ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ. Постановление. Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз). 21.10.93 10

                        ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
                     ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ
                          21 октября 1993 г.
                                 N 10

                                 (Д*)



     В соответствии   со   ст.   78  "Основ  лесного  законодательства
Российской Федерации",  соответствующими статьями  законов  Российской
Федерации об   охране   окружающей   природной   среды,  и  земельного
законодательства, лесной  мониторинг  является  необходимой   системой
информационного обеспечения   основных   государственных  интересов  в
области управления  лесами,  включая  охрану  лесов   и   рациональное
использование лесных  ресурсов.  Развитие лесного мониторинга является
необходимым шагом по укреплению управляемости лесами России на  основе
современных информационных  технологий.  Предлагаемая  система лесного
мониторинга для регистрации  текущих  изменений  в  состоянии  лесного
фонда России,  связанных  с лесопользованием,  пожарами,  загрязнением
природной среды и изменениями структуры  землевладения,  в  наибольшей
степени отвечает переходному периоду к рыночной экономике.
     Коллегия Рослесхоза постановляет:

     1. Одобрить основные положения по созданию лесного мониторинга  в
России (Приложения 1.1 и 1.2).
     2. Считать осуществление лесного  мониторинга  одной  из  главных
функциональных задач территориальных органов управления лесами. Лесной
мониторинг войдет    составной    частью    в    создаваемую    Единую
Государственную Систему   Экологического   мониторинга   в  Российской
Федерации. Территориальные органы управления лесным хозяйством  России
должны организовывать   и   развивать   лесной  мониторинг  в  системе
Федеральной службы  лесного  хозяйства  России  с  целью   обеспечения
органов управления  лесным хозяйством оперативной и точной информацией
о состоянии  и  происходящих  изменениях  в  лесном  фонде  России   в
межревизионный период.
     3. Признать  целесообразным  поэтапную   организацию   работ   по
созданию системы  лесного мониторинга.  Практическое внедрение лесного
мониторинга в России возложить на территориальные  управления  лесного
хозяйства, лесоустроительные     предприятия,    Главное    управление
лесоустройства Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс.
     4. Главному  управлению  лесоустройства  (Кукуев Ю.А.) обеспечить
организацию работ по поэтапному внедрению системы лесного мониторинга.
     5. Территориальным  управлениям  лесного  хозяйства  совместно  с
лесоустроительными предприятиями обеспечить создание наземной  системы
сбора информации об изменениях состояния лесного фонда.
     6. Возложить на ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.):
     - методическое и программное обеспечение лесного мониторинга;
     - координацию ведения лесного мониторинга;
     - подготовку  и  стажировку специалистов лесоустройства и лесного
хозяйства для  использования  современных  компьютерных  технологий  в
системе лесного мониторинга;
     - создание системы получения и обработки дистанционной информации
о состоянии лесного фонда;
     - сбор данных об изменениях состояния лесного фонда  в  целом  по
стране, их обобщение и обработку, подготовку доклада для Правительства
Российской Федерации;
     - создание   системы   электронной   связи  между  Рослесхозом  и
территориальными органами управления лесами России.
     7. Главному    управлению    лесоустройства   (Кукуев   Ю.А.)   и
ВНИИЦлесресурс (Страхов В.В.):
     - в   срок   до   01.12.93   представить   в  Рослесхоз  перечень
первоочередных территорий России по  организации  лесного  мониторинга
вместе с  проектной  сметой  затрат на выполнение этих работ,  а также
подготовить предложения по развитию научно-исследовательских работ  на
1994 год  для обеспечения лесного мониторинга научным и информационным
сопровождением;
     - в  срок  до  15.12.93 разработать и представить в Рослесхоз для
согласования и утверждения программу работ по лесному  мониторингу  на
период 1994-2000 гг.;
     - представить на утверждение в первом квартале 1994 года методику
лесного мониторинга.
     8. Главному   экономическому   управлению   (Вержевикиной   Г.А.)
совместно с  Управлением  финансов,  бухгалтерского  учета  и контроля
(Сарычевой Н.И.) предусмотреть выделение финансирования на  выполнение
работ по   лесному  мониторингу,  а  также  выполнение  дополнительных
научно-исследовательских и научно-практических  работ  ВНИИЦлесресурса
по лесному  мониторингу  в  1994  году  в  соответствии  с  пунктом  7
настоящего Постановления.
     9. Управлению  инвестиций  и  ресурсного  обеспечения  (Сон Б.Н.)
предусмотреть выделение необходимых капитальных вложений для оснащения
ВНИИЦлесресурс необходимыми техническими средствами и выполнения работ
по лесному мониторингу в 1994 году.
     10. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на
заместителей Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства  России
Филимонова Б.К. и Писаренко А.И.

