О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. Письмо. Государственный комитет РФ по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). 07.10.93 15-144

           О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
            (ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ
                 ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

                                ПИСЬМО

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА

                          7 октября 1993 г.

                               N 15-144

                                 (Д)


     В целях  повышения экономической заинтересованности и ответствен-
ности участников  инвестиционного  процесса,   укрепления   договорной
дисциплины и эффективного использования финансовых средств, выделенных
на строительство  объектов  для  федеральных   государственных   нужд,
обеспечения их  своевременного  ввода  в  действие Советом Министров -
Правительством Российской Федерации принято постановление  от  14  ав-
густа 1993 г.  N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заклю-
чения и исполнения государственных контрактов (договоров  подряда)  на
строительство объектов   для   федеральных   государственных   нужд  в
Российской Федерации". Этим постановлением утверждены Основные положе-
ния порядка заключения и исполнения государственных контрактов  (дого-
воров подряда) на строительство объектов для федеральных государствен-
ных нужд в  Российской  Федерации,  предусматривающие наряду с другими
принципиальными  условиями  обязательность  применения  конкретных мер
имущественной ответственности  сторон  за  нарушение  принятых  обяза-
тельств, а также конкретные  льготы,  направленные  на  стимулирование
своевременного и качественного выполнения работ,  которые в соответст-
вии с Законом "О поставках продукции  и  товаров  для  государственных
нужд" могут предусматриваться в  контрактах. Государственному комитету
Российской  Федерации по вопросам архитектуры и строительства поручено
при разработке федеральных и межгосударственных целевых программ и пе-
речня строек для федеральных государственных нужд вносить в Совет  Ми-
нистров - Правительство Российской Федерации по согласованию  с  госу-
дарственными заказчиками, Министерством экономики Российской Федерации
и  Министерством  финансов  Российской  Федерации предложения о видах,
размерах и порядке представления экономических и других льгот,  стиму-
лирующих участников строительства.
     Министерствам, ведомствам,  предприятиям и организациям  -  госу-
дарственным заказчикам  по  согласованию  с другими участниками строи-
тельства рекомендовано привести ранее заключенные договоры  на  строи-
тельство объектов  для федеральных государственных нужд в соответствие
с требованиями настоящего постановления.
     Органам исполнительной  власти республик в составе Российской Фе-
дерации, краев,  областей,  автономных образований,  городов Москвы  и
Санкт-Петербурга при  строительстве  объектов  для  региональных госу-
дарственных нужд рекомендовано руководствоваться Основными положениями
порядка заключения  и исполнения государственных контрактов (договоров
подряда) на строительство  объектов  для  федеральных  государственных
нужд в Российской Федерации.
     Приостановлено действие на территории Российской Федерации поста-
новления Совета  Министров  СССР от 26 декабря 1986 г.  N 1550 "Об ут-
верждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство",  а
также  пункта 4 постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г.
N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных)  санкций,
