Страницы: 1 2 О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ВЭД УКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 24 ноября 1993 г. N 01-12/994 (Д) В целях реализации положений Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" обязываю: 1. Возложить проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, на отделы таможенной стоимости и валютного контроля региональных таможенных управлений и таможен с привлечением, в случае необходимости, сотрудников иных подразделений таможенных органов. 2. Одобрить прилагаемые Методические рекомендации по организации проверок финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства. При проведении проверок ориентироваться на названные рекомендации. 3. Начальникам региональных управлений, начальникам таможен: 1) обеспечить изучение одобренных методических рекомендаций в соответствующих подразделениях таможенных органов; 2) при необходимости в срок до 1 января 1994 года представить в Отдел валютного контроля ГТК России обоснование выделения дополнительной штатной численности для организации работы по проведению проверок. 4. Проверки финансово-хозяйственной деятельности проводить на основании: 1) календарного плана проведения плановых проверок, утверждаемого начальником таможенного органа; 2) поручений ГТК России; 3) распоряжений начальников региональных таможенных управлений или начальников таможен. 5. Результаты проверок оформлять в виде акта произвольной формы, подписываемого должностными лицами таможенных органов, участвующими в проверке, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия (организации). Акт составлять в трех экземплярах. Первый экземпляр акта направляется в дела таможни, второй - (в случае, если в ходе проверки рассмотрены вопросы соблюдения участником ВЭД валютного законодательства, а также требований, предъявляемых актами государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок) - в структурное подразделение валютного контроля вышестоящего таможенного органа, третий экземпляр передается предприятию (организации). Результаты проведенной проверки, зафиксированные в акте, в случае обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства могут служить основанием для заведения дела о нарушении таможенных правил, возбуждения уголовного дела о контрабанде или ином преступлении в сфере таможенного дела. В случае обнаружения в результате проверок нарушений, по которым привлечение к ответственности виновных лиц не входит в компетенцию таможенных органов, копию акта направлять в соответствующие государственные органы (МВД, МБ, ГНС и др.). (В ред. указания Государственного таможенного комитета РФ от 7 августа 1997 г. N 01-14/1062; НГР:В9702832) 6. Управлению кадров и учебных заведений (Лютов Н.А.) организовать в I квартале 1994 года обучение сотрудников таможенных органов по вопросам организации проверок финансово-хозяйственной деятельности участников внешнеэкономической деятельности. 7. Отделу валютного контроля ГТК России (Кутепов А.Н.) в двухмесячный срок: 1) подготовить предложения по обеспечению взаимодействия таможенных и налоговых органов при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности; 2) разработать и довести до региональных управлений и таможен формы и порядок представления в ГТК России отчетности по мероприятиям таможенных органов в части организации проверок участников внешнеэкономической деятельности. 8. Отделу валютного контроля ГТК России (Кутепов А.Н.) обеспечить своевременную корректировку Методических рекомендаций по организации проверок участников ВЭД в целях обнаружения нарушений таможенного и валютного законодательства, связанную с текущими изменениями нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций). 9. Контроль за выполнением настоящего Указания возложить на заместителя Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.И. Мещерякова. Первый Заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.Ф. КРУГЛИКОВ 24.ноября 1993 г. N 01-12/994 Одобрено Указанием ГТК Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 01-12/994 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ, ПЕРЕМЕЩАЮЩИХ ТОВАРЫ И ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В ЦЕЛЯХ ОБНАРУЖЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННОГО И ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА АННОТАЦИЯ Данные методические рекомендации разработаны во исполнение требований Таможенного кодекса Российской Федерации и предназначены для обнаружения в процессе проверок, проводимых таможенными органами, возможных нарушений таможенного законодательства (наличие товарно-материальных ценностей, перемещенных через границу Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению, занижение таможенной стоимости), а также нарушений валютного законодательства в пределах компетенции таможенных органов (непоступление экспортной валютной выручки, необоснованные валютные платежи и пр.). Методика организации проверок основана на использовании существующего в Российской Федерации механизма учета и регистрации товарно-материальных ценностей и движения денежных средств на счетах предприятий (организаций), вытекающих из требований Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10), обязательного к исполнению всеми субъектами хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Проведение указанных проверок осуществляется как в профилактических целях (на основе планов организации проверок), так и в целях организации проверок конкретных фактов возможных нарушений таможенного и валютного законодательства, полученных в результате анализа внешнеэкономической деятельности участников ВЭД или из других источников оперативной информации. В данный порядок включены основополагающие документы, на основе которых подготовлена методика организации проверок, указания по контролю конкретных статей финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД, основные формы отчетности. Представляемая методика организации проверок предполагает возможность прослеживания движения товарно-материальных ценностей от продавца к покупателю, в том числе определения происхождения товаров, находящихся на хранении у предприятий (организаций), что позволяет при использовании методов бухгалтерского учета выявить товары, полученные (экспортированные) на основании внешнеторгового договора купли-продажи. В методике определена применяемая технология оприходования и расходования товарно-материальных ценностей, а также схема учета и движения денежных средств и расчетов. ВВЕДЕНИЕ Проверка финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД предполагает анализ внешнеторговой деятельности данных участников, позволяющий выявить направленность и состояние его экспортно-импортных отношений с иностранными партнерами, нарушения таможенного и валютного законодательства или негативные тенденции во внешнеторговой деятельности, позволяющие таможенным органам особенно тщательно контролировать операции данного участника ВЭД. С этой целью для документальной проверки необходимо предварительное рассмотрение следующих документов: ГТД, ДТС, контрактов, счетов-фактуры, транспортных и страховых документов, другой информации о деятельности участника ВЭД. Анализ финансового положения предприятия (организации) позволит выявить возможные нарушения законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы. Документальные проверки проводятся за конкретный период деятельности предприятия в сфере внешней торговли и уточняются условиями, предусмотренными планом проверки, утвержденным руководителем таможенного органа. Проверку следует проводить по детальной программе, составленной самим проверяющим с четкой формулировкой целей проверки. Методы, приемы и способы проведения документальной проверки участника ВЭД определяются настоящими "Методическими рекомендациями" и уточняются конкретными условиями и целями проверки. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным и выборочным методами. При сплошном способе проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. Сплошной проверке подвергаются в основном кассовые и банковские операции. Расчеты с поставщиками, покупателями, заказчиками, дебиторами и кредиторами подвергаются сплошной проверке при необходимости. При выборочном способе проверяется часть первичных документов в проверяемом периоде. Если при выборочной проверке устанавливаются серьезные нарушения законодательства или злоупотребления, то проверка на данном участке деятельности предприятия проводится сплошным способом с изъятием в соответствии с порядком изъятия, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации, документов и товарно-материальных ценностей. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливаются: - правильность заполнения всех реквизитов документов; - наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста; - подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций следует получить объяснение от должностного лица. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах. При проведении встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи, учетные данные проверяемого предприятия сличаются с данными соответствующих документов тех предприятий, от которых получены или которым выданы средства и материальные ценности. Решения о проведении встречных проверок принимают руководители таможенных органов, в зоне деятельности которых находятся проверяемые предприятия (организации). ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) 1. Общие положения Данный порядок охватывает экспортно-импортные операции участников ВЭД при поставке товара за наличные с расчетами через банки и при бартерных сделках. Основной целью проверки является выявление фактов нарушения валютного законодательства. Проверка валютных операций предприятий (организаций) может осуществляться как в соответствии с планом проведения проверок, так и для подтверждения информации о возможных нарушениях валютного законодательства. Перед проверкой составляется план ее проведения, в котором должно быть отражено: - наименование участника ВЭД, форма собственности, состав учредителей, адрес, его финансовые и банковские реквизиты; - цель проверки; - период проведения проверки. Используя имеющуюся в распоряжении таможенного органа информацию, перед проверкой необходимо провести краткий анализ внешнеэкономической деятельности объекта проверки. При этом рекомендуется подготовить подборку ГТД за анализируемый период или их реестр, выявить не представлены ли данному предприятию какие-либо льготы в области тарифного и нетарифного регулирования, исполнения валютного законодательства. В обязательном порядке при подготовке проверки должны быть использованы материалы таможенно-банковского контроля (информация о полноте и сроках поступления валютной выручки). Все материалы по подготовке и проведению проверки формируются в отдельное досье и хранятся в отделе таможенной стоимости и валютного контроля. 2. Проверки экспортных операций 2.1. Проведение плановой профилактической проверки Для проведения проверки используются следующие первичные документы, учетные регистры и отчетность: - главная книга или оборотный баланс; - журналы-ордера N N 1, 2, 11; - первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов автомобильным транспортом, транспортные накладные на перевозку грузов железнодорожным, водным и др. транспортом); - банковские выписки по движению денежных средств по расчетному и валютному счетам; - платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции; - пропуск на вывоз продукции с территории предприятия. Используя информацию ГТД о экспортных отгрузках участников ВЭС за отчетный период, сопоставить данные о наименованиях покупателей товаров с зафиксированными наименованиями в ведомости учета расчетов с поставщиками и покупателями (форма В-7) либо в ведомости учета расчетов и прочих операций (форма В-5). При этом возможны следующие ситуации. Данные о наименовании иностранного партнера в ГТД совпадают с данными указанных ведомостей. В этом случае необходимо сравнить общие суммы отправок за отчетный период по каждому покупателю с соответствующими данными указанных ведомостей по каждому покупателю в оборотной части ведомости. Если производится отгрузка продукции, то одновременно возможна проверка ведомости учета реализации (форма В-6, отгрузка), в которой в графе "Направлено в продажу продукции по отпускным ценам" должны быть указаны отгрузки со склада предприятия. Как правило, количество этих операций будет совпадать с количеством экспортных отправок, идентичны должны быть и натуральные единицы измерения. Однако необходимо обратить внимание, что стоимостная часть отправок, зафиксированная в ведомости В-6, будет ниже фактурной стоимости товара, указанной в ГТД. В случае, если данные об экспортных отправках, зафиксированных в ГТД, подтвердились, необходимо перейти к контролю поступления валютной выручки. Исходной информацией должны быть данные, поступающие от уполномоченного банка в процессе таможенно-банковского контроля. Основным учетным документом поступлений экспортной валютной выручки на предприятии являются выписки банка. Выписка банка по расчетно-кассовым операциям представляет собой таблицу, состоящую из трех горизонтальных блоков. 