Страницы: 1 2 | Строительство жилых домов. . | 645,9* | 277,8 | 368,1 | 978* | 1623,9 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | коммунального назначения . . | 246 | 108 | 138 | 382,5 | 628,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство распределительных | | | | | | | газовых сетей и | | | | | | | производственных баз . . . . | 47,1 | 9 | 38,1 | 116,7 | 163,8 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | торговли, общественного | | | | | | | питания и бытового | | | | | | | обслуживания населения . . . | 1,5 | 0,7 | 0,8 | 3 | 4,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | народного образования . . . | 27,5 | 9 | 18,5 | 54,5 | 82 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | культуры . . . . . . . . . . | 8,1 | 3,3 | 4,8 | 4,2 | 12,3 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | транспорта . . . . . . . . . | 6 | 3 | 3 | 8,5 | 14,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Строительство объектов | | | | | | | связи. . . . . . . . . . . . | 0,8 | 0,3 | 0,5 | 4,3 | 5,1 | | Строительство объектов | | | | | | | стройиндустрии и промышленности | | | | | | | строительных материалов. . . | 56 | 27 | 29 | 104 | 160 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оснащение учреждений народного | | | | | | | образования (бюджетные | | | | | | | ассигнования). . . . . . . . | 25,6 | 11,8 | 13,8 | 52,5 | 78,1 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оснащение объектов культуры | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . | 8,9 | 4,1 | 4,8 | 1,4 | 10,3 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оснащение объектов связи | | | | | | | (бюджетные ассигнования) . . | 3 | 1,5 | 1,5 | 7,5 | 10,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат . . . . . . . . | 1076,4* | 455,5 | 620,9 | 1717,1* | 2793,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | из них: | | | | | | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | бюджетные ассигнования. . | 37,5 | 17,4 | 20,1 | 61,4 | 98,9 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | капитальные вложения. . . | 1038,9* | 438,1 | 600,8 | 1655,7* | 2694,6 | --------------------------------------------------------------------------------------- -------------------- * Из них финансируется за счет местных источников в 1994-1995 годах 239,9 млн. рублей, в 1996-2000 годах 390 млн. рублей. Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 6. Обеспечение населения, подвергшегося радиационному воздействию, полноценными продуктами питания В целях оздоровления пострадавшего населения и его потомства в Программе предусматривается выполнение следующих мероприятий в агропромышленном комплексе Алтайского края, направленных на увеличение объемов и улучшение качества производимых сельскохозяйственного сырья и продукции, существенное расширение ассортимента продуктов питания из сельскохозяйственного сырья с добавками пектина, витаминов, белка, каротина и других веществ, обладающих радиопротекторными свойствами, обеспечение жителей пострадавших районов полноценными, нормативно чистыми продуктами питания: снижение уровня содержания вредных химических веществ в продовольственной и непродовольственной продукции за счет улучшения почв сельскохозяйственных угодий с учетом экономической целесообразности; повышение урожайности сельскохозяйственных культур и интенсификации отраслей, использующих сельскохозяйственное сырье, при одновременном обеспечении высокого качества, надежного хранения и переработки продукции; увеличение объемов и значительное улучшение качества кормов для сельскохозяйственных животных, птицы, совершенствование системы ветеринарного обслуживания на основе широкого использования иммунокорректоров и современных ветеринарных препаратов; увеличение мощностей перерабатывающей промышленности за счет реконструкции имеющихся и строительства новых объектов. Реализация указанной стратегии достигается конкретной системой мер по химико-технологическому обследованию почв, воды, кормов, продукции растительного и животного происхождения с целью определения сырьевых зон для организации производства экологически безопасной продукции и корректировки мероприятий по улучшению качества почв на пострадавших территориях. Намечается также осуществление мероприятий по улучшению почв путем проведения соответствующих агромелиоративных работ, снижению их загрязнения тяжелыми металлами и пестицидами, а также по уменьшению перехода экотоксикантов в сельскохозяйственные растения в целях получения продукции высокого качества. Намечены меры по улучшению качества животноводческого сырья для производства экологически нормативной продукции. Предусматриваются подготовка и повышение квалификации специалистов контролирующих служб агропромышленного комплекса по вопросам организации контроля и сертификации сельскохозяйственной продукции. Программой намечено осуществить значительные инвестиции на проектирование и организацию пектинового производства, жидких витаминов, порошков из плодов и ягод, продуктов детского и лечебного питания из зерна, нетрадиционных видов мясных и молочных продуктов, продуктов пчеловодства и медицинских препаратов, обладающих радиопротекторными свойствами, цехов по переработке