ПОРЯДОК ВВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 22 ноября 1993 г. N 01-13/11649 (ЭЖ 93-49) В связи с поступающими в ГТК России запросами о порядке ввоза (включая пересылку в Российскую Федерацию) физическими лицами товаров разъясняю: 1. В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российс- кую Федерацию товаров. Соответственно все лица, в том числе и физичес- кие, несут равные обязанности перед государством, включая уплату тамо- женных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, таможенных сборов и т.д. 2. Статья 109 Таможенного кодекса Российской Федерации предусма- тривает возможность установления изъятия из основного принципа, ука- занного в п.1 настоящего разъяснения, а именно: допущение перемещения некоторых видов товаров в упрощенном, льготном порядке, но при усло- вии обязательного соблюдения определенных требований. 3. Первое требование заключается в том, что товары не должны предназначаться для производственной или иной коммерческой деятельно- сти. Соблюдение этого требования определяет должностное лицо таможен- ного органа, производящее таможенное оформление товаров. При этом при- нимается во внимание заявление физического лица, но такое заявление не должно носить единственного, определяющего или наиболее важного дока- зательства и рассматривается наряду с прочими обстоятельствами. Статьей 109 предусмотрено, что предназначение товаров устанавли- вается исходя из их характера и количества, частоты перемещения това- ров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при от- сутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации не в целях личного пользования или пот- ребления физическим лицом или членами его семьи. Физическое лицо вправе обжаловать решение должностного лица та- моженного органа в установленном порядке. Подача жалобы не приостанав- ливает исполнение обжалуемого решения, за исключением случаев, когда вышестоящее должностное лицо, которому подана жалоба, имеет достаточ- ные основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует зако- нодательству Российской Федерации. 4. Второе требование заключается в том, что некоторые товары мо- гут ввозиться в упрощенном, льготном порядке только в ограниченных ко- личествах. На дату издания настоящего разъяснения такими товарами яв- ляются: - спиртные напитки (коды ТН ВЭД - 2205, 2207, 2208) - до 5 лит- ров; - табачные изделия (код ТН ВЭД 2402) - до 1000 штук; - ввозимые российскими лицами транспортные средства для личного пользования - 1 транспортное средство на лицо. 5. Третье требование заключается в том, что общая стоимость то- варов не для коммерческих целей, перемещаемых лицами при следовании через границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, не должна превышать 5000 долларов США. 6. Стоимость товаров определяется на основе базового принципа: цена, по которой этот или подобный товар продается или предлага- ется для продажи при обычном течении торговли в условиях полной конку- ренции. При определении такой цены используется данные, указываемые в каталогах наиболее известных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров. При определении стоимости товаров используется следующая проце- дура: а) физическое лицо заявляет стоимость товаров и представляет до- кументы, подтверждающие заявленную стоимость (счета, чеки, справки и т.д.); б) если заявленная стоимость отличается от данных, указанных в каталогах на товары такого рода более чем на 30 процентов, должност- ное лицо таможенного органа устанавливает стоимость товаров самостоя- тельно. При существенных различиях между ввозимым товаром и товаром, сто- имость которого указана в каталоге, в отношении качества, репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и аналогичных факто- ров должностное лицо таможенного органа может признавать в качестве обоснованных цены, отличающиеся от указанных в каталогах даже более чем на 30 процентов. При установлении стоимости товаров цены на внутреннем рынке Рос- сийской Федерации не используются и не применяются. При несогласии физического лица со стоимостью, установленной до- лжностным лицам таможенного органа, физическое лицо вправе обжаловать это решение в установленном порядке. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо вправе наз- начить проведение экспертизы. 7. Товары, ввозимые физическими лицами: - для коммерческих целей, - сверх ограниченных количеств, - стоимостью свыше 5000 долларов США в части такого превышения, - пересылаемые в адрес физических лиц (кроме международных поч- товых отправлений), не выезжавших за границу для их приобретения, - выпускаются таможенным органом при условии уплаты всех таможенных пла- тежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, а также таможенных сборов за таможенное оформление). 