О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВ - БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ И О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ПО ВОПРОСАМ ЗАДЕРЖАНИЯ И ВОЗВРАТА НЕЗАКОННО ВЫВОЗИМЫХ И ВВОЗИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 декабря 1993 г. N 1323 (ЭЗ 94-3) Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановля- ет: Одобрить в качестве основы для переговоров представленные Госу- дарственным таможенным комитетом Российской Федерации и согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством безопасности Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации проекты типовых соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - бывших союзных республик СССР о сотрудничестве и взаимо- помощи в таможенных делах и о сотрудничестве таможенных служб по воп- росам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей (прилагаются). Государственному таможенному комитету Российской Федерации про- вести переговоры с государствами - бывшими союзными республиками СССР о заключении указанных соглашений и по достижении договоренности под- писать их от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вно- сить в прилагаемые проекты типовых соглашений изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В.Черномырдин Приложение 1 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 г. N 1323 Проект Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством ________________ о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах Правительство Российской Федерации и Правительство _____________, именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами, желая развивать добрососедские отношения, в том числе и посредс- твом сотрудничества в области таможенного дела, стремясь путем сотрудничества таможенных служб способствовать развитию и ускорению пассажирского и грузового сообщения между Догова- ривающимися Сторонами, имея в виду, что таможенные нарушения наносят ущерб экономическим интересам обеих Договаривающихся Сторон, убежденные в том, что соблюдение таможенного законодательства и борьба с таможенными правонарушениями могут более успешно осущест- вляться при сотрудничестве таможенных служб Договаривающихся Сторон, согласились о нижеследующем: Статья 1 Определения Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают: "таможенное законодательство" означает совокупность правовых норм, регулирующих порядок ввоза, вывоза и транзита товаров, ручной клади и багажа пассажиров, международных почтовых отправлений, валют- ных и других ценностей, взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, предоставления льгот, установления запросов и огра- ничений, а также контроля за перемещением товаров через государствен- ную границу; "таможенные службы" - Государственный таможенный комитет Российс- кой Федерации и ________________________________________ ; "таможенное правонарушение" - нарушение или попытка нарушения та- моженного законодательства; "лицо" означает любое физическое или юридическое лицо; "наркотические средства" означает вещества, включенные в списки Единой конвенции ООН о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. с последующими изменениями и дополнениями; "психотропные вещества" - вещества, включенные в списки Конвенции ООН о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г. с последующими из- менениями. Статья 2 Сфера применения Соглашения 1. На основании настоящего Соглашения таможенные службы в рамках своей компетенции и с соблюдением законодательства Договаривающихся Сторон будут сотрудничать в целях: а) совершенствования пассажирского и грузового сообщения между Договаривающимися Сторонами; б) обеспечения правильного взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей, а также правильного применения таможенных льгот; в) предотвращения, пресечения и расследования нарушений таможен- ных правонарушений. 2. Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств Договариваю- щихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, касающихся правовой помощи по уголовным делам. Статья 3 Упрощение таможенного оформления 1. Таможенные службы: а) принимают по взаимному согласованию необходимые меры по упро- щению таможенного оформления; б) признают таможенные обеспечения друг друга (пломбы, оттиски печатей, штампы), бланки применяемых таможенных документов друг друга, а при необходимости накладывают собственные таможенные обеспечения на перемещаемые товары. 2. Товары и транспортные средства, следующие транзитом, освобож- даются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть ос- нования полагать, что их ввоз, вывоз и транзит запрещены в соответс- твии с законодательством Договаривающихся Сторон. Статья 4 Представление свидетельств 1. Таможенные службы представляют друг другу по запросу свиде- тельства, подтверждающие, что товары, которые вывезены с территории одной Договаривающейся Стороны, ввозятся на территорию другой Догова- ривающейся Стороны на законных основаниях. В свидетельствах указывают- ся вид и результаты таможенных процедур, в соответствии с которыми оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэк- спортируются с территории другой Договаривающейся Стороны. 