ПИСЬМО ГОССТРОЙ РОССИИ 22 октября 1993 г. N БЕ-19-21/12 (Д) В связи с коренными изменениями в экономике народного хозяйства, происходящими в Российской Федерации, Госстрой России направляет ос- новные положения (концепцию) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений, где предусмотре- ны главные направления политики ценообразования в строительном комп- лексе и перестройки действующей системы определения стоимости строи- тельства. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвести- ционного процесса в перспективах совершенствования системы, обеспече- ния методического единства в составлении сметной документации и форми- рования свободных (договорных) цен на строительную продукцию в услови- ях развивающегося рынка. Основные положения (концепция) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений Действовавшая до 1 января 1991 г. система ценообразования и смет- ного нормирования в строительстве была основана на фиксированных (не- изменных в течение достаточно длительного периода - от 5 до 15 лет) оптовых ценах, тарифах и других элементах стоимости на применяемую в строительстве промышленную продукцию. Она отвечала (хотя и не в полной мере) требованиям директивного планирования, была сориентирована на сохранение стабильного уровня сметных цен в строительстве в период между их реформированием и не требовала уточнения сметной документации вследствие текущих изменений ценовых факторов. Эти изменения учитывались через финансовые планы подрядных минис- терств (ведомств), а последними - по подведомственным строительно - монтажным организациям. Такие принципы определения сметной стоимости приводили к значительным искажениям истинных показателей работы непос- редственных производителей строительной продукции. Совершенно очевид- но, что такая системы непригодна для рыночной экономики. Происходящий в Российской Федерации процесс коренных изменений в экономической системе и ценовой политике, введение в действие нового российского законодательства, в том числе Закона РСФСР "Об инвестици- онной деятельности в РСФСР", в соответствии с которым основным право- вым документом, регламентирующим производственно - хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт), определяют необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строи- тельстве. В настоящих Основных положениях (концепции) освещены главные нап- равления и задачи перестройки действующей системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, осуществляемой при координации и под методическим руководством Госстроя России. Концепция предназначена для ориентировки всех участников инвести- ционного процесса в перспективах совершенствования системы, направлен- ных на обеспечение методологического единства при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого на территории Российской Фе- дерации, и при формировании свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Концепция отражает особенности ценообразования строительной продукции в переходный период возникновения и развития рыночных отно- шений в строительно инвестиционном комплексе. Положения концепции ори- ентированы на предприятия и организации, осуществляющие капитальное строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, независимо от их форм собственности и принадлежности. Исходя из настоящей концепции, Госстрой России ведет и предусмат- ривает дальнейшую разработку соответствующих методических документов, более детально раскрывающих изменения, вносимые в систему ценообразо- вания и сметного нормирования в строительстве. 1. Общие положения 1.1. Политика ценообразования и сметного нормирования в строи- тельстве является составной частью общей ценовой Российской Феде- рации, органически вписываются в общую экономическую политику госу- дарства. Основными задачами новой системы ценообразования и сметного нор- мирования в строительстве являются: формирование свободных (договорных) цен на строительную продук- цию, их экономическая оптимизация и государственное регулирование че- рез цены на отдельные виды ресурсов; обеспечение полного набора сметных нормативов (элементарных и ук- рупненных) и различных условий их применения при самостоятельности субъектов инвестиционной деятельности; определение стоимости строительства на разных этапах инвестицион- ного цикла. При определении стоимости строительства необходимо обеспе- чить: гибкий, вариантный подход к вопросам ценообразования, без жесткой регламентации и чрезмерной централизации; возможность выбора наиболее рационального способа исчисления ве- личины сметной прибыли, накладных расходов и других затрат, сопутству- ющих строительству, с освобождением от влияния коньюнктуры цен на рын- ке строительных материалов; соблюдение принципа равноправия участников инвестиционного про- цесса, обязательного взаимного согласия сторон по принимаемым решениям в ходе согласования свободных (договорных) цен на строительную продук- цию; рекомендательный характер общих положений вместе с возможностью учета отраслевых и местных особенностей осуществления строительства путем отражения этих особенностей в ведомственных и региональных мето- дических документах; возможность более широкого выбора соответствующей нормативной ба- зы, на основе которой производится расчет затрат. 1.2. При установлении состава и содержания предпроектной и проек- тно - сметной документации на строительство рекомендуется руководство- ваться действующими положениями по составу, порядку разработки и ут- верждения указанной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений с учетом дополнительных требований, отвечающих рыночным отношениям, и имея в виду, что стадийность (сочитание стадий, выбор утверждаемой стадии) проектирования жестко не регламентируется и может приниматься в виде технико - экономического обоснования (ТЭО) строи- тельства, проекта, рабочей документации, а инвестор и подрядчик имеют право принимать за основу для формирования свободной (договорной) цены на строительную продукцию стоимость, определенную на любой стадии раз- работки документации для строительства. 1.3. Исходя их общей экономической и единой ценовой политики Рос- сийской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой полити- ки в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает усло- вия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыноч- ном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидирова- нии ценовых диспропорций. 1.4. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги. Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам феде- ральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленным Положением о подрядных торгах в Российской Фе- дерации. При возникновении разногласия по уровню свободных (договорных) цен на строительную продукцию, когда у заказчика имеются предложения только от одного подрядчика, подрядные организации обосновывают свои предложения необходимыми расчетными материалами. Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежит рассмотрению в по- рядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Феде- рации. 1.5. Государственное воздействие на формирование цен в строи- тельстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирова- ния. Косвенные методы, т. е. влияние на уровень цен, - это представле- ние льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предп- риятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налого- вых ставок и др. Прямые методы - это установление фиксированных цен или коэффици- ентов их изменения) и пределов цен на отдельные виды ресурсов, приме- няемых в строительстве, особенно на местные материалы. Государственное регулирование цен в инвестиционной сфере ведется в основном органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, Москвы и Санкт-Пеербурга, и, в первую очередь, на продукцию предприятий и организаций - монополистов, занимающих до- минирующее положение на региональном рынке. 2. Система определения стоимости строительства в новых условиях 2.1. Для принятия решения об инвестиции для оценки стоимости строительства в процессе подготовки предложения по свободным (договор- ным) ценам на строительную продукцию рекомендуется составлять: при разработке предпроектной и проектно - сметной документации по заказу инвесторов - ИНВЕСТОРСКИЕ СМЕТЫ (РАСЧЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕР- ЖЕК); при подготовке к заключению договора подряда на капитальное стро- ительство подрядчиком или по его заказу проектной организацией на ос- новании объявленной (разосланной) инвестором тендерной документации - РАСЧЕТЫ (СМЕТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИИ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА) ПОДРЯДЧИКА. 2.2. При составлении смет (расчетов) инвестора и подрядчика могут применяться различные методы и, в частности: ресурсный, ресурсно - индексный, базисно - индексный, базисно - компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроек- тированных объектов - аналогов и др. Выбор метода составления смет (расчетов) осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от условий контракта и общей экономи- ческой ситуации. Ресурсный метод - это калькулирование в текущих (прогнозных) це- нах и тарифах ресурсов (элемент затрат), необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженных в на- туральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях (в том числе вспомогательных, применяемых в процессе производства ра- бот), данных о расстояниях и способах их доставки на место строитель- ства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплу- атации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указан- ные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, различных нор- мативных и других источников. Ресурсно-индексный метод - это сочетание ресурсного метода с сис- темой индексов цен на ресурсы, используемые в строительстве. Базисно-индексный метод - это использование системы текущих и прогнозных индексов цен по отношению к стоимости, определенном в ба- зисном уровне или в текущем уровне предшествующего периода. Базисно-компенсационный метод - это суммирование стоимости, ис- численной в базисном уровне сметных цен, и определяемых расчетами до- полнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.),с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов. Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов - это использование стоимостных дан- ных по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемым в данный мо- мент. 2.3. Структура сметной стоимости строительства в переходный пери- од не претерпевает существенных изменений и соответствует действующим структуре капитальных вложений и системе статистической и бухгалтерс- кой отчетности. В структуре возможно объединение стоимости строитель- ных и монтажных работ в единую графу "стоимость работ", а "стоимость оборудования" и "прочие затраты" целесообразно пока оставить без изме- нения. Стоимость строительных и монтажных работ состоит из прямых зат- рат, накладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и про- чих (лимитированных) затрат. В дальнейшем может быть предложено некоторое перераспределение указанной структуры: из раздела "строительные и монтажные работы" в раздел "оборудование" перенести стоимость технологических трубопрово- дов, малых котлов, ряда сантехнических приборов, установок и переда- точных устройств, пусконаладочные работы и комплексное опробование оборудования. Но это неразрывно связано с переработкой всей СМЕТ- НО-НОРМАТИВНОЙ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ) БАЗЫ. 2.4. В переходный период для определения стоимости строите- льства в составе сметных документов рекомендуется использовать смет- но-нормативную (нормативно-информационную) базу, введенную в действие с 1 января 1991 г., с применением новых подходов к нормированию нак- ладных расходов, сметной прибыли (плановых накоплений) и прочих зат- рат. В новых условиях при определении сумм по накладным расходам име- ется возможность выбора: либо на основе индивидуальных норм, рассчи- танных в целом для конкретной строительной организации, либо с помощью системы показателей по видам строительных и монтажных работ или укруп- ненных нормативов по видам строительства, либо по ранее установленным для применения с 01.01.91 нормам к прямым затратам. При этом допуска- ется использование различных базисов для исчисления: или от прямых затрат (в базисном уровне цен), или от фонда оплаты труда рабочих строителей и механизаторов. Величина сметной прибыли может варьироваться, исходя из индивиду- ального размера для конкретной организации или рекомендуемого общеот- раслевого норматива (его размер периодически уточняется и может исчис- ляться как от фонда оплаты труда, так и от сметной себестоимости ра- бот). При этом затраты, связанные с инфраструктурой строительно-мон- тажных организаций и развитием производственной базы, могут возмещать- ся при согласии заказчика за счет средств, предусмотренных в главе "Прочие работы и затраты" сводных сметных расчетов соответствующих строек. Окончательное решение по выбору варианта исчисления указанных ви- дов затрат принимается совместно заказчиком (инвестором) и подрядной организацией. Система сметных нормативов является составной частью общей систе- мы нормативных документов в строительстве, в которую входят строитель- ные нормы и правила (СНиП Р), своды правил (СП) и руководящие докумен- ты (РДС). Как и вся общая система, сметные нормативы действуют на фе- деральном, ведомственном и региональном уровнях. Кроме того допускает- ся применение собственной нормативной базы пользователя. В перспективе (к 2000-му году) должна быть создана новая норма- тивная база для отрасли "Строительство", в полной мере отвечающая ры- ночной экономике и позволяющая комплексно определять сметную стоимость строительной продукции и размеры оплаты труда по этой продукции. В ней должен быть полный набор нормативов, как элементных, так и укрупнен- ных, преимущественно с ресурсной структурой. 2.5. Стоимость строительства в сметной документации инвестора ре- комендуется приводить в двух уровнях цен: в БАЗИСНОМ (ПОСТОЯННОМ) УРОВНЕ, определяемом с помощью действую- щих сметных норм и цен; в ТЕКУЩЕМ или ПРОГНОЗНОМ УРОВНЯХ, определяемых на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления строительства. 2.6. Стоимость в текущем и прогнозном уровне цен может опреде- ляться на основе ее базисного уровня и СИСТЕМЫ ИНДЕКСОВ (коэффициен- тов), дифференцированной по элементам технологической структуры капи- тальных вложений и по уровням укрупнения строительной продукции. Ин- дексы могут получаться в результате анализа данных о стоимости, имею- щихся в распоряжении подрядчиков и заказчиков, статистических наблюде- ний или устанавливаться органами, осуществляющими государственное ре- гулирование цен в соответствующих регионах Российской Федерации. Эти индексы рекомендуется применять как в целом на стоимость подрядных ра- бот, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статьей затрат (сто- имость материалов, трудовых затрат, эксплуатации строительных машин, накладные расходы, сметная прибыль и др.). При составлении инвесторских смет (расчетов), в особенности в предпроектных проработках и на ранних стадиях проектирования, рекомен- дуется использовать различные укрупненные показатели стоимости строи- тельства, укрупненные сметные нормативы, включая и прейскуранты (в ба- зисном уровне цен), банки данных о базисной стоимости ранее построен- ных или запроектированных аналогичных