Руководитель Федеральной службы
лесного хозяйства России                       Шубин В.А.



                                                        Приложение 1.1
                                   к постановлению Коллегии Рослесхоза
                                          от 21 октября 1993 года N 10


                               СПРАВКА

          к основным положениям лесного мониторинга в России


     Человечество обеспокоено ухудшением состояния окружающей среды, в
первую очередь  лесного  покрова  планеты,  обусловленным возрастающим
загрязнением атмосферы. В связи с этим на международном и национальном
уровнях был  принят  ряд  важных  решений,  направленных на проведение
работ по  организации  системы  слежения  за  состоянием   лесов,   на
определение состава  и  количества  загрязняющих  веществ,  разработку
нормативов, обеспечивающих   стабилизацию   и   ограничение    вредных
воздействий на лес.
     В 1985 г.  в  Женеве  была  принята  Конвенция  о  трансграничном
переносе загрязняющих   веществ   на  приграничных  территориях  стран
Балтийского бассейна (Международная программа ЕЭК ООН),  а в  1989  г.
подготовлена единая  интернациональная  методика  мониторинга  лесов -
"методика ЕЭК".
     В рамках  участия  в  МСП  Гослесхоз СССР в 1987 г.  взял на себя
обязательство создать сеть постоянных пунктов наблюдений за состоянием
лесов в 500-км зоне вдоль западных границ СССР.  Функции национального
центра СССР по  данной  программе  были  возложены  на  Литовский  НИИ
лесного хозяйства.
     В 1990 г.  Госкомлесом  СССР  при  Московском  специализированном
лесоустроительном предприятии  ВНИИЦлесресурс  был создан Национальный
центр лесопатологического мониторинга - НЦЛМ.  Основная функция Центра
- координация   ведения   мониторинга  состояния  лесов  по  программе
ЕЭК-ООН, т.е.  в  соответствии  с  обязательствами  России  продолжать
работы по  европейской  программе  в лесах,  входивших в 500-км полосу
вдоль западных  границ  бывшего   СССР.   В   соответствии   с   этими
обязательствами должен  осуществляться  мониторинг за состоянием лесов
по методике ЕЭК-ООН в Мурманской  области,  в  Республике  Карелия,  в
Ленинградской области, в Псковской области, в Новгородской области и в
Калининградской области.
     В европейских  странах  в течение последних десяти лет развернуты
национальные системы мониторинга лесов по методике ЕЭК-ООН,  регулярно
собирается информация о состоянии лесов. Мониторинг состояния лесов по
методике ЕЭК-ООН  осуществляется  в  России   только   на   территории
Калининградской области,   Ленинградской   области  и  части  Тульской
области.
     В настоящее  время согласно договору о проведении исследований по
сбережению и  охране  лесов  Европы,   подписанного   на   конференции
министров лесного  хозяйства  Европейских  стран  в декабре 1990 г.  в
Страсбурге, в   ВНИИЦлесресурс   разработана   методика   закладки   и
проведения на  постоянных площадках элементарных наблюдений за лесными
экосистемами  и  составлена  схема  размещения  сети  мониторинга  для
северо-западного    региона    России    (Мурманская,   Архангельская,
Ленинградская, Новгородская и Псковская области, Карелия).
     В 1991-92  гг.  в  рамках  Российско-Финского  сотрудничества  по
охране окружающей     среды,     Северо-Западное     лесоустроительное
предприятие, Институт    леса    Карельского    Научного    центра   и
Государственный институт леса Финляндии начали  осуществление  проекта
"Мониторинг состояния   лесов   Ленинградской  области  и  юго-востока
Финляндии". За период выполнения первого этапа работ (октябрь 1991г. -
декабрь 1992 г.) была собрана первичная базовая информация о состоянии
лесов, о  количестве  и  качестве  загрязняющих   веществ   и   начато
формирование банка данных.  В 1993 г.  планируется продолжить изучение
влияния загрязнений  на  растительность,  хвою,  корневые  системы   и
микоризу. Будут     проведены     детальные     энтомологические     и
фитопатологические исследования,  а также замеры древостоев  и  анализ
прироста.
     В России на протяжении  нескольких  десятилетий  сложилась  также
система наблюдений за санитарным состоянием лесов.  Базовую информацию
для ежегодных обзоров санитарного состояния лесов дают Государственная
лесная охрана,     лесоустроительные    экспедиции    и    специальные
лесопатологические обследования. Накоплен определенный опыт слежения и
контроля за  состоянием  насаждений с применением как наземных,  так и
дистанционных методов.  На  настоящий   момент   созданы   и   требуют
незначительной доработки  методы  наблюдений  за  изменением состояния
лесов под   воздействием   отдельных   факторов   (зоны    воздействия
промышленных выбросов,  очаги  вредителей  и  болезней,  рекреационное
воздействие и т.д.) и ресурсной  оценки  лесного  фонда.  Находятся  в
стадии разработки  и апробирования методы слежения за состоянием лесов
путем автоматического  дешифрирования  аэрокосмической  информации   и
применения технологий географических информационных систем.
     Кроме того  в  лесном  хозяйстве  России  сложилась  определенная
система статистической  отчетности о текущих изменениях лесного фонда.
К сожалению эти статистические данные существуют  только  на  бумажных
носителях, не     подкреплены    соответствующими    картографическими
материалами и  их  практическое  вовлечение  в   создаваемую   систему
мониторинга за  текущими  изменениями  и состоянием лесов России имеет
серьезные технические препятствия.
     В наименьшей   степени  в  лесном  хозяйстве  России  разработана
методология принятия решений  по  организации  системы  оперативных  и
регулярных наблюдений  за текущими изменениями в структуре и состоянии
лесного фонда с целью выбора наиболее выгодного в конкретных  условиях
состава регистрируемых   характеристик   и   методов  слежения  за  их
динамикой.
     Таким образом, необходима интеграция собираемой в настоящее время
информации об   изменениях   состояния   лесного   фонда   в    единую
информационно-поисковую систему  на  основе  современной  компьютерной
информационной технологии.  Для реализации  единой  научно-технической
политики в  области  мониторинга  лесов  России  разработаны "Основные
положения по организации мониторинга лесов в России",  направленные на
объединение различных   видов  наблюдений  в  единую  систему  ведения
лесного мониторинга на локальном, региональном и федеральном уровнях.



