ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г.МОСКВЕ 15 декабря 1993 г. N 11-08/9037 (ЭЖ 94-2) Государственная налоговая инспекция по г. Москве направляет для сведения и руководство Разъяснения порядка применения финансовых санк- ций за нарушения налогового законодательства, связанные с отсутствием учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с нарушением установ- ленных правил, непредставлением или несвоевременным представлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты нало- гов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Ранее направленные Разъяснения от 24 июня 1993 года считать утра- тившим силу. Первый заместитель начальника инспекции - государственный советник налоговой службы II ранга Л.Я.Сосихина. РАЗЪЯСНЕНИЯ порядка применения финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, связанные с отсутствием учета прибыли (дохода) или ведением этого учета с нарушением установленных правил, непредставлением или несвоевременным представлением в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды Руководствуясь Законом РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", другими законодательными актами и нормативными документами, Государственная налоговая инспекция по г.Москве подгото- вила настоящие Разъяснения с целью обеспечения единого порядка приме- нения финансовых санкций к налогоплательщикам, юридическим и физиче- ским лицам, за нарушения налогового законодательства, выявленные нало- говыми органами г. Москвы при осуществлении контрольной работы начиная с 1993 года. I. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА ОТСУТСТВИЕ УЧЕТА ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) ИЛИ ВЕДЕНИЕ ЭТОГО УЧЕТА С НАРУШЕНИЕМ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА За отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка налогоплательщик несет ответствен- ность в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся к уплате (до- начисленных) сумм налога на прибыль (доход). Сумма налога, принимаемая для исчисления штрафа, определяется ис- ходя из установленной в ходе документальной проверки величины сокрытой (заниженной) прибыли (дохода) и ставки налога в том отчетном периоде, в котором было допущено нарушение. В таком же порядке вышеназванный штраф применяется к физическим лицам, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны представлять в налоговый орган декларацию о совокупном годовом дохо- де, т.к. в соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации "О по- доходном налоге с физических лиц" физические лица, подлежащие налого- обложению, обязаны вести учет полученных ими в течение календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с извлечением дохо- дов. Штраф в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды к налогоплатель- щикам не применяется: а) в случае, если по результатам проверок налоговых органов будет установлено, что при отсутствии учета прибыли (дохода) или его ведении с нарушением установленного порядка дополнительных платежей в бюджет не причитается; б) за отсутствие учета иных, кроме прибыли (дохода), объектов на- логообложения или ведения такого учета с нарушением установленного по- рядка; в) если прибыль (доход) определена в бухгалтерском учете прави- льно (в полном соответствии с документами первичного учета), а ошиб- ка, приведшая к искажению в представленных в налоговый орган докумен- тах величины финансового результата и, следовательно, суммы налога, допущена при составлении бухгалтерского отчета (декларации о дохо- дах), т.е. причина необоснованного занижения суммы налогового платежа не связана с отсутствием у налогоплательщика учета объекта налогооб- ложения или его ведением с нарушением установленного порядка. ПРИМЕР 1. Проверкой предприятия, проведенной налоговым органом за 1992 год, установлено, что в издержки производства и обращения не- правомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. В 1992 году предп- риятие осуществляло одновременно торгово-закупочную и посредническую деятельность. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгал- терскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчетном году получило прибыль по всем видам деятельности и уплатило налог по ставке соответственно 32 и 45 процентов. Проверкой установлено, что издержки обращения по торгово-закупочной деятельности неправомерно за- вышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических оп- ераций - на 4 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от: - торгово-закупочной деятельности (6 х 0,32) 1920 тыс. рублей - посреднической деятельности (4 х 0,45 1800 тыс. рублей Итого 3720 тыс. рублей Сумма штрафа (3720 х 0,1) 372 тыс. рублей ПРИМЕР 2. В 1992 году предприятие осуществляло одновременно тор- гово-закупочную и посредническую деятельность. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгалтерскому от- чету и расчетам по налогу на прибыль, предприятие в отчетном году по- лучило убыток от осуществления торгово-закупочной деятельности в раз- мере 4 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций. Проверкой предприятия, проведенной налоговым органом за 1992 год, установлено, что в издержки производства и обращения неправомерно включены расходы в сумме 10 млн. рублей. При этом издержки обращения по торгово-закупочной деятельности необоснованно завышены на 6 млн. рублей, а затраты на осуществление посреднических операций - на к млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от: - торгово-закупочной деятельности ((6 - 4) х 0,32) 640 тыс. рублей - посреднической деятельности (4 х 0,45) 1800 тыс. рублей ИТОГО 2440 тыс. рублей Сумма штрафа (2440 х 0,1) 244 тыс. рублей ПРИМЕР 3. Согласно представленным в налоговую инспекцию бухгал- терскому отчету и расчетам по налогу на прибыль предприятие в отчет- ном году получило прибыль от осуществления торгово-закупочной деятель- ности в размере 9 млн. рублей и прибыль от проведения посреднических операций в размере 1 млн. рублей. Проверкой установлено, что предприятие получило прибыль от каждо- го вида деятельности в размере 5 млн. рублей. По результатам проверки налоговый орган производит расчет суммы штрафа за ведение учета прибыли с нарушением установленных правил в следующем порядке: Сумма уменьшения налога на прибыль вследствие завышения прибыли от торгово-закупочной деятельности ((9 - 5) х 0,32) 1280 тыс. рублей Сумма дополнительно причитающихся платежей вследствие занижения прибыли от