О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ ДОМОВ РЕБЕНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 28.09.93 227


Страницы: 1  2  


органов   милиции,   свидетельства  о  рождении,  паспортов  родителей
(матери),  выписки из ЛПУ  о  состоянии  здоровья  ребенка,  родителей
(матери),  копии справки о смерти родителей,  справки ОВД о заключении
матери (родителей),  документы  о  лишении  родительских  прав  матери
(родителей) и других документов.
     При заполнении фрагмента 4 "Заболевания матери и отца" необходимо
обратить   внимание  на  наличие  следующих  заболеваний:  туберкулез,
алкоголизм,  венерические  заболевания,  онкологические   заболевания,
психические   и   нервные  болезни,  эндокринологические  заболевания,
сердечно  -  сосудистые  заболевания,  болезни  системы   пищеварения,
болезни мочеполовой системы,  болезни крови, а также на самоубийства и
неясные случаи смерти.
     При заполнении  фрагментов  5  и  6 необходимо указывать диагнозы
заболеваний в  соответствии  с  МКБ-1Х.  В  фрагменте  6  кроме  шифра
заболевания  по  МКБ-1Х  указать  количество  раз  перенесенных острых
заболеваний за год по каждой рубрике.  Пример:  ребенок в течение года
перенес грипп (ОРЗ) 2 раза - запись будет выглядеть следующим образом:
2.487.1, где 2 - число случаев перенесенного заболевания, 487.1 - шифр
гриппа (ОРЗ) по МКБ-1Х.

     2. Кодировочный   талон   состояния  здоровья  воспитанника  дома
ребенка

     При заполнении фрагмента 2 строки 6 необходимо иметь в виду,  что
запись  зубной формулы для удобства пользования разбита на 4 части:  в
строке 6 записывается верхняя  левая  часть  формулы,  в  строке  7  -
верхняя правая, в строке 8 - нижняя левая, в строке 9 - нижняя правая.
В зубную формулу записывают только наличие зубов с 1 по  8  без  учета
патологии.
     При заполнении фрагмента 6 строк с 12 по 14 следует иметь в виду,
что эти параметры оцениваются только с трехлетнего возраста.
     Во фрагменте  7  запись  выбранного   лечения   будет   выглядеть
следующим   образом:   (в   течение   года   ребенку   было  проведено
профилактическое  лечение  ОРЗ)  -  2.487.1,  где  2  -  вид   лечения
(профилактическое), 487.1 - шифр заболевания.

     3. Карта выбывшего воспитанника дома ребенка

     Раздел "Выбыл  в  связи  со  смертью"  заполняется  на  основании
медицинского свидетельства о смерти. В строке 2 указывается шифром (по
МКБ-1Х)  непосредственная  причина,  вызвавшая  смерть,  в  строке 3 -
промежуточная,  предшествовавшая причина,  в строке 4 - первоначальная
предшествовавшая причина.

Начальник отдела
медицинской статистики
                                                       Э.И. ПОГОРЕЛОВА


                                                            Приложение

                              ПОКАЗАТЕЛИ

      НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                              ПОКАЗАТЕЛИ

          НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Возраст |   Зрительные     |    Слуховые      |    Эмоции и         | Движения руки и |     Движения         | Подготовительные | Подготовительные |    Навыки и     |
|         | ориентировочные  | ориентировочные  |   социальное        |    действия с   |      общие           | этапы развития   | этапы развития   |    умения в     |
|         |    реакции       |     реакции      |    поведение        |    предметами   |                      | понимания речи   | активной речи    |    процессах    |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | речи             | речи             |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
|   1     |        2         |         3        |         4           |        5        |        6             |        7         |        8         |        9        |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 10 дней |   Удерживает в   |   Вздрагивает и  |        -            |        -        |        -             |        -         |        -         |        -        |
|         | поле зрения      | моргает при      |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | движущийся       | резком звуке     |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | предмет          |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | (ступенчатое     |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | слежение)        |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 18 -    |   Удерживает в   |   Успокаивается  |        -            |                 |                      |                  |                  |                 |
| 20 дней | поле зрения      | при сильном      |                     |        -        |        -             |        -         |        -         |        -        |
|         | неподвижный      | звуке            |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | предмет (лицо    |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | взрослого)       |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 1 мес.  |   Появляется     |   Слуховое       |   Первая улыбка     |                 |   Лежа на            |        -         |   Издает         |        -        |
|         | плавное          | сосредоточение   | в ответ на          |                 | животе,              |                  | отдельные звуки  |                 |
|         | прослеживание    | (прислушивается  | разговор            |                 | пытается             |                  | в ответ на       |                 |
|         | движущегося      | к голосу         | взрослого           |                 | поднять и            |                  | разговор с ним   |                 |
|         | предмета         | взрослого, к     |                     |                 | удерживать           |                  |                  |                 |
|         |                  | звуку игрушки)   |                     |                 | голову               |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 2 мес.  |   Длительное     |   Ищущие         |   Быстро            |        -        |   Лежа на            |        -         |   Повторно       |        -        |
|         | зрительное       | повороты головы  | отвечает улыбкой    |                 | животе               |                  | произносит       |                 |
|         | сосредоточение:  | при длительном   | на разговор с       |                 | поднимает и          |                  | отдельные звуки  |                 |
|         |   смотрит на     | звуке;           | ним;                |                 | непродолжительно     |                  |                  |                 |
|         | привлекший       |   поворачивает   |   длительное        |                 | удерживает           |                  |                  |                 |
|         | внимание         | голову в сторону | зрительное          |                 | голову               |                  |                  |                 |
|         | неподвижный      | голоса взрослого | сосредоточение на   |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | предмет или лицо |                  | другом ребенке      |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | взрослого;       |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | длительно следит |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | за движущейся    |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | игрушкой или     |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | взрослым         |                  |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 3 мес.  |   Зрительное     |        -         |   Проявляет         |   Случайно      |   Лежит на животе    |        -         |        -         |        -        |
|         | сосредоточение в |                  | "комплекс           | наталкивается   | несколько минут,     |                  |                  |                 |
|         | вертикальном     |                  | оживления" в        | руками на       | опираясь на          |                  |                  |                 |
|         | положении (на    |                  | ответ на            | игрушки, низко  | предплечья и         |                  |                  |                 |
|         | лице говорящего  |                  | эмоциональное       | висящие над     | высоко подняв        |                  |                  |                 |
|         | с ним взрослого, |                  | обращение с ним     | грудью          | голову; при          |                  |                  |                 |
|         | на игрушке)      |                  | (разговор); ищет    |                 | поддержке под        |                  |                  |                 |
|         |                  |                  | глазами ребенка,    |                 | мышки крепко         |                  |                  |                 |
|         |                  |                  | издающего звуки     |                 | упирается о          |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | твердую опору        |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | ногами, согнутыми    |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | в тазобедренном      |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | суставе;             |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | удерживает голову    |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | в вертикальном       |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | положении (на        |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | руках взрослого)     |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |   То же, что в 3     |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | мес., но более       |                  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 | ярко выражено        |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 4 мес.  |   Узнает мать    |   Поворачивает   |   Во время          | Рассматривает,  |   Долго лежит на     |        -         |   Гулит          |   Во время      |
|         | (радуется)       | голову в сторону | бодрствования часто | ощупывает и     | животе подняв        |                  |                  | кормления       |
|         |                  | невидимого       | и легко возникает   | захватывает     | корпус и опираясь    |                  |                  | придерживает    |
|         |                  | источника звука  | "комплекс           | низко висящие   | на                   |                  |                  | руками грудь    |
|         |                  | и находит его    | оживления"; громко  | над грудью      | ладониыпрямленных    |                  |                  | матери или      |
|         |                  | глазами;         | смеется в ответ на  | игрушки         | рук;                 |                  |                  | бутылочку       |
|         |                  | по-разному       | эмоциональное       |                 | переворачивается     |                  |                  |                 |
|         |                  | реагирует на     | речевое обращение с |                 | со спины на          |                  |                  |                 |
|         |                  | спокойную и      | ним; ищет взглядом  |                 | живот; ровно,        |                  |                  |                 |