                                                        Приложение 1.2
                                   к постановлению Коллегии Рослесхоза
                                          от 21 октября 1993 года N 10


                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                     ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ


                        1. Основные положения

     1.1. В  соответствии  со  ст.  78 "Основ лесного законодательства
Российской Федерации",  соответствующими статьями  законов  Российской
Федерации об   охране   окружающей   природной   среды,  и  земельного
законодательства, лесной     мониторинг      является      необходимой
информационной системой  для  обеспечения  государственных интересов в
области управления  лесами,  включая  охрану  лесов   и   рациональное
использование лесных  ресурсов.  Такая  информационная  система должна
создать возможность оперативного  слежения  за  изменениями  состояния
лесов, вызванных     лесопользованием,природными     и    техногенными
воздействиями, а также регистрации и анализа поступающей информации  с
целью получения   прогнозов   и   информационной   поддержки  принятия
оперативных решений по управлению лесами.
     1.2. Лесной  мониторинг  организуется  и  развивается  в  системе
Федеральной службы  лесного  хозяйства  России  и  является  одной  из
главных функциональных задач органов управления лесами.
     1.3. Объектом  лесного  мониторинга  является  весь  лесной  фонд
России, независимо от форм собственности на землю и лес.
     1.4. Основной  целью   ведения   лесного   мониторинга   является
информационное обеспечение   органов   управления   лесным  хозяйством
оперативной и точной информацией о состоянии и происходящих изменениях
в лесном  фонде  России  для  сохранения  устойчивого развития лесного
сектора экономики как существенной составной части развития общества в
целом.
     1.5. Лесной   мониторинг   является   составной   частью   Единой
государственной системы   экологического   мониторинга   в  Российской
Федерации.
     1.6. Система   лесного   мониторинга   развивается  по  отдельным
функциональным направлениям  для  обеспечения  управляемости   лесами,
контроля за  рациональным  использованием лесных ресурсов и устойчивым
развитием лесного сектора экономики России.
     1.7. Организация    системы    лесного   мониторинга   в   России
осуществляется поэтапно  с  максимальным  использованием  существующих
организационных структур и информационных потоков о состоянии лесов.
     1.8. В  качестве  основного  звена  ведения  лесного  мониторинга
рассматривается региональный орган управления лесного хозяйства.