посреднической деятельности ((5 - 1) х 0,45) 1800 тыс. рублей Итого дополнительно причитается к доплате в бюджет (1800 - 1280) 520 тыс. рублей Сумма штрафа (520 х 0,1) 52 тыс. рублей ПРИМЕР 4. Гражданин представил в налоговый орган декларацию о со- вокупном годовом доходе за 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий к доплате, в сумме 10 тыс. рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином на предприятии "А" доходе в размере 5 тыс. руб- лей, с которого предприятием удержан подоходный налог в сумме 600 руб- лей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. На основании полученных сведений налоговый орган производит пе- рерасчет с суммы подоходного налога, подлежащей к доплате исходя из уточненной величины совокупного годового дохода, и предъявляет нало- гоплательщику к уплате одновременно с дополнительно исчисленной сум- мой налога штраф в размере 10 процентов этой суммы. Поскольку в данном случае общая сумма совокупного годового дохо- да (с учетом сведений, полученных от предприятия "А"), подлежащая на- логообложению, не превысила 400 тыс. рублей, сумма дополнительно при- читающегося к доплате подоходного налога составит 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600), а сумма штрафа - 40 рублей (400/100 х 10). ПРИМЕР 5. Гражданин представил в налоговый орган декларацию о со- вокупном годовом доходе за 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 400 рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином на предприятии "А" доходе в размере 5 тыс. руб- лей, с которого предприятием удержан подоходный налог в сумме 600 ру- блей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. В данном случае исходя из сведений, полученных от предприятия "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов, не отраже- нных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600). Однако, поскольку по окончательному расчету к доплате в бюджет подоходного налога не причитается, налоговый орган не предъявляет на- логоплательщику штраф за неправильное ведение учета совокупно годового дохода как объекта налогообложения. ПРИМЕР 6. Гражданин представил в налоговый орган декларацию о со- вокупном годовом доходе за 1992 год, на основании которой ему исчислен подоходный налог, подлежащий возврату из бюджета, в сумме 200 рублей. При этом в налоговую инспекцию поступили сведения о полученном в 1992 году гражданином на предприятии "А" доходе в размере 5 тыс. руб- лей, с которого предприятием удержан подоходный налог на в сумме 600 рублей. Сведения о доходе, полученном на предприятии "А", гражданин в представленной декларации о совокупном годовом доходе не указал. В данном случае исходя из сведений, полученных от предприятия "А", дополнительно причитается подоходный налог с доходов, не отражен- ных в декларации, в сумме 400 рублей ((5000 х 20/100) - 600). На основании имеющихся данных налоговый орган производит оконча- тельный расчет суммы подоходного налога и предъявляет налогоплательщи- ку к доплате налог в сумме 200 рублей и штраф за неправильное ведение учета совокупного годового дохода как объекта налогообложения в сумме 20 рублей. II. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИБО НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ 1. Общие положения За непредставление либо несвоевременное представление в налоговый орган налоговых деклараций, отчетов, расчетов, других документов, не- обходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных плате- жей в бюджет внебюджетные фонды, налогоплательщик несет ответствен- ность в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей. Сумма штрафа определяется раздельно за каждый установленный на- логовым органом факт непредставления или несвоевременного представле- ния таких документов по каждому виду платежей (в том числе в случаях, когда налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по одно- му объекту налогообложения несколько налоговых расчетов, деклараций и др.) исходя из размера налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, подлежащих уплате с учетом ранее внесенных пла- тежей на основании документов, которые не были представлены либо представлены в налоговый орган с нарушением установленных сроков, по данным налоговых органов, полученных при проведении камеральных и до- кументальных проверок. При этом ранее внесенными платежами считаются: 1) в случаях, когда налоговые платежи исчисляются нарастающим итогом с начала года - налоги и сборы, причитающиеся к уплате согла- сно расчетам за предыдущие отчетные периоды, 2) в условиях, когда в соответствии с действующим законодательс- твом налоговые расчеты составляются раздельно по каждому отчетному пе- риоду (помесячно, поквартально, в целом за год) - суммы налогов и дру- гих обязательных платежей, причитающиеся к уплате в течение отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) до наступления установленного срока представления налоговых расчетов. Не включаются в понятие "ранее внесенные платежи" суммы авансо- вых взносов (например, авансовые взносы налога на прибыль, налога на пользователей автомобильных дорог и др.). Порядок и сроки представления в налоговый орган документов, необ- ходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, устанавливаются за- конами Российской Федерации, а также инструкциями Государственной на- логовой службы Российской Федерации и Министерства финансов Россий- ской Федерации, а по местным налогам и сборам, вводимым на территории г.Москвы, - местными органами государственной власти и управления ли- бо на основании предоставленных ими прав - Департаментом финансов пра- вительства Москвы и Государственной налоговой инспекцией по г. Мо- скве. За непредставление в налоговой орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет внебюджетные фонды, штраф налагается по результатам проведенных доку- ментальных проверок. Штраф за непредставление либо несвоевременное представление в на- логовый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты нало- гов и других обязательных платежей, к налогоплательщикам не применя- ется: а) в случае, когда на основании таких документов налоги и сборы не подлежат уплате с учетом ранее внесенных платежей; б) за непредставление либо несвоевременное представление в нало- говый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты обязатель- ных платежей, установленных иным, кроме налогового, законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, когда контроль за полно- той исчисления и своевременностью уплаты таких платежей возложен на налоговые органы с одновременным представлением им прав применять к плательщикам финансовые санкции, установленные налоговым законодатель- ством; в) при отсутствии установленных в соответствии с действующим за- конодательством порядка и сроков представления в налоговый орган таких документов, т.