О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28.08.96 N 1274. Письмо. Пенсионный фонд РФ. 04.02.97 ЕВ-09-28/744

          О ПРИМЕНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          ОТ 28.08.96 N 1274

                                ПИСЬМО

                          ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ

                          4 февраля 1997 г.
                            N ЕВ-09-28/744

                              (ФР 97-13)


     Пенсионный фонд  Российской  Федерации  в  связи  с  поступающими
запросами   региональных   отделений  о  применении  Указа  Президента
Российской Федерации от 28 августа 1996 г N 1274 "О  начислении  пеней
за    несвоевременную    уплату    страховых   взносов   учреждениями,
финансируемыми за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней"  разъясняет
следующее.
     Действие Указа Президента Российской Федерации от 28 августа 1996
г.  N  1274  распространяется  только  на одну организационно-правовую
форму юридического лица,  а именно,  учреждение. Как следует из текста
Указа,  учреждения финансируются за счет средств бюджетов всех уровней
и эти средства идут в  том  числе  на  оплату  труда  работников  этих
учреждений.  Следовательно,  данный  Указ  распространяется  только на
государственные (федеральные)  и  муниципальные  учреждения  (далее  -
государственные  и  муниципальные)  и  не  распространяется  на органы
управления,  входящие в систему органов  власти  субъектов  Российской
Федерации   и   местного   самоуправления   (системы  здравоохранения,
культуры, науки, социальной защиты населения).
     К числу  государственных  и  муниципальных  учреждений  относятся
учреждения,  которые  создаются   в   соответствии   со   статьей   31
Федерального   закона   от   12.01.96   N   7-ФЗ   "О   некоммерческих
организациях".  При  этом  органы  государственной  власти  и   органы
местного   самоуправления   создают  государственные  и  муниципальные
учреждения,  закрепляют  за  ними  имущество  на  праве   оперативного
управления  в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации
и осуществляют их полное или частичное финансирование.
     При рассмотрении вопроса о применении Указа Президента Российской
Федерации от 28.08.96 N 1274 к  тому  или  другому  юридическому  лицу
региональным отделениям необходимо определить:
     является ли   это   юридическое    лицо    государственным    или
муниципальным   учреждением   в  соответствии  с  его  государственной
регистрацией;
     финансируется ли  оплата  труда  работников учреждения из бюджета
(всех уровней);
     относится ли  это  учреждение  к учреждениям науки,  просвещения,
здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения.
     1. В  соответствии  с  Гражданским  кодексом Российской Федерации
учреждение является юридическим лицом (статья 50 ГК РФ),  действует на
основании устава,  либо учредительного договора и устава,  либо только
учредительного договора,  а также на  основании  общего  положения  об
организации данного   вида,  имеет  имущество  на  праве  оперативного
управления (ст.  ст.  296,  299 ГК РФ), а также самостоятельный баланс
или смету (ст. 48 ГК РФ).
     В соответствии со статьей 51  ГК  РФ  юридическое  лицо считается
созданным с момента его государственной регистрации.
     В настоящее время закон о регистрации  юридических  лиц  пока  не
принят,  действует  Положение  о  порядке  государственной регистрации
субъектов  предпринимательской   деятельности,   утвержденное   Указом
Президента  Российской  Федерации  от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении
государственной  регистрации   предприятий   и   предпринимателей   на
территории   Российской  Федерации".  По  данному  Положению  подлежат
государственной регистрации учреждения, имеющие право в соответствии с
учредительными      документами     заниматься     предпринимательской
деятельностью. Учреждения, которым не предоставлено право осуществлять
предпринимательскую  деятельность,  в настоящее время регистрируются в
субъектах Российской Федерации на основании положений  о  регистрации,
утверждаемых органами власти субъектов Российской Федерации (например,
Москва  -  на  основании  Положения   о   регистрации   некоммерческих
организаций,  утвержденного  распоряжением  мэра г. Москвы от 29.12.92
N 598-РМ).  Основанием для рассмотрения  вопроса  о  применении  Указа
