ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ" (ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РФ 30 декабря 1993 г. (ОГП 97-1) Направление 521400 Юриспруденция "УТВЕРЖДАЮ" Заместитель Председателя Госкомвуза России В.Д.Шадриков 30 декабря 1993 г. Действуют в качестве временных требований до введения в действие Стандарта с 01.09.1997 г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 06.05.92 г. N 142. 1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень - бакалавр. 1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521400 "Юриспруденция". Деятельность бакалавра направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются правовые отношения граждан и организаций. 1.4. Бакалавр должен быть подготовлен: к обучению в магистратуре по направлению 521400 "Юриспруденция"; к освоению образовательных профессиональных программ по специальностям: 020200 "Политология", 021100 "Юриспруденция", 022500 "Связи с общественностью", 022800 "Социальная работа" в сокращенные до 1 года сроки; к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой. Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЛИЦ, ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ НАПРАВЛЕНИЯ 2.1. Общие требования к образованности бакалавра Бакалавр отвечает следующим требованиям: знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов; имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно-научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций; способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет); имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты; умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук; готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности; методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин 2.2.1. По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Бакалавр должен: в области философии, психологии, истории, культурологии, педагогики: иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них; понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности; понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; знать формы, средства и методы педагогической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач; понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры; знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития; уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области); иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии; знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношению к историческому прошлому; в области социологии, экономики, политологии: иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; владеть основами социологического анализа; знать основы экономической теории; понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, сущность фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики; уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики; иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества; знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности; уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; в области физической культуры: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре; приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей; в области филологии: свободно владеть государственным языком Российской Федерации - русским языком; знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200-2000 лексических единиц, т.е. слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения; уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма. 2.2.2. По циклу общих математических и естественно-научных дисциплин Бакалавр должен иметь представление: в области математики и информатики: о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории; о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств; о логических, топологических и алгебраических структурах на множеств; о неевклидовых геометрических системах; о математическом моделировании; об информации, методах ее хранения, обработки и передачи; о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания); о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях; в области концепций современного естествознания: об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах; о концепциях пространства и времени; о принципах симметрии и законах сохранения; о понятии состояния в естествознании; о принципах симметрии и законах сохранения; о понятии состояния в естествознании; о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы; о динамических и статистических закономерностях в естествознании; о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот; о самоорганизации в живой и неживой природе; об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира; о взаимодействиях физических, химических и биологических процессов; о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе; об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем; о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики; о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека; о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования; о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры. 2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин Бакалавр должен в области государственно-правового цикла дисциплин: иметь научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права; знать основные исторические типы и формы государства и права, особенности государственного и правового развития России; понимать роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни в целом; знать основные факторы, определяющие развитие государства и права, каналы взаимосвязи государственно-правовых явлений с экономикой, моралью, идеологией, религией; знать содержание наиболее важных и распространенных политических и правовых доктрин прошлого и современности, уметь провести их сравнительный анализ; знать конституционное устройство России, ее конституционное и административное право; понимать принципы международного права, знать содержание важнейших международно-правовых документов; уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; в области гражданско-правового цикла дисциплин: иметь представление о месте и роли гражданского права в системе права; знать содержание гражданско-правовой формы регулирования общественных отношений; знать содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты, виды ответственности по гражданскому праву, содержание различных гражданско-правовых договоров; знать важнейшие нормы международного частного права, уметь анализировать гражданско-правовые отношения с иностранным элементом; знать порядок разрешения гражданско-правовых и хозяйственных