продукции растениеводства и животноводства для детского и диетического питания, реконструкцию и расширение действующих предприятий перерабатывающей промышленности, строительство дополнительных предприятий и цехов по переработке и хранению продуктов питания детского и лечебного ассортимента. Программой намечается выполнение мероприятий по улучшению содержания и воспроизводства лесных массивов и проведение работ по расширению и строительству новых мощностей перерабатывающей промышленности с целью оздоровления экологической обстановки в регионе, увеличения объемов и расширения безопасного использования лесной продукции. Реализация мероприятий Программы в области агропромышленной сферы позволит обеспечить население районов, подвергшихся радиационному воздействию, полноценными продуктами, развить индустрию детского, диетического питания и лечебных препаратов. Объемы затрат на выполнение мероприятий по обеспечению населения, подвергшегося радиационному воздействию, полноценными продуктами питания приведены в таблице 4. Таблица 4 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ, ПОЛНОЦЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ (млн. рублей) ----------------------------------------------------------------------------- | | 1994- |- в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Химико-технологическое | | | | | | | обследование почв, воды, | | | | | | | кормов, продукции | | | | | | | растительного и животного | | | | | | | происхождения, включая | | | | | | | приобретение приборов и | | | | | | | оборудования (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . . . . | 20,8 | 10,4 | 10,4 | 28 | 48,8 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Улучшение качества почв и | | | | | | | снижение их загрязнения | | | | | | | тяжелыми металлами и | | | | | | | пестицидами (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . . . . | 36,7 | 18 | 18,7 | 120 | 156,7 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Улучшение качества | | | | | | | животноводческого сырья для | | | | | | | производства экологически | | | | | | | нормативно чистой продукции | | | | | | | (бюджетные ассигнования). . . | 6,6 | 3 | 3,6 | 18 | 24,6 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Приобретение лекарственных | | | | | | | ветеринарных препаратов и | | | | | | | иммунокорректоров (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . . . . | 15 | 7,5 | 7,5 | 30 | 45 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Техническое перевооружение | | | | | | | предприятий по выпуску | | | | | | | продукции из | | | | | | | сельскохозяйственного сырья | | | | | | | (бюджетные ассигнования). . . | 140 | 70 | 70 | 303,6 | 443,6 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Подготовка и повышение | | | | | | | квалификации специалистов | | | | | | | контролирующих служб | | | | | | | агропромышленного комплекса | | | | | | | (бюджетные ассигнования). . . | 0,6 | 0,3 | 0,3 | 1,5 | 2,1 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Улучшение содержания и | | | | | | | воспроизводства лесных | | | | | | | массивов (бюджетные | | | | | | | ассигнования) . . . . . . . . | 22 | 11 | 11 | 45 | 67 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Создание мощностей по выпуску | | | | | | | животноводческого сырья для | | | | | | | производства экологически | | | | | | | нормативно чистой продукции | | | | | | | (капитальные вложения). . . . | 12 | 4,5 | 7,5 | 22,5 | 34,5 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Проектирование и организация | | | | | | | экспериментального | | | | | | | производства пектина, жидких | | | | | | | витаминов, порошков из плодов | | | | | | | и ягод, продуктов из зерна, | | | | | | | нетрадиционных видов мясных и | | | | | | | молочных продуктов, продукции | | | | | | | пчеловодства, обладающих | | | | | | | радиопротекторными свойствами | | | | | | | (капитальные вложения). . . . | 27 | 15 | 12 | 10 | 37 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Проектирование и организация | | | | | | | цехов по переработке и | | | | | | | хранению продукции | | | | | | | растениеводства и | | | | | | | животноводства для детского и | | | | | | | диетического питания | | | | | | | (капитальные вложения). . . . | 39 | 21 | 18 | 25 | 64 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Реконструкция и расширение | | | | | | | действующих предприятий | | | | | | | перерабатывающей | | | | | | | промышленности (капитальные | | | | | | | вложения) . . . . . . . . . . | 25,4 | 10,8 | 14,6 | 24,2 | 49,6 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|------ | | Всего затрат. . . . . . . . . | 345,1*| 171,5 | 173,6 | 627,8 | 972,9 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | из них: | | | | | | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | бюджетные ассигнования . . | 241,7*| 120,2 | 121,5 | 546,1 | 787,8 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | капитальные вложения . . . | 103,4 | 51,3 | 52,1 | 81,7 | 185,1 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Кроме того, валютные | | | | | | | ассигнования (млн. | | | | | | | долларов США) . . . . . | 4 | 2 | 2 | 10 | 14 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | из них на: | | | | | | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Приобретение импортного | | | | | | | оборудования . . . . . . . | 2 | 1 | 1 | 5 | 7 | |-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------| | Приобретение | | | | | | | быстроразлагающихся, | | | | | | | малотоксичных пестицидов . | 2 | 1 | 1 | 5 | 7 | ----------------------------------------------------------------------------- ------------------------ * Из них финансируется за счет местных источников 30,1 млн. рублей. Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 7. Контроль состояния загрязнения природной среды В результате проведенного анализа имеющихся материалов установлено, что на формирование доз облучения населения в крае могли оказать влияние радиоактивные выпадения после ядерных взрывов, проведенных на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 и 1965 годах, а также после серии мощных ядерных взрывов на о. Новая Земля в 1962-1963 годах и полигоне КНР в районе оз. Лобнор в 1968-1980 годах. Обследования, проведенные Росгидрометом в Алтайском крае в 1991 году, показали, что средняя плотность загрязнения обследованной территории цезием-137 составляет 0,1-0,2 Ки/кв.км, что не существенно отличается от значений, характерных для других регионов России. В связи с вышеизложенным целесообразно при организации контроля состояния загрязнения природной среды в Алтайском крае ограничиться существующей системой мониторинга соответствующих подразделений министерств и ведомств (Минприроды России, Росгидромета, Госсанэпиднадзора России, Минсельхоза России и других), а выделение средств из федерального бюджета предусмотреть лишь на техническое перевооружение и приборное дооснащение этих подразделений в соответствии с современными требованиями в объемах: 1994-1995 годы - 5 млн.рублей, в том числе в 1994 году - 3 млн.рублей, 1996-2000 годы - 10 млн.рублей (бюджетные ассигнования). При этом учитывается также, что в разделе 6 Программы предусматриваются затраты на организацию контроля сельскохозяйственной продукции. Раздел 8. Научное обеспечение Программы и дальнейшее развитие исследований по изучению влияния ядерных испытаний на население Алтайского края Основной целью научного обеспечения Программы является определение и обоснование эффективных способов реабилитации населения, подвергшегося радиационному воздействию. Программой предусматривается осуществить комплекс научно-исследовательских работ по следующим направлениям: ретроспективная оценка последствий радиационного воздействия на население и окружающую среду Алтайского края; обоснование мер по охране здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, а также их детей и внуков; разработка и обоснование стратегии и тактики ограничения влияния неблагоприятных антропогенных факторов на здоровье населения и стабилизации экологической ситуации; разработка и научное обоснование дополнительных мер и механинизмов социально-экономической реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию. Ретроспективная оценка радиационного воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население Алтайского края осложнена большим количеством взрывов (более 56), радиоактивные продукты которых распространялись в направлении Алтайского края. К настоящему времени путем оценки архивных материалов полигона, восстановления метеорологической обстановки, данных по определению превышения цезия, стронция, плутония над уровнем глобальных выпадений, характера их распределения на территориии Алтайского края, а также с помощью математического моделирования удалось реконструировать след и уровни доз радиационного воздействия от взрывов 1949 и 1962 годов. Для восстановления радиационного воздействия от других взрывов предполагается в течение 1994-1995 и последующих годов провести научно-исследовательские работы по реконструкции доз от каждого взрыва и определению территорий, которые при этих взрывах подвергались радиоактивному загрязнению. На первом этапе (1994-1995 годы) необходимо провести эту работу для территорий, подвергшихся воздействию от 14 ядерных взрывов (25% от общего числа воздействовавших на территорию Алтайского края), по которым имеются архивные данные о радиационной обстановке на момент взрывов, и на их основе с использованием соответствующих методов провести реконструкцию доз внешнего облучения населения от этих взрывов. При этом предусматриваются разработка методики и определение доз внутреннего облучения, а также реконструкция доз внутреннего облучения на критические органы (щитовидная железа, кожные покровы и другие). Требуется также проведение работ по реконструкции доз и установлению территорий, подвергшихся радиационному воздействию, по ядерным взрывам, архивные данные которых до настоящего времени отсутствуют. Намечается организовать работы по оценке отдаленных последствий радиационного воздействия на население и окружающую среду Алтайского края, исследованию детерминистских и стохастических эффектов у населения, определению последствий воздействия ядерных испытаний на флору и фауну. Для понимания отдаленных последствий облучения от ядерных взрывов будет проведена оценка здоровья групп повышенного риска, а также клинико-эпидемиологические