Президента  Российской  Федерации  от  28.08.96 N 1274 должны являться
учредительные документы учреждения, зарегистрированные в установленном
порядке.
     Региональным отделениям необходимо выяснить  порядок  регистрации
некоммерческих  организаций в регионе.  Отделения должны запрашивать и
рассматривать учредительные документы учреждений на  основании  статьи
14   Федерального   закона   от  12.01.96  N  7-ФЗ  "О  некоммерческих
организациях", а именно:
     а) для  государственных  и  муниципальных  учреждений обязательно
наличие решения органа  государственной  власти  или  органа  местного
самоуправления  о создании данного учреждения и устава,  утвержденного
данным  органом.  В  уставе  определяется   наименование   учреждения,
содержащее     указание     на    характер    его    деятельности    и
организационно-правовую  форму  (учреждение),  источники  формирования
имущества  (это  важно  для  определения  финансирования учреждения из
бюджета),  предмет и цели  деятельности  (для  отнесения  деятельности
учреждения к науке,  просвещению,  здравоохранению,  культуре, системе
социальной защиты);
     б) для    некоторых   государственных   учреждений   утверждаются
индивидуальные  положения  постановлениями  Правительства   Российской
Федерации (например,  Положение о Политехническом музее,  утвержденное
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94  N  884,
Положение о    Государственном    академическом   Мариинском   театре,
утвержденное  постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
06.10.94  N 1142,  Устав Российской академии ракетных и артиллерийских
наук,  утвержденный постановлением Правительства Российской  Федерации
от 22.03.96 N 325 и т.  д.).  Для этих видов учреждений индивидуальных
учредительных документов не требуется;
     в) некоторые  виды  государственных  и муниципальных учреждений в
случаях,  предусмотренных  законом,  могут  действовать  на  основании
общего  положения  об  учреждениях  данного  вида  (например,  Типовое
положение  об  учреждении  начального  профессионального  образования,
утвержденное  постановлением  Правительства  Российской Федерации от 5
июня  1994  г.  N  650,  Типовое  положение   об   общеобразовательной
школе-интернате,  утвержденное постановлением Правительства Российской
Федерации  от  26  июня  1995  г.  N   612,   Типовое   положение   об
общеобразовательном учреждении от 9 сентября 1996 г. N 1058).
     2. Для  подтверждения  финансирования  оплаты  труда   учреждения
необходимо  запросить смету,  утвержденную в установленном порядке,  и
справку от финансирующего органа о фактическом поступлении средств  из
бюджетов.
     Обращаем внимание на то,  что в соответствии с Законом  РСФСР  от
10.10.91  N  1734-1  "Об  основах  бюджетного  устройства и бюджетного
процесса в РСФСР" для бюджетных организаций  и  учреждений  в  порядке
исполнения  бюджетов  финансирование  производится по трем укрупненным
статьям:  заработная плата,  текущие расходы,  капитальные вложения  и
капитальный ремонт (статья 17).
     Ассигнования на     финансирование      деятельности      органов
законодательной  власти,  аппарата  исполнительной  власти  и местного
самоуправления включаются в бюджет соответствующего уровня в  качестве
самостоятельных статей расходов.
     В связи  с   этим   учреждения   и   органы   законодательной   и
исполнительной власти финансируются с различных статей бюджета.
     3. При  решении  вопроса  об   отнесении   государственного   или
муниципального   учреждения  к  науке,  просвещению,  здравоохранению,
культуре,  системе  социальной  защиты  населения  следует   тщательно
анализировать  учредительные документы,  в которых должны быть указаны
характер,  предмет  и  цели  деятельности  учреждения,  а  также   его
учредитель.
     К учреждениям  науки  относятся   учреждения,   в   учредительных
документах  которых  предусмотрена  научная и (или) научно-техническая
деятельность.
     В соответствии  со  статьей  2  Федерального закона от 23.08.96 N
127-ФЗ "О науке и  государственной  научно-технической  политике"  это
деятельность,  направленная на получение,  применение новых знаний для
решения  технологических,   инженерных,   экономических,   социальных,
гуманитарных  и  иных  проблем,  обеспечения  функционирования  науки,
техники и производства как единой системы.
     В соответствии  со  статьей  5 вышеназванного Федерального закона
научные организации подразделяются на:
