Страницы: 1 2 органов милиции, свидетельства о рождении, паспортов родителей (матери), выписки из ЛПУ о состоянии здоровья ребенка, родителей (матери), копии справки о смерти родителей, справки ОВД о заключении матери (родителей), документы о лишении родительских прав матери (родителей) и других документов. При заполнении фрагмента 4 "Заболевания матери и отца" необходимо обратить внимание на наличие следующих заболеваний: туберкулез, алкоголизм, венерические заболевания, онкологические заболевания, психические и нервные болезни, эндокринологические заболевания, сердечно - сосудистые заболевания, болезни системы пищеварения, болезни мочеполовой системы, болезни крови, а также на самоубийства и неясные случаи смерти. При заполнении фрагментов 5 и 6 необходимо указывать диагнозы заболеваний в соответствии с МКБ-1Х. В фрагменте 6 кроме шифра заболевания по МКБ-1Х указать количество раз перенесенных острых заболеваний за год по каждой рубрике. Пример: ребенок в течение года перенес грипп (ОРЗ) 2 раза - запись будет выглядеть следующим образом: 2.487.1, где 2 - число случаев перенесенного заболевания, 487.1 - шифр гриппа (ОРЗ) по МКБ-1Х. 2. Кодировочный талон состояния здоровья воспитанника дома ребенка При заполнении фрагмента 2 строки 6 необходимо иметь в виду, что запись зубной формулы для удобства пользования разбита на 4 части: в строке 6 записывается верхняя левая часть формулы, в строке 7 - верхняя правая, в строке 8 - нижняя левая, в строке 9 - нижняя правая. В зубную формулу записывают только наличие зубов с 1 по 8 без учета патологии. При заполнении фрагмента 6 строк с 12 по 14 следует иметь в виду, что эти параметры оцениваются только с трехлетнего возраста. Во фрагменте 7 запись выбранного лечения будет выглядеть следующим образом: (в течение года ребенку было проведено профилактическое лечение ОРЗ) - 2.487.1, где 2 - вид лечения (профилактическое), 487.1 - шифр заболевания. 3. Карта выбывшего воспитанника дома ребенка Раздел "Выбыл в связи со смертью" заполняется на основании медицинского свидетельства о смерти. В строке 2 указывается шифром (по МКБ-1Х) непосредственная причина, вызвавшая смерть, в строке 3 - промежуточная, предшествовавшая причина, в строке 4 - первоначальная предшествовавшая причина. Начальник отдела медицинской статистики Э.И. ПОГОРЕЛОВА Приложение ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Возраст | Зрительные | Слуховые | Эмоции и | Движения руки и | Движения | Подготовительные | Подготовительные | Навыки и | | | ориентировочные | ориентировочные | социальное | действия с | общие | этапы развития | этапы развития | умения в | | | реакции | реакции | поведение | предметами | | понимания речи | активной речи | процессах | | | | | | | | речи | речи | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 10 дней | Удерживает в | Вздрагивает и | - | - | - | - | - | - | | | поле зрения | моргает при | | | | | | | | | движущийся | резком звуке | | | | | | | | | предмет | | | | | | | | | | (ступенчатое | | | | | | | | | | слежение) | | | | | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 18 - | Удерживает в | Успокаивается | - | | | | | | | 20 дней | поле зрения | при сильном | | - | - | - | - | - | | | неподвижный | звуке | | | | | | | | | предмет (лицо | | | | | | | | | | взрослого) | | | | | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 1 мес. | Появляется | Слуховое | Первая улыбка | | Лежа на | - | Издает | - | | | плавное | сосредоточение | в ответ на | | животе, | | отдельные звуки | | | | прослеживание | (прислушивается | разговор | | пытается | | в ответ на | | | | движущегося | к голосу | взрослого | | поднять и | | разговор с ним | | | | предмета | взрослого, к | | | удерживать | | | | | | | звуку игрушки) | | | голову | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 2 мес. | Длительное | Ищущие | Быстро | - | Лежа на | - | Повторно | - | | | зрительное | повороты головы | отвечает улыбкой | | животе | | произносит | | | | сосредоточение: | при длительном | на разговор с | | поднимает и | | отдельные звуки | | | | смотрит на | звуке; | ним; | | непродолжительно | | | | | | привлекший | поворачивает | длительное | | удерживает | | | | | | внимание | голову в сторону | зрительное | | голову | | | | | | неподвижный | голоса взрослого | сосредоточение на | | | | | | | | предмет или лицо | | другом ребенке | | | | | | | | взрослого; | | | | | | | | | | длительно следит | | | | | | | | | | за движущейся | | | | | | | | | | игрушкой или | | | | | | | | | | взрослым | | | | | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 3 мес. | Зрительное | - | Проявляет | Случайно | Лежит на животе | - | - | - | | | сосредоточение в | | "комплекс | наталкивается | несколько минут, | | | | | | вертикальном | | оживления" в | руками на | опираясь на | | | | | | положении (на | | ответ на | игрушки, низко | предплечья и | | | | | | лице говорящего | | эмоциональное | висящие над | высоко подняв | | | | | | с ним взрослого, | | обращение с ним | грудью | голову; при | | | | | | на игрушке) | | (разговор); ищет | | поддержке под | | | | | | | | глазами ребенка, | | мышки крепко | | | | | | | | издающего звуки | | упирается о | | | | | | | | | | твердую опору | | | | | | | | | | ногами, согнутыми | | | | | | | | | | в тазобедренном | | | | | | | | | | суставе; | | | | | | | | | | удерживает голову | | | | | | | | | | в вертикальном | | | | | | | | | | положении (на | | | | | | | | | | руках взрослого) | | | | | | | | | | То же, что в 3 | | | | | | | | | | мес., но более | | | | | | | | | | ярко выражено | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 4 мес. | Узнает мать | Поворачивает | Во время | Рассматривает, | Долго лежит на | - | Гулит | Во время | | | (радуется) | голову в сторону | бодрствования часто | ощупывает и | животе подняв | | | кормления | | | | невидимого | и легко возникает | захватывает | корпус и опираясь | | | придерживает | | | | источника звука | "комплекс | низко висящие | на | | | руками грудь | | | | и находит его | оживления"; громко | над грудью | ладониыпрямленных | | | матери или | | | | глазами; | смеется в ответ на | игрушки | рук; | | | бутылочку | | | | по-разному | эмоциональное | | переворачивается | | | | | | | реагирует на | речевое обращение с | | со спины на | | | | | | | спокойную и | ним; ищет взглядом | | живот; ровно, | | | | | | | плясовую мелодию | другого ребенка, | | устойчиво стоит | | | | | | | | рассматривает, | | при поддержке под | | | | | | | | радуется, тянется к | | мышки | | | | | | | | нему | | | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 5 мес. | Отличает | Узнает голос | Радуется ребенку, | Четко берет | Переворачивается | - | Подолгу | Ест с ложки | | | близких людей от | матери или | берет у него из рук | игрушки из рук | с живота на | | певуче гулит | полугустую и | | | чужих по | близкого | игрушку, гулит | взрослого; | спину; | | | густую пищу | | | внешнему виду | человека; | | удерживает в | передвигается, | | | | | | (по-разному | различает | | руке игрушку | переставляя руки | | | | | | реагирует на | строгую и | | | или немного | | | | | | лицо знакомого и | ласковую | | | подползая | | | | | | незнакомого | интонацию | | | | | | | | | взрослого) | обращенной к | | | | | | | | | | нему речи, | | | | | | | | | | по-разному | | | | | | | | | | реагирует | | | | | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 6 мес. | - | По-разному | - | Свободно | Хорошо ползает | - | Произносит | Хорошо ест с | | | | реагирует на | | берет игрушки | (много и быстро в | | отдельные слоги | ложки, снимает | | | | свое и чужое | | из разных | разных | | (начало лепета) | пищу губами; | | | | имя | | положений и | направлениях) | | | небольшое | | | | | | подолгу | | | | количество | | | | | | занимается, | | | | жидкой пищи | | | | | | перекладывает | | | | пьет из блюдца | | | | | | из одной руки | | | | или из чашки | | | | | | в другую | | | | | | 7 мес. | - | - | - | Игрушкой | | На вопрос | Подолгу | Пьет из чашки | | | | | | стучит, | | "где?" ищет и | лепечет, | | | | | | | размахивает, | | находит взглядом | повторно | | | | | | | перекладывает, | | предмет | произносит одни | | | | | | | бросает ее | | неоднократно | и те же слоги | | | | | | | | | называемый, | | | | | | | | | | находящийся | | | | | | | | | | постоянно в | | | | | | | | | | определенном | | | | | | | | | | месте (например, | | | | | | | | | | часы, куклу и | | | | | | | | | | пр.) | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 8 мес. | - | - | Смотрит на | Игрушками | Сам садится, | На вопрос | Громко, четко | Ест корочку | | | | | действия другого | занимается | сидит и ложится, | "где?" находит | и повторно | хлеба, которую | | | | | ребенка и | долго и | придерживаясь | несколько (2 - | произносит | держит в руке; | | | | | смеется или лепечет | разнообразно | руками за барьер, | 3) предметов на | различные слоги | пьет из чашки, | | | | | | действует ими; | сам встает, стоит | постоянных | | которую держит | | | | | | подражает | и опускается; | местах; по слову | | взрослый | | | | | | действиям | переступает, | взрослого | | | | | | | | взрослого с | держась за барьер | выполняет | | | | | | | | игрушками | | разученные ранее | | | | | | | | (толкает мяч, | | действия (без | | | | | | | | стучит, | | показа), | | | | | | | | вынимает и | | например, | | | | | | | | т.п.) | | "ладушки", "дай | | | | | | | | | | ручку" и пр. | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 9 мес. | - | Плясовые | Догоняет ребенка, | С предметами | Переходит от | На вопрос | Подражает | Хорошо пьет из| | | | движения под | ползет ему | действует | одного предмета к | "где?" находит | взрослому, | чашки, слегка | | | | плясовую мелодию | навстречу; | по-разному, в | другому, слегка | несколько | повторяя за ним | придерживая ее | | | | | подражает действиям | зависимости от | придерживаясь за | предметов в | слоги, которые | руками; | | | | | и движениям другого | их свойств | них руками | разных местах, | уже есть в | формируется | | | | | | (катает, | | независимо от их | лепете | навык опрятности| | | | | | открывает, | | постоянного | | (спокойно | | | | | | гремит, | | местоположения; | | относится к | | | | | | нажимает, | | знает свое имя, | | процессу | | | | | | вынимает и | | оборачивается на | | высаживания) | | | | | | пр.) | | зов | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 10 мес. | - | - | Действует рядом с | Самостоятельно | Входит на | По просьбе | Подражая | Закрепляются | | | | | ребенком или одной | и по просьбе | невысокую | "дай" находит и | взрослому, | умения, | | | | | игрушкой с ним | взрослого | поверхность или | дает знакомые | повторяет за ним | приобретенные за| | | | | | выполняет | на горку (держась | предметы; при | новые слоги, | 9 мес. | | | | | | разученные с | за перила) и | заигрывании с | которых нет в | | | | | | | игрушками | сходит с нее | ним выполняет | его лепете | | | | | | | действия: | | разученные | | | | | | | | вынимает, | | действия и | | | | | | | | вкладывает, | | движения: | | | | | | | | открывает, | | "догоню - | | | | | | | | снимает и др. | | догоню", "сорока | | | | | | | | | | - ворона", | | | | | | | | | | играет в прятки | | | | | | | | | | и др. | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 11 мес. | - | - | Радуется приходу | Овладевает | Стоит | По словесной | Произносит | Умения и | | | | | детей; | новыми, | самостоятельно; | инструкции | первые слова - | навыки | | | | | избирательное | разученными | делает первые | выполняет | обозначения: | закрепляются | | | | | отношение к детям | действиями и | самостоятельные | разученные | "дай", | | | | | | | начинает | шаги | действия, не | "ав - ав", | | | | | | | выполнять их | | подсказанные | "бах" | | | | | | | по слову | | предметами | | | | | | | | взрослого: | | (водит куклу, | | | | | | | | накладывает | | кормит собачку); | | | | | | | | кубик на | | появляются | | | | | | | | кубик, снимает | | первые обобщения | | | | | | | | и надевает | | в понимаемой | | | | | | | | кольца с | | речи (по просьбе | | | | | | | | большими | | взрослого | | | | | | | | отверстиями на | | находит, дает | | | | | | | | стержень | | любую куклу, | | | | | | | | | | которую видит | | | | | | | | | | среди игрушек, | | | | | | | | | | любой мяч, все | | | | | | | | | | машины, часы и | | | | | | | | | | пр.) | | | |---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------| | 