исследования облученного населения и их потомков, эпидемиологический анализ заболеваемости, рождаемости, смертности среди облученных групп с учетом доз радиационного воздействия. При этом в исследованиях предполагается широко использовать популяционный, когортный и семейный анализ. Предусматривается проведение научных исследований по разработке методов и средств антиканцерогенной защиты групп повышенного риска, обоснование целенаправленных мероприятий по формированию здорового образа жизни, разработка методик формирования групп повышенного риска, форм и методов организации диспансерного наблюдения их с учетом доз облучения, разработка научных основ организации мониторинга состояния здоровья населения, подвергшегося радиационному воздействию, а также их детей и внуков, оценка эффективности проведения мероприятий средствами первичной и вторичной реабилитации. Намечается проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на разработку методических материалов и рекомендаций по раннему выявлению негативного воздействия природной среды на человека, изучению закономерностей формирования адаптивных реакций населения на неблагоприятные экологические факторы, а также побочных реакций адаптогенеза, определению кроссадаптационных изменений резистентности организма, изучению суммарных профессиональных и экологических нагрузок на отдельные контингенты населения, систематическому гигиеническому анализу населенных пунктов края. Важнейшей задачей научных исследований является разработка механизмов социальной защиты населения, пострадавшего от ядерных испытаний, методов психолого-педагогической и психолого-социальной реабилитации населения, разработка методов оценки ущерба, нанесенного ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне населению Алтайского края и его социально-экономическому развитию, разработка критериев и нормативов социального развития территорий, подвергшихся радиационному воздействию. Объемы затрат на научное обеспечение Программы и дальнейшее развитие исследований по изучению влияния ядерных испытаний на население Алтайского края приведены в таблице 5. Таблица 5 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оценка последствий радиационного | | | | | | | воздействия на население и | | | | | | | окружающую среду. . . . . . . | 74* | 32 | 42 | 195 | 269 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Разработка научных основ | | | | | | | получения продуктов для | | | | | | | лечебного и диетического | | | | | | | питания для населения | | | | | | | пострадавших территорий на | | | | | | | основе районированных | | | | | | | сельскохозяйственных | | | | | | | технологий. . . . . . . . . . | 8 | 4 | 4 | 15 | 23 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Научные исследования по | | | | | | | социально-психологической и | | | | | | | экономической реабилитации | | | | | | | населения и территорий, | | | | | | | подвергшихся радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 14 | 7 | 7 | 30 | 44 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Организация и управление | | | | | | | научным обеспечением | | | | | | | комплексной программы . . . . | 4 | 2 | 2 | 10 | 14 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат - бюджетные | | | | | | | ассигнования . . . . . . . . | 100* | 45 | 55 | 250 | 350 | --------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- * Из них финансируется за счет местных источников 20 млн. рублей. Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 9. Международное сотрудничество по вопросам преодоления последствий радиационного воздействия Сложность проблем, связанных с оценкой последствий воздействия радиационного фактора на население Алтайского края в результате многолетних испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, обусловлена далеко не полными данными о радиационной обстановке в период испытаний и тем, что в течение 40 лет не осуществлялось каких-либо мероприятий по защите населения. Необходимость международного сотрудничества обусловлена возможностью получить новую информацию о влиянии на население радиационного фактора не только в аварийных ситуациях на радиоактивно опасных объектах, но и при ядерных взрывах, проведенных в других странах. Для оценки отдаленных эффектов воздействия ядерных взрывов на здоровье населения необходимо объединение усилий государств, проводивших испытания ядерного оружия, - России, США, Англии, Франции, Китая. Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в США. Предполагается изучить их опыт по оценке отдаленных последствий воздействия ядерных взрывов с целью сопоставления с материалами, полученными в Алтайском крае, использования этих материалов для создания комплекса эффективных мероприятий по реабилитации населения, пострадавшего от воздействия испытаний ядерного оружия. Целесообразно изучить и использовать опыт ученых Японии, накопленный при проведении эпидемиологических исследований по оценке воздействия атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки и организации системы диспансеризации людей, пострадавших при этих бомбардировках, а также опыт, накопленный во Франции, о роли радиационного воздействия в развитии онкологических заболеваний, особенно рака легкого, и