применяемых к предприятиям, объединениям и организациям".
     В Основных положениях указано, что государственные контракты зак-
лючаются с подрядной организацией, победившей на конкурсах (торгах) на
основании исходных условий на весь период строительства объектов в по-
рядке, устанавливаемом  Государственным комитетом Российской Федерации
по вопросам архитектуры и строительства с участием Министерства эконо-
мики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
     В этой связи Госстрой России разъясняет.
     При заключении и реализации государственных контрактов (договоров
подряда) на вновь начинаемое строительство объектов,  включенных в фе-
деральные и межреспубликанские целевые программы и перечень других фе-
деральных государственных нужд,  финансируемых  за  счет  федерального
бюджета, государственных  (льготных) инвестиционных кредитов и внебюд-
жетных источников, привлекаемых для этих целей под государственные га-
рантии, применяется  общий  порядок  и положения,  установленные Руко-
водством по  составлению  договоров   подряда   на   строительство   в
Российской Федерации,  утвержденным  Минстроем России 27 мая 1992 года
по согласованию с Минэкономики России и Минфином России,  но с  обяза-
тельным учетом конкретных требований,  установок и санкций, предусмот-
ренных утвержденными постановлением Совета  Министров  - Правительства
Российской Федерации   "Основными  положениями  порядка  заключения  и
исполнения государственных контрактов (договоров  подряда)  на  строи-
тельство объектов для федеральных государственных  нужд  в  Российской
Федерации".
     В аналогичном  порядке подрядчики заключают государственные конт-
ракты (договоры субподряда) на выполнение отдельных видов и комплексов
работ с субподрядными организациями.
     Выбор подрядчика для  строительства  объектов  федеральных  госу-
дарственных нужд  осуществляется  государственным  заказчиком  на кон-
курсной основе,  включая проведение подрядных торгов в соответствии  с
Положением о подрядных  торгах  в  Российской Федерации,  утвержденным
распоряжением Госкомимущества России и Госстроем России от  13  апреля
1993 г. N 660/18-7 и зарегистрированным Минюстом России 30 апреля 1993
г. N 244.
     Государственные заказчики,  определенные в  установленном Законом
Российской Федерации  "О  поставках  продукции  и  товаров  для  госу-
дарственных нужд"  порядке,  могут  на  контрактной  основе передавать
часть своих функций другим хозяйствующим субъектам, включая и функции-
на размещение заказа на строительство объектов и его осуществление.
     Наряду с этим государственным заказчикам в соответствии с решени-
ем Совета  Министров  -  Правительства  Российской Федерации от 16 мая
1993 г.  N ОЛ-1120-17528 и постановлением Госстроя России  от  3  июня
1993 г. N 18-19 для сопровождения государственных инвестиционных прог-
рамм и объектов для государственных нужд разрешено заключать  договоры
на инжиниринговые услуги с акционерными обществами, концернами, корпо-
рациями с оплатой затрат на эти услуги в размере до 0,15 процентов  от
стоимости строительных работ.
     Законченные строительством  объекты  принимаются  в  эксплуатацию
государственным заказчиком в порядке, изложенном во Временном  положе-
нии по приемке законченных строительством объектов,   сообщенном   ми-
нистерствам Российской   Федерации,   органам   исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономной
области, автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга-
низациям и предприятиям (по списку) письмом Госстроя России от 9  июля
1993 г. N БЕ-19-11/13.