     1) научно-исследовательские;
     2) научные   организации   образовательных   учреждений   высшего
профессионального образования;
     3) опытно-конструкторские,              проектно-конструкторские,
проектно-технологические;
     4) иные   организации,    осуществляющие    научную    и    (или)
научно-техническую деятельность.
     К учреждениям просвещениям в соответствии  с  Законом  Российской
Федерации  от  10  июля  1992  г.  N 3266-1 "Об образовании" относятся
образовательные учреждения.   Образовательным   учреждением   является
учреждение,    осуществляющее   образовательный   процесс,   то   есть
реализующее  одну  или  несколько  образовательных  программ  и  (или)
обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся воспитанников.
     К образовательным относятся учреждения следующих типов:
     дошкольные;
     общеобразовательные (начального   общего,    основного    общего,
среднего (полного) общего образования);
     учреждения начального         профессионального,         среднего
профессионального,   высшего   профессионального   и   послевузовского
профессионального образования;
     учреждения дополнительного образования взрослых;
     специальные (коррекционные)  для  обучающихся,  воспитанников   с
отклонениями в развитии;
     учреждения дополнительного образования;
     учреждения для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без попечения
родителей или законных представителей;
     учреждения дополнительного образования детей.
     Деятельность государственных  и   муниципальных   образовательных
учреждений   регулируется   типовыми  положениями  об  образовательных
учреждениях   соответствующих    типов    и    видов,    утверждаемыми
Правительством  Российской  Федерации  и разрабатываемыми на их основе
уставами этих образовательных учреждений.
     К учреждениям  здравоохранения  относятся учреждения,  входящие в
государственную   и   муниципальную   систему    здравоохранения    (в
соответствии  со  ст.  ст.  12  и 13 Основ законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.  N 5487-1),  а
именно находящиеся в государственной или муниципальной собственности:
     лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения;
     образовательные учреждения;
     фармацевтические учреждения;
     аптечные учреждения;
     санитарно-профилактические учреждения   государственной   системы
здравоохранения;
     учреждения судебно-медицинской экспертизы, иные учреждения.
     В государственную       систему       здравоохранения      входят
лечебно-профилактические  учреждения,  фармацевтические   организации,
аптечные    учреждения,   создаваемые   министерствами,   ведомствами,
государственными   предприятиями,   учреждениями    и    организациями
Российской  Федерации,  помимо Министерства здравоохранения Российской
Федерации, министерства    здравоохранения    субъектов     Российской
Федерации.
     К учреждениям  культуры  относятся  учреждения,  в  учредительных
документах (уставах) которых предусмотрена деятельность по сохранению,
созданию,   распространению   и   освоению   культурных  ценностей.  В
соответствии со статьей 4 Основ законодательства Российской  Федерации
о  культуре  от  09.10.92  N  3612-1  этот  нормативный  правовой  акт
регулирует культурную деятельность в следующих областях:
     выявление, изучение,    охрана,   реставрация   и   использование
памятников истории и культуры;
     художественная литература,      кинематография,      сценическое,
пластическое,   музыкальное   искусство,   архитектура    и    дизайн,
фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
     художественные народные промыслы и ремесла,  народная культура  в
таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и
обряды, исторические топонимы;
     самодеятельное (любительское) художественное творчество;
     музейное дело и коллекционирование;
     книгоиздание и   библиотечное   дело,  а  также  иная  культурная
деятельность,  связанная   с   созданием   произведений   печати,   их
распространением и использованием, архивное дело;
     телевидение, радио и  другие  аудиовизуальные  средства  в  части
создания и распространения культурных ценностей;
     эстетическое воспитание,       художественное        образование,
педагогическая деятельность в этой области;
     научные исследования культуры;
     международные культурные обмены;
     производство материалов   оборудования    и    других    средств,