2. Таможенные службы представляют друг другу по запросу сведения о том, что представленные подчиненными им таможенными органами свиде- тельства или другие документы являются подлинными и содержат все необ- ходимые данные. Статья 5 Борьба с незаконным оборотом наркотиков 1. Таможенные службы с целью активизации действий по предотвраще- нию, пресечению и расследованию контрабанды и незаконной торговли нар- котическими средствами и психотропными веществами без предварительного запроса и в возможно короткий срок сообщают друг другу сведения: а) о лицах, о которых известно, что они занимаются контрабандой или незаконной торговле наркотическими средствами и психотропными ве- ществами или подозреваются в этом; б) о транспортных средствах, включая контейнеры, и почтовых отп- равлениях, о которых известно, что они используются для контрабанды наркотических средств и психотропных веществ или вызывают подозрение в таком использовании. 2. Таможенные службы без предварительного запроса сообщают друг другу сведения о применяемых способах контрабанды наркотических средс- тв и психотропных веществ, а также о новых методах контроля за ними. 3. Полученные какой-либо из Договаривающихся Сторон в соответс- твии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи сведения, сообщения и документы могут передаваться ее правоохранительным и другим государственным ор- ганам, занимающимся борьбой с наркоманией и незаконной торговлей нар- котическими средствами и психотропными веществами. 4. На основе законодательства Договаривающихся Сторон и по взаим- ному согласованию таможенные службы используют при необходимости метод контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с целью выявления лиц, причастных к их незаконному обороту. Решения об использовании метода контролируемых поставок принима- ются Договаривающимися Сторонами отдельно в каждом конкретном случае и могут при необходимости учитывать финансовые договоренности Договари- вающихся Сторон. 5. Договаривающиеся Стороны могут распространить сферу действия настоящего Соглашения и на вещества, которые применяются для произ- водства наркотических средств и психотропных веществ. Статья 6 Передача сведений 1. Таможенные службы передают друг другу по запросу, в том числе путем пересылки сообщений, протоколов и иных материалов или их заве- ренных копий, находящиеся в их распоряжении сведения; а) об обстоятельствах, связанных с правильным взиманием таможен- ных пошлин, сборов и других платежей, а также применением таможенных льгот; б) об совершенных или готовящихся действиях, которые противоречат таможенному законодательству запрашивающей Договаривающейся Стороны. 2. Таможенные службы в возможно короткий срок сообщают друг дру- гу, в том числе без предварительного запроса, сведения о возможных на- рушениях таможенного законодательства, в борьбе с которыми существует особая заинтересованность Договаривающихся Сторон. Этот в первую оче- редь касается нарушений законодательства при перемещении: а) товаров, которые могут представлять угрозу для окружающей при- родной среды или здоровья населения; б) оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрыв- ных устройств; в) предметов, представляющих значительную историческую, художест- венную, культурную или археологическую ценность; г) товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Догова- ривающихся Сторон обложению высокими таможенными пошлинами или налога- ми; д) товаров, имеющих особо важное значение и включенных в перечни, согласованные таможенными службами, к которым применяются нетарифные ограничения. Статья 7 Передача документов 1. Таможенные службы передадут друг другу в течение трех месяцев после вступления в силу настоящего Соглашения копии действующих зако- нодательных актов и иных нормативных актов по таможенным вопросам и в дальнейшем будут незамедлительно информировать друг друга о всех изме- нениях и дополнениях таможенного законодательства. 2. Таможенная служба одной Договаривающейся Стороны по запросу таможенной службы другой Договаривающейся Стороны передает копии реше- ний административных органов по вопросам применения таможенного зако- нодательства. 3. В запросах о передаче документов в соответствии с настоящей статьей в отличие от требования, предусмотренного подпунктом "д" пунк- та 2 статьи 11 настоящего Соглашения, существо дела может не описы- ваться. 4. Получение документов подтверждается запрашивающей таможенным службой с указанием даты получения. Статья 8 Обмен опытом и оказание помощи 1. Таможенные службы: а) обмениваются опытом своей деятельности и информацией о новых средствах и способах совершения таможенных правонарушений; б) сообщают друг другу о применении таможенными службами техни- ческих вспомогательных средств; в) обмениваются информацией по другим таможенным вопросам, предс- тавляющим взаимный интерес. 2. Таможенные службы оказывают друг другу помощь в области тамо- женного дела, включая: а) обмен сотрудниками таможен в случаях, представляющих взаимный интерес, с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми таможенными службами; б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сот- рудников таможен; в) обмен экспертами по таможенным вопросам; г) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями, касающимися таможенных вопросов. Статья 9 Расследования 1. По запросу таможенной службы одной Договаривающейся Стороны таможенная служба другой Договаривающейся Стороны проводит проверку или расследование по вопросам, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 1 статьи 2 настоящего Соглашения. Результаты проверки или расс- ледования сообщаются запрашивающей таможенной службе в соответствии с порядком, предусмотренной пунктом 1 статьи 6 настоящего Соглашения. 