е. когда в соответствии с отдельными законодательными актами, регулирующими порядок исчисления и взимания налогов и сборов, налогоплательщик не обязан представлять в налоговый орган документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных пла- тежей (например, налог на имущество физических лиц, налог на имущест- во, переходящее в порядке наследования или дарения, земельный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств (граждан), на- лог на приобретение автотранспортных средств (сроки уплаты которого наступили в 1992 году), налог на операции с ценными бумагами, госу- дарственная пошлина); г) за непредставление либо несвоевременное представление в нало- говый орган справок об авансовых взносах налогов исходя из предполага- емой прибыли (доходов), поскольку в соответствии с указаниями Госуда- рственной налоговой службы Российской Федерации от 20.07.93 N ВГ-4-01/105н "О неприменении штрафных санкций за несвоевременное представление справок об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли" справка об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли не является документом для исчисле- ния и уплаты налога и, следовательно, применение 10-процентной штраф- ной санкции в данном случае является неправомерным. ПРИМЕР 1. Предприятие представило в налоговый орган 25.04.93 бух- галтерский отчет за 1 квартал 1993 года, а также следующие расчеты: (тыс.руб.) --------------------------------------------------------------------- Наименование расчетов К уплате с учетом К возврату ранее внесенных платежей --------------------------------------------------------------------- Расчет налога на прибыль от посред- нической деятельности 500 - --------------------------------------------------------------------- Расчет налога на прибыль от торгово- закупочной деятельности - 400 --------------------------------------------------------------------- Расчет налога с сумм превышения факти- ческих расходов на оплату труда в сос- таве себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной - - --------------------------------------------------------------------- Расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исхо- дя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога 100 - --------------------------------------------------------------------- В данном случае налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов сумм налогов и других обязательных платежей, причитающихся к уплате с учетом ранее внесенных платежей, согласно представленным расчетам, размер которого составит 60 тыс.рублей ((500 + 100)/100 х 10). ПРИМЕР 2. (тыс.руб.) --------------------------------------------------------------------- Показатели Варианты ------------------------------ 1 2 3 4 5 6 --------------------------------------------------------------------- Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за 9 месяцев 1993 года 200 300 - 100 300 50 --------------------------------------------------------------------- Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за 1 полугодие 1993 года 300 300 - - 100 - --------------------------------------------------------------------- Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате за III квартал 1993 года (расчетно) - - 300 100 200 100 --------------------------------------------------------------------- Сумма налога на прибыль, причита- ющаяся к уплате по расчету за 9 месяцев 1993 года с учетом ранее внесенных платежей (за 1 полугодие 1993 года) - - - 100 200 50 --------------------------------------------------------------------- Сумма 10-процентной санкции - - - 10 20 5 --------------------------------------------------------------------- ПРИМЕР 3. Предприятие представило 20.04.93 в налоговый орган бух- галтерский отчет за 1 квартал 1993 года, а также расчеты налога на прибыль от торгово-закупочной и посреднической деятельности. Расчет налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда в составе себестоимости продукции (работ, услуг) по сравнению с нормируемой величиной, а также расчет дополнительных платежей в бюд- жет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (умень- шения) налога на прибыль и авансовых взносов налога были представлены в налоговую инспекцию 25.04.93. Налоговая инспекция за несвоевременное представление расчетов применяет штраф в сумме 10 тыс. рублей исходя из данных того расчета, согласно которому платежи причитаются в доплате (исходные данные для определения суммы штрафа приведены в примере 1). ПРИМЕР 4. Некоммерческая организация, сообщив в налоговую инс- пекцию о том, что она не осуществляет деятельность, связанную с изв- лечением доходов, в течение 1992 года не представляла бухгалтерские отчеты и расчеты налога на прибыль и не вносила авансовые платежи, а 01.03.93 представила годовой и бухгалтерский отчет и расчет налога на прибыль за 1992 год. Проведенной налоговой инспекцией в апреле 1993 года документаль- ной проверкой было установлено, что данная организация получала дохо- ды, подлежащие налогообложению, начиная с апреля 1992 года. На осно- вании акта проверки были составлены расчеты налога на прибыль, согла- сно которым причиталось: к уплате за 1 полугодие - 100 тыс. рублей, за 9 месяцев - 50 тыс. рублей. По результатам проверки налоговая инспекция должна применить к организации штраф в размере 10 процентов причитающихся к уплате пла- тежей за непредставление в налоговый орган расчета на прибыль за 1 по- лугодие 1992 года, сумма которого составит 10 тыс. рублей (100/100 х 10). За непредставление расчета за 9 месяцев 1992 года штраф к орга- низации не применяется, так как согласно данному расчету по итогам фи- нансово-хозяйственной деятельности за III квартал платежей в бюджет не причитается. ПРИМЕР 5. Документальной проверкой, проведенной налоговой инспе- кцией в мае 1993 года, установлено, что предприятие за 1992 год и 1 квартал 1993 года внесло в дорожный фонд налог на приобретение автот- ранспортных средств в сумме соответственно 1000 тыс. рублей и 300 тыс. рублей. При этом расчеты налога в налоговую инспекцию не представля- лись. На основании акта документальной проверки налоговая инспекция применяет к предприятию штраф в размере 10 процентов причитающихся платежей за непредставление расчета за 1 квартал 1933 года, сумма ко- торого составит 30 тыс. рублей (300/300 х 10). В связи с отсутствием установленного порядка и сроков представле- ния в налоговый орган расчетов налога на приобретение автотранспор- тных средств в 1992 году штраф за этот период к предприятию не приме- няется. 