ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (КОНЦЕПЦИЯ) ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Письмо. Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). 22.10.93 БЕ-19-21/12

                                                                              
                                ПИСЬМО                                        
                                                                              
                            ГОССТРОЙ РОССИИ                                   
                                                                              
                          22 октября 1993 г.                                  
                                                                              
                            N БЕ-19-21/12                                     
                                                                              
                                 (Д)                                          
                                                                             
     В связи с коренными изменениями в экономике народного  хозяйства,       
происходящими  в Российской Федерации,  Госстрой России направляет ос-       
новные положения (концепцию) ценообразования и сметного нормирования в       
строительстве в условиях развития рыночных отношений, где предусмотре-       
ны главные направления политики ценообразования в  строительном  комп-       
лексе  и  перестройки действующей системы определения стоимости строи-       
тельства.                                                                    
     Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвести-       
ционного процесса в перспективах совершенствования системы,  обеспече-       
ния методического единства в составлении сметной документации и форми-       
рования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в услови-       
ях развивающегося рынка.                                                     
                                                                             
                         Основные положения                                  
                    (концепция) ценообразования                              
                     и сметного нормирования в                               
                  строительстве в условиях развития                          
                         рыночных отношений                                  
                                                                             
     Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и смет-       
ного нормирования в строительстве была основана на фиксированных  (не-       
изменных  в  течение  достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет)       
оптовых ценах,  тарифах и других элементах стоимости на применяемую  в       
строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной       
мере) требованиям директивного планирования,  была  сориентирована  на       
сохранение  стабильного  уровня  сметных  цен в строительстве в период       
между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации       
вследствие текущих изменений ценовых факторов.                               
     Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных минис-       
терств  (ведомств),  а  последними - по подведомственным строительно -       
монтажным организациям.  Такие принципы определения сметной  стоимости       
приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непос-       
редственных производителей строительной продукции.  Совершенно очевид-       
но, что такая системы непригодна для рыночной экономики.                     
     Происходящий в  Российской Федерации процесс коренных изменений в       
экономической системе и ценовой политике,  введение в действие  нового       
российского законодательства,  в том числе Закона РСФСР "Об инвестици-       
онной деятельности в РСФСР",  в соответствии с которым основным право-       
вым  документом,  регламентирующим  производственно  - хозяйственные и       
другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является       
договор  (контракт),  определяют необходимость внесения принципиальных       
изменений в систему ценообразования и сметного нормирования  в  строи-       
тельстве.                                                                    
     В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные нап-       
равления  и  задачи  перестройки действующей системы ценообразования и       
сметного нормирования в строительстве,  осуществляемой при координации       
и под методическим руководством Госстроя России.                             
     Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвести-       
ционного процесса в перспективах совершенствования системы, направлен-       
ных на обеспечение методологического единства при определении  сметной       
стоимости строительства,  осуществляемого на территории Российской Фе-       
дерации, и при формировании свободных (договорных) цен на строительную       
продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования строительной       
продукции в переходный период возникновения и развития рыночных  отно-       
шений в строительно инвестиционном комплексе. Положения концепции ори-       
ентированы на предприятия и  организации,  осуществляющие  капитальное       
строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений,  независимо от       
их форм собственности и принадлежности.                                      
     Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусмат-       
ривает дальнейшую разработку соответствующих методических  документов,       
более детально раскрывающих изменения,  вносимые в систему ценообразо-       
вания и сметного нормирования в строительстве.                               
                                                                             
