О ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ГРАЖДАНАМ, ПРИЗНАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ БЕЗРАБОТНЫМИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ 26 ноября 1993 г. N 143 (Д) В связи с многочисленными обращениями органов федеральной государственной службы занятости населения по вопросам, связанным с обеспечением государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными и в целях оказания им практической помощи в оперативном решении этих вопросов ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить одобренное коллегией федеральной службы занятости России пособие "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" (прилагается). 2. Руководителям республиканских в составе Российской Федерации, краевых, областных, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов федеральной государственной службы занятости населения: при решении вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий безработным гражданам, руководствоваться положениями настоящего пособия; обеспечить доведение пособия "О практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными" до подведомственных органов службы занятости населения. 3. Руководителям Российского учебного центра Федеральной службы Занятости (Похвощев В.А.), Центра учебных и информационных технологий (Коржавин Л.Н.) использовать в качестве учебного материала при подготовке и переподготовке специалистов органов службы занятости указанное пособие. 4. Управлению социальных выплат и компенсаций ФСЗ России (Рябышев Л.Г.) совместно с отделом правового регулирования и развития законодательства ФСЗ России (Усенко Т.С.) по мере поступления запросов с мест систематически готовить последующие выпуски пособия. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Руководителя федеральной службы занятости России Гончарова В.М. Приложение ПОСОБИЕ о практике работы по обеспечению государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными Настоящее пособие подготовлено в виде ответов на вопросы, встречающиеся в повседневной работе органов федеральной государственной службы занятости населения. Пособие имеет своей целью установить единый Порядок действий органов службы занятости при решении вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и предназначено для оказания практической помощи работникам районных, межрайонных, городских (районных в городе) центров занятости населения. I. Об определении периодов начала выплаты пособия по безработице для различных категорий безработных граждан 1. С какого периода времени гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата и обратившимся в органы службы занятости для трудоустройства по истечении двухнедельного срока после увольнения, в случае признания их безработными, следует выплачивать пособие по безработице? В соответствии с положениями статьи 40/3 КЗоТ Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254) за гражданами, высвобожденными с предприятий, из учреждений, организаций в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом месячного выходного пособия. По этой причине гражданам, явившимся в органы службы занятости для трудоустройства по истечении двухнедельного срока после увольнения (т.е. с опозданием) и признанных в установленном порядке безработными, выплату пособия следует производить по окончании периода, в течение которого за ними сохранялась по прежнему месту работы средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. 2. С какого периода времени следует выплачивать пособие по безработице гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией и обратившимся в органы службы занятости с целью трудоустройства по истечении двухнедельного срока после увольнения, в случае признания их безработными? В соответствии с положениями статьи 40/3 КЗоТ Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.92 N 3543-1 - Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 г., N 41, ст. 2254) при реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений, организаций за высвобожденными работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на три месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия вне зависимости от того, обратились они в органы службы занятости в двухнедельный (после увольнения) срок или нет. Поэтому гражданам, обратившимся в органы службы занятости для трудоустройства по истечении двухнедельного срока после увольнения (т.е. с опозданием) и признанным в установленном порядке безработными, выплату пособия следует производить по окончании периода, в течение которого за ними сохранялась по прежнему месту работы средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. 3. С какого периода времени гражданам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признанным в установленном порядке безработными, следует выплачивать пособие по безработице и в каких размерах? В соответствии с положениями статьи 6 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", вступившего в действие с 1 июня 1993 года, лицам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с их реорганизацией либо ликвидацией, сохраняется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия на период их трудоустройства, но не свыше шести месяцев. При этом выплата месячного выходного пособия и сохраняемой средней заработной платы производится по прежнему месту работы за счет предприятия, учреждения, организации. Пособие по безработице данной категории граждан следует выплачивать по окончании периода, в течение которого предприятие, учреждение, организация сохраняли за ними среднюю заработную плату с учетом выходного пособия. Если предприятие может сохранить за высвобожденными работниками среднюю заработную плату (с учетом выходного пособия) в течение 3, 4, 5 и 6 месяцев, то и пособие по безработице им должно начисляться по истечении З, 4, 5 или 6 месяцев со дня увольнения. Следует также иметь в виду, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются и на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Пособие по безработице начисляется в соответствии со статьями 33 и 36 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (Сноска 1) и статьей 9 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". 