ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ 21 октября 1993 г. N 10 (Д*) В соответствии со ст. 78 "Основ лесного законодательства Российской Федерации", соответствующими статьями законов Российской Федерации об охране окружающей природной среды, и земельного законодательства, лесной мониторинг является необходимой системой информационного обеспечения основных государственных интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное использование лесных ресурсов. Развитие лесного мониторинга является необходимым шагом по укреплению управляемости лесами России на основе современных информационных технологий. Предлагаемая система лесного мониторинга для регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России, связанных с лесопользованием, пожарами, загрязнением природной среды и изменениями структуры землевладения, в наибольшей степени отвечает переходному периоду к рыночной экономике. Коллегия Рослесхоза постановляет: 1. Одобрить основные положения по созданию лесного мониторинга в России (Приложения 1.1 и 1.2). 2. Считать осуществление лесного мониторинга одной из главных функциональных задач территориальных органов управления лесами. Лесной мониторинг войдет составной частью в создаваемую Единую Государственную Систему Экологического мониторинга в Российской Федерации. Территориальные органы управления лесным хозяйством России должны организовывать и развивать лесной мониторинг в системе Федеральной службы лесного хозяйства России с целью обеспечения органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России в межревизионный период. 3. Признать целесообразным поэтапную организацию работ по созданию системы лесного мониторинга. Практическое внедрение лесного мониторинга в России возложить на территориальные управления лесного хозяйства, лесоустроительные предприятия, Главное управление лесоустройства Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс. 4. Главному управлению лесоустройства (Кукуев Ю.А.) обеспечить организацию работ по поэтапному внедрению системы лесного мониторинга. 5. Территориальным управлениям лесного хозяйства совместно с лесоустроительными предприятиями обеспечить создание наземной системы сбора информации об изменениях состояния лесного фонда. 6. Возложить на ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.): - методическое и программное обеспечение лесного мониторинга; - координацию ведения лесного мониторинга; - подготовку и стажировку специалистов лесоустройства и лесного хозяйства для использования современных компьютерных технологий в системе лесного мониторинга; - создание системы получения и обработки дистанционной информации о состоянии лесного фонда; - сбор данных об изменениях состояния лесного фонда в целом по стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для Правительства Российской Федерации; - создание системы электронной связи между Рослесхозом и территориальными органами управления лесами России. 7. Главному управлению лесоустройства (Кукуев Ю.А.) и ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.): - в срок до 01.12.93 представить в Рослесхоз перечень первоочередных территорий России по организации лесного мониторинга вместе с проектной сметой затрат на выполнение этих работ, а также подготовить предложения по развитию научно-исследовательских работ на 1994 год для обеспечения лесного мониторинга научным и информационным сопровождением; - в срок до 15.12.93 разработать и представить в Рослесхоз для согласования и утверждения программу работ по лесному мониторингу на период 1994-2000 гг.; - представить на утверждение в первом квартале 1994 года методику лесного мониторинга. 8. Главному экономическому управлению (Вержевикиной Г.А.) совместно с Управлением финансов, бухгалтерского учета и контроля (Сарычевой Н.И.) предусмотреть выделение финансирования на выполнение работ по лесному мониторингу, а также выполнение дополнительных научно-исследовательских и научно-практических работ ВНИИЦлесресурса по лесному мониторингу в 1994 году в соответствии с пунктом 7 настоящего Постановления. 9. Управлению инвестиций и ресурсного обеспечения (Сон Б.Н.) предусмотреть выделение необходимых капитальных вложений для оснащения ВНИИЦлесресурс необходимыми техническими средствами и выполнения работ по лесному мониторингу в 1994 году. 10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителей Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Филимонова Б.К. и Писаренко А.И. Руководитель Федеральной службы лесного хозяйства России Шубин В.А. Приложение 1.1 к постановлению Коллегии Рослесхоза от 21 октября 1993 года N 10 СПРАВКА к основным положениям лесного мониторинга в России Человечество обеспокоено ухудшением состояния окружающей среды, в первую очередь лесного покрова планеты, обусловленным возрастающим загрязнением атмосферы. В связи с этим на международном и национальном уровнях был принят ряд важных решений, направленных на проведение работ по организации системы слежения за состоянием лесов, на определение состава и количества загрязняющих веществ, разработку нормативов, обеспечивающих стабилизацию и ограничение вредных воздействий на лес. В 1985 г. в Женеве была принята Конвенция о трансграничном переносе загрязняющих веществ на приграничных территориях стран Балтийского бассейна (Международная программа ЕЭК ООН), а в 1989 г. подготовлена единая интернациональная методика мониторинга лесов - "методика ЕЭК". В рамках участия в МСП Гослесхоз СССР в 1987 г. взял на себя обязательство создать сеть постоянных пунктов наблюдений за состоянием лесов в 500-км зоне вдоль западных границ СССР. Функции национального центра СССР по данной программе были возложены на Литовский НИИ лесного хозяйства. В 1990 г. Госкомлесом СССР при Московском специализированном лесоустроительном предприятии ВНИИЦлесресурс был создан Национальный центр лесопатологического мониторинга - НЦЛМ. Основная функция Центра - координация ведения мониторинга состояния лесов по программе ЕЭК-ООН, т.