О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ НА 1994 - 1996 ГГ. И НА ПЕРИОД. Постановление. Правительство РФ. 16.11.93 1160


Страницы: 1  2  


| Строительство жилых домов. .     |  645,9* |  277,8  |   368,1  |   978*  | 1623,9  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| коммунального назначения . .     |  246    |  108    |   138    |  382,5  |  628,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство распределительных  |         |         |          |         |         |
| газовых сетей и                  |         |         |          |         |         |
| производственных баз . . . .     |   47,1  |    9    |    38,1  |  116,7  |  163,8  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| торговли, общественного          |         |         |          |         |         |
| питания и бытового               |         |         |          |         |         |
| обслуживания населения . . .     |    1,5  |    0,7  |     0,8  |    3    |    4,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| народного образования  . . .     |   27,5  |    9    |    18,5  |   54,5  |   82    |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| культуры . . . . . . . . . .     |    8,1  |    3,3  |     4,8  |    4,2  |   12,3  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| транспорта . . . . . . . . .     |    6    |    3    |     3    |     8,5 |   14,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| связи. . . . . . . . . . . .     |    0,8  |    0,3  |     0,5  |     4,3 |    5,1  |
| Строительство объектов           |         |         |          |         |         |
| стройиндустрии и промышленности  |         |         |          |         |         |
| строительных материалов. . .     |   56    |   27    |    29    |   104   |  160    |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Оснащение учреждений народного   |         |         |          |         |         |
| образования (бюджетные           |         |         |          |         |         |
| ассигнования). . . . . . . .     |   25,6  |   11,8  |    13,8  |    52,5 |   78,1  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Оснащение объектов культуры      |         |         |          |         |         |
| (бюджетные ассигнования) . .     |    8,9  |    4,1  |     4,8  |     1,4 |   10,3  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Оснащение объектов связи         |         |         |          |         |         |
| (бюджетные ассигнования) . .     |    3    |    1,5  |     1,5  |     7,5 |   10,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Всего затрат . . . . . . . .     | 1076,4* | 455,5   | 620,9    | 1717,1* | 2793,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
|    из них:                       |         |         |          |         |         |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
|    бюджетные ассигнования. .     |   37,5  |  17,4   |  20,1    |   61,4  |   98,9  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
|    капитальные вложения. . .     | 1038,9* | 438,1   | 600,8    | 1655,7* | 2694,6  |
---------------------------------------------------------------------------------------
--------------------
     * Из них финансируется за счет  местных  источников  в  1994-1995
годах 239,9 млн. рублей, в 1996-2000 годах 390 млн. рублей.

     Примечание. Затраты  уточняются  при разработке годовых прогнозов
социально-экономического развития и бюджетов  Российской  Федерации  с
учетом их индексации.

            Раздел 6. Обеспечение населения, подвергшегося
      радиационному воздействию, полноценными продуктами питания

     В целях оздоровления пострадавшего населения и  его  потомства  в
Программе   предусматривается   выполнение   следующих  мероприятий  в
агропромышленном комплексе Алтайского края, направленных на увеличение
объемов  и улучшение качества производимых сельскохозяйственного сырья
и продукции, существенное расширение ассортимента продуктов питания из
сельскохозяйственного  сырья  с добавками пектина,  витаминов,  белка,
каротина и других веществ,  обладающих радиопротекторными  свойствами,
обеспечение  жителей  пострадавших  районов  полноценными,  нормативно
чистыми продуктами питания:
     снижение уровня   содержания   вредных   химических   веществ   в
продовольственной  и  непродовольственной  продукции за счет улучшения
почв    сельскохозяйственных    угодий    с    учетом    экономической
целесообразности;
     повышение урожайности     сельскохозяйственных     культур      и
интенсификации отраслей,  использующих сельскохозяйственное сырье, при
одновременном обеспечении  высокого  качества,  надежного  хранения  и
переработки продукции;
     увеличение объемов  и  значительное улучшение качества кормов для
сельскохозяйственных  животных,   птицы,   совершенствование   системы
ветеринарного    обслуживания   на   основе   широкого   использования
иммунокорректоров и современных ветеринарных препаратов;
     увеличение мощностей   перерабатывающей  промышленности  за  счет
реконструкции имеющихся и строительства новых объектов.
     Реализация указанной  стратегии  достигается  конкретной системой
мер  по  химико-технологическому  обследованию  почв,  воды,   кормов,
продукции  растительного и животного происхождения с целью определения
сырьевых зон  для  организации  производства  экологически  безопасной
продукции  и  корректировки  мероприятий по улучшению качества почв на
пострадавших территориях.  Намечается также осуществление  мероприятий
по  улучшению  почв путем проведения соответствующих агромелиоративных
работ,  снижению их загрязнения тяжелыми металлами  и  пестицидами,  а
также  по  уменьшению  перехода  экотоксикантов в сельскохозяйственные
растения в целях получения продукции высокого качества.  Намечены меры
по   улучшению   качества  животноводческого  сырья  для  производства
экологически нормативной продукции.
     Предусматриваются подготовка     и     повышение     квалификации
специалистов  контролирующих  служб  агропромышленного  комплекса   по
вопросам  организации  контроля  и  сертификации  сельскохозяйственной
продукции.
     Программой намечено   осуществить   значительные   инвестиции  на
проектирование  и   организацию   пектинового   производства,   жидких
витаминов,  порошков из плодов и ягод,  продуктов детского и лечебного
питания из зерна,  нетрадиционных видов мясных и  молочных  продуктов,
продуктов    пчеловодства   и   медицинских   препаратов,   обладающих
радиопротекторными  свойствами,   цехов   по   переработке   продукции
растениеводства  и животноводства для детского и диетического питания,
реконструкцию и расширение  действующих  предприятий  перерабатывающей
промышленности,  строительство  дополнительных  предприятий и цехов по
переработке  и  хранению  продуктов  питания  детского   и   лечебного
ассортимента.
     Программой намечается   выполнение   мероприятий   по   улучшению
содержания  и  воспроизводства  лесных  массивов и проведение работ по
расширению   и   строительству   новых   мощностей    перерабатывающей
промышленности   с   целью  оздоровления  экологической  обстановки  в
регионе,  увеличения объемов и  расширения  безопасного  использования
лесной продукции.
     Реализация мероприятий Программы в области агропромышленной сферы
позволит  обеспечить  население  районов,  подвергшихся  радиационному
воздействию,  полноценными  продуктами,  развить  индустрию  детского,
диетического питания и лечебных препаратов.
     Объемы затрат на выполнение мероприятий по обеспечению населения,
подвергшегося   радиационному   воздействию,  полноценными  продуктами
питания приведены в таблице 4.