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В соответствии с действующим порядком косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, на- лог на реализацию горюче-смазочных материалов) уплачиваются в бюджет как в течение отчетного периода (ежедневно, ежедекадно) с последующим перерасчетом по месячным отчетам, так и в полной сумме согласно пред- ставляемым в налоговые инспекции месячным и квартальным расчетам. При этом предприятия не представляют справки о предполагаемых суммах текущих платежей, а налоговые инспекции в лицевых счетах нало- гоплательщиков не производят начисление причитающихся к уплате плате- жей, вносимых в бюджет и внебюджетные фонды в течение отчетного пери- ода. В такой ситуации в большинстве случаев налоговый орган может оп- ределить достоверность данных о суммах ежедневных и ежедекадных пла- тежей предприятий имеющихся в налоговых расчетах, только по результа- там документальных проверок. Таким образом, наложение налоговым органом штрафа за непредстав- ление либо несвоевременное представление расчетов косвенных налогов на налогоплательщиков, для которых установлен порядок уплаты таких нало- гов путем внесения текущих платежей с последующим перерасчетом на ос- новании налоговых расчетов должно производиться исходя из данных о суммах налоговых платежей, отраженных в представленных расчетах либо определенных по результатам проведенных документальных проверок. Корректировка сумм финансовой санкции за непредставление или не- своевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты косвенных налогов, исчисленной по результатам камеральных проверок, по окончании документальных проверок при уста- новлении фактов искажения отчетных данных не производится. К предприятиям и организациям, уплачивающим налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на реализацию горюче-смазочных материалов на основании месячных (квартальных) расчетов, размер штрафа определяется исходя из причитающихся к уплате с учетом ранее внесенных платежей в бюджет и внебюджетные фонды налогов в соответствии с расчетами, как представленными в налоговый орган с нарушением установленных сроков, так и составленные налоговым органом на основании проведенных докумен- тальных проверок. ПРИМЕР 1. Предприятие, которое в соответствии с установленным по- рядком рассчитывается с бюджетом по налогу на добавленную стоимость на основании месячных расчетов, представило в налоговую инспекцию ра- счет налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года 20.11.92, согласно которому подлежало возмещение из бюджета излишне уплаченных сумм налога 100 тыс. рублей. Обнаружив допущенную при составлении расчета ошибку, предприятие представляет 30.11.92 в налоговую инспекцию взамен ранее сданного ра- счет налога на добавленную стоимость за октябрь 1992 года с внесенны- ми изменениями, согласно которому причитается к уплате с учетом ранее внесенных платежей 300 тыс. рублей. Налоговый орган, приняв такой расчет, применяется к предприятию штраф в размере 10 процентов причитающихся к доплате платежей соглас- но расчету в сумме 30 тыс. рублей (300/100 х 10). ПРИМЕР 2. Предприятие представило в налоговую инспекцию кварталь- ный отчет по налогу на добавленную стоимость за период январь-март 1993 года 20.04.93, тогда как исходя из отчетных данных за 1У квар- тал 1992 года должно было представлять ежемесячные расчеты. Согласно представленному отчету, к внесению в доход бюджета при- читается 300 тыс. рублей. Текущих платежей в бюджет налога на добавленную стоимость предп- риятие в течение отчетного квартала не производило. Документальной проверкой, проведенной налоговой инспекцией в мае 1993 года, установлено, что в целом за предыдущий квартал сумма плате- жей в представленном отчете определена правильно. При этом по расчету за январь причитается к внесению в бюджет 200 тыс. рублей, по расчету за февраль - к возмещению из бюджета 50 тыс. рублей, по отчету за март - к внесению в бюджет 150 тыс. рублей. На основании акта документальной проверки налоговый орган приме- няет к предприятию штраф за непредставление расчета по налогу на до- бавленную стоимость за январь 1993 года в сумме 20 тыс. рублей (200/100 х 10). Штраф за непредставление отчетов за февраль и март 1993 года к предприятию неприменяется, так как согласно данным налогового органа по отчету за февраль к внесению платежей в бюджет не причиталось, а сведения, необходимые для исчисления и уплаты налога за март, были включены в квартальный отчет, представленный в налоговую инспекцию в сроки, установленные для представления расчета за март 1993 года. ПРИМЕР 3. Предприятие в течение 1 квартала 1993 года вносило в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета. Налоговая инспекция в мае 1993 года приостанавливает операции по расчетному счету предприятия, после чего последняя представляет расче- ты за январь, февраль и март 1993 года 11.05.93, в которых имеются следующие данные: (тыс.руб.) --------------------------------------------------------------------- Отчетные периоды Суммы налога, Сумма текущих Сумма налога, подлежащая на- платежей, упла- подлежащая числению в бюд- ченных в счет к доплате (+), жет (+), возме- причитающихся уменьшению (-) щению из бюдже- платежей за та (-) отчетный месяц --------------------------------------------------------------------- январь 300 290 10 --------------------------------------------------------------------- февраль -400 250 -650 --------------------------------------------------------------------- март 400 300 100 --------------------------------------------------------------------- В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за те периоды, в ко- торых налог на добавленную стоимость причитается к внесению в бюджет, а именно: за январь - 1 тыс.руб. (10/100 х 10), за март - 10 тыс.руб- лей (100/100 х 10). В дальнейшем, проведя документальную проверку, налоговая инспек- ция установила, что расчет налога на добавленную стоимость за февраль 1993 года составлен предприятием неправильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению полагается уплатить в бюджет 300 тыс.