|         |                  | плясовую мелодию | другого ребенка,    |                 | устойчиво стоит      |                  |                  |                 |
|         |                  |                  | рассматривает,      |                 | при поддержке под    |                  |                  |                 |
|         |                  |                  | радуется, тянется к |                 | мышки                |                  |                  |                 |
|         |                  |                  | нему                |                 |                      |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 5 мес.  |   Отличает       |   Узнает голос   |   Радуется ребенку, |   Четко берет   | Переворачивается     |        -         |   Подолгу        |   Ест с ложки   |
|         | близких людей от | матери или       | берет у него из рук | игрушки из рук  | с живота на          |                  | певуче гулит     | полугустую и    |
|         | чужих по         | близкого         | игрушку, гулит      | взрослого;      | спину;               |                  |                  | густую пищу     |
|         | внешнему виду    | человека;        |                     | удерживает в    | передвигается,       |                  |                  |                 |
|         | (по-разному      | различает        |                     |  руке  игрушку  | переставляя руки     |                  |                  |                 |
|         | реагирует на     |  строгую и       |                     |                 | или немного          |                  |                  |                 |
|         | лицо знакомого и | ласковую         |                     |                 | подползая            |                  |                  |                 |
|         | незнакомого      | интонацию        |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         | взрослого)       | обращенной к     |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         |                  | нему речи,       |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         |                  | по-разному       |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|         |                  | реагирует        |                     |                 |                      |                  |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 6 мес.  |        -         | По-разному       |        -            |   Свободно      |   Хорошо ползает     |        -         |   Произносит     |   Хорошо ест с  |
|         |                  | реагирует на     |                     | берет игрушки   | (много и быстро в    |                  | отдельные слоги  | ложки, снимает  |
|         |                  | свое и чужое     |                     | из разных       | разных               |                  | (начало лепета)  | пищу губами;    |
|         |                  | имя              |                     | положений и     | направлениях)        |                  |                  | небольшое       |
|         |                  |                  |                     | подолгу         |                      |                  |                  | количество      |
|         |                  |                  |                     | занимается,     |                      |                  |                  | жидкой пищи     |
|         |                  |                  |                     | перекладывает   |                      |                  |                  | пьет из блюдца  |
|         |                  |                  |                     | из одной руки   |                      |                  |                  | или из чашки    |
|         |                  |                  |                     | в другую        |                      |                  |                  |                 |
| 7 мес.  |        -         |        -         |        -            |   Игрушкой      |                      |   На вопрос      |   Подолгу        |   Пьет из чашки |
|         |                  |                  |                     | стучит,         |                      | "где?" ищет и    | лепечет,         |                 |
|         |                  |                  |                     | размахивает,    |                      | находит взглядом | повторно         |                 |
|         |                  |                  |                     | перекладывает,  |                      | предмет          | произносит одни  |                 |
|         |                  |                  |                     | бросает ее      |                      | неоднократно     | и те же слоги    |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | называемый,      |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | находящийся      |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | постоянно в      |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | определенном     |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | месте (например, |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | часы, куклу и    |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | пр.)             |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 8 мес.  |        -         |        -         |   Смотрит на        |   Игрушками     |   Сам садится,       |   На вопрос      |   Громко, четко  |   Ест корочку   |
|         |                  |                  | действия другого    | занимается      | сидит и ложится,     | "где?" находит   | и повторно       | хлеба, которую  |
|         |                  |                  | ребенка и           | долго и         | придерживаясь        | несколько (2 -   | произносит       | держит в руке;  |
|         |                  |                  | смеется или лепечет | разнообразно    | руками за барьер,    | 3) предметов на  | различные слоги  | пьет из чашки,  |
|         |                  |                  |                     | действует ими;  | сам встает, стоит    | постоянных       |                  | которую держит  |
|         |                  |                  |                     | подражает       | и опускается;        | местах; по слову |                  | взрослый        |
|         |                  |                  |                     | действиям       | переступает,         | взрослого        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | взрослого с     | держась за барьер    | выполняет        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | игрушками       |                      | разученные ранее |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | (толкает мяч,   |                      | действия (без    |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | стучит,         |                      | показа),         |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | вынимает и      |                      | например,        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | т.п.)           |                      | "ладушки", "дай  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | ручку" и пр.     |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 9 мес.  |        -         |   Плясовые       |   Догоняет ребенка, | С предметами    |   Переходит от       |   На вопрос      |   Подражает      |   Хорошо пьет из|
|         |                  | движения под     | ползет ему          | действует       | одного предмета к    | "где?" находит   | взрослому,       | чашки, слегка   |
|         |                  | плясовую мелодию | навстречу;          | по-разному, в   | другому, слегка      | несколько        | повторяя за ним  | придерживая ее  |
|         |                  |                  | подражает действиям | зависимости от  | придерживаясь за     | предметов в      | слоги, которые   | руками;         |
|         |                  |                  | и движениям другого | их свойств      | них руками           | разных местах,   | уже есть в       | формируется     |
|         |                  |                  |                     | (катает,        |                      | независимо от их | лепете           | навык опрятности|
|         |                  |                  |                     | открывает,      |                      | постоянного      |                  | (спокойно       |
|         |                  |                  |                     | гремит,         |                      | местоположения;  |                  | относится к     |
