ВОПРОСЫ РОССИЙСКОГО ФОНДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 17 декабря 1993 года N 2173 (Д) В целях обеспечения продажи объектов приватизации в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1598 "О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" постановляю: 1. Установить, что Российский фонд федерального имущества является специализированным финансовым учреждением при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации и относится к числу органов и организаций, деятельность которых координируется Заместителем Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Утвердить прилагаемое Положение о Российском фонде федерального имущества. Сохранить действующие условия и порядок оплаты труда руководящих работников, специалистов и служащих Российского фонда федерального имущества и его местных отделений. 2. Установить, что права Российского фонда федерального имущества, а также права иных фондов имущества, полученные ими от Российского фонда федерального имущества в порядке предоставления им статуса местных отделений последнего либо в силу заключенных с ним договоров, прекращаются в отношении следующих акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности: не проданных в сроки, установленные планами-графиками проведения специализированных чековых аукционов либо планами приватизации предприятий, утвержденными комитетами по управлению имуществом в установленном порядке; выпущенных акционерными обществами, созданными в порядке преобразования предприятий, имевших на 1 января 1992 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 250 млн. рублей и переданных для продажи после 10 августа 1993 г., если опубликованное информационное сообщение об их продаже не предусматривает проведения межрегионального чекового аукциона. Указанные акции в месячный срок передаются Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом для продажи фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов в порядке, установленном настоящим Указом. 3. Установить, что передача акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности, для продажи Российскому фонду федерального имущества, фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов и районов осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом либо его территориальным агентством, утвердившим план приватизации предприятия, исключительно на основании заключаемого с фондом имущества договора и в следующем порядке: фонду имущества передаются акции, предназначенные для продажи имеющим право на льготы работникам приватизируемого предприятия и лицам, приравненным к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на специализированном чековом аукционе в срок, определяемый планом приватизации и планом-графиком проведения таких аукционов; фонд имущества обязан в 15-дневный срок с момента истечения указанного срока представить комитету по управлению имуществом документальное подтверждение продажи соответствующего количества акций; после представления подтверждения фонду имущества передаются акции данного акционерного общества, предназначенные для продажи другими способами. Договор, заключаемый в этих целях с фондом имущества, должен предусматривать безусловное прекращение прав фонда имущества в отношении переданных акций, оставшихся не проданными по истечении предельного срока продажи, установленного планом-графиком проведения специализированных чековых аукционов, планом приватизации или дополнениями к ним, а также любых иных акций того же эмитента и акций, при продаже которых выявлены нарушения условий и порядка их продажи, установленных планом приватизации предприятия и законодательством Российской Федерации. 4. Установить, что начальная цена акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий, при их продаже на аукционе, конкурсе, в том числе инвестиционном, равна номинальной стоимости акций независимо от формы оплаты. Фонды имущества, осуществляющие продажу объектов приватизации за приватизационные чеки, составляют и представляют в соответствующие комитеты по управлению имуществом, обладающие правами территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, отчетные документы о приеме, хранении и погашении приватизационных чеков по форме, устанавливаемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 5. Российскому фонду федерального имущества, фондам имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечить продажу на межрегиональных чековых аукционах переданных им акций акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности, имевших на 1 января 1992 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 250 млн. рублей, информационное сообщение о продаже которых не было опубликовано на момент вступления в силу настоящего Указа либо было опубликовано после 10 августа 1993 г., но не предусматривало проведения межрегионального чекового аукциона. 6. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом произвести проверку соблюдения Российским фондом федерального имущества, фондами имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга условий и сроков продажи объектов приватизации, установленных планами-графиками проведения аукционов, конкурсов и планами приватизации предприятий, и обеспечить передачу акций, указанных в пункте 2 настоящего Указа, соответствующим фондам имущества для продажи. 7. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. N 1465 "О функционировании органов исполнительной власти в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации" и от 9 октября 1993 г. N 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации" руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: не допускать лишения фондов имущества прав юридического лица; строго пресекать попытки переподчинения фондов имущества, наделенных правами местных отделений Российского фонда федерального имущества. 8. Российскому фонду федерального имущества совместно с органами государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о наделении соответствующих фондов имущества правами местных отделений Российского фонда федерального имущества. 9. Закрепить за Российским фондом федерального имущества занимаемые им помещения по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 19. 10. Внести настоящий Указ на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. 