                                                             Таблица 4

               ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
        ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ РАДИАЦИОННОМУ
             ВОЗДЕЙСТВИЮ, ПОЛНОЦЕННЫМИ ПРОДУКТАМИ ПИТАНИЯ

                                                         (млн. рублей)
-----------------------------------------------------------------------------
|                               | 1994- |-  в том числе    | 1996- | 1994-  |
|   Наименование мероприятий    | 1995  |   по годам:      | 2000  | 2000   |
|                               | годы  |------------------| годы  | годы   |
|                               |       |   1994 |  1995   |       |        |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Химико-технологическое        |       |        |         |       |        |
| обследование   почв,    воды, |       |        |         |       |        |
| кормов,             продукции |       |        |         |       |        |
| растительного   и   животного |       |        |         |       |        |
| происхождения,        включая |       |        |         |       |        |
| приобретение    приборов    и |       |        |         |       |        |
| оборудования       (бюджетные |       |        |         |       |        |
| ассигнования) . . . . . . . . | 20,8  |  10,4  |  10,4   | 28    | 48,8   |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Улучшение качества   почв   и |       |        |         |       |        |
| снижение    их    загрязнения |       |        |         |       |        |
| тяжелыми     металлами      и |       |        |         |       |        |
| пестицидами        (бюджетные |       |        |         |       |        |
| ассигнования) . . . . . . . . | 36,7  |  18    |  18,7   | 120   | 156,7  |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Улучшение            качества |       |        |         |       |        |
| животноводческого  сырья  для |       |        |         |       |        |
| производства     экологически |       |        |         |       |        |
| нормативно  чистой  продукции |       |        |         |       |        |
| (бюджетные ассигнования). . . |  6,6  |   3    |   3,6   | 18    | 24,6   |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Приобретение    лекарственных |       |        |         |       |        |
| ветеринарных   препаратов   и |       |        |         |       |        |
| иммунокорректоров  (бюджетные |       |        |         |       |        |
| ассигнования) . . . . . . . . | 15    |   7,5  |   7,5   | 30    | 45     |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Техническое    перевооружение |       |        |         |       |        |
| предприятий    по     выпуску |       |        |         |       |        |
| продукции                  из |       |        |         |       |        |
| сельскохозяйственного   сырья |       |        |         |       |        |
| (бюджетные ассигнования). . . | 140   |   70   |   70    | 303,6 |  443,6 |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Подготовка и        повышение |       |        |         |       |        |
| квалификации     специалистов |       |        |         |       |        |
| контролирующих          служб |       |        |         |       |        |
| агропромышленного   комплекса |       |        |         |       |        |
| (бюджетные ассигнования). . . |   0,6 |   0,3  |   0,3   |  1,5  |  2,1   |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Улучшение содержания        и |       |        |         |       |        |
| воспроизводства        лесных |       |        |         |       |        |
| массивов           (бюджетные |       |        |         |       |        |
| ассигнования) . . . . . . . . |  22   |  11    |  11     | 45    |  67    |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Создание мощностей по выпуску |       |        |         |       |        |
| животноводческого  сырья  для |       |        |         |       |        |
| производства     экологически |       |        |         |       |        |
| нормативно  чистой  продукции |       |        |         |       |        |
| (капитальные вложения). . . . |  12   |   4,5  |   7,5   | 22,5  |  34,5  |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Проектирование и  организация |       |        |         |       |        |
| экспериментального            |       |        |         |       |        |
| производства пектина,  жидких |       |        |         |       |        |
| витаминов, порошков из плодов |       |        |         |       |        |
| и ягод,  продуктов из  зерна, |       |        |         |       |        |
| нетрадиционных видов мясных и |       |        |         |       |        |
| молочных продуктов, продукции |       |        |         |       |        |
| пчеловодства,      обладающих |       |        |         |       |        |
| радиопротекторными свойствами |       |        |         |       |        |
| (капитальные вложения). . . . |  27   |  15    |  12     | 10    |  37    |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Проектирование и  организация |       |        |         |       |        |
| цехов   по   переработке    и |       |        |         |       |        |
| хранению            продукции |       |        |         |       |        |
| растениеводства             и |       |        |         |       |        |
| животноводства для детского и |       |        |         |       |        |
| диетического          питания |       |        |         |       |        |
| (капитальные вложения). . . . |  39   |  21    |  18     | 25    |  64    |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
| Реконструкция и    расширение |       |        |         |       |        |
| действующих       предприятий |       |        |         |       |        |
| перерабатывающей              |       |        |         |       |        |
| промышленности   (капитальные |       |        |         |       |        |
| вложения) . . . . . . . . . . |  25,4 |  10,8  |  14,6   | 24,2  | 49,6   |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|------  |
| Всего затрат. . . . . . . . . | 345,1*| 171,5  | 173,6   | 627,8 | 972,9  |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    из них:                    |       |        |         |       |        |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    бюджетные ассигнования . . | 241,7*| 120,2  | 121,5   | 546,1 | 787,8  |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    капитальные вложения . . . | 103,4 |  51,3  |  52,1   | 81,7  | 185,1  |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|   Кроме того, валютные        |       |        |         |       |        |
|   ассигнования (млн.          |       |        |         |       |        |
|   долларов США) . . . . .     |   4   |   2    |   2     | 10    | 14     |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    из них на:                 |       |        |         |       |        |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    Приобретение импортного    |       |        |         |       |        |
|    оборудования . . . . . . . |   2   |   1    |   1     |  5    |  7     |
|-------------------------------|-------|--------|---------|-------|--------|
|    Приобретение               |       |        |         |       |        |
|    быстроразлагающихся,       |       |        |         |       |        |
|    малотоксичных пестицидов . |   2   |   1    |   1     | 5     | 7      |
-----------------------------------------------------------------------------
------------------------
     * Из них финансируется  за  счет  местных  источников  30,1  млн.
рублей.