|         |                  |                  |                     | нажимает,       |                      | знает свое имя,  |                  | процессу        |
|         |                  |                  |                     | вынимает и      |                      | оборачивается на |                  | высаживания)    |
|         |                  |                  |                     | пр.)            |                      | зов              |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 10 мес. |        -         |        -         |   Действует рядом с | Самостоятельно  |   Входит на          |   По просьбе     |   Подражая       |   Закрепляются  |
|         |                  |                  | ребенком или одной  | и по просьбе    | невысокую            | "дай" находит и  | взрослому,       | умения,         |
|         |                  |                  | игрушкой с ним      | взрослого       | поверхность или      | дает знакомые    | повторяет за ним | приобретенные за|
|         |                  |                  |                     | выполняет       | на горку (держась    | предметы; при    | новые слоги,     | 9 мес.          |
|         |                  |                  |                     | разученные с    | за перила) и         | заигрывании с    | которых нет в    |                 |
|         |                  |                  |                     | игрушками       | сходит с нее         | ним выполняет    | его лепете       |                 |
|         |                  |                  |                     | действия:       |                      | разученные       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | вынимает,       |                      | действия и       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | вкладывает,     |                      | движения:        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | открывает,      |                      | "догоню -        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | снимает и др.   |                      | догоню", "сорока |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | - ворона",       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | играет в прятки  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | и др.            |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 11 мес. |        -         |        -         |   Радуется приходу  | Овладевает      |   Стоит              |   По словесной   |   Произносит     |   Умения и      |
|         |                  |                  | детей;              | новыми,         | самостоятельно;      | инструкции       | первые слова -   | навыки          |
|         |                  |                  | избирательное       | разученными     | делает первые        | выполняет        | обозначения:     | закрепляются    |
|         |                  |                  | отношение к детям   | действиями и    | самостоятельные      | разученные       | "дай",           |                 |
|         |                  |                  |                     | начинает        | шаги                 | действия, не     | "ав - ав",       |                 |
|         |                  |                  |                     | выполнять их    |                      | подсказанные     | "бах"            |                 |
|         |                  |                  |                     | по слову        |                      | предметами       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | взрослого:      |                      | (водит куклу,    |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | накладывает     |                      | кормит собачку); |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | кубик на        |                      | появляются       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | кубик, снимает  |                      | первые обобщения |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | и надевает      |                      | в понимаемой     |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | кольца с        |                      | речи (по просьбе |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | большими        |                      | взрослого        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | отверстиями на  |                      | находит, дает    |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | стержень        |                      | любую куклу,     |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | которую видит    |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | среди игрушек,   |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | любой мяч, все   |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | машины, часы и   |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | пр.)             |                  |                 |
|---------|------------------|------------------|---------------------|-----------------|----------------------|------------------|------------------|-----------------|
| 12 мес. |   Различает      |        -         |   Протягивает       | Выполняет       |   Ходит              |   Понимает без   |   Легко          |   Самостоятельно|
|         | предметы по      |                  | другому ребенку     | самостоятельно  | самостоятельно       | показа названия  | подражает новым  | пьет из чашки   |
|         | форме (отличает  |                  | игрушку,            | действия с      | (без опоры)          | нескольких       | слогам;          | (берет ее       |
|         | кирпичик от      |                  | сопровождая это     | игрушками:      |                      | предметов,       | произносит 6 -   | руками, ставит  |
|         | кубика по слову  |                  | смехом и лепетом;   | катает, водит,  |                      | действий, имена  | 10 облегченных   | на стол)        |
|         | взрослого);      |                  | ищет игрушку,       | кормит и пр.;   |                      | детей и          | слов             |                 |
|         | узнает на        |                  | спрятанную другим   | переносит       |                      | взрослых,        |                  |                 |
|         | фотографии       |                  | ребенком            | действия,       |                      | выполняет        |                  |                 |
|         | знакомого        |                  |                     | разученные с    |                      | отдельные        |                  |                 |
|         | взрослого        |                  |                     | одним           |                      | поручения        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | предметом на    |                      | (принеси, найди, |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | другой (водит,  |                      | отдай тете,      |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | кормит,         |                      | положи на место  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | баюкает куклу,  |                      | и пр.); понимает |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | мишку, кошку,   |                      | слово "нельзя"   |                  |                 |
|         |                  |                  |                     | зайца и пр.)    |                      | (прекращает      |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | действие);       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | некоторые слова  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | в речи взрослых  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | принимают        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | обобщенный       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | характер; по     |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | слову взрослого  |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | выполняет        |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | разученные ранее |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | действия с       |                  |                 |
|         |                  |                  |                     |                 |                      | игрушками        |                  |                 |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                              ПОКАЗАТЕЛИ

          НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Возраст  |        Развитие речи             | Сенсорное    | Игра и          |  Движения        |   Навыки         |
|          |----------------------------------|  развитие    |  действия       |                  |                  |
|          | понимание    |  активная         |              |     с           |                  |                  |
|          |    речи      |    речь           |              | предметами      |                  |                  |
|----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------|
|     1    |      2       |      3            |     4        |      5          |     6            |      7           |
|----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------|
| 1 год    |  Запас       |  Пользуется       | Ориентируется|  Воспроизводит  |  Ходит           |  Самостоятельно  |
| 1 мес. - | понимаемых   | лепетом и         | в двух       | в игре          | длительно,       | ест густую пищу  |
| 1 год    | слов быстро  | отдельными        | контрастных  | действия с      | не               |                  |
| 3 мес.   | расширяется  | облегченными      | величинах    | предметами,     | присаживаясь,    |                  |
|          |              | словами в         | предметов    | разученными     | меняет           |                  |
|          |              | момент            | (типа кубов) | (кормит         | положение        |                  |
|          |              | двигательной      | с разницей в | куклу,          | (приседает,      |                  |
|          |              | активности и      | 3 см         | нанизывает      | наклоняется,     |                  |
|          |              | радости           |              | кольца на       | поворачивается   |                  |
|          |              |                   |              | стержень)       | пятится)         |                  |
|----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------|
| 1 год    |  Обобщает    | Облегченными      | Ориентируется|  Отображает     |  Перешагивает    |  Самостоятельно  |
| 4 мес. - | предметы по  | словами ("би      | в 3 - 4      | в игре          | через            | ест жидкую пищу  |
| 1 год    | существенным | - би") и          | контрастных  | отдельные       | препятствия      |                  |
| 6 мес.   | признакам в  | произносимыми     | формах       | наблюдаемые     | приставным       |                  |
|          | понимаемой   | правильно         | предметов    | действия        | шагом            |                  |
|          | речи         | (машина)          | (шар, куб,   |                 |                  |                  |
|          |              | называет          | кирпичик,    |                 |                  |                  |
|          |              | предметы и        | призма)      |                 |                  |                  |
|          |              | действия в        |              |                 |                  |                  |
|          |              | момент            |              |                 |                  |                  |
|          |              | сильной           |              |                 |                  |                  |
|          |              | заинтересованности|              |                 |                  |                  |
|----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------|
| 1 год    |  Понимает    |  Во время         | Ориентируется| Воспроизводит   |  Ходит по        |  Частично        |
| 7 мес. - | несложный    | игры словами      | в 3 - 4      | несложные       | ограниченной     | раздевается      |
| 1 год    | рассказ по   | и                 | контрастных  | (сюжетные)      | поверхности      | с                |
| 9 мес.   | сюжетной     | двухсловными      | величинах    | постройки -     | шириной в 15     | небольшой        |
|          | картинке,    | предложениями     | предметов    | перекрытия      | - 20 см и        | помощью          |
|          | отвечает на  | обозначает        | (типа кубов) | типа            | приподнятой      | взрослого        |
|          | вопросы      | свои              | с разницей в | "ворота",       | над полом на     | (трусы,          |
|          | взрослого    | действия          | 3 см         | "скамейка",     | 15 - 20 см       | ботинки,         |
|          |              |                   |              | "дом"           |                  | шапку)           |
|----------|--------------|-------------------|--------------|-----------------|------------------|------------------|
| 1 год    |  Понимает    |  При общении      |  Подбирает   |  В игре         |  Перешагивает    |  Частично        |
| 10 мес. -| рассказ без  | со взрослым       | по образцу   | воспроизводит   | через            | одевается        |
| 2 года   | показа о     | пользуется        | и слову 3 -  | ряд             | препятствие      | (ботинки,        |
|          | событиях,    | трехсловными      | 4            | последовательных| чередующимся     | шапку)           |
|          | бывших в     | предложениями,    | контрастных  | действий        | шагом            |                  |
|          | опыте        | употребляя        | цвета        | (начало         |                  |                  |
|          | ребенка      | прилагательные    |              | сюжетной        |                  |                  |
|          |              | и местоимения     |              | игры)           |                  |                  |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                              ПОКАЗАТЕЛИ

          НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Возраст  |      Активная речь           |    Сенсорное развитие            |     Игра           | Конструктивная  | Изобразительная |          Навыки                    |   Движения         |
|          |------------------------------|----------------------------------|                    | деятельность    | деятельность    |------------------------------------|                    |
|          |  грамматика   |   вопросы    |  восприятие    |  восприятие     |                    |                 |                 |  в одевании       |  кормлении     |                    |
|          |               |              |     формы      |     цвета       |                    |                 |                 |                   |                |                    |
|----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------|
|    1     |      2        |       3      |      4         |      5          |       6            |       7         |       8         |       9           |      10        |      11            |
|----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------|
| 2 -      |  Говорит      |  Появляются  |  По образцу    |  Подбирает      |  Игра носит        |  Самостоятельно |                 |  Полностью        |  Ест аккуратно |  Перешагивает      |
| 2,5 года | многословными | вопросы      | подбирает      | по образцу      | сюжетный           | делает          |                 | одевается,        |                | через              |
|          | предложениями | "где?",      | основные       | разнообразные   | характер,          | сюжетные        |                 | но еще не         |                | палку или          |
|          | (более        | "куда?"      | геометрические | предметы        | ребенок            | постройки и     |                 | умеет застегивать |                | веревку,           |
|          | трех слов)    |              | формы в        | 4-х основных    | отражает           | называет их     |                 | пуговицы,         |                | горизонтально      |
|          |               |              | разнообразном  | цветов (к       | мосвязь и          |                 |                 | завязывать        |                | приподнятую        |
|          |               |              | материале      | фону предмета)  | последовательность |                 |                 | зывать шнурки     |                | от пола на         |
|          |               |              |                |                 | действий           |                 |                 |                   |                | 20 - 28 см         |
|          |               |              |                |                 | (2 - 3) из         |                 |                 |                   |                |                    |
|          |               |              |                |                 | жизни окружающих   |                 |                 |                   |                |                    |
|----------|---------------|--------------|----------------|-----------------|--------------------|-----------------|-----------------|-------------------|----------------|--------------------|
| 2,5 -    |  Начинает     |  Появляются  |  В своей       |  Называет       |  Появляются        |  Появляются     |  С помощью      |  Одевается        |  Пользуется    |  Перешагивает      |
| 3 года   | употреблять   | вопросы      | деятельности   | 4 основных      | элементы ролевой   | сложные сюжетные| карандаша,      | самостоятельно,   | салфеткой,     | через              |
|          | сложные       | "когда?",    | правильно      | цвета           | игры               | постройки       | глины           | может             | по мере        | палку или          |
|          | предложения   | "почему?"    | использует     |                 |                    | (дом с забором, | изображает      | застегивать       | надобности,    | веревку,           |
|          | (придаточные) |              | геометрические |                 |                    | дорогой)        | простые         | пуговицы,         | без напоминания| горизонтально      |
|          |               |              | формы          |                 |                    |                 | предметы,       | завязывать        |                | приподнятую        |
|          |               |              |                |                 |                    |                 | называет их     | шнурки с          |                | на 30 - 35         |
|          |               |              |                |                 |                    |                 |                 | небольшой         |                | см                 |
|          |               |              |                |                 |                    |                 |                 | помощью           |                |                    |
|          |               |              |                |                 |                    |                 |                 | взрослого         |                |                    |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                 КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