8. Декларирование товаров, указанных в п.7 настоящего разъясне- ния, производится в виде письменного заявления лица в произвольной форме с указанием сведений о лице(фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес постоянного места жительст- ва) и о товарах (наименование, количество, стоимость). 9. Таможенное оформление товаров, ввозимых физическими лицами, производится: - товаров в сопровождаемом багаже - в пунктах пропуска на грани- це; - товаров в несопровождаемом багаже и грузовых отправках - в ме- стах назначения (получения). 10. На ввоз транспортных средств физическими лицами распространя- ются общие требования, за исключением того, что стоимость одного транспортного средства, выпускаемого таможенным органом в упрощенном, льготном порядке, не ограничивается. 11. Если физическое лицо ввозит наряду с транспортным средством стоимостью свыше 5000 долларов США другие товары, то физическому лицу предоставляется право выбора в отношении чего платить таможенные пла- тежи: транспортного средства или других товаров. 12. При начислении таможенной пошлины в отношении транспортных средств следует исходить из того, что в соответствии со статьей 3 За- кона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки таможенных по- шлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары. Следовательно, транспортные средства, включая транспортные средства, указанные в группе ТН ВЭД 8703, облагаются та- моженными пошлинами по общим ставкам (на дату издания настоящего ра- зъяснения для группы ТН ВЭД 8703 - по ставке 25 процентов стоимости). 13. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами временно, на срок до одного года, освобождаются от уплаты таможенной пошлины, НДС и акцизов при условии, что в течение этого срока такое транспорт- ное средство не будет передаваться в пользование или владение другому лицу. Во всех случаях отчуждения беспошлинно ввезенных транспортных средств ранее установленного таможенным органом срока (2 года, при временном ввозе - 1 год), а также при установлении факта передачи вре- менно ввезенного транспортного средства в пользование или владение другому лицу производится таможенное переоформление транспортных средств с уплатой всех таможенных платежей. 14. В соответствии со статьей 114 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление товаров и транспортных средств (исключая товары не для коммерческих целей, перевозимые в сопровожда- емом багаже и в международных почтовых отправлениях в пределах стои- мостных и количественных квот) взимаются таможенные сборы в рублях в размере 0,1 процента стоимости товаров и транспортных средств. За та- моженное оформление товаров и транспортных средств вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере. При этом сбор за выдачу удостоверения на регистрацию транспорт- ного средства не взимается. 15. Таможенные платежи могут быть уплачены по выбору плательщика, как в рублях, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации. Начисление и взимание тамо- женных платежей производится с использованием бланка до смотровой рос- писи (форма ТС-14) общей суммой без выделения видов платежа. Уплачен- ные таможенные платежи перечисляются как внеплановые таможенные доходы на счета ГТК России применительно к порядку, установленному Приказами ГТК России от 19.12.92 г. N 619 и от 15.06.93 г. N 230. 16. Товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами на территорию Российской Федерации из Армении, Казахстана, Кыргызста- на, Узбекистана, Туркменистана, Украины, Беларуси, Таджикистана и про- исходящие из этих государств, а также товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жи- тельства в Российскую Федерацию из иностранных государств, таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость и акцизом не облагаются. Товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами на территорию Российской Федерации из Азербайджана, Молдовы и происходя- щие из этих государств, таможенной пошлиной не облагаются. 17. Повторно обращаем внимание на то, что положения ранее издан- ных по таможенному делу нормативных актов о порядке перемещения това- ров и транспортных средств физическим лицами, не соответствующие Та- моженному кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе", в том числе в случаях, отмеченных в настоящем разъяснении, применению не подлежат. 18. В связи с изданием настоящего разъяснения разъяснение ГТК России от 29.10.93 г. N 01-13/10775 не применяется. Первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.Ф.КРУГЛИКОВ. |