е. в соответствии с обязательствами России продолжать работы по европейской программе в лесах, входивших в 500-км полосу вдоль западных границ бывшего СССР. В соответствии с этими обязательствами должен осуществляться мониторинг за состоянием лесов по методике ЕЭК-ООН в Мурманской области, в Республике Карелия, в Ленинградской области, в Псковской области, в Новгородской области и в Калининградской области. В европейских странах в течение последних десяти лет развернуты национальные системы мониторинга лесов по методике ЕЭК-ООН, регулярно собирается информация о состоянии лесов. Мониторинг состояния лесов по методике ЕЭК-ООН осуществляется в России только на территории Калининградской области, Ленинградской области и части Тульской области. В настоящее время согласно договору о проведении исследований по сбережению и охране лесов Европы, подписанного на конференции министров лесного хозяйства Европейских стран в декабре 1990 г. в Страсбурге, в ВНИИЦлесресурс разработана методика закладки и проведения на постоянных площадках элементарных наблюдений за лесными экосистемами и составлена схема размещения сети мониторинга для северо-западного региона России (Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Новгородская и Псковская области, Карелия). В 1991-92 гг. в рамках Российско-Финского сотрудничества по охране окружающей среды, Северо-Западное лесоустроительное предприятие, Институт леса Карельского Научного центра и Государственный институт леса Финляндии начали осуществление проекта "Мониторинг состояния лесов Ленинградской области и юго-востока Финляндии". За период выполнения первого этапа работ (октябрь 1991г. - декабрь 1992 г.) была собрана первичная базовая информация о состоянии лесов, о количестве и качестве загрязняющих веществ и начато формирование банка данных. В 1993 г. планируется продолжить изучение влияния загрязнений на растительность, хвою, корневые системы и микоризу. Будут проведены детальные энтомологические и фитопатологические исследования, а также замеры древостоев и анализ прироста. В России на протяжении нескольких десятилетий сложилась также система наблюдений за санитарным состоянием лесов. Базовую информацию для ежегодных обзоров санитарного состояния лесов дают Государственная лесная охрана, лесоустроительные экспедиции и специальные лесопатологические обследования. Накоплен определенный опыт слежения и контроля за состоянием насаждений с применением как наземных, так и дистанционных методов. На настоящий момент созданы и требуют незначительной доработки методы наблюдений за изменением состояния лесов под воздействием отдельных факторов (зоны воздействия промышленных выбросов, очаги вредителей и болезней, рекреационное воздействие и т.д.) и ресурсной оценки лесного фонда. Находятся в стадии разработки и апробирования методы слежения за состоянием лесов путем автоматического дешифрирования аэрокосмической информации и применения технологий географических информационных систем. Кроме того в лесном хозяйстве России сложилась определенная система статистической отчетности о текущих изменениях лесного фонда. К сожалению эти статистические данные существуют только на бумажных носителях, не подкреплены соответствующими картографическими материалами и их практическое вовлечение в создаваемую систему мониторинга за текущими изменениями и состоянием лесов России имеет серьезные технические препятствия. В наименьшей степени в лесном хозяйстве России разработана методология принятия решений по организации системы оперативных и регулярных наблюдений за текущими изменениями в структуре и состоянии лесного фонда с целью выбора наиболее выгодного в конкретных условиях состава регистрируемых характеристик и методов слежения за их динамикой. Таким образом, необходима интеграция собираемой в настоящее время информации об изменениях состояния лесного фонда в единую информационно-поисковую систему на основе современной компьютерной информационной технологии. Для реализации единой научно-технической политики в области мониторинга лесов России разработаны "Основные положения по организации мониторинга лесов в России", направленные на объединение различных видов наблюдений в единую систему ведения лесного мониторинга на локальном, региональном и федеральном уровнях. Приложение 1.2 к постановлению Коллегии Рослесхоза от 21 октября 1993 года N 10 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ 1. Основные положения 1.1. В соответствии со ст. 78 "Основ лесного законодательства Российской Федерации", соответствующими статьями законов Российской Федерации об охране окружающей природной среды, и земельного законодательства, лесной мониторинг является необходимой информационной системой для обеспечения государственных интересов в области управления лесами, включая охрану лесов и рациональное использование лесных ресурсов. Такая информационная система должна создать возможность оперативного слежения за изменениями состояния лесов, вызванных лесопользованием,природными и техногенными воздействиями, а также регистрации и анализа поступающей информации с целью получения прогнозов и информационной поддержки принятия оперативных решений по управлению лесами. 