2. Расследования проводятся в соответствии с законодательством, действующим на территории запрашиваемой таможенной службы. Запрашивае- мая таможенная служба проводит расследование, действуя от своего име- ни. 3. Запрашиваемая таможенная служба может разрешить официальным лицам запрашивающей таможенной службы присутствовать при расследова- нии. Статья 10 Эксперты и свидетели В случае судебные или административные органы одной Договариваю- щейся Стороны в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями обращаются с соответствующим запросом, то таможенная служба другой До- говаривающейся Стороны может уполномочить сотрудников выступить в ка- честве свидетелей или экспертов в таких судебных или административных разбирательствах. Эти сотрудники дают показания или заключения по фак- там, установленным ими во время исполнения служебных обязанностей. В запросе об участии в судебном или административном разбирательстве должно быть указано, по какому делу и в каком качестве должен высту- пать сотрудник запрашиваемой таможенной службы. Статья 11 Форма и содержание запроса 1. Запрос, предусмотренный пунктом 1 статьи 9 настоящего Соглаше- ния, направляется в письменной форме. Необходимые для выполнения зап- роса документы должны прилагаться в подлинниках, официально заверенных копиях или фотокопиях. 2. Запрос должен содержать следующие данные: а) таможенный орган, интересы которого лежат в основе запроса; б) вид процедуры; в) фамилии, адреса и другие данные участников процедуры; г) предмет и причина запроса; д) краткое описание существа дела и его юридическая квалификация. Статья 12 Выполнение запроса 1. Таможенные службы оказывают друг другу содействие в соответс- твии с законодательством своего государства и в пределах своей компе- тенции. 2. В выполнении запроса отказывается, если его выполнение может нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой Договариваю- щейся Стороны либо противоречит основным принципам законодательства или международным обязательствам этой Стороны. 3. Об отказе в содействии в выполнении запроса, а также о причи- нах отказа запрашивающая таможенная служба незамедлительно уведомляет- ся в письменной форме. Статья 13 Документы 1. Передача по запросу подлинных документов осуществляется в тех случаях, когда официально заверенных копий или фотокопий этих докумен- тов недостаточно. 2. Подлинные документы должны быть возвращены запрашиваемой тамо- женной службе в возможно короткий срок. 3. При применении положений настоящей статьи не должны ущемляться права и законные интересы запрашиваемой Договаривающейся Стороны или третьей стороны. Статья 14 Использование полученных сведений Таможенные службы могут использовать как доказательства получен- ные в соответствии с настоящим Соглашением сведения и документы в сво- их протоколах, сообщениях и иных материалах, при проведении проверок или расследований, в судебных или административных разбирательствах в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями. Оценка этих сведений и документов, а также возможность и порядок их использования в судебных или административных разбирательствах определяются законо- дательством запрашивающей Договаривающейся Стороны. Статья 15 Возмещение расходов 1. Запрашивающая таможенная служба возмещает запрашиваемой тамо- женной службе расходы, которые были произведены при выполнении запроса в соответствии с настоящим Соглашением по оплате экспертов и перевод- чиков, не работающих в запрашиваемой таможенной службе. 2. Возмещение расходов, связанных с исполнением положений статьи 8 настоящего Соглашения, может быть предметом отдельных договореннос- тей между таможенными службами. Статья 16 Исполнение Соглашения 1. Предусмотренное настоящим Соглашением сотрудничество осущест- вляется непосредственно между таможенными службами. 2. Таможенные службы издают в рамках своей компетенции необходи- мые для исполнения настоящего Соглашения нормативные акты. 3. В целях исполнения настоящего Соглашения таможенные службы ус- тановят необходимые связи между подчиненными им таможенными органами. 4. Представители таможенных служб будут периодически или по мере необходимости встречаться друг с другом поочередно на территории той или другой Договаривающейся Стороны для обсуждения вопросов, связанных с исполнением настоящего Соглашения. Статья 17 Заключительные положения 1. Настоящее Соглашение подлежит утверждению в соответствии с за- конодательством каждой из Договаривающихся Сторон и вступит в силу по истечении тридцати дней со дня получения последнего уведомления, изве- щающего о таком утверждении. 