споров; уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений; знать основное содержание российского трудового права, особенности трудовых правоотношений, трудовые права и обязанности граждан, права и обязанности работодателей; уметь анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых правоотношений, знать порядок разрешения трудовых споров; знать содержание российского экологического права и законодательства, виды экологических правонарушений и ответственности за них; в области уголовно-правового цикла дисциплин: знать основные принципы и содержание российского уголовного права и уголовного процесса; уметь анализировать состав преступления, понимать цели и значение наказания; иметь представление о порядке судебного разбирательства, обжалования, опротестования, исполнения и пересмотра приговоров суда; знать основы криминалистической деятельности и иметь навыки применения криминалистической техники; уметь формулировать криминологическую характеристику отдельных видов преступной деятельности и анализировать причины преступности; знать правовое положение, принципы и содержание деятельности правоохранительных органов государства. 2.2.4. По циклу специальных дисциплин Бакалавр должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности в более узких направлениях юриспруденции. Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины. ГСЭ.00 Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (1800 часов) ГСЭ.01 Философия Роль философии в жизни человека и общества; исторические типы философии; человек во Вселенной; философская, религиозная и научная картины мира; природа человека и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: проблемы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в развитии общества; проблемы и перспективы современной цивилизации; человечество перед лицом глобальных проблем. ГСЭ.02 Иностранный язык (340 часов) Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для общения в наиболее распространенных повседневных ситуациях; различные виды речевой деятельности и формы речи (устной, письменной, монологической или диалогической), овладение лексико-грамматическим минимумом; курс реферирования и аннотирования научной литературы, курс научно-технического перевода и т.п. ГСЭ.03 Культурология История мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия. ГСЭ.04 История Сущность, формы, функции исторического сознания; типы цивилизаций в древности; проблема взаимодействия человека и природной среды в древних обществах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь; тенденции становления цивилизации в русских землях; проблема складывания основ национальных государств в Западной Европе; складывание Московского государства; Европа в начале Нового времени и проблема формирования целостности европейской цивилизации; Россия в XV-XVII вв.; XVIII в. в европейской и североамериканской истории; проблема перехода в царство разума; особенности российской модернизации в XVIII в.; духовный мир человека на пороге перехода к индустриальному обществу; основные тенденции развития всемирной истории в XIX в.; пути развития России; место XX в. во всемирноисторическом процессе; новый уровень исторического синтеза; глобальная история; менталитет человека, его эволюция и особенности в Западной Европе, России и других регионах мира. ГСЭ.05 Социология История становления и развития социологии; общество как социокультурная система; социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений; культура как система ценностей, смыслов, образцов действий индивидов; влияние культуры на социальные и экономические отношения; обратное влияние экономики и социально-политической жизни на культуру; личность как активный субъект; взаимосвязь личности и общества; ролевые теории личности; социальный статус личности; социальные связи, действия, взаимодействия между индивидами и группами, групповая динамика; социальное поведение; социальный обмен и сравнение как механизм социальных связей; социальная структура, социальная стратификация; социальные институты и социальная организация; гражданское общество и государство; социальный контроль; массовое сознание и массовые действия; социальные движения; источники социального напряжения; социальные конфликты и логика их разрешения; социальные изменения; глобализация социальных и культурных процессов в современном мире; социально-культурные особенности и проблемы развития российского общества; возможные альтернативы его развития в будущем; методология и методы социологического исследования. ГСЭ.06 Политология Объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политически отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения, сравнительная политология. ГСЭ.07 Психология и педагогика Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура субъективной реальности; личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное в психике-человека. Педагогика: предмет педагогики; цели образования и воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога; мастерство педагогического общения. ГСЭ.08 Экономика Предмет экономической науки; введение в экономику (основы экономического анализа, основы обмена, функционирование конкурентного рынка, основы государственного сектора); основные понятия собственности: экономические и правовые аспекты; введение в макроэкономику; деньги, денежное обращение и денежная политика; национальный доход, совокупные расходы, спрос, предложение, ценовой уровень, фискальная политика; макроэкономические проблемы инфляции и безработицы; основные макроэкономические школы; мировая экономика и экономический рост; спрос, потребительский выбор, издержки и предложение; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса, регулирование и дерегулирование; факторные рынки и распределение доходов; экономика сельскохозяйственных и природных ресурсов; сравнительные экономические системы. ГСЭ.09 Физическая культура (408 часов) Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика, практика); профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. ГСЭ.10 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) (324 часа) ЕН.00 Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин (700 часов) Ученые советы вузов (факультетов) имеют право вносить коррективы в набор предлагаемых дисциплин в соответствии с реальной возможностью кадрового и учебно-методического обеспечения учебного процесса. В полном объеме требования стандарта будут введены после решения Госкомвуза России. ЕН.01 Математика и информатика Геометрия Евклида как первая естественно-научная теория; аксиоматический метод; основные этапы становления современной математики; структура современной математики; основные черты математического