     Примечание. Затраты  уточняются  при разработке годовых прогнозов
социально-экономического развития и бюджетов  Российской  Федерации  с
учетом их индексации.

       Раздел 7. Контроль состояния загрязнения природной среды

     В результате    проведенного    анализа    имеющихся   материалов
установлено,  что на формирование доз облучения населения в крае могли
оказать   влияние   радиоактивные  выпадения  после  ядерных  взрывов,
проведенных на Семипалатинском полигоне в 1949-1962 и  1965  годах,  а
также после серии мощных ядерных взрывов на о. Новая Земля в 1962-1963
годах и полигоне КНР в районе оз. Лобнор в 1968-1980 годах.
     Обследования, проведенные  Росгидрометом  в Алтайском крае в 1991
году,  показали,  что  средняя  плотность  загрязнения   обследованной
территории цезием-137 составляет 0,1-0,2 Ки/кв.км,  что не существенно
отличается от значений, характерных для других регионов России.
     В связи с вышеизложенным целесообразно при  организации  контроля
состояния  загрязнения  природной  среды в Алтайском крае ограничиться
существующей  системой   мониторинга   соответствующих   подразделений
министерств    и    ведомств    (Минприроды    России,   Росгидромета,
Госсанэпиднадзора России,  Минсельхоза России и других),  а  выделение
средств  из  федерального  бюджета  предусмотреть  лишь на техническое
перевооружение  и   приборное   дооснащение   этих   подразделений   в
соответствии с современными требованиями в объемах: 1994-1995 годы - 5
млн.рублей,  в том числе в 1994 году - 3 млн.рублей,  1996-2000 годы -
10  млн.рублей  (бюджетные ассигнования).  При этом учитывается также,
что в разделе 6 Программы  предусматриваются  затраты  на  организацию
контроля сельскохозяйственной продукции.

         Раздел 8. Научное обеспечение Программы и дальнейшее
     развитие исследований по изучению влияния ядерных испытаний
                     на население Алтайского края