            2. Обоснование необходимости создания системы
                         лесного мониторинга

     2.1. Россия    переживает    период    коренных     политических,
экономических и   социальных  изменений.  На  этот  фон  накладываются
общемировые тенденции изменения окружающей  среды  и  лесного  покрова
планеты. Конференция  по  окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992
г.) особо  подчеркнула  глобальную  роль   лесов   для   выживания   и
устойчивого развития человечества. Россия, подписав основные документы
этой Конференции,  взяла на себя обязательства на национальном  уровне
руководствоваться принципами  устойчивого  развития лесов и сохранения
биологического разнообразия.
     2.2. В  лесном  хозяйстве России существует система наблюдений за
санитарным состоянием лесов,  ежегодно  готовятся  обзоры  санитарного
состояния лесов   России.   Базовую   информацию   для   этих  обзоров
предоставляют Государственная   лесная    охрана,    лесоустроительные
экспедиции и специальные лесопатологические обследования.
     2.2. В  научно-исследовательских  учреждениях  лесного  хозяйства
России  и  в лесоустроительных предприятиях накоплен определенный опыт
слежения и  контроля  за  состоянием  насаждений  с  применением   как
наземных,   так  и  дистанционных  методов  наблюдений  за  изменением
состояния лесов под воздействием отдельных факторов (зоны  воздействия
промышленных  выбросов,  очаги  вредителей  и болезней,  рекреационное
воздействие и т.д.) и  ресурсной  оценки  лесного  фонда.  Осваиваются
современные методы  слежения за состоянием лесов путем автоматического
дешифрирования  аэрокосмической  информации  и  применения  технологий
географических информационных систем.
     2.3. Тем не менее,  органы управления лесным  хозяйством  России,
особенно федерального и регионального уровней, испытывают значительные
трудности в управлении  лесами,  т.к.  при  подготовке  и  обосновании
принимаемых решений  не обладают в настоящее время систематизированной
информацией о произошедших изменениях в состоянии лесного фонда  после
последнего по времени лесоустройства.
     2.4. Таким   образом,   существует    необходимость    интеграции
собираемой в   настоящее  время  информации  об  изменениях  состояния
лесного фонда  а  единую  систему  лесного   мониторинга   на   основе
современной компьютерной  информационной технологии,  так и внутренних
потребностей Федеральной  службы  лесного  хозяйства  по   обеспечению
управляемости лесами России.

                     2. Цели лесного мониторинга

     2.1. Выполнение  обязательств  России  по  участию  в европейской
системе мониторинга  за  состоянием  лесов  на   территориях   России,
входивших в  500-км  зону  границ  бывшего  СССР,  на  основе методики
ЕЭК-ООН.
     2.2. Обеспечение    информационными    потоками   блока   лесного
мониторинга в   Единой    государственной    системе    экологического
мониторинга России.
     2.3. Регистрация  текущих  изменений  состояния   лесного   фонда
России, анализ  и  прогнозирование  состояния лесного фонда и динамики
его основных характеристик.
     2.4. Обеспечение  оперативного  контроля  за  состоянием  лесного
фонда, информационная  поддержка  вырабатываемых  решений  по  ведению
лесного хозяйства  в  условиях  рынка и изменения окружающей природной
среды для всех уровней управления  лесами  (федеральном  -  Рослесхоз,
региональном -   территориальные   управления   лесного   хозяйства  в
республиках, краях  и  областях  России,  локальном  -   в   лесхозах,
лесничествах).