11. Настоящий Указ вступает в силу со дня опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 2173 Положение о Российском фонде федерального имущества 1. Общие положения 1. Российский фонд федерального имущества (далее именуется - Фонд) действует при Совете Министров - Правительстве Российской Федерации в качестве специализированного финансового учреждения, осуществляющего предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящим Положением функции по приватизации переданных ему в установленном порядке объектов федеральной собственности. 2. Фонд является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и обладает обособленным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления. 3. Фонд подотчетен Федеральному Собранию, Совету Министров - Правительству Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в соответствии с их компетенцией. 4. В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт- Петербурге Фонд вправе создавать (ликвидировать) местные отделения либо предоставлять статус местного отделения фондам имущества указанных национально-государственных, национально-территориальных и административно-территориальных образований. 5. Местные отделения Фонда непосредственно подчиняются Фонду. Фонды имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действуя в качестве местных отделений Фонда, подчиняются Фонду и руководствуются законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции. Фонды имущества, действующие в качестве местных отделений Фонда, ликвидируются только с согласия Фонда. 6. Фонд имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение Фонда - г.Москва. II. Функции Фонда 7. Фонд выполняет следующие функции: осуществляет продажу переданных ему в этих целях Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом или его территориальными агентствами долей участия (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности; временно (до момента продажи) владеет указанными долями участия (паями, акциями), свидетельствами о собственности на предприятия или иные объекты приватизации и осуществляет в этот период полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами предприятий риск, связанный с их деятельностью, в пределах принадлежащей Российской Федерации доли в уставном капитале предприятий; получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в республиканском бюджете Российской Федерации, и нормативами, установленными Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее именуется - Государственная программа приватизации); в пределах полномочий, предоставленных ему Советом Министров - Правительством Российской Федерации, выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает доли участия (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), развитие которых определяется задачами ускоренной структурной перестройки народного хозяйства, защиты природной среды, развития регионов, за исключением акционерных обществ (товариществ), созданных в порядке преобразования государственных и муниципальных предприятий; в случаях, предусмотренных планами приватизации, обменивает принадлежащие Российской Федерации акции акционерных обществ, вносимые в порядке оплаты уставного капитала создаваемых холдинговых компаний, на выпускаемые этими компаниями акции; при продаже объектов приватизации осуществляет контроль за предоставлением работникам приватизируемых предприятий льгот, предусмотренных планами приватизации в соответствии с действующим законодательством. 8. Фонд не вправе осуществлять хозяйственную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 9. Осуществляя приватизацию, Фонд и его местные отделения совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальными управлениями содействуют процессам демонополизации экономики и создания конкурентной среды. Во взаимодействии с соответствующими компетентными государственными органами Фонд и его местные отделения обеспечивают соблюдение в процессе приватизации принципов экономического суверенитета, социальной стабильности и государственной безопасности Российской Федерации. III. Права и обязанности Фонда 10. Фонд имеет право: совершать сделки с объектами приватизации, предусмотренные соответствующими планами приватизации, утвержденными в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"; осуществлять от имени Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами предприятий полномочия собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), созываемых в период с момента передачи Фонду соответствующих долей участия (паев, акций) до момента их продажи; привлекать к своей деятельности для выполнения поставленных перед ним задач должностных лиц, специалистов и служащих органов государственной власти и управления, иных государственных учреждений; использовать для осуществления своих функций представителей и посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью, на основе заключаемых с ними договоров; выступать по поручениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом в качестве учредителя (акционера) акционерных обществ, создаваемых при участии Российской Федерации, внося в порядке оплаты приобретаемых акций средства, выделенные целевым назначением из республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных внебюджетных фондов, либо государственное имущество, переданное ему в этих целях Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом; вступать для реализации своих функций в договорные отношения с физическими и юридическими лицами; выступать в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. 11. В соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" из числа акций любого акционерного общества, которыми владеет Фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие Фонду акции независимо от их количества и номинального статуса (категории, присвоенной им при выпуске) являются привилегирированными. При продаже Фондом указанных акций они конвертируются в обыкновенные. Фонд и его отделения не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий, за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия и законодательством Российской Федерации. 