О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ РОССИИ ПО ВАЛЮТНОМУ И ЭКСПОРТНОМУ КОНТРОЛЮ ПОЛОЖЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 ноября 1993 г. N 1157 (ЭЖ 93-48) I. Общие положения 1. Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (далее Федеральная служба) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Совета Ми- нистров - Правительства Российской Федерации по валютному и экспортно- му контролю. 2. В своей деятельности Федеральная служба руководствуется Конс- титуцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,, постановлениями и распоряжениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации, международными договорами, участником которых является Российской Фе- дерации, а также настоящим Положением. Федеральная служба осуществляет межотраслевую координацию и регу- лирование по вопросам, находящимся в его ведении. Предложения по вопросам валютного и экспортного контроля, вноси- мые заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти в Совет Министров - Правительство Российской Федерации, подле- жат предварительному согласованию с Федеральной службой. 3. Федеральная служба состоит из центрального аппарата и создава- емых ею территориальных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автоном- ных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге. 4. Федеральная служба осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с другими определенными законодательством Российской Федерации органами и агентами валютного и экспортного контроля, разра- батывает и внедряет в пределах своей компетенции единую систему их взаимодействия, включая методические и информационное обеспечение в этой области. II. Задачи и функции 5. Главной задачей Федеральной службы является проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Федеральная служба в рамках своей компетенции обеспечивает конт- роль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации центральными органами федеральной исполнительной власти, организация- ми, предприятиями, банками, физическими лицами, участвующими в регули- ровании и осуществлении валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэ- кономических операций. 6. Федеральная служба в рамках своей компетенции выполняет следу- ющие функции: а) осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезиден- тами законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте; б) осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям; в) участвует в осуществлении контроля за соблюдением порядка кво- тирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности ис- пользования полученных квот и лицензий; г) осуществляет контроль за правомерностью предоставления или от- каза в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям; д) организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчет- ности по валютным , экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации; е) контролирует эффективность использования кредитов в иностран- ной валюте, предоставляемых Российской Федерации на основе международ- ных договоров и соглашений; ж) организует проведение с участием заинтересованных центральных органов федеральной исполнительной власти, независимых экспертов с привлечением иностранных фирм и специалистов аудиторские проверки внешнеэкономической деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; з) участвует в работе по учету, оценке и контролю за целевым ис- пользованием конфискованных валютных ценностей; и) подготавливает на основании результатов проверок деятельности, материалы для передачи в соответствующие административные, налоговые и правоохранительные органы и в пределах своей компетенции оказывает им содействие; к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в пределах своей компетенции оказывает им содействие; к) проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установ- ленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законода- тельства Российской Федерации в этой области; л) представляет в органы представительной и исполнительной власти Российской Федерации отчеты об организации валютного и экспортного контроля и результатах деятельности Федеральной службы; м) участвует совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля, заинтересованными центральными органами феде- ральной исполнительной власти и организациями в создании единой инфор- мационной системы по валютному и экспортному контролю и межведомствен- ному обмену информацией по контролю за экспортом стратегически сырь- евых товаров; н) участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества в области валютного и экспортного контроля по каналам международных, региональных и национальных правительственных и непра- вительственных организаций; о) руководит деятельностью территориальных органов по валютному и экспортному контролю и своих представителей в учреждениях Российской Федерации за рубежом и в уполномоченных банках; п) взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Фе- дерации по вопросам обеспечения территориальных органов по валютному и экспортному контролю служебными помещениями, транспортом, вычислитель- ной техникой, другими материально-техническими средствами, а их работ- ников - жильем, социально-бытовым и медицинским обслуживанием в уста- новленном порядке; р) обеспечивает взаимодействие с органами валютного и экспортного контроля иностранных государств; с) представляет Российскую Федерацию по поручению Совета Минист- ров - Правительства Российской Федерации самостоятельно или совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля в меж- дународных переговорах с целью заключения международных договоров и соглашений по вопросам организации и осуществления валютного и экс- портного контроля; т) проводит мероприятия по подбору, профессиональной подготовке и переподготовке кадров; у) осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством Российской Федерации. III. Права и обязанности 7. Федеральная служба в соответствии с возложенными задачами и выполняемыми функциями имеет право: а) получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы для эффективного осуществления сво- их задач; б) проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских доку- ментов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений (дого- воров) и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, получением и переводом валютных ценностей, выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте; в) получать от юридических и физических лиц документы и копии с них, касающиеся валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономичес- ких операций и необходимые для оценки соблюдения ими норм законода- тельства Российской Федерации, а также справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверок; г) обращаться к правительственным и неправительственным организа- циям, фирмам и банкам зарубежных государств за содействием при прове- дении проверок деятельности за рубежом российских юридических и физи- ческих лиц, а также их активов с соблюдением законодательства соот- ветствующих стран; д) ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении ва- лютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, о ли- шении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешне- экономический деятельности, вносить в установленном порядке предложе- ния по исключению предприятий и организаций из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам Федеральной службы соответствующих до- кументов, связанных с проведением указанных операций; е) привлекать юридических и физических лиц в установленном поряд- ке к ответственности за нарушение законодательства Российской Федера- ции и ведомственных нормативных актов, регулирующих внешнеэкономичес- кие операции; ж) создавать в установленном порядке территориальные органы по валютному и экспортному контролю, иметь по согласованию с Центральным банком Российской Федерации своих представителей в уполномоченных бан- ках, а по согласованию с соответствующими центральными органами феде- ральной исполнительной власти - в учреждениях Российской Федерации за рубежом; з) участвовать в подготовке законодательных и иных нормативных актов по вопросам валютного и экспортного контроля; и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного актов по вопросам валютного и экспортного контроля; и) разрабатывать и утверждать в установленном порядке совместно с другими органами и агентами валютного и экспортного контроля норматив- ные акты и методические материалы по вопросам валютного и экспортного контроля, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации; к) разрабатывать и издавать в пределах своей компетенции инструк- ции, положения, правила, методические материалы, учебные программы по вопросам организации и осуществления валютного и экспортного контроля; л) запрашивать у министерств, ведомств и организаций официальные разъяснения относительно толкования и применения нормативным актов, издаваемых ими по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; м) давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществле- ния валютных экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; н) заключать договоры с научно-исследовательскими и другими орга- низациями, а также с отдельными специалистами для проведения экспер- тиз, аудиторских проверок и разработки методических материалов, приг- лашать в указанных целях иностранных специалистов и фирмы; о) представлять Российскую Федерацию в международных организациях по поручению Совета Министров - Правительства Российской Федерации. 8. Федеральная служба имеет право получать информацию от Минис- терства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации о ставших им известными фак- тах нарушения юридической и физическими лицами законодательства Рос- сийской Федерации и ведомственных нормативных актов, касающихся квоти- рования, лицензирования и осуществления валютных экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. 9. Результаты проверки юридических и физических лиц должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экс- портному контролю оформляют актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства Российской Федерации, установленных норм и правил проведения валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономи- ческих операций. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю дают обязательные для вы- полнения юридическими и физическими лицами указания об устранении вы- явленных нарушений и имеют право требовать выполнения их предписаний. 10. Должностные лица Федеральной службы и территориальных органов по валютному и экспортному контролю обязаны сохранять ставшую им из- вестной при выполнении своих функций коммерческую тайну юридических и физических лиц, а также не разглашать сведения о средствах в иностран- ной валюте юридических и физических лиц, полученных и используемых ими на законном основании. IV. Руководство и организация деятельности 11. Федеральную службу возглавляет руководитель, назначаемый Пре- зидентом Российской Федерации по представлению Председателя Совета Ми- нистров - ПРавительства Российской Федерации. 12. Руководитель Федеральной службы имеет заместителей, назначае- мых и освобождаемых от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации. 13. В Федеральной службе образуется коллегия в составе руководи- теля Федеральной службы (председатель) и его заместителей по должнос- ти, а также других руководящих работников центрального аппарата. 14. Руководитель Федеральной службы: а) несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную службу задач и функций, определяет степень ответствен- ности своих заместителей, руководителей структурных подразделений центрального аппарата за порученные участки работы; б) самостоятельно принимает решения по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной службы; в) издает приказы, распоряжения и инструкции, обязательные для выполнения центральным аппаратом Федеральной службы, территориальными органами по валютному и экспортному контролю и зарубежными представи- телями; г) утверждает положение о структурных подразделениях центрально- го аппарата Федеральной службы; д) организует взаимодействие с органами представительной и испол- нительной власти Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компе- тенции Федеральной службы; е) назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Федеральной службы. 15. Руководитель Федеральной службы утверждает в пределах уста- новленной численности и фонда оплаты труда структуру центрального ап- парата, штатное расписание, а также смету расходов на ее содержание в пределах ассигнований на соответствующий период. Экономия ассигнований по фонду оплаты труда и на содержание цент- рального аппарата управления, а также централизованного фонда социаль- ного развития остается в распоряжении Федеральной службы и использует- ся в текущем и последующих годах на социально-бытовое обеспечение ра- ботников Федеральной службы. 16. Руководитель Федеральной службы утверждает Положение о терри- ториальных органах по валютному и экспортному контролю, определяет их численный состав. назначает и освобождает от должности руководителей этих органов. 17. Федеральная служба является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и необходимые реквизиты со своим наименованием, расчетный и иные, в том числе валют- ные, счета в учреждениях банков. |