рублей. По результатам проведенной документальной проверки, несмотря на доначисление сумм налога, перерасчет сумм ранее наложенных финансовых санкций за несвоевременное представление расчетов налога на добавлен- ную стоимость за январь, февраль и март 1993 года не производится. ПРИМЕР 4. Предприятие в течение 1 квартала 1993 года вносило в доход бюджета платежи по налогу на добавленную стоимость, однако не представило в налоговую инспекцию ни одного налогового расчета. Налоговая инспекция в мае 1993 года приостанавливает операции по расчетному счету, и после того как предприятие в течение одной рабо- чей недели расчетов в налоговую инспекцию не представило, начинает до- кументальную проверку. В период проведения проверки предприятие представляет в налоговую инспекцию расчеты за январь, февраль и март 1993 года (см. данные из предыдущего примера). По результатам проведенной проверки налоговая инспекция устано- вила, что расчеты налога на добавленную стоимость за январь и март составлены предприятием правильно, а расчет за февраль 1993 года не- правильно: вместо причитающихся сумм налога к возмещению полагается уплатить в бюджет 300 тыс. рублей. В данной ситуации к предприятию должен быть применен штраф за несвоевременное представление налоговых расчетов за все отчетные пе- риоды, в которых налог на добавленную стоимость причитается к внесе- нию в бюджет согласно данным, уточненным в результате проведения до- кументальной проверки, а именно: за январь - 1 тыс.руб.(10/100 х 10), за февраль - 5 тыс.руб.((300-250)/100 х 10), за март - 10 тыс.рублей (100/100 х 10). 3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГОВ, К НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ - ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ В соответствии с действующим законодательством штраф в размере 10 процентов причитающихся платежей налагается за непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган: а) деклараций о фактически полученных в течение календарного года доходах и произведенных расходах, связанных с извлечением этих дохо- дов, - на граждан Российской Федерации, граждан других государств и лиц без гражданства, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, обязанных декларировать полученные доходы; б) деклараций о предполагаемых доходах: - на граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, получающих доходы от осуществления предпринимательской деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе полного товарищества; - на граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имею- щих постоянное местожительство в Российской Федерации, а также прибы- вших в Российскую Федерацию с намерением пробыть в ней более 183 дней в календарном году; - на граждан, имеющих постоянное местожительство в Российской Фе- дерации, в части доходов, полученных из источников за пределами Рос- сийской Федерации; - на граждан, получающих доходы, подоходный налог с которых в со- ответствии с действующим законодательством удерживается не у источника выплаты, а налоговым органом; в) расчетов налогов: - на добавленную стоимость; - на реализацию горюче-смазочных материалов; - на приобретение автотранспортных средств; - с владельцев транспортных средств; - на пользователей автомобильных дорог; - на граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, получающих доходы от осуществления предпринимательской деятельности как в индивидуальном порядке, так и в составе полного товарищества, в случаях, если в соответствии с дейс- твующим законодательством они обязаны представлять такие расчеты в на- логовый орган. При несвоевременном представлении в налоговый орган деклараций о предполагаемых и фактически полученных доходах размер штрафа опреде- ляется исходя из причитающихся к уплате в бюджет сумм подоходного на- лога с ранее внесенных платежей, а при наложении штрафа на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юриди- ческого лица, - сумм подоходного налога, а в установленных действую- щим законодательством случаях - сумм подоходного налога и налога на добавленную стоимость. В понятие "ранее внесенные платежи" в данном случае включаются суммы налогов, удержанные в течение календарного года у источника вы- платы доходов, а также уплаченные гражданами на основании деклараций о предполагаемых доходах и доходах, фактически полученных за предыду- щий год. Штраф за несвоевременное представление деклараций о доходах к на- логоплательщикам не применяется: а) если согласно представленной декларации платежей в бюджет к уплате с учетом ранее внесенных платежей не причитается; б) при установлении в ходе документальных проверок фактов непра- вильного отражения налогоплательщиком суммы, причитающейся к уплате подоходного налога в декларации о фактически полученных доходах, пре- дставленной в налоговый орган в установленные сроки. В случае, когда налогоплательщик не представлял декларации о фа- ктически полученных доходах, штраф за данное нарушение налагается по результатам документальных проверок при установлении фактов невыполне- ния налогоплательщиком обязательства по уплате подоходного налога. За непредставление деклараций о предполагаемых доходах, а также за несво- евременное представление таких деклараций, в которых отсутствуют све- дения о предполагаемых доходах, штраф в размере 10 процентов причитаю- щихся платежей не налагается ввиду отсутствия данных для его исчисле- ния. На граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, штраф за непредставление или несвоев- ременное представление в налоговый орган расчетов налогов на реализа- цию горюче-смазочных материалов, с владельцев транспортных средств на пользователей автомобильных дорог, на приобретение автотранспортных средств налагается в общеустановленном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что данной категорией налогоплательщиков расчеты выше- указанных налогов в представляются в том случае, если наличие объек- тов налогообложения такими налогами непосредственно связано с осущес- твлением тех видов деятельности, которые указаны в свидетельстве о ре- гистрации. ПРИМЕР 1. Гражданин, зарегистрированный в качестве предпринима- теля без образования юридического лица в налоговом органе по месту осуществления деятельности, получал также в 1992 году, помимо доходов от предпринимательской деятельности доходы по основному месту работы и от выполнения обязанностей по договорам подряда, представил в нало- говый орган по месту регистрации в качестве предпринимателя деклара- цию о полученных доходах 10.04.93, согласно которой выручка от реали- зации продукции (работ, услуг) составила 1000 тыс.