                        1. Общие положения                                   
                                                                             
     1.1. Политика ценообразования и сметного  нормирования  в  строи-       
тельстве  является  составной  частью  общей  ценовой Российской Феде-       
рации, органически вписываются в общую  экономическую  политику  госу-       
дарства.                                                                     
     Основными задачами новой системы ценообразования и сметного  нор-       
мирования в строительстве являются:                                          
     формирование свободных (договорных) цен на  строительную  продук-       
цию,  их экономическая оптимизация и государственное регулирование че-       
рез цены на отдельные виды ресурсов;                                         
     обеспечение полного набора сметных нормативов (элементарных и ук-       
рупненных) и различных условий  их  применения  при  самостоятельности       
субъектов инвестиционной деятельности;                                       
     определение стоимости строительства на разных этапах инвестицион-       
ного цикла.                                                                  
     При   определении   стоимости  строительства  необходимо  обеспе-       
чить:                                                                        
     гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой       
регламентации и чрезмерной централизации;                                    
     возможность выбора наиболее рационального способа исчисления  ве-       
личины сметной прибыли, накладных расходов и других затрат, сопутству-       
ющих строительству, с освобождением от влияния коньюнктуры цен на рын-       
ке строительных материалов;                                                  
     соблюдение принципа равноправия участников  инвестиционного  про-       
цесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям       
в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продук-       
цию;                                                                         
     рекомендательный характер общих положений вместе  с  возможностью       
учета  отраслевых  и  местных особенностей осуществления строительства       
путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных мето-       
дических документах;                                                         
     возможность более широкого выбора соответствующей нормативной ба-       
зы, на основе которой производится расчет затрат.                            
     1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проек-       
тно - сметной документации на строительство рекомендуется руководство-       
ваться  действующими положениями по составу,  порядку разработки и ут-       
верждения указанной документации на строительство предприятий,  зданий       
и  сооружений с учетом дополнительных требований,  отвечающих рыночным       
отношениям,  и имея в виду,  что стадийность (сочитание стадий,  выбор       
утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может       
приниматься в виде технико - экономического обоснования  (ТЭО)  строи-       
тельства,  проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют       
право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены       
на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии раз-       
работки документации для строительства.                                      
     1.3. Исходя их общей экономической и единой ценовой политики Рос-       
сийской Федерации,  а также ценовых соотношений,  отражающих  спрос  и       
предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой полити-       
ки в строительстве становится дальнейшее расширение  сферы  применения       
свободных  (договорных)  на строительную продукцию.  Формирование этих       
цен осуществляется как инвестором (заказчиком),  так и подрядчиком  на       
равноправной основе.  Более широкое применение таких цен создает усло-       
вия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыноч-       
ном регулировании воспроизводственных пропорций,  а также ликвидирова-       
нии ценовых диспропорций.                                                    
     1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной       
продукции в новых условиях являются подрядные торги.                         
     Проведение подрядных  торгов  по  вновь начинаемым объектам феде-       
ральных государственных нужд является обязательным  и  производится  в       
порядке,  установленным Положением о подрядных торгах в Российской Фе-       
дерации.                                                                     
     При возникновении  разногласия  по  уровню свободных (договорных)       
цен на строительную продукцию,  когда у заказчика имеются  предложения       
только  от одного подрядчика,  подрядные организации обосновывают свои       
предложения необходимыми расчетными материалами.                             
     Разногласия между заказчиком и подрядчиком  по  уровню  указанных       
цен  при заключении  договоров  подряда  подлежит  рассмотрению  в по-       
рядке, предусмотренном действующим законодательством Российской  Феде-       
рации.                                                                       
     1.5. Государственное  воздействие  на  формирование  цен в строи-       
тельстве осуществляется,  как правило, косвенными методами регулирова-       
ния.                                                                         
     Косвенные методы, т. е. влияние на уровень цен, - это представле-       
ние льготных кредитов,  дотаций, финансовая поддержка отдельных предп-       
риятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налого-       
вых ставок и др.                                                             
     Прямые методы - это установление фиксированных цен или  коэффици-       
ентов их изменения) и пределов цен на отдельные виды ресурсов,  приме-       
няемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное       
регулирование  цен  в инвестиционной сфере ведется в основном органами       
управления республик в составе Российской Федерации,  краев, областей,       
автономных образований, Москвы и Санкт-Пеербурга, и, в первую очередь,       
на продукцию предприятий и организаций - монополистов,  занимающих до-       
минирующее положение на региональном рынке.                                  
                                                                             
                      2. Система определения                                 
                      стоимости строительства                                
                         в новых условиях                                    
                                                                             