4. С какого периода времени следует выплачивать пособия по безработице гражданам из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц, признанных в установленном порядке безработными? При решении этого вопроса следует иметь в виду следующее: 1. В соответствии со статьей 93 Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" руководители Совета, местной администрации, должностные лица местной администрации продолжают получать назначенную им Советом заработную плату до устройства на новое место работы в течение года после освобождения их от занимаемой должности в следующих случаях: а) после окончания срока полномочий и при неизбрании или неназначении на должность на новый срок полномочий; -------------------- Сноска 1. В дальнейшем - законодательство о занятости населения. б) при упразднении должностей в связи с изменением административно-территориального деления, ликвидацией Совета или местной администрации, реорганизацией местной администрации; в) после удовлетворения заявления о добровольной отставке руководителя Совета или местной администрации, если они проработали в этой должности не менее года. 2. Положения, изложенные в пункте 1, не действуют в следующих случаях: отзыв руководителей Совета с занимаемой должности; отзыв главы местной администрации с занимаемой должности; вступление в законную силу приговора суда в отношении должностных лиц. 3. Граждане из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц в случаях, указанных в подпунктах а), б) и в) пункта 1, признаются безработными на общих основаниях, а выплата им пособий по безработице должна производиться по окончании периода, в течение которого за ними сохранялась заработная плата. 4. Граждане из числа руководителей Советов, местной администрации, других должностных лиц в случаях, указанных в пункте 2, также признаются безработными на общих основаниях. Начисление и выплата им пособий по безработице производится в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 36 и 38 законодательства о занятости населения. 5. Каковы порядок и условия признания граждан, проживающих в "закрытых административно-территориальных образованиях", безработными, и с какого периода следует им выплачивать пособие по безработице? Порядок и условия признания граждан безработными установлены положениями статьи 3 законодательства о занятости населения и едины для всех категорий граждан, проживающих на территории Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3298-1 (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации N 33 от 20.08.92 г.), за работниками предприятия и (или) объектов, высвобожденными в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, а также при реорганизации или ликвидации предприятий и (или) объектов, сохраняются на период трудоустройства (но не более, чем на 6 месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. На основании изложенного выплату пособия по безработице таким гражданам следует производить по окончании периода, в течение которого за ними сохранялась средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия. 6. По истечении какого периода времени следует выплачивать пособия по безработице профсоюзным работникам, признанным безработными? Учитывая, что статьей 235 Кодекса Законом о труде Российской Федерации (в редакции от 25 сентября 1995 года) выборным профсоюзным работникам установлены дополнительные гарантии, при их увольнении в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации (сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев), выплату им пособия по безработице следует производить по окончании периода, в течение которого за ними сохранялся средний заработок. II. Об особенностях выплаты пособий по безработице отдельным категориям безработных граждан 7. Как рассчитывается пособие по безработице различным категориям безработных граждан? Гражданам, уволенным с предприятий, из учреждений и организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем, расчет пособия по безработице производится следующим образом (пример 1-4): Пример 1 (Сноска 1) Средняя заработная плата по последнему месту работы - 50000 руб. Численность иждивенцев - 4 человека Районный коэффициент (для районов Крайнего Севера - 0,5 и приравненных к ним местностей) Средняя заработная плата по региону - 36000 руб. Минимальный размер оплаты труда - 7740 руб. -------------------- Сноска 1. Данные примера 1 и всех последующих примеров взяты условно. Расчет произведен для первых трех месяцев. Удержание налогов в расчете не показано. Расчетно Начислено (руб.) (руб.) Базовый размер пособия по безработице 50000 * 0,75 = 37500 36000 Доплаты к базовому пособию по 36000 * 0,4 = 14400 14000 безработице на иждивенцев Базовый размер пособия по безр. 51900 50000 с учетом доплат на иждивенцев Доплаты к базовому пособию по 36000 * 0,5 = 18000 18000 безработице с учетом район. коэф. Базовый размер пособия по безработице 68000 с учетом доплат Пример 2 Средняя заработная плата по последнему - 21000 руб. месту работы Численность иждивенцев - 4 человека