12 мес. | Различает | - | Протягивает | Выполняет | Ходит | Понимает без | Легко | Самостоятельно| | | предметы по | | другому ребенку | самостоятельно | самостоятельно | показа названия | подражает новым | пьет из чашки | | | форме (отличает | | игрушку, | действия с | (без опоры) | нескольких | слогам; | (берет ее | | | кирпичик от | | сопровождая это | игрушками: | | предметов, | произносит 6 - | руками, ставит | | | кубика по слову | | смехом и лепетом; | катает, водит, | | действий, имена | 10 облегченных | на стол) | | | взрослого); | | ищет игрушку, | кормит и пр.; | | детей и | слов | | | | узнает на | | спрятанную другим | переносит | | взрослых, | | | | | фотографии | | ребенком | действия, | | выполняет | | | | | знакомого | | | разученные с | | отдельные | | | | | взрослого | | | одним | | поручения | | | | | | | | предметом на | | (принеси, найди, | | | | | | | | другой (водит, | | отдай тете, | | | | | | | | кормит, | | положи на место | | | | | | | | баюкает куклу, | | и пр.); понимает | | | | | | | | мишку, кошку, | | слово "нельзя" | | | | | | | | зайца и пр.) | | (прекращает | | | | | | | | | | действие); | | | | | | | | | | некоторые слова | | | | | | | | | | в речи взрослых | | | | | | | | | | принимают | | | | | | | | | | обобщенный | | | | | | | | | | характер; по | | | | | | | | | | слову взрослого | | | | | | | | | | выполняет | | | | | | | | | | разученные ранее | | | | | | | | | | действия с | | | | | | | | | | игрушками | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Возраст | Развитие речи | Сенсорное | Игра и | Движения | Навыки | | |----------------------------------| развитие | действия | | | | | понимание | активная | | с | | | | | речи | речь | | предметами | | | |----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------| | 1 год | Запас | Пользуется | Ориентируется| Воспроизводит | Ходит | Самостоятельно | | 1 мес. - | понимаемых | лепетом и | в двух | в игре | длительно, | ест густую пищу | | 1 год | слов быстро | отдельными | контрастных | действия с | не | | | 3 мес. | расширяется | облегченными | величинах | предметами, | присаживаясь, | | | | | словами в | предметов | разученными | меняет | | | | | момент | (типа кубов) | (кормит | положение | | | | | двигательной | с разницей в | куклу, | (приседает, | | | | | активности и | 3 см | нанизывает | наклоняется, | | | | | радости | | кольца на | поворачивается | | | | | | | стержень) | пятится) | | |----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------| | 1 год | Обобщает | Облегченными | Ориентируется| Отображает | Перешагивает | Самостоятельно | | 4 мес. - | предметы по | словами ("би | в 3 - 4 | в игре | через | ест жидкую пищу | | 1 год | существенным | - би") и | контрастных | отдельные | препятствия | | | 6 мес. | признакам в | произносимыми | формах | наблюдаемые | приставным | | | | понимаемой | правильно | предметов | действия | шагом | | | | речи | (машина) | (шар, куб, | | | | | | | называет | кирпичик, | | | | | | | предметы и | призма) | | | | | | | действия в | | | | | | | | момент | | | | | | | | сильной | | | | | | | | заинтересованности| | | | | |----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------| | 1 год | Понимает | Во время | Ориентируется| Воспроизводит | Ходит по | Частично | | 7 мес. - | несложный | игры словами | в 3 - 4 | несложные | ограниченной | раздевается | | 1 год | рассказ по | и | контрастных | (сюжетные) | поверхности | с | | 9 мес. | сюжетной | двухсловными | величинах | постройки - | шириной в 15 | небольшой | | | картинке, | предложениями | предметов | перекрытия | - 20 см и | помощью | | | отвечает на | обозначает | (типа кубов) | типа | приподнятой | взрослого | | | вопросы | свои | с разницей в | "ворота", | над полом на | (трусы, | | | взрослого | действия | 3 см | "скамейка", | 15 - 20 см | ботинки, | | | | | | "дом" | | шапку) | |----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------| | 1 год | Понимает | При общении | Подбирает | В игре | Перешагивает | Частично | | 10 мес. -| рассказ без | со взрослым | по образцу | воспроизводит | через | одевается | | 2 года | показа