1-й блок состоит из одной строки, которая является составляющей 8 групп цифр, где первые четыре группы цифр несут информацию о клиенте банка. Пятая группа содержит дату выписки банка, шестая - дату, предшествующую данной выписке банка, седьмая - сумму остатка средств клиента на начало дня выписки и последняя группа - номер операционного окна в банке. 2-й блок несет информацию о проведенных операциях и имеет следующую структуру: первая группа цифр несет номер расчетно-кассового документа (например, 01 - платежное поручение, 03 - касса, 06 - мемориальный ордер); вторая группа - обозначает номер документа; третья и четвертая группы - шифры участников операции и их банков; пятая группа - сумма операций по дебетовому обороту; шестая группа - сумма операций по кредитовому обороту; седьмая группа - порядковый номер выполненных расчетно-кассовых операций. 3-й блок несет следующую информацию: первая группа цифр - остатки на счету клиента после проведения операций; вторая группа - сумма дебетового и третья группа - сумма кредитового оборотов. Кроме того, учет поступлений средств от каждого плательщика отражается в ведомости учета реализации (форма В-6, оплата). В случае выявления в процессе плановой проверки каких-либо нарушений валютного законодательства необходимо переходить к технологии контроля конкретных нарушений. 2.2. Проведение проверки в целях подтверждения выявленного нарушения валютного законодательства. Непоступление или частичное поступление валютной выручки В случае получения информации от уполномоченного банка или другого источника о непоступлении в срок валютной выручки по конкретной отгрузке необходимо следующее. Контроль осуществляется с использованием данных конкретной ГТД. Проверку можно начать со сверки накладных - требований на отпуск материалов (форма М-11) с данными ведомостей учета реализации (форма В-6). В случае непоступления выручки по отгруженной продукции на момент проверки формы В-6 в части "Оплата" будет отсутствовать соответствующая бухгалтерская запись. Кроме того, дополнительно необходимо обратить внимание на выписки банка за отчетный период с целью подтверждения непоступления валютной выручки на момент проверки. В связи с тем, что текущие валютные операции должны осуществляться в срок не более 180 дней, при проверке поступления валютной выручки целесообразно анализировать данные бухгалтерской отчетности (включая выписки банка) за период не менее, чем за квартал. В случае обнаружения в процессе проверки нарушений валютного законодательства документы, подтверждающие факт нарушения изымаются с составлением акта. При осуществлении проверки следует руководствоваться материалами приложения 3 "Движение товарных потоков" настоящих рекомендаций. 3. Проверка импортных операций Проверка импортных операций предприятий (организаций) по составу анализируемых документов и технологии организации контроля аналогична проверке экспортных операций. Условиями контракта может быть предусмотрена полная или частичная предоплата, осуществление которой подтверждается телеграфным извещением иностранного банка о выплате поставщику с аккредитива определенной суммы. При оплате определенной суммы предприятие получает счет-фактуру иностранного поставщика и прочие документы, предусмотренные контрактом. При проверке счета-фактуры иностранного поставщика необходимо установить: а) соответствие условиям контракта ассортимента, марки, технической характеристики и количества товара, соблюдение срока поставки товара; б) наличие и правильность оформления документов, предусмотренных контрактом; в) правильность указания адреса назначения груза и наименование грузополучателя; г) соответствие количества мест и веса товара по счету-фактуре поставщика количеству мест и весу, указанному в транспортных документах, спецификациях и сертификатах; д) соответствие указанных в счете-фактуре цен, скидок и т.п. условиям контракта. Кроме того необходимо произвести арифметическую проверку счета-фактуры. После получения счета-фактуры иностранного поставщика на всю акцептованную сумму импортные товары в пути за границей увеличивают задолженность данному иностранному поставщику, которая должна быть зафиксирована в ведомости учета расчетов с поставщиками (форма В-7). После прибытия товара в порт или на станцию назначения по записям главной книги указанные товары переходят в разряд реализованных импортных товаров. Необходимо проконтролировать оприходование товаров на калькуляционном счете 46/41. Помимо записей в главной книге должна присутствовать калькуляция по определению внешнеторговой себестоимости поставляемой продукции. Внутрихозяйственное оприходование товара производится обычным порядком оприходования на склад (см. "Методические рекомендации" приложение 1). 4. Проверка бартерных операций Под бартерными операциями понимают операции, предусматривающие натуральный товарообмен на сбалансированной основе, оформляемые единым договором между российским и иностранным лицами. Договор содержит стоимостную оценку обмениваемых товаров, которая используется только для оценки сбалансированности встречных товаропотоков. Бартерные операции не предусматривают использование российским лицом или по его поручению иностранным лицом средств в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации для организации встречных поставок товаров. Необходимо обратить внимание на то, что бартерная сделка должна быть оформлена одним договором, в котором обязательно определяются номенклатура, количество, качества, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия поставки. В учете бартерная операция отражается, как экспортная и импортная операция. Производится зачет взаимных требований поставщика и покупателя. В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли предприятия, определяют порядок реализации продукции (работ, услуг) либо по мере ее оплаты, либо по мере отгрузки товаров. От выбранного метода определения реализации зависит порядок учета бартерных операций. При методе определения результата от реализации продукции по мере ее оплаты бартерные операции отражаются в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" или 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами". При анализе товарообменных операций необходимо обратить внимание на заполнение ведомости расчетов с поставщиками и подрядчиками. При поступлении товаров уменьшается задолженность поставщикам и подрядчикам. При методе определения результата от реализации продукции по мере отгрузки продукции бартерные операции находят отражение на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Соответственно, обращает