Районный коэффициент (для районов Крайнего - 0,5 Севера и приравненных к ним местностям) Средняя заработная плата по региону - 36000 руб. Минимальный размер оплаты труда - 7740 руб. Расчетно Начислено (руб.) (руб.) Базовый размер пособия по безработице 21000 * 0,75 = 15700 15700 Доплаты к базовому пособию по 15700 * 0,4 = 6300 5200 безработице на иждивенцев Базовый размер пособия по безр. 22050 21000 с учетом доплат на иждивенцев Доплаты к базовому пособию по 15700 * 0,5 = 7875 7875 безработице с учетом район. коэф. Базовый размер пособия по безработице 28875 с учетом доплат Пример 3 Средняя заработная плата по последнему - 10400 руб. месту работы Численность иждивенцев - 4 человека Районный коэффициент (для районов Крайнего - 0,5 Севера и приравненных к ним местностям) Средняя заработная плата по региону - 36000 руб. Минимальный размер оплаты труда - 7740 руб. Расчетно Начислено (руб.) (руб.) Базовый размер пособия по безработице 10400 * 0,75 = 7800 7800 Доплаты к базовому пособию по 7800 * 0,4 = 3120 2600 безработице на иждивенцев Базовый размер пособия по безр. 10920 10400 с учетом доплат на иждивенцев Доплаты к базовому пособию по 7800 * 0,5 = 3900 3900 безработице с учетом район. коэф. Базовый размер пособия по безработице 14300 с учетом доплат Пример 4 Средняя заработная плата по последнему - 10000 руб. месту работы Численность иждивенцев - 4 человека Районный коэффициент (для районов Крайнего - 0,5 Севера и приравненных к ним местностям) Средняя заработная плата по региону - 36000 руб. Минимальный размер оплаты труда - 7740 руб. Расчетно Начислено (руб.) (руб.) Базовый размер пособия по безработице 10000 * 0,75 = 7500 7400 Доплаты к базовому пособию по 7400 * 0,4 = 3096 3096 безработице на иждивенцев Базовый размер пособия по безр. 10595 10836 с учетом доплат на иждивенцев Доплаты к базовому пособию по 7400 * 0,5 = 3870 3870 безработице с учетом район. коэф. Базовый размер пособия по безработице 14706 с учетом доплат -------------------- Сноска 1. Ищущим работу впервые, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также уволенным с предприятий, из учреждений и организаций по любым основаниям, но не имеющим 12 недель оплачиваемой работы в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, пособие по безработице рассчитывается следующим образом: Пример Численность иждивенцев - 4 человека Районный коэффициент (для районов Крайнего - 0,5 Севера и приравненных к ним местностям) Средняя заработная плата по региону - 36000 руб. Минимальный размер оплаты труда - 7740 руб. Расчетно Начислено (руб.) (руб.) Базовый размер пособия по безработице 7400 -------------------- Сноска 1. Если средняя заработная плата по последнему месту работы или расчетная величина базового пособия по безработице ниже минимального уровня оплаты труда, базовое пособие устанавливается равным минимальному уровню оплаты труда с последующим его увеличением на 10% на каждого иждивенца, но максимальный размер такого пособия не должен превышать среднего заработка, сложившегося в регионе (письмо Верховного Совета Российской Федерации от 21.05.92 N 5.2.18-799). Доплаты к базовому пособию по 7400 * 0,4 = 3096 3096 безработице на иждивенцев Базовый размер пособия по безр. 10836 с учетом доплат на иждивенцев Доплаты к базовому пособию по 7400 * 0,5 = 3870 3870 безработице с учетом район. коэф. Базовый размер пособия по безработице 14706 с учетом доплат 8. Безработному прекращена выплата пособия в связи с его трудоустройством, при этом право на получение пособия в течение 12 месяцев им не было использовано. При повторном обращении в службу занятости, независимо от продолжительности его работы (неделя, месяц, полгода, год) признается ли он вновь безработным и, если да, то с каким периодом выплаты пособия? Если безработный был трудоустроен на какой-либо период времени, а потом опять остался без работы вне зависимости от причин увольнения, то при повторном обращении в службу занятости, независимо от продолжительности периода его работы на новом месте, он вновь может быть признан безработным с правом получения пособия. При этом продолжительность нового периода выплаты ему пособия по безработице не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (за исключением случаев, предусмотренных законодательством). 9. Безработному прекращена выплата пособия по безработице в связи с истечением установленного (12-месячного) периода его выплаты. Через какое время он вновь может быть признан безработным и получать пособие по безработице? В случае истечения установленного законодательством срока выплаты пособия по безработице граждане остаются на учете в органах службы занятости в качестве безработных, но без права получения пособия по безработице в течение 6 месяцев. Органы службы занятости в этот период продолжают подыскивать им подходящую работу. В это же время, учитывая материальное положение безработных, органами службы занятости может оказываться им материальная помощь. По окончании 18-месячного периода (со дня признания безработным) безработный вновь приобретает право на получение пособия по безработице, но уже в размере установленного законодательством минимального размера оплаты труда. При этом продолжительность нового периода выплаты пособия также не должна превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (если иное не предусмотрено Законом). 10. Безработный, получавший пособие по безработице в течение 4 месяцев (3 месяца - 75%, 1 месяц - 80%), отказался от второго предложения подходящей работы. Будут ли осуществляться ему дальнейшие выплаты пособия по безработице? Если безработный получал пособие по безработице в течение 4 месяцев (3 мес.