12. Правомочия Фонда, предусмотренные пунктами 10 и 11 настоящего Положения в отношении передаваемых ему для продажи объектов приватизации, возникают с момента передачи ему соответствующих пакетов акций, свидетельств о собственности и прекращаются с момента возникновения права собственности на эти объекты у покупателя либо по истечении установленного соответствующим планом приватизации предельного срока продажи объектов (если они не были проданы в течение указанного срока). В этом случае соответствующие сертификаты акций, свидетельства о собственности аннулируются в бесспорном порядке по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 13. Фонд обязан: осуществлять продажу переданных ему в установленном порядке объектов приватизации в сроки, в порядке и на условиях, установленных Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, в том числе определяемых планами приватизации, планами-графиками проведения аукционов (в том числе специализированных чековых аукционов) и конкурсов; осуществлять прием, погашение и хранение приватизационных чеков, вносимых в порядке оплаты объектов приватизации; обеспечивать беспрепятственный доступ к участию в аукционах и конкурсах, проводимых Фондом и привлекаемыми им посредниками и представителями, для всех потенциальных покупателей на территориях, определяемых в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом; осуществлять контроль за соблюдением покупателями объектов приватизации условий заключенных с ними договоров купли-продажи и в необходимых случаях принимать меры для их расторжения в установленном порядке; обеспечивать перечисление комитетам по управлению имуществом, а также в соответствующие бюджеты средств, поступающих от продажи объектов приватизации, а также в виде прибыли (дивидендов) по долям участия (паям, акциям), находящимся в государственной собственности, в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для внесения налоговых платежей; соблюдать требования актов законодательства Российской Федерации, регулирующих процесс приватизации. 14. Фонд не вправе вносить какие-либо изменения и (или) дополнения в утвержденные соответствующими комитетами по управлению имуществом планы приватизации, инвестиционные программы и планы- графики проведения аукционов (в том числе специализированных чековых аукционов) и конкурсов. III. Руководство Фондом 15. Руководство деятельностью Фонда осуществляет председатель Фонда. Председатель Фонда: без доверенности осуществляет от имени Фонда все юридические действия; определяет структуру Фонда, утверждает положения о структурных подразделениях Фонда; определяет объем правомочий, предоставленных фондам имущества, действующим на правах местных отделений Фонда; утверждает штатное расписание и смету расходов Фонда; определяет должностные обязанности заместителей председателя Фонда; назначает на должность и освобождает от должности работников Фонда (кроме заместителей председателя) и пользуется в их отношении всеми дисциплинарными полномочиями, предусмотренными действующим законодательством; издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками Фонда и его местных отделений. 16. Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Заместителя Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Заместители председателя Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению председателя Фонда. 17. Руководители местных отделений Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности председателем Фонда. Права местного отделения Фонда могут быть предоставлены фонду имущества республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт- Петербурга. В этих случаях руководитель фонда имущества назначается на должность и освобождается от должности председателем Фонда по согласованию с главой соответствующего органа исполнительной власти. 18. При председателе Фонда образуется наделенное совещательными функциями правление Фонда, в состав которого входят заместители председателя (по должности) и члены правления. Состав правления утверждается заместителем Председателя Совета Министров - Правительства Российской Федерации - Председателем Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 19. Председатель Фонда, его заместители и руководители местных отделений Фонда не могут входить в состав органов представительной власти, занимать должности в хозяйственных и коммерческих организациях (кроме случаев, когда они действуют от имени государства в соответствии с правами и полномочиями Фонда и своими должностными обязанностями), вести предпринимательскую деятельность, быть членами центральных органов политических партий и других общественных организаций и объединений. Указанные должностные лица и их ближайшие родственники не имеют права непосредственно или через других лиц приобретать предприятия и ценные бумаги, реализуемые Фондом и его представителями. Данное ограничение действует в течение всего срока работы этих должностных лиц и в течение трех лет после оставления ими занимаемых должностей. 20. Председатель и руководители местных отделений Фонда несут персональную ответственность за выполнение Фондом обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. 21. Фонд ежегодно представляет Совету Министров - Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию отчет о деятельности Фонда за истекший период и баланс доходов и расходов Фонда за прошедший год. Ежемесячные отчеты о продаже объектов приватизации (в том числе о выполнении утвержденных планов-графиков проведения аукционов, конкурсов) представляются Фондом Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом. IV. Финансирование Фонда 22. Источниками финансирования деятельности Фонда являются: денежные средства, полученные Фондом от продажи объектов приватизации; средства из республиканского бюджета Российской Федерации; доходы от размещения на депозитных счетах средств, полученных Фондом от продажи объектов приватизации; доходы от деятельности, указанной в пункте 8 настоящего Положения. Учет денежных поступлений по этим источникам ведется раздельно. 23. Средства, полученные Фондом от продажи объектов государственной собственности, подлежат распределению в соответствии с нормативами, устанавливаемыми Государственной программой приватизации. 24. Доходы по долям участия (паям, акциям) в предприятиях и ценным бумагам, находящимся во временном владении Фонда, направляются в доход республиканского бюджета Российской Федерации. 25. Средства из республиканского бюджета Российской Федерации поступают в Фонд целевым назначением и используются в соответствии с ним. 26. Все средства от приватизации, получаемые Фондом, не подлежат налогообложению. Налогами не облагаются также имущество Фонда и работы, выполняемые за счет средств, получаемых Фондом от приватизации. Средства, получаемые Фондом от деятельности, указанной в пункте 8 настоящего Положения, подлежат налогообложению на общих основаниях. |