на себя внимание ведомость расчетов с покупателями. Операции, связанные с товарообменными поставками, проходят через счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Следовательно, необходимо тщательно сверить отчетные данные и данные, отраженные в учетных регистрах, и проверить правильность и законность оформления операций по отгрузке продукции. Движение по счетам предполагает условную оценку экспортной или импортной части контракта. Для проверки реализации товаров в рамках бартерных операций необходимо помнить о том, что оценка незавершенного производства продукции, которая может быть реализована в рамках указанных операций, в бухгалтерском учете производится по фактическим затратам. Проверяющий должен установить сумму от ее реализации. Для этого следует установить размер зачтенных средств и сличить со стоимостью, отраженной в кредите 46 "Реализации продукции" у продавца. При обнаружении случаев невключения в учетные регистры по кредиту счета 46 "Реализации продукции" отгруженной согласно первичных документов продукции необходимо произвести перерасчет реализованной продукции, определить разницу и отразить эти случаи в акте проверки. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ ПРЕДПРИЯТИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) 1. Общие положения Данный порядок контроля таможенной стоимости товаров осуществляется в целях проверки соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в части правильности определения таможенной стоимости и основан на документальной проверке таможенной, коммерческой и бухгалтерской документации участников ВЭД. Основными задачами данной проверки являются подтверждение правильности таможенной стоимости товаров, заявленной при декларировании; подтверждение цены сделки, действительно уплаченной или подлежащей уплате за товар; выявление ложных заявлений, в том числе неучтенных при декларировании элементов таможенной стоимости. Контроль состоит из тщательной проверки точности информации, применяемой для оценки таможенной стоимости, а также правильности ее применения на основе предъявленных документов (включая фрахтовые документы в случае принятия или непринятия цены сделки, документы по оплате за использование объектов интеллектуальной собственности, по конвертации валюты, математические расчеты и т.д.). 2. Контроль таможенной стоимости 2.1. Цена сделки в валюте контракта (фактически уплаченная или подлежащая уплате продавцу) В качестве документов, необходимых для контроля таможенной стоимости, следует считать: - учредительные документы; - договор (контракт); - дополнительные соглашения к ним (если они предусмотрены); - ГТД и ДТС; - товарно-транспортные документы, счет-фактура; - главная книга; - ведомости расчетов с поставщиками и подрядчиками. 2.2. Цена сделки в рублях Документальным подтверждением заявленной цены является счет - фактура. При проверке бухгалтерской документации на предприятии ВЭД необходимо знать, что импортные товары учитываются в фактурной импортной стоимости. На стоимость приобретенных импортных товаров делается запись по кредиту 60 сч. "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и по Дебету 41 сч. "Товары". Проверяется достаточность платежа за ввозимый товар: размер уплаченной или подлежащей уплате суммы (в руб. или валюте контракта). При этом запрашиваются: Сч. 51 "Расчетный счет" (руб.). Сч. 52 "Валютный счет" (в валюте). Дата платежа, способ расчета, предусмотренные контрактом скидки, (например: по условиям платежа, на качество, на верность продавцу, сезонные) и возможность их учета при таможенной оценке. Проверяется правильность выполнения расчетов цены сделки с учетом скидок. При этом необходимо это проверить на сч. 42 "Товарная наценка" (скидка, накидка). 2.3. Курс пересчета Далее необходимо проверить правильно ли применен курс валют и произведен пересчет в рубли суммы в иностранной валюте на данную дату. 2.4. Косвенные платежи в рублях Необходимо выяснить, зависит ли сделка купли-продажи или цена товара от каких-либо условий (услуг), влияние которых на цену сделки не может быть учтено. Надо уточнить, есть ли другие контракты, соглашения и дополнения к основному договору в рамках сделки, предусматривающие платежи покупателя продавцу или в его пользу третьему лицу. Необходима проверка этих контрактов с третьими лицами, счетов за платежи третьим лицам в пользу продавца. 2.5. Расходы на комиссионные и прочие посреднические услуги (за исключением закупочных комиссионных) Необходимо выяснить, все ли счета, относящиеся к оцениваемому товару, учитывались при определении таможенной стоимости (счета за комиссионные, брокерские, экспедиторские услуги, имеющие отношение к оцениваемому товару). Были ли расходы по выплате комиссионных, оплата услуг посредника, действовавшего при совершении сделки в интересах продавца, и иные посреднические вознаграждения. Отследить эти затраты по 43 счету "Накладные расходы". 2.6. Расходы на контейнеры и упаковку Уточняется, включены ли в счет-фактуру расходы на контейнеры (тару) и упаковку товара. Должны быть запрошены документы - калькуляции, отражающие эти затраты. Счет 43 "Накладные расходы". 2.7. Стоимость товаров и услуг Стоимость товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования при производстве и продаже на экспорт импортируемых товаров, распределенная по статьям: - сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, - инструменты и другое подсобное оборудование, - вспомогательные материалы, - инженерная и опытно-конструкторская проработка, чертежи, выполненные вне территории РФ. Необходимо уточнить предусмотрены ли поставки (прямо или косвенно) покупателем продавцу товаров и услуг бесплатно или по сниженным ценам (Есть ли договор, отдельные контракты). Проверьте, оговорены ли в контракте условия рекламы оцениваемого товара. Если реклама осуществляется за счет продавца, выясните порядок расчетов за нее, в т.ч. не была ли по этой причине снижена цена. В бухгалтерской отчетности эти затраты отражаются на соответствующих счетах: Счет 10 "Материалы" Счет 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" Счет 23 "Вспомогательные производства" Счет 29 "Обслуживание производства". 2.8. Лицензионные и иные платежи Выясните предусмотрены ли лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров (наличие лицензионных или авторских соглашений). В бухгалтерских документах эти платежи отражены на счете 04 "Нематериальные активы". 