О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА 7 октября 1993 г. N 15-144 (Д) В целях повышения экономической заинтересованности и ответствен- ности участников инвестиционного процесса, укрепления договорной дисциплины и эффективного использования финансовых средств, выделенных на строительство объектов для федеральных государственных нужд, обеспечения их своевременного ввода в действие Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 ав- густа 1993 г. N 812 "Об утверждении Основных положений порядка заклю- чения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации". Этим постановлением утверждены Основные положе- ния порядка заключения и исполнения государственных контрактов (дого- воров подряда) на строительство объектов для федеральных государствен- ных нужд в Российской Федерации, предусматривающие наряду с другими принципиальными условиями обязательность применения конкретных мер имущественной ответственности сторон за нарушение принятых обяза- тельств, а также конкретные льготы, направленные на стимулирование своевременного и качественного выполнения работ, которые в соответст- вии с Законом "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" могут предусматриваться в контрактах. Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства поручено при разработке федеральных и межгосударственных целевых программ и пе- речня строек для федеральных государственных нужд вносить в Совет Ми- нистров - Правительство Российской Федерации по согласованию с госу- дарственными заказчиками, Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложения о видах, размерах и порядке представления экономических и других льгот, стиму- лирующих участников строительства. Министерствам, ведомствам, предприятиям и организациям - госу- дарственным заказчикам по согласованию с другими участниками строи- тельства рекомендовано привести ранее заключенные договоры на строи- тельство объектов для федеральных государственных нужд в соответствие с требованиями настоящего постановления. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Фе- дерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга при строительстве объектов для региональных госу- дарственных нужд рекомендовано руководствоваться Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации. Приостановлено действие на территории Российской Федерации поста- новления Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 г. N 1550 "Об ут- верждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство", а также пункта 4 постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. N 929 "Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям". В Основных положениях указано, что государственные контракты зак- лючаются с подрядной организацией, победившей на конкурсах (торгах) на основании исходных условий на весь период строительства объектов в по- рядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства с участием Министерства эконо- мики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. В этой связи Госстрой России разъясняет. При заключении и реализации государственных контрактов (договоров подряда) на вновь начинаемое строительство объектов, включенных в фе- деральные и межреспубликанские целевые программы и перечень других фе- деральных государственных нужд, финансируемых за счет федерального бюджета, государственных (льготных) инвестиционных кредитов и внебюд- жетных источников, привлекаемых для этих целей под государственные га- рантии, применяется общий порядок и положения, установленные Руко- водством по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации, утвержденным Минстроем России 27 мая 1992 года по согласованию с Минэкономики России и Минфином России, но с обяза- тельным учетом конкретных требований, установок и санкций, предусмот- ренных утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строи- тельство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации". В аналогичном порядке подрядчики заключают государственные конт- ракты (договоры субподряда) на выполнение отдельных видов и комплексов работ с субподрядными организациями. Выбор подрядчика для строительства объектов федеральных госу- дарственных нужд осуществляется государственным заказчиком на кон- курсной основе, включая проведение подрядных торгов в соответствии с Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроем России от 13 апреля 1993 г. N 660/18-7 и зарегистрированным Минюстом России 30 апреля 1993 г. N 244. Государственные заказчики, определенные в установленном Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для госу- дарственных нужд" порядке, могут на контрактной основе передавать часть своих функций другим хозяйствующим субъектам, включая и функции- на размещение заказа на строительство объектов и его осуществление. Наряду с этим государственным заказчикам в соответствии с решени- ем Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 мая 1993 г. N ОЛ-1120-17528 и постановлением Госстроя России от 3 июня 1993 г. N 18-19 для сопровождения государственных инвестиционных прог- рамм и объектов для государственных нужд разрешено заключать договоры на инжиниринговые услуги с акционерными обществами, концернами, корпо- рациями с оплатой затрат на эти услуги в размере до 0,15 процентов от стоимости строительных работ. Законченные строительством объекты принимаются в эксплуатацию государственным заказчиком в порядке, изложенном во Временном положе- нии по приемке законченных строительством объектов, сообщенном ми- нистерствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, орга- низациям и предприятиям (по списку) письмом Госстроя России от 9 июля 1993 г. N БЕ-19-11/13. Приложение: основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объ- ектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации на 3 л. Первый заместитель Председателя А.А.Бабенко УТВЕРЖДЕНЫ ПРИЛОЖЕНИЕ постановлением Совета Министров - к письму Госстроя России Правительства Российской Федерации от 1993 г. N от 14 августа 1993 г. N 812 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров) подряда на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации 1. Настоящие Основные положения определяют порядок заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строи- тельство объектов для федеральных государственных нужд (далее имену- ются - контракты). 2. Государственные заказчики размещают заказы на вновь начинаемое строительство на конкурсной основе, включая проведение подрядных тор- гов. Порядок проведения подрядных торгов устанавливается Государствен- ным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строи- тельства и Государственным комитетом Российской Федерации по управле- нию государственным имуществом. Контракт между государственным заказчиком и подрядчиком (далее именуются сторонами) заключаются в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, удостоверяющих его победу на конкурсах (тор- гах). 3. Государственные заказчики при заключении контрактов на переда- чу части своих функций другим хозяйствующим субъектам должны пре- дусматривать в них обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделяемых средств, а также ответственность сторон за нарушение принятых обязательств. 4. Государственные контракты заключаются с подрядной организаци- ей, победившей на конкурсе (торгах) на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами) на весь пери- од строительства объектов в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации. Срок строительства объекта в целом определяется на основании исходных условий и может быть уточнен по итогам проведения конкурсов (торгов). Сроки приемки отдельных очередей, пусковых комплексов, зда- ний, сооружений определяются сторонами. Стоимость работ по строительству объектов определяется на основа- нии проведенных конкурсов (торгов) в пределах исходных условий. Уточнение стоимости, вызванное объективными причинами в процессе строительства, производятся по договоренности сторон. Выделение допол- нительных финансовых средств при увеличении стоимости строительства производится государственным заказчиком по согласованию с органом, вы- делившим эти средства. Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства распре- деляются в контракте по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В слу- чаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нару- шения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сто- ронами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки. 5. Государственный заказчик при исполнении контракта выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения и условия промежуточных расчетов за вы- полнение работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотрен- ных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного пла- тежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость не до- выполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания. Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не пре- дусмотрен в контракте. В случае задержки установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов, госу- дарственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит. 6. В контракте могут предусматриваться предоставляемые в соот- ветствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и това- ров для государственных нужд" конкретные льготы, а также условия, нап- равленные на стимулирование своевременного и качественного выполнения работ. 7. Государственный заказчик несет ответственность за своевремен- ную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по конт- ракту возложено на него. Если в результате недопоставок оборудования произведена остановка строительства более, чем на месяц срок окончания строительства продлевается на период остановки производства работ. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для мон- тажа устанавливается при заключении контракта. 8. При необеспечении своевременного ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, а также отдель- ных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кре- дитование их строительства приостанавливается органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установлен- ном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и другими заинтересованными министерства и ведомствами. Споры о возмещении убытков рассматриваются судом. 9. В случае необеспечения установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, их очередей, пусковых комп- лексов, а также отдельных объектов по вине подрядчика им уплачивается штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства. Контрактом могут предусматриваться другие меры имущественной от- ветственности, а также взыскание убытков в полном размере. 10. Подрядчик обязан устранить допущенные по его вине дефекты, обнаруженные в течение 12 месяцев со дня приемки построенного объекта, если иной срок не установлен в контракте. |