     Основной целью   научного    обеспечения    Программы    является
определение и обоснование эффективных способов реабилитации населения,
подвергшегося радиационному воздействию.
     Программой предусматривается         осуществить         комплекс
научно-исследовательских работ по следующим направлениям:
     ретроспективная оценка  последствий  радиационного воздействия на
население и окружающую среду Алтайского края;
     обоснование мер   по  охране  здоровья  населения,  подвергшегося
радиационному воздействию, а также их детей и внуков;
     разработка и  обоснование стратегии и тактики ограничения влияния
неблагоприятных  антропогенных  факторов  на  здоровье   населения   и
стабилизации экологической ситуации;
     разработка и   научное   обоснование   дополнительных    мер    и
механинизмов    социально-экономической   реабилитации   населения   и
территорий, подвергшихся радиационному воздействию.
     Ретроспективная оценка    радиационного    воздействия    ядерных
испытаний на Семипалатинском полигоне  на  население  Алтайского  края
осложнена   большим  количеством  взрывов  (более  56),  радиоактивные
продукты которых распространялись в направлении Алтайского края.
     К настоящему  времени  путем оценки архивных материалов полигона,
восстановления метеорологической  обстановки,  данных  по  определению
превышения цезия, стронция, плутония над уровнем глобальных выпадений,
характера их распределения на территориии Алтайского края,  а также  с
помощью  математического моделирования удалось реконструировать след и
уровни доз радиационного воздействия от взрывов 1949 и 1962 годов.
     Для восстановления радиационного воздействия  от  других  взрывов
предполагается  в  течение  1994-1995  и  последующих  годов  провести
научно-исследовательские работы по реконструкции доз от каждого взрыва
и  определению  территорий,  которые  при  этих  взрывах  подвергались
радиоактивному  загрязнению.  На   первом   этапе   (1994-1995   годы)
необходимо   провести   эту   работу   для   территорий,  подвергшихся
воздействию   от   14   ядерных   взрывов   (25%   от   общего   числа
воздействовавших  на  территорию Алтайского края),  по которым имеются
архивные данные о радиационной обстановке на момент взрывов,  и на  их
основе с использованием соответствующих методов провести реконструкцию
доз внешнего облучения населения от этих взрывов.
     При этом предусматриваются разработка методики и определение  доз
внутреннего облучения, а также реконструкция доз внутреннего облучения
на критические органы (щитовидная железа,  кожные покровы  и  другие).
Требуется  также  проведение работ по реконструкции доз и установлению
территорий,  подвергшихся  радиационному   воздействию,   по   ядерным
взрывам, архивные данные которых до настоящего времени отсутствуют.
     Намечается организовать работы по оценке  отдаленных  последствий
радиационного  воздействия  на население и окружающую среду Алтайского
края,  исследованию  детерминистских  и  стохастических   эффектов   у
населения,  определению  последствий  воздействия ядерных испытаний на
флору и фауну.
     Для понимания отдаленных последствий облучения от ядерных взрывов
будет проведена оценка  здоровья  групп  повышенного  риска,  а  также
клинико-эпидемиологические  исследования  облученного  населения  и их
потомков,  эпидемиологический  анализ   заболеваемости,   рождаемости,
смертности   среди   облученных   групп  с  учетом  доз  радиационного
воздействия.  При   этом   в   исследованиях   предполагается   широко
использовать популяционный, когортный и семейный анализ.
     Предусматривается проведение научных исследований  по  разработке
методов  и  средств  антиканцерогенной защиты групп повышенного риска,
обоснование целенаправленных  мероприятий  по  формированию  здорового
образа жизни, разработка методик формирования групп повышенного риска,
форм и методов организации диспансерного наблюдения их  с  учетом  доз
облучения,  разработка научных основ организации мониторинга состояния
здоровья населения,  подвергшегося радиационному воздействию,  а также
их   детей  и  внуков,  оценка  эффективности  проведения  мероприятий
средствами первичной и вторичной реабилитации.
     Намечается проведение  комплекса  научно-исследовательских работ,
направленных на разработку методических материалов и  рекомендаций  по
раннему выявлению негативного воздействия природной среды на человека,
изучению закономерностей формирования адаптивных реакций населения  на
неблагоприятные   экологические  факторы,  а  также  побочных  реакций
адаптогенеза,  определению кроссадаптационных изменений резистентности
организма,   изучению   суммарных   профессиональных  и  экологических
нагрузок  на   отдельные   контингенты   населения,   систематическому
гигиеническому анализу населенных пунктов края.
     Важнейшей задачей   научных   исследований   является  разработка
механизмов  социальной  защиты  населения,  пострадавшего  от  ядерных
испытаний,  методов  психолого-педагогической  и  психолого-социальной
реабилитации населения,  разработка методов оценки ущерба, нанесенного
ядерными  испытаниями на Семипалатинском полигоне населению Алтайского
края и его социально-экономическому развитию,  разработка критериев  и
нормативов социального развития территорий, подвергшихся радиационному
воздействию.
     Объемы затрат  на  научное  обеспечение  Программы  и  дальнейшее
развитие   исследований  по  изучению  влияния  ядерных  испытаний  на
население Алтайского края приведены в таблице 5.

                                                             Таблица 5

            ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
            И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ
        ВЛИЯНИЯ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                                                         (млн. рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------
|                                  |   1994- |    в том числе     |  1996-  |  1994-  |
|   Наименование мероприятий       |   1995  |    по годам:       |  2000   |  2000   |
|                                  |   годы  |--------------------|  годы   |  годы   |
|                                  |         |    1994 |   1995   |         |         |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Оценка последствий радиационного |         |         |          |         |         |
| воздействия на население и       |         |         |          |         |         |
| окружающую среду. . . . . . .    |  74*    |    32   |    42    |   195   |   269   |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Разработка научных основ         |         |         |          |         |         |
| получения продуктов для          |         |         |          |         |         |
| лечебного и диетического         |         |         |          |         |         |
| питания для населения            |         |         |          |         |         |
| пострадавших территорий на       |         |         |          |         |         |
| основе районированных            |         |         |          |         |         |
| сельскохозяйственных             |         |         |          |         |         |
| технологий. . . . . . . . . .    |   8     |     4   |     4    |    15   |    23   |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Научные исследования по          |         |         |          |         |         |
| социально-психологической и      |         |         |          |         |         |
| экономической реабилитации       |         |         |          |         |         |
| населения и территорий,          |         |         |          |         |         |
| подвергшихся радиационному       |         |         |          |         |         |
| воздействию . . . . . . . . .    |  14     |     7   |     7    |    30   |    44   |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Организация и управление         |         |         |          |         |         |
| научным обеспечением             |         |         |          |         |         |
| комплексной программы . . . .    |   4     |     2   |     2    |    10   |    14   |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Всего затрат  -  бюджетные       |         |         |          |         |         |
| ассигнования  . . . . . . . .    | 100*    |    45   |    55    |   250   |   350   |
---------------------------------------------------------------------------------------
-----------------
     * Из них финансируется за счет местных источников 20 млн. рублей.

