При проверке установлено занижение фактического оборота по реализации продукции, отраженного в периодической отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс. рублей. С указанной суммы занижения следует доначислить и взыскать налог на добавленную стоимость в размере 140 тыс. рублей (28%) и штраф - 140 тыс. рублей. Если объем реализации был занижен в период после 1 января 1993 г., то налог исчисляется в сумме 100 тыс. рублей (20%) и штраф 100 тыс. рублей. Одновременно в связи с изменением объема реализации на сумму заниженного оборота определяется заниженная сумма прибыли, подлежащая отражению в бухгалтерском отчете (балансе) квартале, в котором проводится проверка, и взыскиваются санкции, предусмотренные за сокрытие или занижение дохода (прибыли). При применении этой санкции необходимо учитывать, что статьей 3 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г., "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения определены обороты по реализации на территории Российской Федерации выполненных работ и оказанных услуг, товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации, а статьей 8 этого Закона установлено, что датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждении банков, при расчетах наличными деньгами - день поступления выручки в кассу. Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и предъявление покупателям расчетных документов. В связи с этим при определении оборота по реализации продукции следует руководствоваться действующим на момент проверки на предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления расчетных документов) учета реализации продукции и определения финансовых результатов деятельности. В соответствии с законодательством по налогу на добавленную стоимость в облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, получаемые предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары (работы, услуги). 2.4.3. За повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода (прибыли), сокрытие объекта налогообложения), допущенное в течение года с момента применения санкций за аналогичное нарушение (независимо от того, за счет каких факторов или каким способом совершено это сокрытие), налоговые санкции применяются в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двухкратном размере этой суммы. По указанному основанию в случае, приведенном в подпункте 2.4.1., следует взыскать 100 тыс. рублей в виде налоговой санкции и 200 тыс. рублей штраф, а в случае, приведенном в подпункте 2.4.2., следует взыскать налог в сумме 140 (100) тыс. рублей и штраф в размере 280 (200) тыс. рублей. 2.4.4. При умышленном сокрытии или занижении дохода (прибыли), что устанавливается судом (арбитражным судом), может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли). Иск о взыскании указанного штрафа может быть предъявлен налоговым органом или прокурором. Основанием для предъявления налоговым органом иска в суд в связи с умышленным сокрытием налогоплательщиком дохода (прибыли) могут быть такие действия, как: непредставление в течение двух или более отчетных периодов документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога, неуплата в этот период причитающихся бюджету платежей (при наличии денежных средств на счете); уничтожение документов или отказ их предъявить; наличие в местах реализации продукции (товара), не оформленной бухгалтерскими и другими документами (накладными). 2.5. Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", применяются в виде штрафа за каждое из следующих (по каждому в отдельности) нарушений: 2.5.1. За отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, - в размере 10 процентов доначисленных сумм налога. Указанная норма может применяться также за отсутствие учета прибыли, если не сформирован конечный финансовый результат деятельности предприятия (не определено окончательное сальдо прибыли за отчетный период), а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению (с учетом сумм фактических затрат и расходов, учитываемых в соответствии с законодательством при исчислении льгот по налогу на прибыль). Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) должен слагаться из фактического результата от реализации продукции (работ и услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям в соответствии с действующим порядком учета прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери), а по кредиту - прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат. Отстутствие такого результата в отчетности за определенный период дает право применить указанную выше финансовую санкцию. Под нарушениями порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли) следует иметь в виду: - отсутствие установленных нормативными документами по ведению учета регистров, книг, журналов и др.; - отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат, не связанных с ее производством и реализацией, а также расходов, не связанных с извлечением внереализационных доходов; - другие нарушения порядка ведения учета объекта налогообложения (прибыли), установленного действующими нормативными актами Минфина Российской Федерации, приведшие к искажению отчетности и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков. В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения его с нарушением установленного порядка налогоплательщику вносится предложение незамедлительно привести учет и отчетность в состояние, отвечающее требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, и обеспечивающее отражение реальной суммы прибыли и подлежащего взносу в бюджет размера налога. При невыполнении налогоплательщиком этих требований налогового органа к нему применяются указанные финансовые санкции. 2.5.2. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога (бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций и других документов), - в размере 10 процентов причитающихся к уплате сумм налога по очередному сроку платежа. Указанная санкция применяется только в отношении тех платежей, по которым плательщик в соответствии с законодательством обязан представлять указанные документы по каждому в отдельности виду налога или другому обязательному платежу в бюджет. При несвоевременном представлении (не более двух-трех дней против установленного срока) налоговому органу таких документов, как бухгалтерских отчетов (балансов), расчетов по налогу, по уважительным причинам (внезапная болезнь главного бухгалтера и его заместителя, невозможность доставки в срок указанных документов вследствие отдаленности, отсутствия транспорта, погодных условий или в других подобных случаях), руководитель налогового органа может принять решение о неприменении к налогоплательщику санкции в виде 1-процентного штрафа. Принятое решение оформляется соответствующим документом (справкой, служебной запиской и др.), в котором фиксируются оправдательные мотивы задержки представления отчетов и расчетов. В целях повышения взаимной ответственности налогоплательщиков и должностных лиц налоговых органов за соблюдение сроков представления бухгалтерских отчетов (балансов), налоговых расчетов, деклараций и других документов руководителям налоговых органов рекомендуется обеспечить централизованную регистрацию их поступления в специальном журнале, назначив приказом исполнителя, ответственного за эту работу. 2.6. Пени, предусмотренные подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", взыскиваются с налогоплательщика в случае задержки им платежа (независимо от причин), в размере 0,2 процента, а с 01.01.93 г. - 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. В таком же порядке санкция в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" применяется к банкам и другим кредитным учреждениям. При этом следует иметь в виду, что взыскание пени не освобождает налогоплательщика (в том числе банки и другие кредитные учреждения) от других видов ответственности. 2.7. Кроме взыскания санкций налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика по счетам в банках и иных кредитных учреждениях в случае непредставления в налоговый орган документов, связанных с исчислением или уплатой налогов. Принятие таких мер должно осуществляться в каждом конкретном случае после тщательной проверки имеющихся материалов и рассмотрения всех вопросов, связанных с целесообразностью приостановления банковских операций по счетам налогоплательщика. 2.8. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение в соответствии с п.4 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обеспечивается не только финансовыми санкциями и мерами административной и уголовной ответственности, но и залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика. При невозможности юридического лица, осуществляющего хозяйственную (предпринимательскую деятельность), уплатить установленные налоги и другие платежи в бюджет, налоговые органы в соответствии с п.3 статьи II Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" обращаются в арбитражный суд о признании предприятия банкротом. 2.9. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производится: - с юридических лиц - в беспорном порядке в течение шести лет с момента образования указанной недоимки; - с физических лиц - в судебном порядке путем обращения взыскания на полученные ими доходы, а в случае отсутствия доходов - на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен законодательством в три года. 2.10. К юридическим и физическим лицам, освобожденным в установленном порядке от уплаты налога, виды ответственности, предусмотренные статьей 13 этого закона, не применяются. 3. Административная и дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства 3.1. В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" должностные лица и граждане, виновные в нарушении налогового законодательства, должны привлекаться в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. 3.2. Права налоговых органов по применению санкций в административном порядке предусмотрены статьей 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" (в редакции Закона Российской Федерации от 25 февраля 1993 года N 4549-1 "О внесении изменений в Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР", Закон РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года"). 3.3. Административные штрафы применяются в тех случаях, когда в результате проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц (граждан) налоговыми органами выявлены нарушения, предусмотренные пунктом 12 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", допущенные должностными лицами и физическими лицами (гражданами) виновными в: - сокрытии (занижении) дохода (прибыли) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения; - отсутствии бухгалтерского учета или ведении его с нарушением установленного порядка, а также искажения бухгалтерских отчетов, балансов и других документов; - непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов; - нарушении гражданами законодательства о предпринимательской деятельности или занятии предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; - непредставлении или несвоевременном представлении декларации о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными. 3.4. Руководители банков и кредитных учреждений несут административную ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные в деятельности банков, в соответствии: со статьей 4 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" за: - открытие расчетного и иного счета налогоплательщикам без предъявления ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе, а также за несообщение (сообщение после установленного срока) налоговому органу об открытии указанных счетов; со статьей 13 названного Закона за: - сокрытие (занижение) дохода банка; - ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка; со статьей 15 указанного Закона за: - задержку исполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и использование неперечисленных сумм налогов в качестве кредитных ресурсов. Указанные выше нарушения налогового законодательства в действиях руководителей банков и иных кредитных учреждений устанавливаются налоговыми органами путем проведения специальной проверки деятельности соответствующего банка. 