           3. Организационная структура лесного мониторинга

     3.1. Организационная  структура лесного мониторинга базируется на
трех вертикальных    уровнях    управления     лесами:     федеральном
(национальном), региональном, локальном.
     3.2. Основным   структурным    звеном    осуществления    лесного
мониторинга являются лесничество и лесхоз.
     3.3. Федеральный  уровень  лесного  мониторинга   -   создает   и
поддерживает ф         функционирующем         состоянии        единую
пространственно-распределенную (с       региональными        центрами)
информационную систему  по оперативной регистрации текущих изменений в
состоянии лесного фонда России  для  выполнения  взятых  международных
обязательств России по охране лесов и защите биоразнообразия.
     3.4. Региональный   уровень   лесного   мониторинга    использует
существующую систему  получения информации об изменениях лесного фонда
региона (республика, край, область) на основе наземных и дистанционных
методов, как    силами    Государственной   лесной   охраны,   так   и
лесоустроительных экспедиций и специальных видов обследований лесов.
     3.5. Локальный  уровень лесного мониторинга самым широким образом
использует работников  Государственной  лесной  охраны  для  получения
оперативной информации  о текущих изменениях в состоянии лесного фонда
лесничества и лесхоза.
     3.6. В таблице 1 дана схема распределения усилий между различными
учреждениями и  предприятиями  системы  Рослесхоза  по   осуществлению
лесного мониторинга.

                                                             Таблица 1


        ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ

______________________________________________________________________
   Уровень          Организация                   Функции
______________________________________________________________________

Федеральный    Рослесхоз                Организация работ  по  лесному
                                        мониторингу в   лесном   фонде
                                        России

               ВНИИЦлесресурс           Координация,     методическое,
                                        программное и картографическое
                                        обеспечение работ  по  лесному
                                        мониторингу, создание  системы
                                        связи и дистанционных  методов
                                        слежения за лесным фондом

               НЦЛМ ВНИИЦлесресурса     Выполнение работ            по
                                        мониторингу состояния лесов по
                                        методике ЕЭК-ООН,    сбор    и
                                        обработка   лесопатологической
                                        информации, методическое     и
                                        программное        обеспечение
                                        лесопатологических
                                        обследований лесного фонда

Региональный   Территориальный  орган   Организация работ  по  лесному
               управления      лесным   мониторингу на       вверенной
               хозяйством               территории

               Лесоустроительное        Организация системы      сбора
               предприятие              информации (наземной         и
                                        дистанционной) о       текущих
                                        изменениях в  лесном  фонде  в
                                        межревизионный         период,
                                        закладка сети ППН,  заполнение
                                        и ведение базы данных

               Отдел   лесоустройства   Сбор, обработка, агрегирование
               (мониторинга)      при   и передача    информации    на
               территориальном органе   федеральный уровень
               управления      лесным
               хозяйством

               Группа         полевых   Получение исходных данных
               наблюдений      отдела
               лесоустройства
               (мониторинга)      при
               территориальном органе
               управления      лесным
               хозяйством

Локальный      Лесхоз                   Организация и выполнение работ
                                        по лесному    мониторингу   на
                                        вверенной территории,  сбор  и
                                        передач информации          на
                                        региональный уровень

               Лесничество              Проведение регулярных  обходов
               (заповедник)             и объездов  вверенных участков
               Работники лесной         лесного фонда,     регистрация
               охраны                   произошедших        изменений,
                                        выполнение         необходимых
                                        измерений

               Инженер         защиты   Сбор, агрегирование и отправка
               и охраны леса  (егерь)   электронной почтой  данных   о
                                        состоянии лесного фонда


