О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВ - БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ПО ВОПРОСАМ ЗАДЕРЖАНИЯ И ВОЗВРАТА НЕЗАКО. Постановление. Правительство РФ. 23.12.93 1323

             О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВ -
           БЫВШИХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК СССР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И
          ВЗАИМОПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ И О СОТРУДНИЧЕСТВЕ
          ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ПО ВОПРОСАМ ЗАДЕРЖАНИЯ И ВОЗВРАТА
         НЕЗАКОННО ВЫВОЗИМЫХ И ВВОЗИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          СОВЕТ МИНИСТРОВ -
                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          23 декабря 1993 г.

                                N 1323

                              (ЭЗ 94-3)


     Совет Министров - Правительство Российской Федерации  постановля-
ет:
     Одобрить в качестве основы для переговоров  представленные  Госу-
дарственным таможенным  комитетом Российской Федерации и согласованные
с Министерством иностранных дел  Российской  Федерации,  Министерством
безопасности Российской  Федерации,  Министерством культуры Российской
Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации проекты типовых
соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами
государств - бывших союзных республик СССР о сотрудничестве и  взаимо-
помощи в  таможенных делах и о сотрудничестве таможенных служб по воп-
росам задержания и возврата незаконно вывозимых и ввозимых  культурных
ценностей (прилагаются).
     Государственному таможенному комитету Российской  Федерации  про-
вести переговоры  с государствами - бывшими союзными республиками СССР
о заключении указанных соглашений и по достижении договоренности  под-
писать их  от имени Правительства Российской Федерации,  разрешив вно-
сить в прилагаемые проекты типовых соглашений изменения и  дополнения,
не имеющие принципиального характера.

     Председатель Совета Министров -
     Правительства Российской Федерации                 В.Черномырдин


                                                 Приложение 1
                                                 к постановлению
                                                 Совета Министров -
                                                 Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                 от 23.12.93 г. N 1323

     Проект

                              Соглашение
              между Правительством Российской Федерации
          и Правительством ________________ о сотрудничестве
                  и взаимопомощи в таможенных делах

     Правительство Российской Федерации и Правительство _____________,
именуемые в дальнейшем Договаривающимися Сторонами,
     желая развивать добрососедские отношения,  в том числе и посредс-
твом сотрудничества в области таможенного дела,
     стремясь путем  сотрудничества  таможенных  служб  способствовать
развитию и ускорению пассажирского и грузового сообщения между Догова-
ривающимися Сторонами,
     имея в виду, что таможенные нарушения наносят ущерб экономическим
интересам обеих Договаривающихся Сторон,
     убежденные в том,  что соблюдение таможенного законодательства  и
борьба  с  таможенными  правонарушениями  могут более успешно осущест-
вляться при сотрудничестве таможенных служб Договаривающихся Сторон,
     согласились о нижеследующем:

                               Статья 1

                             Определения

     Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают:
     "таможенное законодательство"  означает   совокупность   правовых
норм, регулирующих  порядок ввоза,  вывоза и транзита товаров,  ручной
клади и багажа пассажиров,  международных почтовых отправлений, валют-
ных и других ценностей,  взимания таможенных пошлин,  налогов,  сборов
и других платежей, предоставления льгот, установления запросов и огра-
ничений, а  также контроля за перемещением товаров через государствен-
ную границу;
     "таможенные службы" - Государственный таможенный комитет Российс-
кой Федерации и ________________________________________ ;
     "таможенное правонарушение" - нарушение или попытка нарушения та-
моженного законодательства;
     "лицо" означает любое физическое или юридическое лицо;
     "наркотические средства" означает вещества,  включенные в  списки
Единой конвенции  ООН о наркотических средствах от 30 марта 1961 г.  с
последующими изменениями и дополнениями;
     "психотропные вещества" - вещества, включенные в списки Конвенции
ООН о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.  с последующими из-
менениями.

                               Статья 2

                     Сфера применения Соглашения

     1. На  основании настоящего Соглашения таможенные службы в рамках
своей компетенции и с  соблюдением  законодательства  Договаривающихся
Сторон будут сотрудничать в целях:
     а) совершенствования пассажирского и  грузового  сообщения  между
Договаривающимися Сторонами;
     б) обеспечения правильного взимания таможенных  пошлин,  налогов,
сборов и  других  платежей,  а также правильного применения таможенных
льгот;
     в) предотвращения, пресечения и расследования нарушений таможен-
ных правонарушений.
     2. Настоящее Соглашение не затрагивает обязательств  Договариваю-
щихся Сторон, вытекающих из других международных договоров, касающихся
правовой помощи по уголовным делам.