необходимых  для  сохранения,  создания,  распространения  и  освоения
культурных ценностей;
     иная деятельность,  в результате которой сохраняются,  создаются,
распространяются и осваиваются культурные ценности.
     Учреждения культуры  действуют на основании уставов и должны быть
зарегистрированы   в   установленном   порядке   (статья   41    Основ
законодательства Российской Федерации о культуре).
     Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 мая 1995
г.  N 609 утверждено Положение об основах хозяйственной деятельности и
финансирования  организаций  культуры  и  искусства.  Данное Положение
распространяется на организации культуры,  находящиеся  в  федеральной
собственности.  Для организаций культуры,  находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации и муниципальной  собственности,  данное
Положение носит рекомендательный характер.
     В Положении дан примерный перечень организаций культуры:
     профессиональные театры (драматические,  оперные, балетные, кукол
и искусства),    филармонии,    цирки,    самостоятельные   творческие
исполнительные коллективы, концертные залы, творческие центры и другие
организации исполнительных  искусств,  основная  деятельность  которых
ориентирована на публичный показ спектаклей,  концертов,  эстрадных  и
других представлений и (или) их организацию и подготовку;
     библиотеки, музеи, депозитарии произведений культуры и искусства,
выставочные  залы  и  картинные  галереи,  парки  культуры  и  отдыха,
зоопарки,  учреждения клубного типа (дома и  дворцы  культуры,  клубы,
социально-культурные      и      другие      (специализированные     и
многофункциональные  комплексы  и  объединения),  центры  культуры   и
искусства,  научно-методические  центры  народного творчества и другие
организации,  основная  деятельность  которых  носит  просветительный,
культурно-досуговый   и  (или)  научно-методический  и  информационный
характер;
     иные организации,  основная  деятельность  которых  направлена на
сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей,
предоставление культурных благ населению.
     В тех  субъектах  Российской  Федерации,  в  которых  аналогичные
положения    не   утверждены,   следует   руководствоваться   Основами
законодательства  Российской  Федерации  о   культуре   и   настоящими
разъяснениями ПФР.
     К учреждениям  системы  социальной  защиты  населения   относятся
государственные  и муниципальные учреждения,  подведомственные органам
социальной защиты населения.
     В соответствии  со  статьей 3 Положения о Министерстве социальной
защиты населения Российской  Федерации,  утвержденного  постановлением
Правительства   Российской   Федерации  от  15  мая  1995  г.  N  466,
учреждения,  подведомственные органам  социальной  защиты,  входят  "в
систему  социальной  защиты".  Правопреемником  Минсоцзащиты  России в
настоящее время является Министерство  труда  и  социального  развития
Российской Федерации.
     К учреждениям  социального   обслуживания   (в   соответствии   с
Федеральным  законом  от  10 декабря 1995 года "Об основах социального
обслуживания населения в Российской Федерации") относятся:
     комплексные центры социального обслуживания населения;
     территориальные центры социальной помощи семье и детям;
     центры социального обслуживания;
     социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
     центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
     социальные приюты для детей и подростков;
     центры психолого-педагогической помощи населению;
     центры экстренной психологической помощи по телефону;
     центры (отделения) социальной помощи на дому;
     дома ночного пребывания;
     специальные дома для одиноких престарелых;
     стационарные учреждения социального обслуживания  (дома-интернаты
для престарелых и инвалидов,  психоневрологические интернаты,  детские
дома-интернаты для умственно отсталых детей,  дома-интернаты для детей
с физическими недостатками);
     геронтологические центры;
     иные учреждения, представляющие социальные услуги.
     Кроме того,  Пенсионный фонд обобщил обращение ОПФР  по  вопросам
применения Указа Президента от 28 августа 1996 г. N 1274 "О начислении
пеней за  несвоевременную  уплату  страховых   взносов   учреждениями,
финансируемыми за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней",  и  данное
обобщение прилагается к настоящему письму.