2.9. Расходы на доставку до места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации: - стоимость транспортировки; - расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров; - сумма страхования. Под "местом ввоза" на таможенную территорию Российской Федерации понимается: - для авиаперевозок - аэропорт назначения, - для морских перевозок - порт разгрузки, перегрузки, - для автомобильных и ж/д перевозок - пункт пересечения границы при въезде на территорию РФ. Уточните, до какого места рассчитаны транспортные расходы, включенные декларантом в таможенную стоимость. Убедитесь, что расходы по доставке товара до места ввоза на территорию РФ (стоимость транспортировки, погрузки и страхования оцениваемого товара), если они не были включены в счет-фактуру (в случае использования условий поставки ExW, FCA, FAS, FOB), правильно учтены и отражены в счетах. Для этого необходимо потребовать калькуляцию транспортных расходов. В бухгалтерской документации расходы по транспортировке, перегрузке, расходы по хранению, перегрузке, стоимость страхования, надработка, сепарация, сортировка грузов, оплата процента по коммерческому кредиту и др. расходы, связанные с импортом товаров, отражаются на счете 43 "Накладные расходы". Штрафы, пени, неустойки, оплата простоев и другие непроизводительные расходы, связанные с импортом товаров, к накладным расходам не относятся и отражаются на результатах хозяйственной деятельности предприятий счет - 80 "Прибыли и убытки". 2.10. Списываемые суммы в рублях Производится проверка обоснованности произведенных декларантом вычетов. Уточнить, подтверждены ли документально суммы, исключаемые из цены сделки. 2.11. Таможенные пошлины и сборы, уплачиваемые при импорте или продаже товаров Отражаются в бух. отчетности на 68 счете "Расчеты с бюджетом" по видам платежей. 3. Условия сделки Целью проверки является выявление каких-либо условий, повлиявших на цену сделки по данному товару. Для выявления продаж товара продавцом на условиях а) покупки покупателем другого товара; б) исключительной покупки товара только у данного продавца необходим анализ коммерческих и иных документов, указанных в п. 2.1. настоящего порядка. Для выявления условий, повлекших продажу товара продавцом по сниженной или завышенной цене в связи с встречными поставками товаров, необходима проверка экспертных и бартерных операций участников ВЭД с продавцом импортированных товаров. Такая проверка осуществляется на основании анализа коммерческих и иных документов в соответствии с порядком проведения проверки валютных операций предприятий (организаций). ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) С ЦЕЛЬЮ ОБНАРУЖЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВЕЗЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ К ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ 1. Общие положения Основной целью данного порядка является выявление наличия на складах участников внешнеэкономической деятельности товарно-материальных ценностей, ввезенных на территорию Российской Федерации с нарушениями таможенного законодательства. 2. Проверка предприятий (организаций) с целью обнаружения товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению При проверке предприятий (организаций) в части товарно-материальных ценностей необходимо различать оприходование материалов, МБП, основных средств и нематериальных активов, а также их дальнейшее использование в хозяйственной деятельности предприятия (организации). Выявление нарушений возможно в случае: - осуществления проверки физического наличия товаров на складе участника ВЭД; - проверки бухгалтерского оформления поступления товарно-материальных ценностей. На первом этапе проведения проверки складского хранения товаров возможно визуальное выявление на складе товаров зарубежного производства (используя данные маркировки и других внешних показателей). В случае выявления таких товаров целесообразна проверка их оприходования и учета (по карточкам складского учета), ведущегося материально ответственным лицом предприятия (организации). При этом возможны следующие ситуации: - на складе имеются в наличии товары зарубежного производства, зарегистрированные в карточках складского учета; - на складе имеются в наличии товары зарубежного производства, не оприходованные в установленном порядке, карточки складского учета отсутствуют. В этом случае необходимо: - наложить на товары необходимые таможенные обеспечения; - составить акт произвольной формы с полным описанием количественных и качественных характеристик товаров, позволяющих однозначно их идентифицировать. В акте оговаривается недопустимость использования, разукомплектования, перемещения этих товаров без разрешения таможенных органов. Акт подписывается сотрудником таможни и материально ответственным лицом (завскладом или лицом, его заменяющим); получить письменное объяснение материально ответственного лица о причинах нахождения товаров на складе без должного оформления. При проверке поступления материальных ценностей необходимо обратить внимание на типовые формы первичной документации. Поступление материальных ценностей оформляется приходными ордерами, которые составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской заведующего складом сдают в бухгалтерию, где он служит основанием для учета поступления материалов; второй - остается на складе для записей в карточках количественно-сортового учета. Приходные ордера должны быть выписаны на каждый номенклатурный номер материала, и поэтому к одному счету поставщика выписывается несколько приходных ордеров. Закупленные материальные ценности принимаются по количеству и качеству и направляются для оприходования и хранения на склад. Выявление отклонения по количеству и качеству поступивших материальных ценностей оформляется актом для предъявления претензий поставщику. Анализ сортового количественного учета осуществляется на основе карточек складского учета типовой формы. На большинстве предприятий этот учет организуется по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу. Закупленные материальные ценности отражаются в учете по цене, вытекающей из фактурной стоимости, обозначенной в счете-фактуре (накладной) поставщика, включая транспортные расходы, надбавки и скидки, указанные в документах поставщика. Другие расходы предприятия на транспорт и его обслуживание, естественную убыль груза в пути, страхование, таможенные сборы, налоги на импорт, затраты на приемку и складирование, иные транспортно-заготовительные расходы для упрощения учета могут непосредственно относиться на счета 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы". Правильность ведения сортового учета материалов на складе должна проверяться путем сопоставления стоимостных