     Примечание. Затраты  уточняются  при разработке годовых прогнозов
социально-экономического развития и бюджетов  Российской  Федерации  с
учетом их индексации.

          Раздел 9. Международное сотрудничество по вопросам
          преодоления последствий радиационного воздействия

     Сложность проблем,  связанных с оценкой  последствий  воздействия
радиационного  фактора  на  население  Алтайского  края  в  результате
многолетних испытаний ядерного  оружия  на  Семипалатинском  полигоне,
обусловлена  далеко  не  полными  данными  о радиационной обстановке в
период испытаний и  тем,  что  в  течение  40  лет  не  осуществлялось
каких-либо мероприятий по защите населения.
     Необходимость международного      сотрудничества      обусловлена
возможностью   получить   новую  информацию  о  влиянии  на  население
радиационного фактора не только в аварийных ситуациях на  радиоактивно
опасных  объектах,  но  и  при  ядерных взрывах,  проведенных в других
странах.
     Для оценки  отдаленных  эффектов  воздействия  ядерных взрывов на
здоровье   населения   необходимо   объединение   усилий   государств,
проводивших испытания ядерного оружия, - России, США, Англии, Франции,
Китая.  Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в США.  Предполагается
изучить  их  опыт по оценке отдаленных последствий воздействия ядерных
взрывов с целью сопоставления с материалами,  полученными в  Алтайском
крае, использования этих материалов для создания комплекса эффективных
мероприятий по реабилитации населения,  пострадавшего  от  воздействия
испытаний ядерного оружия.
     Целесообразно изучить  и   использовать   опыт   ученых   Японии,
накопленный  при  проведении эпидемиологических исследований по оценке
воздействия атомных бомбардировок гг.Хиросимы и Нагасаки и организации
системы диспансеризации людей, пострадавших при этих бомбардировках, а
также опыт, накопленный во Франции, о роли радиационного воздействия в
развитии  онкологических  заболеваний,  особенно  рака  легкого,  и по
предупреждению этих заболеваний.
     При этом  предполагается  осуществить  сотрудничество со странами
ближнего зарубежья,  прежде всего в вопросах получения  и  обеспечения
населения,    пострадавшего    от   воздействия   ядерных   испытаний,
экологически чистыми продуктами для диетического и лечебного питания.
     В Программе предусматривается:
     участие российских  ученых  и  специалистов  в   работе   научных
конференций и совещаний, проводимых за рубежом, подготовке соглашений,
протоколов,   программ   участия   в   осуществлении    международного
сотрудничества по проблемам ликвидации последствий ядерных испытаний;
     организация и   проведение   на   территории   Алтайского    края
международных конференций, симпозиумов, конгрессов;
     прием зарубежных экспертов и специалистов по  различным  аспектам
международного сотрудничества;
     перевод и  издание  в России необходимых зарубежных материалов.
     Объемы затрат на эти цели приведены в таблице 6.


                                                             Таблица 6

               ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
             ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ В ВОПРОСАХ
          ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

                                                         (млн. рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------
|                                   |  1994- |    в том числе     |  1996-  |  1994-  |
|   Наименование мероприятий        |  1995  |    по годам:       |  2000   |  2000   |
|                                   |  годы  |--------------------|  годы   |  годы   |
|                                   |        |    1994 |   1995   |         |         |
|-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------|
| Участие российских ученых         |        |         |          |         |         |
| в конференциях и совещаниях,      |        |         |          |         |         |
| стажировка специалистов           |        |         |          |         |         |
| за рубежом . . . . . . . . .      | 0,3    |   0,1   |  0,2     |  0,7    |   1     |
|-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------|
| Организация и проведение          |        |         |          |         |         |
| международных конференций         |        |         |          |         |         |
| и совещаний на  территории        |        |         |          |         |         |
| Алтайского края. . . . . . .      | 2      |   -     |  2       |  3,5    |   5,5   |
|-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------|
| Прием зарубежных специалистов     |        |         |          |         |         |
| и ученых для подготовки           |        |         |          |         |         |
| совместных программ               |        |         |          |         |         |
| сотрудничества и                  |        |         |          |         |         |
| консультаций . . . . . . . .      | 0,5    |   0,2   |   0,3    |  2      |   2,5   |
|-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------|
| Перевод и тиражирование в         |        |         |          |         |         |
| России зарубежных и отечественных |        |         |          |         |         |
| материалов для распространения    |        |         |          |         |         |
| за рубежом. . . . . . . . . .     | 1,5    |   0,7   |   0,8    |  3,5    |   5     |
|-----------------------------------|--------|---------|----------|---------|---------|
| Всего затрат  -  бюджетные        |        |         |          |         |         |
| ассигнования. . . . . . . . .     | 4,3    |   1     |   3,3    |  9,7    |  14     |
---------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Затраты уточняются при разработке  годовых  прогнозов
социально-экономического  развития  и  бюджетов Российской Федерации с
учетом их индексации.