о | пользуется | и слову 3 - | ряд | препятствие | (ботинки, | | | событиях, | трехсловными | 4 | последовательных| чередующимся | шапку) | | | бывших в | предложениями, | контрастных | действий | шагом | | | | опыте | употребляя | цвета | (начало | | | | | ребенка | прилагательные | | сюжетной | | | | | | и местоимения | | игры) | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра | Конструктивная | Изобразительная | Навыки | Движения | | |------------------------------|----------------------------------| | деятельность | деятельность |------------------------------------| | | | грамматика | вопросы | восприятие | восприятие | | | | в одевании | кормлении | | | | | | формы | цвета | | | | | | | |----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------| | 2 - | Говорит | Появляются | По образцу | Подбирает | Игра носит | Самостоятельно | | Полностью | Ест аккуратно | Перешагивает | | 2,5 года | многословными | вопросы | подбирает | по образцу | сюжетный | делает | | одевается, | | через | | | предложениями | "где?", | основные | разнообразные | характер, | сюжетные | | но еще не | | палку или | | | (более | "куда?" | геометрические | предметы | ребенок | постройки и | | умеет застегивать | | веревку, | | | трех слов) | | формы в | 4-х основных | отражает | называет их | | пуговицы, | | горизонтально | | | | | разнообразном | цветов (к | мосвязь и | | | завязывать | | приподнятую | | | | | материале | фону предмета) | последовательность | | | зывать шнурки | | от пола на | | | | | | | действий | | | | | 20 - 28 см | | | | | | | (2 - 3) из | | | | | | | | | | | | жизни окружающих | | | | | | |----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------| | 2,5 - | Начинает | Появляются | В своей | Называет | Появляются | Появляются | С помощью | Одевается | Пользуется | Перешагивает | | 3 года | употреблять | вопросы | деятельности | 4 основных | элементы ролевой | сложные сюжетные| карандаша, | самостоятельно, | салфеткой, | через | | | сложные | "когда?", | правильно | цвета | игры | постройки | глины | может | по мере | палку или | | | предложения | "почему?" | использует | | | (дом с забором, | изображает | застегивать | надобности, | веревку, | | | (придаточные) | | геометрические | | | дорогой) | простые | пуговицы, | без напоминания| горизонтально | | | | | формы | | | | предметы, | завязывать | | приподнятую | | | | | | | | | называет их | шнурки с | | на 30 - 35 | | | | | | | | | | небольшой | | см | | | | | | | | | | помощью | | | | | | | | | | | | взрослого | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Группы развития | |------------------------------------------------------------------------------------------------| | I | II | III | IV | V | | | | | Развитие, характеризующее | | | | | пограничное состояние нормы | | | | | с патологией и патологию | |---------------------|-----------------|-----------------|--------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---------------------|-----------------|-----------------|------------------|-------------------| | 1. Опережение: | Отставание | Отставание | Отставание | Отставание | | а) на 2 | на 1 | на 2 | на 3 эпикризных | на 4 - 5 | | эпикризных | эпикризный | эпикризных | срока | эпикризных | | срока - высокое | срок | срока | | сроков | | развитие | | 1. 1-я | 1. 1-я стетень | 1. 1-я | | б) на 1 | 1. 1-я | степень 1/4 | 1/4 - | степень 1/4 | | эпикризный | степень 1/4 | - 1/3 | 1/3 показателей | - 1/3 | | срок - | - 1/3 | показателей | | показателей | | ускоренное | показателей | | | | | развитие | | 2-я степень | 2-я степень | 2-я степень | | | 2-я степень | - по 1/2 | - по 1/2 | - по 1/2 | | | - по 1/2 | показателей | показателей | показателей | | | показателей | 3-я степень | 3-я степень | 3-я степень | | | 3-я степень | - по 3/4 или | - по 3/4 или | - по 3/4 или | | | - по 3/4 или | по всем | по всем | по всем | | | по всем | показателям | показателям | показателям | | | показателям | | | | | | | | | | | 2. Опережение: | 2. Негармоничное| 2. а) | 2. | 2. | | негармоничное, | развитие, | Негармоничное | Нижнегармоничное | Нижнегармоничное | | верхнегармоничное | атипичное - | развитие, | развитие - | развитие - | | развитие (на | часть | атипичное - | отставание | отставание | | разное | показателей | часть | по всем или | по всем или | | количество | выше, часть | показателей | части | части | | эпикризных | ниже нормы | выше, часть | показателей | показателей | | сроков) | | ниже нормы | на разные | на разные | | | | б) | сроки | сроки | | | | Нижнегармоничное| | | | | | развитие - | | | | | | отставание | | | | | | по всем или | | | | | | части | | | | | | показателей | | | | | | на разные | | | | | | сроки | | | | 3. Нормальное | | | | | | развитие | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------- КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Контроль за нервно - психическим развитием детей осуществляется по принятым в нашей стране стандартам (показателям), разработанным на кафедре физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУВ. Показатели развития отражают последовательность и возрастные сроки формирования умений, уровень развития, который должен быть достигнут на каждом возрастном этапе. Для детей раннего возраста характерны очень быстрый темп и неравномерность, скачкообразность развития. Это приводит к необходимости выделить возрастные периоды, а в каждом из них определить линии развития, формирующиеся впервые, наиболее быстро влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть под контролем прежде всего. Такими значимыми линиями развития в первые три месяца являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции; к 5 - 6 месяцам - движения руки; во втором полугодии - общие движения, действия с предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и действия с предметами, понимание речи. На 3-ем году жизни все линии развития приобретают одинаковую значимость (приложение - показатели нервно - психического развития детей). Контроль за нервно - психическим развитием детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один раз в полугодие. Оценку нервно - психического развития проводят в эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2 - 3 дня на 1 году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни). На 1 году жизни за нормальное развитие принимают формирование умений с отклонениями от сроков в пределах 15 дней. Умения, сформированные на 16 дней и более раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии. Овладение умениями с задержкой по одному или нескольким показателям на 1 месяце (т.е. ниже допустимой степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития. Оно может быть вызвано индивидуальным ходом развития, заболеванием в период формирования умения, педагогической запущенностью. Отставание ребенка в развитии больше чем на 2 месяца свидетельствует о неблагополучии и требует консультации специалиста (психиатра, невропатолога, психолога и т.д.) для определения причин отставания и своевременной коррекции. На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения формулируются в пределах 3 месяцев. Раннее развитие - это овладение умениями на один квартал (и более) раньше срока. Позднее развитие - овладение умениями по одному или нескольким показателям после срока, принятого за средний, 3 месяца, позже - замедление темпов развития, позже на 6 месяцев - отставание в развитии, на 3 квартала и больше - значительное, глубокое отставание. На 3 году жизни нормальным развитием принято считать такое, при котором формирование умений происходит в пределах одного полугодия; раннее развитие предполагает овладение умениями на одно полугодие и больше раньше срока; при позднем развитии ребенок овладевает умениями значительно позже срока, принятого за норму; если задержка развития равна 6 месяцам, у ребенка отставание в развитии, если умения формируются позже на один год и более - значительное или глубокое отставание. Выделяются пять групп развития. В 1 группу входят дети, развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы. Во 2 - 5 группы включаются дети с отставанием в развитии на разные эпикризные сроки (т.е. на 1 году жизни - на 1, 2 или более месяцев, на 2 году - на 1, 2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и больше. Страницы: 1 2 |