итогов каждой группы материалов по сальдовой книге с аналогичными остатками в групповой оборотной ведомости. При обнаружении расхождений показателей складского учета с показателями групповой оборотной ведомости составляется сортовая оборотная ведомость в пределах той группы материальных ценностей, по которой выявлены расхождения. Приобретение материальных ценностей регистрируется в учете по мере акцепта счетов - фактур поставщиков тогда и только тогда, когда ответственность за отгруженные материальные ценности переходит от поставщика к покупателю. Чаще всего это происходит после отгрузки материалов и оформления отгрузочных документов поставщиком. Покупатель в таком случае несет бремя риска за утрату груза в пути, поэтому, когда получено извещение об отгрузке материальных ценностей, акцепт счета - фактуры поставщика отражается по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материалов" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". При журнально-ордерной форме материальные ценности учитываются в журналах-ордерах N N 6, 7, 10. Для обеспечения точности и достоверности учетных записей счета или заменяющие их документы необходимо тщательно проверить и установить соответствие их показателей данным приходных документов. К наименее ликвидному имуществу предприятия (организации) относятся основные средства и нематериальные активы. В соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ (от 24 июля 1992 г. N 59) по применению единой журнально - ордерной формы счетоводства для отражения операций, учитываемых на счетах 01 "Основные средства", 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства", 04 "Нематериальные активы", 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" предназначен журнал - ордер N 13. Важным объектом финансового контроля является правильность отражения в учете и отчетности операций, связанных с приобретением и безвозмездным получением основных средств и нематериальных активов, с учетом уплачиваемого поставщикам (подрядчикам) налога на добавленную стоимость по этим объектам. После осуществления проверки бухгалтерского учета товаров в случае подтверждения поставки товаров в счет исполнения внешнеторгового договора необходимо изъятие товарно - транспортных накладных, грузовых таможенных деклараций и контрактов. В случае, если представленные в процессе проверки документы подтверждают факт ввоза товаров на территорию Российской Федерации без предъявления к таможенному оформлению (на накладных отсутствуют штампы таможни, не предъявляются ГТД, оформленные таможенным органом, имеется письменное подтверждение владельца товара о его ввозе без предъявления к таможенному оформлению и т.п.) сотрудник таможенного органа, производящий проверку, составляет акт произвольной формы в 3-х экземплярах, отражающий результаты проведенной проверки, с приложением всех изъятых документов. Акт подписывается сотрудником таможни, руководителем предприятия (организации), на котором осуществлялась проверка, и главным бухгалтером. Первый экземпляр акта с необходимыми приложениями передается в отдел по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Второй - остается в делах отдела таможенной стоимости и валютного контроля. Третий - передается на предприятие. Приложение 1 к Указанию ГТК Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 01-12/994 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСЧЕТОВ 1. Оформление кассовых документов и учет денежных средств Данный раздел предназначен для использования при выявлении случаев перемещения наличных денежных средств с нарушениями законодательства Российской Федерации. Предприятия вне зависимости от форм собственности обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков. Расчеты предприятий по своим обязательствам с другими предприятиями производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банков. Наличные деньги, полученные из учреждений банков предприятиями, расходуются строго по целевому назначению, а именно: на выплату заработной платы, на командировочные расходы, на хозяйственные и другие нужды. Порядок хранения, получения и расходования наличных денег определен Правилами ведения кассовых операций в народном хозяйстве, утвержденными постановлением Госбанка СССР от 8 августа 1991 г. N 2. Прием наличных денег кассиром предприятия производится по приходным кассовым ордерам (типовая форма N КО-I), подписанным главным бухгалтером. Приходный ордер состоит из непосредственно приходного кассового ордера и отрывной квитанции к приходному кассовому ордеру. Квитанция подтверждает факт приема наличных денег от плательщика. В квитанции указываются фамилия плательщика, основание платежа, сумма (прописью) и дата приема наличных денег. Квитанция подписывается главным бухгалтером. Все данные в квитанции должны соответствовать содержанию приходного кассового ордера. Выдача наличных денег из кассы предприятия производится по расходным кассовым ордерам (типовая форма N КО-2) или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Бухгалтером на общую выплаченную по платежным ведомостям сумму выписывается расходный кассовый ордер. Операции по приему и выдаче денежных средств по кассовым ордерам должны производиться только в день их выписки и регистрации в журнале. Кассир обязан вести кассовую книгу, составляемую на основании документов по приходу и расходу денег из кассы. Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в ней заверяется подписями руководителя и бухгалтера. Ежедневно в кассовую книгу записываются остаток денег в кассе на начало дня, поступление и расход денег из кассы по каждому принятому для исполнения документу. В конце дня подсчитываются итоги операций по кассе за день и выводится остаток денег на начало следующего дня. Записи по кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу. Если ежедневно совершаются операции на сумму до 500 руб., кассовые отчеты могут составляться один раз в неделю. При ведении бухгалтерского учета с использованием регистров кассовые операции отражаются в ведомости учета денежных средств и фондов. Основанием для заполнения ведомости по форме N В-4 служат отчеты кассира. Учет наличия и движения наличных средств в кассе ведется на счете 50 "Касса". Сальдо счета означает наличие денег в кассе предприятия. В кассе предприятия могут храниться не только наличные деньги, но и ценные бумаги (акции, облигации), денежные документы (почтовые марки, марки госпошлины, путевки, проездные билеты, вексельные марки и др.), бланки строгой отчетности, трудовые книжки, вкладные листы к ним, квитанции путевых листов автотранспорта и