- 75%, 1 мес.- 60%) и отказался от второго предложения подходящей работы, выплата пособия по безработице может быть отложена на срок до трех месяцев. В соответствии со статьей 38 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" период, на который откладывается выплата пособия по безработице, входит в общий период выплаты пособия по безработице. По истечении этого периода ему будет выплачиваться пособие в течение оставшихся месяцев в размере 45% среднего заработка, но во всех случаях - не ниже минимального заработка, установленного законодательством, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. 11. Безработный, получавший пособие по безработице в течение 4 месяцев, нарушил порядок перерегистрации, и ему была приостановлена выплата пособия по безработице сроком на 2 месяца. Будет ли возобновлена ему выплата пособия по безработице и, если да, то в каких размерах? Период, на который приостанавливается выплата пособия, в соответствии с положениями статьи 38 законодательства о занятости населения, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Поэтому безработный, получавший пособие по безработице в течение 4 месяцев (3 мес.- 75%, 1 мес. - 60%) и нарушивший порядок перерегистрации (что повлекло приостановку выплаты пособия на 2 месяца), при возобновлении выплаты будет получать пособие в течение оставшихся месяцев в размере: 60% среднего заработка - один месяц; 45% среднего заработка - оставшиеся месяцы, но в любом случае не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, и не выше среднего заработка, сложившегося в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. 12. В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" выплата пособия по безработице может быть приостановлена. Отразится ли приостановка выплаты пособия по безработице на размере получаемого пособия? Положениями пункта 4 статьи 38 законодательства о занятости населения установлено, что период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Поэтому приостановка выплаты пособия отразится на размере пособия у тех, кто получает его в процентном отношении к заработку. Например, если через месяц выплата пособия была приостановлена на два месяца, то впоследствии безработный будет получать его в размере 60%, а потом в размере 45% заработка, поскольку для четвертого и последующих месяцев выплаты пособия размер пособия меньше, чем для первых трех месяцев. 13. Учитывается ли предыдущее время выплаты пособия, если гражданин вновь обращается в центр занятости после окончания обучения по направлению службы занятости? При направлении на обучение безработный снимается с учета как безработный, так как в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" лица, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения, считаются занятыми. По окончании обучения при обращении в службу занятости (в случае невозможности трудоустройства) гражданин вновь признается безработным с правом на получение пособия без учета выплат до направления на учебу. В соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" граждане, завершившие профессиональную подготовку и переподготовку в учебных заведениях по направлению службы занятости и признанные в установленном порядке безработными, имеют право на получение пособия, первоначальный размер которого не ниже выплачиваемой им во время учебы стипендии. 14. Учитывается ли районный коэффициент при выплате пособия безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях? В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (Ведомости Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., N 16, ст.551; N 26, ст. 957) лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице выплачивается с учетом районного коэффициента. Государственные компенсации, предусмотренные Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенным к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (пункт 3 постановления ВС РФ от 19 февраля 1993 года "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). III. О некоторых особенностях применения статьи 38 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" 15. Прекращается ли выплата пособия по безработице безработным гражданам, достигшим пенсионного возраста? На основании положений статьи 38 законодательства о занятости населения, выплата пособия прекращается в случае назнаЧеиия пенсии в соответствии с пенсионным законодательством. Таким образом, достижение гражданином пенсионного возраста не дает основания службе занятости прекратить выплату пособия по безработице. 16. В качестве основания для прекращения выплаты пособия по безработице названо получение пособия обманным путем. Что значит "получение пособия по безработице обманным путем"? Получение гражданином пособия по безработице обманным путем предполагает наличие следующих условий: предоставление в службу занятости фиктивных документов, позволяющих безработному получать пособие; вины гражданина в форме умысла; причинной связи между действием гражданина и наступившим последствием - выплатой пособия по безработице. Если обманные действия гражданина не привели к выплате ему пособия по безработице, поскольку на них своевременно обратила внимание служба занятости, то нет основания для прекращения выплаты пособий. 