     Приложение: основные  положения  порядка  заключения и исполнения
государственных контрактов (договоров подряда) на  строительство  объ-
ектов  для  федеральных государственных нужд в Российской Федерации на
3 л.

     Первый заместитель Председателя           А.А.Бабенко


     УТВЕРЖДЕНЫ                               ПРИЛОЖЕНИЕ

постановлением Совета Министров -          к письму Госстроя России
Правительства Российской Федерации         от             1993 г. N
   от 14 августа 1993 г. N 812



                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

           порядка заключения и исполнения государственных
           контрактов (договоров) подряда на строительство
               объектов для федеральных государственных
                     нужд в Российской Федерации

     1. Настоящие Основные положения определяют порядок  заключения  и
исполнения государственных  контрактов  (договоров  подряда) на строи-
тельство объектов для федеральных государственных нужд  (далее  имену-
ются - контракты).
     2. Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое
строительство на конкурсной основе,  включая проведение подрядных тор-
гов.
     Порядок проведения подрядных торгов устанавливается Государствен-
ным комитетом Российской Федерации по вопросам  архитектуры  и  строи-
тельства и  Государственным комитетом Российской Федерации по управле-
нию государственным имуществом.
     Контракт между  государственным  заказчиком  и подрядчиком (далее
именуются сторонами) заключаются в течение  30  дней  после  получения
подрядчиком документов,  удостоверяющих  его победу на конкурсах (тор-
гах).
     3. Государственные заказчики при заключении контрактов на переда-
чу части своих функций  другим  хозяйствующим  субъектам  должны  пре-
дусматривать в  них обязательства по выполнению переданных им функций,
эффективному использованию выделяемых средств, а также ответственность
сторон за нарушение принятых обязательств.
     4. Государственные контракты заключаются с подрядной  организаци-
ей, победившей  на  конкурсе  (торгах)  на  основании исходных условий
(стоимость, сроки и другие показатели,  определяемые в соответствии  с
федеральными и межгосударственными целевыми программами) на весь пери-
од строительства объектов в порядке,  устанавливаемом  Государственным
комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства
с участием Министерства экономики Российской Федерации и  Министерства
финансов Российской Федерации.
     Срок строительства объекта  в  целом  определяется  на  основании
исходных условий  и  может быть уточнен по итогам проведения конкурсов
(торгов). Сроки приемки отдельных очередей,  пусковых комплексов, зда-
ний, сооружений определяются сторонами.
     Стоимость работ по строительству объектов определяется на основа-
нии проведенных конкурсов (торгов) в пределах исходных условий.
     Уточнение стоимости,  вызванное объективными причинами в процессе
строительства, производятся по договоренности сторон. Выделение допол-
нительных финансовых средств при  увеличении  стоимости  строительства
производится государственным заказчиком по согласованию с органом, вы-
делившим эти средства.
     Объемы подрядных  работ и необходимые финансовые средства распре-
деляются в контракте по годам  в  соответствии  с  календарным  планом
строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов.  В слу-
чаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нару-
шения непрерывности  финансирования срок строительства уточняется сто-
ронами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.
     5. Государственный  заказчик  при  исполнении  контракта выделяет
подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и
непрерывное финансирование строительства.  Размер,  сроки перечисления
аванса, порядок его погашения и условия промежуточных расчетов за  вы-
полнение работы  в  пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются
при заключении контракта.
     При невыполнении по вине подрядчика объемов работ,  предусмотрен-
ных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного пла-
тежа за  фактически выполненные работы уменьшается на стоимость не до-
выполненных работ или платежи задерживаются до устранения  допущенного
отставания.
     Окончательный расчет производится в месячный срок после  принятия
объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а
также отдельных зданий и сооружений,  если иной срок расчетов не  пре-
дусмотрен в контракте.
     В случае задержки установленных  контрактом  сроков  перечисления
аванса, оплаты  выполненных  работ  и  окончательных  расчетов,  госу-
дарственный заказчик возмещает  подрядчику  причиненные  в  результате
этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.
     6. В контракте могут предусматриваться  предоставляемые  в  соот-
ветствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и това-
ров для государственных нужд" конкретные льготы, а также условия, нап-
равленные на  стимулирование своевременного и качественного выполнения
работ.
     7. Государственный  заказчик несет ответственность за своевремен-
ную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по конт-
ракту возложено  на него.  Если в результате недопоставок оборудования
произведена остановка строительства более, чем на месяц срок окончания
строительства продлевается на период остановки производства работ.
     Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для  мон-
тажа устанавливается при заключении контракта.
     8. При необеспечении своевременного ввода в действие предприятий,
зданий, сооружений,  их очередей, пусковых комплексов, а также отдель-
ных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное  кре-
дитование их строительства приостанавливается  органом, выделившим эти
средства. Решение о завершении строительства принимается в установлен-
ном порядке по предложению государственного заказчика,  согласованному
с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов
Российской Федерации,  государственным  комитетом Российской Федерации
по вопросам архитектуры и строительства  и  другими  заинтересованными
министерства и ведомствами.
     Споры о возмещении убытков рассматриваются судом.
     9. В случае необеспечения установленных контрактом сроков ввода в
действие предприятий,  зданий, сооружений, их очередей, пусковых комп-
лексов, а  также отдельных объектов по вине подрядчика им уплачивается
штраф в размере одной тысячной части договорной  стоимости  за  каждый
день просрочки до фактического завершения строительства.
     Контрактом могут предусматриваться другие меры имущественной  от-
ветственности, а также взыскание убытков в полном размере.
     10. Подрядчик обязан устранить допущенные по  его  вине  дефекты,
обнаруженные в течение 12 месяцев со дня приемки построенного объекта,
если иной срок не установлен в контракте.