КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10 ИЮНЯ 1996 ГОДА) Мы, многонациональный народ Республики Башкортостан, соединенные общей судьбой на своей земле, свидетельствуя уважение к правам и свободам человека и гражданина, всех народов, сознавая ответственность за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Республики Башкортостан, исходя из результатов республиканского референдума 25 апреля 1993 года, подтвердившего договорный характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации, заявляя о решимости создать демократическое правовое государство, принимаем в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Башкортостан. Раздел первый ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Статья 1. Республика Башкортостан есть суверенное демократическое правовое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Названия государства "Республика Башкортостан" и "Башкортостан" равнозначны. Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в Республике Башкортостан. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Башкортостан как государства. Статья 3. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в Республике Башкортостан является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан и принятым на ее основе законодательством. Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном Конституцией Республики Башкортостан порядке, создание новых или параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону. Статья 4. Гражданство Республики Башкортостан приобретается и прекращается в соответствии с законом Республики Башкортостан. Оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Республики Башкортостан обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Республики Башкортостан. Статья 5. Республика Башкортостан является самостоятельным субъектом обновленной Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в состав Российской Федерации на добровольной и равноправной основе. Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Договором об основах межгосударственных отношений Российской Федерации и Республики Башкортостан, другими двусторонними договорами и соглашениями. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам, добровольно переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан. Статья 6. Государственная власть в Республике Башкортостан осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Республике Башкортостан самостоятельны. На территории Республики Башкортостан обеспечивается единство государственной власти. Статья 7. Государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан. Статья 8. В Республике Башкортостан признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Статья 9. В Республике Башкортостан признаются и обеспечиваются равной защитой все формы собственности. Собственность неприкосновенна. Принудительное отчуждение имущества в общественных интересах может производиться только на основе закона Республики Башкортостан и при условии полной компенсации. Право собственности не может осуществляться в ущерб общественным интересам. Ограничение права собственности устанавливается только законом Республики Башкортостан. Статья 10. Земля, недра, природные богатства, другие природные ресурсы на территории Республики Башкортостан являются достоянием (собственностью) ее многонационального народа. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными богатствами, другими ресурсами регулируются законодательством Республики Башкортостан. Соглашения с федеральными органами власти Российской Федерации по этим вопросам заключаются на добровольной основе. Статья 11. Государственная собственность Республики Башкортостан является достоянием ее многонационального народа. В государственной собственности Республики Башкортостан находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности, средства государственного бюджета Республики Башкортостан, государственные банки Республики Башкортостан, валютный фонд, республиканские пенсионные, страховые, резервные и иные фонды. В государственной собственности Республики Башкортостан могут находиться средства производства, предприятия промышленности, транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, другие предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Республики Башкортостан. Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Республики Башкортостан, а также с законодательством Российской Федерации по вопросам, переданным по Договору в ведение Российской Федерации. Республика Башкортостан участвует в управлении имуществом, переданным Российской Федерацией для выполнения федеральных задач. Статья 12. Республика Башкортостан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Республике Башкортостан охраняются труд и здоровье людей определяется прожиточный минимум, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается поддержка семье, материнству, отцовству, детству, инвалидам и пожилым, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Статья 13. В Республике Башкортостан признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Республике Башкортостан признается многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Республики Башкортостан, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Статья 14. Республика Башкортостан - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религия и религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 15. Конституция Республики Башкортостан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Республики Башкортостан. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Республике Башкортостан, не должны противоречить Конституции Республики Башкортостан. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Статья 16. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Башкортостан являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Республики Башкортостан установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 17. Положения настоящего раздела Конституции Республики Башкортостан составляют основы конституционного строя Республики Башкортостан и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Республики Башкортостан. Раздел второй ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Глава I. Общие положения Статья 18. В Республике Башкортостан признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование прав и свобод для насильственного устранения конституционного строя Республики Башкортостан, разжигания расовой, национальной, социальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Статья 19. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статья 20. Все равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности в общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы и ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Статья 21. Перечисление в Конституции Республики Башкортостан основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Республике Башкортостан не могут быть приняты законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Республики Башкортостан, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Глава II. Гражданство Статья 22. Республика Башкортостан имеет свое гражданство. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Башкортостан, а также другие вопросы, связанные с гражданством, определяются Законом о гражданстве Республики Башкортостан. Граждане Республики Башкортостан имеют гражданство и Российской Федерации. Статья 23. Гражданин Республики Башкортостан может иметь также гражданство другого государства в соответствии с законом Республики Башкортостан или международным договором Республики Башкортостан. Наличие у гражданина Республики Башкортостан иного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из гражданства Республики Башкортостан. Проживание гражданина Республики Башкортостан за пределами Республики Башкортостан не прекращает его гражданства. Статья 24. Лица, не являющиеся гражданами Республики Башкортостан и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами и несут обязанности граждан Республики Башкортостан, кроме случаев, установленных законодательством. Республика Башкортостан поощряет приобретение гражданства Республики Башкортостан лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Статья 25. Право убежища в Республике Башкортостан иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется в соответствии с нормами международного права. Глава III. Гражданские и политические права граждан Статья 26. Каждый имеет право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Республика Башкортостан стремится к полной отмене смертной казни. Смертная казнь, впредь до ее отмены, может применяться в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни и только по приговору суда. Статья 27. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Статья 28. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Законность задержания проверяется в судебном порядке. Статья 29. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании закона и в судебном порядке. Статья 30. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить гражданам Республики Башкортостан возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 31. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения. Обыск допускается на основании решения суда. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной, установленный законом порядок производства обыска, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности обыска. Статья 32. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Республики Башкортостан. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно выезжать за пределы республики и беспрепятственно возвращаться в Республику Башкортостан. Статья 33. Гражданам Республики Башкортостан гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом Республики Башкортостан. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Статья 34. Гражданам Республики Башкортостан гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона. Статья 35. Граждане Республики Башкортостан вправе определять и указывать национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Граждане Республики Башкортостан имеют право на свободный выбор языка общения, на пользование родным языком, обучение и воспитание на родном языке. Статья 36. Республика Башкортостан признает и гарантирует равные права на сохранение и развитие языков всех национальных групп, проживающих на ее территории, создает возможности для их свободного развития. Правовой статус языков определяется законом Республики Башкортостан. Статья 37. Граждане Республики Башкортостан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Республики Башкортостан имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В выборах Президента Республики Башкортостан, депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан и в референдуме Республики Башкортостан вправе участвовать граждане Республики Башкортостан, находящиеся за ее пределами. Статья 38. Граждане Республики Башкортостан имеют равный доступ к государственной службе. Порядок приема на государственную службу, ее прохождение, классификация должностей и специальных званий, увольнение от должности, а также другие вопросы государственной службы регулируются законодательством Республики Башкортостан. Статья 39. Граждане Республики Башкортостан имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Статья 40. Граждане Республики Башкортостан имеют право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем. Правовой статус общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Башкортостан, определяется законом Республики Башкортостан. Статья 41. Граждане Республики Башкортостан имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок. Глава IV. Экономические, социальные и культурные права и свободы Статья 42. В Республике Башкортостан признается и гарантируется право частной, коллективной, государственной, муниципальной, общественной и конфессиональной собственности. Право собственности принадлежит гражданам, их объединениям, государству. Граждане Республики Башкортостан вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения с соблюдением условий, установленных законом. Право наследования гарантируется законом. Статья 43. Граждане Республики Башкортостан имеют право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. На территории Республики Башкортостан допускается предпринимательская деятельность иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства. Условия и порядок этой деятельности, включая гарантии прав иностранных инвесторов, устанавливаются законодательством Республики Башкортостан. Статья 44. Республика Башкортостан защищает права потребителя, поддерживает деятельность обществ в защиту этих прав и иные формы их охраны. Потребитель имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему производителями товаров, торговыми, сервисными, рекламными и иными организациями. Статья 45. Труд свободен. Граждане Республики Башкортостан имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Граждане Республики Башкортостан имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом, а также право на защиту от безработицы. Республика Башкортостан содействует полной занятости населения, осуществляет программы профессионального обучения и подготовки работников с учетом социальных потребностей и их личных способностей, гарантирует выплату пособий по безработице. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом Республики Башкортостан способов их разрешения, включая право на забастовку. Статья 46. Граждане Республики Башкортостан имеют право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом Республики Башкортостан продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и производств. Статья 47. Семья, материнство, отцовство, детство, старость находятся под защитой Республики Башкортостан. Брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов. Забота о детях, их воспитание, содержание - равное право и обязанность родителей. Труд по воспитанию детей является основанием для социального обеспечения. Дети пользуются равной правовой и социальной защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Республика Башкортостан обеспечивает содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Статья 48. Граждане Республики Башкортостан имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Республике Башкортостан финансируются республиканские программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Статья 49. Граждане Республики Башкортостан имеют право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом. Статья 50. Гражданам Республики Башкортостан гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом и должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. В Республике Башкортостан поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Статья 51. Граждане Республики Башкортостан имеют право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Республика Башкортостан ведет и поощряет жилищное строительство, создает условия для реализации права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 52. Граждане Республики Башкортостан имеют право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, внешкольного, общего и начального профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее и среднее профессиональное образование в государственном или в муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Республика Башкортостан устанавливает республиканские государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Статья 53. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического, и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Республика Башкортостан обеспечивает сохранение и защиту интеллектуального и художественного наследия, приумножение культурных ценностей, сохранения и развитие культуры башкирского народа, национальных культур других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Этнические общности имеют право создавать свои национально-культурные объединения. Глава V. Гарантии прав и свобод Статья 54. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан гарантируется. Граждане Республики Башкортостан вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 55. Гражданам Республики Башкортостан гарантируется судебная защита их прав и свобод. Решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Граждане Республики Башкортостан вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Статья 56. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Статья 57. Гражданам Республики Башкортостан гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 58. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый на обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 59. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 60. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 61. Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Граждане Республики Башкортостан имеют право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Статья 62. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственности за деяние, которое в момент его завершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, который не опубликован официально для всеобщего сведения. Глава VI. Обязанности Статья 63. Граждане Республики Башкортостан обязаны соблюдать Конституцию Республики Башкортостан и законы Республики Башкортостан, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц. Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение. Статья 64. Граждане Республики Башкортостан обязаны беречь природу, сохранять ее богатства и окружающую среду, гуманно относиться к животному и растительному миру. Граждане-землепользователи обязаны бережно относиться к земле, повышать ее плодородие. Статья 65. Граждане Республики Башкортостан обязаны платить налоги и сборы в порядке и в размерах, установленных законом или основанными на законе решениями иных государственных органов и органов местного самоуправления. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Статья 66. Граждане Республики Башкортостан в соответствии с установленным законом Республики Башкортостан порядком несут гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия. Статья 67. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Республики Башкортостан. Граждане Республики Башкортостан несут военную службу в соответствии с законами Республики Башкортостан и Российской Федерации. Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина Республики Башкортостан, а также в иных установленных законом случаях, она может быть заменена альтернативной гражданской службой. Статья 68. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя республики в соответствии с законом Республики Башкортостан могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Башкортостан и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном законом Республики Башкортостан. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 26, 27, 29 (часть 1), 30, 34, 43 (часть 1), 51 (часть 1), 55-62 Конституции Республики Башкортостан. Федеральные органы власти Российской Федерации не могут вводить чрезвычайное положение на территории Республики Башкортостан или в отдельных ее местностях без предварительного согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Раздел третий ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Глава VII. Республика Башкортостан - суверенное государство Статья 69. Республика Башкортостан образована в результате реализации права башкирской нации на самоопределение и защищает интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет Республики Башкортостан есть ее неотъемлемое качественное состояние и распространяется на всю ее территорию в пределах существующих границ. Статья 70. Отношения Республики Башкортостан с Российской Федерацией являются договорными. Входя в состав Российской Федерации на договорной и равноправной основе, Республика Башкортостан сохраняет за собой всю полноту государственной власти на всей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Российской Федерации. Статья 71. Республика Башкортостан производит взносы в бюджет Российской Федерации в размерах, определяемых ежегодно соглашением сторон, для реализации делегированных Российской Федерации полномочий и осуществления иных расходов в интересах обеих сторон. Статья 72. Территория, статус и границы Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия. Статья 73. Республика Башкортостан обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, участвует в решении вопросов, переданных ею по Договору в ведение Российской Федерации. Республика Башкортостан координирует и контролирует деятельность всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на ее территории. Статья 74. Республика Башкортостан является самостоятельным участников международных и внешнеэкономических отношений и связей, кроме тех, которые добровольно переданы по Договору в ведение Российской Федерации. Республика Башкортостан имеет Постоянное представительство в Москве. Республика Башкортостан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры и обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами; участвует в деятельности международных организаций. Статья 75. Внешнеполитическая деятельность Республики Башкортостан основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, принципов мирного урегулирования споров, прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права. Общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет над законами Республики Башкортостан. Статья 76. Республика Башкортостан может участвовать в межгосударственных объединениях, входить в содружества государств и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Республики Башкортостан. Статья 77. Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Башкортостан относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. Республика Башкортостан участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности Российской Федерации, оснащении ее Вооруженных Сил всем необходимым. Обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан Республики Башкортостан по обеспечению безопасности и укреплению обороноспособности Российской Федерации определяются соглашениями Республики Башкортостан и Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними законами Республики Башкортостан и законами Российской Федерации. Правила призыва на военную службу и ее несения военнослужащими устанавливаются соглашениями Республики Башкортостан и Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними законами Республики Башкортостан и законами Российской Федерации. Статья 78. Республика Башкортостан отвергает насилие и войну как средства разрешения споров между государствами и народами. В Республике Башкортостан пропаганда войны запрещается. На территории Республики Башкортостан не допускается размещение оружия массового поражения. Глава VIII. Организация государственной власти 1. Государственное Собрание Республики Башкортостан Статья 79. Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Башкортостан. Статья 80. Государственное Собрание Республики Башкортостан состоит из двух палат - Палаты Представителей и Законодательной Палаты. Статья 81. Государственное Собрание Республики Башкортостан избирается сроком на четыре года. Государственное Собрание Республики Башкортостан собирается на свое первое заседание на пятнадцатый день после избрания. Президент Республики Башкортостан может созвать заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан ранее этого срока. Первое заседание Государственного Собрания Республики Башкортостан открывает старейший по возрасту депутат. Статья 82. Депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан, достигший 21 года, имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться депутатом Палаты Представителей и депутатом Законодательной Палаты. Депутат Законодательной Палаты не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти. Порядок выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан устанавливается Законом Республики Башкортостан. Статья 83. Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан имеет право: 1) внесения законопроектов и предложений об их разработке; 2) запроса к любому органу или должностному лицу Республики Башкортостан; орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, должны дать ответ на заседаниях Государственного Собрания Республики Башкортостан, его палат, комитетов и комиссий в установленный законом срок; 3) выступления на заседаниях палат, комитетов, комиссий; 4) выдвижения кандидатур на выборные должности в палатах, комитетах, комиссиях; 5) постановки вопросов о вызове любого должностного лица, гражданина в палаты, комитеты, комиссии; 6) участия в образовании и деятельности депутатских фракций и групп; 7) на иные действия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан. Статья 84. Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан обладает депутатской неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается по представлению прокурора Республики Башкортостан соответствующей палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан на основании заключения ее комиссии, специально образуемой для данного случая. Депутат Государственного Собрания Республики Башкортостан не может быть привлечен к юридической ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата. Статья 85. Законодательная Палата - постоянно действующий законодательный орган Республики Башкортостан. Депутаты Законодательной Палаты работают на профессиональной постоянной основе. Депутат Законодательной Палаты не может находиться на государственной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Заседания Палаты Представителей проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Депутаты Палаты Представителей освобождаются от выполнения служебных или производственных обязанностей на определенный срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности в Государственном Собрании, Палате Представителей, их комитетах и комиссиях, а также для выполнения иных депутатских полномочий. Статья 86. Палата Представителей и Законодательная Палата заседают, как правило, раздельно. Палаты собираются совместно для заслушивания посланий и докладов Президента Республики Башкортостан, посланий Конституционного суда Республики Башкортостан, докладов Кабинета Министров Республики Башкортостан, выступлений представителей других государств, а также для рассмотрения иных вопросов в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Башкортостан. Статья 87. Государственное Собрание Республики Башкортостан избирает Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан. Председатель Государственного Собрания ведет заседания Государственного Собрания и ведает его внутренним распорядком. Государственное Собрание Республики Башкортостан образует комитеты и комиссии, осуществляет по вопросам своего ведения депутатский контроль, проводит депутатские слушания и расследования. Государственное Собрание Республики Башкортостан принимает регламент и постановления по вопросам организации и процедуры своей деятельности. Статья 88. К ведению Государственного Собрания Республики Башкортостан относится: 1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений; 2) принятие кодексов и законов Республики Башкортостан, внесение в них изменений; 3) определение совместно с Президентом Республики Башкортостан внутренней и внешней политики Республики Башкортостан; 4) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан; 5) определение административно-территориального устройства Республики Башкортостан; образование новых районов и городов, их наименование и переименование; 6) утверждение государственного бюджета Республики Башкортостан и осуществление контроля за его исполнением; установление доходов, поступающих на образование государственного бюджета республики; решение вопросов финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; 7) установление порядка организации и деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Башкортостан, органов местной власти и органов местного самоуправления; определение правового статуса общественных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Башкортостан; 8) обеспечение единства законодательного регулирования на всей территории Республики Башкортостан; осуществление законодательного регулирования отношений собственности, организации управления экономикой и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений; 9) избрание Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан; 10) дача согласия Президенту Республики Башкортостан на назначение Премьер-министра Республики Башкортостан; 11) решение вопросов о доверии Президенту Республики Башкортостан и об отставке Президента Республики Башкортостан; 12) решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан; 13) принятие решения о проведении республиканского народного голосования (референдума); 14) назначение выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, Президента Республики Башкортостан, депутатов представительных органов местной власти, утверждение Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан; 15) образование Комитета парламентского контроля Республики Башкортостан; 16) избрание Председателя, заместителя Председателя и других судей Конституционного суда Республики Башкортостан; 17) избрание Верховного Суда Республики Башкортостан в составе Председателя Верховного суда Республики Башкортостан, его заместителей, председателей коллегий, судей Верховного Суда Республики Башкортостан; судей местных судов; утверждение Президиума и судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан; 18) избрание высшего арбитражного суда Республики Башкортостан в составе Председателя Высшего арбитражного суда, его заместителей, председателей коллегий, судей арбитражного суда; 19) назначение Прокурора Республики Башкортостан; 20) назначение Уполномоченного Республики Башкортостан по правам человека; 21) ратификация и денонсация международных договоров Республики Башкортостан; 22) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, установление специальных званий, классных чинов, почетных званий Республики Башкортостан; 23) издание актов об амнистии; 24) утверждение Указа Президента Республики Башкортостан о введении чрезвычайного положения; 25) отмена указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан в случае их несоответствия Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан; 26) отмена противоречащих законодательству решений районных, городских представительных органов власти; 27) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан. Компетенция Палаты Представителей и Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан определяется законом о Государственном Собрании Республики Башкортостан. Статья 89. Государственное Собрание Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления. Статья 90. Для обеспечения деятельности Государственного Собрания Республики Башкортостан образуется Секретариат. Положение о Секретариате Государственного Собрания Республики Башкортостан, его структура и штатное расписание утверждаются Государственным Собранием Республики Башкортостан. 