руб., расходы, с осуществлением деятельности, - 500 тыс.руб., сумма исчисленного нало- га на добавленную стоимость - 109,4 тыс.руб. ((1000 - 500) х 0,2188), облагаемый доход - 390,6 тыс.руб., (1000 - 500 - 109,4), сумма подо- ходного налога - 62120 рублей ((200/100 х 12) + (190,6/100 х 20)). В течение отчетного года гражданин на основании декларации о предполагаемых доходах уплатил в бюджет 50 тыс.руб. налога на добав- ленную стоимость и 70 тыс.руб. подоходного налога. Следовательно, по итогам 1992 года причитается к доплате налога на добавленную стоимость 59,4 тыс.руб. и возврату из бюджета излишне уплаченного подоходного налога в сумме 7880 рублей. За несвоевременное представление декларации о доходах, получен- ных от осуществления предпринимательской деятельности, налоговая инс- пекция предъявляет гражданину штраф в размере 10 процентов причитаю- щейся к доплате общей суммы платежей, сумма которого составит 5152 рубля ((59400 - 7880)/100 х 10). ПРИМЕР 2. Гражданин (см. предыдущий пример), имеющий, помимо до- ходов от занятия предпринимательской деятельностью, доходы по основ- ному месту работы и от выполнения обязанностей по договорам подряда, не представил в налоговую инспекцию по месту жительства до 01.04.93 декларацию о совокупном годовом доходе за 1992 год. По имеющимся в налоговой инспекции сведениям, полученным от пре- дприятий и организаций, а также налоговой инспекции по месту осущест- вления предпринимательской деятельности, совокупный доход данного гражданина превысил 200 тыс. рублей. После получения напоминания гражданин представил декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах, связанных с получением доходов, согласно которой подлежит доплате в бюджет 50 тыс. рублей (с учетом сумм налога с доходов от предпринимательской деятель- ности, внесенных в бюджет по месту осуществления деятельности). В данном случае налоговый орган предъявляет гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о совокупном годовом доходе в сумме 5 тыс.рублей (50/100 х 10). ПРИМЕР 3. Гражданин представил в налоговую инспекцию декларацию о совокупном годовом доходе за 1992 год, согласно которой подлежит возв- рату из бюджета излишне уплаченный подоходный налог в сумме 20 тыс. рублей, 15.04.93. Налоговая инспекция штраф за несвоевременное представление декла- рация гражданину не предъявляет ввиду отсутствия причитающегося к уп- лате налога с учетом ранее внесенных платежей. Через некоторое время гражданин, обнаружив допущенную при состав- лении декларации ошибку, представляет в налоговую инспекцию взамен ра- нее сданной декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах с учетом изменений, согласно которой причитается к доплате подоходный налог в сумме 5 тыс. рублей. Приняв такую декларацию, налоговая инспекция предъявляет к упла- те штраф за несвоевременное представление декларации о совокупном го- довом доходе в сумме 500 рублей (5000/100 х 10). ПРИМЕР 4. Гражданин впервые начал осуществлять предпринимательс- кую деятельность без образования юридического лица с января 1993 го- да, представил в налоговую инспекцию 01.04.93 декларацию о предпола- гаемых доходах на 1993 год в сумме 1000 тыс. рублей. Налоговая инспекция определяет следующие авансовые платежи: на- лог на добавленную стоимость - 166,7 тыс. руб. (1000/100 х 16,67), по- доходный налог - 99996 рублей ((1000 - 166,7)/100 х 12), всего - 266696 рублей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования ус- тановлено, что данный гражданин впервые получил доход от предпринима- тельской деятельности 10.01.93. Таким образом, декларация о предполагаемых доходах на 1993 год представлена с нарушением установленного срока (срок представления - 14.02.93, т.е. в течение 5 дней по истечении месяца со дня получения дохода) и гражданин обязан уплатить штраф в сумме 26669 рублей 60 ко- пеек ((166700 + 99996)/ 100 х 10). ПРИМЕР 5. Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в ка- честве предпринимателя с разрешением осуществлять предпринимательскую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду деятельности "пошив и ремонт обуви", представил в налоговую инспекцию 31.03.93 дек- ларацию о фактически полученных доходах от этой деятельности, согласно которой исчисленный за 1992 год подоходный налог составил 5 тыс. руб- лей. Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявление о том, что на период с 01.01.93 по 31.12.93 включительно он получил разрешение на занятие видами деятельности "пошив и ремонт обуви" и "извоз пассажиров в режиме "такси", а также декларацию о предполагае- мых доходах по последнему виду деятельности в размере 1000 тыс. руб- лей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования уста- новлено, что данный гражданин впервые получил доход от услуг по пере- возке пассажиров 10.01.93. Следовательно, декларация о предполагаемых доходах должна была быть представлена в налоговую инспекцию 14.02.93. В данном случае налоговая инспекция должна предъявить гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о предполагаемых до- ходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см. расчет в предыдущем приме- ре). ПРИМЕР 6. Гражданин, имеющий свидетельство о регистрации в каче- стве предпринимателя с разрешением осуществлять предпринимательскую деятельность с 01.01.92 по 31.12.92 включительно по виду деятельности "пошив и ремонт обуви", представил в налоговую инспекцию 31.03.93 дек- ларацию о фактически полученных доходах от этой деятельности, согла- сно которой исчисленный за 1992 год подоходный налог составил 5 тыс. рублей. Одновременно гражданин представил в налоговую инспекцию заявление о том, что на период с 01.02.93 по 31.12.93 включительно он получил разрешение на занятие тем видом деятельности, которым занимался в 1992 году, а также декларацию о предполагаемых доходах на 1993 год в разме- ре 1000 тыс.