-------------------------------------------------------------------------------------------------
|                                                             Группы развития                   |
|------------------------------------------------------------------------------------------------|
|         I           |      II         |     III         |      IV      |      V                |
|                     |                 |                 |  Развитие, характеризующее           |
|                     |                 |                 | пограничное состояние нормы          |
|                     |                 |                 |  с патологией и патологию            |
|---------------------|-----------------|-----------------|--------------------------------------|
|         1           |       2         |      3          |      4           |       5           |
|---------------------|-----------------|-----------------|------------------|-------------------|
| 1. Опережение:      | Отставание      | Отставание      | Отставание       | Отставание        |
|    а) на 2          | на 1            | на 2            | на 3 эпикризных  | на 4 - 5          |
| эпикризных          | эпикризный      | эпикризных      | срока            | эпикризных        |
| срока - высокое     | срок            | срока           |                  | сроков            |
| развитие            |                 | 1. 1-я          | 1. 1-я стетень   | 1. 1-я            |
|    б) на 1          | 1. 1-я          | степень 1/4     | 1/4 -            | степень 1/4       |
| эпикризный          | степень 1/4     | - 1/3           | 1/3 показателей  | - 1/3             |
| срок -              | - 1/3           | показателей     |                  | показателей       |
| ускоренное          | показателей     |                 |                  |                   |
| развитие            |                 | 2-я степень     | 2-я степень      | 2-я степень       |
|                     | 2-я степень     | - по 1/2        | - по 1/2         | - по 1/2          |
|                     | - по 1/2        | показателей     | показателей      | показателей       |
|                     | показателей     | 3-я степень     | 3-я степень      | 3-я степень       |
|                     | 3-я степень     | - по 3/4 или    | - по 3/4 или     | - по 3/4 или      |
|                     | - по 3/4 или    | по всем         | по всем          | по всем           |
|                     | по всем         | показателям     | показателям      | показателям       |
|                     | показателям     |                 |                  |                   |
|                     |                 |                 |                  |                   |
| 2. Опережение:      | 2. Негармоничное| 2. а)           | 2.               | 2.                |
| негармоничное,      | развитие,       | Негармоничное   | Нижнегармоничное | Нижнегармоничное  |
| верхнегармоничное   | атипичное -     | развитие,       | развитие -       | развитие -        |
| развитие (на        | часть           | атипичное -     | отставание       | отставание        |
| разное              | показателей     | часть           | по всем или      | по всем или       |
| количество          | выше, часть     | показателей     | части            | части             |
| эпикризных          | ниже нормы      | выше, часть     | показателей      | показателей       |
| сроков)             |                 | ниже нормы      | на разные        | на разные         |
|                     |                 | б)              | сроки            | сроки             |
|                     |                 | Нижнегармоничное|                  |                   |
|                     |                 | развитие -      |                  |                   |
|                     |                 | отставание      |                  |                   |
|                     |                 | по всем или     |                  |                   |
|                     |                 | части           |                  |                   |
|                     |                 | показателей     |                  |                   |
|                     |                 | на разные       |                  |                   |
|                     |                 | сроки           |                  |                   |
| 3. Нормальное       |                 |                 |                  |                   |
|    развитие         |                 |                 |                  |                   |
--------------------------------------------------------------------------------------------------