3.5. При рассмотрении и вынесении постановлений по делам об административной ответственности руководителей и главных бухгалтеров хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (ст. 31) руководитель предприятия и организации производит найм и увольнение главного бухгалтера на одинаковых основаниях с руководителями других структурных подразделений, в связи с чем у главного бухгалтера снижены права по своей защите. В соответствии с пунктом 18 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации. 4. Уголовная ответственность 4.1. В соответствии со статьей 162 в квадрате и 162 в кубе Уголовного кодекса РСФСР виновные лица привлекаются к уголовной ответственности за сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах, или особо крупных размерах и т.д., а также за уклонение от явки в органы Государственной налоговой службы для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках доходов (прибыли) и фактическом их объеме, а равно за непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по требованию органов Государственной налоговой службы Российской Федерации. 4.2. При установлении в ходе проверки фактов нарушений налогоплательщиком налогового законодательства, влекущих уголовную ответственность, составляется акт в трех экземплярах с приложением изымаемых документов, что отражается в акте. Первый экземпляр акта с сопроводительным письмом налогового органа направляется в правоохранительные органы. При этом передаваемые материалы должны содержать: письмо руководителя государственной налоговой инспекции, в котором указывается, в чем состоит суть выявленных фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, какие законы нарушены, размер ущерба, нанесенного государству,и виновные в этом лица; надлежаще оформленный акт документальной проверки предприятия, подлинные документы или копии документов, подтверждающие факты выявленных грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений; объяснения проверяемых, а также лиц, чьи сведения имеют значение для проверки обстоятельств грубых нарушений налогового законодательства и допущенных злоупотреблений; выводы проверяющих по этим объяснениям. В делах государственной налоговой инспекции рекомендуется составлять копии всех передаваемых в правоохранительные органы материалов. В письме налогового органа в правоохранительные органы излагается просьба о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности и о принятии мер к обеспечению гражданских исков в целях возмещения ущерба, причиненного государству. Передача материалов документальной проверки правоохранительным органам для привлечения виновных к уголовной ответственности может осуществляться при участии Департамента налоговой полиции и его органов на местах. Отказ в возбуждении или прекращении уголовного дела, возбужденного по материалам документальной проверки, может быть обжалован в установленном законом порядке. 5. Обжалование действий налоговых органов 5.1. При несогласии с действиями должностных лиц налоговых органов налогоплательщики в соответствии со статьей 14 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" вправе обжаловать эти действия путем подачи жалобы в те налоговые инспекции, которым непосредственно подчинены эти должностные лица, либо в суд (арбитражный суд). Порядок составления и представления заключений по материалам разногласий налогоплательщиков с государственными налоговыми инспекциями по актам документальных проверок изложен в приложении к письму Госналогслужбы Российской Федерации от 28.08.92 N ИЛ-6-01/284. Решения по жалобам налогоплательщиков могут быть обжалованы в вышестоящие государственные налоговые инспекции в течение одного месяца. Государственной налоговой службе Российской Федерации и государственным налоговым инспекциям предоставлено право отменять решение нижестоящих налоговых инспекций. Налогоплательщики при несогласии с решением Государственной налоговой службы Российской Федерации вправе обратиться в Высший арбитражный суд Российской Федерации. Установленный указанной статьей порядок обжалования налолгоплательщиками решений налоговых органов по принципу их подчиненности не лишает налогоплательщика права на защиту своих имущественных интересов в судебном порядке (пункт 4 статьи 8 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР", статья 20 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в редакции Закона Российской Федерации от 24.06.92 N 3119-1), статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 5.2. В случае ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, в результате чего налогоплательщику причинен ущерб, он подлежит возмещению в установленном порядке (включая упущенную выгоду). Кроме того, работники налоговых органов могут привлекаться к другим видам ответственности, предусмотренной действующим законодательством. При этом надо иметь в виду, что факт причинения такого ущерба и его размер устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. _____________________ *) В скобке указаны номера строк "Расчета налога от фактической прибыли" (приложение 4 к Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 в редакции изменений и дополнений к указанной инструкции от 27.01.93 N 4). Заместитель Руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации Н.В.Иванов |