1.2. Лесной мониторинг организуется и развивается в системе Федеральной службы лесного хозяйства России и является одной из главных функциональных задач органов управления лесами. 1.3. Объектом лесного мониторинга является весь лесной фонд России, независимо от форм собственности на землю и лес. 1.4. Основной целью ведения лесного мониторинга является информационное обеспечение органов управления лесным хозяйством оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях в лесном фонде России для сохранения устойчивого развития лесного сектора экономики как существенной составной части развития общества в целом. 1.5. Лесной мониторинг является составной частью Единой государственной системы экологического мониторинга в Российской Федерации. 1.6. Система лесного мониторинга развивается по отдельным функциональным направлениям для обеспечения управляемости лесами, контроля за рациональным использованием лесных ресурсов и устойчивым развитием лесного сектора экономики России. 1.7. Организация системы лесного мониторинга в России осуществляется поэтапно с максимальным использованием существующих организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов. 1.8. В качестве основного звена ведения лесного мониторинга рассматривается региональный орган управления лесного хозяйства. 2. Обоснование необходимости создания системы лесного мониторинга 2.1. Россия переживает период коренных политических, экономических и социальных изменений. На этот фон накладываются общемировые тенденции изменения окружающей среды и лесного покрова планеты. Конференция по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.) особо подчеркнула глобальную роль лесов для выживания и устойчивого развития человечества. Россия, подписав основные документы этой Конференции, взяла на себя обязательства на национальном уровне руководствоваться принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия. 2.2. В лесном хозяйстве России существует система наблюдений за санитарным состоянием лесов, ежегодно готовятся обзоры санитарного состояния лесов России. Базовую информацию для этих обзоров предоставляют Государственная лесная охрана, лесоустроительные экспедиции и специальные лесопатологические обследования. 2.2. В научно-исследовательских учреждениях лесного хозяйства России и в лесоустроительных предприятиях накоплен определенный опыт слежения и контроля за состоянием насаждений с применением как наземных, так и дистанционных методов наблюдений за изменением состояния лесов под воздействием отдельных факторов (зоны воздействия промышленных выбросов, очаги вредителей и болезней, рекреационное воздействие и т.д.) и ресурсной оценки лесного фонда. Осваиваются современные методы слежения за состоянием лесов путем автоматического дешифрирования аэрокосмической информации и применения технологий географических информационных систем. 2.3. Тем не менее, органы управления лесным хозяйством России, особенно федерального и регионального уровней, испытывают значительные трудности в управлении лесами, т.к. при подготовке и обосновании принимаемых решений не обладают в настоящее время систематизированной информацией о произошедших изменениях в состоянии лесного фонда после последнего по времени лесоустройства. 2.4. Таким образом, существует необходимость интеграции собираемой в настоящее время информации об изменениях состояния лесного фонда а единую систему лесного мониторинга на основе современной компьютерной информационной технологии, так и внутренних потребностей Федеральной службы лесного хозяйства по обеспечению управляемости лесами России. 2. Цели лесного мониторинга 2.1. Выполнение обязательств России по участию в европейской системе мониторинга за состоянием лесов на территориях России, входивших в 500-км зону границ бывшего СССР, на основе методики ЕЭК-ООН. 2.2. Обеспечение информационными потоками блока лесного мониторинга в Единой государственной системе экологического мониторинга России. 2.3. Регистрация текущих изменений состояния лесного фонда России, анализ и прогнозирование состояния лесного фонда и динамики его основных характеристик. 2.4. Обеспечение оперативного контроля за состоянием лесного фонда, информационная поддержка вырабатываемых решений по ведению лесного хозяйства в условиях рынка и изменения окружающей природной среды для всех уровней управления лесами (федеральном - Рослесхоз, региональном - территориальные управления лесного хозяйства в республиках, краях и областях России, локальном - в лесхозах, лесничествах). 