           4. Средства и методы ведения лесного мониторинга

     4.1. В  соответствии   с   организационной   структурой   лесного
мониторинга средства   его   осуществления   распределяются  следующим
образом.
     4.1. На локальном уровне:
     4.1.1. Наземная система  сбора  информации  о  состоянии  лесного
фонда.
     4.2. На региональном уровне:
     4.2.1. Наземная  система  сбора  информации  о  состоянии лесного
фонда, лесоинвентаризационные,  обследовательские и  лесоустроительные
работы, выполняемые учреждениями и предприятиями системы Рослесхоза.
     4.2.2. Комплекс   средств   получения    и    обработки    данных
дистанционного зондирования,  позволяющий  дополнять и обобщать данные
наземного сбора информации за состоянием лесного фонда.
     4.2.3. Локальная    вычислительная    сеть   с   базами   данных,
информационно-поисковыми и географическими информационными системами.
     4.3. На федеральном уровне:
     4.3.1. Единая  пространственно  распределенная  (с  региональными
центрами) информационная  система  по  оперативной регистрации текущих
изменений в состоянии лесного фонда  России  для  обеспечения  функций
государственного управления    лесами    и   для   выполнения   взятых
международных обязательств   России   по   охране   лесов   и   защите
биоразнообразия.
     4.3.2. Комплекс   средств   получения    и    обработки    данных
дистанционного зондирования,    позволяющий   дополнять,  обобщать   и
корректировать данные региональной информации.
     4.3.3. Локальные    вычислительные    сети   с   базами   данных,
информационно-поисковыми, географическими,      экологическими       и
экспертными информационными системами.
     4.4. Конкретные приемы ведения лесного мониторинга определяются в
рамках отдельных   функциональных   направлений,  функционирующих  как
самостоятельные подсистемы.
     4.5. Предлагаются    три    основных   метода   ведения   лесного
мониторинга:
     4.5.1. Экологический   мониторинг   с  размещением  сети  пунктов
постоянного наблюдения по узлам регулярной сети (по методике ЕЭК-ООН).
Ведется на  землях  лесного  фонда России,  попадающих в 500-км полосу
вдоль западной границы бывшего СССР,  в соответствии с принятыми ранее
обязательствами.
     4.5.2. Комплексный   мониторинг   состояния   лесного   фонда   с
применением дистанционных методов наблюдения по всей площади и системы
наземного контроля  с  выборочным  размещением   пунктов   постоянного
наблюдения с    учетом    природных    условий,    факторов   влияния,
экологического и хозяйственного значения  лесов.  Применяется  в  зоне
интенсивного лесопользования и ведения лесного хозяйства, особо ценных
и охраняемых   лесах,   насаждениях,   подверженных    неблагоприятным
воздействиям в   Европейской  части  России,  юге  Сибири  и  Дальнего
Востока.
     4.5.3. Фоновый  мониторинг  состояния  лесного фонда на эталонных
участках, выбранных на основе ландшафтного подхода,  с  экстраполяцией
полученных данных с помощью материалов космической съемки. Применяется
в зоне резервных и притундровых лесов  на  севере  Европейской  части,
Сибири и  Дальнего  Востока.  Выбор  элементарной  единицы  наблюдения
зависит от уровня агрегации информации,  уровня затрат т  возможностей
технического обеспечения.