    Раздел 10. Организационные мероприятия и управление Программой

     Ответственными за   разработку   и   выполнение   Государственной
программы   по   реабилитации   населения  и  социально-экономическому
развитию   населенных   пунктов    Алтайского    края,    подвергшихся
радиационному   воздействию   в   результате   ядерных   испытаний  на
Семипалатинском полигоне,  на 1994-1995 годы и на период до 2000  года
являются   Госкомчернобыль   России   (государственный   заказчик)   и
администрация Алтайского края (исполнитель работ).
     Администрацией края  для  организации  выполнения  работ  по всем
разделам настоящей Программы создан Комитет по ликвидации  последствий
многолетнего  воздействия ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне,
в  задачи  которого  входят  разработка   и   организация   выполнения
конкретных  адресных  подпрограмм  и мероприятий по реализации заданий
Программы,  межрегиональная и межотраслевая координация и контроль  за
выполнением указанных заданий. Организационно-методическое руководство
работой Комитета осуществляет Госкомчернобыль России.
     Конкретная организационно-штатная структура Комитета определяется
с  учетом  работ,  планируемых  по  основным  направлениям  реализации
Программы:
     социальная защита,  предоставление  компенсаций  и  льгот  лицам,
пострадавшим от радиационного воздействия;
     социально-экономическое развитие районов края,  попавших  в  зону
влияния ядерных испытаний;
     улучшение медико-биологической     и      санитарно-гигиенической
обстановки, научное обеспечение и другие мероприятия.
     Для координации приоритетных направлений  деятельности  Комитета,
принятия   важных   экспертных   решений  администрацией  края  создан
Координационный совет,  работающий под  непосредственным  руководством
Госкомчернобыля России.
     Комитет краевой администрации работает в тесном взаимодействии  с
территориальными  структурами  заинтересованных министерств и ведомств
(Минздрав России,  Минприроды России,  Минсоцзащиты России, Минсельхоз
России, Госсанэпиднадзор России, Росгидромет, Российская академия наук
и др.), а также службами администрации края и Госкомчернобылем России.
     Финансирование практических  мероприятий  по  охране  здоровья  и
реабилитации населения,  а также инвестиционных программ  (капитальные
вложения)   осуществляется   Минфином   России   по   согласованию   с
Госкомчернобылем  России   из   бюджетных   ассигнований   и   лимитов
государственных  централизованных капитальных вложений,  установленных
Минэкономики России.  При этом выделение  ассигнований  осуществляется
под  конкретные подпрограммы,  разрабатываемые ежегодно администрацией
края для выполнения заданий Государственной программы, согласованные с
Госкомчернобылем    России   и   соответствующими   министерствами   и
ведомствами Российской Федерации.  Перечисление средств осуществляется
непосредственно на спецсчет администрации края.
     Руководство по  научному   обеспечению   Программы   осуществляет
региональный    научный   совет,   входящий   на   правах   секции   в
научно-технический совет  Госкомчернобыля  России.  Тематический  план
научных  исследований  утверждается  администрацией  Алтайского края и
Госкомчернобылем России в установленном порядке.  Финансирование работ
осуществляется   по   договору   между   Госкомчернобылем   России   и
администрацией  края.  Отчеты   научных   исследований   по   основным
направлениям представляются ежеквартально в Госкомчернобыль России.
     Порядок финансирования, учета и отчетности расходов на выполнение
Государственной    программы    по    реабилитации     населения     и
социально-экономическому    развитию    районов    Алтайского    края,
подвергшихся радиационному воздействию в результате ядерных  испытаний
на  Семипалатинском  полигоне,  на  1994-1995 годы и на период до 2000
года определяется в соответствии с инструктивными документами  Минфина
России, Банка России и Госкомстата России.
     Порядок управления   Программой  может  изменяться  на  основании
совместных решений Госкомчернобыля России и  администрации  Алтайского
края.
     При разработке Программы рассматривались возможности формирования
дополнительных   внебюджетных   источников  финансирования  намечаемых
мероприятий  посредством  привлечения   для   социально-экономического
развития   населенных   пунктов   края,  пострадавших  от  воздействия
радиации,  акционерного  капитала,  развития   предпринимательства   и
фермерства,      использования      государственного     внебюджетного
экологического  фонда,  создания   новых   государственно-коммерческих
структур.  Значительное  влияние  на объемы внебюджетных средств может
оказать активизация  внешнеэкономической  деятельности  предприятий  и
администрации  края  при  поддержке федеральных органов управления.  В
целях мобилизации  внебюджетных  источников  финансирования  Программы
будет   активизирована   работа   по   привлечению   отечественных   и
международных организаций к благотворительной деятельности. Реализация
указанных  направлений  работы  может быть обеспечена путем разработки
конкретных целевых программ.
     Ситуация, сложившаяся  на территории Алтайского края в результате
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,  должна быть  в  полной
мере  использована  для повышения уровня знаний человечества в области
поведения  радиоактивных  элементов  в   природных   средах,   влияния
долговременного   облучения   биологических  объектов  малыми  дозами,
практической реализации комплекса защитных мер в условиях радиоактивно
загрязненных территорий.
     Техническая и   иная    информация,    касающаяся    долгосрочных
последствий  для  общества  и  окружающей  среды,  а  также  научный и
практический опыт,  накопленный в ходе устранения  последствий,  равно
как  и  совершенные  в  этот  период  ошибки  должны  быть  достоянием
общественности и  использоваться  в  случае  возникновения  в  будущем
подобных чрезвычайных ситуаций.
     В этих целях Программой предусматривается:
     информационно-пропагандистская деятельность   по   доведению   до
населения  объективной  информации  о  последствиях  влияния   ядерных
взрывов на территорию Алтайского края;
     обеспечение объективной,  полной  и   своевременной   информацией
общественности через средства массовой информации;
     издание и распространение научно-популярной литературы,  создание
теле-,   видео-,   кинофильмов,  проведение  лекций,  круглых  столов,
семинаров, конференций;
     проведение социологических     исследований     и     мониторинга
общественного мнения;
     контакты с   общественными   движениями   и   их   информационное
обеспечение.
     Для обеспечения   разработки   и   оперативного  функционирования
механизма реализации Программы  предусматриваются  подготовка  кадров,
повышение  квалификации  и  переквалификация  их  в  свете современных
требований, выполнение комплекса работ по информационно-аналитическому
обеспечению,  сбору,  межотраслевой интеграции и систематизации данных
для  использования  их  в  органах   управления   представительной   и
исполнительной власти.
     Объем затрат  на   выполнение   организационных   мероприятий   и
управление Программой приведены в таблице 7.