рублей. В результате проведенного налоговой инспекцией обследования ус- тановлено, что данный гражданин впервые получил доход от пошива обуви 10.02.93. Следовательно, декларация о предполагаемых доходах должна была быть представлена в налоговую инспекцию 14.03.93. В данном случае налоговая инспекция должна предъявить гражданину штраф за несвоевременное представление декларации о предполагаемых до- ходах в сумме 26669 рублей 60 копеек (см. расчет в примере 4). ПРИМЕР 7. Гражданин иностранного государства прибыл в Российскую Федерацию 10.01.93 с намерением пробыть в ней в 1993 году более 183 дней, 01.04.93 представил в налоговую инспекцию декларацию о предпо- лагаемых доходах на 1993 год в размере 1000 тыс. рублей. Налоговая инспекция исчисляет авансовые платежи подоходного на- лога на общую сумму 90 тыс.рублей (1000/100 х 12 х 0,75) и предъявля- ет гражданину штраф за несвоевременное представление декларации в ра- змере 9 тыс. рублей (90/100 х 10). 05.05.93 данный гражданин в связи с намерением окончательно убыть из Российской Федерации представляет в налоговую инспекцию декларацию о фактически полученных доходах за период с 10.01.93 по 05.05.93. Налоговая инспекция на основании данных декларации производит окончательный расчет подоходного налога. В случае, если по результатам окончательного расчета подоходный налог подлежит возврату из бюджета полностью или частично, сумма ранее взысканной финансовой санкции возврату не подлежит. 4. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЛИБО НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В УЧРЕЖДЕНИЕ БАНКА ПЛАТЕЖНЫХ ПОРУЧЕНИЙ НА УПЛАТУ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В соответствии с разъяснением Государственной налоговой службы Российской Федерации от 28.04.93 N 14-5-11/89-225 10-процентная фина- нсовая санкция за несвоевременную сдачу в банк платежных поручений на перечисление налоговых платежей к налогоплательщикам не применяется начиная с 01.01.93, в том числе по случаям несвоевременной сдачи пла- тежных поручений в учреждения банков, имевшим место в 1992 году. III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИСТОЧНИКАМИ ВЫПЛАТЫ ДОХОДОВ ____________________________________________________________________ 1. ФИНАНСОВЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЛИ НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАСЧЕТОВ НАЛОГОВ, УДЕРЖИВАЕМЫХ ИСТОЧНИКОМ ВЫПЛАТЫ ДОХОДОВ Применение финансовых санкций за непредставление или несвоевре- менное представление в налоговый орган документов, необходимых для ис- числения и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, к предприятиям, учреждениям и организациям (далее именуются - предприятия), являющимся не налогоплательщиками, а источ- никами выплаты доходов, производится в соответствии с законодательны- ми актами и нормативными документами, устанавливающими для них обяза- нности обеспечивать полноту удержания и своевременность перечисления налоговых и других платежей. Действующим законодательством предусмотрена ответственность пре- дприятий за полноту исчисления и своевременность перечисления налогов со следующих источников: а) доходов от долевого участия и от принадлежащих предприятию ак- ций, облигаций и других ценных бумаг; б) доходов иностранных юридических лиц, не связанных с их деяте- льностью в Российской Федерации, полученных от источников, находящих- ся в Российской Федерации; в) доходов физических лиц (кроме граждан, осуществляющих предпри- нимательскую деятельность без образования юридического лица), выплачи- ваемых предприятиями по всем основаниям. При этом обязанность представлять в налоговый орган расчеты на- логов с вышеназванных доходов была установлена только для предприятий (кроме совместных предприятий с участием иностранных юридических лиц и граждан), выплачивающих в 1991 году доходы от долевого участия и от акций, облигаций и других ценных бумаг (см. Инструкцию бывшего Минфи- на СССР от 29.12.90 N 145 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет на- лога на прибыль и отдельные виды доходов" в редакции Инструкции Минфи- на РСФСР от 18.03.91 N 16/71В "Об особенностях порядка исчисления и уплаты налога на прибыль и отдельные виды доходов на территории РСФСР в 1991 году" с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с п.8 ст.7 Закона РСФСР "О государственной нало- говой службе РСФСР" штраф за непредставление или несвоевременное пре- дставление в налоговый орган расчетов налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты, установлен в размере 10 процентов платежей, при- читающихся к внесению (доплате) за соответствующий отчетный период. Ввиду отсутствия установленной действующим законодательством но- рмы данный штраф не применяется: а) к предприятиям с иностранными инвестициями, выплачивающим до- ходы участникам этих предприятий по результатам распределения прибыли начиная с 1 января 1991 года: б) к предприятиям, выплачивающим доходы от долевого участия и от акций, облигаций и других ценных бумаг начиная с 1 января 1992 года; в) к предприятиям, выплачивающим доходы иностранным юридическим лицам, не связанные с их деятельностью в Российской Федерации; г) к предприятиям, а также гражданам, осуществляющим предприни- мательскую деятельность без образования юридического лица, выплачива- ющим доходы физическим лицам по всем основаниям. ПРИМЕР 1. Документальной проверкой предприятия за 1991-1992 гг. установлено, что им производились выплаты доходов от долевого участия по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 1999 год - в апреле 1991 года, за 1991 год - в апреле 1992 года. Расчеты налогов в налоговую инспекцию не представлялись. Общая сумма выплаченного дохода составила в 1991 году 50000 тыс. рублей, в 1992 году - 150000 тыс.рублей, с которых подлежал удержанию налог в сумме 7500 тыс.руб. и 22500 тыс.руб. соответственно. Проверкой также установлено, что причитающиеся к уплате суммы на- логов не были своевременно удержаны и перечислены в доход бюджета. По результатам проверки налоговая инспекция применяет к предпри- ятию финансовую санкцию за непредставление расчета налога с доходов от долевого участия (расчет должен был быть представлен в налоговую инс- пекцию одновременно с бухгалтерским отчетом за 1 полугодие 1991 года, выплаченных участникам предприятия в 1991 году, в сумме 750 тыс.рублей (7500/100 х 10). Штраф за непредставление расчета налога с доходов от долевого участия, выплаченных в 1992 году, на предприятие не налагается ввиду отсутствия установленного порядка и сроков представления расчета. 