3. Организационная структура лесного мониторинга 3.1. Организационная структура лесного мониторинга базируется на трех вертикальных уровнях управления лесами: федеральном (национальном), региональном, локальном. 3.2. Основным структурным звеном осуществления лесного мониторинга являются лесничество и лесхоз. 3.3. Федеральный уровень лесного мониторинга - создает и поддерживает ф функционирующем состоянии единую пространственно-распределенную (с региональными центрами) информационную систему по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России для выполнения взятых международных обязательств России по охране лесов и защите биоразнообразия. 3.4. Региональный уровень лесного мониторинга использует существующую систему получения информации об изменениях лесного фонда региона (республика, край, область) на основе наземных и дистанционных методов, как силами Государственной лесной охраны, так и лесоустроительных экспедиций и специальных видов обследований лесов. 3.5. Локальный уровень лесного мониторинга самым широким образом использует работников Государственной лесной охраны для получения оперативной информации о текущих изменениях в состоянии лесного фонда лесничества и лесхоза. 3.6. В таблице 1 дана схема распределения усилий между различными учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза по осуществлению лесного мониторинга. Таблица 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ ______________________________________________________________________ Уровень Организация Функции ______________________________________________________________________ Федеральный Рослесхоз Организация работ по лесному мониторингу в лесном фонде России ВНИИЦлесресурс Координация, методическое, программное и картографическое обеспечение работ по лесному мониторингу, создание системы связи и дистанционных методов слежения за лесным фондом НЦЛМ ВНИИЦлесресурса Выполнение работ по мониторингу состояния лесов по методике ЕЭК-ООН, сбор и обработка лесопатологической информации, методическое и программное обеспечение лесопатологических обследований лесного фонда Региональный Территориальный орган Организация работ по лесному управления лесным мониторингу на вверенной хозяйством территории Лесоустроительное Организация системы сбора предприятие информации (наземной и дистанционной) о текущих изменениях в лесном фонде в межревизионный период, закладка сети ППН, заполнение и ведение базы данных Отдел лесоустройства Сбор, обработка, агрегирование (мониторинга) при и передача информации на территориальном органе федеральный уровень управления лесным хозяйством Группа полевых Получение исходных данных наблюдений отдела лесоустройства (мониторинга) при территориальном органе управления лесным хозяйством Локальный Лесхоз Организация и выполнение работ по лесному мониторингу на вверенной территории, сбор и передач информации на региональный уровень Лесничество Проведение регулярных обходов (заповедник) и объездов вверенных участков Работники лесной лесного фонда, регистрация охраны произошедших изменений, выполнение необходимых измерений Инженер защиты Сбор, агрегирование и отправка и охраны леса (егерь) электронной почтой данных о состоянии лесного фонда 4. Средства и методы ведения лесного мониторинга 4.1. В соответствии с организационной структурой лесного мониторинга средства его осуществления распределяются следующим образом. 4.1. На локальном уровне: 4.1.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда. 4.2. На региональном уровне: 4.2.1. Наземная система сбора информации о состоянии лесного фонда, лесоинвентаризационные, обследовательские и лесоустроительные работы, выполняемые учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза. 4.2.2. Комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять и обобщать данные наземного сбора информации за состоянием лесного фонда. 4.2.3. Локальная вычислительная сеть с базами данных, информационно-поисковыми и географическими информационными системами. 4.3. На федеральном уровне: 4.3.1. Единая пространственно распределенная (с региональными центрами) информационная система по оперативной регистрации текущих изменений в состоянии лесного фонда России для обеспечения функций государственного управления лесами и для выполнения взятых международных обязательств России по охране лесов и защите биоразнообразия. 4.3.2. Комплекс средств получения и обработки данных дистанционного зондирования, позволяющий дополнять, обобщать и корректировать данные региональной информации. 4.3.3. Локальные вычислительные сети с базами данных, информационно-поисковыми, географическими, экологическими и экспертными информационными системами. 4.4. Конкретные приемы ведения лесного мониторинга определяются в рамках отдельных функциональных направлений, функционирующих как самостоятельные подсистемы. 4.5. Предлагаются три основных метода ведения лесного мониторинга: 4.5.1. Экологический мониторинг с размещением сети пунктов постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике ЕЭК-ООН). Ведется на землях лесного фонда России, попадающих в 500-км полосу вдоль западной границы бывшего СССР, в соответствии с принятыми ранее обязательствами. 