другие ценности (подарки). Ценные бумаги учитываются на счете 58 "Краткосрочные финансовые вложения". Движение ценных бумаг оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами с последующим составлением кассиром отчета по ценным бумагам. Отдельно от денежных средств составляется и ведомость по форме N В-4. Схема бухпроводок по счету 50 "Касса" ---------------------------------------------------------------------- Содержание операции Счета N ведомости ---------------------------------------------------------------------- Суммы, полученные с расчетного счета в банке 50 51 В-4 Возврат неиспользованных подотчетных сумм 50 71 В-5 Ссуды, полученные в банке на индивидуальное жилищное строительство, строительство садовых домиков 50 93 В-5 Суммы, полученные от работников предприятия в погашение ссуд на индивидуальное строительство 50 73 В-5 Суммы, внесенные работниками предприятия в погашение стоимости путевок, выданных а) за счет средств на социальное страхование 50 69 В-5 б) из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 50 81 В-4 Суммы, внесенные за реализованную а) продукцию, работы, услуги 50 46 В-6 б) основные средства 50 47 В-6 в) нематериальные активы и товарно-материальные ценности 50 48 В-6 Суммы, внесенные в счет погашения задолженности по недостачам и 50 73 В-5 хищениям Суммы, внесенные в счет погашения дебиторской задолженности 50 76 В-5 Суммы, внесенные в счет погашения задолженности за товары, проданные в кредит а) в случае предоставления работникам банковских займов 50 73 В-5 б) в случае, если работники не пользуются банковскими займами 50 76 В-5 Суммы причитающейся зарплаты рабочим и служащим, выданные наличными 70 50 В-4 Выплата вознаграждений по итогам работы за год, единовременных поощрений, материальной помощи 81 50 В-4 Выплата единовременных пособий по случаю рождения ребенка 69 50 В-4 Выдача ссуды работникам предприятия 73 50 В-4 Сданы наличные деньги на расчетный счет в банке 51 50 В-4 Сумма недостач, выявленная в результате инвентаризации кассы 84 50 В-4 Выдача подотчетным лицам авансов на командировки, сумм на хозяйственные расходы, а также возмещение перерасходов по утвержденным авансовым отчетам 71 50 В-4 Выплата наличных денег по исполнительным листам 76 50 В-4 ---------------------------------------------------------------------- 2. Ведение и учет операций по расчетному и валютному счету Данный раздел предназначен для использования при выявлении форм расчетов, ограниченных законодательством, а также необоснованных платежей по импорту. Предприятие самостоятельно выбирает банк для своих расчетов. Предприятие имеет право открыть только один расчетный счет. Ему присваивается индивидуальный номер, который затем должен проставляться на всех платежных документах по операциям по расчетному счету. Безналичные расчеты регулируются Правилами безналичных расчетов в народном хозяйстве, утвержденными Госбанком СССР от 30 сентября 1987 г. N 2 (с изменениями, внесенными письмами Госбанка СССР от 26 августа 1988 г. N 150, от 9 января 1989 г. N 176, от 31 мая 1989 г. N 211 и от 7 марта 1990 г. N 278, Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 09.07.92). Безналичные перечисления и выдачу наличных денег банк производит с согласия (акцепта) распорядителя счета или по его поручению. Расчетные документы оплачиваются при наличии средств на расчетном счете плательщика, в порядке календарной очередности поступления документов в банк. Безналичные расчеты предприятия могут производить: платежными поручениями, аккредитивами, чеками, векселями. При расчетах платежными требованиями-поручениями получатель средств представляет в обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк. Вместе с платежными требованиями-поручениями предприятие представляет в банк для контроля за оплатой реестр платежных требований, составленный в 2-х экземплярах, из которых первый остается в банке, второй - выдается предприятию. Расчеты требованиями-поручениями применяются между предприятиями за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы и оказанные услуги. Тем не менее, оплату по решениям арбитража, суда и др. банк производит в безакцептном порядке. При этом в требовании обязательно указывается назначение платежа и законодательный акт, предусматривающий право безакцептного списания этих платежей. При необоснованном тказе от акцепта плательщик платит в пользу получателя штраф в размере 5 % суммы, отказанной в оплате. При выставлении аккредитива плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих средств или ссуды, депонированных в банке плательщика, оплату товарно-материальных ценностей и оказанных услуг по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на выставление аккредитива. Платежное поручение - это поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия. Расчеты платежными поручениями производятся с поставщиками, с бюджетом, с финансовыми органами, органами социального страхования, коммунальными службами, арендодателями, профсоюзными и другими организациями. Для перечислений отдельным гражданам пенсий, алиментов, заработной платы, командировочных расходов и других причитающихся лично им сумм применяются переводы средств через предприятия связи. Переводы принимаются платежными поручениями, акцептованными банком, которые составляются в 3-х экземплярах. Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой. Прежде, чем получить чековую книжку, предприятие перечисляет в обслуживающий его банк денежные средства в пределах лимита, которые депонируются на счете N 722 "Лимитированные чековые книжки и лимитированные справки". Лимит по чековой книжке устанавливается банком по согласованию с предприятием, но не должен быть ниже 100 рублей. Вместе с заявлением о выдаче чековой книжки предприятие представляет платежное поручение на сумму лимита, и в нижней части поручения делается надпись: "За чековую книжку для расчетов с предприятиями". По окончании срока действия чековые книжки сдаются в банк. Чеки действительны в течение 10 дней, не считая дня их выписки. При получении наличных денег выписывается чек из чековой книжки, отличной от лимитированной тем, что по этой чековой книжке получают с расчетного счета наличные деньги. Учет операций по расчетному счету ведется на балансовом счете 51 "Расчетный счет". Счет 51 - активный. Для банка этот счет - пассивный, поэтому операции по расчетному счету для банка будут противоположны. Предприятие учет валютных средств ведет на счет 52 "Валютный счет". Движение денежных средств в иностранных валютах отражается на счете 52 "Валютный счет" по видам валют и в рублях. Пересчет