2. Президент Республики Башкортостан Статья 91. Главой Республики Башкортостан является Президент Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина, соблюдения Конституции и законов Республики Башкортостан, а также международных договоров и соглашений Республики Башкортостан, защищает государственный суверенитет, экономические и политические интересы Республики Башкортостан. Президент как глава Республики Башкортостан является ее высшим должностным лицом, представляющим Республику Башкортостан внутри республики и в международных отношениях. Статья 92. Президентом Республики Башкортостан может быть избран гражданин Республики Башкортостан не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет, обладающий избирательным правом, проживающий на территории Республики Башкортостан не менее десяти лет и владеющий башкирским и русским языками. Президент Республики Башкортостан избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Башкортостан более двух сроков подряд. Статья 93. Президент Республики Башкортостан избирается гражданами Республики Башкортостан на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном законом. Статья 94. При вступлении в должность Президент Республики Башкортостан приносит народу следующую присягу: "Торжественно клянусь верно служить многонациональному народу Республики Башкортостан, укреплять и защищать ее суверенитет, строго следовать Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня народом обязанности Президента Республики Башкортостан". Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан, членов Кабинета Министров Республики Башкортостан и судей Конституционного суда, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан. Статья 95. Президент Республики Башкортостан: 1) обеспечивает права и свободы человека и гражданина Республики Башкортостан, государственный суверенитет Республики Башкортостан, государственно-территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории; 2) обладает правом законодательной инициативы; 3) подписывает и обнародует законы Республики Башкортостан; 4) представляет не реже одного раза в год доклады Государственному Собранию Республики Башкортостан о положении в республике, обращается с посланиями к народу Республики Башкортостан и к Государственному Собранию Республики Башкортостан; 5) назначает Премьер-министра Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан; 6) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан предложения об образовании и упразднении министерств и государственных комитетов Республики Башкортостан; назначает и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан; 7) руководит деятельностью Кабинета Министров Республики Башкортостан; 8) принимает отставку Кабинета Министров Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан; 9) опротестовывает и приостанавливает самостоятельно или по заключению Конституционного суда Республики Башкортостан действие актов государственных органов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан; 10) представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуры на пост Председателя Конституционного суда Республики Башкортостан, Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан и Председателя Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, судей высших судебных органов, а также судей местных судов, представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан кандидатуру для назначения на пост Прокурора Республики Башкортостан, а также входит в Государственное Собрание с представлением о его освобождении; 11) назначает Председателя Национального банка Республики Башкортостан; 12) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Республики Башкортостан; 13) формирует и возглавляет Совет безопасности Республики Башкортостан, статус которого определяется законом Республики Башкортостан; 14) назначает и освобождает глав администраций районов и городов; 15) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствии с законом чрезвычайное положение в Республике Башкортостан или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Государственного Собрания в срок не позднее одних суток; 16) представляет Республику Башкортостан в отношениях с Российской Федерацией и другими республиками, а также в международных отношениях; 17) участвует от имени Республики Башкортостан в решении вопросов, предусмотренных Договором с Российской Федерацией, назначает и отзывает представителей Республики Башкортостан при высших органах государственного управления Российской Федерации и других республик, а также в иностранных государствах и международных организациях; 18) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Башкортостан и предоставления убежища; 19) осуществляет право помилования граждан, осужденных на основании законов Республики Башкортостан; 20) награждает государственными наградами Республики Башкортостан, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания Республики Башкортостан; 21) формирует Аппарат Президента Республики Башкортостан; 22) осуществляет иные полномочия, возложенные на него настоящей Конституцией, законом о Президенте Республики Башкортостан и другими законами Республики Башкортостан. Статья 96. Полномочия Президента Республики Башкортостан не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. Статья 97. Президент Республики Башкортостан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает указы и распоряжения, проверяет их исполнение. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан не могут противоречить Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан. Указы и распоряжения Президента Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан. Президент Республики Башкортостан вправе отменять решения руководителей исполнительной власти на территории Республики Башкортостан, если они противоречат Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан, а также отстранять от исполнения обязанностей руководителей исполнительной власти в случае нарушения ими законодательства Республики Башкортостан. Статья 98. Личность Президента Республики Башкортостан неприкосновенна и охраняется законом. в случае нарушения Президентом Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан и законов Республики Башкортостан, а также данной им присяги Государственное Собрание Республики Башкортостан по заключению Конституционного суда Республики Башкортостан вправе выразить недоверие Президенту Республики Башкортостан, принять постановление об его отрешении от должности и назначить выборы нового Президента Республики Башкортостан в порядке, установленном законом. Президент Республики Башкортостан может подать в отставку. Вопрос об отставке Президента решается Государственным Собранием Республики Башкортостан. Статья 99. В случае отрешения Президента Республики Башкортостан от должности, отставки Президента Республики Башкортостан, а также в случае смерти Президента Республики Башкортостан в период доизбрания нового Президента полномочия Президента Республики Башкортостан исполняет Премьер-министр Республики Башкортостан, а если это невозможно - Председатель Государственного Собрания Республики Башкортостан. 3. Кабинет Министров Республики Башкортостан Статья 100. Кабинет Министров Республики Башкортостан - правительство Республики Башкортостан - является органом исполнительной власти, подотчетным Государственному Собранию Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан. Статья 101. Кабинет Министров Республики Башкортостан формируется Президентом Республики Башкортостан. Премьер-министр Республики Башкортостан назначается Президентом Республики Башкортостан с согласия Государственного Собрания Республики Башкортостан. Заместители Премьер-министра Республики Башкортостан, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики Башкортостан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Республики Башкортостан. По представлению Премьер-министра Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан может включить в состав правительства Республики Башкортостан руководителей других органов и организаций Республики Башкортостан. Члены Кабинета Министров Республики Башкортостан не могут быть депутатами Законодательной Палаты Государственного Собрания и местных представительных органов Республики Башкортостан, занимать какую-либо иную государственную должность, входить в состав руководящих органов коммерческих предприятий, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 102. Вновь образованный Кабинет Министров Республики Башкортостан представляет на рассмотрение Президента Республики Башкортостан и Государственного Собрания Республики Башкортостан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий. Кабинет Министров Республики Башкортостан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Государственным Собранием Республики Башкортостан. Предложения о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может внести группа депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан в составе не менее 30 депутатов. Вопрос о доверии Кабинету Министров Республики Башкортостан может поставить перед Государственным Собранием также Президент Республики Башкортостан. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей и большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан. В случае принятия Государственным Собранием Республики Башкортостан решения о недоверии Кабинету Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан распускает правительство Республики Башкортостан путем принятия постановления об отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан. При отставке Кабинета Министров Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан обязан сформировать в двухнедельный срок новое правительство Республики Башкортостан. Статья 103. Кабинет Министров Республики Башкортостан проводит выработанную Государственным Собранием Республики Башкортостан и Президентом Республики Башкортостан внутреннюю и внешнюю политику Республики Башкортостан. Кабинет Министров Республики Башкортостан правомочен решать вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Республики Башкортостан, поскольку они не входят согласно Конституции Республики Башкортостан и законам Республики Башкортостан в компетенцию Государственного Собрания Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан. В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Башкортостан: 1) осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; 2) осуществляет меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения; 3) организует разработку и исполнение государственного бюджета Республики Башкортостан, а также прогнозов экономического и социального развития Республики Башкортостан и важнейших республиканских программ, определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; 4) осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов; 5) осуществляя единую государственную политику, координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права на образование, преемственность и разнообразие форм образования; организацию охраны здоровья населения; обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан; обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; 6) осуществляет меры по защите интересов Республики Башкортостан, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан, принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; 7) осуществляет руководство в области отношений Республики Башкортостан с другими государствами; 8) осуществляет руководство органами государственного управления; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Республики Башкортостан. Статья 104. Кабинет Министров Республики Башкортостан на основе и во исполнение законов Республики Башкортостан и иных решений Государственного Собрания Республики Башкортостан, указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан, а также законов Российской Федерации и иных решений Федерального Собрания Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Кабинета Министров Российской Федерации, принятых по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации, издает постановления и распоряжения и контролирует их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан обязательны к исполнению на всей территории Республики Башкортостан. Статья 105. Кабинет Министров Республики Башкортостан в пределах своей компетенции имеет право вносить предложения Президенту Республики Башкортостан об отмене постановлений и распоряжений глав районной и городской администрации. Кабинет Министров Республики Башкортостан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан, других подведомственных ему органов. Статья 106. Кабинет Министров Республики Башкортостан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Башкортостан и других подведомственных ему органов. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Башкортостан руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Кабинету Министров Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан. Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Башкортостан несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления. Статья 107. Структура Кабинета Министров Республики Башкортостан, компетенция, порядок деятельности и отношения Кабинета Министров Республики Башкортостан с другими государственными органами Республики Башкортостан, с государственными органами Российской Федерации, других республик определяются законом о Кабинете Министров Республики Башкортостан. Глава IX. Местная власть Статья 108. Местная власть в Республике Башкортостан обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В Республике Башкортостан устанавливаются два вида местной власти: местное государственное управление и местное самоуправление. Статья 109. Система местного государственного управления действует в районах и городах республиканского подчинения Республики Башкортостан. Местное государственное управление в районах и городах республиканского подчинения действует в лице представительного органа местной власти и местной администрации. Их правовое положение определяется законом Республики Башкортостан. Статья 110. Местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления населения (референдумы, собрания, сходы), а также через выборные и другие органы местного самоуправления. Изменение границ территориальных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с согласия их населения. Статья 111. Органы местного самоуправления в соответствии с законом самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы государственной власти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению. Статья 112. Местное самоуправление в Республике Башкортостан гарантируется: самостоятельным определением структуры местного самоуправления; правом на судебную защиту и на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан. Принципы, организация и гарантии местного самоуправления устанавливаются законом Республики Башкортостан. Статья 113. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна органам государственной власти Республики Башкортостан. Глава Х. Выборы Статья 114. Формирование органов государственной власти и органов местной власти осуществляется в соответствии с законами Республики Башкортостан. Статья 115. Выборы проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 116. Выборы от избирательных округов являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Башкортостан, достигшие 18 лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также психически больные граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах. Статья 117. Выборы являются равными. Каждый избиратель имеет один голос. Избирательные округа образуются, как правило, с равным числом избирателей. Статья 118. Выборы являются прямыми. Органы власти избираются гражданами непосредственно. Статья 119. Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается. Статья 120. Организация и подведение итогов выборов осуществляются избирательными комиссиями. Вся их работа ведется открыто и гласно. Статья 121. Гражданам Республики Башкортостан, собраниям избирателей, партиям, другим общественным объединениям гарантируется возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации "за" или "против" кандидата на собраниях и в средствах массовой информации. Статья 122. Воспрепятствование гражданам Республики Башкортостан в реализации их избирательных прав, фальсификация результатов выборов и другие нарушения законов в выборах влекут юридическую ответственность. Статья 123. Споры по поводу регистрации кандидатов, проведения и итогов выборов рассматриваются судом, решение которого является окончательным. Глава XI. Административно-территориальное устройство Статья 124. Территория Республики Башкортостан целостна, едина, неделима, неотчуждаемы. Статья 125. Республика Башкортостан самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства республики. Порядок образования, изменения и упразднения административно-территориальных единиц, критерии отнесения поселений республики к городским и сельским населенным пунктам, а также иные вопросы административно-территориального устройства республики регулируются законом Республики Башкортостан. Глава XII. Законодательство. Суды и правоохранительные органы 1. Система законодательства Статья 126. Республика Башкортостан имеет самостоятельную систему законодательства, обеспечивающую правовое регулирование всех общественных отношений, кроме тех, регулирование которых добровольно передано Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации. Статья 127. Приоритетными направлениями развития системы законодательства Республики Башкортостан являются: конституционное законодательство; законодательство, обеспечивающее развитие экономических (имущественных) отношений и иных связанный с ними отношений; законодательство, обеспечивающее рациональное использование и надежную охрану природной среды; законодательство, обеспечивающее эффективное управление экономическим и социально-культурным развитием; законодательство, обеспечивающее эффективную деятельность правоохранительных и судебных органов республики; уголовное законодательство; процессуальное законодательство; правоисполнительное законодательство; международные и межреспубликанские договоры и соглашения. Статья 128. Законы Республики Башкортостан обладают верховенством на всей территории Республики Башкортостан. Обязательными на территории Республики Башкортостан являются законы Российской Федерации, принятые по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору в ведение Российской Федерации. Статья 129. Право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Башкортостан принадлежит Палате Представителей, Законодательной Палате, депутатам, комитетам и комиссиям палат, Президенту Республики Башкортостан, Кабинету Министров Республики Башкортостан, а также Конституционному суду Республики Башкортостан, Верховному суду Республики Башкортостан, Высшему арбитражному суду Республики Башкортостан, Прокурору Республики Башкортостан, а также действующим на основе законов Республики Башкортостан общественным объединениям и союзам в лице их республиканских выборных органов. Законопроекты о введении или отмене налогов, частичном или полном освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, могут быть внесены при наличии заключения Кабинета Министров Республики Башкортостан. Статья 130. Законы Республики Башкортостан принимаются Законодательной Палатой в установленном законом порядке. Полномочия Палаты Представителей в законодательном процессе определяются законом. Статья 131. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту Республики Башкортостан для подписания и обнародования. Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент Республики Башкортостан в течение четырнадцати дней с момента поступления закона отклонит его, то Законодательная Палата и Палата Представителей в установленном законе порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей, он подлежит подписанию Президентом Республики Башкортостан в течение семи дней и обнародованию. Процедура обнародования законов определяется законом Республики Башкортостан. 2. Судебная система Статья 132. Судебную власть в Республике Башкортостан представляют суды, образованные на основе настоящей Конституции. Судебную систему Республики Башкортостан составляют: Конституционный суд Республики Башкортостан - высший судебный орган защиты конституционного строя, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства; Верховный суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти, осуществляемой в форме гражданского, административного, уголовного судопроизводства; Высший арбитражный суд Республики Башкортостан - высший экономический судебный орган; местные суды. Организация, полномочия и порядок деятельности судов в Республике Башкортостан определяются законами Республики Башкортостан. Статья 133. Правосудие в Республике Башкортостан осуществляется только судом. Суды Республики Башкортостан независимы и подчиняются только закону и Конституции Республики Башкортостан. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. Статья 134. Конституционный суд Республики Башкортостан в целях защиты конституционного строя Республики Башкортостан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Башкортостан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности: 1) международных договоров Республики Башкортостан; 2) республиканских законов и других актов Государственного Собрания Республики Башкортостан; 3) договоров между органами государственной власти и управления Республики Башкортостан и Российской Федерации, другими республиками; 4) нормативных актов Президента Республики Башкортостан, Кабинета Министров Республики Башкортостан и иных высших органов исполнительной власти Республики Башкортостан; 5) иных дел, если они предусмотрены законом и не противоречат юридической природе Конституционного суда Республики Башкортостан. Конституционный суд Республики Башкортостан решает вопросы об антиконституционности политических партий, ограничении их деятельности, запрещении и роспуске. Конституционный суд Республики Башкортостан дает заключения о соответствии Конституции Башкортостан: 1) действий и решений Президента Республики Башкортостан, а также иных высших должностных лиц Республики Башкортостан, если согласно Конституции Республики Башкортостан неконституционность их действий и решений служит основанием для отрешения от должности или приведения в действие иного специального механизма их ответственности; 2) ратифицированных или вступивших в силу без ратификации международных договоров Республики Башкортостан. Конституционный суд Республики Башкортостан дает общеобязательное толкование Конституции Республики Башкортостан. Конституционный суд Республики Башкортостан дает заключения об утрате, в том числе временной, Президентом Республики Башкортостан способности исполнять свои обязанности. Акты, признанные Конституционным судом Республики Башкортостан неконституционными, утрачивают силу. Решения Конституционного суда Республики Башкортостан вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Статья 135. Верховный суд Республики Башкортостан осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью судов Республики Башкортостан. Статья 136. Высший арбитражный суд Республики Башкортостан разрешает экономические споры и споры в сфере управления. Статья 137. Судьями в Республике Башкортостан могут быть граждане Республики Башкортостан, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии. Законом Республики Башкортостан могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Республики Башкортостан. Судья в Республик Башкортостан не может быть депутатом, членом политической партии, не может заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 138. Судьи всех судов избираются на десять лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом Республики Башкортостан. Статья 139. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом законом Республики Башкортостан. Статья 140. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом Республики Башкортостан. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Граждане Республики Башкортостан участвуют в осуществлении правосудия в порядке, установленном законом Республики Башкортостан. Статья 141. Финансирование судов производится из республиканского бюджета Республики Башкортостан и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом Республики Башкортостан. 3. Прокуратура и Следственный комитет Статья 142. Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции Республики Башкортостан, действующих на территории Республики Башкортостан законов всеми министерствами, государственными комитетами и другими органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами местной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными объединениями, кооперативными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Башкортостан осуществляется Прокурором Республики Башкортостан и подчиненными ему прокурорами. Статья 143. Прокурор Республики Башкортостан назначается на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан. Нижестоящие прокуроры назначаются Прокурором Республики Башкортостан. Срок полномочий Прокурора Республики Башкортостан и всех нижестоящих прокуроров - 5 лет. Статья 144. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия в соответствии с законом, подчиняясь Прокурору Республики Башкортостан. Полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Республики Башкортостан определяются законом Республики Башкортостан. Статья 145. Для осуществления предварительного следствия образуется Следственный комитет Республики Башкортостан. Председатель Следственного комитета назначается на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан сроком на 5 лет. Организация, полномочия и порядок деятельности Следственного комитета Республики Башкортостан определяются законом Республики Башкортостан. Надзор за законностью предварительного следствия осуществляют Прокурор Республики Башкортостан и подчиненные ему прокуроры. 4. Адвокатура и нотариат Статья 146. Адвокатура в Республике Башкортостан представляет собой независимое профессиональное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. В Республике Башкортостан разрешается частная адвокатская деятельность. Организация и порядок деятельности адвокатуры регулируются законом Республики Башкортостан. Статья 147. Нотариат в Республике Башкортостан призван обеспечить в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства. Совершение нотариальных действий в Республике Башкортостан возлагается на нотариусов. Нотариусы могут заниматься частной практикой или работать в государственных нотариальных конторах. Организация и порядок деятельности нотариатов определяются законом Республики Башкортостан. Раздел четвертый ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ Статья 148. Финансовая самостоятельность Республики Башкортостан обеспечивается бюджетной системой Республики Башкортостан. Бюджетная система Республики Башкортостан состоит из республиканского бюджета Республики Башкортостан и бюджетов административно-территориальных единиц Республики Башкортостан (местные бюджеты). Принципы и организация бюджетной системы Республики Башкортостан определяются Законом Республики Башкортостан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Башкортостан" и другими законами республики. Статья 149. Республика Башкортостан проводит единую бюджетно-финансовую, налоговую, денежно-кредитную, валютную и ценовую политику, координируемую с соответствующей политикой Российской Федерации на договорной основе. Статья 150. Республиканский бюджет Республики Башкортостан ежегодно принимается Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. Отчет об исполнении республиканского бюджета Республики Башкортостан Президент Республики Башкортостан представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан не позднее трех месяцев после истечения отчетного бюджетного года. Постатейные отчеты об исполнении республиканского бюджета подлежат опубликованию не позднее шести месяцев после завершения финансового года. Статья 151. Города и районы Республики Башкортостан пользуются бюджетной автономией. Бюджеты, утверждаемые соответствующими представительными органами власти, должны включать все предполагаемые доходы и планируемые расходы. Бюджеты всех уровней формируются ежегодно в соответствии с бюджетным законодательством Республики Башкортостан. Статья 152. Республика Башкортостан самостоятельно определяет общие принципы налогообложения и сборов в бюджет с учетом принятых в республике законов и дополнительных соглашений с соответствующими федеральными органами. Статья 153. Все юридические лица - хозяйствующие субъекты, находящиеся на территории Республики Башкортостан, а также физические лица вносят все налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджетную систему Республики Башкортостан. Статья 154. Государственное Собрание Республики Башкортостан ежегодно утверждает взносы в бюджет Российской Федерации в размерах, определяемых соглашением сторон, для реализации делегированных Российской Федерацией полномочий и осуществления иных расходов в интересах обеих сторон. Статья 155. Банковскую систему Республике Башкортостан составляют Национальный банк Республики Башкортостан, а также иные государственные и коммерческие банки. Национальный банк Республики Башкортостан подотчетен Государственному Собранию Республики Башкортостан и Президенту Республики Башкортостан. Его статус определяется законом Республики Башкортостан. Раздел пятый ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ И СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Статья 156. Республика Башкортостан имеет свой Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные символы, выражающие суверенитет Республики Башкортостан, самобытность и традиции народа Башкортостана. Статья 157. Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавата на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображены соцветие курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан". В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавата и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее солнце - светло-золотистого цвета, лучи солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цвета. Статья 158. Государственный флаг Республики Башкортостан представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя белого и нижняя зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине 1:2. Статья 159. Государственным гимном Республики Башкортостан является торжественная мелодия "Республика" на музыку Фарида Идрисова. Статья 160. Столицей Республики Башкортостан является город Уфа. Статус столицы устанавливается законом Республики Башкортостан. Радел шестой ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТАБИЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИИ. ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ Статья 161. Стабильность Конституции Республики Башкортостан обеспечивается особым порядком ее изменения и процедуры пересмотра отдельных конституционных положений. Статья 162. Предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Башкортостан могут вносить: не менее одной трети депутатов каждой палаты Государственного Собрания Республики Башкортостан; Президент Республики Башкортостан; Конституционный суд Республики Башкортостан. Статья 163. Предложения об изменении положений разделов первого и шестого Конституции Республики Башкортостан рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостан лишь после поддержки их пятьюдесятью тысячами избирателей. Изменение и дополнение положений разделов второго, третьего, четвертого, пятого Конституции Республики Башкортостан производятся решением Государственного Собрания в общем порядке. Статья 164. Законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан считаются принятыми, если они прошли три чтения и приняты большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной Палаты и большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан. Если в течение года после внесения предложения об изменении и дополнении Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание Республики Башкортостан не принимает соответствующий закон, предложение считается отклоненным и не может быть возобновлено в течение года после его отклонения. Процедура изменений и дополнений Конституции Республики Башкортостан определяется Законом Республики Башкортостан "О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан". |