                               Статья 3

                   Упрощение таможенного оформления

     1. Таможенные службы:
     а) принимают по взаимному согласованию необходимые меры по  упро-
щению  таможенного  оформления;
     б) признают таможенные обеспечения друг  друга  (пломбы,  оттиски
печатей, штампы), бланки применяемых таможенных документов друг друга,
а при необходимости накладывают собственные таможенные обеспечения  на
перемещаемые товары.
     2. Товары и транспортные средства,  следующие транзитом, освобож-
даются от таможенного досмотра, за исключением случаев, когда есть ос-
нования полагать,  что их ввоз,  вывоз и транзит запрещены в соответс-
твии с законодательством Договаривающихся Сторон.

                               Статья 4

                      Представление свидетельств

     1. Таможенные  службы  представляют  друг другу по запросу свиде-
тельства,  подтверждающие,  что товары,  которые вывезены с территории
одной Договаривающейся Стороны,  ввозятся на территорию другой Догова-
ривающейся Стороны на законных основаниях. В свидетельствах указывают-
ся  вид  и  результаты таможенных процедур,  в соответствии с которыми
оформлялись товары. Это касается также тех случаев, когда товары реэк-
спортируются с территории другой Договаривающейся Стороны.
     2. Таможенные службы представляют друг другу по запросу  сведения
о том,  что представленные подчиненными им таможенными органами свиде-
тельства или другие документы являются подлинными и содержат все необ-
ходимые данные.

                               Статья 5

               Борьба с незаконным оборотом наркотиков

     1. Таможенные службы с целью активизации действий по предотвраще-
нию, пресечению и расследованию контрабанды и незаконной торговли нар-
котическими средствами и психотропными веществами без предварительного
запроса и в возможно короткий срок сообщают друг другу сведения:
     а) о лицах,  о которых известно,  что они занимаются контрабандой
или незаконной торговле наркотическими средствами и психотропными  ве-
ществами или подозреваются в этом;
     б) о транспортных средствах,  включая контейнеры, и почтовых отп-
равлениях, о  которых  известно,  что они используются для контрабанды
наркотических средств и психотропных веществ или вызывают подозрение в
таком использовании.
     2. Таможенные службы без предварительного запроса  сообщают  друг
другу сведения о применяемых способах контрабанды наркотических средс-
тв и психотропных веществ, а также о новых методах контроля за ними.
     3. Полученные  какой-либо  из Договаривающихся Сторон в соответс-
твии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи сведения, сообщения и документы
могут  передаваться ее правоохранительным и другим государственным ор-
ганам,  занимающимся борьбой с наркоманией и незаконной торговлей нар-
котическими средствами и психотропными веществами.
     4. На основе законодательства Договаривающихся Сторон и по взаим-
ному  согласованию таможенные службы используют при необходимости метод
контролируемых поставок наркотических средств и психотропных веществ с
целью выявления лиц, причастных к их незаконному обороту.
     Решения об использовании метода контролируемых поставок  принима-
ются Договаривающимися Сторонами отдельно в каждом конкретном случае и
могут при необходимости учитывать финансовые договоренности  Договари-
вающихся Сторон.
     5. Договаривающиеся  Стороны  могут распространить сферу действия
настоящего Соглашения и на вещества,  которые применяются  для  произ-
водства наркотических средств и психотропных веществ.

                               Статья 6

                          Передача сведений

     1. Таможенные службы передают друг другу по запросу,  в том числе
путем пересылки  сообщений,  протоколов и иных материалов или их заве-
ренных копий, находящиеся в их распоряжении сведения;
     а) об обстоятельствах,  связанных с правильным взиманием таможен-
ных пошлин,  сборов и других платежей,  а также применением таможенных
льгот;
     б) об совершенных или готовящихся действиях, которые противоречат
таможенному законодательству запрашивающей Договаривающейся Стороны.
     2. Таможенные  службы в возможно короткий срок сообщают друг дру-
гу, в том числе без предварительного запроса, сведения о возможных на-
рушениях таможенного законодательства,  в борьбе с которыми существует
особая заинтересованность Договаривающихся Сторон.  Этот в первую оче-
редь касается нарушений законодательства при перемещении:
     а) товаров, которые могут представлять угрозу для окружающей при-
родной среды или здоровья населения;
     б) оружия,  боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, взрыв-
ных устройств;
     в) предметов, представляющих значительную историческую, художест-
венную, культурную или археологическую ценность;
     г) товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Догова-
ривающихся Сторон обложению высокими таможенными пошлинами или налога-
ми;
     д) товаров, имеющих особо важное значение и включенных в перечни,
согласованные  таможенными службами,  к которым применяются нетарифные
ограничения.