                                                             Таблица 7

       ОБЪЕМЫ ЗАТРАТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
                       И УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

                                                         (млн. рублей)
---------------------------------------------------------------------------------------
|                                  |   1994- |    в том числе     |  1996-  |  1994-  |
|   Наименование мероприятий       |   1995  |    по годам:       |  2000   |  2000   |
|                                  |   годы  |--------------------|  годы   |  годы   |
|                                  |         |    1994 |   1995   |         |         |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Обеспечение работы Комитета      |         |         |          |         |         |
| по ликвидации последствий        |         |         |          |         |         |
| многолетнего воздействия         |         |         |          |         |         |
| ядерных взрывов на               |         |         |          |         |         |
| Семипалатинском полигоне         |         |         |          |         |         |
| администрации Алтайского         |         |         |          |         |         |
| края. . . . . . . . . . . .      |  2,4    |   1,2   |   1,2    |   6     |    8,4  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Разработка и сопровождение       |         |         |          |         |         |
| программ по изысканию            |         |         |          |         |         |
| внебюджетных источников          |         |         |          |         |         |
| финансирования Программы. .      |  1,2    |   0,6   |   0,6    |   3     |    4,2  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Создание и оснащение фонда       |         |         |          |         |         |
| теле-, видео-, киноматериалов,   |         |         |          |         |         |
| выпуск информационных            |         |         |          |         |         |
| изданий, проведение              |         |         |          |         |         |
| информационно-пропагандистских   |         |         |          |         |         |
| мероприятий . . . . . . . .      |  0,8    |   0,3   |   0,5    |   1,5   |    2,3  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Подготовка и повышение           |         |         |          |         |         |
| квалификации кадров,             |         |         |          |         |         |
| обеспечивающих управление        |         |         |          |         |         |
| Программой. . . . . . . . .      |  0,4    |   0,2   |   0,2    |   1     |    1,4  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Оснащение и содержание           |         |         |          |         |         |
| Научно-исследовательского        |         |         |          |         |         |
| института региональных           |         |         |          |         |         |
| медико-экологических проблем     |         |         |          |         |         |
| Алтайского края . . . . . .      |  3      |   1,5   |   1,5    |   7,5   |   10,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Информационно-аналитическое      |         |         |          |         |         |
| обеспечение Программы . . .      | 30      |  18     |  12      |  30     |   60    |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Подготовка и проведение          |         |         |          |         |         |
| научно-практических              |         |         |          |         |         |
| конференций по проблемам         |         |         |          |         |         |
| влияния на население края        |         |         |          |         |         |
| ядерных испытаний на             |         |         |          |         |         |
| Семипалатинском полигоне. .      |  1      |   0,5   |   0,5    |   2,5   |    3,5  |
|----------------------------------|---------|---------|----------|---------|---------|
| Всего затрат -  бюджетные        |         |         |          |         |         |
| ассигнования. . . . . . . .      | 38,8    |  22,3   |  16,5    |  51,5   |   90,3  |
---------------------------------------------------------------------------------------

     Примечание. Затраты уточняются при разработке  годовых  прогнозов
социально-экономического  развития  и  бюджетов Российской Федерации с
учетом их индексации.