        5. Организация и внедрение системы лесного мониторинга

     5.1. Целесообразна   поэтапная   организация  работ  по  созданию
системы лесного мониторинга (таблица 2).
     5.2. Необходима    подготовка    программ    подсистем    лесного
мониторинга, разделенных   как   по   уровням   агрегации   информации
(лесхоз -   область,   область   -  федеральный  уровень),  так  и  по
функциональным   задачам   (контроль    хозяйственной    деятельности,
лесопатологический, лесопожарный и экологический мониторинг).
     5.3. Практическое  внедрение   лесного   мониторинга   в   России
возлагается на     региональные    управления    лесного    хозяйства,
лесоустроительные предприятия,   Главное   управление   лесоустройства
Рослесхоза и ВНИИЦлесресурс.
     5.4. Главное   управление   лесоустройства   Рослесхоза    должно
обеспечить организацию  работ  по поэтапному внедрению системы лесного
мониторинга.
     5.5. Региональные   управления   лесного  хозяйства  совместно  с
лесоустроительными предприятиями должны обеспечить  создание  наземной
системы сбора информации об изменениях состояния лесного фонда.
     5.6. ВНИИЦлесресурс должен обеспечить:
     5.6.1. Разработку   методического   и   программного  обеспечения
лесного мониторинга.
     5.6.2. Координацию ведения лесного мониторинга.
     5.6.3. Подготовку  и  стажировку  специалистов  лесоустройства  и
лесного хозяйства    для    использования   современных   компьютерных
технологий в системе лесного мониторинга.
     5.6.4. Создание  системы  дистанционного  получения  и  обработки
информации о состоянии лесного фонда.
     5.6.5. Сбор  данных об изменениях состояния лесного фонда в целом
по стране,  их  обобщение  и   обработку,   подготовку   доклада   для
Правительства Российской Федерации.
     5.6.6. Выполнение  работ   по   экологическому   мониторингу   на
Европейской части России по методике ЕЭК-ООН. На первом этапе закладку
сети  пунктов  постоянного  наблюдения  по   методике,   разработанной
ВНИИЦлесресурсом,  необходимо  осуществлять  силами  лесоустроительных
предприятий.  В последующем,  по мере обучения специалистов, ежегодные
наблюдения  должны  будут  проводиться  силами территориальных органов
управления лесным хозяйством.

                                                                                         Таблица 2

            ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО МОНИТОРИНГА В РОССИИ
___________________________________________________________________________________________________
  N        Наименование этапа        Исполнитель         Сроки        Примерная     Результат
 п/п                                                   выполнения     стоимость
                                                         годы         (млн. руб.
                                                                       в год)*
___________________________________________________________________________________________________

  1    Разработка методического и   ВНИИЦлесресурс      1993-1994        50        Методика
       программного   обеспечения                                                  Программное
       комплексного  и   фонового                                                  обеспечение
       мониторинга     на    всей                                                  Районирование
       территории         России,
       проведение   районирования
       лесного фонда по  целям  и
       методам мониторинга


  2    Организация       наземной   Территориальные     ежегодно        100        Выполнение
       системы сбора информации о   органы управления                              первых   этапов
       текущих изменениях лесного   лесного хозяйства                              организации
       фонда в отдельных регионах   Лесоустроительные                              лесного
       России,  выполнение  работ   предприятия                                    мониторинга   и
       по          экологическому   НЦЛМ                                           выполнение
       мониторингу  по   методике   ВНИИЦлесресурс                                 международных
       ЕЭК-ООН на     территориях                                                  обязательств
       России в  500  км   полосе                                                  России       по
       вдоль западных      границ                                                  мониторингу   и
       бывшего СССР                                                                охране лесов

  3    Опытно-производственная      Территориальные     1994-1995       200        Системы
       проверка методического   и   управления                                     мониторинга
       программного   обеспечения   лесного хозяйства                              конкретных
       комплексного и    фонового   Лесоустроительные                              объектов
       мониторинга России      на   предприятия
       конкретных        объектах   ВНИИЦлесресурс
       Кольского     полуострова,
       Центра России  и  Дальнего
       Востока

  4    Создание      технического   Рослесхоз           1994-1995        20        Информационная
       обеспечения и  организация   ВНИИЦлесресурс                                 система
       информационной системы  на                                                  федерального
       уровне            регион -                                                  уровня
       федеральный          центр
       (Мурманская,   Московская,
       Костромская,      Тульская
       обл.,     Приморский     и
       Хабаровский края)

  5    Организация,      создание   Рослесхоз           1996-2000      свыше       Государственная
       технического   обеспечения   ВНИИЦлесресурс                      500        система лесного
       системы мониторинга     на   Лесоустроительные                              мониторинга
       всех               уровнях   предприятия
       (лесничество -  лесхоз   -   Территориальные
       региональный    центр    -   органы управления
       федеральный        центр);   лесного хозяйства
       создание сети      пунктов
       постоянного     наблюдения
       комплексного и    фонового
       мониторинга на        всей
       территории России

______________________________________________
     * Стоимость работ рассчитана по ценам III квартала 1993 г.
       В стоимость   работ   не   включены   затраты  на  приобретение
       необходимого технического обеспечения.