иностранной валюты в рубли осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения платежной операции. Положительные курсовые разницы относятся в кредит, а отрицательные в дебет счета 80 "Прибыли и убытки". Аналитический учет денежных средств в иностранной валюте ведется в ведомости учета денежных средств и фондов (типовая форма В-4) в разрезе валютных счетов внутри страны и за рубежом. Схема бухпроводок по счету 51 "Расчетный счет" ---------------------------------------------------------------------- Содержание операции Счета номер ведомости ---------------------------------------------------------------------- Средства, поступившие от покупателей а) за реализованную продукцию, выполненные работы, услуги 51 46 В-6 б) отпущенные материалы 51 48 В-6 в) за реализованные основные средства 51 47 В-6 г) при предварительной или частичной оплате продукции, материалов 51 62 В-5 Суммы, внесенные наличными 51 50 В-4 Зачисление ссуды 51 90 В-5 Поступление средств от закрытия лимитированной чековой книжки и неиспользованного аккредитива 51 55 В-5 Зачислены штрафы, пени, неустойки, полученные от покупателей и от других организаций в соответствии с договорами или действующим законодательством 51 80 В-4 Суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности 51 76 В-5 Суммы, ошибочно зачисленные банком 51 63 В-5 Суммы, полученные наличными 50 51 В-4 Суммы налогов, удержанных из зарплаты, перечисленные в бюджет 68 51 В-4 Суммы, перечисленные по исполнительным листам или постановлениям судебных органов 76 51 В-4 Суммы, перечисленные торговым организациям за товары, купленные в кредит (в случае предоставления работнику банковского займа) 73 51 В-4 Оплачены платежные требования поставщиков материалов, подрядчиков за выполненные работы, за оказанные услуги 60 51 В-4 Перечисление сумм за услуги некоммерческого характера 76 51 В-4 Погашение ссуды банка 90 51 В-4 Суммы, перечисленные в погашение кредиторской и депонентской задолженности 76 51 В-4 Взносы в бюджет по отчислениям от прибыли 68 51 В-4 Суммы, перечисленные вышестоящей профсоюзной организации а) отчисления на социальное страхование 69 51 В-4 б) профвзносы 76 51 В-4 Перечислены (списаны банком) проценты за кредит 81 51 В-4 26 51 44 51 Перечислены (списаны в безакцептном порядке) штрафы, пени, неустойки, относимые на результаты хозяйственной деятельности 80 51 В-4 Суммы, ошибочно списанные банком 63 51 В-4 ---------------------------------------------------------------------- 3. Учет операций по спецсчетам в банке Данный раздел может быть использован в целях выявления необоснованных зачислений минуя расчетный счет. К расчетным операциям по специальным счетам в банке относятся расчеты аккредитивами и расчеты чеками из лимитированных чековых книжек. Бухгалтерский учет расчетов аккредитивами и чеками из лимитированных чековых книжек осуществляется на счете 55 "Специальные счета в банках". Схема бухпроводок по счету 55 "Специальные счета в банках" ---------------------------------------------------------------------- Содержание операции Счета номер ведомости ---------------------------------------------------------------------- Сумма, перечисленная на открытие аккредитива, и (или) сумма, перечисленная в пределах лимита на открытие лимитированной чековой книжки а) за счет собственных средств 55 51 В-4 б) за счет ссуд банка 55 90 В-5 Оплата платежных документов поставщиков и подрядчиков за поставки материальных ценностей, выполненные и сданные работы и услуги (по аккредитиву и (или) по чекам из лимитированной чековой книжки) 60 55 В-5 Суммы, возвращенные банком на расчетный (ссудный) счет предприятия по неиспользованным аккредитивам и (или) неиспользованному лимиту при закрытии лимитированной 51 55 В-5 чековой книжки 90 55 В-5 ---------------------------------------------------------------------- 4. Учет кредитов банка Для получения ссуды предприятие подписывает с банком кредитный договор и представляет в банк обязательство - поручение. В них указываются размер кредита и срок его погашения. Выдача ссуды может производиться как путем оплаты расчетно-денежных документов за оборудование, материалы и т. п., так и путем зачисления ссуды на расчетный счет предприятия, строго в соответствии с кредитным договором. Учет кредитов банка осуществляется на балансовом счете 90 "Краткосрочные кредиты банков". Бухгалтерский учет движения по ссудам ведется в ведомости учета расчетов и прочих операций (типовая форма N В-5). Учет ведется в аналитическом разрезе по видам ссуд. Схема бухпроводок по счету 90 "Краткосрочные кредиты банков" ---------------------------------------------------------------------- Содержание операции Счета номер ведомости ---------------------------------------------------------------------- Зачисление ссуды 51 90 В-5 Оплата акцептованных платежных требований поставщиков за товарно-материальные ценности (без зачисления ссуды на расчетный счет) 60 90 В-5 Погашена ссуда 90 51 В-4 ---------------------------------------------------------------------- УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ И РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ Данный раздел рассматривает основные моменты учета и движения внутри предприятия товарно-материальных ценностей. 1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками Поставка материальных ценностей, оказание услуг и выполнение работ для предприятия производится на основании договоров или гарантийных писем. В них указываются обязательства одной стороны - поставить (оказать, выполнить) и другой стороны - принять и оплатить продукцию (оказанные услуги, выполненные работы). Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на балансовом счете 60. Учет расчетов отражается в ведомости учета расчетов с поставщиками (типовая форма N В-7). Ведомость открывается задолженностью предприятия или поставщиков на 1-е число месяца. Затем в хронологическом порядке отражаются документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры) на поступившие материальные ценности, принятые работы, оказанные услуги. Наличие приходного ордера на материалы или акта на выполненные работы позволяет оформить бухгалтерскую проводку с кредита счета 60 в дебет счетов 10, 20, 08 и т.д. Отметка об оплате (в дебет счета 60) проводится на основании выписок банка с расчетного счета, с ссудного счета или со счета по расчетам чеками из лимитированной чековой книжки. Если на предприятие поступили материальные ценности без платежного документа, то необходимо их оприходовать по цене (договорной, прейскурантной, плановой) с оформлением приходного Страницы: 1 2 |