17. Безработный гражданин поступил на временную работу на два месяца, о чем предупредил службу занятости. Должна ли служба занятости в этом случае прекратить выплату пособия по безработице или она может приостановить выплату пособия на период временной работы? Трудоустройство работника на временную работу в соответствии со статьей 2 законодательства о занятости населения свидетельствует о занятости гражданина, что является основанием для прекращения выплаты ему пособия по безработице (см. п. 2 ст. 38 законодательства о занятости населения). Кроме того, на основании статьи 4 законодательства о занятости населения работа временного характера отнесена к уровню подходящей работы для определенных категорий безработных граждан. При последующем обращении гражданина в службу занятости независимо от продолжительности периода его работы на новом месте, он вновь может быть признан безработным с правом получения пособия по безработице. Продолжительность нового периода выплаты пособия определяется по общим правилам (не более 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о занятости населения). Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 38 законодательства о занятости населения службе занятости предоставлено право приостановить выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев в случае трудоустройства безработного на временную работу без уведомления службы занятости. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 18. Можно ли отложить выплату пособия по безработице гражданину, направленному службой занятости на профессиональную подготовку (переподготовку) и отчисленному за нарушение учебной дисциплины, если он вновь обращается в службу занятости в связи с невозможностью трудоустройства? Статьей 38 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусматривается возможность отложения выплаты пособия по безработице в ограниченных случаях. Расширительному толкованию ст. 38 Закона не подлежит. Поэтому служба занятости не вправе отложить выплату пособия по безработице в связи с отчислением гражданина из учебного заведения за нарушение учебной дисциплины. На него не распространяется гарантийное положение о размере пособия по безработице в случае признания его безработным, закрепленное в статье 37 закона. Пособие по безработице данному гражданину должно выплачиваться на общих основаниях. 19. Безработному за нарушение сроков перерегистрации при остановили выплату пособия по безработице. В период приостановки выплаты пособия, он вновь допускает нарушение сроков перерегистрации. Можно ли за второе нарушение приостановить ему выплату пособия по безработице? Следует ли при этом учитывать, что за первое нарушение срок приостановки выплаты пособия еще не истек? За второе нарушение срока перерегистрации служба занятости вправе приостановить гражданину выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев. При этом не принимается во внимание, что окончание срока предшествующей приостановки выплаты пособия еще не наступило. Например, за неявку безработного на перерегистрацию без уважительных причин служба занятости приостановила выплату пособия с 15 сентября по 14 ноября. В связи с тем, что безработный 6 октября вновь нарушил срок перерегистрации, служба занятости вправе начиная с 6 октября приостановить ему выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев. 20. Включается ли в общий стаж работы гражданина период приостановки выплаты пособия по безработице? Период приостановки выплаты пособия по безработице не включается в общий трудовой стаж, поскольку на основании статьи 30 законодательства о занятости населения в общий трудовой стаж засчитывается время, в течение которого гражданин получал пособие по безработице. IV. О некоторых вопросах, связанных с правами органов службы занятости 21. Имеют ли право органы службы занятости делать необходимые отметки в трудовой книжке безработного о начале и окончании периода безработицы, выплаты пособий и т. д.? Трудовые книжки рабочих и служащих ведутся в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 20 июня 1984 года, в редакции от 2 августа 1985 года с последующими изменениями и дополнениями. Внесение в трудовую книжку записей о времени, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает стипендию, пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также времени, необходимом для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, данной Инструкцией не предусмотрено. Период получения пособия по безработице, стипендии, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости для трудоустройства в другую местность, подтверждается справкой установленного образца, утвержденной совместным приказом Минсобеса РСФСР и Госкомзанятости РСФСР от 20 августа 1991 г. N 154/001 "О порядке оформления безработным досрочных пенсий органами социального обеспечения по предложению органов государственной службы занятости". 22. Оплачивается ли безработной женщине больничный листок по уходу за ребенком? В данном случае нет, поскольку Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 723 "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявши работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" органам службы занятости предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности безработного. Период временной нетрудоспособности безработного удостоверяется больничным листком ("листком нетрудоспособности") установленного образца. Оплата больничных листков по уходу за ребенком названным Указом не предусмотрена. Указом также определено, что не всем безработным оплачивается период временной нетрудоспособности, а только тем из них, кто потерял работу и заработок (доход), т. е. уволенным с предприятия, из учреждений и организаций по любым основаниям. Поэтому органы службы занятости не вправе за счет средств Фонд занятости осуществлять оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам из числа впервые ищущих работу, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва. |