Заместитель Председателя
Правления Пенсионного фонда РФ                 Е.Я.Васильев


                                                            Приложение
                                         к письму Пенсионного фонда РФ
                                            от 04.02.97 N ЕВ-09-28/744

  Обобщение запросов региональных отделений ПФР в связи с принятием
       Указа Президента Российской Федерации от 28.08.96 N 1274

     1. ОПФР   по   Волгоградской    области   (письмо   от   23.10.96
N ВС-1948/01);  ОПФР по Смоленской области (письмо от 06.11.96 N 746);
ОПФР по Ивановской области (письмо от 05.11.96 N 05-11-1926);  ОПФР по
Архангельской  области  (письмо  от  18.10.96  N 06-15/2448);  ОПФР по
Новосибирской области (письмо от 30.10.96 N 403);  ОПФР по  Республике
Хакасия  (письмо  от  17.10.96  N  04-02/747);  Финансовое  управление
Администрации Вологодской области  просят  разъяснить,  как  применять
вышеназванный  Указ  Президента  Российской  Федерации  к  учреждениям
просвещения,   здравоохранения,   культуры,    обслуживание    которых
производится   централизованными  бухгалтериями  районных  и  сельских
администраций.
     Считаем, что при применении данного Указа  Президента  Российской
Федерации    и   региональные   отделения   должны   руководствоваться
действующим законодательством Российской Федерации и разъяснениями ПФР
в соответствии с которыми учреждение - это юридическое лицо, прошедшее
государственную  регистрацию,   имеющее   в   оперативном   управлении
имущество, а также самостоятельный баланс или смету.
     Однако, учитывая многочисленные обращения  по  поводу  учреждений
органов местного самоуправления,  Пенсионным фондом подготовлен запрос
в Минфин России для уточнения данного вопроса.
     2. ОПФР по Архангельской области (письмо  от  05.11.96  N  3893);
ОПФР   по   Томской   области   (письмо   от  15.11.96  N  ПН-08-940),
Западно-Сибирское территориальное управление  по  гидрометеорологии  и
мониторингу  окружающей  среды  (письмо  от  23.10.96  N 21-74) просят
разъяснить,  распространяется ли  данный  Указ  Президента  Российской
Федерации   на   управления   (отделы)  образования,  здравоохранения,
просвещения и другие органы федеральной и исполнительной власти.
     На органы управления (органы исполнительной власти)  данный  Указ
не   распространяется,  т.  к.  понятие  и  деятельность  "учреждения"
регулируется ГК РФ.
     3. ОПФР  по  г.  Москве  (письмо  от 01.11.96 N 4-6525);  ОПФР по
Ярославской  области  (письмо  от   30.10.96   N   06-04/571)   просят
разъяснить,  можно  ли  при  отнесении  того  или  иного  учреждения к
учреждениям науки,  культуры и т.  д.  применять Федеральный закон  от
15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации",  а
также  использовать  Общесоюзный  классификатор   "Отрасли   народного
хозяйства".
     Вышеназванный Федеральный закон является группировкой  доходов  и
расходов  бюджетов  всех  уровней,  а  организационно-правовой  статус
юридического  лица  определяется  на   основании   его   учредительных
документов (ГК РФ).
     Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" утвержден
в  1976  году.  В  связи с этим многие наименования,  указанные в нем,
изменились,  а также  изменился  организационно-правовой  статус  этих
учреждений.  Поэтому  данный классификатор с учетом наших рекомендаций
считаем  возможным  использовать  в  случаях,  когда  в  учредительных
документах  есть  неточности,  которые вызывают сомнение при отнесении
учреждений к одной из отраслей.
     4. ОПФР  по Республике Бурятия (письмо от 21.11.96 N 1776) просит
разъяснить,  можно  ли  отнести  Бурятский  республиканский  центр  по
гидрометеорологии  и  мониторингу окружающей среды к учреждениям науки
на основании справки вышестоящего органа.
     Нет, Отделению  должны  быть представлены учредительные документы
Центра и свидетельство о государственной регистрации.
     5. ОПФР  по Свердловской области (письмо от 11.12.96 N 05-01/209)
представило   Положение   о    Центре    военно-технических    проблем
биологической защиты.
     К указанному  Центру  может   быть   применен   Указ   Президента
Российской  Федерации  от 28.08.96 N 1274 в случае его государственной
регистрации.  Если  государственной  регистрации  Центр  не  подлежит,
следовательно,  это  войсковая часть,  которая является подразделением
Минобороны России.  Кроме того,  в Положении  установлено,  что  Центр
имеет  в  "полном  хозяйственном ведении" обособленное имущество,  что
тоже не соответствует статусу "учреждения".
     6. Главное  финансовое   управление   администрации   Челябинской
области (письмо от 10.11.96 N 09-2) считает необходимым распространить
Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 1996 г.  N 1274  на
учреждения сельского хозяйства, правоохранительных органов и т. д.
     Распространить действие Указа Президента Российской Федерации  от
28   августа  1996  г.  N  1274  на  учреждения  сельского  хозяйства,
правоохранительных органов и т. д. не представляется возможным в связи
с  тем,  что данными полномочиями Пенсионный фонд Российской Федерации
не наделен.