4.5.2. Комплексный мониторинг состояния лесного фонда с применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и системы наземного контроля с выборочным размещением пунктов постоянного наблюдения с учетом природных условий, факторов влияния, экологического и хозяйственного значения лесов. Применяется в зоне интенсивного лесопользования и ведения лесного хозяйства, особо ценных и охраняемых лесах, насаждениях, подверженных неблагоприятным воздействиям в Европейской части России, юге Сибири и Дальнего Востока. 4.5.3. Фоновый мониторинг состояния лесного фонда на эталонных участках, выбранных на основе ландшафтного подхода, с экстраполяцией полученных данных с помощью материалов космической съемки. Применяется в зоне резервных и притундровых лесов на севере Европейской части, Сибири и Дальнего Востока. Выбор элементарной единицы наблюдения зависит от уровня агрегации информации, уровня затрат т возможностей технического обеспечения. 5. Организация и внедрение системы лесного мониторинга 5.1. Целесообразна поэтапная организация работ по созданию системы лесного мониторинга (таблица 2). 5.2. Необходима подготовка программ подсистем лесного мониторинга, разделенных как по уровням агрегации информации (лесхоз - область, область - федеральный уровень), так и по функциональным задачам (контроль хозяйственной деятельности, лесопатологический, лесопожарный и экологический мониторинг). 5.3. Практическое внедрение лесного мониторинга в России возлагается на региональные управления лесного хозяйства, лесоустроительные предприятия, Главное управление лесоустройства Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс. 5.4. Главное управление лесоустройства Рослесхоза должно обеспечить организацию работ по поэтапному внедрению системы лесного мониторинга. 5.5. Региональные управления лесного хозяйства совместно с лесоустроительными предприятиями должны обеспечить создание наземной системы сбора информации об изменениях состояния лесного фонда. 5.6. ВНИИЦлесресурс должен обеспечить: 5.6.1. Разработку методического и программного обеспечения лесного мониторинга. 5.6.2. Координацию ведения лесного мониторинга. 5.6.3. Подготовку и стажировку специалистов лесоустройства и лесного хозяйства для использования современных компьютерных технологий в системе лесного мониторинга. 5.6.4. Создание системы дистанционного получения и обработки информации о состоянии лесного фонда. 5.6.5. Сбор данных об изменениях состояния лесного фонда в целом по стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для Правительства Российской Федерации. 5.6.6. Выполнение работ по экологическому мониторингу на Европейской части России по методике ЕЭК-ООН. На первом этапе закладку сети пунктов постоянного наблюдения по методике, разработанной ВНИИЦлесресурсом, необходимо осуществлять силами лесоустроительных предприятий. В последующем, по мере обучения специалистов, ежегодные наблюдения должны будут проводиться силами территориальных органов управления лесным хозяйством. Таблица 2 ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ ___________________________________________________________________________________________________ N Наименование этапа Исполнитель Сроки Примерная Результат п/п выполнения стоимость годы (млн. руб. в год)* ___________________________________________________________________________________________________ 1 Разработка методического и ВНИИЦлесресурс 1993-1994 50 Методика программного обеспечения Программное комплексного и фонового обеспечение мониторинга на всей Районирование территории России, проведение районирования лесного фонда по целям и методам мониторинга 2 Организация наземной Территориальные ежегодно 100 Выполнение системы сбора информации о органы управления первых этапов текущих изменениях лесного лесного хозяйства организации фонда в отдельных регионах Лесоустроительные лесного России, выполнение работ предприятия мониторинга и по экологическому НЦЛМ выполнение мониторингу по методике ВНИИЦлесресурс международных ЕЭК-ООН на территориях обязательств России в 500 км полосе России по вдоль западных границ мониторингу и бывшего СССР охране лесов 3 Опытно-производственная Территориальные 1994-1995 200 Системы проверка методического и управления мониторинга программного обеспечения лесного хозяйства конкретных комплексного и фонового Лесоустроительные объектов мониторинга России на предприятия конкретных объектах ВНИИЦлесресурс Кольского полуострова, Центра России и Дальнего Востока 4 Создание технического Рослесхоз 1994-1995 20 Информационная обеспечения и организация ВНИИЦлесресурс система информационной системы на федерального уровне регион - уровня федеральный центр (Мурманская, Московская, Костромская, Тульская обл., Приморский и Хабаровский края) 5 Организация, создание Рослесхоз 1996-2000 свыше Государственная технического обеспечения ВНИИЦлесресурс 500 система лесного системы мониторинга на Лесоустроительные мониторинга всех уровнях предприятия (лесничество - лесхоз - Территориальные региональный центр - органы управления федеральный центр); лесного хозяйства создание сети пунктов постоянного наблюдения комплексного и фонового мониторинга на всей территории России ______________________________________________ * Стоимость работ рассчитана по ценам III квартала 1993 г. В стоимость работ не включены затраты на приобретение необходимого технического обеспечения. |