по предупреждению этих заболеваний. При этом предполагается осуществить сотрудничество со странами ближнего зарубежья, прежде всего в вопросах получения и обеспечения населения, пострадавшего от воздействия ядерных испытаний, экологически чистыми продуктами для диетического и лечебного питания. В Программе предусматривается: участие российских ученых и специалистов в работе научных конференций и совещаний, проводимых за рубежом, подготовке соглашений, протоколов, программ участия в осуществлении международного сотрудничества по проблемам ликвидации последствий ядерных испытаний; организация и проведение на территории Алтайского края международных конференций, симпозиумов, конгрессов; прием зарубежных экспертов и специалистов по различным аспектам международного сотрудничества; перевод и издание в России необходимых зарубежных материалов. Объемы затрат на эти цели приведены в таблице 6. Таблица 6 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ВОПРОСАХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------| | Участие российских ученых | | | | | | | в конференциях и совещаниях, | | | | | | | стажировка специалистов | | | | | | | за рубежом . . . . . . . . . | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,7 | 1 | |-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------| | Организация и проведение | | | | | | | международных конференций | | | | | | | и совещаний на территории | | | | | | | Алтайского края. . . . . . . | 2 | - | 2 | 3,5 | 5,5 | |-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------| | Прием зарубежных специалистов | | | | | | | и ученых для подготовки | | | | | | | совместных программ | | | | | | | сотрудничества и | | | | | | | консультаций . . . . . . . . | 0,5 | 0,2 | 0,3 | 2 | 2,5 | |-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------| | Перевод и тиражирование в | | | | | | | России зарубежных и отечественных | | | | | | | материалов для распространения | | | | | | | за рубежом. . . . . . . . . . | 1,5 | 0,7 | 0,8 | 3,5 | 5 | |-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат - бюджетные | | | | | | | ассигнования. . . . . . . . . | 4,3 | 1 | 3,3 | 9,7 | 14 | --------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Раздел 10. Организационные мероприятия и управление Программой Ответственными за разработку и выполнение Государственной программы по реабилитации населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года являются Госкомчернобыль России (государственный заказчик) и администрация Алтайского края (исполнитель работ). Администрацией края для организации выполнения работ по всем разделам настоящей Программы создан Комитет по ликвидации последствий многолетнего воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне, в задачи которого входят разработка и организация выполнения конкретных адресных подпрограмм и мероприятий по реализации заданий Программы, межрегиональная и межотраслевая координация и контроль за выполнением указанных заданий. Организационно-методическое руководство работой Комитета осуществляет Госкомчернобыль России. Конкретная организационно-штатная структура Комитета определяется с учетом работ, планируемых по основным направлениям реализации Программы: социальная защита, предоставление компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационного воздействия; социально-экономическое развитие районов края, попавших в зону влияния ядерных испытаний; улучшение медико-биологической и санитарно-гигиенической обстановки, научное обеспечение и другие мероприятия. Для координации приоритетных направлений деятельности Комитета, принятия важных экспертных решений администрацией края создан Координационный совет, работающий под непосредственным руководством Госкомчернобыля России. Комитет краевой администрации работает в тесном взаимодействии с территориальными структурами заинтересованных министерств и ведомств (Минздрав России, Минприроды России, Минсоцзащиты России, Минсельхоз России, Госсанэпиднадзор России, Росгидромет, Российская академия наук и др.), а также службами администрации края и Госкомчернобылем России. Финансирование практических мероприятий по охране здоровья и реабилитации населения, а также инвестиционных программ (капитальные вложения) осуществляется Минфином России по согласованию с Госкомчернобылем России из бюджетных ассигнований и лимитов государственных централизованных капитальных вложений, установленных Минэкономики России. При этом выделение ассигнований осуществляется под конкретные подпрограммы, разрабатываемые ежегодно администрацией края для выполнения заданий Государственной программы, согласованные с Госкомчернобылем России и соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации. Перечисление средств осуществляется непосредственно на спецсчет администрации края. Руководство по научному обеспечению Программы осуществляет региональный научный совет, входящий на правах секции в научно-технический совет Госкомчернобыля России. Тематический план научных исследований утверждается администрацией Алтайского края и Госкомчернобылем России в установленном порядке. Финансирование работ осуществляется по договору между Госкомчернобылем России и администрацией края. Отчеты научных