объектов. Приведение к текущему уровню может производиться при этом путем применения индексов, опреде- ленных расчетами на базе набора ресурсов в ресурсно-технологической модели (РТМ) и данных об индексах цен на отдельные ресурсы. Стоимость строительства в текущем уровне цен в документации за- казчика носит предварительный характер и используется при принятии ре- шения о целесообразности данного строительства. Окончательная цена стройки определяется соглашением между заказ- чиком и подрядчиком. В случае фоормирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию на основании результатов подрядных торгов по усмотрению за- казчика (организатора торгов) предварительная стоимость строительства, установленная заказчиком, участникам торгов не сообщается. Стоимость оборудования, инструментов и инвентаря определяется, исходя из свободных (рыночных) оптовых цен, формируемых в порядке, ус- танавливаемом Роскомцен для продукции производственно-технического назначения. При этом в составе стоимости оборудования, включаемой в сметную документацию на строительство, учитываются затраты по его при- обретению, транспортные, заготовительно-складские и другие расходы. Стоимость импортного оборудования определяется, исходя из его фактур- ной стоимости, указанной в счете поставщика (с учетом всех расходов по закупке и доставке до границы), и переводится на рубли по коммерческо- му курсу Центрального банка России с добавлением таможенных пошлин и налога на импорт. 2.7. Расчеты (сметы, калькуляции издержек производства) подрядчи- ка в тех случаях, когда возникает необходимость обоснования для заказ- чика свободной (договорной) цены на строительную продукцию, составля- ются в текущем (прогнозном) уровне с использованием согласованных дан- ных об объемах работ и потребности в ресурсах, содержащихся в докумен- тах инвестора. При этом учитываются экономические связи и цены, сло- жившиеся для данной подрядной организации. 3. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию 3.1. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, опреде- ленного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и под- рядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продук- цию. Эти цены могут быть ОТКРЫТЫМИ, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или ТВЕРДЫМИ (ОКОНЧАТЕЛЬНЫМИ),реальное применение которых будет возможным в перс- пективе, по мере стабилизации рынка. 3.2. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной) це- ны на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это сделать в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это подрядчик. При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления пред- ложений, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не про- водятся, - на основании согласования ее между заказчиком и генподряд- чиком. В результате совместного решения оформляется ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВА- НИЯ (ВЕДОМОСТИ) СВОБОДНОЙ (ДОГОВОРНОЙ) ЦЕНЫ на строительство, кото- рый(ая) является неотъемлемой частью договора подряда. 3.3. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию реко- мендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам. 3.4. После установления свободной (договорной) цены на строитель- ство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО) и другие сметные документы под- лежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определя- ющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствую- щей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость строитель- ства, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика. 4. Организация региональных центров по ценообразованию в строительстве 4.1. Успешное функционирование в новых условиях системы определе- ния стоимости строительства обеспечивается созданием ВСЕРОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕС- СА и только при соответствующей организации региональных служб по це- нообразованию. Госстрой России рекомендует создавать в республиках, входящих в состав Российской Федерации, краях, областях, Москве и Санкт - Петербурге РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В СТРОИТЕЛЬ- СТВЕ (РЦЦС), основными задачами которых являются: систематическая регистрация реального уровня текущих цен на про- изводственные ресурсы; расчеты текущих и прогнозных индексов цен на строительную продук- цию и ресурсы, потребляемые в строительстве; сбор дифференцированной информации о стоимости введенных в экс- плуатацию и запроектированных объектов; разработка региональных сметных нормативов и укрупненных стои- мостных показателей; обработка указанной информации с изданием соответствующих бюлет- ней и других материалов, предназначенных для использования участниками инвестиционного процесса. 4.2. Вся работа РЦЦС должна активно, с инициативой разворачивать- ся на местах под руководством органов под руководством органов и при методической поддержке Госстроя России, который в соответствии с зако- нодательством Российской Федерации осуществляет совместно с другими федеральными органами управления народным хозяйством работу по реали- зации единой технической и ценовой политики в капитальном строительст- ве. |