2. ДРУГИЕ ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Законом Российской Федерации "о подоходном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах") установлено, что своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечислен- ные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источников выплаты, взыскиваются налоговым органом с предприятий, учреждений и организа- ций, выплачивающих доходы физическим лицам, в бесспорном порядке с на- ложением штрафа в размере 10 процентов от указанных сумм, подлежащих взысканию. Данная финансовая санкция применяется к предприятиям в размере 10 процентов: а) сумм налогов, своевременно не удержанных или удержанных не полностью с доходов, подлежащих включению в совокупный годовой доход 1993 года и последующих лет; б) неперечисленных в бюджет сумм подоходного налога, сроки вне- сения которых наступил начиная с 1 января 1993 года. Штраф не применяется: а) к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выплачивающим доходы физическим ли- цам и обязанным удерживать подоходный налог с таких доходов, допус- тившим вышеназванные нарушения; б) к предприятиям, которые полностью удержали подоходный налог с выплаченных доходов, но перечислили удержанную сумму в доход бюджета по истечении установленного срока самостоятельно; в) к предприятиям, которые не полностью удержали подоходный на- лог с выплаченных доходов, однако в дальнейшем, обнаружив допущенную ошибку, взыскали ранее не удержанные суммы налога и самостоятельно пе- речислили их в бюджет до проведения налоговым органом документальной проверки. ПРИМЕР 1. Проверкой правильности исчисления подоходного налога, проведенной налоговой инспекцией на предприятия за 1992 год и 1 квар- тал 1993 года, установлены следующие нарушения налогового законода- тельства. --------------------------------------------------------------------- Вид нарушения Сумма (тыс.руб.) --------------------------------------------------------------------- Недоудержано подоходного налога с заработной платы, начисленной в: декабре 1992 года 500 марте 1993 года 700 Не перечислены в бюджеты суммы подоходного налога, удержанные с заработной платы за: ноябрь 1992 года 5000 декабрь 1992 года 6000 январь 1993 года 7000 --------------------------------------------------------------------- В данном случае налоговая инспекция взыскивает в бесспорном по- рядке суммы подоходного налога с наложением штрафа в общей сумме 1370 тыс.рублей ((700 + 6000 + 7000)/ 100 х 10). Штраф в размере 10 процентов не перечисленной в бюджет суммы по- доходного налога за декабрь 1992 года (в данном примере - 6000 тыс. руб.) исчисляется исходя из суммы задолженности, фактически образова- вшейся до наступления срока уплаты, т.е. учета сумм налога (в данном примере - 500 тыс.руб.), доначисленных по результатам проведенной на- логовой инспекцией проверки. IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Настоящие Разъяснения применяются должностными лицами налоговой службы г.Москвы при наложении финансовых санкций за выявленные в 1993 году нарушения налогового законодательства, допущенные налогоплатель- щиками и предприятиями за период начиная со П квартала 1990 года, а в части санкций, установленных Законом Российской Федерации "О подоход- ном налоге с физических лиц" (с учетом изменений и дополнений, вне- сенных Законом Российской Федерации от 22.12.92 N 4178-1 "О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о нало- гах"), - с 1 января 1993 года. Документальное оформление наложения финансовых санкций произво- дится путем составления акта отдельно по каждому виду налогов и дру- гих обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды за каждый слу- чай нарушения налогового законодательства. Акт составляется в двух эк- земплярах и подписывается должностным лицом налоговой инспекции, сос- тавившим акт, а также начальником отдела. Один экземпляр акта после его составления направляется налогоплательщику. Нарушения, установленные налоговыми органами в ходе документаль- ных проверок, отражаются в актах проверок, которые подписываются дол- жностным лицом, составившим акт, и руководителями и главными (старши- ми) бухгалтерами предприятий, учреждений и организаций или гражданам, а также другими участниками проверки. Не позднее следующего дня после подписания акт передается нача- льнику инспекции или его заместителю. Начальник (заместитель начальника) инспекции, руководствуясь ст.8 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", принимает по акту решение, которое оформляется также отдельно по каждому случаю и составу правонарушения. Решение принимается в письменной форме. В решении должно быть четко указано: состав правонарушения; от- четный период, в котором допущено правонарушение; сумма налоговых и других платежей, исходя из которой исчислен размер финансовых cанкций: порядок зачисления взыскиваемых санкций; ссылка на норму закона, пре- дусматривающую применение финансовых санкций. Например, налоговой инспекцией установлено, что предприятие пре- дставило расчет налога на прибыль от посреднической деятельности за 1 квартал 1993 года, согласно которому причиталось к доплате налога на прибыль по данному виду деятельности в сумме 1000 тыс.рублей, 24 апре- ля 1993 года при установленном сроке представления 20 апреля 1993 го- да. На основании ст. 6 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" за несвоевременное представление расчета налога на при- быль от посреднической деятельности за 1 квартал 1993 года надлежит уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся к доплате соглас- но расчету сумм налога в размере 100 тыс.рублей, из которых следует перечислить 16 тыс.руб. - в доход республиканского бюджета Российской Федерации, 54 тыс.руб. - в доход бюджета Москвы, 30 тыс.руб. - во вне- бюджетный фонд налоговой инспекции. На основании ст. 6 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" за несвоевременное представление справки об авансовых взносах налога на прибыль на П квартал 1993 года предприятию надлежит уплатить штраф в размере 10 процентов причитающихся к внесению в бюд- жет платежей согласно представленной справке в сумме 500 тыс. рублей, из которых следует перечислить 100 тыс.руб. - в доход республиканско- го бюджета Российской Федерации, 240 тыс.руб. - в доход бюджета Моск- вы, 150 тыс.руб. - во внебюджетный фонд налоговой инспекции. Начальник Управления методики и ревизий - советник налоговой службы I ранга А.А.Глинкин Начальник Юридического управления - советник налоговой службы I ранга М.Ю.Алексеев Утверждаю Начальник Государственной налоговой инспекции по городу Москве - государственный советник налоговой службы II ранга Д.Г.Черник |