                               Статья 7

                         Передача документов

     1. Таможенные  службы передадут друг другу в течение трех месяцев
после вступления в силу настоящего Соглашения копии действующих  зако-
нодательных актов и иных нормативных актов по таможенным вопросам и  в
дальнейшем будут незамедлительно информировать друг друга о всех изме-
нениях и дополнениях таможенного законодательства.
     2. Таможенная служба одной Договаривающейся  Стороны  по  запросу
таможенной службы другой Договаривающейся Стороны передает копии реше-
ний административных  органов по вопросам применения таможенного зако-
нодательства.
     3. В  запросах  о  передаче документов в соответствии с настоящей
статьей в отличие от требования, предусмотренного подпунктом "д" пунк-
та 2  статьи  11 настоящего Соглашения,  существо дела может не описы-
ваться.
     4. Получение  документов  подтверждается запрашивающей таможенным
службой с указанием даты получения.

                               Статья 8

                    Обмен опытом и оказание помощи

     1. Таможенные службы:
     а) обмениваются опытом своей деятельности и информацией  о  новых
средствах и  способах совершения таможенных правонарушений;
     б) сообщают  друг  другу о применении таможенными службами техни-
ческих вспомогательных средств;
     в) обмениваются информацией по другим таможенным вопросам, предс-
тавляющим взаимный интерес.
     2. Таможенные  службы оказывают друг другу помощь в области тамо-
женного дела, включая:
     а) обмен сотрудниками таможен в случаях,  представляющих взаимный
интерес, с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми
таможенными службами;
     б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сот-
рудников таможен;
     в) обмен экспертами по таможенным вопросам;
     г) обмен  профессиональными,  научными и техническими сведениями,
касающимися таможенных вопросов.

                               Статья 9

                            Расследования

     1. По запросу таможенной службы  одной  Договаривающейся  Стороны
таможенная служба  другой  Договаривающейся  Стороны проводит проверку
или расследование по вопросам,  предусмотренным подпунктами "б" и  "в"
пункта 1 статьи 2 настоящего Соглашения. Результаты проверки или расс-
ледования сообщаются запрашивающей таможенной службе в соответствии  с
порядком, предусмотренной пунктом 1 статьи 6 настоящего Соглашения.
     2. Расследования проводятся в соответствии  с  законодательством,
действующим на территории запрашиваемой таможенной службы. Запрашивае-
мая таможенная служба проводит расследование,  действуя от своего име-
ни.
     3. Запрашиваемая таможенная служба  может  разрешить  официальным
лицам запрашивающей  таможенной  службы присутствовать при расследова-
нии.

                              Статья 10

                         Эксперты и свидетели

     В случае судебные или административные органы одной  Договариваю-
щейся Стороны  в связи с рассматриваемыми таможенными правонарушениями
обращаются с соответствующим запросом, то таможенная служба другой До-
говаривающейся Стороны  может уполномочить сотрудников выступить в ка-
честве свидетелей или экспертов в таких судебных или  административных
разбирательствах. Эти сотрудники дают показания или заключения по фак-
там, установленным ими во время исполнения служебных  обязанностей.  В
запросе об  участии  в  судебном  или административном разбирательстве
должно быть указано,  по какому делу и в каком качестве должен  высту-
пать сотрудник запрашиваемой таможенной службы.

                              Статья 11

                      Форма и содержание запроса

     1. Запрос, предусмотренный пунктом 1 статьи 9 настоящего Соглаше-
ния,  направляется в письменной форме. Необходимые для выполнения зап-
роса документы должны прилагаться в подлинниках, официально заверенных
копиях или фотокопиях.
     2. Запрос должен содержать следующие данные:
     а) таможенный орган, интересы которого лежат в основе запроса;
     б) вид процедуры;
     в) фамилии, адреса и другие данные участников процедуры;
     г) предмет и причина запроса;
     д) краткое описание существа дела и его юридическая квалификация.