                                                              Таблица 8

                            СВОДКА ЗАТРАТ,
            ПРЕДУСМОТРЕННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО
      РЕАБИЛИТАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
   РАЙОНОВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИАЦИОННОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ
     В РЕЗУЛЬТАТЕ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ НА СЕМИПАЛАТИНСКОМ ПОЛИГОНЕ,
              НА 1994-1995 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

                                                         (млн. рублей)
-------------------------------------------------------------------------------------------
|                                  |   1994-   |    в том числе      |  1996-    | 1994-  |
|   Наименование мероприятий       |   1995    |    по годам:        |  2000     | 2000   |
|                                  |   годы    |---------------------|  годы     | годы   |
|                                  |           |    1994  |   1995   |           |        |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| I. Бюджетные ассигнования        |           |          |          |           |        |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Охрана здоровья населения,       |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    |  318,1    | 154,5    | 163,6    |   741,8   | 1059,9 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Социально-психологическая        |           |          |          |           |        |
| реабилитация населения,          |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    |   44,7    |  20,1    |  24,6    |    16,4   |   61,1 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Социально-экономическое          |           |          |          |           |        |
| развитие населенных пунктов,     |           |          |          |           |        |
| подвергшихся радиацонному        |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    |   37,5    |  17,4    |  20,1    |    61,4   |   98,9 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Контроль состояния загрязнения   |           |          |          |           |        |
| природной среды . . . . . . .    |    5      |   3      |   2      |    10     |   15   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Обеспечение населения,           |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию, полноценными        |           |          |          |           |        |
| продуктами питания. . . . . .    |  241,7    | 120,2    | 121,5    |   546,1   |  787,8 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Научное обеспечение Программы    |           |          |          |           |        |
| и дальнейшее развитие            |           |          |          |           |        |
| исследований по изучению         |           |          |          |           |        |
| влияния ядерных испытаний        |           |          |          |           |        |
| на население Алтайского края..   |   100     |   45     |   55     |    250    |   350  |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Международное сотрудничество     |           |          |          |           |        |
| в вопросах преодоления           |           |          |          |           |        |
| последствий радиационного        |           |          |          |           |        |
| воздействия . . . . . . . . .    |    4,3    |   1      |   3,3    |     9,7   |   14   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Организационные мероприятия      |           |          |          |           |        |
| и управление Программой . . .    |   38,8    |  22,3    |  16,5    |    51,5   |   90,3 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
|    Итого. . . . . . . . . . .    |  790,1*   | 383,5    | 406,6    |  1686,9   | 2477   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| II. Капитальные вложения         |           |          |          |           |        |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Охрана здоровья населения,       |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    | 1043,6    | 598,5    | 445,1    |   764,8   | 1808,4 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
|    в том числе развитие          |           |          |          |           |        |
|    материально-технической       |           |          |          |           |        |
|    базы здравоохранения . . .    |  378      | 129,9    | 248,1    |   438,7   |  816,7 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Социально-психологическая        |           |          |          |           |        |
| реабилитация населения,          |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    |   14      |   6,3    |   7,7    |     9,9   |   23,9 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Социально-экономическое          |           |          |          |           |        |
| развитие населенных пунктов,     |           |          |          |           |        |
| подвергшихся радиационному       |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    | 1038,9**  |  438,1   | 600,8    |  1655,7** | 2694,6 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Обеспечение населения,           |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию, полноценными        |           |          |          |           |        |
| продуктами питания. . . . . .    |  103,4    |   51,3   |  52,1    |    81,7   |  185,1 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Итого. . . . . . . . . . .       |  2199,9** |  1094,2  |  1105,7  |  2512,1** | 4712   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Всего бюджетных ассигнований     |           |          |          |           |        |
| и капитальных вложений. . . .    | 2990      | 1477,7 1 | 512,3    |  4199     | 7189   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| III. Кроме того, валютные        |           |          |          |           |        |
|      ассигнования                |           |          |          |           |        |
|      (млн.долларов США)          |           |          |          |           |        |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Охрана здоровья населения,       |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию . . . . . . . . .    |   20,9    |   10,8   |   10,1   |     25,2  |   46,1 |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
| Обеспечение населения,           |           |          |          |           |        |
| подвергшегося радиационному      |           |          |          |           |        |
| воздействию, полноценными        |           |          |          |           |        |
| продуктами питания  . . . . .    |    4      |    2     |    2     |     10    |   14   |
|----------------------------------|-----------|----------|----------|-----------|--------|
|    Итого валютные ассигнования   |   24,9    |   12,8   |   12,1   |     35,2  |   60,1 |
-------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------
     Примечания. 1.   Затраты   уточняются   при   разработке  годовых
прогнозов  социально-экономического  развития  и  бюджетов  Российской
Федерации с учетом их индексации.
     2. Выделение валютных ассигнований производится  Минфином  России
без взыскания рублевого покрытия.

     * Из них финансируется из местных источников 90,1 млн. рублей.
     ** Из них финансируется из местных источников в  1994-1995  годах
239,9 млн.рублей, в 1996-2000 годах 390 млн.рублей.

Страницы: 1  2