исследований по основным направлениям представляются ежеквартально в Госкомчернобыль России. Порядок финансирования, учета и отчетности расходов на выполнение Государственной программы по реабилитации населения и социально-экономическому развитию районов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на 1994-1995 годы и на период до 2000 года определяется в соответствии с инструктивными документами Минфина России, Банка России и Госкомстата России. Порядок управления Программой может изменяться на основании совместных решений Госкомчернобыля России и администрации Алтайского края. При разработке Программы рассматривались возможности формирования дополнительных внебюджетных источников финансирования намечаемых мероприятий посредством привлечения для социально-экономического развития населенных пунктов края, пострадавших от воздействия радиации, акционерного капитала, развития предпринимательства и фермерства, использования государственного внебюджетного экологического фонда, создания новых государственно-коммерческих структур. Значительное влияние на объемы внебюджетных средств может оказать активизация внешнеэкономической деятельности предприятий и администрации края при поддержке федеральных органов управления. В целях мобилизации внебюджетных источников финансирования Программы будет активизирована работа по привлечению отечественных и международных организаций к благотворительной деятельности. Реализация указанных направлений работы может быть обеспечена путем разработки конкретных целевых программ. Ситуация, сложившаяся на территории Алтайского края в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должна быть в полной мере использована для повышения уровня знаний человечества в области поведения радиоактивных элементов в природных средах, влияния долговременного облучения биологических объектов малыми дозами, практической реализации комплекса защитных мер в условиях радиоактивно загрязненных территорий. Техническая и иная информация, касающаяся долгосрочных последствий для общества и окружающей среды, а также научный и практический опыт, накопленный в ходе устранения последствий, равно как и совершенные в этот период ошибки должны быть достоянием общественности и использоваться в случае возникновения в будущем подобных чрезвычайных ситуаций. В этих целях Программой предусматривается: информационно-пропагандистская деятельность по доведению до населения объективной информации о последствиях влияния ядерных взрывов на территорию Алтайского края; обеспечение объективной, полной и своевременной информацией общественности через средства массовой информации; издание и распространение научно-популярной литературы, создание теле-, видео-, кинофильмов, проведение лекций, круглых столов, семинаров, конференций; проведение социологических исследований и мониторинга общественного мнения; контакты с общественными движениями и их информационное обеспечение. Для обеспечения разработки и оперативного функционирования механизма реализации Программы предусматриваются подготовка кадров, повышение квалификации и переквалификация их в свете современных требований, выполнение комплекса работ по информационно-аналитическому обеспечению, сбору, межотраслевой интеграции и систематизации данных для использования их в органах управления представительной и исполнительной власти. Объем затрат на выполнение организационных мероприятий и управление Программой приведены в таблице 7. Таблица 7 ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ (млн. рублей) --------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |--------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Обеспечение работы Комитета | | | | | | | по ликвидации последствий | | | | | | | многолетнего воздействия | | | | | | | ядерных взрывов на | | | | | | | Семипалатинском полигоне | | | | | | | администрации Алтайского | | | | | | | края. . . . . . . . . . . . | 2,4 | 1,2 | 1,2 | 6 | 8,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Разработка и сопровождение | | | | | | | программ по изысканию | | | | | | | внебюджетных источников | | | | | | | финансирования Программы. . | 1,2 | 0,6 | 0,6 | 3 | 4,2 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Создание и оснащение фонда | | | | | | | теле-, видео-, киноматериалов, | | | | | | | выпуск информационных | | | | | | | изданий, проведение | | | | | | | информационно-пропагандистских | | | | | | | мероприятий . . . . . . . . | 0,8 | 0,3 | 0,5 | 1,5 | 2,3 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Подготовка и повышение | | | | | | | квалификации кадров, | | | | | | | обеспечивающих управление | | | | | | | Программой. . . . . . . . . | 0,4 | 0,2 | 0,2 | 1 | 1,4 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Оснащение и содержание | | | | | | | Научно-исследовательского | | | | | | | института региональных | | | | | | | медико-экологических проблем | | | | | | | Алтайского края . . . . . . | 3 | 1,5 | 1,5 | 7,5 | 10,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Информационно-аналитическое | | | | | | | обеспечение Программы . . . | 30 | 18 | 12 | 30 | 60 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Подготовка и проведение | | | | | | | научно-практических | | | | | | | конференций по проблемам | | | | | | | влияния на население края | | | | | | | ядерных испытаний на | | | | | | | Семипалатинском полигоне. . | 1 | 0,5 | 0,5 | 2,5 | 3,5 | |----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------| | Всего затрат - бюджетные | | | | | | | ассигнования. . . . . . . . | 38,8 | 22,3 | 16,5 | 51,5 | 90,3 | --------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. Таблица 8 СВОДКА ЗАТРАТ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ, НА 1994-1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------- | | 1994- | в том числе | 1996- | 1994- | | Наименование мероприятий | 1995 | по годам: | 2000 | 2000 | | | годы |---------------------| годы | годы | | | | 1994 | 1995 | | | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | I. Бюджетные ассигнования | | | | | | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Охрана здоровья населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 318,1 | 154,5 | 163,6 | 741,8 | 1059,9 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Социально-психологическая | | | | | | | реабилитация населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 44,7 | 20,1 | 24,6 | 16,4 | 61,1 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Социально-экономическое | | | | | | | развитие населенных пунктов, | | | | | | | подвергшихся радиацонному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 37,5 | 17,4 | 20,1 | 61,4 | 98,9 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Контроль состояния загрязнения | | | | | | | природной среды . . . . . . . | 5 | 3 | 2 | 10 | 15 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Обеспечение населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию, полноценными | | | | | | | продуктами питания. . . . . . | 241,7 | 120,2 | 121,5 | 546,1 | 787,8 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Научное обеспечение Программы | | | | | | | и дальнейшее развитие | | | | | | | исследований по изучению | | | | | | | влияния ядерных испытаний | | | | | | | на население Алтайского края.. | 100 | 45 | 55 | 250 | 350 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Международное сотрудничество | | | | | | | в вопросах преодоления | | | | | | | последствий радиационного | | | | | | | воздействия . . . . . . . . . | 4,3 | 1 | 3,3 | 9,7 | 14 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Организационные мероприятия | | | | | | | и управление Программой . . . | 38,8 | 22,3 | 16,5 | 51,5 | 90,3 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Итого. . . . . . . . . . . | 790,1* | 383,5 | 406,6 | 1686,9 | 2477 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | II. Капитальные вложения | | | | | | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Охрана здоровья населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 1043,6 | 598,5 | 445,1 | 764,8 | 1808,4 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | в том числе развитие | | | | | | | материально-технической | | | | | | | базы здравоохранения . . . | 378 | 129,9 | 248,1 | 438,7 | 816,7 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Социально-психологическая | | | | | | | реабилитация населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 14 | 6,3 | 7,7 | 9,9 | 23,9 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Социально-экономическое | | | | | | | развитие населенных пунктов, | | | | | | | подвергшихся радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 1038,9** | 438,1 | 600,8 | 1655,7** | 2694,6 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Обеспечение населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию, полноценными | | | | | | | продуктами питания. . . . . . | 103,4 | 51,3 | 52,1 | 81,7 | 185,1 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Итого. . . . . . . . . . . | 2199,9** | 1094,2 | 1105,7 | 2512,1** | 4712 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Всего бюджетных ассигнований | | | | | | | и капитальных вложений. . . . | 2990 | 1477,7 1 | 512,3 | 4199 | 7189 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | III. Кроме того, валютные | | | | | | | ассигнования | | | | | | | (млн.долларов США) | | | | | | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Охрана здоровья населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию . . . . . . . . . | 20,9 | 10,8 | 10,1 | 25,2 | 46,1 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Обеспечение населения, | | | | | | | подвергшегося радиационному | | | | | | | воздействию, полноценными | | | | | | | продуктами питания . . . . . | 4 | 2 | 2 | 10 | 14 | |----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------| | Итого валютные ассигнования | 24,9 | 12,8 | 12,1 | 35,2 | 60,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------- Примечания. 1. Затраты уточняются при разработке годовых прогнозов социально-экономического развития и бюджетов Российской Федерации с учетом их индексации. 2. Выделение валютных ассигнований производится Минфином России без взыскания рублевого покрытия. * Из них финансируется из местных источников 90,1 млн. рублей. ** Из них финансируется из местных источников в 1994-1995 годах 239,9 млн.рублей, в 1996-2000 годах 390 млн.рублей. Страницы: 1 2 |