                              Статья 12

                          Выполнение запроса

     1. Таможенные  службы оказывают друг другу содействие в соответс-
твии с законодательством своего государства и в пределах своей  компе-
тенции.
     2. В выполнении запроса отказывается,  если его выполнение  может
нанести ущерб суверенитету или безопасности запрашиваемой Договариваю-
щейся Стороны либо противоречит  основным  принципам  законодательства
или международным обязательствам этой Стороны.
     3. Об отказе в содействии в выполнении запроса,  а также о причи-
нах отказа запрашивающая таможенная служба незамедлительно уведомляет-
ся в письменной форме.

                              Статья 13

                              Документы

     1. Передача по запросу подлинных документов осуществляется в  тех
случаях, когда официально заверенных копий или фотокопий этих докумен-
тов недостаточно.
     2. Подлинные документы должны быть возвращены запрашиваемой тамо-
женной службе в возможно короткий срок.
     3. При применении положений настоящей статьи не должны ущемляться
права и законные интересы запрашиваемой Договаривающейся  Стороны  или
третьей стороны.

                              Статья 14

                  Использование полученных сведений

     Таможенные службы  могут использовать как доказательства получен-
ные в соответствии с настоящим Соглашением сведения и документы в сво-
их протоколах,  сообщениях и иных материалах,  при проведении проверок
или расследований,  в судебных или административных разбирательствах в
связи с рассматриваемыми  таможенными  правонарушениями.  Оценка  этих
сведений и документов,  а также возможность и порядок их использования
в судебных или административных разбирательствах определяются  законо-
дательством запрашивающей Договаривающейся Стороны.

                              Статья 15

                         Возмещение расходов

     1. Запрашивающая  таможенная служба возмещает запрашиваемой тамо-
женной службе расходы, которые были произведены при выполнении запроса
в  соответствии с настоящим Соглашением по оплате экспертов и перевод-
чиков, не работающих в запрашиваемой таможенной службе.
     2. Возмещение расходов,  связанных с исполнением положений статьи
8 настоящего Соглашения,  может быть предметом отдельных договореннос-
тей между таможенными службами.

                              Статья 16

                        Исполнение Соглашения

     1. Предусмотренное  настоящим Соглашением сотрудничество осущест-
вляется непосредственно между таможенными службами.
     2. Таможенные  службы издают в рамках своей компетенции необходи-
мые для исполнения настоящего Соглашения нормативные акты.
     3. В целях исполнения настоящего Соглашения таможенные службы ус-
тановят необходимые связи между подчиненными им таможенными органами.
     4. Представители  таможенных служб будут периодически или по мере
необходимости встречаться друг с другом поочередно на  территории  той
или другой Договаривающейся Стороны для обсуждения вопросов, связанных
с исполнением настоящего Соглашения.

                              Статья 17

                       Заключительные положения

     1. Настоящее Соглашение подлежит утверждению в соответствии с за-
конодательством  каждой из Договаривающихся Сторон и вступит в силу по
истечении тридцати дней со дня получения последнего уведомления, изве-
щающего о таком утверждении.
     2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять  лет  и  будет
автоматически  продлеваться  на следующие пятилетние периоды,  если ни
одна из Договаривающихся Сторон не заявит в письменной форме за  шесть
месяцев до истечения срока о своем намерении прекратить его действие.

     Совершено в г. ______________ "___" ____________ 199_ г.  в  двух
экземплярах, каждый на русском и ___________ языках, причем оба текста
имеют одинаковую силу.

     За Правительство                   За Правительство
     Российской Федерации               ________________

                                                 Приложение 2
                                                 к постановлению
                                                 Совета Министров -
                                                 Правительства
                                                 Российской Федерации
                                                 от 23.12.93 г. N 1323

     Проект

                              Соглашение
              между Правительством Российской Федерации
           и Правительством _____________ о сотрудничестве
          таможенных служб по вопросам задержания и возврата
         незаконно вывозимых и ввозимых культурных ценностей

     Правительство Российской Федерации и Правительство _____________,
именуемые в дальнейшем Сторонами,
     отмечая, что незаконный вывоз,  транзит и ввоз культурных ценнос-
тей наносит ущерб культурному достоянию народов,  охране которого обя-
заны содействовать таможенные и иные компетентные органы Сторон,
     принимая во внимание положения Конвенции ЮНЕСКО о мерах,  направ-
ленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза,  вывоза и пе-
редачи права собственности на культурные ценности,  от 14 ноября  1970
г.,
     стремясь усилить  борьбу с незаконным провозом культурных ценнос-
тей через государственные границы и укрепить таможенное сотрудничество
в этой области,
     согласились о нижеследующем:

                               Статья 1

     Для целей настоящего Соглашения применяемые термины означают:
     "таможенные службы" - Государственный таможенный комитет Российс-
кой Федерации и _________________________________________________;
     "культурные ценности" - ценности религиозного или  светского  ха-
рактера, которые рассматриваются Сторонами как представляющие значение
для археологии,  в том числе доисторического периода, истории, литера-
туры, искусства и науки;
     "государство вывоза"  -  государство,  Российская  Федерация  или
____________, из которого культурные ценности были первоначально выве-
зены;
     "государство транзита"  -  государство,  Российская Федерация или
____________, через территорию которого культурные ценности следуют из
государства вывоза в другие государства;
     "государство ввоза"  -  государство,  Российская  Федерацию   или
____________, в которое культурные ценности были ввезены;
     "незаконный провоз культурных ценностей" - вывоз,  транзит и ввоз
таких ценностей, совершенные в нарушение положений настоящего Соглаше-
ния, других международных обязательств Сторон и их законодательства;
     "возврат культурных ценностей" - фактическую передачу государству
вывоза государством ввоза или государством транзита культурных ценнос-
тей, задержанных в связи с их незаконным провозом.

                               Статья 2

     Культурные ценности в случаях,  предусмотренных законодательством
Сторон, могут вывозиться на основании разрешительных документов.
     Разрешительные документы  на  вывоз культурных ценностей выдаются
уполномоченными органами государства вывоза.
     Таможенные службы предоставят друг другу образцы бланков разреши-
тельных документов и оттиски печатей, которыми они скрепляются.

                               Статья 3

     Физические лица или  представители  юридических  лиц,  провозящие
культурные ценности,  обязаны заявлять о наличии у них таких ценностей
и предъявлять их для контроля таможенным учреждениям Сторон  вместе  с
разрешительными документами на вывоз.

                               Статья 4

     Стороны примут меры к тому,  чтобы обеспечить задержание культур-
ных ценностей, не сопровождаемых разрешительными документами на вывоз,
немедленное извещение о таком задержании государства вывоза и их возв-
ращение в это государство.
     В случаях  привлечения  к  уголовной или административной ответс-
твенности лиц,  которые ввезли или провезли транзитом культурные  цен-
ности, не сопровождаемые разрешительными документами, возвращение этих
ценностей в государство вывоза производится после вступления в  закон-
ную силу  соответственно решения о наложении административного взыска-
ния или приговора.

                               Статья 5

     Стороны назначат своих уполномоченных представителей для передачи
и приема возвращаемых культурных ценностей.
     Задержанные таможенными учреждениями Сторон  культурные  ценности
возвращаются непосредственно уполномоченным представителям.
     Все претензии,  связанные с возвратом культурных ценностей, расс-
матриваются государством вывоза.

                               Статья 6

     Стороны безвозмездно оказывают друг другу взаимную помощь по реа-
лизации настоящего Соглашения.
     При возвращении  культурных  ценностей в соответствии с настоящим
Соглашением таможенные пошлины не взимаются.

                               Статья 7

     Стороны будут осуществлять обмен:
     информацией о культурных ценностях,  которые в соответствии с за-
конодательством Сторон могут вывозиться за границу  по  разрешительным
документам, а также о культурных ценностях,  которые не подлежат выво-
зу;
     информацией о  методах борьбы с незаконным вывозом и ввозом куль-
турных ценностей;
     публикациями, научными  и  учебными работами по вопросам борьбы с
незаконным вывозом и ввозом культурных ценностей;
     информацией о способах незаконного вывоза и ввоза культурных цен-
ностей,  а также о лицах, систематически занимающихся такими операция-
ми;
     специалистами в целях приобретения опыта борьбы с незакон-
ным вывозом и ввозом культурных ценностей.

                               Статья 8

     По взаимному согласию Сторон в настоящее  Соглашение  могут  вно-
ситься изменения и дополнения.

                               Статья 9

     Положения настоящего Соглашения не затрагивают обязательств, при-
нятых Сторонами в соответствии с другими международными договорами.

                              Статья 10

     Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок и вступа-
ет в силу со дня его подписания.
     Соглашение может быть прекращено любой из Сторон путем письменно-
го уведомления об этом другой Стороны  по  дипломатическим  каналам  и
прекращает свое действие по истечении трех месяцев с момента получения
такого уведомления.

     Совершено в г. ______________ "___" ____________ 199_ г.  в  двух
экземплярах, каждый на русском и ___________ языках, причем оба текста
имеют одинаковую силу.

     За Правительство                   За Правительство
     Российской Федерации               ________________