мышления; математические доказательства; элементы, множества, отношения, отображения; числа; комбинаторика; конечные и бесконечные множества; основные структуры на множестве; неевклидовы геометрии; геометрия микро- и макромира; основные идеи математического анализа; дифференциальные уравнения; общая постановка задачи о принятии решения; математические методы в целенаправленной деятельности; математика случайного; элементы теории вероятностей; основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информации. ЕН.02 Концепции современного естествознания Естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принципы возрастания энтропии; химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре. ЕН. 03 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом) (100 часов) ДН.00 Цикл общепрофессиональных дисциплин (4050 часов) ДН.01 Теория государства и права (350 часов) Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; государственная власть; государственный аппарат; типы и формы государства; государство в политической системе общества; правовое государство; понятие и сущность права; источники права; система права; правоотношения; реализация права; законность; толкование права; юридическая ответственность; право и личность, правосознание, правовая культура. ДН.02 История политических и правовых учений (170 часов) Критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии; политические и правовые идеи в государствах Древнего Востока, Древней Индии и Древнего Китая; политические и правовые учения Древней Греции и Рима; политические и правовые учения в феодальном обществе; возникновение буржуазной политико-правовой идеологии; теория естественного права; теория разделения властей; утопический социализм; политические и правовые учения в России; правовые и политические учения Канта и Гегеля; марксистские политико-правовые учения; основные политические и правовые учения второй половины XIX в. (Остин, Еллинек и др.) и XX в. (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.). ДН.03 История отечественного государства и права (300 часов) Раннефеодальные государства на территории России; древнерусское государство и право (IX-ХII вв.); государство и право Руси в период феодальной раздробленности (ХXIIl вв.); татаро-монгольские государства на территории России (XIIIXV вв.); образование централизованного государства и развитие права (ХIV - начало XVI в.); сословно-представительная монархия; образование и развитие абсолютной монархии; государство и право в период становления и развития капитализма; возникновение и основные этапы развития советского государства и права; государство и право Российской Федерации. ДН.04 История государства и права зарубежных стран (280 часов) Государство и право в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай); государство и право античного мира; история римского права; феодальное государство и право в странах Европы и Востока; мусульманское право; возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.); образование англо-саксонской, континентальной системы права; государство и право новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Италия и др.); государство и право социалистических стран; государство и право стран Латинской Америки; основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX в. ДН.05 Конституционное (государственное) право России (280 часов) Понятие и предмет конституционного права; место конституционного права в системе права; конституционные основы общественного и государственного строя; основы правового положения граждан; форма правления; государственное устройство; конституционная система органов государства; избирательное право и избирательная система; гражданство; референдумы; порядок принятия и изменения конституции; конституционные законы; местное самоуправление; муниципальное право. ДН.06 Конституционное (государственное) право зарубежных стран (150 часов) Политические системы современных стран Запада (США, Франция, Великобритания, Германия и др.); государство в политической системе общества; роль политических партий и других элементов политической системы; конституция и конституционализм; классификация конституций; конституционное право и конституционная законность; основные теории демократии в развитых странах; правовое положение граждан; разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; органы государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы. ДH.07 Гражданское право (350 часов) Гражданское право в системе права России; гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений; понятие гражданского правоотношения; граждане как субъекты гражданского права; юридические лица; объекты гражданских прав; юридические факты; понятие и виды сделок; ответственность по гражданскому праву; понятие права собственности; право собственности граждан; право собственности юридических лиц; право государственной собственности; личные имущественные права; авторское право, право на открытие и др.; понятие и виды обязательств; гражданско-правовой договор; виды договоров (купля-продажа, мена, аренда и др.); право наследования. ДH.08 Гражданское процессуальное право (200 часов) Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского судопроизводства; процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения; подведомственность гражданских дел; подсудность; понятие иска; виды исков; судебное доказывание; исковое производство; судебное разбирательство; виды судебных постановлений; исполнительное производство; арбитраж; нотариат; третейские суды. ДН.09 Административное право (150 часов) Понятие административного права; административно-правовой метод регулирования общественных отношений; источники административного права; административно-правовые нормы; субъекты административного права; административное право и государственное управление; понятие государственной службы; органы, применяющие административное принуждение; административная ответственность; административное правонарушение; дисциплинарная ответственность; административный процесс; административное производство; процессуальные гарантии в административном производстве; контроль и надзор, их виды; правовые основы управления в отраслях материального производства и социально-культурной сфере. ДН.10 Трудовое право (300 часов) Трудовые отношения рабочих и служащих и производные от них отношения как предмет трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; контракт; рабочее время и время отдыха; системы заработной платы; правила внутреннего трудового распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; трудовые конфликты и порядок их разрешения. ДН.11 Уголовное право (350 часов) Понятие