2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и будет автоматически продлеваться на следующие пятилетние периоды, если ни одна из Договаривающихся Сторон не заявит в письменной форме за шесть месяцев до истечения срока о своем намерении прекратить его действие. Совершено в г. ______________ "___" ____________ 199_ г. в двух экземплярах, каждый на русском и ___________ языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство За Правительство Российской Федерации ________________ Приложение 2 к постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 г. N 1323 Проект Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством _____________ о сотрудничестве таможенных служб по вопросам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей Правительство Российской Федерации и Правительство _____________, именуемые в дальнейшем Сторонами, отмечая, что незаконный вывоз, транзит и ввоз культурных ценнос- тей наносит ущерб культурному достоянию народов, охране которого обя- заны содействовать таможенные и иные компетентные органы Сторон, принимая во внимание положения Конвенции ЮНЕСКО о мерах, направ- ленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и пе- редачи права собственности на культурные ценности, от 14 ноября 1970 г., стремясь усилить борьбу с незаконным провозом культурных ценнос- тей через государственные границы и укрепить таможенное сотрудничество в этой области, согласились о нижеследующем: Статья 1 Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают: "таможенные службы" - Государственный таможенный комитет Российс- кой Федерации и _________________________________________________; "культурные ценности" - ценности религиозного или светского ха- рактера, которые рассматриваются Сторонами как представляющие значение для археологии, в том числе доисторического периода, истории, литера- туры, искусства и науки; "государство вывоза" - государство, Российская Федерация или ____________, из которого культурные ценности были первоначально выве- зены; "государство транзита" - государство, Российская Федерация или ____________, через территорию которого культурные ценности следуют из государства вывоза в другие государства; "государство ввоза" - государство, Российская Федерацию или ____________, в которое культурные ценности были ввезены; "незаконный провоз культурных ценностей" - вывоз, транзит и ввоз таких ценностей, совершенные в нарушение положений настоящего Соглаше- ния, других международных обязательств Сторон и их законодательства; "возврат культурных ценностей" - фактическую передачу государству вывоза государством ввоза или государством транзита культурных ценнос- тей, задержанных в связи с их незаконным провозом. Статья 2 Культурные ценности в случаях, предусмотренных законодательством Сторон, могут вывозиться на основании разрешительных документов. Разрешительные документы на вывоз культурных ценностей выдаются уполномоченными органами государства вывоза. Таможенные службы предоставят друг другу образцы бланков разреши- тельных документов и оттиски печатей, которыми они скрепляются. Статья 3 Физические лица или представители юридических лиц, провозящие культурные ценности, обязаны заявлять о наличии у них таких ценностей и предъявлять их для контроля таможенным учреждениям Сторон вместе с разрешительными документами на вывоз. Статья 4 Стороны примут меры к тому, чтобы обеспечить задержание культур- ных ценностей, не сопровождаемых разрешительными документами на вывоз, немедленное извещение о таком задержании государства вывоза и их возв- ращение в это государство. В случаях привлечения к уголовной или административной ответс- твенности лиц, которые ввезли или провезли транзитом культурные цен- ности, не сопровождаемые разрешительными документами, возвращение этих ценностей в государство вывоза производится после вступления в закон- ную силу соответственно решения о наложении административного взыска- ния или приговора. Статья 5 Стороны назначат своих уполномоченных представителей для передачи и приема возвращаемых культурных ценностей. Задержанные таможенными учреждениями Сторон культурные ценности возвращаются непосредственно уполномоченным представителям. Все претензии, связанные с возвратом культурных ценностей, расс- матриваются государством вывоза. Статья 6 Стороны безвозмездно оказывают друг другу взаимную помощь по реа- лизации настоящего Соглашения. При возвращении культурных ценностей в соответствии с настоящим Соглашением таможенные пошлины не взимаются. Статья 7 Стороны будут осуществлять обмен: информацией о культурных ценностях, которые в соответствии с за- конодательством Сторон могут вывозиться за границу по разрешительным документам, а также о культурных ценностях, которые не подлежат выво- зу; информацией о методах борьбы с незаконным вывозом и ввозом куль- турных ценностей; публикациями, научными и учебными работами по вопросам борьбы с незаконным вывозом и ввозом культурных ценностей; информацией о способах незаконного вывоза и ввоза культурных цен- ностей, а также о лицах, систематически занимающихся такими операция- ми; специалистами в целях приобретения опыта борьбы с незакон- ным вывозом и ввозом культурных ценностей. Статья 8 По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вно- ситься изменения и дополнения. Статья 9 Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, при- нятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами. Статья 10 Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступа- ет в силу со дня его подписания. Соглашение может быть прекращено любой из Сторон путем письменно- го уведомления об этом другой Стороны по дипломатическим каналам и прекращает свое действие по истечении трех месяцев с момента получения такого уведомления. Совершено в г. ______________ "___" ____________ 199_ г. в двух экземплярах, каждый на русском и ___________ языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство За Правительство Российской Федерации ________________ |