     2.1. Для принятия решения  об  инвестиции  для  оценки  стоимости       
строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договор-       
ным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять:               
     при разработке предпроектной и проектно - сметной документации по       
заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ  (РАСЧЕТЫ,  КАЛЬКУЛЯЦИИ  ИЗДЕР-       
ЖЕК);                                                                        
     при подготовке к заключению договора подряда на капитальное стро-       
ительство  подрядчиком или по его заказу проектной организацией на ос-       
новании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации  -       
РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА.               
     2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут       
применяться различные методы и, в частности:                                 
     ресурсный,                                                              
     ресурсно - индексный,                                                   
     базисно - индексный,                                                    
     базисно - компенсационный,                                              
     на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроек-       
тированных объектов - аналогов и др.                                         
     Выбор метода  составления смет (расчетов) осуществляется в каждом       
конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей  экономи-       
ческой ситуации.                                                             
     Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных)  це-       
нах  и  тарифах ресурсов (элемент затрат),  необходимых для реализации       
проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в на-       
туральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях       
(в том числе вспомогательных,  применяемых в процессе производства ра-       
бот),  данных о расстояниях и способах их доставки на место строитель-       
ства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплу-       
атации строительных машин и их состава,  затрат труда рабочих. Указан-       
ные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нор-       
мативных и других источников.                                                
     Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с сис-       
темой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве.                 
     Базисно-индексный метод - это  использование  системы  текущих  и       
прогнозных  индексов цен по отношению к стоимости,  определенном в ба-       
зисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода.                  
     Базисно-компенсационный метод  - это суммирование стоимости,  ис-       
численной в базисном уровне сметных цен,  и определяемых расчетами до-       
полнительных затрат,  связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые       
в строительстве ресурсы  (материальные,  технические,  энергетические,       
трудовые,  оборудование,  инвентарь,  услуги  и пр.),с уточнением этих       
расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных  изменений       
цен и тарифов.                                                               
     Метод  применения  банков  данных  о стоимости  ранее построенных       
или  запроектированных  объектов  - это использование стоимостных дан-       
ных по  зданиям  и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный мо-       
мент.                                                                        
     2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный пери-       
од  не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим       
структуре капитальных вложений и системе статистической и  бухгалтерс-       
кой отчетности.  В структуре возможно объединение стоимости строитель-       
ных и монтажных работ в единую графу "стоимость работ",  а  "стоимость       
оборудования" и "прочие затраты" целесообразно пока оставить без изме-       
нения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых зат-       
рат,  накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и про-       
чих (лимитированных) затрат.                                                 
     В дальнейшем  может  быть  предложено некоторое перераспределение       
указанной структуры:  из раздела "строительные и монтажные  работы"  в       
раздел  "оборудование" перенести стоимость технологических трубопрово-       
дов,  малых котлов,  ряда сантехнических приборов, установок и переда-       
точных  устройств,  пусконаладочные  работы  и комплексное опробование       
оборудования.  Но это неразрывно связано  с  переработкой  всей  СМЕТ-       
НО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ.                             
     2.4. В  переходный  период  для  определения  стоимости  строите-       
льства в  составе  сметных документов рекомендуется использовать смет-       
но-нормативную (нормативно-информационную) базу,  введенную в действие       
с  1 января 1991 г.,  с применением новых подходов к нормированию нак-       
ладных расходов,  сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих  зат-       
рат.                                                                         
     В новых  условиях при определении сумм по накладным расходам име-       
ется возможность выбора:  либо на основе индивидуальных норм,  рассчи-       
танных в целом для конкретной строительной организации, либо с помощью       
системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укруп-       
ненных нормативов по видам строительства,  либо по ранее установленным       
для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам.  При этом допуска-       
ется  использование  различных  базисов для исчисления:  или от прямых       
затрат (в базисном уровне цен),  или от  фонда  оплаты  труда  рабочих       
строителей и механизаторов.                                                  
     Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивиду-       
ального  размера для конкретной организации или рекомендуемого общеот-       
раслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчис-       
ляться  как от фонда оплаты труда,  так и от сметной себестоимости ра-       
бот).  При этом затраты,  связанные с инфраструктурой строительно-мон-       
тажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещать-       
ся при согласии заказчика за счет  средств,  предусмотренных  в  главе       
"Прочие  работы  и  затраты"  сводных сметных расчетов соответствующих       
строек.                                                                      
     Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных ви-       
дов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором)  и  подрядной       
организацией.                                                                
     Система сметных нормативов является составной частью общей систе-       
мы нормативных документов в строительстве, в которую входят строитель-       
ные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие докумен-       
ты (РДС).  Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на фе-       
деральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того допускает-       
ся применение собственной нормативной базы пользователя.                     
     В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана  новая  норма-       
тивная база для отрасли "Строительство",  в полной мере отвечающая ры-       
ночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость       
строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней       
должен быть полный набор нормативов,  как элементных,  так и укрупнен-       
ных, преимущественно с ресурсной структурой.                                 
     2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора ре-       
комендуется приводить в двух уровнях цен:                                    
     в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ,  определяемом с помощью действую-       
щих сметных норм и цен;                                                      
     в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ,  определяемых  на  основе  цен,       
сложившихся  ко  времени составления смет или прогнозируемых к периоду       
осуществления строительства.                                                 
     2.6. Стоимость  в  текущем  и прогнозном уровне цен может опреде-       
ляться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ  ИНДЕКСОВ  (коэффициен-       
тов),  дифференцированной по элементам технологической структуры капи-       
тальных вложений и по уровням укрупнения строительной  продукции.  Ин-       
дексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости,  имею-       
щихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков, статистических наблюде-       
ний или устанавливаться органами,  осуществляющими государственное ре-       
гулирование цен в соответствующих регионах Российской  Федерации.  Эти       
индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных ра-       
бот, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статьей затрат (сто-       
имость материалов,  трудовых затрат,  эксплуатации строительных машин,       
накладные расходы, сметная прибыль и др.).                                   
     При составлении  инвесторских  смет  (расчетов),  в особенности в       
предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомен-       
дуется  использовать различные укрупненные показатели стоимости строи-       
тельства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в ба-       
зисном уровне цен),  банки данных о базисной стоимости ранее построен-       
ных или запроектированных аналогичных объектов.  Приведение к текущему       
уровню может производиться при этом путем применения индексов, опреде-       
ленных расчетами на базе набора  ресурсов  в  ресурсно-технологической       
модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы.                  
     Стоимость строительства  в  текущем уровне цен в документации за-       
казчика носит предварительный характер и используется при принятии ре-       
шения о целесообразности данного строительства.                              
     Окончательная цена стройки определяется соглашением между  заказ-       
чиком и подрядчиком.                                                         
     В случае фоормирования свободных (договорных) цен на строительную       
продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению  за-       
казчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства,       
установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается.                   
     Стоимость оборудования,  инструментов  и  инвентаря определяется,       
исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, ус-       
танавливаемом  Роскомцен  для  продукции  производственно-технического       
назначения.  При этом в составе стоимости оборудования,  включаемой  в       
сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его при-       
обретению,  транспортные,  заготовительно-складские и другие  расходы.       
Стоимость импортного оборудования определяется,  исходя из его фактур-       
ной стоимости, указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по       
закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческо-       
му курсу Центрального банка России с добавлением таможенных  пошлин  и       
налога на импорт.                                                            
     2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчи-       
ка в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказ-       
чика свободной (договорной) цены на строительную продукцию,  составля-       
ются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных дан-       
ных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в докумен-       
тах инвестора.  При этом учитываются экономические связи и цены,  сло-       
жившиеся для данной подрядной организации.                                   
                                                                             