         КОНТРОЛЬ ЗА ДИНАМИКОЙ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

     Контроль за нервно - психическим развитием  детей  осуществляется
по принятым в нашей стране стандартам (показателям),  разработанным на
кафедре физиологии развития  и  воспитания  детей  ЦОЛИУВ.  Показатели
развития  отражают  последовательность и возрастные сроки формирования
умений,  уровень развития,  который должен быть  достигнут  на  каждом
возрастном этапе.
     Для детей  раннего  возраста  характерны  очень  быстрый  темп  и
неравномерность,    скачкообразность    развития.   Это   приводит   к
необходимости  выделить  возрастные  периоды,  а  в  каждом   из   них
определить  линии  развития,  формирующиеся  впервые,  наиболее быстро
влияющие на последующее развитие ребенка; именно эти линии должны быть
под контролем прежде всего.
     Такими значимыми линиями развития в первые  три  месяца  являются
зрительные,  слуховые  и  эмоциональные  реакции;  к  5  - 6 месяцам -
движения руки;  во втором  полугодии  -  общие  движения,  действия  с
предметами и понимание речи; на 2-ом году жизни - это движения, игра и
действия с предметами,  понимание речи.  На 3-ем году жизни все  линии
развития  приобретают  одинаковую  значимость (приложение - показатели
нервно - психического развития детей).
     Контроль за  нервно - психическим развитием детей 1-го года жизни
проводят ежемесячно,  на 2 году - один раз в квартал, на 3 году - один
раз  в  полугодие.  Оценку  нервно  - психического развития проводят в
эпикризные сроки или близкие ко дню рождения ребенка (2 - 3 дня  на  1
году жизни, 5 дней - на 2 и 3 году жизни).
     На 1 году жизни за  нормальное  развитие  принимают  формирование
умений   с   отклонениями  от  сроков  в  пределах  15  дней.  Умения,
сформированные на 16 дней и более  раньше  срока,  свидетельствуют  об
ускоренном  или  раннем  развитии.  Овладение  умениями с задержкой по
одному или нескольким показателям на 1 месяце  (т.е.  ниже  допустимой
степени отклонений) свидетельствует о замедлении темпов развития.  Оно
может быть  вызвано  индивидуальным  ходом  развития,  заболеванием  в
период формирования умения,  педагогической запущенностью.  Отставание
ребенка  в  развитии  больше  чем  на  2  месяца   свидетельствует   о
неблагополучии   и   требует   консультации   специалиста  (психиатра,
невропатолога,  психолога и т.д.) для определения причин отставания  и
своевременной коррекции.
     На 2 году жизни нормальным считается развитие, при котором умения
формулируются  в  пределах 3 месяцев.  Раннее развитие - это овладение
умениями на один квартал (и более) раньше срока.  Позднее  развитие  -
овладение  умениями  по одному или нескольким показателям после срока,
принятого за средний,  3 месяца,  позже - замедление темпов  развития,
позже  на 6 месяцев - отставание в развитии,  на 3 квартала и больше -
значительное, глубокое отставание.
     На 3  году жизни нормальным развитием принято считать такое,  при
котором формирование умений происходит в  пределах  одного  полугодия;
раннее  развитие  предполагает  овладение умениями на одно полугодие и
больше раньше срока;  при позднем развитии ребенок овладевает умениями
значительно  позже срока,  принятого за норму;  если задержка развития
равна  6  месяцам,  у  ребенка  отставание  в  развитии,  если  умения
формируются  позже  на  один  год  и более - значительное или глубокое
отставание.
     Выделяются пять   групп   развития.   В  1  группу  входят  дети,
развивающиеся с опережением и в пределах возрастной нормы.  Во 2  -  5
группы  включаются  дети с отставанием в развитии на разные эпикризные
сроки (т.е.  на 1 году жизни - на 1,  2 или более месяцев, на 2 году -
на 1,  2, 3 и более кварталов, на 3 году жизни - на 1 полугодие, год и
больше.

Страницы: 1  2