уголовного права; принципы российского уголовного права; понятие уголовной ответственности и ее основания; понятия преступления и преступности; состав преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления; субъективная сторона преступления; обстоятельства, исключающие преступность деяния; понятие, виды, цели, и назначение наказания; особенная часть уголовного права; виды преступлений по российскому уголовному законодательству; источники уголовного права; политика государства в области уголовного права. ДН.12 Уголовный процесс (200 часов) Понятие уголовного процесса; уголовно-процессуальное право уголовно-процессуальные правоотношения; источники уголовно-процессуального права; принципы российского уголовного процесса, презумпция невиновности, принцип осуществления правосудия только судом; субъекты уголовного процесса; доказательства в уголовном процессе; меры процессуального принуждения; возбуждение уголовного дела; предварительное следствие и дознание; понятие и виды подсудности; предание суду; судебное разбирательство; обжалование и опротестование приговоров; исполнение приговора; пересмотр в порядке надзора вступившего в силу приговора суда. ДН.13 Международное право (150 часов) Международное право как особая система юридических норм субъекты международного права; источники международного права и про Песо создания норм; взаимодействие международного и внутригосударственного права; основные принципы международного права; право международных договоров; международные организации и конференции; ответственность в международном праве; дипломатическое и консульское право; право международной безопасности; права человека и международное право; международное экономическое право; морское право; воздушное право; экологическое право; мирные средства разрешения международных споров. ДН.14 Экологическое право (100 часов) Экологическая функция государства; понятие экологического права; источники экологического права: окружающая среда как объект правовой охраны; право природопользования; правовой механизм охраны окружающей среды; организационно-правовые формы экологического контроля; ответственность по экологическому праву; экологические правонарушения; правовой режим использования и охраны земель, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха; право природопользования граждан; международно-правовая охрана окружающей среды. ДН.15 Римское право (100 часов) Роль римского права в истории права; источники римского права; обычное право и закон; эдикты магистратов; деятельность юристов; иски; правовое положение римских граждан и других субъектов римского права; римская семья; вещные права; содержание права частной собственности; сервитуты; эмфитевзис и суперфиций; обязательственное право; виды договоров; исполнение обязательств и ответственность за неисполнение; право наследования, по завещанию и по закону; легаты и фидеикомиссы; рецепция римского права. ДН.16 Международное частное право (120 часов) Понятие международного частного права; понятие унификации; международное частное и международное публичное право; источники международного частного права; методы регулирования гражданско-правовых отношений с иностранным элементом; коллизионные нормы; субъекты международного частного права; внешнеэкономические сделки; вопросы собственности в международных отношениях; правовое регулирование иностранных инвестиций; авторское и изобретательское право; семейное право; коллизионные вопросы в области наследственного права и деликатных обязательств; международный гражданский процесс; арбитраж. ДН.17 Финансовое право (100 часов) Понятие финансов и финансовой деятельности; финансовая система; финансовые и кредитные органы; понятие финансового права; источники финансового права; финансовый контроль; бюджетное право; бюджетная система; бюджетный процесс; налоговое право; виды налогов; правовое регулирование банковского кредитования; банковское право; эмиссионные права Госбанка; правила ведения валютных операций. ДН.18 Хозяйственное право (150 часов) Понятие хозяйственного права; правовой статус предприятий и объединений; предпринимательское право; организационно-правовые формы осуществления хозяйственной деятельности; кооперативы; совместные предприятия; хозяйственный договор и его виды; кредитование; коммерческий кредит; права предприятия в области ценообразования; ответственность предприятий; экономический механизм действия имущественных санкций; юридическая служба; правовое регулирование внешнеэкономических связей предприятий; рассмотрение и разрешение хозяйственных споров. ДН.19 Криминалистика (250 часов) Предмет криминалистики; взаимосвязь криминалистики с криминологией, судебной медициной, судебной психиатрией и психологией; криминалистическая характеристика преступления; криминалистическая деятельность; методы криминалистики; идентификация; криминалистическая версия; моделирование при расследовании преступлений; криминалистическая техника; трассология; судебная баллистика; исследование документов; экспертиза, ее виды; криминалистическая тактика; следственный эксперимент; тактика обыска, выемки, допроса; криминалистическая методика расследования; виды методик расследования. ДН.20 Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом) (200 часов) СД.00 Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (факультетом) (940 часов) ДП.00 Дополнительные виды подготовки (военная подготовка, гражданская оборона и др.) (510 часов) Ф.00 Факультативы (200 часов) Общая продолжительность теоретического обучения 8424 часа П.00 Практики (12 недель) ГА.00 Государственная итоговая квалификационная аттестация (2 недели) Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных: Теоретическое обучение (включая экзаменационные сессии) 156 недель Практики 12 недель Итоговая аттестация 2 недели Каникулы 30 недель ПРИМЕЧАНИЯ 1. Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при сохранении минимального содержания дисциплины. 1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественно-научных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в разделе 3. 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин. 1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (раздел 3), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления. 2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общая продолжительность каникулярного времени в учебный год должна составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла наряду с обязательными дисциплинами цикла должен включать курсы по выбору студента. Составители: Учебно-методическое объединение вузов по юриспруденции, Экспертный совет по циклу общих естественно-научных дисциплин Госкомвуза России. |