                     3. Порядок формирования                                 
                    свободных (договорных) цен                               
                    на строительную  продукцию                               
                                                                             
     3.1. На  основе текущего (прогнозного) уровня стоимости,  опреде-       
ленного в составе сметной документации,  заказчики (инвесторы) и  под-       
рядчики  формируют свободные (договорные) цены на строительную продук-       
цию.  Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в соответствии с       
условиями  договора  (контракта)  в  ходе строительства,  или ТВЕРДЫМИ       
(ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ),реальное применение которых будет возможным  в  перс-       
пективе, по мере стабилизации рынка.                                         
     3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) це-       
ны на строительство является обязанностью стороны,  которой поручается       
это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило,       
это подрядчик.                                                               
     При проведении  подрядных  торгов  свободная  (договорная)   цена       
стройки  (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления пред-       
ложений,  предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не про-       
водятся,  - на основании согласования ее между заказчиком и генподряд-       
чиком.                                                                       
     В результате  совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВА-       
НИЯ (ВЕДОМОСТИ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ  на  строительство,  кото-       
рый(ая) является неотъемлемой частью договора подряда.                       
     3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию  реко-       
мендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам       
и комплексам субподрядных работ,  а при необходимости  и  по  пусковым       
комплексам.                                                                  
     3.4. После установления свободной (договорной) цены на строитель-       
ство  и  получения  сведений  о  стоимости приобретаемого оборудования       
сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный       
расчет  стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы под-       
лежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определя-       
ющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствую-       
щей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строитель-       
ства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика.                 
                                                                             
                    4. Организация региональных                              
                     центров по ценообразованию                              
                          в строительстве                                    
                                                                             
     4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определе-       
ния стоимости  строительства  обеспечивается  созданием  ВСЕРОССИЙСКОЙ       
СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕС-       
СА и только при соответствующей организации региональных служб по  це-       
нообразованию.  Госстрой  России  рекомендует создавать в республиках,       
входящих в состав Российской  Федерации,  краях,  областях,  Москве  и       
Санкт - Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬ-       
СТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых являются:                            
     систематическая регистрация  реального уровня текущих цен на про-       
изводственные ресурсы;                                                       
     расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продук-       
цию и ресурсы, потребляемые в строительстве;                                 
     сбор дифференцированной  информации  о стоимости введенных в экс-       
плуатацию и запроектированных объектов;                                      
     разработка региональных  сметных  нормативов  и укрупненных стои-       
мостных показателей;                                                         
     обработка указанной  информации с изданием соответствующих бюлет-       
ней и других материалов, предназначенных для использования участниками       
инвестиционного процесса.                                                    
     4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачивать-       
ся на местах под руководством органов под руководством органов  и  при       
методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с зако-       
нодательством Российской Федерации осуществляет  совместно  с  другими       
федеральными  органами управления народным хозяйством работу по реали-       
зации единой технической и ценовой политики в капитальном строительст-       
ве.